Энциклопедия пожаробезопасности

Значение фразеологизма "валаамова ослица". Библия онлайн Валаамская ослица

В то время, когда сыны Израилевы двигались из Египта в Землю обетованную, жил в Месопотамии провидец и предсказатель Валаам. О нем говорили, что как он скажет, так оно и будет. И если он кого благословит, тот будет благословен, кого проклянет, тот будет проклят. Об этом знали моавитяне. Знали они также и о том, что недалеко от них на равнинах Моава остановились сыны Израилевы. И это очень не нравилось моавитянам. Они опасались, что народ Израилев истопчет все в округе и им нечем будет кормить свой скот.

Отправил царь моавитян Валак к Валааму послов, чтобы предсказатель пришел к ним и проклял сынов Израилевых. Услышали бы они это страшное проклятие и ушли бы с земли Моавитской. Валаам выслушал просьбу послов и сказал, что ему надо спросить совета у Бога. Послы остались ждать, а Валаам рассказал Богу, что пришли к нему послы из земли Моавитской и просят его проклясть народ Израилев. Господь выслушал Валаама и сказал ему, что народ этот проклинать нельзя, так как он благословен.

На другой день Валаам ответил послам, что Господь Бог не хочет, чтобы он шел с ними и проклинал народ Израилев. Послы покинули его, пришли к своему царю и рассказали все, что передал им Валаам. Опечалился Валак и решил послать к Валааму более именитых послов. Он напутствовал их, чтобы они не только пришли и просили его о проклятии, но и пообещали ему дать все, что он ни пожелает.

И снова в доме Валаама появились послы. Они передали ему просьбу царя Валака и пообещали дать ему все, что он ни пожелает, даже полный дом серебра, пусть только поскорей идет с ними и проклянет народ Израилев. Валаам предложил им остаться у него переночевать, а сам отправился к Господу, спросить совета, как быть ему. Господь ответил, чтобы он поутру запрягал свою ослицу и вместе с послами отправлялся к царю Моавитскому.

На следующее утро Валаам запряг ослицу, сел на нее и отправился с послами к моавитянам. И вдруг ослица увидела Ангела Божия с обнаженным мечом и свернула с дороги. Валаам стал бить ослицу, пытаясь возвратить ее на прежний путь. И снова впереди появился Ангел, и ослица не могла пройти, и принялся Валаам во второй раз бить ее. И опять Ангел мешал им двинуться в путь дальше. Ослица легла под Валаамом, и он в третий раз принялся бить ее палкою. Тогда заговорила ослица человеческим голосом: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня?» Валаам ответил ей, что бьет ее потому, что она не выполняет его приказаний.

И тут Валаам увидел на дороге Ангела с обнаженным мечом. И все понял. Ангел стал его укорять за то, что он бил ослицу три раза. Ведь если бы ослица не свернула с дороги, то он убил бы Валаама. Так что ослица спасла ему жизнь.

Покаялся Валаам, признал свой грех и сказал, что готов вернуться домой. Но ангел ответил, чтобы он шел вместе с послами дальше и на месте не проклял, а благословил бы народ Израилев.

Когда они прибыли на место, к Валааму навстречу вышел царь мо-авитян Валак и просил предсказателя проклясть прибывших в его землю людей. Но Валаам прежде обратился к Господу, и Господь велел ему трижды благословить сынов Из-раилевых. Валаам так и сделал. И нажил себе врага в лице царя Валака.

Валаам, Бог и говорящая Ослица Валаамова

Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.

Вот и пойми этого капризного старикана: то иди, то не иди…

Валаам ехал на ослице своей и с ним было двое слуг его. Увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги. Валаам же стал колотить ослицу жестоко, чтобы возвратить ее на дорогу. (Видать, Ангел был специальный - ослиный, раз ослица его видела, а Валаам нет!)

И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, совсем сдурела: прижалась в страхе к стене и прижала ногу Валаамову к стене. Тот опять ее колошматить да материть. Ослица же, будучи умнее Валаама, легла под ним, а Валаам, воспылав гневом стал дубасить ослицу палкою.

И тут произошло очередное библейское чудо: отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:

Что я тебе сделала, что ты колотишь меня, как угорелый?

А за то, что ты надругалась надо мною! Будь у меня в руке меч, то я бы и вовсе прикончил тебя! - И ведь невдомек Валааму было, что ведет он эту светскую беседу с рядовой ослицей из отряда непарнокопытных, семейства лошадиных.

Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала и до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?

И тут открыл, наконец, Господь глаза и Валааму - и у того наступило ослицыно прозрение. Увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке. Пал ниц Валаам, Ангел Господень прочел ему нотацию:

За что ты бил ослицу свою, старый осёл? - Сказал небесный Защитник Прав Животных. - Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо мною. Ослица - и та, скотина бессловесная, - увидев меня, своротила с дороги. А ведь не свороти она - тебе был бы каюк, а ее бы я оставил в живых.

Но, Ангел, Господь сам дал мне разрешение идти…

На то он и Господь! Он хозяин своему слову - сам дал, сам и обратно забрал.

Прости меня Ангел, Христом-Богом прошу! Согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь против меня на дороге. Конечно, конечно, если это неприятно в очах твоих, то я возвращусь. Видел я всех этих фраеров в белых тапочках!

Ладно, кончай сопеть. Пойди с людьми сими, но только говори то, что я буду говорить тебе.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 40 ВАЛААМ Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл. Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как появилось и что означает выражение «валаамова ослица»? Согласно ветхозаветной книге Чисел прорицатель Валаам, получив Божье дозволение, отправился к моавитскому царю Валаку, чтобы проклясть (как он думал) израильтян. Всевышний (несмотря на данное Им разрешение)

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Пророчества Книги Даниила. 597 год до н.э. - 2240 год н.э. автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Лекция 5 Говорящая стена. Осквернитель, казненный

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Валаам Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Валаам автора Зайцев Борис

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

2). Валаам (2:15,16) Валаам, пророк, который работал за мзду, вероятно, был знаком читателям Петра. В Ветхом Завете не только рассказывается довольно подробно его история (Чис. 22:2 - 24:5; 31:16), но он также постоянно упоминается как личность, которой следует остерегаться (Втор. 23:4;

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

1.1 Первый сверхъестественный сатана в Еврейской Библии: Ангел Яхве и говорящая ослица Для некоторых читателей будет неожиданностью узнать, что в Книге Бытия нет дьявола, Дьявола или Дьявола. Толкование Змея-искусителя из сада Эдема как Дьявола является одним из тех

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Валаамова ослица 22 И когда Валаам продолжал свой путь, разгневался на него Бог, и Ангел Господень преградил ему дорогу (а Валаам ехал верхом на ослице в сопровождении двух своих слуг). 23 Увидав Ангела Господня с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Ослица Валаама 21 Валаам встал утром, оседлал ослицу и пошёл с вождями Моава. 22 Но Всевышний разгневался, когда он пошёл, a и Ангел Вечного b встал на дороге, чтобы помешать ему. Валаам ехал на ослице, и с ним были двое его слуг. 23 Когда ослица увидела Ангела Вечного, Который

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Ослица Валаама 21 Валаам встал утром, оседлал ослицу и пошел с вождями Моава. 22 Но Бог разгневался, когда он пошел a, и Ангел Господень b встал на дороге, чтобы помешать ему. Валаам ехал на ослице, и с ним были двое его слуг. 23 Когда ослица увидела Ангела Господнего, Который

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Валаам Завоевания израильтянами Есевона и Васана оказалось достаточным, чтобы моавитяне встревожились. И хотя их собственная территория нападению не подверглась, не было никакой гарантии, что вскоре не наступит их черед. Кроме того, моавитяне едва ли могли отказаться от

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Валаам и Валак И пошел Валаам с князьями Валаковыми.Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на самой границе.И сказал Валаам Валаку:- Вот, я и пришел к тебе, но могу ли я тебе что-либо от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Кровь, говорящая лучше Как ведет Агнец Своих учеников от омовения водой покаяния к источникам воды жизни? Путь им указывает тайна Его пролитой крови. "Иисус, ходатай нового завета, скрепляет этот завет кроплением крови, говорящей еще лучше, чем кровь Авеля. Смотрите, не

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Валаамова ослица И остановились сыны Израиля в степях Моава близ перехода через Иордан, против Иерихона. Балак, сын Циппора, бывший царем Моава в то время, был напуган многочисленностью Израиля, ему ненавистного. Призвав старейшин, он им сказал:- Объест теперь это сборище

Валаамова ослица - ироническое определение молчаливого, покорного человека, неожиданно заговорившего, запротестовавшего.

Словосочетание ведет свою историю от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике и маге из города Пефор, что на реке Евфрат, Валааме.
Дело было так. Древние израильтяне, завладев после исхода из Египта, Заиорданьем, собирались силами для захвата земли Ханаанской, которую им обещал бог. Царь Моава, соседней Ханаану страны, испугавшись грозного соседства с израильтянами, но не имеющий силы их победить в бою, попросил Валаама напустить на них порчу.

Валаам после долгих уговоров согласился и отправился в Моав на ослице. Но путь ей загородил ангел, посланный богом Израиля. Ослица сбилась с дороги. Валаам разгневался и избил ослицу. Ту такая несправедливость возмутила до такой степени, что она заговорила человеческим голосом, мол, офонарел ты, что ли, что лупишь меня не зАшто не прОшто, не я ль тебя возила, повиновалась тебе, угождала? Тут Валаам и сам увидел ангела, признал свою ошибку и помирился с ослицей. Ну а чем дело кончилось с Моавом и израильтянами, читайте в Библии.

Картина Рембранта «Валаамова ослица»

Рембрант «Валаамова ослица»

Создана великим голландским художником в 1626 году. Размер 63x 46,5 см, холст, масло.
Сюжеты на темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидераландов тех лет. Картину про Валаамову ослицу написал и учитель Рембранта Питер Ластман. Рембрант превзошел его в художественном мастерстве, но основу сюжета сохранил.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) создал огромное количество картин.
Тематически сходные с «Валаамовой ослицей» по мнению Википедии следующие
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима», «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря», «Товит и Анна», «Давид перед Саулом» .

Многие фразеологизмы появились в русском языке благодаря мифам и легендам. «Валаамова ослица» - наглядный пример такого речевого оборота. Его значение может ввести в ступор человека, который не знаком с историей о Валааме и его животном. Разобраться в том, что означает данная устойчивая конструкция, поможет информация, которая содержится в этой статье.

«Валаамова ослица»: кого так называют

Чаще всего данный фразеологизм употребляется в ироническом смысле. «Валаамова ослица» - кого же могут так назвать? Скажем, человек на протяжении всей жизни проявляет покорность и смирение, позволяет другим руководить собой. Но в один прекрасный момент ему это надоедает, он начинает протестовать против того, что считает несправедливым. Интересно, что в этом случае речевой оборот может использоваться не только по отношению к женщинам, но и к представителям сильного пола.

«Валаамова ослица» - фразеологизм, который уместен не только в ситуации, которая рассматривается выше. Так люди могут назвать представительницу прекрасного пола, которая демонстрирует предельное упрямство, грубость, невоспитанность. В этом случае речевой оборот принимает ругательный характер.

Библейская притча

Каково происхождение фразеологизма «валаамова ослица»? Он появился в русском языке благодаря одной знаменитой Она рассказывает о чернокнижнике Валааме, проживающем в городе Пефор, который находится на реке Евфрат.

История начинается с того, что древние израильтяне, только что покорившие Заиорданье, планируют сокрушительное нападение на Ханаанскую землю, обещанную им богом. Моава, правитель государства, которое граничит с Ханааном, справедливо опасается проявлений агрессии со стороны потенциальных соседей. Однако сил, которыми располагает царь, слишком мало для того, чтобы оказать достойное сопротивление противнику. Поэтому Моава вынужден призвать на помощь темные силы. Правитель обращается к Валааму и предлагает ему навести порчу на древних израильтян.

Упрямая ослица

Причем же здесь «валаамова ослица»? Значение фразеологизма раскрывается выше, однако его происхождение пока остается загадкой. Валаам не сразу соглашается помочь царю, который к нему обратился. Однако после длительных размышлений все же решается отправиться в Моав. Этот путь чернокнижник намеревается проделать верхом на ослице.

Неожиданно путь магу преграждает ангел, которого направил к нему Бог. В результате животное, на котором он путешествует, сбивается с пути. Валаам впадает в ярость, избивает ослицу. Она приходит в возмущение от подобной несправедливости, что вынуждает ее заговорить человеческим голосом.

Ослица рассказывает своему хозяину о том, что всегда служила ему верой и правдой. Это заставляет чернокнижника раскаяться и помириться с преданным животным. Именно благодаря этой истории и появился речевой оборот «валаамова ослица». Значение фразеологизма теперь становится понятным.

Примеры из литературы

В наши дни эта устойчивая конструкция редко встречается в разговорной и письменной речи, однако когда-то пользовалась большой популярностью. К примеру, выражение использовал Максим Горький в своем произведении «Фома Гордеев». «Валаамова ослица» - так иронично называет старик-отец свою всегда покорную дочь, которой вдруг вздумалось пожаловаться.

Картина Рембрандта

«Валаамова ослица» - речевой оборот, который нравится не только писателям, но и художникам. Именно так назвал одну из своих знаменитых картин гениальный Рембрандт. Работу над этим произведением искусства мастер завершил еще в 1628 году. В то время художники Нидерландов часто обращались к библейским сюжетам.

Интересно, что у гения есть и другие произведения, которые очень похожи на картину «Валаамова ослица», если полагаться на мнения критиков. К примеру, «Пир Валтасара», «Возвращение блудного сына», «Иеремия», «Самсон и Далила», «Жертвоприношение Авраама» и так далее. Не исключено, что сходство ограничивается тем, что сюжеты всех произведений позаимствованы из Ветхого Завета.

Любопытно, что и учитель, у которого занимался Рембрандт, написал картину с аналогичным названием. Однако «Валаамова ослица» в его исполнении получилась не такой потрясающей, ученик превзошел своего преподавателя в мастерстве.

Произведение гениального Рембрандта все желающие могут увидеть в парижском музее, который называется Коньяк-Жэ.

Как правильно

Порядок слов в данном случае абсолютно не играет роли. При желании можно сказать «ослица валаамова», этот вариант также окажется правильным.

Вскоре после того оказались израильтяне в степях Моава 1 на реке Иордан, против Иерихона. Царь моавитян Ба-лак, сын Циппора, сказал старейшинам мидианитян: «Теперь объедят пришельцы все вокруг нас, как поедает бык полевую траву». И отправил он послов в Месопотамию за известным повсюду колдуном Валаамом (Биламом). Гонцы передали Валааму слова Балака:

Вот пришел народ из Египта, и уже покрыл он лик земли, и живет близ меня. Явись проклясть этот народ, потому что он сильнее меня, ибо знаю, что, кого ты благословишь, тот будет благословен, а кого проклянешь, тот будет проклят.

Долго не соглашался помочь Валаам моавитянам. Но все слал и слал своих гонцов Балак, и, наконец, прельщенный щедрыми дарами, сел Валаам на свою верную ослицу и отправился в путь.

Однако Бог вознегодовал на Валаама за то, что он согласился помочь врагам Израиля, и послал вестника с приказанием остановить колдуна. Ослица увидела вестника, преградившего дорогу, и свернула в поле. Напрасно Валаам бил животное, чтобы оно вернулось на дорогу. Ослица пошла узкой тропой, образованной виноградником и забором, но вестник и здесь не пустил ее. Ослица прижалась к стене, придавив ногу Валаама, и снова он начал бить ее. Пройдя немного, легла ослица на землю под Валаамом. Воспылал гнев Валаама, и стал он колотить ее палкой.

И тогда отверз Яхве уста ее, и заговорила она:

Что я сделала тебе? Почему безжалостно бьешь ты меня? В ярости даже не удивился Валаам, что бессловесная тварь

заговорила, и вступил со своей ослицей в перебранку:

Негодная ты скотина! Будь у меня меч, зарубил бы я тебя!

Не я ли твоя ослица? - возразило животное. - Не на мне ли ты ездил много лет? Разве я противилась когда-либо воле твоей?

Нет! - признался Валаам. И открыл Бог ему глаза, и увидел он вестника Господня с обнаженным мечом, и низко ему поклонился.

Глупый ты человек! - сказал вестник Валааму. - За что трижды избил ты ослицу твою, жизнь тебе сохранившую? Ведь пойди ослица вперед, увидев меня, я убил бы тебя, а ее оставил в живых.

Согрешил я, - проговорил Валаам. - Ибо не знал, что это ты преграждаешь путь. Теперь я вернусь назад.

Нет, не возвращайся! - возразил вестник. - Иди с теми, кто пришел за тобой.

В Моаве Балак уже ожидал Валаама. Выйдя навстречу ему, упрекнул он его:

Почему ты не шел на призывы мои? Неужели мало сокровищ в царстве моем, чтобы почтить тебя?

И ответил Валаам Балаку:

Вот теперь я здесь. Но смогу ли я что-то сказать от себя? Ведь скажу я лишь то, что вложит Господь в уста мои.

Наутро Балак возвел Валаама на высоты Вааловы, чтобы показать ему тех, на кого просил обратить проклятие. И построил, как распорядился Валаам, семь жертвенников, и приготовил семерых тельцов и столько же овнов для заклания. Принесли они вместе по тельцу и по овну в жертву на каждом из алтарей, и, оставив Балака возле всесожжения, отошел Валаам в сторону, на возвышенное место, чтобы узнать, какие слова говорить ему.

И встретился Бог с Валаамом, и вложил в его уста нужные слова.

Вернулся Валаам к тому месту, где возле алтарей ждал его Балак. Обратился он лицом к пустыне, и увидел Израиль, стоящий по коленам своим, и снизошел на него Дух Божий, и полились вдохновенные слова из уст его:

Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи, растекаются они. Расстилаются они, как сады при реке, как алойные дерева, Богом насаженные, как кедры. Переполняются ведра его водою, и семя его при обильных водах. Превзойдет царь его и Агага, и возвысится царство его. Мощь дикого быка у него, пожрет он народы, раздробит кости врагов своих и стрелами своими пронзит. Преклонится, ляжет, как лев и как львица. Кто посмеет поднять его? Всякий благословляющий тебя благословлен, и проклят проклинающий тебя.

Иди вон отсюда! - в ярости прокричал Балак. - Я призвал тебя проклясть врагов моих. Ты же благословляешь их!

Встал Валаам, и пошел, и спустился в низину, где послушно ждала его ослица, сел на нее и продолжал глаголить:

Вижу его, но оно не ныне, смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Иакова, и восстанет скипетр от Израиля 2 и сокрушит пределы Моава. И Эдом и Сеир будут под властью врагов своих 3 ...

Вскоре после этого моавитян постигла заслуженная кара. Двенадцать тысяч израильских воинов опустошили всю страну, увели тридцать две тысячи невольниц, захватили семьдесят две тысячи голов рогатого скота и шестьдесят одну тысячу вьючных ослов.

1 Страна Моав, получившая название по народу Моав (моавитяне), находилась к востоку от Иордана и Мертвого моря. Судя по надписи царя Моава Меши, моавитяне мало отличались от израильтян по языку. Поэтому в книгах Бытие и Второзаконие они и мыслились как родичи Израиля. Но моавитяне почитали не Яхве, а Ваала и Кемоша. Рассказ о Валааме и его ослице отражает религиозную рознь между двумя соседними народами. Царь Моава призывает на помощь колдуна из Месопотамии, чтобы уничтожить противников, но Яхве спасает свой народ, воспользовавшись, как орудием, ослицей - она задерживает Валаама. Впоследствии Яхве вкладывает в уста Валаама вместо проклятий благословения.

2 Впоследствии восстающие звезда и скипетр были осмыслены христианами как пророчество будущего царства Иисуса.

3 Оракул Валаама явно заимствован из какого-то произведения израильской народной поэзии или создан ему в подражание.

Похожие публикации