Энциклопедия пожаробезопасности

Познавательный проект "занимательная математика". Проект по фэмп проект по математике (старшая группа) на тему Проект в мире цифр старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №28»

Выполнили Воспитатели:

  • Баронина Ю.А.
  • Туралева Ю.Г.
  • Мальченко В.А.

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка…
Александр Данилович Александров

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) . Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.

Актуальность проекта

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Тип проекта: информационно - позновательный

Вид проекта: групповой

Возраст: воспитанники старшего дошкольного возраста

Участники: воспитатели, воспитанники и их родители

Цель проекта

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

  • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  • Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .

Подготовительный этап

  1. Донесение до участников проекта важности данной проблемы
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
  3. Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.
  4. Подбор дидактических игр
  5. Разработка конспектов НОД, викторин.
  6. Создание развивающей среды в группе.
  7. Разработка рекомендаций для педагогов ДОУ
  8. Оформление родительского уголка для родителей.

Основной этап

Беседа: «Зачем нам нужна математика?»

Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.

3. ИКТ: «Логическая математика» .

4. Изготовление пособий по математике «Состав числа» ; «Неравенства» .

5. Лепка, рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.

6. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

7. Занятия по ФЭМП, математические викторины.

Заключительный этап

  1. Создание презентации по итогам реализации проекта.
  2. Математический КВН среди 2х детских садов – ежегодное городское мероприятие «Муравейник»

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей.
  2. Разработка консультаций, рекомендаций.
  3. Рекомендации для родителей по использованию литературы.
  4. Создание картотеки игр по математике.
  5. Родительское собрание: «Математика – это интересно!»
  6. Пополнение развивающей среды играми и пособиями.

Заключение

Таким образом, математическое образование как средство познавательного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальным направлением развития системы образования.

  • «Как мы занимались математикой!»
  • «Геометрические фигуры!»
  • «Состав числа!»
  • «Волшебные палочки!»
  • «Мы художники!»
  • «Игротека!»
  • «Математический КВН»

«Спасибо за внимание!»

Проект

«Создание условий для развития речи

у детей 5-6 лет посредством элементарных математических представлений

и дидактических игр»

2015-2016 уч.г

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития

Игра - это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребёнка,

Выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

Математика обладает уникальным развивающим эффектом . Ее изучение способствует развитию памяти , речи , воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.

Цель:

Создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста, посредством элементарных математических представлений и дидактических игр.

Задачи:

  • Составить подборку игр по ФЭМП, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • Использовать разработанный материал на НОД по математике с детьми 5-6 лет.
  • Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.
  • Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Ожидаемый результат:

Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

Умение решать логические задачки.

Срок реализации проекта: проект долгосрочный (2017 -2018 учебный год)

Проект разработан в соответствии с задачами программы «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители).

Роль родителей в реализации проекта

  • изготовление настольных, дидактических игр.
  • Занятия с детьми дома.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Направление работы

СЕНТЯБРЬ

Подбор литературы по теме проекта.

Анкетирование.

Работа с документацией.

Планирование работы с детьми.

ОКТЯБРЬ

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей. Работа над предметно-развивающей математической средой группы

Игровые задания: «Путешествие по сказочному лесу» («Воспитатель в ДОУ» №6 2009 г.стр.52)

НОЯБРЬ

Составление картотеки «Игры по ФЭМП»

Занимательные истории про числа и цифры.

Беседы с воспитателями.

ДЕКАБРЬ

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

ЯНВАРЬ

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Игры Воскобовича»)

ФЕВРАЛЬ

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

МАРТ

Проведение открытой НОД для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

АПРЕЛЬ

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

МАЙ

Анализ проведенной работы.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

Сотрудничество с родителями:

Беседа для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Открытая НОД для родителей «В гостях у математики»

Оформление папки-передвижки: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы.

Литература по теме:

1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

2. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина

3. З.А. Михайлова. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

5.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике»

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови и сосчитай»

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Содержание . В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.

Роса.

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены…

«Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

«Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

«Угадай»

Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

«Про вчерашний день»

Цель: показать детям, как необходимо беречь время.

Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:

Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …

Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.

Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:

Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.

Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.

Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.

А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.

И попробую, - ответил Сережа.

Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:

Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?

Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.

Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.

«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.

Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.

Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.

Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.

И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

Вот наш вчерашний день, - говорит мама.

Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

«Машины»

Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.

«Путешествие в оранжерею»

Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).

« Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры . «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Кого больше»

Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д.

Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Услышь и посчитай»

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

Материал: подносы с мелкими игрушками.

Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.

Вариант № 2.

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал : полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал : у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».

Аналогично: с кругом.


в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет

Пояснительная записка.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

Характер материала определяет назначение кружка:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,

Цель кружка:

Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи:

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

Природосообразности;

Целостного представления о мире;

Психологической комфортности;

Наглядности;

Доступности;

Научности.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

Учить успешно решает логические задачи;

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

Развивать быстроту мышления;

Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:

В старшей группе – 25 минут;

В подготовительной - 30 минут.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Что общего и чем отличаются»

Учить сравнивать свойства предметов.

2. «Подбери по форме»

Закрепить свойства предметов.

3. «Найди, кто лишний»

Закрепить сравнивать свойства предметов.

4. «Какой фигуры не хватает?»

Закрепить свойства предметов.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

1. «Что изменилось»

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний»

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Декабрь

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй и раскрась»

Учить соотношении: часть - целое.

2. «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

3. «Найди одинаковые игрушки»

Учить пространственные отношения: справа, слева.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Январь

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

2. «Чем отличаются клоуны»

Закрепить число и цифру 1.

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

Февраль

Тема

Программное содержание

1. «Продолжи закономерность»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

2. «Что общего»

Учить детей умению составлять равенства.

3. Соедини предметы»

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

4. «Дорисуй»

Закрепить числа и цифры 1-3.

Март

Тема

Программное содержание

1. «Догадайся, как надо раскрасить»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

2. «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить число и цифру 4.

3. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

4. «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Апрель

Тема

Программное содержание

1. «Перехват»

Закрепить число и цифру 5.

2. «Обведи дорожки»

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

3. «Раскрась»

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

4. «Раскрась так же»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Тема

Программное содержание

1. «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

2. «Приключение Красной Шапочки»

3. «Праздник математики»

Закрепить пройденный материал.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

1. «Пройди по лабиринту».

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

Декабрь.

Тема

Программное содержание

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

Январь.

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

Февраль.

Тема

Программное содержание

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Март

Тема

Программное содержание

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

Апрель.

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

Тема

Программное содержание

1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

Научить детей Логоформочки

Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

Список литературы:

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

Евгения Рыбина
Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»

Тип проекта:

информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный.

Область «Познание».

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проект: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по теме;

разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;

обучающие:

научить ориентироваться на плоскости и во времени;

научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

развивающие:

развивать умение передвигаться в указанном направлении;

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

формирование пространственных, временных представлений;

повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

проведение занятий;

проведение итогового мероприятия;

рисование с детьми на тему «Часы»;

создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Дата Название мероприятия Цели и задачи Форма и содержание

Подготовительный этап

Первая неделя Организационные мероприятия. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

1. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Основной этап

Вторая неделя «В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихи о частях суток;

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»;

Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»;

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели;

Заучивание стихотворения «Дни недели»;

Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега;

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад»

«Страна математики» обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету;

Обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»;

Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения;

Графический диктант

Заключительный этап

Третья неделя Подготовка презентации по деятельности проекта

Ключевые понятия

Обучение - совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя - период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки - единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года - в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методическое обеспечение проекта

Материалы для проведения бесед

Воспитательное мероприятие «Человек и время»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №79 «Садко»

Краткосрочный проект в старшей группе

по теме: «Центр занимательной математики»

Выполнил:

воспитатель Трефилова Е.В

Сургут, 2016

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2016 г.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Задачи:

  • проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;
  • подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;
  • участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;
  • наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;
  • позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;
  • победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

  • Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.
  • После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

  • Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

  • освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);
  • сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);
  • подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);
  • оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);
  • наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

  • комплекты цифр;
  • демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;
  • картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
  • комплекты цифр и картинок с предметами;
  • мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;
  • счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

  • картотека математических загадок и пословиц;
  • поговорок и считалок, задач-шуток;
  • головоломок и лабиринтов;
  • заданий на сообразительность;
  • подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;
  • сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
  • картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

  • набор вкладышей по принципу матрешки;
  • мозаика;
  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;
  • рамки и вкладыши;
  • тематические домино с цветными и теневыми изображениями;
  • конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;
  • настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);
  • игры с цифрами, монетами;
  • календарь, модель календаря;
  • шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

  • кубики Никитина;
  • Рамки – вкладыши Монтессори;
  • Геоконт;
  • математический планшет;
  • блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками

  • на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);
  • позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

  • Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.
  • Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.
  • 18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне 8 международного конкурса и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял диплом 1 степени.

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

  • у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
  • у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;
  • у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
  • у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;
  • дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.

«Академия математики»

Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею.

Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
  2. Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.
  4. http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Похожие публикации