Энциклопедия пожаробезопасности

Архангельский монастырь. Михаило-Архангельский монастырь (Архангельск). Храм во имя Знамения Божией Матери

Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дата основания 1212? Дата упразднения 1919 Статус Герб России Объект культурного наследия РФ № 3500002182 Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). 12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Михайло-Архангельский монастырь]] на Викискладе Координаты :

Михайло-Архангельский монастырь - упразднённый мужской монастырь в Великом Устюге . Представляет собой наиболее полно сохранившийся монастырский ансамбль в городе .

История

Согласно церковным легендам и агиографическим сведениям, монастырь этот старейший на Русском Севере: основан в 1212 году, в княжение ростовского князя Константина Всеволодовича , монахом Киприаном . Великоустюжские летописи XVIIII-XIX вв. утверждают, что жители города Устюга просили преподобного устроить обитель рядом с городом . Выбрав место «при езерах за острожною осыпью», Киприан построил обитель и деревянные церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила .

Достоверно известно, что монастырь существовал в 1521 году, когда получил несудимую грамоту от великого князя Василия Иоанновича .

В 1651 году сильный пожар уничтожил деревянные здания монастыря. Сразу после этого были возведены первые каменные сооружения - Михайло-Архангельский собор и церковь Введения с трапезною (строительство 1653-1656 г.). В 1682 году строится Владимирская надвратная церковь. Вместо часовни построенной над гробом преп. Киприана в 1710 году возводится небольшая каменная церковь Преполовения Пятидесятницы . В первой половине XVIII века были построены двухэтажные настоятельские (1734-1735 г.) и братские (1736-1737 г.) келии.

С 1842 году к монастырю приписан Троице-Гледенский , а с 1860 года - лальский Михайло-Архангельский монастырь .

В 1919 году монастырь был закрыт решением исполкома Великоустюгского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здания были переданы под организацию концентрационного лагеря . К 1924 году здания Михайло-Архангельского собора и Владимирской надвратной церкви переданы Великоустюгскому музею . В годы войны на территории монастыря находилось Пуховическое военное пехотное училище . С сентября 1945 года территорию гражданских сооружений монастыря занимает автотранспортный техникум.

По состоянию на 2011 год Михайло-Архангельский монастырь числится в Вологодской епархии Русской православной церкви как недействующий. Епископом Игнатием 16 июля 2014 года издан указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь» .

Архитектурный ансамбль

  • 5-главый Михайло-Архангельский собор с шатровой колокольней (1653-56)
  • церковь Введения с трапезной (1653-56)
  • Владимирская надвратная церковь (1682)
  • Церковь Преполовения (1710) обозначает место захоронения преп. Киприана
  • Настоятельские палаты (1734-35)
  • Братские кельи (1736-37)

Напишите отзыв о статье "Михайло-Архангельский монастырь (Великий Устюг)"

Примечания

Библиография

  • Зверинский В. В. Материал для исследования о православных монастырях в Российской империи. Том 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб: 1892. стр.60-61
  • Сойкин П. П. Устюжский Михайло-Архангельский монастырь // Православные русские обители : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. - СПб. : Воскресение, 1994. - С. 97-98. - 712 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-88335-001-1.
  • Строев П.М. «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», СПб. 1877, стр. 740-742.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Михайло-Архангельский монастырь (Великий Устюг)

Я ошибалась...
На следующее утро появился Караффа. Он был свежим и очень довольным, что, к сожалению, не предвещало для меня ничего хорошего.
Усевшись в кресло прямо передо мной, но не испросив на это разрешения, Караффа ясно дал этим понять, что хозяин здесь он, а я являюсь всего лишь подсудимой в красивой клетке...
– Надеюсь, Вы легко перенесли дорогу, мадонна Изидора? – нарочито-вежливым тоном произнёс он. – Как Ваши покои? Вам что-нибудь нужно?
– О, да! Я бы хотела вернуться домой! – подыгрывая его тону, шутливо ответила я.
Я знала, что терять мне было практически нечего, так как свою жизнь я уже почти что потеряла. Поэтому, решив не давать Караффе удовольствия меня сломать, я старалась изо всех сил не показывать ему, насколько мне было страшно...
Это не смерть, чего я больше всего боялась. Я боялась даже мысли о том, что я уже никогда не увижу тех, кого так сильно и беззаветно любила – мою семью. Что, вероятнее всего, уже никогда больше не обниму свою маленькую Анну... Не научу её тому, чему учила меня моя мать, и что умела я сама... Что оставляю её полностью беззащитной против зла и боли... И что уже не скажу ей ничего из того, что хотела и что должна была сказать.
Я жалела своего чудесного мужа, которому, я знала, будет очень тяжело перенести потерю меня. Как холодно и пусто будет в его душе!.. А я даже никогда не смогу сказать ему последнее «прощай»...
И больше всего я жалела своего отца, для которого я была смыслом его жизни, его путеводной «звездой», освещавшей его нелёгкий тернистый путь... После «ухода» мамы, я стала для него всем, что ещё оставалось, чтобы учить и надеяться, что в один прекрасный день я стану тем, что он так упорно пытался из меня «слепить»...
Вот чего я боялась. Моя душа рыдала, думая обо всех, кого я так люблю. О тех, кого я теперь оставляла... Но этого было ещё мало. Я знала, что Караффа не даст мне так просто уйти. Я знала, что он непременно заставит меня сильно страдать... Только я ещё не представляла, насколько это страдание будет бесчеловечным...
– Это единственное, чего я не могу Вам предоставить, мадонна Изидора – забыв свой светский тон, резко ответил кардинал.
– Ну, что ж, тогда хотя бы разрешите мне увидеть мою маленькую дочь – холодея внутри от невозможной надежды, попросила я.
– А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа.
Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!..
Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья.
– У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда?
Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!.
– Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её.
Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс:
– Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться...
Он ушёл. А на мой маленький мир опустилась ночь...
Всё это жуткое время я мысленно общалась со своим любимым, измученным отцом, который, к сожалению, не мог сообщить мне ничего успокаивающего, кроме лишь одной положительной новости – Анна всё ещё находилась во Флоренции, и хотя бы уж за неё пока что нечего было опасаться.
Но мой несчастный муж, мой бедный Джироламо, вернулся в Венецию с желанием мне помочь, и только там узнал, что уже слишком поздно – что меня увезли в Рим... Его отчаянию не было предела!.. Он писал длинные письма Папе. Посылал ноты протеста «сильным мира сего», которым я когда-то помогала. Ничего не действовало. Караффа был глух к любым просьбам и мольбам...
– А разве ты не могла просто исчезнуть?! Или «улететь», если на то пошло?.. Почему ты не воспользовалась чем-нибудь?!!! – не выдержав далее, воскликнула расстроенная рассказом Стелла. – Бороться надо всегда до конца!.. Так бабушка меня учила.
Я очень обрадовалась – Стелла оживала. Её бойцовский дух снова брал верх, как только в этом появилась острая необходимость.

Продолжается наше знакомство с Юрьевым-Польским, а конкретно одной из главных достопримечательностей этого города - Михайло-Архангельским монастырем, благодаря мощным которого обитель воспринимается туристами не иначе как Юрьев-Польский Кремль. Сегодня мы зайдем на территорию "Кремля", познакомимся с церквями и храмами, пройдем по территории.

В периметре Михайло-Архангельского монастыря располагается четыре храма:

  • Надвратная церковь Иоанна Богослова XVII в.
  • Собор Михаила Архангела XVIII в.
  • Церковь Георгия Победоносца из села Егорье XVIII в.
  • Церковь иконы Божией Матери "Знамение" XVII в.

Еще два храма находятся за пределами крепостной стены:

  • Георгиевский собор
  • Собор Троицы Живоначальной

Первый храм, который встречает нас еще до входа в обитель - это надвратная церковь Иоанна Богослова, построенная в 1670 году. Храм стоит над Святыми воротами, построенными несколькими годами раньше - в 1654 году.

Стена монастыря и надвратная церковь Иоанна Богослова XVII в. Вид снаружи монастыря

Надвратная церковь Иоанна Богослова XVII в. и архимандритский корпус (Братский корпус) XVIII в.

Купола церкви Иоанна Богослова

Напротив церкви Иоанна Богослова стоит более поздний храм - собор Михаила Архангела, который очень похож на церковь. Возможно собор специально сделали перекликающимся по облику с изящным, устремленным ввысь богословским храмом, чтобы весь ансамбль монастыря выглядел еще более красиво и гармонично.

Собор Михаила Архангела XVIII в.

Территория монастыря небольшая, но очень аккуратная и ухоженная. Много клумб с цветами и газонов. На одном из них располагается деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.), которая была перенесена на это место в 1967-1968 годах. Этот храм - часть древнего Георгиевского монастыря (1565 г.), а вернее единственное, что от него осталось.

Церковь Георгия Победоносца XVIII в.


Рядом с Георгиевской церковью стоит надкладезная деревянная часовня XVIII в.

А вот эта простая, двухэтажная постройка - самый древний храм монастыря - трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение". Церковь была построена в 1625 году, реставрирована в 1963 г.


В арке под переходом между Знаменской церковью и братским корпусом сейчас находится выставка резных наличников.



Путешествуя по Владимирской области (да и не только), я всегда обращала внимание на это потрясающее деревянное кружево - резные наличники. Каких только форм и расцветок наличников не бывает! Безграничны таланты резчиков, поэтому и работы их потрясающе разнообразны. Ходя по монастырю и рассматривая выставку, я невольно вспоминала, как красиво и поэтично о наличниках написала Галя Шефер в своей статье "Резные наличники Боголюбово: деревянное кружево" . Приглашаю и вас прочитать эту статью.
А пока посмотрите наличники, представленные на выставке в Михайло-Архангельский монастыре.

Резные наличники. Владимирская область


Наличники развешаны не только в переходе между церковь и братским корпусом, но и на стенах церкви и корпуса. Они утопают в цветах, зрелище потрясающее.







Церковь иконы Божией Матери "Знамение" XVII в.

Мальва у Знаменской церкви великолепна

Цветов в монастыре вообще очень много. От флоксов в воздухе стоит упоительный аромат.

Михайло-Архангельский монастырь

Михайло-Архангельский монастырь

18.05.2016

Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: "Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново"
На основании грамоты архиепископа Иоанна возникло два предположения о дате основания монастыря: XII век, либо 2-я половина XIV века.
В списке архиереев, занимавших новгородскую кафедру с X по XVII века, трижды упоминается имя Иоанн. Первый - Иоанн Попин (на кафедре 1110-1129 г.г.) не был архиепископом, второй - святитель Иоанн (1165-1186) будучи епископом, до пострижения в схиму носил имя Илии, третий - архиепископ Иоанн, занимал кафедру в 1389-1415 г.г. Наиболее вероятно, что грамота относиться ко времени третьего Иоанна и говорит об основании Архангельского монастыря в XIV в. Дата косвенно подтверждается описанием сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. Однако, в грамоте архиепископа Иоанна нет слов о строительстве монастырских храмов, а церковь св. Михаила упоминается как уже существующая. Архиепископ Иоанн благословляет игумену "с собором и стадом св. Михаила" отправлять вседневную службу, что предполагает существование значительного штата священнослужителей.
По второй версии Архангельский ммонастырь основан в XII в. Этого мнения придерживались историки В.В. Крестинин и Н.М. Карамзин. Самым древним источником, указывающим на XII в. как дату основания монастыря является сохранившаяся рукописная копия челобитной игумена Архангельского монастыря Иеремии (1690-1700) от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну. Ходатайствуя о льготах для монастыря, он приводит агрумент: "а тому, государи, богомолию (т.е. А. м.) больши 500 лет". Возможно, что в основании Архангельского монастыря принимали участие наместники Новгородского великие князя в Заволочье.
Большинство историков (митрополит Макарий, А.А. Шахматов, В.В. Зверинский и В.Ф. Андреев) утверждают, что Аархангельский монастырь был основан в XIV в.
Самое раннее достоверное историческое свидетельство об Архангельском монастыре содержится в "Двинской летописи" и относится к 1419 г.: "Пришедше мурманы (т. е. норвежцы - Автор) войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Карельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Карельский монастырь святого Николая, и Онежский погост, Яковлю Курью, Андреяновский берег, Кечь остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломено, Хичемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли".
Вскоре после разорения монастырь был восстановлен на прежнем месте, но когда и как проходило восстановление летопись не говорит. Не сохранилось и никаких монастырских документов того времени.
Первые точные указания о численности монастырской братии находятся в грамоте царя Иоанна IV Грозного от 1543 г. на имя игумена Феодосия (1534-1547) и связаны с постигшим Архангельский монастырь голодным временем. Согласно грамоте, двинским властям предписывалось содержать игумена и 35 старцев Архангельского монастыря, испытывавших голод от частых неурожаев передавая в монастырь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц. Грамотой Иоанна IV Грозного от 1544 г. Архангельский монастырь освобождался от постойной повинности. Однако эти меры были мало ощутимы. Двинские власти не могли выдавать монастырю хлеба, положенного царским указом. По свидетельству "Двинской летописи", в кон. 40-х гг. XVI в. в результате неурожая "хлеб был дорог на Двине: четверть купили на Холмогорах по осьми гривен, и людей с голоду мерло много", в одну могилу зарывали по 200-300 тел умерших. К 1551 г. число братии сократилось до 12 человек, к 1587 г., после окончания голодного времени - увеличилось до 42 человек.
Согласно писцовым книгам И. П. Заболоцкого и Д. И. Темирова, к 1550 г. в Архангельском монастыре "Двинского уезда нижней половины" были построены шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая церковь во имя пророка Илии. По сведениям писцовых книг В.А. Звенигородского к 1587 г. существовал "в двинском уезде, в нижней половине, в новом колмогорском городе, монастырь архангельской, а на монастыре церковь Архистратига Михаила деревяна вверх, да на полатех предел мученика Христова Мины, да церковь теплая покров пречистыя Богородицы, а в церквах образцы и свечи и книги и колокола на колокольницах и все церковное строение монастырское; на монастыре в кельи игумен Евфимий, да тринадцать келей, а в них братии сорок два старца". Таким образом, в Архангельском монастыре во второй половине XVI в. существовало 2 церкви - в честь Архистратига Михаила деревянная шатровая, видимо холодная, другая теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по писцовым книгам Заболоцкого - в честь прор. Илии).
Место основания Архангельского монастыря - мыс Пур-Наволок в 30 верстах от впадения Северной Двины в Белое море, где имелась удобная гавань для морских судов, - отвечало градостроительным требованиям XVI в. В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в обитель прибыли воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и "Залешанин Никифор сын Волохов" с ратными людьми и "круг Архангельского монастыря... город древянный одним годом поставили". Новый город, названный Новохолмогоры, в 1613 г. получил название Архангельского города. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Новохолмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у Корельского святителя Николая Чудотворца монастыря, в городе началась оживленная торговая деятельность.
Находившийся в центре строившегося города Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения.
Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным. Скудные сведения о жизни Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596).
Среди игуменов особое место должно отвести Евфимию (1585-1589), в управление которого около Архангельского монастыря возник г. Архангельск. Имя этого игумена стоит в ряду преподобных отцев в земле Архангельской просиявших - св. Евфимия наряду с Архистратигом Михаилом считают небесным покровителем г. Архангельска. В каноне святому говорится: "Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрование смирив крепостию Божественного Духа".
Известно, что он родился в с. Вознесенье, а в 1585-1589 г.г. был игуменом Архангельского монастыря.
Обретение мощей прп. Евфимия произошло 7 июля 1647 г. Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он "ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись". Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном "Сказании о явлении мощей прп. Евфимия" описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому. Но имя угодника Божия оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику Архангельского монастыря Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья. Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игумену Архангельского монастыря Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог. О том, как выглядел прп. Евфимий, также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы.
В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном. Однако, в 1683 г. архиепискомом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп. Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась "решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева". На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в "Архангельском Патерике" архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским.
15 июля 1636 г., по сообщению Двинской летописи, "был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи и воеводский двор и полгорода от Двины реки". В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что "братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру". Царской грамотой от 6 февраля 1637 г. повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе). Челобитной от 15 марта 1637 г. у митрополита Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй - Собора Архангела Михаила с приделом св. муч. Мины. Но Архангельский монастырь не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте "трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали", стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, "которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили…"
Поэтому место строительства мон-ря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины - в Нячеры (район бывшей ул. Архиерейской, ныне ул. Урицкого). В 1641 г. при игумене Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Архангельского монастыря началась. К 1642 г. закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича "ради монастырского строения" Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.
На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила.
К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была "в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место".
К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы "для скотины и пашни" в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве.
В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.
Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для "палтуса, трески", погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в.
Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. "На оградной стене на вратах" была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели "окончины слюдяные под железом".
В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила.
Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.
Административное положение Архангельского монатыря неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии монастырь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 г., во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), Архангельский монастырь вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV мон-рь возвращен в Новгородскую епархию. Права Новгородского архиепископа над монастырем изложены в жалованной грамоте Иоанна Грознаго от февраля 1542 года. В ней говорится: "и митрополита новгородскаго десятильники и подъещики, оприч духовных дел, к ним в монастырь не въезжают и пошлин на них митрополиту и воеводе и десятин и иных некоторых пошлин у них не емлют и не судят их не в чем, а в духовном деле игумена судит митрополит новгородский, а что с них имеется взяти пошлин митрополиту и его десятильником и всем пошлинником, и те пошлины все емлют с них на двине поповский староста, да те пошлины все отдает митрополита новгородскаго десятильником".
До первой четверти XVI в. Архангельский монастырь не имел общежительного устава и этим отличался от других северных обителей. Собор Михаила архангела был приходским храмом. В 1528 г. архиепископом Макарием I (1526-1542) была проведена реформа монастырского устройства в новгородской епархии - все обители, включая Архангельский монастырь, становились общежительными.
С 1764 г. Архангельский монастырь зачислен в 3-й класс штатных монастырей. Лишившись прежних средств содержания, он постепенно приходил в запустение.
Дважды в монастыре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 г.г., и с 1797 г. (по именному указу Павла I). С конца XVIII в. по 1869 г. Архангельским монатырём управляли ректоры Архангельской духовной семинарии.
В 1817 г. Преосвященным Парфением II (на каф. 1809-1819) настоятель Николаевского Корельского монастыря игумен Вениамин назначен архимандритом Архангельского монастыря с правом ношения при богослужении камлотовой мантии с зелеными бархатными скрижалями. Архимандрит Вениамин (Смирнов) известен как миссионер, проповедник евангельской истины среди мезенских самоедов. С 1805 г. преподавал в Архангельской семинарии, в 1813 г. назначен игуменом Николаевского Корельского монастыря, в 1820 г. - архимандритом Антониева Сийского монастыря. В 1825 г. под руководством архимандрита Вениамина в Мезени открыта духовная миссия для христианского просвещения язычников-самоедов. В Мезени архимандрит Вениамин составил грамматику и словарь самоедского языка, выполнил перевод книг Нового Завета, катехизиса и различных молитв, подготовил исследование "Самоеды мезенские". За пять лет миссии крещено более 3 000 местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архимандрита Вениамина в Мезени завершились в 1830 г., его приемником стал настоятель Архангельского монастыря архимандрит Платон (1829-1839).
В 1869-1893 г.г. Архангельским монастырем вновь управляли архимандриты. С 23 августа 1893 г. Архангельский монатырь подчинялся Архангельскому епархиальному архиерею - Преосвященному Никанору (Каменскому, на кафедре 1893-1896 г.г.). При нем началось возрождение обители: были собраны значительные средства для реставрации соборного храма Архангела Михаила, а в 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов. Поднятие поновленного креста на центральный купол проходило в присутствии св. прав. Иоанна Кронштадтского, находившегося в это время в Архангельске. Вечером 23 июля 1894 г. в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Преосвященный Никанор много скорбел о случившемся, но не впал в уныние - сбор средств на реставрацию соборного храма Архангельского монастыря проходил еще активнее, чем год назад. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой. С 1897 г. по ходатайству Преосвященного Иоанникия I (на каф. 1896-1901) монастырём вновь управляли архимандриты.
С 1771 по 1812 г. в Архангельском монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Пять ее деревянных одноэтажных корпусов находились в северо-восточном углу монастырской ограды. Учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов, в которых одновременно проживали до 30 человек. Учебный процесс семинарии в 1785 г. включал в себя преподавание поэзии, риторики, философии, богословия, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, а с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты. В 1811 г. семинария имела 7 учебных аудиторий, в которых обучалось около 200 человек.
26 сентября 1812 г. семинария переезжает из монастыря в новое каменное здание (ныне здание Поморского университета им. М.В. Ломоносова). В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса Архангельского монастыря открыта псаломническо-учительская школа.
С 1891 г. по 1923 г. в А. м. размещались фонды знаменитого древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности. Оно создавалось по благословению еп. Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 г. - Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его организации приложил И.М. Сибирцев - преподаватель Архангельской духовной семинарии (член.-кор. АН с 1928 г.). Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 г., к 1912 г. в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 г. из монастыря собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. - в Археографическую комиссию г. Ленинграда, в 1931-1932 г.г. - в Рукописный отдел БАН СССР. Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского уезда архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: "А ты что не молишься, когда все молятся?" Проснувшись исцеленным, он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Архангельский монастырь.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери "Скоропослушница", которая в описи имущества монастыря 1924 г. значилась как чудотворная.
На территории Архангельского монатыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.
История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения. После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в монасатыре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Последним настоятелем Архангельского монастыря, очевидно, был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал протоиерей Василий Аристов.
В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря.
Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего Архангельского монастыря. Согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. Губернские органы советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском монастыре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. И повод был найден. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 г. указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих: хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви "передать другому коллективу". Договор был расторгнут 20 июля 1924 г., - община признана ликвидированной.
В 1924-1925 г.г. храм принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.
В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что "здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе.
Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михайло-Архангельского монастыря.

По материалам сайта «hingled.ucoz.ru».


Михайло-Архангельский монастырь - православный мужской монастырь, расположенный в самом центре Юрьев-Польского в кольце древних земляных валов XII века.

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.

Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.

ГЕОРГЕВ ГРАД

Как и Переславль-Залесский, Георгев-град был поставлен в районе концентрации исконного населения - мери. Об этом говорят чисто мерянские гидронимы, как то «Колокша» и «Гза» (Кза), у места слияния которых город и стоит.
- Курган, 11-13 вв . Территория города, урочище Юрьева гора. Исследован в 1852 г. А.С. Уваровым . Содержал погребение воина-кочевника с конем, датирован 12 в. Остатки кургана разрушены строительными работами.



Крепостной вал Юрьев-Польского

Насыпанные около 1152 г., валы, несомненно, были первым сооружением в новом городе, в черте, надо полагать, старого мерянского поселка. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная.
Площадка городища округлой в плане формы размерами ок. 340х230 м., площадью ок. 9.5 га., окружена кольцевым валом высотой 4-6 м. при ширине в основании 18-20 м. и сильно заплывшим рвом перед ним, в настоящее время имеющим глубину 0.8-1.2 м. при ширине 25-28 м. Общая длина валов ок.1 км. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Исследование южного вала показало, что он был насыпан в 12 в., в два приёма. Насыпь состояла из суглинка с большим количеством гумусных прослоек. Внутривальные конструкции не обнаружены.
В системе укреплений имеются разрывы от трёх проездных ворот шириной 25-50 м.: северные - Ростовские, юго-восточные - Владимирские, юго-западные - Московские (более поздние).
На валах стояли деревянные укрепления.
Имя города говорит за то, что , похоже, строил его как собственную резиденцию. Однако, другое его детище - Переславль Залесский - оказалось более удачным. Долгорукому в Юрьеве и пожить-то толком не удалось. Долгорукого пленила красота мест. Ему понадобился опорный пункт среди непокорной мери. Все так. Но словарь Брокгауза-Евфрона недоумевает, зачем в этом экономически провальном месте вообще понадобилось строить город. Юрьев стал провинциальным еще в древнюю пору.

Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь в 1212 г. по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212 - 1238 гг.).
В 1212 г. Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава.
После Святослав вернулся в Юрьев. Князь немало сделал для города.

Среди находок из слоя домонгольского времени следует отметить железные цилиндрические замки и ключи к ним, ножи, инструменты ремесленников, стеклянные браслеты, перстни, бусы, обломки стеклянных кубков. Найдены также части хороса (подвесного светильника), в том числе детали днища, цепей, кронштейнов для свечей в виде фигур драконов.

Святослав разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в.
См. .

В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.

Михайло-Архангельский монастырь


Михайло-Архангельский монастырь. Фото нч. ХХ века



В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.

В 1252 г. княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества.
Ок. 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского.
В 1382 г., когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.

В XVI в. Крымский вельможа, родственник Гиреев Абдул-Литиф приехал в Москву в 1493 г., в пору хороших отношений Крыма с Россией, и сел на престол в Звенигороде. В 1499 г. Москва посадила его на казанский престол (она была под протекторатом Москвы), но вдруг начал проводить недружественную России политику (отношения с Крымом стали в то же время быстро портиться). В 1502 г. русский отряд является в Казань, Абдул-Латифа низлагают, и отправляют в ссылку на Белоозеро. Менгли-Гирей, пытаясь выручить своего родственника, писал в Москву, в итоге в 1507 г. Абдул-Латифа выпустили из ссылки, и дали в кормление Юрьев-Польский, где он и помер в 1517 г.
С 1552 г. в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (правильнее - Абдалла), родственник последнего казанского царя Едигера. Кайбула передался на сторону русских еще до падения Астрахани. Вот что говорил про него русский посол турецкому паше в Стамбуле: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует в Касимове (правил в 1567-1573 гг.), царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях...» Этот Кайбула отличился в Ливонской войне (1558 г.), причем в компании соплеменников: сам Кайбула руководил правым флангом, передовым полком - Токтамыш, всей армией - касимовец Шах Али. Вся эта компания набиралась для войны с Крымом, причем Тохтамыша предполагалось посадить на трон в Бахчисарае вместо Гирея. Но обстоятельства сложились так, что двинули на Швецию.
И, наконец, Самозванец в 1609 г. отдал Юрьев Магомету Мураду, сыну Касимовского хана Ураза Мухаммада (1600-1610 гг.). Ураз принял сторону Самозванца, однако, по доносу сына, был убит под Калугой во время охоты. За него отомстил ногаец Урусов, который прибил самого Самозванца со словами – «знай, собака, как убивать татарских царей».

Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.


В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».
Другая часть ограды построена в 1736 г.





Башни «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.

От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.



Прудик на территории монастыря

Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик («ковчег» - их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить - чисто декоративный.

Михайло-Архангельский собор

В 1560 г. благодаря князю М.И. Кубенскому монастыре была отстроена первая каменная двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
В 1685 г. в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.).
В 1804 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трёхъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора.
Опись древних предметов монастыря нач. ХХ века:
«В иконостасе Архангельского храма – деревянная трехъярусная с колоннами, карнизами и резными украшениями царские врата, резные с шестью изображениями на дсках: Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов и местные иконы – сошествия Иисуса Христа во ад, Вознесения Господня (на Спасителе, Божией Матери и 2-х ангелах венцы серебряные чеканные с цатами, а на 4-х ангелах без цат), Собора Архистратига Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. Все эти иконы одного размера – около 2-х аршин высоты и около 1 аршина ширины; писаны некиим Семеном Стрешневым из города Кинешмы, вероятно, не позднее 1792 г., времен последней перестройки Архангельского храма.
Хоругвь, шитая шелками, с изображением пророка Илии и св. Архангела Михаила XVII в. (хранилась в )».




Михайло-Архангельский храм. 1772-1809 гг.

В Михайло-Архангельском храме располагалась выставка «Художественная резьба по дереву» .











Храм во имя Знамения Божией Матери

В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи.
В 1625 г. была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Божией Матери , в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник – почти без всяких украшений.
В трапезе ее южной стороны в 1792 г. сооружен придел во имя св. пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви.
В 1814 г. с северной стороны пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.




Знаменская трапезная церковь


Знаменская трапезная церковь и Архимандритский корпус

В 1809 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря.
В 1814 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на церковную утварь для монастыря.
В 1817 г. умер , Инспектор .
В 1860-е годы управлял обителью.

В 1763 г. на территории Михайло-Архангельского монастыря возведена Георгиевская церковь.
К храму Знамения Божией Матери примыкает построенный в 1763 г. двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кольи и различные хозяйственные службы.


Архимандритский корпус

В здании Архимандритского корпуса располагаются экспозиции Юрьевского историко-архитектурного и художественного музея :
- Крестьянство и земледелия Владимирского Ополья;
- История Юрьев-Польского уезда.

Церковь Иоанна Богослова

В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота».
В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова) .




Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)

В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.
Колокол весом 60 пудов в 1685 г. приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 г. на монастырские средства.


Колокольня

В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов.
В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.

После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.

Металлические била , сделанные из кислородных баллонов и в 2002 г. к 850-летию города Юрьева поднятые на колокольню.
Изготовлены они по подобию изобретённого в 1893 г. англичанином Герингтоном набора цилиндров разной длины с бьющими по ним молоточками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Преимущество таких «колоколов» в том, что они поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола.

Била. На концах била сверлят 3, 4 или 5 отверстий, которые символизируют 3 - Троицу, 4 - Крест, 5 - Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Малое (ручное) било держится в левой руке, звук извлекается путём ударения (клепания) по нему деревянным молотком от центра к краям. Било большое (великое) подвешивается при входе в храм, или у трапезной, или около келии, на колокольне. Звук извлекается тем же образом, что и у малого била.

К звонарскому делу во все времена допускались и допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь является связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится её продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и хорошо знать богослужение.

Виды звонов:
Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несёт благую, радостную весть о начале богослужения.
Перезвон - представляет собой печально-торжественный звон поочерёдно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.
Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам, жителям древнего Китая и Японии (860 - 824 гг. до н.э.).
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к Святителю Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431 гг.) в сонном видении ему явился Ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослуженииколокола, проделав большой исторический путь, стали и для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I. «Евангелие в лист, печатанное в Москве 1684 г., обложено бархатом, протканным серебром, малинового цвета. На лицевой дске его 5 серебряных вызолоченных клеймах – в середине Спаситель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, а по углам 4-е евангелиста. Около срединного изображения по бокам вырезаны следующие слова: «Лета … (1685) Iюня в 23 день Божiей милостiю великiе государи цари и великiе князи Iоаннъ Алексеевичъ, Петръ Алексеевичъ, всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержцы и сестра ихъ благородная и великая государыня царевна и великая княжна Софiя Алексеевна изволили сiи святое евангелиiе построить въ свое государственное богомолiе Юрьева-Польскаго въ Архенгельскiй монастырь по брате своемъ великомъ государе, царе и великомъ князе Феодоре Алексеевиче всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержце въ вечное поминовенiе». На задней дске по углам и в середине 5 серебрянных прорезных небольших клейм. Застежки серебрянные. Весу с листами и крышками 20 ¾ фунта».
«Крест напрестольный серебрянный, чеканный вызолоченный, с частицами св. мощей; внизу рукояти на задней стороне вычеканено «1705 г.» Весу в кресте с деревом 1 фунт и 72 золотники.
Евангелие в большой Александрийский лист, печатанное в Москве 1759 г. Мера его – в длину 15 ¾ верш., в ширину 7 ¼ верш. Обложено чеканным серебром. На лицевой стороне 5 овального вида на финифтях, осыпанных стразами, изображений Спасителя и 4-х евангелистов. Пожертвовано Юрьевским купцом Феодором Ивановым Шевелкиным.
Евангелие в лист, печатанное в Москве 1791 г.; обложено малиновым бархатом. На лицевой дске 5 чеканных клейм с изображением воскресшего Спасителя и 4-х евангелистов. На задней дске медное посеребренное чеканное прорезное изображение древа, при корени коего возлежащий Иисус Христос,- посреди древа Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Между ветвями в 10 круглых клеймах – страдания Спасителя и св. апостолов».

В 1764 г. был упразднен Юрьевский Петропавловский монастырь, основанный как мужской митрополитом Суздальским Илларионом. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. В 1825 г. епархиальное начальство решило Петропавловскую церковь упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю. В 1830 г. церковь была разрушена.

К Архангельскому монастырю причислены были в 1725 г. разные пустыни и монастыри:
1. В Суздальском уезде Спасский монастырь, что на реке Куксе; тут было игуменство, - ныне село Спасс-Кукса.
2. Георгиевский монастырь, что дубовая церковь, в Юрьевском уезде. При церкви было кладбище и погребались тут прихожане села Турабьева.
3. Покровский монастырь Шуйского уезда в селе Иванове. В этот монастырь давалось руги от Князя Алексея Михайловича Черкасскаго по 29 рублей и 50 четвертей хлеба.
4. Воробьевская пустынь, в Шуйском уезде, при селе Дунилове.
5. Вознесенская пустынь, находилась в 70 верстах от Суздаля.
6. Космодемьянская пустынь, в 80 верст. от Суздаля, и в 125 верстах от Юрьева.
7. Святоезерская пустынь, в 115 верстах от Юрьева, и строения было в ней: три церкви, ограда, кельи – все деревянное.
8. Петропавловский монастырь – в поле, расстояние от Юрьева в одной версте.

«Фотиния настроила было и графиню и Фотия сменить Феодоровскаго монастыря игуменью и заменить своею: но я уперся. Иеромонах Юрьевскаго монастыря Арсений был в Переславле вместе с графинею. Я приказал его поймать коли пожалует в другой раз. До зла-горя мне Фотиния…» (Из письма преп. Парфения к митрополиту Серафиму. 18 декабря 1833 года.).

В 1862 г. при Михайло-Архангельском монастыре открылась бесплатная воскресная школа .
В апреле 1888 года высокопреосвященный Феогност поручал (1829-1895) управление Юрьевским Архангельским монастырем.
В 1918 г. был закрыт Михайло-Архангельский монастырь.
основан в 1919 г. во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени). В 1922 г. переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.

Георгиевская деревянная церковь (1718 г.) была перевезена из села Егорье в 1968 г. Церковь является образцом древних клетских храмов в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружён без применения пилы и гвоздей.



Георгиевская деревянная церковь

Через некоторое время на посада появилась ещё одна старинная деревянная церковь из , сгоревшая в 1998 году.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Чернокулово. 1988 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич


Надкладезная часовня. XVIII в.

По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.


Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михаило-Архангельском соборе ведутся службы. Бывшая там уникальная коллекция деревянной православной скульптуры теперь закрыта.
Всего в монастыре 3 монаха, включая настоятеля. Кельи находятся в башнях.
См. .

Воробьёвская-Успенская мужская пустынь

Село Дунилово, Ивановской обл., Шуйского района, при ррч. Тезе и Киселёвке.
Основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны.
В 1725 г. приписана к Архангельскому Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднена и после долгого запустения ветхие храмы её были по обычаю сожжены. В 1819 г. на месте пустыни выстроена единоверческая Покровская (Богородицкая) церковь.
См. Свято-Успенский женский монастырь .

Спасо-Кукоцкий или Спас на Куксе мужской монастырь

Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
Существовал в XVII ст., так как в нём пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628-1630 гг. имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево».
В 1700 г. в нём был игумен Александр.
В 1725 г. приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю.
В 1764 г. упразднён.
См. .

Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи мужской монастырь

Основан, вероятно, еще в конце XII в.
Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднен.


Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 г.

Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Построена за один сезон около 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х гг. XX в.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь.
В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941 - 1943 гг. непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.
Церковь восстановлена в 1956 - 1958 гг.


Церковь Спаса на Нередице

В 2001 г. Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 г.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

Похожие публикации