Энциклопедия пожаробезопасности

Европейский союз уроки интеграции. Европейский союз: причины, этапы, ход и уроки экономической интеграции в Западной Европе. Расширение и углубление европейской интеграции

Уроки западноевропейской интеграции являются следствием последовательной реализации принципов стратегии ЕС, некоторые важнейшие элементы которых носят универсальный характер, т. е. приемлемы для любого объединения государств.

Рассмотрим их на конкретных примерах выработки и реализации механизма стратегии ЕС на отдельных этапах эволюции Союза.

Взгляд на конфликты и кризисы в ЕС как на одну из фаз развития, побуждающую участников к переоценке накопленного опыта и поиску новых решений. Этот принцип по существу представляет собой нетрадиционный взгляд на роль противоречий, неизбежных при интеграции национальных хозяйств. Суть его состоит в том, что все члены ЕС открыто признают, что для того чтобы противоречия были не тормозом, а стимулом к развитию интеграции при их возникновении мобилизуется весь интеллектуальный и социально-политический потенциал участников для преодоления возникших барьеров путем переговоров. Это доказывается опытом решения многих противоречий в ЕС в течение длительного периода. В истории ЕС был только один случай, когда переговорный процесс зашел в тупик и был полностью прерван. Это произошло в 1965 г., когда Франция на несколько месяцев ушла из всех органов ЕС, не согласившись с решением, навязываемым ей остальными партнерами в части снятия права единогласного принятия решений жизненно важных для государства вопросов. В последующие годы участники европейской интеграции больше ни разу не прибегали к языку ультиматумов.

Добровольный отказ от традиционных представлений о национальном суверенитете и передача части суверенитета международным организациям. Этот принцип тесно связан с уточнением понятия суверенитета. Дебаты о том, что представляет собой суверенитет и как он может быть обеспечен в наше время, ведутся на Западе несколько десятилетий и не завершились по сей день. Но в целом после второй мировой войны возобладал более гибкий подход, состоящий в том, что добровольное делегирование части национального суверенитета международным организациям не только не ущемляет его, но, напротив, обеспечивает ему более надежную гарантию. Происходит как бы суммирование национальных суверенитетов, укрепляющее позиции всего альянса государств и каждого его участника в отдельности. Это подтверждается тем, что в ЕС за расширение полномочий наиболее активно выступают не крупные, а малые и средние страны, и не только «старые» члены – Бельгия или Нидерланды, но и новые – Испания и Португалия. Вместе с тем, несмотря на делегирование суверенитета, любой вопрос, рассматриваемый одним из государств-членов как «жизненно важный» для него, может быть решен лишь на основе единогласия, и заинтересованное государство обладает правом вето. Это стало одним из кардинальных правил в деятельности ЕС, и только с принятием в 1986 г. ЕЕА осуществлен частичный переход к принятию решений большинством голосов. Но этот пункт нового программного документа наверняка еще не раз подвергнется жестокому испытанию, и ЕС еще долго будет сочетать обе процедуры голосования – единогласие и квалифицированное большинство.

Постепенность и поэтапность в продвижении вперед с четким выделением приоритетных задач, которые надлежит решать на определенном этапе развития, приоритет общих долгосрочных интересов над расхождениями национальных интересов и разногласиями. Первоначально принцип поэтапности был сформулирован Ж. Монне и Р. Шуманом еще в конце 40-х – начале 50-х гг. «Европа, - подчеркивалось в Декларации Шумана, - не будет построена сразу и целиком; она будет создаваться посредством конкретных достижений, рождающих прежде всего практическую солидарность». Были определены и основные этапы: создание таможенного союза, от него – к общему рынку, далее – к экономическому и валютному союзу, и завершающий этап – к союзу политическому. Конкретная реализация концепции материализовалась в серию договоров и других нормативных актов основополагающего характера, которые отмечают 50-летний путь развития интеграции. С момента заключения в 1951 г. Парижского договора насчитывается около десятка таких документов.

В истории ЕС были попытки отступить от этого принципа, ускорить развитие интеграции. Первый раз это произошло в начале 50-х годов, когда вслед за договором о создании ЕОУС был подготовлен и даже подписан договор о Европейском оборонительном сообществе (ЕОС) и начата подготовка договора о Европейском политическом сообществе. Отказ французского парламента ратифицировать договор о ЕОС поставил крест на планах военной и политической интеграции. Второй раз, в середине 60-х годов, была попытка отказаться от принципа единогласия. Наконец, в начале 70-х годов на волне эйфории, вызванной досрочным созданием таможенного союза, был принят план форсированного перехода до 1980 г. к ЭВС. Но он потерпел неудачу.

Поэтапность касалась постановки целей, формулирования задач, определения подходов к их решению. При этом главным ориентиром выделения приоритетных областей и конкретных программ действий являются насущные потребности участников. Только неотложные задачи, которые оказались общими для всех, были способны перевесить межгосударственные противоречия и сепаратизм. Наиболее ярким проявлением такой стратегии может служить подход ЕС к решению сложнейшей задачи – строительству экономического и валютного союза. Как уже отмечалось, первая попытка ее решения была предпринята в начале 70-х гг., но потерпела фиаско. Легче всего было бы объяснить причины неудачи внешними обстоятельствами – кризисом доллара, нефтяным «шоком» и последующим экономическим спадом. Однако более глубокий анализ привел стратегов интеграции к заключению, что необходимо пересмотреть саму концепцию перехода к экономическому и валютному союзу, сделав ее более «поэтапной».

Новая стратегия перехода на основе поэтапности (причем содержание каждого последующего этапа определялось по мере того, как приближался к завершению предыдущий) оказалась более удачной.

Ярко выраженный прагматизм в определении первоочередных задач, в выборе приоритетных направлений и средств развития, позволяющий гибко реагировать на новую ситуацию, изменяя курс, откладывая решение одних вопросов и выдвигая на первый план иные, для которых созрели условия. Именно этот принцип лег в основу решений о содействии конвергенции экономических уровней государств-членов с помощью структурных фондов ЕС и более активной гармонизации экономической политики национальных правительств, осуществления промежуточных мер на пути к валютной интеграции, курса на научно-техническую интеграцию. Руководители ЕС еще раз продемонстрировали свою осмотрительность в начале 80-х гг., когда отвергли максималистскую идею подписания договора об учреждении политического союза федеративного типа, хотя Европейский парламент одобрил проект такого договора в 1984 г. Вместо этого был принят компромиссный документ – Единый европейский акт (ЕЕА), провозгласивший в качестве первоочередной цели создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка, предусматривавшего, в отличие от общего рынка 60-х гг., свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц, а также значительно большую согласованность экономической и валютной политики государств-членов.
В этом же ряду была опубликована Белая книги КЕС (1985 г.), увязавшая в единый комплекс приоритетные цели и все другие направления интеграционной политики. Пожалуй никогда еще ЕС не прорабатывало так тщательно и так конкретно программу и механизм своей практической деятельности, хотя тенденция к такой конкретизации просматривается еще с 50-х гг., будь то планы поэтапного перехода к таможенному союзу или свободному движению рабочей силы, программы аграрной, региональной или социальной политики. Последовательная реализация этой программы материализовалась в принятии около 300 актов, устранивших физические, технические и налоговые барьеры и обеспечивших функционирование единого внутреннего рынка. Программа была выполнена почти полностью, и в декабре 1992 г. Эдинбургская сессия Европейского союза констатировала, что единый внутренний рынок стал свершившимся фактом.

Этот опыт, на наш взгляд, убедительно показал, что принцип прагматического и селективного подхода к задачам ЕС, а также тщательная проработка конкретных планов позволяют постепенно расширять фронт интеграции, переходить от более простых ее форм к более сложным, от скромных и даже символических мероприятий к масштабным.

Анализ уроков и опыта ЕС позволяет предположить, что Сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание. Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, также основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличающаяся от национальных систем. Ее характерными чертами являются:

  • сочетание институтов двух типов - межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов; члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но они действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами Сообщества в целом;
  • гибкое разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенции: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);
  • многообразие типов принимаемых решений – от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;
  • примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров. Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.

В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, в результате сформировалась такая институциональная модель, которая представляет практический интерес не только как интеграционное объединение, но и как образец нового типа межгосударственного сотрудничества. Это связано с наличием универсальности в принципах, на которых базируется Сообщество, а также в стратегии его развития и в его организационном устройстве.

Особую значимость имеет универсальность принципов сотрудничества. Они выработаны мировым сообществом в последние десятилетия и в немалой степени странами, участвовавшими в общеевропейском процессе. Главная проблема заключается не в их признании, а в следовании им.

Анализируя элементы «универсального» в институциональной модели ЕС, следует прежде всего подчеркнуть, что созданная Сообществом уникальная система принятия и реализации решений в высокой степени соответствует его целям и текущим потребностям. В этом, по-видимому, состоит самый важный урок, который может быть полезен странам, решившим создать интеграционное объединение.

Универсальное значение имеет и ряд конкретных признаков институциональной модели ЕС. Это прежде всего непрерывность переговорного процесса, которая крайне необходима в случаях длительной кризисно-конфликтной ситуации. Это – создававшаяся годами система подготовки и приятия решений.

Ее нередко критикуют за громоздкость и бюрократизм, что не лишено оснований. Но тем не менее она обеспечивает, как правило, высокую степень проработки принимаемых документов, включая политическое и экономическое обоснование, законченную юридическую форму, четкое определение задач, средств и желаемых результатов. Это – гибкий дифференцированный подход к определению оптимальной степени интеграции в отдельных областях внутренней и внешней политики – от регулярного обмена информацией и координации действий до гармонизации и унификации политики государств-членов. И, наконец, опыт интеграционных институтов в Западной Европе доказал важность и практическую возможность соблюдения баланса между правами и обязанностями стран-участниц, сочетания принципа добровольности с жесткой договорной дисциплиной.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния

Видеоурок «Европейский союз» поможет вам понять особенности функционирования структур Европейского союза, его особенности и историю формирования. Данная тема важна для понимания внутренних процессов, которые происходят на европейском пространстве. Кроме того, урок будет особенно полезен тем, кто интересуется современными экономическими, политическими, интеграционными процессами, а также тем, кто собирается продолжить свое обучение по направлениям международных, дипломатических отношений, региональной экономике.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Европейский союз

1. Введение. Общая характеристика

Европейский союз - яркий пример интеграции.

Европейский союз (ЕС) - экономическое и политическое объединение (интеграция), включающее в себя 27 европейских государств.

2. Европейский союз: состав

1. Австрия.

2. Бельгия.

3. Болгария.

4. Великобритания.

5. Венгрия.

6. Германия.

7. Греция.

9. Ирландия.

10. Испания.

11. Италия.

13. Латвия.

15. Люксембург.

16. Мальта.

17. Нидерланды.

18. Польша.

19. Португалия.

20. Румыния.

21. Словения.

22. Словакия.

23. Финляндия.

24. Франция.

26. Швеция.

27. Эстония.

Европейский союз - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трех европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путем, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория.

3. Развитие и особенности Европейского союза

На начальном этапе существования группировки главной задачей являлось создание единого таможенного пространства и рынка товаров.

Позже страны Европы сделали шаги к созданию единого экономического, валютного, политического пространства.

В пределах организации, по сути, нет границ и затруднений для перемещения людей внутри Союза.

Шенгенское соглашение - соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

Рис. 1. Карта Шенгенской зоны (зеленым отмечены страны-кандидаты на вхождение в состав зоны)

4. Структура институтов Европейского союза

Наиболее важными институтами Европейского союза являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Рис. 2. Херман Ван Ромпей - Председатель Европейского совета

Кроме этого на территории ЕС действуют Шенгенское законодательство, общая валюта, органы управления.

Европейский парламент - законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств - членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Политические центры Европейского союза: Брюссель (главный центр), Страсбург, Люксембург.

Рис. 3. Очереди к банкоматам на Кипре (март 2013 года).

5. Символика Европейского союза

Гимном ЕС является ода «К радости»; флаг - синее полотнище с 15 золотыми звездами.

6. Экономика Европейского союза

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвел в 2012 году валовой внутренний продукт в объеме 15,8 трлн международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет примерно 21% мирового объема производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортер и самый большой импортер товаров и услуг.

В настоящее время во многих странах Европейского союза наблюдаются разного вида кризисы: финансовый, промышленный, долговой.

ЕС имеет тесные экономические связи со многими странами и регионами мира.

Домашнее задание

Тема 6, П. 3

1. Перечислите страны, входящие в состав Европейского союза.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

9. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений.

2. Федеральный портал Российское Образование.

3. Ege. yandex. ru .

4. Википедия.

5. Википедия.

6. XReferat. Ru .

2.Компетенция ЕС и основные направления деятельности

-Экономический и валютный союз

-Общая внешняя политика и политика безопасности

-

3.Финансовые и правовые инструменты ЕС

4.Институты ЕС и процесс принятия решений

Европейская комиссия

Европейский парламент

Суд Европейских сообществ

Счетная палата (Палата аудиторов)

Экономический и социальный комитет

Комитет регионов

5.Процессы принятия решений в ЕС

6.Актуальные проблемы ЕС

6.1.Расширение ЕС

6.2.Реформирование ЕС

7.ПРИЛОЖЕНИЕ

Часть первая. Предварительный проект Конституционного договора (Конституции) ЕС

Часть вторая. Соглашение о Европейском экономическом пространстве

Литература

ГЛОССАРИЙ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2003 составила 378, 5 млн. человек, общая площадь – 3236, 2 тыс. кв. км.

Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.

1.История становления Европейского Союза.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета . В связи с началом холодной войны , сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный . Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т. е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства . Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т. д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли . Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государств ами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка , предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза , предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).

Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т. д.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

2.Компетенция ЕС и основные направления деятельности.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей , развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.

Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки .

Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство , а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках , уровнях государственной задолженности и т. п.

Общая внешняя политика и политика безопасности.

Относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».

Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором. Они носили декларативный характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими органами Сообщества.

Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики , означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.

Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны» (ст. В.).

Среди основных целей ОВПБ были названы:

– защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– всемерное укрепление безопасности Союза;

– сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);

– развитие международного сотрудничества;

– развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.

В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.

Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:

– определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;

– принятия решений по общей стратегии;

– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.

Общая оборонная политика предусматривала постепенное включение в рамки Европейского Союза оперативных структур Западноевропейского союза (ЗЕС) .

Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

Для обеспечения успешного функционирования и координации системы ОВПБ введен пост Генерального секретаря Европейского совета – Высокого представителя по ОВПБ. В его функции входит ведение переговоров с третьими сторонами от имени Европейского совета. Европейский совет наделяется правом заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями председательствующего государства. Для повышения эффективности ОВПБ предусмотрено учреждение в ее рамках специального Органа раннего оповещения и политического планирования (ОРОПП) под руководством Высокого представителя по ОВПБ.

Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского военно-политического сотрудничества открыл путь для интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).

В рамках ЕПБО началась реализация франко-британского плана по созданию Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской программы формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому плану, предусматривается создание Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), способных разворачивать в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50–60 тыс. человек для проведения гуманитарных и миротворческих акций. Данный проект был поддержан Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999. Датско-нидерландская инициатива предполагает формирование к 2003 Европейского полицейского корпуса (ЕПК) для выполнения несвойственных вооруженным силам функций по защите гражданского порядка и права в зонах кризисов, в размере до 5 тыс. человек. ЕПК должен быть способен развернуть до 1000 полицейских в 30-дневный период. Именно на эти силы возложено выполнение решения Совета ЕС о посылке в 2003 в Боснию и Герцеговину полицейской миссии, которая заменит размещенный там миротворческий контингент ООН.

Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась в ходе непростых переговоров между двумя организациями, которые завершились 16 декабря 2002 подписанием совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа к средствам планирования НАТО, включая доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г. Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень далека от своего разрешения.

Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия .

Начало сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки и торговли наркотиками.

С середины 1980-х государства-члены ЕС взяли курс на постоянную координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища. Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются на основе межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям:

– политика предоставления политического убежища;

– контроль над внешними границами Союза;

– иммиграционная политика;

– таможенное сотрудничество;

– сотрудничество в области гражданского и уголовного права ;

– сотрудничество национальных полицейских служб, создание Европейского полицейского ведомства .

Участие наднациональных институтов ЕС в решениях по этим вопросам сведено к минимуму. Для проведения скоординированной политики в этих областях был создан Совет министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, под эгидой которого были начаты совместные полицейские акции, в частности направленные на борьбу с распространением наркотиков.

Стратегия реализации сотрудничества в области внутренних дел и правосудия была закреплена Амстердамским договором и конкретизирована решениями Венского (1998), Тамперского (1999) и Брюссельского (2001) саммитов ЕС, взявшими обязательства по борьбе с наиболее опасными преступлениями – организованной преступностью, торговлей людьми и преступлениями против детей, незаконной торговли оружием и наркотиками, коррупцией и мошенничеством, а также международным терроризмом.

Для реализации заявленных целей планируется к 2004 наделить правом выдачи европейского ордера на арест специально созданное ведомство Евроюст в составе прокуроров национальных государств, судей высокого ранга и офицеров полиции, являющегося своего рода прообразом Европейской генеральной прокуратур

3.Финансовые и правовые инструменты ЕС.

Важнейшим финансовым инструментом является общий бюджет ЕС. В 2000 он составил 93,3 млрд. евро, что соответствует примерно 2,5% общих государственных расходов государств-членов. С 1967 в бюджет ЕС были объединены бюджеты трех Европейских сообществ (ЕОУС, Евратом, ЕЭС).

Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета ЕЭС от 01.01.01 были созданы собственные финансовые ресурсы ЕС. Они складываются из:

1. таможенных пошлин на импорт; отчислений государств-членов в размере 0,75% от собираемого налога на добавленную стоимость (НДС);

2. отчислений государств-членов, устанавливаемых в соответствии с величиной их ВНП.

В целях соблюдения жесткой бюджетной дисциплины предельная величина общего бюджета ЕС на период с 2000 по 2006 установлена на уровне 1,27% от совокупного ВНП государств-членов.

Почти половина бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно сократилась, тогда как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику.

Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя политика. Из этого гуманитарная и продовольственная помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.

Важнейшие бюджетные статьи реализуются через специальные структурные фонды ЕС: Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, ответственный за реализацию общей сельскохозяйственной политики ЕС; Фонд регионального развития , ответственный за программы помощи регионам, отстающим в своем развитии (например, пораженных структурным кризисом в промышленности); Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию трудящихся в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы , а также отвечающий за профессиональное обучение молодежи; Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и ориентированный на развитие стран с наименьшими показателями ВВП на душу населения. Существует также специальный Финансовый инструмент содействия рыболовству, через который выделяются средства для повышения конкурентоспособности предприятий, связанных с рыболовным промыслом в прибрежных районах ЕС.

Таблица 1. БЮДЖЕТ ЕС В 1992–2000.

ДОХОДЫ ЕС, %

Налоги на импорт сельскохозяйственной продукции

Таможенные пошлины

Отчисления от НДС

Отчисления, зависящие от размеров ВНП

РАСХОДЫ ЕС, 2000

Млн. евро

% бюджета ЕС

Общая сельскохозяйственная политика

Структурные фонды и Фонд сплочения

Другие направления внутренней политики

Внешняя политика

Помощь странам-кандидатам

Рассчитано по: The Community budget: Facts in figures . – Brussels; Luxembourg, 2000. P.79.

В рамках ЕЭС в 1958 был образован другой важнейший финансовый инструмент ЕС – Европейский инвестиционный банк , способствующий реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Страница 1

Европейский союз (ЕС) – наиболее яркий пример региональной экономической интеграции. Впрочем, эту интеграцию называть экономической не совсем точно, поскольку она является одновременно и валютной, и политической, и культурной. В основополагающих документах ЕС четко записано, что союз призван содействовать сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу стран-членов, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, что его цель заключается в проведении общей внешней политики и политики в области безопасности, развитии сотрудничества в области юстиции и внутренних дел. Словом, речь идет о создании действительно совершенно новой Европы, Европы без границ. Известно, что в свое время В. И. Ленин резко выступал против идеи Соединенных Штатов Европы. Похоже, однако, что в наши дни она обрела вполне зримые черты.

В своем формировании современный Европейский союз прошел несколько этапов, которые, прежде всего, отражали его, так сказать, развитие вширь.

Формальной датой зарождения ЕС можно считать 1951 год, когда было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) в составе шести стран: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В1957 г. те же шесть государств заключили между собой еще два соглашения: о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом). Первое расширение сообщества, которое в 1993 г. было переименовано в Европейский союз, произошло в 1973 г., когда в его состав вошли Великобритания, Дания и Ирландия, второе – в 1981 г., когда в него вступила Греция, третье – в 1986 г., когда ко всем этим странам добавились Испания и Португалия, четвертое – в 1995 г., когда в ЕС вошли также Австрия, Швеция и Финляндия. В результате число стран – членов ЕС возросло до 15.

В 1990-х гг., особенно после распада мировой социалистической системы, тяга европейских стран к вступлению в Европейский союз еще более возросла, что в первую очередь относится к странам Восточной Европы. После длительных переговоров и согласований в мае 2004 г. полноправными членами этой организации стали Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Литва, Эстония, а также Кипр и Мальта. Следовательно, стран ЕС стало уже 25. А в начале 2007 г. к ним присоединились еще Румыния и Болгария (рис. 1). В перспективе расширение состава ЕС, по всей видимости продолжится. Уже в 2010 г. в него может войти Хорватия, а за ней наступит очередь Македонии, Албании, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории. Свою заявку на вступление в ЕС уже давно подала и Турция.

Одновременно с развитием Европейского союза вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло примерно те же этапы. На начальном этапе существования интеграционной группировки главная задача заключалась в создании таможенного союза и общего рынка товаров, поэтому в обиходе ее обычно так и именовали Общим рынком. К середине 1980-х гг. эта задача была в основном выполнена, причем Общий рынок, который стали называть единым внутренним рынком (ЕВР), обеспечивал уже свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капиталов, людей. После этого в 1986 г. странами-членами был подписан Единый европейский акт и началась подготовка к переходу от ЕВР к экономическому, валютному и политическому союзу стран ЕС.


Материалы по географии:

Финансово-банковская система Ростовской области
По состоянию на 01.01.2010 в ГУ Банка России по Ростовской области зарегистрировано: действующих кредитных организаций – 20, в том числе 13 в форме акционерных обществ и 7 – в форме обществ с ограниченной ответственностью; филиалов иногородних банков – 96. Все кредитные организации Ростовской облас...

Газовая промышленность
Газовая промышленность – самая молодая отрасль топливной промышленности Украины. Промышленность природного газа включает в себя разведку, добычу, транспортировку, хранение и переработку природного газа сопутствующего нефтяного газа, который добывается вместе с нефтью. Эта отрасль энергетики развива...

Полезные ископаемые
Африка известна прежде всего своими богатейшими месторождениями алмазов (ЮАР, Зимбабве) и золота (ЮАР, Гана, Мали, Республика Конго). Месторождения нефти есть в Алжире; бокситы добывают в Гвинее и Гане. Ресурсы фосфоритов, а также марганцевых, железных и свинцово-цинковых руд сосредоточены в зоне с...

Похожие публикации