Энциклопедия пожаробезопасности

Форма морской пехоты ссср. Советские морпехи Служба в морской пехоте во времена ссср

"О мифе первом.

Уже во многих источниках - журналах, книгах, интернет сайтах попадается информация, что в составе советских войск в Афганистане воевала целая бригада (в некоторых источниках ее называют полком - примечание автора) морской пехоты, даже в солидном издании для моделистов привели изображение БМП-2Д с псевдоисторическим повествованием: "Как видно на снимках, есть доказательство, что в составе 40-й армии воевала секретная бригада морской пехоты СФ..." Видимо, в результате подобных " изысканий" с "неопровержимыми фотодоказательствами" и появилась выпущенная предприятием "Звезда" сборная модель БМП-2Д с не менее "крутыми" пассажами. В частности, в "инструкции по нанесению картинок" под рисунком БМП с якорем, обвитым цепью можно увидеть надпись: "Специальный полк морской пехоты, провинция Пактия, Афганистан, 1985 г." В других источниках приводятся фотографии БМП с якорями и аналогичными надписями, хотя их первоисточник, как видно - един.
Поэтому хочется сразу развеять подобные утверждения по отношению к приведенным изображениям и засвидетельствовать, что представленные фото принадлежат 650-му "Пражскому" гвардейскому отдельному ордена Александра Невского разведывательному батальону (ОРБ). В качестве доказательства своих слов сообщаю, что в ОРБ нашей дивизии было три разведывательные роты. В отличие от рейдовых мотострелковых батальонов дивизии, в которых опознавательные знаки были едиными для всех машин батальона (во 2-м МСБ 371 МСП это были две горы с дорогой, в разрыве которой стояла цифра "2" - примечание автора), в разведбате они были разные во всех трех разведывательных ротах. Хотя в нем была еще 4-я рота - радиотехнической разведки (РТР), в которой БМП и БТР не было совсем. В первой роте на БМП, БРМ и танках наносилось по трафарету изображение якоря, обвитого цепью, об истории его появления ребята из ОРБ рассказывали, что командир первой роты когда-то служил в морской пехоте. Возможно, что это была ротная легенда, хотя факты такой службы не были редкостью для выпускников общевойсковых училищ, которыми комплектовались мотострелковые части и подразделения морской пехоты. Во второй роте разведывательного батальона это было изображение кленового листа, а в третьей, самой многочисленной, разведывательно - десантной роте (РДР) опознавательным знаком на имеющихся в ней БМП, БРМ и БТР была десантная "курица". Под вывод появился еще один знак - у батальонного взвода наблюдения и разведки - летучая мышь.
Увидев в первый раз якорь с цепью на броне еще в Афганистане, еще подумалось, что когда-нибудь фото машины с якорем попадет в печать, и тогда кто-то будет доказывать, что в Афгане воевал советский Военно-морской флот. Смешно, но именно это и произошло в конечном итоге, и на всех приводимых горе - историками фотографиях и рисунках видны изображения первой роты шиндандского разведбата, о чем читатель может судить по характерной цепи, обвивающей якорь, а также другим признакам, присущим для техники и личного состава нашей дивизии.
А энтузиастам, доказывающим противоположную точку зрения, могу сообщить, что символом морской пехоты СССР и Военно-морского флота СССР и, соответственно, морской пехоты, всегда был якорь, обвитый канатом. К этому можно добавить еще, что якорь без каната - эмблема на пуговицах советского ВМФ, был до революции 1917 года символом российского торгового флота, так что его появление впоследствии на деталях обмундирования военных моряков можно считать исторической ошибкой. Якорь же, обвитый цепью в принципе не мог появиться на бронетанковой технике морской , так как у нее был свой символ, которым моряки весьма гордились. Да и изготовить трафарет с цепью все же немного сложней, чем с канатом. Ну, в крайнем случае, чтобы поменьше рисовать, могли изобразить простой якорь, как на своих собственных пуговицах. А наличие цепи говорит о том, что человек, изготавливавший трафарет со знаком, не был близко знаком с символикой ВМФ СССР. Либо должностное лицо, утверждавшее ротный знак, намеренно применило изображение, отличное от военно-морского и торгового морского символов.
Кроме того, сведения о принадлежности приводимых в печатных изданиях и в сайтах фото именно к 650-му ОРБ подтвердил из Минска бывший командир взвода наблюдения 1-й роты этого батальона Руслан Присяженко. Он служил в этом подразделении в 1987 - 1988 годах и утверждает, что на фото приведено изображение его БМП?705 с "...якорем, обвитым цепью, так как первый командир разведроты любил море..." Аналогичные сведения дает в своем письме к автору от 15.02.2007 года бывший рядовой 650-го ОРБ Шухрат Мусаев из Ташкента, который пишет: "...посмотрел фото... - однозначно наши машины. В нашей роте [номера машин] были от 701 до 719. Это БМП-1 и "двойки", плюс 3 танка...".
Хотя разведывательные подразделения часто на технике номеров вообще не имели, например разведрота 371-го полка, а на приводимом фото в книге "Афганская война. Как это было" (См. фото 4) на стр.162-163 они сокращенные - вместо?705 значится "05", а вместо?715 - просто "15".
Думаю, изложенные здесь аргументы в поддержку защищаемой мною версии достаточно убедительны, но я с удовольствием рассмотрю другие веские доказательства пребывания подразделений и частей морской пехоты в Афганистане, особенно, если они будут касаться не отдельных военнослужащих."
Магерамов Александр Арнольдович
Легенды и мифы афганской войны ч.1
http://artofwar.ru/m/maa/text_0080.shtml

Это одно мнение. Но есть ещё вот такая штюка:
"Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873)

В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й одск) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия)."
http://pv-afghan.ucoz.ru/forum/155-177-1
Считать ли эти подразделения как подтверждение уже не знаю.

"МОРСКАЯ ПЕХОТА СССР"... В боевых действиях в Афганистане 1979-1989 годов морская пехота как отдельное боевое подразделение не участвовало,хотя среди морпехов проводился добровольный набор для формирования пехотных частей. Так, например, в ноябре 1984 г. в Калининграде был сформирован 12 Мотострелковый полк, куда попало очень много морпехов из Балтийска и учебок Прибалтийского ВО, т.к. они подходили по всем показателям. Всех естественно переодели в пехотную форму, тельники отобрали, оставив короткие сапоги, т.к. прошло время выдачи обмундирования. По окончанию войны этот полк был расформирован. ИСТОРИЯ.... В январе 1918 года в директиве Народного комиссариата по военным делам указывалось: "Необходимо в каждый формируемый эшелон добровольцев (состав 1000 человек) в целях спайки их нарядить по взводу товарищей моряков" . В годы гражданской войны на сухопутных фронтах сражалось около 75 тыс. моряков. Наиболее крупным сухопутным формированием военных моряков была созданная в 1920 году. в Мариуполе для обороны побережья Азовского моря и боевых действий в десантах 1-я морская экспедиционная дивизия, являвшаяся по существу дивизией морской пехоты. Она состояла из четырех полков по два батальона в каждом, кавалерийского полка, артиллерийской бригады, инженерного батальона и насчитывала около 5 тысяч человек. Создание первого советского поколения морской пехоты ВМФ началось в конце 1930-х годов, накануне второй мировой войны. В приказе командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 17 июня 1939 года говорилось: «...В соответствии с указаниями Народного Комиссара ВМФ приступить к формированию по временным штатам мирного времени отдельной специальной! стрелковой бригады с дислокацией в Кронштадте…» 11 декабря 1939 года приказом Народного комиссара ВМФ предписывалось: «...Специальную стрелковую бригаду КБФ считать соединением береговой обороны с подчинением ее Военному совету КБФ». Это был первый шаг на пути к созданию морской пехоты как регулярных специальных войск в составе флота. Годом же создания Советской морской пехоты является 1940-й, когда приказом Народного комиссара ВМФ 25 апреля 1940 года предписывалось: «…К 15.05.1940 переформировать отдельную специальную стрелковую бригаду в 1-ю особую бригаду морской пехоты». К сожалению, в предвоенные годы опыт сухопутных морских отрядов не был в должной мере обобщен и использован. К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР была всего одна бригада морской пехоты, а потребность в ней возникла буквально с первых часов и дней войны. Наверстывать упущенное пришлось в тяжелейших условиях начального периода войны. После окончания Великой Отечественной войны большинство соединений и частей морской пехоты СССР были расформированы. Ни один батальон или бригада морской пехоты участвовавшие в Великой Отечественной войне не были сохранены. Новообразованные части имели исключительно "сухопутные" корни в стрелковых дивизиях. Причины этого неизвестны, тем более, что "спешенные" моряки проявили непререкаемую доблесть справедливо получив от немцев прозвище "чёрная смерть". Известно наличие только одного соединения – 1-й дивизии морской пехоты Балтфлота. Расквартирована она была на арендуемом у Финляндии полуострове Порккала-Удд. Была она сформирована на базе 55-й Мозырской Краснознамённой стрелковой дивизии в ноябре 1944 после передачи последней из Сухопутных Войск в состав ВМФ. В её составе находились: 1-й пмп (быв. 107-й Лунинецкий Краснознамённый сп), 2-й пмп (быв. 111-й Лунинецкий Краснознамённый сп), 3-й пмп (быв. 228-й Пинский сп), 1-й ап мп (быв. 84-й ап), 1-й тп мп (быв. 185-й Ленинградский орд. Кутузова отп). Соединение просуществовало до января 1956 года, когда она и её части были выведены из Финляндии и подверглись расформированию. Однако, попытки использования даже специально подготовленных частей Сухопутных Войск в морских десантных операциях не привели к положительным результатам. В связи с чем, в конце 1950-х стал вопрос о создании специализированных морских десантных формирований. И тогда, при покровительстве Главкома ВМФ адмирала флота С. Г. Горшкова, по директиве Министерства обороны № ОРГ/3/50340 от 7 июня 1963 года, на базе принимавшего в учениях флота 336-й гв. мсп из БВО, в июле того же года, был сформирован 336-й Белостокский ордена Суворова и Александра Невского гвардейский отдельный полк морской пехоты (опмп). Место дислокации полка – г. Балтийск (Калининградская обл.). Первый командир – гв. полковник Шапранов П.Т. В декабре 1963 год - создан 390-й опмп на ТОФ (база в Славянске, 6 км от Владивостока). В июле 1966 – на базе 61-го мотострелкового полка 131-й мотострелковой дивизии ЛВО был сформирован 61-й отдельный Краснознамённый Киркенесский полк морской пехоты на Северном Флоте. Тогда же, после совместных учений, только что созданного, балтийского опмп вместе в румынской и болгарской армиями на территории Болгарии, в ноябре 1966, один из батальонов полка остался на ЧФ как 309-й обмп и в следующем году послужил основой для формирования 810-го опмп Черноморского Флота (сформирован в ноябре 1967 года). В 1967-68 годах, на Тихоокеанском Флоте, на базе имевшегося 390-го опмп была развернута 55-я дивизия морской пехоты. Для сохранения исторической преемственности к ней перешли регалии бывшей дивизии МП БФ расформированной в 1956 г., но с другой нумерацией полков. Позже был дополнительно сформирован отдельный батальон морской пехоты в составе Каспийской флотилии. Таким образом, к началу 1970-х годов, в составе советской морской пехоты имелась одна дивизия, три отд. полка и один отд. батальон. Наименование Дислокация и состав 55 дмп ТОФ. Снеговая (на восточной окраине г. Владивосток). Состав: 85, 106 и 165 пмп, 26 тп, 84 ап, 417 зрп и др. 61 опмп СОФ. г. Печенга (Мурманская обл.) 336 гв. опмп БФ. пос. Мечниково (р-н г. Балтийск, Калининградская обл.) 810 опмп ЧФ. в бухте Казачья (р-н Севастополя) ? обмп КФл. г. Астрахань. ? омиб СФ, г. Североморск 127 омиб БФ, г. Приморск (Калинградская обл.) 160 омиб ЧФ, г. Севастополь? омиб ТОФ Холодная война была таковой лишь на бумаге, на самом деле напряженность ее сражений была немногим меньше, чем войны «горячей». Морская пехота принимала активное участие в дальних походах и часто привлекалась к выполнению конкретных задач. Пришлось нашим морпехам побывать во многих уголках земного шара: Египет, Сирия, Эфиопия, Мальта, Греция, Ангола, Вьетнам, Индия, Ирак, Иран, Йемен, Мадагаскар, Сомали, Пакистан, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сан-Томе – все и не перечислишь. Советским «черным беретам» пришлось усмирять и сепаратистов, и террористов. Как это было в Эфиопии, где рота морской пехоты, усиленная танковым взводом, высадилась в порту Массау и вошла в боевое соприкосновение с хозяйничавшими в городе сепаратистами. На Сейшельских островах в ноябре 1981 года десант морских пехотинцев под командованием капитана В.Облоги предотвратил попытку государственного переворота. Наша морская пехота внесла свой вклад и в обеспечение независимости Египта, хотя об этом мало кто уже помнит. А ведь в Порт-Саиде батальон морской пехоты на протяжении нескольких дней утром занимал позиции во втором эшелоне обороны египетской армии, прикрывая ее тыл, а к вечеру возвращался обратно на корабли. Однако в боевых действиях нашим морпехам участвовать не пришлось. Как вспоминал бывший начальник береговых войск ВМФ генерал-лейтенант Павел Шилов, «с появлением первых советских десантных кораблей у Порт-Саида израильтяне перестали предпринимать какие-либо активные действия в ближайшей приграничной зоне, хотя до этого город и позиции арабских войск вокруг него неоднократно подвергались налетам вражеской авиации и артобстрелам». Фактически с 1967 года боевая служба для советской морской пехоты в Мировом океане стала регулярной. Подразделения МП ВМФ несли ее преимущественно на борту средних десантных кораблей проекта 771 – усиленный взвод морской пехоты с вооружением и боевой техникой, а также больших десантных кораблей проекта 775 – в составе усиленной роты морской пехоты (вместимость таких кораблей – до 12 единиц бронетехники), или проекта 1171 и 1174 – в составе усиленного батальона морской пехоты (вместимость кораблей соответственно – до 40 и до 80 единиц различной бронетехники, в том числе основных боевых танков). Порою такие боевые службы длились по полгода и более, а в марте 1979 года, например, 1-й батальон морской пехоты 61-го полка морской пехоты Краснознаменного Северного флота (командир десанта майор А. Носков) был направлен на боевую службу рекордной длительности – 11 месяцев. Что превосходит большинство автономных плаваний атомных подводных лодок. Принципиально новый этап в истории советской морской пехоты наступил в ноябре 1979 года, когда на основании директивы Главного штаба ВМФ № 730/1/00741 от 3 сентября 1979 отдельные полки были переформированы в отдельные бригады. Следует отметить, что перевод полка в бригаду, это не просто переименование, как может показаться со стороны, а, в данном случае, смена статуса воинского формирования с тактической части на тактическое соединение, иными словами получает статус приравниваемый к дивизии. При этом, входящие в состав бригады батальоны становятся тактическими частями и именуются "отдельными". В начале 1980-х, в дополнение к существующим формированиям, на СФ была дополнительно сформирована 175-я отд. бригада морской пехоты. В данный период морские пехотинцы принимали самое активное участие в различных учениях. Например, летом 1981 года батальонная тактическая группа МП ВМФ СССР под командованием подполковника В. Абашкина на совместных советско-сирийских учениях успешно провела высадку десанта на плав в незнакомой местности – в районе города и пункта базирования ВМС Сирии Латакия. А затем наши морпехи продвинулись в глубь территории, в пустыню и подавили сопротивление условного противника. В 1982 году на Тихоокеанском флоте было проведено учение «Луч», в рамках которого в условиях, максимально приближенных к боевым, с кораблей на укрепленное противником побережье проводилась высадка крупного морского десанта. Уникальность учения заключалась в том, что происходило оно в ночных условиях без использования любых осветительных приборов. Управление осуществлялось только с помощью инфракрасной аппаратуры. И это более тридцати лет назад! По воспоминаниям контр-адмирала Кирилла Тулина, проходившего в те годы службу в дивизии морских десантных сил КТОФ, посадка десанта на корабли происходила также ночью. Корабли шли на посадку с выключенными огнями, используя только ИК-оборудование. Экипажам использовать средства связи категорически запрещалось, так же как и совершавшим марш. Командиры могли использовать лишь защищенные огни. Силы высадки и приданные корабли огневой поддержки насчитывали более полусотни единиц различных классов и типов (проектов). Они были разбиты на два десантных отряда и отряд обеспечения. Переход к месту высадки в бухте Владимирская Уссурийского залива был совершен за трое суток. В назначенное время, ночью отряды подошли к месту высадки. Из всех огней – только висящие в воздухе «светящиеся» авиабомбы, с помощью которых приданные самолеты морской авиации подсвечивали «обрабатываемые» цели. Не успела осесть земля от разрывов последних бомб, как вперед выдвинулись корабли огневой поддержки. И земля вновь встала на дыбы. Затем десантные корабли быстро прошли сквозь строй кораблей поддержки, и началась собственно высадка десанта. На плацдарм пошли десантно-штурмовые подразделения морпехов на десантных катерах на воздушной подушке проекта 1206 (типа «Кальмар»), которые были выпущены с крупнотоннажных БДК «Иван Рогов» и «Александр Николаев». Причем для лучшей ориентации десантникам были приданы торпедные катера на подводных крыльях. Сотни бойцов стремительно покидали десантные катера и корабли, по очереди захватывая линии обороны условного противника. И все это в полной темноте! Насколько известно автору, подобного мероприятия не проводилось ни в одной стране мира. Даже в Соединенных Штатах, у которых численность корпуса морской пехоты в десятки раз превышает российскую. Но через год, в июне 1983 года, уже на Черном море было проведено еще более масштабное учение. Впервые бригада морской пехоты в полном составе высадилась ночью на плав с одновременной выброской парашютного десанта. По воспоминаниям участников того учения, с моря и с небес на плацдарм пошли около двух тысяч морских пехотинцев (в том числе и призванные из запаса резервисты), имевших в своем распоряжении до четырехсот единиц различной техники. В 1985 году батальон морской пехоты из состава Балтийского флота был посажен на десантные корабли, которые совершили переход из Балтийска к полуострову Рыбачий на Севере. Там они с ходу высадились на плав на незнакомый полигон, выполнили поставленную задачу, а затем совершили обратную посадку на находившиеся в удалении от берега десантные корабли и морем вернулись к месту постоянной дислокации. В 1989 г., в период подготовки к договору об ограничении вооружённых сил в Европе (далее - ДОВСЕ), в Береговые войска передаются четыре мотострелковых дивизии. 29 ноября 1989 года, в период подготовки к договору об ограничении вооружённых сил в Европе (далее - ДОВСЕ), вместо 2 родов сил флота (МП и БРАВ) создан единый род сил - Береговые Войска (БВ) при это в состав БВ, 1 декабря 1989 г., были переданы четыре мотострелковых дивизии (при переводе получили наименований дивизий береговой обороны), одна артбригада и два артполка, а также отд. пулемётно-артиллерийский батальон. Организационно МП входила в состав Береговых войск – рода сил (войск) ВМФ, включавших помимо МП также и формирования собственно войск береговой обороны - части береговой артиллерии и береговых установок ПКР, подразделения охраны и обороны ВМБ (объектов), противодиверсионные подразделения (в т.ч. и ПДСС) и др. В 1989 г., к этим силам были добавлены войска способные вести общевойсковой бой с захватившим плацдарм десантом противника и сбросить его в море. Помимо указанных мотострелковых дивизий в БВ были переданы и некоторые артиллерийские части. Возникает закономерный вопрос, почему же они были переданы только в 1989 г., а не ранее? Дело в том, что указанные силы и до этого имели аналогичное предназначение, но возлагалась подобная задача (уничтожение высадившегося десанта) не на флот, а на СВ. В 1989 году шла подготовка к подписанию договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Поскольку силы флота не подпадали под сокращение - в подчинение ВМФ были переданы четыре мотострелковых дивизии (они стали называться дивизиями береговой обороны), одна артбригада, два артполка, а также отдельный пулемётно-артиллерийский батальон. Флот и раньше располагал частями береговой обороны. Они назывались Береговыми ракетно-артиллерийскими войсками (БРАВ), так же, как морская пехота, являлись отдельным родом сил флота, имевшим свои задачи. Это артиллерийские части и дивизионы береговых ракетных комплексов, подразделения охраны и обороны военно-морских баз и объектов, противодиверсионные подразделения. После декабря 1989 года БРАВ формально объединили с морской пехотой, создав единые Береговые войска. К ним же добавились и бывшие сухопутные соединения и части. Они имели тяжёлое вооружение и могли вести общевойсковой бой на побережье, бороться с морскими десантами противника. Надо сказать, что борьба с десантами и так всегда возлагалась на Сухопутные войска, и, на первый взгляд, от передачи дивизий флоту мало что менялось. Но таким образом сохраняли оборонный потенциал от сокращения. И кроме того, бывшие сухопутные дивизии усиливали общий потенциал сил флота, в том числе и морскую пехоту - одну из самых подготовленных составных частей вооружённых сил. Мотострелковые дивизии и артиллерия, подчинённые флоту, могли участвовать в десантных операциях во втором эшелоне, закрепляясь на захваченных штурмовыми подразделениями плацдармах. Имея тяжёлое вооружение, они могли вести наступление и развивать успех морских операций. Все эти силы не меняли свой пункт постоянной дислокации и базировались в приморских районах.Такая реорганизация могла бы дать новый толчок развитию сил флота. Если бы этому не помешало непредвиденное обстоятельство… 14 июня 1991 года на конференции по ДОВСЕ в Вене, по инициативе Горбачева М.С., советская делегация решила принять на себя дополнительные нормы сокращения обычных вооружений. Последний президент СССР, перед самым разрушением страны, решил сделать НАТО подарок - включил вооружение Береговых войск (в т.ч. и морскую пехоту) в общий зачет сокращений. Тем самым была уничтожена вся выгода от передачи сухопутных соединений и частей флоту и пресечено развитие одного из самых успешных в нашей истории родов войск. Кроме ДБО, МП и прочего в состав береговых и сухопутных войск ВМФ входили: 1-й батальон охраны Главного штаба ВМФ (Москва), N-й батальон охраны и сопровождения грузов ВМФ (Москва), четыре отдельных батальона охраны штабов флотов (например 300-й – на ЧФ) и на каждом флоту - по отдельной роте охраны и сопровождения грузов. Общая численность советской МП на 1990 г., по штатам мирного времени, составляла: в европейской части – 7,6 тыс. ч., а с 5-тысячной дивизией ТОФа – ок. 12,6 тыс.ч. (по другим данным, общая численность советской морской пехоты в мирное время составляла ок. 15 000 чел.) В военное же время численность формирований МП существенно увеличивалась - примерно в три раза минимум и, кроме того, формировались дополнительные части (например, 8-й резервный полк морской пехоты на СФ). Общие сведения по составу и дислокации соединений и частей советской морской пехоты и береговой обороны на начало 1991 г. представлены в следующей таблице: Наименование Дислокация Примечания. Дополнения. Основное вооружение Морская пехота 55 дмп Мозырская Краснознамённая ТОФ. р-н г. Владивосток. Т-55А, БТР-60ПБ и БТР-80, 2С1 "Гвоздика", 2С3 "Акация", 2С9 "Нона-С", 2С23 "Нона-СВК", БМ-21 "Град", ЗРК "Оса-АКМ" и др. 61 обрмп Киркинесская Краснознамённая СФ. переведена в п. Спутник (сев. Мурманска) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 132 БТР-80, 5 БТР-60ПБ, 113 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 175 обрмп СФ. п. Серебрянское или Туманный (р-н Мурманска) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 73 БТР-80, 40 БТР-60ПБ, 91 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 18 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 336 гв. обрмп Белостокская орд. Суворова и Александра Невского БФ. г. Балтийск (Калининградская обл.) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 96 БТР-80, 64 БТР-60ПБ, 91 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 810 обрмп ЧФ. п. Казачье (р-н Севастополя) 169 БТР-80, 96 БТР-60ПБ, 15 МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1" и др. ? обмп КФл, г. Астрахань нет свед. Береговая оборона 77 гв. дбо Краснознамённая Московско-Черниговская орд. Ленина и Суворова СФ, р-н г. Архангельск и Кемь 271 Т-80Б, 787 МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ, 62 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 3 гв. дбо Волновахская Краснознамённая орд. Суворова БФ, р-н г. Клайпеда и Тельшай 271 Т-72А, 320 БМП-1/-2 и БРМ-1К, 153 БТР-70/-60ПБ, 66 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 40 дбо ТОФ, пос. Шкотово (р-н сев.-зап. Владивостока) нет свед. 126 дбо Горловская Краснознамённая орд. Суворова ЧФ, р-н Симферополя и Евпатории. 271 Т-64А/Б, 321 БМП-1/-2 и БРМ-1К, 163 БТР-70/-60ПБ, 70 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 301 оабр ЧФ, г. Симферополь 48 2А36 "Гиацинт-Б", 72 Д-30 8 гв. оап БФ, г. Выборг 48 2А65 "Мста-Б", 48 2А36 "Гиацинт-Б", 24 Д-20 710 оап БФ, г. Калиниград 48 2С5 "Гиацинт-С", 24 2А65 "Мста-Б", 48 Д-20 181 опулаб БФ, форт "Красная Горка" 12 БС-3 205 ооб ПДСС БФ нет свед. ? ооб ПДСС ТОФ нет свед. 102 ооб ПДСС ЧФ нет свед. 313 ооб ПДСС СФ нет свед. В отличии от всех других видов и родов войск раздел военного наследства Советского Союза между новообразованными гособразованиями морскую пехоту почти не затронул. Единственно, кто мог бы претендовать на формирования МП на своей территории была Украина. Но, как ни странно, весьма трепетно относящаяся ко всему что оставалось от ВС СССР, она не стала проявлять эти чувства к 810-й черноморской бригаде (получила только полагающиеся по Договору о разделе ЧФ 50% доли от состава её вооружения и техники). В Киеве почему-то решили сформировать собственную морскую пехоту с "чистого листа". Первый батальон появился в нач. 1993, а к концу 1994 года была развёрнута вся бригада/

Одна из страниц "неизвестных войн" СССР

В 1977 году, на Аравийском полуострове и в Африке ситуация резко обострилась, как нам по простому объяснял замполит, «сомалийские сепаратисты покатили бочку на социалистических эфиопов», они и на йеменские территории претендовали.

Так что наш поход начинался с порта Могадишо, но в порт нас сомалийцы не пустили. Тогда подошёл корабль сопровождения БПК «Чапаев», сделал разворот в гавани, и порт для нас был открыт.

Семьи дипломатов, специалистов забрали другие суда, а на наш корабль (БДК «50 лет шефству ВЛКСМ») загрузили аэродромную технику, авиационные наливники. В открытом море мы всё это передали на сухогрузы. Задача была непростая, но выполни ли аккуратно, только у одного КрАЗа рама переломилась.

А уж после этого отправились на Сокотру – объяснить сомалийцам, чей это остров. Йемен к тому времени уже направил туда войска, мы перебросили на остров их танковую бригаду (Т-34), специалистов, продукты.

Командование сомалийской армии знало на что способны советские морпехи не по наслышке.

Ещё в сентябре-октябре 1972г. в ходе совместных учений в район порта Буляхар (западнее Берберы) советская морская пехота Тихоокеанского флота с ходу прорвала после десантирования подготовленную противодесантную оборону сомалийских войск и совершив 80 километровый марш в условиях пустыни вышли к порту Бербера.

На учениях присутствовал и министр обороны Сомали генерал М.А.Самантар.

По этому в ноябре 1977г. после высадки десанта в Могадишо с одним плавающим танком ПТ-76 и двумя бронетранспортерами БТР-60,сомалийцы не пытались противодействовать действиям наших моряков, и ни во что не вмешивались.

Тем более, что это было чревато для самих сомалийцев, ибо то что предстало перед глазами наших морпехов очень их возмутило.

Вот что вспоминал один из участников десанта: «На берегу стеной высились штабеля ящиков с тем самым имуществом, которое сомалийское руководство решило себе присвоить. За этими штабелями на высотке располагались вооруженные люди. А перед штабелями на узкой полосе вдоль причала находились советские специалисты с семьями, точнее, какая-то часть из них. Остальные были в аэропорту Могадишо.

На этой узкой полосе суши они провели не то двое, не то трое суток под палящим солнцем. Выйти оттуда было страшно, поскольку по штабелям время от времени стреляли. Люди были в отчаянии.

Когда к ним на выручку подошли десантные катера, женщины плакали, а одна из них не выдержала и прыгнула в воду с высокого мола вместе с ребенком. Моряки ее тут же подобрали, а потом дали несколько очередей поверх той баррикады из ящиков. Обстановка нормализовалась, все пошло как по маслу».

Когда наши корабли из Аденского залива подтянулись к Бербере, было уже известно, что сомалийцы объявили о конфискации всего советского имущества и возможны провокации со стороны сомалийцев, вплоть до захвата кораблей в порту.

Советскую колонию окружили внутренние войска, идут обыски, вывозить или выносить за пределы советской колонии ничего не разрешается.

До моряков доходили слухи, что и в аэропортах над нашими людьми творились бесчинства. Руководством Сомали был издан указ, запрещающий нашим кораблям приближаться к сомалийским портам. Ждать детальных указании из центра командованию 8-й оперативной эскадры ВМФ времени не было: надо было срочно спасать соотечественников.

По этому им пришлось прибегнуть к небольшой психической демонстрации. Орудия и ракеты кораблей привели в боевое состояние, десантники открыто готовились к десантированию. Наш морской десант с танками и артиллерией выглядел настолько внушительно, что отряды сомалийских внутренних войск ни во что вмешиваться не посмели. Люди были эвакуированы, потом наши моряки демонтировали все советское имущество и погрузили на кора

Все обошлось без выстрелов и эксцессов и было проделано в кратчайший срок.

Чичев Владимир Николаевич вспоминает: «В последний день погрузки (а нам дали на эвакуацию 72 часа) на рейде Берберы, далее 12-мильной зоны территориальных вод, стояли наши боевые корабли. Это вселяло уверенность, что нас не бросят в беде.

Тем не менее главная корабельная машина у нас работала на малых холостых оборотах, на юте, по приказу командира, дежурил моряк с огромным острым топором в руках (чтобы по команде перерубить швартовые канаты, связывающие корабль с пирсом), на ходовом мостику и по шкафутам было выставлено дополнительное охранение с боевым оружием.

Сомалийские торпедные и ракетные катера предпринимали провокационные маневры – то выходили из гавани по направлению к нашим судам, то возвращались в гавань на полном ходу, включая сигнальные сирены и открывая люки аппаратов.

При эвакуации ПМТО спецтехника грузилась на сухогруз в трюм корабельными кранбалками, а до порта, как мне кажется, автомобили добирались своим ходом.

За погрузкой техники я не наблюдал. Помнится, было очень много имущества из ПМТО, его привозили в порт, заносили на корабль и крепили по разным углам и помещениям. Работали почти без отдыха, поскольку всех охватывало тревожное напряжение от происходящего.

Под конец с городка привезли семьи сотрудников нашей миссии и специалистов. Для их размещения выделили часть кают на мичманской и офицерской палубах. Люди жаловались на сомалийский беспредел, поскольку все, что было у них в городке из личного имущества более-менее ценное, было реквизировано.

Как отрывали ПД – не помню. Кажется, вначале из порта вышел сухогруз (я в предназначении кораблей ничего не понимаю, поэтому назвал это судно именно так), затем вытащили док, а последними выходила ПМ-156. На рейде, за пределами территории Сомали, гражданских пересадили на другой корабль. На буксир к себе взяли док и потащили его в Аден».

Для организации эвакуации техники и оборудования находящегося в Сомали часть вспомогательных кораблей Черноморского флота находившихся на боевой службе в Средиземном море были направлены через Суэцкий канал в Индийский океан.

В состав отряда кораблей которым командовал командир 162 дивизиона спасательных судов капитан 2 ранга В. Васильев входили спасательное судно проекта 527М «СС-21» (капитан 3 ранга В.Асламов), киллекторное судно «КИЛ-33» и два буксирных судна проекта 733 (одно из них «МБ-19») от вспомогательного флота.

Основной задачей судов обеспечения являлась вывод большого плавучего дока «ПД-66» и груженой на его палубу техники из порта. Плавучий док «ПД-66» оторвали от причала и вместе с плавмастерской «ПМ-156» отправили в Аден.

«В истории нашего флота был такой момент, когда нас «выгоняли» из Сомали. Командование решило вывести оттуда советский док, который на период базирования наших кораблей в стране обеспечивал докование кораблей и судов. Когда события в отношении нашего ВМФ стали развиваться враждебно, потребовалось срочно эвакуировать имущество.

Группа с «СС-21» высадилась на берег, заложили подрывные заряды под якорь-цепи, сорвали док с места. «СС-21» взял его на буксир и вытащил за пределы территориальных вод. Здесь их встретил РКР «Владивосток» и сопроводил в Аден, потом док перетащили на о.Дахлак в Красном море».

За это В.Асламов был награжден орденом Красной Звезды.

История советского базирования в портах Сомали завершилась.

Оставшись без советской поддержки Сомали принялись активно искать новые источники для пополнения арсеналов таявших в войне с Эфиопией. Западные страны отказались поставлять сомалийцам оружие пока шел конфликт, но поддержку оказали мусульманские страны, Египет, Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, только Египет за время войны передал Сомали военного снаряжения на 30 мил. долларов. Тем не менее сомалийская армия столкнувшись с эфиопскими войсками вооруженных советской техникой, которых поддерживали кубинские части и советские советники потерпела поражение и в марте 1978г. объявила о уходе из Огадена.

Режим С.Барре сблизился с американцами. В августе 1980г. США и Сомали подписали соглашение предоставляющее право американским боевым кораблям пользоваться сомалийскими портами, а американским ВВС авиабазами в Бербере, Могадишо и Кисимайо. В замен американцы осуществляли поставки вооружений для сомалийского режима. В стране шла вооруженная борьба различных группировок.

В 1991 в результате вооруженных столкновений между правительственными войсками и оппозиционными группировками к власти пришел Объединенный сомалийский конгресс. Президент М. С. Барре был свергнут.

Страна погрузилась в хаос в котором фактически пребывает до настоящего времени.

Хотя советская морская пехота численно невелика по сравнению с иными элитными формированиями, она вправе гордиться своими славными традициями, восходящими ко временам царя Петра Первого, который уже в 1705 году учредил первый полк морских пехотинцев для службы на кораблях зарождающегося флота Российской Империи. После войны с Наполеоном полк был расформирован, и на его место заступили роты морской пехоты, проявившие доблесть в крымской кампании XIX века и японской начала XX.
Приход коммунистов к власти несколько затормозил развитие этого рода войск, и первая советская бригада морской пехоты появилась лишь в 1940 году в составе Балтийского флота.
Пика своей мощи советская морская пехота достигла в годы второй мировой войны - 350000 человек в составе 40 бригад, 6 отдельных полков и множества специальных подразделений. Пяти бригадам за проявленную в боях доблесть было присвоено звание гвардейских. В послевоенные годы значение морской пехоты существенно снизилось, и в конечном счете ее вообще расформировали. Второе рождение морской пехоты состоялось лишь в 1961 году, когда командование ВМФ приняло решение создать при каждом из четырех военных флотов - Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском - по одной бригаде морской пехоты. Небольшим военным флотилиям (Азовской, Дунайской и др.) придали подразделения поменьше.

В каждую бригаду входили три батальона морской пехоты и один батальон бронетехники. Каждый батальон, как и мотострелковые батальоны Советской Армии, был оснащен 35 бронетранспортерами БТР-70 (постепенно вытесняемыми новыми БТР-80). Батальон бронетехники имел на вооружении 35 амфибий ПТ-76 и 10 танков Т-72 (хотя некоторым частям достались устаревшие Т-55). В 1982 году начались реорганизация и модернизация в частях морской пехоты, благодаря чему существенно повысилась ее огневая мощь. На вооружение поступили многозарядные реактивные установки БМ-21, зенитные самоходные установки ЗСУ-24/4, ракеты типа «земля-воздух» СА-8 и 122-мм артиллерийские орудия М-74. Совершенствовалось также и более легкое вооружение - появились противотанковые реактивные снаряды и гранатометы АТС-17.
Советская морская пехота, насчитывавшая в своих рядах 18000 человек, всегда оставалась относительно небольшим формированием (к примеру численность американского Корпуса морской пехоты - в десять раз больше). Однако и задачи перед советскими «черными беретами» стояли более скромные: высадки с целью удара по тылам противника или захват стратегически важных объектов. Тактика их тоже существенно отличалась от принятой у американских «дубленых затылков», которые, как показала война с Японией на Тихом океане, всегда располагали достаточными силами, чтобы организовать массированную высадку десанта прямо в виду укреплений противника. Хотя в силу своей численности части советской морской пехоты не могли соперничать с американцами на равных, они достигли значительных успехов в применении судов на воздушной подушке, самые крупные из которых способны перевозить до 220 пехотинцев или четыре ПТ-76, или два Т-72. Эти суда, одинаково легко передвигающиеся как по воде, так и по суше, используются для прорыва линии обороны противника и для быстрой переброски войск.

Отбор кандидатов на службу в морскую пехоту - еще более строгий, чем в воздушно-десантные войска - поручается лучшим офицерам ВМФ. Каждая служба получает свою квоту новобранцев, которые после нескольких месяцев интенсивной подготовки (под руководством сержантов и офицеров) зачисляются на флот, где им приходится овладевать искусством моряков и морских пехотинцев, чтобы заслуженно гордиться своим черным беретом - знаком принадлежности к элитным войскам.

Военторг «Военпро» продолжает свою серию материалов об одном из наиболее легендарных родов войск в советской и российской истории.

Нашей страны- это настоящая гордость русского народа. Ведь именно в этих войсках мечтал и мечтает по сегодняшний день служить настоящий русский солдат. Именно здесь его ждут те незабываемые моменты службы, которые останутся с ним на протяжении всей его жизни.

История морской пехоты СССР


Сейчас мне бы хотелось вернуться немножко в прошлое, и поподробнее посмотреть, как же формировалась и развивалась морская пехота в СССР.

История советской морской пехоты берет свое начало с далеких 1700 годов, когда Петр Первый приказал сформировать первый полк морских пехотинцев. Армия была небольшая по сравнению с элитными войсками того времени. Тем не менее, она имела свои традиции, которые спустя несколько столетий, соблюдаются солдатами и по сей день.

Значительный опыт, которым через десятилетия воспользовалась советская, русские войска получили уже после войны с Наполеоном, а также после Крымского и Японского сражения. Мы не исключаем то, что много пехотинцев не вернулось в то время назад, но, тем не менее, морская пехота славиться и гордиться своими солдатами. Они стойко сражались за Россию. Этот же принцип переняла от предшественников и морская пехота СССР.


Но, стоит обратить внимание на то, что с приходом советской власти морская пехота полностью исчезла. Мы не исключаем той версии, что коммунисты решили полностью уничтожить данный вид войск. По какой причине они собрались это сделать, нам не известно. Однако, благодаря своей стойкости морская пехота не исчезла. И возобновила свое существование в 1940 году. Именно перед началом II Мировой войны.


Именно в это время она приобрела уже статус постоянства и внесла свою лепту в ход войны. Ведь на тот момент составляла уже более 350 000 человек. Все они доблестно и гордо сражались в военных стычках. Около пяти бригад морской пехоты ВОВ четко и своевременно выполняли свое предназначение. Сейчас мы можем с полной уверенностью и гордостью сказать, что благодаря участию морской пехоты в боях Великой Отечественной войны, нашим войскам удалось выиграть не одно сражение.


Морская пехота существует и по сегодняшний день. Служить туда берут только настоящих Солдат, которые с гордостью будут нести свою службу. Которые несмотря ни на какие трудности будут прославлять морскую пехоту и честно нести свою службу.

В нашей стране 27 ноября посвятили именно Морской пехоте. В этот день принято вспоминать главную атрибутику морской пехоты.

Мы готовы предложить вам большой ассортимент различных символов этого праздника. Не для кого не секрет, что многие бойцы морской пехоты СССР и России достаточно серьезно относятся к своему празднику. В этот день они не купаются в фонтанах, не стреляют из ружья, зато у них принято доставать и России и с честью, ходя по улицам своего города, гордиться тем, что он настоящий пехотинец. В этом случае отличным подарком для настоящего русского бойца будет именно флаг с изображением символики морской пехоты. В нашем магазине вы сможете найти большую коллекцию различных флагов с изображением главного символа этого праздника.

Также к вашим услугам другие не менее запоминающиеся подарки. А именно яркие и оригинальные , заманчивые и запоминающиеся , брелки с изображением , кружки и зажигалки с главным символом наступающего праздника, а также большое количество приятных мелочей с изображением главного символа морской пехоты.

Не важно кто вы: родственники, друзья или просто знакомые, помните, что, преподнеся подарок на праздник морской пехоты настоящему пехотинцу, вы подарите ему, воспоминая о счастливых годах службы в морской пехоте СССР и России в лучшей армии страны.

А мы готовы помочь вам сделать правильный выбор. Именно у нас вы сможете найти то, что обязательно понравиться морпеху. Большой выбор, первоклассное обслуживание, приятные цены - это все, что нужно для того, чтобы не ошибиться с подарком. И помните, что подарок для бойца морской пехоты - это, прежде всего воспоминания. Именно это мы и готовы вам предложить.

Похожие публикации