Энциклопедия пожаробезопасности

Внеклассное мероприятие "В старину учились дети…". Чему учили в Древней Руси? Кто учился в первых школах на руси

Конспект для малышей приходской ВШ, 9.09.2018 г.

СЛАЙД 1.

Если на деревьях Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Осенью зовется. (М. Ходякова)

Посмотрите на иллюстрацию. Как по ней можно догадаться, что на ней изображена осень? Сегодня вы шли в храм. Видели ли вы по дороге что-нибудь похожее? Какое интересное событие произошло в начале сентября в жизни многих ребят, постарше вас возрастом?

СЛАЙД 2.

Осенью многие дети идут в школу. Что они делают в школе? Хотите ли вы в школу?

СЛАЙД 3.

Можно ли догадаться, что на этом рисунке изображены школьники?

Что школьники берут с собой в школу? Попробуйте угадать загаданные мною предметы:

*Если ты его заточишь,

Нарисуешь всё,

Что хочешь!

Солнце, море,

Горы, пляж…

Что же это?.. (Карандаш)

* Рисовать плакаты мастер

Яркий, тоненький … (Фломастер)

*Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

Посмотрите на слайд. На нем изображены те учебные принадлежности, которые часто бывают нужны детям в школе на уроках. Найдите глазами среди них карандаш, фломастер, пластилин.

Как вы думаете, дети, а раньше, в старину, люди учились? А где?

СЛАЙД 4.

До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи¬ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.

Как вы думаете, дети, почему иконам нужно кланяться трижды?

Мы с вами сегодня в первый раз в этом учебном году пришли на занятия. Найдите глазами икону в нашем классе. Кто на ней изображен? Давайте и мы помолимся перед иконой. (Дети с педагогом читают хором молитву «Отче наш»)

Обратимся снова к иллюстрации. Заметили ли вы, где и как сидят дети? (Синонимия: скамья – лавка) Почему лавки ставили возле окна?

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Правила были строгие. Какие, узнаем, когда поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (Сорока)

Всё пиши, не отставая,

Слушай … (Не перебивая).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (Руку).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (Поднимать)

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (Перебивать)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (Внимательным).

На математике считают,

На перемене … (Отдыхают).

СЛАЙД 5.

В древности тетрадей и ручек не было. Дети писали на восковых дощечках с помощью костяной или деревянной палочки.

СЛАЙД 6.

А еще тетрадку заменяла береста - верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

СЛАЙД 7.

Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями. Их макали в маленькую баночку с черной жидкостью – чернилами. Ученики выводили буквы - аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила то, что они написали на бумаге. Кстати, всем нам известный русский поэт А.С.Пушкин тоже писал свои сказки гусиным пером, макая его в чернила. И часто на листах с записями он рисовал небольшие рисунки: скачущего коня, дерево, избушку…

СЛАЙД 8.

Наши старшие братья и сестры в школу начинают ходить в сентябре, осенью. А в старинные времена было по-другому:учиться шли в школу при храме дети не осенью, а зимой в день памяти пророка Наума – зимой, 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Посмотрим внимательно на икону. Как по ней можно догадаться, что это святой человек? Обратите внимание, что в руках св.Наум держит свернутый лист бумаги. Так на иконах иконописцы изображают пророков. Кто такие пророки?

СЛАЙД 9.

Почему же только зимой? В древние времена народ на Руси работал с самой ранней весны до поздней осени, чтобы прокормить свою семью. Работали все от мала до велика. Но вот пришла зима и урожай уже убран. На улицах и в поле пусто. Тихо и ребятишек не видно. Зимой работы становилось очень мало, и дети учились до весны. Учебный день длился долго. Занятия начинались рано утром и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками». Какие виды каш вы знаете?

Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. сайт выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.

Уроки «кормильца»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков - считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» - своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы - правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин - «кормилец» - который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету. Фото: Картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет"

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало - за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу - в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал - его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв - «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы - риторика, грамматика, землемерие - симбиоз геометрии и географии - а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы - там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы. Фото: Картина А. Морозова "Сельская бесплатная школа"

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет - на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний - интересных и необъятных.

МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок на День Знаний

(в рамках мероприятий к 110–летию школы)

Как учились дети в старину

Внеклассное мероприятие

Сорокина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Килемарская СОШ»

2012 г.

Цели:

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Формирование мотивации к учению.

Воспитание любви к своей Родине.

Ход мероприятия

Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

Объясните смысл данной пословицы.

(слайд 2)

(Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

Как учились школьники в старину

Учитель:

Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей совершить путешествие в далекое прошлое

Учитель:

В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)

И ребятишек не видно на улице…

Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума (слайд 3), называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.Празднуется этот день 14 декабря . Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить.

Итак, в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

(слайд3)

Ученик: (Крашенинникова Анна)

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

14 декабря принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Учителя почитали особо , считая его работу чрезвычайно важной и трудной . Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями. А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву: «Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

(слайд 4,5)

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

Что особенного в этом классе?

Что делают ученики? Сколько их?

Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажут ученики нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Ученик : чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети – (Батраков Дмитрий)
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась (Иванцова Екатерина)
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.

Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером .)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Рассказ об истории письменности.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажут следующие ученики. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме .)

Ученик: сообщение “На чём и как писали?”

(Михайлов Антон ) Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

(Серебрякова Настя ) На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

История возникновения алфавита.

Учитель: Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? (ответы детей)

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.(слайд 6) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев .

Учитель:

Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

(слайд 7)

мыслете аз мыслете аз (мама)

добро он мыслете (дом)

ша коко он люди аз (школа)

Учитель : В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “ Азбуку учат – во всю избу кричат ”.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия.

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания.

Желаю всем успехов в новом учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. А родителям пожелаю терпения, благоразумия. Помните, что труд ученика не менее важен и сложен, чем ваш. Будьте терпимы и внимательны к своим детям. И самое главное, будьте им помощниками.

Рефлексия


Чему учили в Древней Руси?

Как мы уже выяснили, первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать, что именно Владимир заложил основы развития системы школьного образования в Древней Руси. Об этом говорит и тот факт, что, отправляя своих детей в школы, матери плакали над ними, как над покойниками. Даже в высшем обществе еще не знали, что такое школьное обучение, а, как мы помним, детей в первые школы набирали именно из дворянских и боярских семей. Однако, византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли.

В школе князя Владимира "Учение книжное" обучалось 300 мальчиков. Учителями являлись приглашенные византийские монахи. Алексей Тихомиров считает, что в этой школе преподавался только один предмет, а именно книжное дело, т.е. детей учили читать. Указывает он и на другие науки, изучаемые в школе, но какие именно это были науки, историк не сообщает. Не приводит он и никаких сведений по поводу учебных программ для изучения отдельных предметов. Вероятно, по мнению А. Тихомирова, учителя-монахи сами определяли, чему учить и как учить.

Польский историк Ян Длугош (1415-1480) сообщает о Киевской школе "книжного учения" "Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств, кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров". Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей до нас летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств. Таким образом, мы узнаем, что в первых школах преподавали еще и приглашенные мастера. Вероятно, это были мастера-ремесленники, хорошо знавшие свое дело. Какие именно искусства преподавали в школе Владимира, не сообщается.

Нам представляется маловероятным факт преподавания в дворцовой школе, где обучались дети дворян и бояр, т.е. высшего сословия, мастерами-ремесленниками. Подобных мастеров хватало и на Руси. Русские торговцы издревле вывозили в Византию и другие страны не только продукцию промыслов, но и изделия русских ремесленников. В древнерусских городах мастера-ремесленники брали детей горожан на обучение, но боярских и дворянских детей среди них не было. Возможно, речь идет об искусстве иконописи, которым русские мастера до принятия христианства не владели. Но иконописью, как известно, занимались тоже монахи. Отсюда резонно предположить, что учителями в школах Владимира были только монахи.

Н. Лавровский в своей работе "О древнерусских училищах" сообщает нам, что в состав дисциплин входили чтение, письмо, пение, грамматика и счисление. Ни о каких искусствах Н. Лавровский не сообщает. Приводимый им перечень предметов вполне соответствовал социальному составу учеников и цели организации первой школы в Киеве. Главной целью этой школы являлось обучение грамотности детей высших слове населения и подготовки их для государственной службы, а также укрепление и распространение христианства. Понятно, что на государственной службе различные искусства не нужны. А вот пение было необходимо, поскольку с момента принятия христианства представители высших кругов в Киеве систематически присутствовали на церковных службах. По аналогии с византийскими и западными школами времен Карла Великого Н. Лавровский называет первые школы начальными училищами и указывает на их тесную связь с Церковью. Однако подобного названия применительно к первой школе в Киеве более нигде не встречается. И в древнерусских летописях, и в работах разных исследователей первые учебные заведения в Киеве называются именно школами.

С.М. Соловьев указывает на то, что училища организовывались при церквях уже во времена Владимира, но они предназначались для подготовки именно священнослужителей новой христианской церкви. Для обучения в них набирали детей горожан, а не детей бояр и дворян. Цель данных училищ, организованных изначально в Киеве, а затем и в других крупных городах, теперь уже христианских священников-подвижников новой веры для распространения христианства на все население Древней Руси. Этой целью определялся набор дисциплин и социальный состав учеников церковных училищ.

О распространении грамотности в Древней Руси посредством такой формы учебных заведений, как училища, говорит и В.О. Ключевский. Кроме того, он указывает, что в училищах обучали греческому и латинскому языкам ученые люди, "приходившие из Греции и Западной Европы". Больше никаких подробностей В.О. Ключевский не сообщает. Однако, далее читаем: "С помощью переводной письменности выработался книжный русский язык, образовалась литературная школа, развилась оригинальная литература, и русская летопись XII в. по мастерству изложения не уступает лучшим анналам тогдашнего Запада". Остается вспомнить из учебников по русской истории, кем были написаны выдающиеся произведения древнерусской литературы, кто занимался переводом иностранных книг, в особенности греческих, и, наконец, кто в Древней Руси занимался летописанием. Это были исключительно монахи. А значит, С.М. Соловьев был абсолютно прав. Очевидно, что наряду с первой школой, где готовили боярских и дворянских детей для государственной службы, практически одновременно стали организовывать и первые церковные училища для подготовки христианских священнослужителей. Можно с полной уверенностью утверждать, что это были совершенно разные учебные заведения, несмотря на то, что учителями являлись приглашенные из Византии монахи и там, и там. Вероятно, что иностранные языки, греческий и латынь, детям из высших сословий преподавали, ведь государственная служба была сопряжена и с общением с иностранными гостями и работой с иностранными документами. В связи с этим такой факт удивления не вызывает.

Академик А.Н. Сахаров акцентирует внимание на том, что в первые школы "Владимир приказал забирать детей из "нарочитых", т.е. богатых семей". Никаких подробностей об этих школах А.Н. Сахаров не сообщает. Но, развивая мысль о распространении и утверждении христианства в русских землях, о его борьбе с язычеством, он делает такой вывод: "При церквях и монастырях создавались школы, и первые русские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов". Отсюда понятно, что в школах при церквях и монастырях обучали будущих священников, призванных распространять и укреплять христианскую веру. Откуда же такое отождествление двух совершенно разных по характеру и цели обучения учебных заведения? Мы считаем, что монахи, создававшие первые русские летописи, мало понимали разницу между церковными школами и светскими. Да и понять ее было сложно. Византийский характер образования был в обоих типах учебных заведений, учителями тоже являлись византийские монахи. Первые летописи создавались русскими монахами-учениками тех самых первых церковных училищ. Понять сложный замысел властей, создававших первые школы, они, конечно, не могли. Отсюда и возникла путаница и отождествление светского и церковного образования.

Алексей Тихомиров считает, что сам термин "школа" появляется на Руси только в 1386 г., "когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания". Однако общеизвестным является факт, что школы, как учебные заведения, возникли еще в Древней Греции и назывались "скола". Эти сведения можно прочесть в любом учебнике по истории Древнего мира для 5-го класса. Учитывая, что образованность, как и христианство, пришло на Русь из Византии, греческой страны, вместе с учебным заведением пришло и его название "школа". Факт заимствования данного термина из стран Западной Европы вызывает довольно большие сомнения.

Интересно то, что неизвестным остается место организации первой школы в Киеве. Год ее основания - 988-й - указывает на то, что церквей и монастырей на Руси в то время еще не существовало. Следовательно, можно предположить, что данная школа для "нарочитых" детей была организована непосредственно при дворе самого князя Владимира, что позволяло последнему, не отрываясь от государственных дел, полностью контролировать обучение в школе. И уже спустя несколько лет, после строительства первой христианской церкви в Киеве, было организовано и церковное училище для подготовки христианских священников. Со строительством новых церквей, а затем уже и монастырей, их количество значительно увеличилось.

На дворцовый характер первой школы указывают многие исследователи. В частности С. Егоров в своей Истории педагогики в России" пишет: "Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для "нарочитой чади", т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Ее целью было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих". Более того, Егоров С. считает, что эта школа была организована при храме-резиденции митрополита и кроме боярских детей в ней "получали образование и многие знатные иностранцы: венгры, норвежцы, шведы, англичане". О каком храме идет речь в 988 году, сказать сложно. Скорее всего это был деревянный храм, построенный быстрыми темпами и расположенный рядом с резиденцией князя Владимира. А позднее был возведен уже каменный собор, и школа была перенесена туда. Что же касается обучения иностранцев в данной школе, то такой факт тоже вполне мог иметь место. В Х веке Западная Европа не отличалась высоким уровнем развития и вряд ли в этот период времени там была развита система школьного образования.

Важно отметить, что Н. Лавровский в своей монографии, основанной на огромном количестве летописных источников, утверждает, что преподаванием в киевских школах занимались только приглашенные монахи. Автор не акцентирует внимания на этом факте, но указывает, что для преподавания специально Владимиром приглашались ученые монахи из Византии. Ни о каких других учителях автор не упоминает.

Интересно отметить, что Н. Лавровский считает, что обучение проводилось не по усмотрению монахов, как считают многие исследователи, а по определенному плану, который утверждался лично Владимиром. Таким образом, разрабатывались программы обучения по каждому предмету. Это не удивительно, поскольку перед первой школой стояли вполне конкретные задачи, и пустить на самотек процесс образования власть не могла. Понятно, что эти планы обучения разрабатывались самими приглашенными монахами по образцу обучения в византийских школах. Этот вывод подтверждает и первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский, указывая также на византийский характер образования в Киевской Руси.

Ярослав Мудрый продолжил традицию своего отца по развитию образования на Руси. По мнению историков, им была основана школа при Киево-Печерском монастыре, а затем в Новгороде, Полоцке и других крупных городах. Об основании школы в Новгороде в 1030 г. нам сообщает Софийска летопись: "В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом". Отсюда мы узнаем, что для обучения были собраны дети городских старост и священников в количестве 300 человек. Летописец сообщает нам, что Ярослав воевал с племенами чуди и основал в их землях город Юрьев. Надо полагать, что в связи с этим перед школой стояли вполне конкретные задачи, а именно: распространение христианства среди языческих племен и подготовка кадров государственной службы в этих местах. Ярослав не только собирался обратить язычников в новую веру, но и распространить влияние Руси на данные территории с целью расширения границ Древнерусского государства. Если внимательно посмотреть географию основания новых школ, то мы увидим, что все они открывались в приграничных городах. Русь нуждалась не только в образованных людях, но и в грамотных государственных служащих, достойных проводниках политики Великого князя. Этими целями и обуславливался набор изучаемых предметов. Основными предметами в церковных школах были семь свободных наук, "свободных мудростей" (1 - грамматика, 2 - риторика, 3- диалектика, 4 - арифметика, 5 - музыка, 6 - геометрия, 7 - астрономия), и по технологиям. Это полностью подтверждает сведения Н. Лавровского.

Что же касается устройства первых школ, то они также были устроены по греческому образцу. Многие исследователи сообщают нам, что все ученики были разбиты на небольшие группы по 5-6 человек, в каждой из которых преподавал свой учитель-монах. По такому же принципу малых групп было организовано обучение и в школах стран Западной Европы. Западные и отечественные источники сообщают, что "такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря - 6 человек, в женских начальных школах Тиля - 4-5 учениц. Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого "Жития Сергия Радонежского", 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой "Азбуки" 1637 г. В. Бурцова.

О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В.Л. Янин предположил, что эта грамота принадлежит товарищу Онфима по школе. Соучеником Онфима был Данила, которому Онфим приготовил приветствие: "Поклон от Онфима к Даниле". Возможно, с Онфимом учился и четвертый новгородец - Матвей (грамота № 108), почерки которых очень схожи". Нет основания сомневаться в приводимых сведениях. Большие группы учеников у одного учителя появляются уже в советских школах, т.е. после 1917 года. До этого времени сведения о больших по количеству ученических классах нигде не встречаются. Да и вряд ли обучение было бы эффективным, будь у учителя большие классы.

Повсеместное распространение мужского образования привело и к появлению первых школ для женщин. В мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Надо заметить, что Анна Всеволодовна была по сути первой светской учительницей. Не удивительно, что грамотность женщины вызывала глубокое уважение в обществе. Мы уже замечали, что образование предназначалось в первую очередь именно мужчинам. Но к началу XI века необходимость и значимость образования сознавалась населением достаточно прочно. Не смотря на то, что крестьянство по-прежнему оставалось вне образования, остальная часть общества уважала образованных людей, и особенно этим уважением пользовались образованные женщины. А женщины, которые занимались еще и обучением детей, занимали особое положение в обществе. Однако такие школы были скорее исключением, чем нормой. Но тем не менее начатый Владимиром процесс образования довольно прочно укоренился на русской почве и был продолжен его потомками.

Похожие публикации