Энциклопедия пожаробезопасности

Налог на сверхдоход теория и практика. Налог на сверхприбыль корпораций. Досье. Налог на прибыль

В качестве одного из ярких примеров изменения налоговой политики в отношении недропользователей в Казахстане можно привести ситуацию с разрешением вопроса о проблемах исчисления налога на сверхприбыль.

Со второго полугодия 2005 года налоговые органы Казахстана под кураторством Налогового комитета Министерства финансов РК провели ряд тематических налоговых проверок в отношении крупнейших недропользователей. Впервые за историю независимого Казахстана были проведены тематические проверки по налогу на сверхприбыль. Недропользователи были в недоумении от огромных сумм начисленного налога на сверхприбыль, пени и штрафов.

Налог на сверхприбыль впервые был предусмотрен положениями налогового законодательства начала 1995 года. Плательщиками налога на сверхприбыль признавались все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.

Закон о налогах содержал общие положения о плательщиках налога на сверхприбыль, форме уплаты, в последующих редакциях были определены ставки налога на сверхприбыль. Подзаконного же регламентирования порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль недропользователи не видели долгое время. Скорее всего, это объяснялось ранним этапом развития нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения находились все еще на стадии разведки, соответственно, не было даже прибыли, не говоря уже о так называемой сверхприбыли.

29 декабря 1997 года Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК № 1 была утверждена Инструкция № 41 «О налогообложении недропользователей». Впервые детально методика расчета (исчисления) налога на сверхприбыль была закреплена в Инструкции № 41, положениями инструкции также предусматривались примеры исчисления налога на сверхприбыль, формулы и расчеты. С момента принятия Инструкции № 41 недропользователи руководствовались ее положениями.

Недропользователи Казахстана начали получать сверхприбыль в конце 1999 - начале 2000 годов. Соответственно, с этого момента возникла необходимость исчисления и уплаты налога на сверхприбыль. Стоит отметить, что были утверждены правила составления налоговой отчетности, недропользователи провели ряд переговоров с представителями налоговых органов в целях получения консультаций по правилам исчисления и уплаты налога на сверхприбыль.

Правильность, корректность и, соответственно, правомерность порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, проводимого недропользователями, была подтверждена результатами комплексных налоговых проверок недропользователей за 2000-2004 годы. Результаты же последних тематических налоговых проверок, проведенных во втором полугодии 2005 года, показали, что недропользователи неправильно исчисляли налог на сверхприбыль. Более того, противоречивыми оказались выводы проверяющих, а именно, результаты ранее проведенных комплексных проверок в отношении налога на сверхприбыль существенно отличались от проведенных в 2005 году тематических проверок по налогу на сверхприбыль; формулы исчисления налога на сверхприбыль, закрепленные в ежегодно (с 2000 года) утверждаемых налоговыми органами правилах составления налоговой отчетности также рознились с формулами, примененными в ходе тематических проверок.

Налоговые органы использовали принципиально новую для многих Контрактов методику расчета налога на сверхприбыль.

В соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент заключения недропользователями нефтяных контрактов, и сложившейся практикой налог на сверхприбыль рассчитывался следующим образом:

Доход после уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) - налог на дивиденды - налог на сверхприбыль, уплаченный за предыдущий год = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Вышеуказанная формула применялась в соответствии с положениями Инструкции № 41 «О налогообложении недропользователей» и Правилами составления Декларации по налогу на сверхприбыль.

Налоговые же органы в середине 2005 года приняли внутренний акт, предусматривающий иной порядок исчисления налога на сверхприбыль, с принятием за основу лишь порядка определения чистого дохода. Так, налоговые органы, руководствуясь положениями п.30 ст.5 Закона о налогах, предусматривающего, что под чистым доходом следует понимать налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, выплачиваемого по этому доходу, рассчитывают налог на сверхприбыль следующим образом:

Доход после уплаты КПН = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Таким образом, налоговые органы посчитали, что при исчислении чистого дохода недропользователи необоснованно вычитывают сумму уплаченного налога на дивиденды и сумму налога на сверхприбыль, уплаченного за предыдущий год .

Основным аргументом налоговых органов при исчислении налога на сверхприбыль по вышеуказанной формуле являются положения п.30 ст.5 Закона о налогах, определяющего чистый доход как доход за минусом только корпоративного подоходного налога.

Как видно из изложенного, руководствуясь крайне формальным подходом, несмотря на положения Контрактов на недропользование, четко закрепляющих методику расчета налога на сверхприбыль, органы налоговой службы обозначили новую методику исчисления налога на сверхприбыль, существенно изменяющую экономический баланс интересов государства и недропользователя.

Согласно ст.94 Закона о налогах требования по уплате налогов и других обязательных платежей (налоговый режим), устанавливаемые для недропользователей, определяются в контрактах на недропользование между недропользователем и Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан. В соответствии со ст.94-3 Закона о налогах налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия контракта , то есть норма стабильности налогового режима.

Таким образом, положения контракта на недропользование относительно налогового режима имеют преимущественную силу над нормами Закона о налогах и недропользователь обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет согласно налоговому режиму, установленному контрактом на недропользование.

Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на сегодняшний день судебная власть в этом вопросе солидарна с налоговыми органами. При этом окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. У первых недропользователей, столкнувшихся с этой проблемой, есть право до января-февраля 2007 года обжаловать вынесенные в пользу налоговых органов судебные решения по налогу на сверхприбыль. Следует также отметить, что каждый контракт на недропользование и закрепленный в нем налоговый режим были индивидуальны.

Следует отметить, что согласно внесенным в Налоговый Кодекс поправкам стабильность налогового режима, закрепленная в контрактах на недропользование, отменена для всех недропользователей в ретроспективном порядке, за исключением:

  • · недропользователей, осуществляющих свою деятельность на основании соглашения о разделе продукции; и
  • · нескольких недропользователей, осуществляющих деятельность на основании контракта на недропользование.

Согласно новой методике расчета НСП плательщики налога на сверхприбыль применяют скользящую шкалу ставок от 0% до 60% в зависимости от процента чистого дохода, превышающего 25% отношения чистого дохода к вычетам для исчисления налога на сверхприбыль.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи Казахстана, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность на основании следующих контрактов на недропользование:

a) соглашения о раздельной продукции;

b) на разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей (при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых);

c) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование, превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недропользователя. Согласно нормам Налогового кодекса, действующего с 2009 года, общий принцип исчисления налога на сверхприбыль остался таким же, как и в 2005 году, однако, существуют изменения при определении дохода до уплаты КПН. Доход до уплаты КПН, то есть налогооблагаемый доход определяется как положительная разница между совокупным годовым доходом и вычетами для исчисления НСП, которые кроме вычетов для целей исчисления КПН, включают:

  • Фактические расходы на приобретение и (или) создание фиксированных активов;
  • Расходы по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;
  • расходы, понесенные в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;
  • расходы недропользователей, подлежащие отнесению на вычеты путем начисления амортизации;
  • убытки, понесенные недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование.

Далее, нужно определить соотношение дохода после уплаты КПН, то есть чистого дохода, к вычетам для целей исчисления КПН. В случае, если данное соотношение превышает коэффициент 1.25, то сумма превышения будет базой для исчисления налога на сверхприбыль.

Доход после уплаты КПН = чистый доход

Чистый доход, превышающий коэффициент 1.25 х ставка налога на сверхприбыль по скользящей шкале = сумма налога на сверхприбыль.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на изменения в Налоговый Кодекс по методике расчета налога на сверхприбыль, которые в какой-то мере упростили порядок расчета, плательщики налога на сверхприбыль все еще испытывают практические трудности при применении данного расчета. До отмены стабильности налогового режима основной причиной возникновения налоговых споров по налогу на сверхприбыль являлось различное понимание налогоплательщиком и государством содержания налоговой стабильности, стабильности налогового режима. Налогоплательщик-недропользователь толкует все неточности и пробелы в свою пользу, государство в лице налоговых органов расширительно и зачастую необоснованно формально толкуют некоторые нормы применимого налогового законодательства, не учитывая положения самого контракта на недропользование. Однако, все эти вопросы вот уже на протяжении последних 15 лет являются открытыми и актуальнейшими для недропользователей Казахстана. В разрешении данных вопросов необходим систематизированный и самое главное справедливый подход с точки зрения баланса экономических интересов сторон.

С уважением,

Департамент "Налоговое право"

Богатые домохозяйства РФ недоплачивают в федеральную казну налогов на сумму 500 млрд рублей. Такое мнение было высказано секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым во время выступления в Госдуме . Он подчеркнул, что в вопросе сбора налогов с богатых домохозяйств есть огромный потенциал, несмотря на то, что сделать это будет крайне сложно. Каким образом можно реализовать этот процесс? Действительно ли необходимо ввести в России налог на сверхдоходы, ведь ранее уже сообщалось о планах обложить налогом в 18% зарплату свыше 2 млн рублей ? Эксклюзивное интервью для читателей «Правды.Ру» дал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова.

Предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога звучали неоднократно, однако в парламенте каждый раз отклоняли подобные инициативы. Но все-таки в обществе мысль о том, что богатые должны платить больше, весьма популярна. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость изъятия сверхдоходов?

Наше государство можно определить как государство финансовой олигархии в ярко выраженном виде. Поэтому нынешняя власть - под государством я понимаю законодательную и исполнительную власть - будет до конца отстаивать финансовую олигархию. Ни для кого не является секретом, что у нас социально-экономическая поляризация общества намного выше, чем сегодня в Западной Европе или в США. Я могу много разных показателей приводить, но они и так всем известны.

Мне хотелось бы обратить внимание, что прогрессивная шкала налогообложения - важнейший резерв пополнения нашего бюджета. Плоская шкала налогообложения вообще является экзотикой, присущей только каким-то небольшим государствам, в том числе и государствам с явными признаками юрисдикции. Так что в этом смысле мы являемся просто некоей аномалией. Вот господину Кудрину на это бы обратить внимание, но он предлагает такие меры, которые окончательно приведут к разрушению российской государственности. Я прежде всего имею ввиду приватизацию.

- Может, налоговым органам нужно лучше работать?

Мне хотелось бы обратить внимание, что есть еще один, более мощный резерв, который почти не обсуждается. Даже если бы у нас была прежняя плоская шкала налогообложения в 13%, и эти 13% платились бы со всех доходов, то у нас бюджет был бы в 2-3 раза больше. Я имею в виду то, что у нас практически финансовая олигархия не платит даже 13% налогов с тех доходов, которые она получает в офшорных юрисдикциях. И это мощнейший резерв. Центральный банк РФ публикует такой статистический отчет, который называется «Международная инвестиционная позиция РФ». Это соотношение активов и международных обязательств. Так вот, согласно этому документу наши зарубежные активы - когда говорю «наши», имею в виду экспортеров капиталов, которые являются российскими резидентами, - составляют 1,3 триллиона долларов.

Но это верхняя часть айсберга, потому что мои подсчеты показывают: реальные активы составляют порядка трех триллионов. Даже если эти активы дают доходность 5% годовых, это получается совершенно бешеная сумма. С этой суммы мы могли бы действительно пополнить наши доходы. Но хочу сказать, что законы о деофшоризации, которые были приняты в виде поправок к налоговому кодексу в 2014 году, не работают. В этом году впервые проходила подача деклараций по так называемым КИКам - это контролируемые иностранные компании. Так вот, количество деклараций составило всего 3-4% от того количества, которое должно было быть по экспертным оценкам. То есть на практике наша финансовая олигархия просто проигнорировала эти поправки к налоговому кодексу. Поэтому даже если бы был принят какой-то закон о прогрессивной шкале налогообложения, они нашли бы способ обойти этот закон.

Наша проблема заключается в том, что у нас начался законотворческий зуд. Вместо того чтобы исполнять даже принятые законы, принимаются все новые и новые - и вот так происходит инфляция, девальвация наших юридических норм (www.pravda.ru)

В Государственную Думу Российской Федерации внесли новый законопроект о налогах. Он предусматривает, что сумма налогов будет зависеть от доходов человека. Авторы законопроекта заявили, что в случае принятия новых законов в бюджет дополнительно поступало бы примерно 2 триллиона рублей. Теперь россияне задаются вопросом, приняли ли правила нового налога или нет.

Смысл предложенных правил заключается в том, что если человек в год зарабатывает до 2 миллионов рублей, то налоги для него не меняются. Однако при «сверхзаработке» в размере от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей депутаты предлагают ввести дополнительные 30% налогов от суммы, которая превышает допустимый порог заработка. Для тех, кто зарабатывает более 100 миллионов депутаты партии ЛДПР хотят ввести налог в 29 миллионов рублей, а также 70% от суммы, превышающей 100 миллионов рублей.

Авторы этого законопроекта аргументируют свое решение тем, что сейчас, по их мнению, за счет налогов создается огромная пропасть между богатым и бедным слоями населения России. В данный момент этот разрыв равен 10%, что противоречит нормам ООН, утверждают депутаты. Андрей Крутов, член Государственной Думы и специалист по вопросам энергетики, считает, что такие правила бы ударили по немногим людям, принадлежащим к высокому материальному классу. По его мнению, очень логично повышать налоги только для более обеспеченных граждан.

Юрист Юлий Ровинский отметил, что такой налог на сверхдоходы позволит покрывать некоторый дефицит в бюджете. Эксперт подчеркнул, что такие законы действуют во многих Европейских странах. Например, в Чехии, Франции, а также в Италии. Однако некоторые специалисты считают, что такой законопроект станет мотивацией для многих обеспеченных граждан, чтобы скрывать от государства свои доходы.

Приняли или нет

Россияне интересуются в социальных сетях, приняли уже этот закон или нет. Недавно на эту тему высказался Дмитрий Медведев. Он отметил, что законопроект еще не приняли, так как нужно продумать еще множество факторов. По его словам, такие правила могут сильно ударить не только по самым обеспеченным людям, но и по представителям так называемого среднего класса.

Медведев заявил, что этот вопрос еще необходимо будет обсуждать. Напомним, что современная налоговая система действует в Российской Федерации с 2001 года. В последние годы парламентарии стали активно предлагать повысить суммы налогов. Новые законы, полагают эксперты, будет рассматривать уже другой парламент.

Источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) - дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Применение

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании - 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) - он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе "Актобемунайгаз", "Мангистаумунайгаз", "Казгермунай").

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.

Сноска. Глава 46 в редакции Закона РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса. 2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе: 1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование; 4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль; 5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; 6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование: 1) указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса; 2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых; 3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Сноска. Статья 347-1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса. 2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма: Примечание РЦПИ! В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие с 01.01.2015). 1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса; 2) следующих расходов в пределах: фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов; по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах; понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов; расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса; 3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса. 2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде. Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах. 3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи. 4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням. 2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь: 1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование; 2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; для уровня 7: в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль; 3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровня 1: если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня; если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится; для уровней 2-7: если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня; если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится. Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период; 4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса; 5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в %)

меньшее или равное 25 процентам

не устанав- ливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. 2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года. 3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование. 4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Похожие публикации