Энциклопедия пожаробезопасности

Единство и борьба противоположностей: регулярный и пейзажный стили. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: характерные черты и подбор растений Для какой страны характерен регулярный стиль

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и центром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1)Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2)Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3)Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

Написал стихотворение трагическое и ироническое. «Это какая улица? // Улица Мандельштама. // Что за фамилия чертова - // Как ее ни вывертывай, // Криво звучит, а не прямо. // Мало в нем было линейного, // Нрава он был не лилейного, // И потому эта улица, // Или, верней, эта яма // Так и зовется по имени // Этого Мандельштама». Полагаю, оно является вариацией темы «Памятника» Горация. Памятником оказывается яма (могила) - в силу своей физической иррегулярности. А еще мне, прошу прощения за урбанистический взгляд, кажется, это очень неординарное размышление о природе линейной и свободной планировки. Как ни странно, в истории мы не наблюдаем эволюции от городов иррегулярных к регулярным. Казалось бы, сначала должно появиться поселение свободной формы, потом ему должны придать геометрический порядок. Однако и в Вавилоне, и в Мохенджо-Даро (главном городе Хараппской цивилизации), и в Гизе (Египет, Древнее царство), то есть во всех центрах изобретения городской цивилизации, мы с самого начала сталкиваемся с регулярными планами. Это даже завораживает. Изобретение регулярной планировки оказывается современным изобретению города вообще. Стоит напомнить, что города появляются примерно тогда же, когда и письменность. Не знаю, насколько оригинальным является это сравнение, но для археолога или человека с филологическим опытом очевидно визуальное сходство регулярных планов древних городов с древнейшими памятниками письменности - будь то хеттские клинописные таблички или египетские рельефы и папирусы. Письменность и регулярный план - это изобретения-современники и, как мне кажется, родственники. Если угодно, регулярный план - это текст, написанный прямо на земле. Тем более поразительно, что одновременно существуют города регулярные и иррегулярные. Изобретение регулярности выглядит колоссальным цивилизационным скачком, но оказывается, что им можно пользоваться, а можно и нет. Это все равно как изобрести колесо и откатить его в сторону. С семиотической точки зрения прямоугольные кварталы на территории являются знаками-индексами в классификации Чарльза Пирса (то есть такими, в которых означающее физически связано с означаемым - как, скажем, этикетка с бутылкой, на которую она наклеена). Это индексирование в древности происходило буквально, путем разметки плана города на местности, прочерчивания границ плугом (как делал Ромул при основании Рима). В известной степени так же происходит до сих пор (с той разницей, что план сначала вычерчивается на бумаге или в компьютере). Вопрос - что означают эти прочерченные на земле прямоугольные знаки? И почему ими можно не пользоваться, что заменяет эти знаки, когда регулярной планировки нет? Об этом и говорит Мандельштам. Улица потому получает его имя, что она (яма) и он (поэт) «нелинейны». Индексом для иррегулярной территории является человек. Следом такого означивания человеком места являются наши именования улиц - хоть той же улицы Мандельштама, которая таки появилась в Воронеже, хоть Немцова моста, который так пока и не появился в Москве. Из таких обжитых и означенных смертью мест и складывается органическое, иррегулярное поселение. За этим стоит представление о неразрывной, сакральной связи человека и территории. Вспомните запреты на продажу земли в феодальной экономике, принципы майората - живые знаки-индексы не могут меняться или дробиться. Кстати, забавным рудиментом этой идеи в современной экономике является необходимость нотариального заверения купли-продажи недвижимости (чего не нужно делать ни с едой, ни с одеждой, ни с механизмами): земля - это такой товар, покупка которого за деньги не вполне законна, нарушает порядок вещей, и требуется юридическая процедура его восстановления. Что означает регулярный прямоугольник территории, если при свободной планировке участок индексирует связанный с ним конкретный человек? Если бы, скажем, в Мандельштаме было «много линейного», если бы это был такой стандартный, «прямоугольный» Мандельштам, то его имя ничего не говорило бы о месте. Его человеческое качество свелось бы к квадрату. Здесь стоит вспомнить о роли геометрии в древних цивилизациях. Пифагорейцы, а за ними Платон, видели в геометрии выражение метафизического порядка мироздания. Отсюда проистекают эзотерические следствия учений о пропорциях, но в случае с регулярной планировкой речь идет о самом элементарном геометрическом порядке. Однако смысл его не столько элементарен, сколько очень обобщен. Сама акция соотнесения территории с геометрическим порядком делает ее причастной к порядку разума. Природа не знает прямых углов, регулярная территория - это не просто terra, но terra sapiens. Если угодно, иррегулярный город сплошь состоит из имен собственных - он размечен уникальностью судеб тех, кто здесь жил и умер. Регулярный город - это город местоимений. В каждом конкретном квартале может жить кто угодно, а может не жить никто, для прямоугольных территорий важно только одно их свойство - наличие сознания. Спиро Костоф потратил много сил на то, чтобы доказать, что регулярность планировки города не имеет политического смысла. Его аргументы не лишены убедительности и остроумия. На основе сетки устроены города демократические (как у греков или американцев) и авторитарные (как в Древнем Китае, Риме или в СССР) - форма города ничего не говорит об устройстве власти. «Сетка - это сетка и ничего, кроме сетки» - вот формула Костофа. Она звучит прекрасно, но я не могу согласиться. Сетка не имеет конкретного политического смысла, но сетка имеет политический смысл как таковой. Сетка - это власть. Это не обязательно власть авторитарная. В традициях американской урбанистики принято связывать регулярную сетку с демократическим устройством, и это естественно для людей, у которых есть Нью-Йорк. Отцы-основатели США полагали, что правом голоса обладает землевладелец, а земельное законодательство этого времени предписывало размечать землю в ортогональной сетке, так что вместе получался яркий пространственный образ демократии - все граждане равны, у всех равные наделы, каждого можно свести к квадрату. Однако при этом стоит иметь в виду, что и Мэдисон, и Джефферсон, и Джей, и даже Гамильтон были людьми Просвещения и классицизма и, придумывая страну, вдохновлялись моделью древнегреческой колонизации. Сами по себе люди, поселившиеся рядом, в силу, я думаю, невозможности сбалансировать два базовых стадных инстинкта - права на равенство и права на первенство - не могут разделить свою территорию на равные прямоугольные части. Для этого нужен внешний фактор, осуществляющий это деление. Конечно, города мормонов (Солт-Лейк-Сити), греческих колонистов (Милет, Приена), римские военные лагеря (Тимгад, Сплит), сталинские и муссолиниевские города имели разное политическое устройство. Однако у них есть одна общая черта - все они были средствами колонизации территории. Я считаю, что это право - право перевода пространства из terra inconscia в terra sapiens - является прерогативой власти. Колонизация - это превращение диких территорий в цивилизованные еще до того, как на них поселились цивилизованные горожане. Колонизация может иметь самые разные цели - хозяйственные, административные, религиозные, - но эти цели достигаются с помощью политической власти. Если город основан железнодорожной компанией (как, например, Галва, штат Иллинойс) для спекуляции земельными участками, то это означает, что политическая власть в городе принадлежала железнодорожной компании, а если в 1833 году Джозеф Смит нарисовал идеальный план Сиона, воплощенный, по итогам исхода мормонов, в Солт-Лейк-Сити, то это значит, что политическая власть в этом городе принадлежала мормонам. Колонизация - властный жест. Если мы встречаем примеры добавления к городу с иррегулярной планировкой регулярной части (как в Неаполе) или сталкиваемся с регулярной перепланировкой исторического города - это улика вмешательства власти. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров в истории градостроительства - перепланировка российских городов Екатериной Великой, учрежденной ей комиссией Ивана Бецкого, когда большинство из них получили регулярные планы. Этот грандиозный опыт можно связать с высказанной Александром Эткиндом идеей «внутренней колонизации» как основной стратегии российской государственности. Регулярный план был одновременно и средством модернизации страны, и признаком политического доминирования. Напротив, если мы сталкиваемся с постепенной утратой регулярности в городе - а это история большинства европейских городов, выросших на римской основе, - то перед нами след «ухода» власти из города. Так происходило вплоть до ХХ века - и вдруг все перевернулось. Бесконечные новые районы СССР, отчасти Европы (Франция, Германия), Азии - колонизация спальными районами происходит в форме оккупации свободных пятен без всяких признаков регулярности. Напротив, квартальная застройка исторических центров начинает ассоциироваться со свободной городской жизнью, традициями и «правом на город» (термин Анри Лефевра 1968 года, акцентирующий права городских сообществ в противостоянии власти и спекулятивному девелопменту). Как это возможно? Мне кажется, для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что в традиционном городе прямоугольник квартала застраивался сравнительно свободно. Мы встречаем там большое разнообразие форм - от городских вилл до многоэтажных домов-каре, от дворов-колодцев до парадных внутренних улиц. Свободная планировка спальных районов неотделима от стандартных жилых ячеек многоквартирных домов. Многоквартирный индустриальный дом - это регулярный город, сведенный в один объем, квадрат квартала, превратившийся в кубик квартиры. Именно поэтому, мне кажется, индустриальное многоквартирное жилье имеет достаточно ощутимый привкус репрезентации власти, и авторитарные режимы - как Россия или Китай - отдают заметное предпочтение этой форме расселения. Так власть становится ближе, интимнее: она приходит к вам в квартиру. По сравнению с этим клетки кварталов кажутся символами гражданских свобод и неформальных сообществ горожан.

Стиль «английский сад» появился в XVIII веке в противовес формальному стилю. Одним из ярых приверженцев нового стиля и противником французских садов был английский поэт Александр Поуп (1688 - 1744), призывавший в 1713 году в своем эссе, посвященном садоводству, вернуться от геометрических форм к «милой красоте неприкрашенной природы». Основное правило английского сада он сформулировал так: «Природа не должна быть забыта ни в чем...Руководствуйтесь духом места».

Свое дальнейшее развитие английский стиль получил благодаря романтическому направлению в искусстве и литературе - движению против классицизма и его любви к порядку, дисциплине и сдержанности. В дизайне садов влияние романтизма проявлялось в использовании растений для эмоционального вдохновения. Однако романтизм фокусировался не только на эмоциях: в то время на пьедестал было возведено крестьянство, ранее презираемое. И первоначально именно крестьяне создавали английские сады.

Истинно английский сад изначально имел скорее практическое, а не эстетическое значение. Именно поэтому в английских садах почти все травы были либо лечебными, либо используемыми в кулинарных целях, а многие деревья были фруктовыми. И только потом, когда новый стиль распространился за пределы крестьянских кругов, эстетические свойства сада вышли на первое место. Английские сады того времени имели мистическое обаяние и были призваны создавать романтическую атмосферу.

Позднее английские сады стали очень популярны в США: обилие кустов роз, многолетних цветов, увитых виноградной лозой беседок и арок из вьющихся растений, - все это позволяло создать атмосферу беззаботного веселья.

Романтически настроенного хозяина, имеющего большой участок (8-10 соток), может заинтересовать английский сад. Это декоративное садоводство будет радовать глаз своей естественностью и не потребует реконструкции. Садовод такого живописного уголка сможет долгие годы любоваться его красотой.

Английские сады - свободное, пейзажное садоводство. Оно должно выявить красоту природного ландшафта и скрыть его недостатки. Этот пейзажный сад создает иллюзию естественного происхождения сада. Сад состоит из нескольких зеленых лужаек или газонов овальной, круглой формы, соединенных между собой. Лужайки по периметру обсажены деревьями и кустарниками. Эти посадки могут быть плодовыми или декоративными.

В центре английского сада - водоем. Это может быть пруд, ручей или бассейн свободных очертаний. Рядом с водоемом - плакучая ива, стройная туя или кипарис. Деревья с плакучей или пирамидальной кроной - неотъемлемый элемент английского романтического сада. Они создают атмосферу с несколько печальным настроением.

Садовод, создающий романтический английский сад, не приветствует много цветов. Они высаживаются партером возле дома и вокруг водоема.

Вокруг лужаек можно проложить дорожки, поросшие стриженой травой. Это чисто английская традиция. Иногда на дорожки кладут плитку, посыпают гравием.

Поскольку основой английского сада является зелень посадок и лужаек, разбивать его лучше на сыроватых участках или постоянно обильно поливать. Газоны нужно регулярно стричь. Что касается деревьев на участке, когда они состарятся, их заменяют молодыми.

Характерной чертой данного стиля является то, что растения высаживаются на первый взгляд бессистемно, навевая мысли о «естественном ландшафте».














Для создания английского сада Вы можете воспользоваться следующими советами:
. Типичные для английского сада растения: мальва (штокроза, алтей розовый), наперстянка, водосбор, розы, маргаритки, ромашки, анютины глазки, пионы, фиалки, примулы, дельфиниум, глициния и др. Для лужаек хорошо подойдет высокая и пышная трава.
. Цветы и кустарники на клумбах высаживайте как можно плотнее. Сад должен быть весь в зелени и цветах (исторически это объясняется обилием дождей в Англии). Даже в засушливых областях можно добиться нужно эффекта, используя засухоустойчивые растения.
. Используйте арки, перголы и решетки, обвитые растениями.
. В английском саду должны быть скамейки: они используются как для удобства, так и в качестве дополнительного украшения сада.
. В качестве материала для малых архитектурных форм лучше всего подойдет кирпич, серый природный камень, кованое железо, натуральное дерево.

Американский сад (American garden)



Пожалуй, основное отличие американского сада от многих других - пустая и плоская, как бильярдный стол, лужайка перед домом. Каждую неделю в обязательном порядке хозяин ходит по ней с газонокосилкой, тарахтя «на всю ивановскую».

А вот белый заборчик, огораживающий участок от улицы - деталь совсем не характерная. Гораздо чаще обходятся без него. Куда обычнее «островок» - небольшая приподнятая клумба, расположенная чуть в стороне от дорожки к дому.

Среди диких больших камней, доставленных специально издалека, посажены рододендроны и небольшой клен, чьи листья осенью становятся пунцовыми.

Так что, зеленое «сукно» газона да небольшой цветущий островок - вот, собственно, и все, что можно увидеть с улицы. Зато со двора на участке в несколько десятков соток хозяева устраивают лесные «дебри», в чащобе ставят птичью деревушку из нескольких домиков. На высоком суку самого большого дерева подвешиваются качели. Обзор с них хороший, и даже взрослые нет-нет да и вспомнят детство, взмывая вверх на них. В глубине участка скрылся традиционный домик для садового инвентаря. В жилом доме хранить инвентарь американцы не любят.

Неподалеку от старого дерева выкопан «дикий» пруд. Берега его обсыпаны галькой, обсажены осокой и камышом, а вольный ветер принес откуда-то «незапланированный» иван-чай. В пруду растут водяные лилии, здесь они прекрасно себя чувствуют, а в глубине меж их стеблей мелькают декоративные рыбки. Иногда здесь садятся передохнуть стайки перелетных птиц. В Америке они совсем не боятся людей.

Планировку делают таким образом, чтобы загородить густыми посадками сад и дом от северных ветров. У лужайки с южной стороны оставляют «окно» с видом на морскую бухту. Это место оформляют бордюром из ярких цветов. Боковые границы участка оформляют стрижеными живыми изгородями, подбитыми у основания пестролистной хостой.












Итальянский сад (Italian garden)

Итальянский стиль сада, получивший свое распространение в эпоху Возрождения (XV век н.э.), называют также Медицейским. Этот термин образован от названия одного из известнейших итальянских родов - Медичи, представители которого долгое время правили Флоренцией. Медицейский тип садов имел регулярную планировку, как и французский сад, однако, основным отличием было то, что при проработке сада очень большое внимание уделялось также и архитектурным сооружениям. Таким образом, вилла являлась определенной композиционной составляющей и имела четкую взаимосвязь с окружающим ландшафтом.


Если у вас небольшой участок (около 5 соток), и вы хотите скрыться от докучливых взглядов соседей, лучше всего устроить итальянский дворик. Это небольшой садик, окруженный со всех сторон забором, стеной или постройками.

Такой дворик-сад - это идеально равный участок, разбитый прямыми или диагональными дорожками на простые геометрические формы. Выращивают здесь не только цветы, но и лекарственные травы. В центре - прямоугольный или круглый маленький водоем. Если делать по всем правилам, то водоем должен быть с фонтаном. В общем, итальянский дворик обустроен так, будто это продолжение дома, еще одна большая комната, только без крыши.

И живую природу сюда допускают только в «причесанном» виде. Кустарники и деревья обычно стригут. Причем традиция это дошла до нас еще из Древнего Рима, где кустарникам придавали форму кораблей, сосудов, храмов, фигур людей, птиц и животных. Ныне принято обходиться более простыми формами шара и куба. Сам дворик мостят плиткой либо посыпают песком, толченым кирпичом или щебенкой. Плодовые деревья располагают стройными рядами, чаще всего по границам участка. И даже их не оставляют в покое, стрижкой придавая им форму шара.

Участок в итальянском стиле может выглядеть и так. В центре расположен маленький бассейн, выложенный плиткой. На прямоугольных клумбах высажены крокусы, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, лилии, левкои. И, конечно же, розы. Цветы дополняют ароматические травы - шалфей, лаванда. Садик украшает весьма итальянская беседка-пергола, увитая девичьим виноградом. А по нему можно пустить ипомею, которая разобьет зеленый фон цветными граммофончиками. Забавно выглядит пикантно оформленный колодец, который, хотя и выпадает из общего стиля, но решает проблему полива.














Для создания сада в Итальянском стиле:
■ Начинайте планировать сад с дома. Архитектура фасада дома должна иметь симметрично расположенные, выходящие в сад арки и выступы.
■ При возможности сделайте Ваш сад террасным. Подпорные стенки должны иметь выступы и колоннады. Зачастую у стен выращивают живые изгороди из подстриженных кустов. Террасы соединяют лестницами.
■ Если ваш сад большой, украсьте его, поставив множество малых архитектурных форм. Это могут быть беседки, павильоны, бассейны, памятники, скульптуры, птичники, фонтаны, мраморные скамьи и даже небольшие храмы.
■ При планировании сада разработайте прогулочные маршруты.
■ В теплое время года у скамеек можно выставить кадки с лимонными деревьями.
■ Перед фасадом здания при создании сада в итальянском стиле разбейте плоский сад (партер) с симметричными клумбами и фонтанами.
■ Если позволяет пространство, можно высадить небольшой садик плодовых деревьев с лужайками и ручейками.
■ Практически в каждом итальянском саду можно увидеть аллеи из кипарисов и растущими шпалерами роз и винограда, лещины, гранатов или айвы.
■ Фонтаны можно сделать в форме чаши с небольшой скульптурной композицией. Также можно устроить несколько прудов на периферии сада, важно чтобы они были прямоугольной формы.

Китайский сад (Chinese garden)

В китайской культуре ландшафтный дизайн всегда был искусством, а создатели садов руководствовались традициями и ценностями общества и религиозными принципами. Сады в Китае разбивали с XI века до нашей эры, со времен государства Чжоу. При этом если европейцы утверждают, что сад нужно посадить, то китайцы сады строят.

В китайском саде нет аккуратных газонов, как в английском, и четких линий, как в регулярном французском стиле. Китайские садовники подражают природе и пытаются на небольшом участке создать уголок природы, такой же разнообразный, как сам Китай. В этом ландшафте могут присутствовать горы, озера, реки и деревья. Важно, чтобы сад помогал человеку найти баланс и гармонию с окружающей его природой.



Для создания сада в китайском стиле используйте три основополагающих классических принципа:

1. Сад должен выглядеть максимально естественно. В китайском саду должно создаваться ощущение, что вы выбрались на природу, и все вокруг появилось без помощи человека. Произвольные образы в таком саду являются доминантными, позволяют насладиться прикосновением к природе и приглашают к размышлениям и медитации.

2. Сад надлежит выстроить таким образом, чтобы он являлся самодостаточным миром в миниатюре. Для того чтобы хозяину сада благоволили силы вселенной, в саду следует разместить символы составляющих Вселенной - знаки инь и янь, символизирующее единство противоположностей. Камни и вода, садовые цветы и естественный ландшафт, а также рисунки и архитектурные формы должны подчеркнуть гармонию Вашего сада.

3. Китайский сад должен приносить новые впечатления и подчеркивать многообразие образов даже на небольшом пространстве. Для этого используйте многоплановую перспективу, прокладывайте тропы и мосты таким образом, чтобы нужно было сделать больше шагов, чтобы пройти из одного места сада в другое. Часто сады в Китае состоят из нескольких небольших садиков, совершенно разных по оформлению, разделенных кустарниками, галереями, стенами или даже зданиями.














Кроме этого для создания садов в китайском стиле следует придерживаться следующих рекомендаций:
■ Сажайте в саду деревья со скрюченными ветками, кривыми стволами и оголенными корнями. Китайские садовники очень любят горные сосны – символ мужества, силы и долголетия и бамбук – символ живительной пустоты. Персик и слива в Китае - это «дерево счастья», а плакучая ива - символ мужского начала «янь».

■ Лужайки в саду можно засеять лекарственными растениями или злаками. Часто также в таком саду выращивают древовидные пионы, которые в Китае носят название «царя цветов» за свой рост (от 1 до 1,5 метров) и долголетие. Такие пионы могут расти до 100-150 лет на одном месте. Также в китайском саду выращивают хризантемы и ирисы, которые высаживают у водоемов, камней и на склонах холмов.

■ Важно знать, что по убеждениям китайцев сад представляет собой продолжение дома, и если он лишен растительности, он открыт ветрам, которые унесут жизненную энергию «ци». Поэтому сажайте разнообразные растения в саду, обрамляйте стены плющом и диким виноградом. Ваши растения сохранят целебную энергию и принесут в дом здоровье и долголетие.

Мавританский сад (Moorish garden)

Первые мавританские (мусульманские) сады – это оазисы в жаркой пустыни, облагороженные человеком. Знаменитые Висячие сады царицы Семирамиды - одно из семи чудес света древности - были созданы именно в этом стиле. Легенда гласит, что Навуходоносор II, правитель Вавилона, женился на мидийской принцессе для подтверждения военного союза двух держав против Ассирии. Однако Вавилон, в отличие от цветущей Мидии, стоял на голой равнине, и принцесса очень тосковала по родине. Для того чтобы порадовать свою жену, Навуходоносор II приказал возвести эти величественные сооружения.


Мавританский стиль в ландшафтном дизайне часто сравнивают с раем на земле. Он родом из Африки, но сегодняшняя интерпретация имеет, скорее, южно-испанское происхождение: мусульманская культура оставила тут глубокие корни в период владычества арабов. В последствие, сказочные, сладкие, манящие сады Шехерезады были адаптированы христианами, но сохранились основные принципы мавританского стиля, который завоевал сердца европейцев.

Важнейший, центральный элемент сад - источник воды, фонтан или водоем. Вода в восточных странах имеет магическую власть, поскольку это - ценнейшая драгоценность. От источника в четырех направлениях расходятся аллеи или каналы. Они символизируют 4 реки, вытекающие из райского сада во все стороны света. Образовавшиеся 4 части сада - 4 квадрата - в свою очередь делятся на новые 4 части. И опять в центре каждой части - искрящийся источник с расходящимися аллеям.

При всей геометрической правильности и структурности, экзотические растения, пряные травы, деревья и кустарники размещаются абсолютно произвольно, наполняя сад благоуханием, изысканностью. Газоны практически отсутствуют, а все пространство между деревьями, кустарниками, цветами вымощено плиткой.

Безусловно, повторить или точно воспроизвести все великолепие садов Альгамбры, Тадж-Махала или Хумаюна в современной средней полосе России навряд ли удастся. Но райский уголок возможно воплотить даже в достаточно аскетичных климатических условиях. Важное преимущество мавританского сада - его неприхотливость в обслуживании. Достаточно первоначально выстроить композицию, и впоследствии поддерживать естественный рост деревьев и кустарников. Мавританский стиль не требует больших пространств, но чем меньше площадь сада, тем тщательнее ведется подбор используемых растений.

Мебель для интерьера подбирают также в восточном стиле, украшают ее всевозможными подушками. Закрытые беседки мавританского стиля оборудуются большими окнами, поэтому летом в ней не будет душно.














Для создания мавританского стиля ландшафтного дизайна придерживайтесь следующих правил:
. Сердцем мавританского сада является водоем. Это может быть пруд, фонтан или канал. Традиционно для мавританских садов вода - это большая ценность, поэтому водоемы обычно не очень большие по размеру, однако их располагают таким образом, чтобы вода была всегда заметна из любого уголка сада.

Классическое расположение сада - это фонтан или пруд в центре, из которого в четыре стороны света вода течет по каналам к краям сада. Если сад правильной формы, то каналы делят его на четыре равных квадрата, а если мавританский сад достаточно большой по размеру, каждый из больших квадратов можно разбить на четыре более маленьких таким же образом.

Мавританские сады, так же как и французские, отличает геометрическая правильность и регулярность в планировке. Однако планы мавританских садов напоминают восточные узоры, растительность в таком саде обычно произрастает без какой-либо обработки садовыми ножницами и быстро заполняет все пространство между дорожками и водоемами.

Свободные пространства в мавританском саду заполняются декоративным мощением разноцветной плиткой или камнями. Выполняемые узоры могут напоминать восточный ковер.

В мавританском стиле имеется несколько важных особенностей. К примеру, нельзя использовать статуи и фонтаны, изображающие фигуры или лица людей, так как это запрещено мусульманской верой.
Вода в жарких мусульманских странах очень ценится, и у фонтанов обычно нет напора, который позволяет струям воды бить высоко вверх. Для мавританского сада традиционны небольшие журчащие ручейки, которые струятся из высоких ваз, установленных по центру водоема, украшенного мусульманскими звездами.

Также для большого мавританского сада характерны перголы, крытые арки и галереи, увитые цветами и диким виноградом.

Рядом с бассейном часто устраивают розарий, однако подбирать цветы стоит не только по цвету, но таким образом, чтобы сочетание их ароматов во время цветения создавало приятную композицию.

Немецкий сад (German garden)



1. Ordnung muss sein. «Порядок прежде всего» - любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица. Врожденная любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства: субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны еще нежиться в постели, периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения - самые легкие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка.

Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведенную полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах.

2. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое. Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил - факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет, ну что ж, на входе в дом он необходим, но только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

3. Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот - максимум удовольствия». Такой подход диктует определенную структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений - меньше работы. Желанием иметь как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозеленым лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующем особого ухода - один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона.

Редко кто занимается выращиванием летников из семян - стоят они копейки, закупаются по необходимости и выбрасываются сразу после потери декоративности. Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях - традиционная немецкая еда) - американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Так порядок - прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же немного работы в саду - это тоже удовольствие.

4. Необходимость показать определенный уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи - еще одна характерная немецкая черта. Она обычно находит свое отражение в оформлении входной зоны - нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения, обычно гортензии, розы, клематисы, архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца.

Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями - у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.






5. При всей дружелюбности и кажущейся открытости в городских садах (или при плотной застройке) очень четко обозначенны границы общественного и личного, что проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определенной личной зоны в саду, в которую разрешен доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревенях, где дома стоят более разреженно и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

6. Немцы - скорее прирожденные инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество удачных композиций с архитектурной и колористической точек зрения... но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес - какая разница, как называется это сорт, главное, что он выглядит так, как надо.

Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайногибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии - большая редкость.

7. Любовь к малой родине и ее истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно. Кстати о сказках - именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах.

Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный кич, но точно ясно - что это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать подобную любовь к декорациям, но на мой взгляд, в немецких садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

8. Жители Германии - люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в свое в удовольствие. Многие городские жители, имеющие зеленые насаждения только на балконе, арендуют «дачи» - участки земли в одну-две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные.

Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво - один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» аж на десять лет.







Русский сад



Русский сад отличается своей простотой и практичностью. Издревле на Руси использовали регулярный сад. Главным назначением такого сада было получение урожая плодов и лекарственных растений. Поэтому для русского сада нехарактерно какое-либо декоративное садоводство.

Возле дома обязательно должен быть палисадник, окруженный невысоким забором. Цветы в палисаднике выращиваются совершенно разные: розы, лилии, календула, ромашка. На богатых усадьбах очень популярны круглые клумбы с маргаритками и георгинами.

Русская природа немыслима без березок. Поэтому ни одна усадьба не обходилась без романтического уголка, обсаженного березками, рябиной и елочками, лиловой сирени и белой гортензии и беседки в тенистом углу среди чубушника, папоротников, ирисов и душистого горошка. Этот неброский незатейливый пейзаж так близок русскому сердцу!

Осенью русский сад украшали астры, хризантемы, подсолнух - любимец в каждом саду.

Все хозяйственные постройки и двор находились непосредственно возле дома.
За домом и двором был сад-огород. В русских садах всегда выращивали яблони, груши, вишни, сливы. Особенно, конечно полюбились яблоки.

Из кустарников самыми популярными во все времена были смородина, малина, крыжовник.














В силу географического положения не все виды растений могли вырасти на Руси. Только с развитием селекции стали появляться сорта теплолюбивых растений, приспособленные для жизни и плодоношения в наших непростых условиях.

Не сразу к русским садоводам средней полосы пришли виноград, черешня, абрикос. Но они очень полюбились на Руси и заняли достойное место среди долгожителей русского сада.

Сад в Тайланде



Садам в Тайланде уделяется очень большое внимание. Сады здесь носят философский характер, они служат местом медитации буддистов. Самый знаменитый в Тайланде сад - это сад королевского дворца в Бангкоке. Здесь сразу попадаешь в атмосферу невероятного цветового многообразия, изощренности форм, позолоты, блеска.

Европейцу трудно это выдержать. Но вот - скромное деревце, кусок ровного газона, стриженый куст. И все привычное, успокаивающее. В галерее со скульптурами изумрудного Будды, страшных демонов начинаешь невольно вглядываться в композиции из декоративных растений среди серых камней и в бетонных вазах.

Есть здесь и бархатцы, и петунии, есть ровная зелень газона.
Цветы высаживают не только в грунт. Популярны в декоре горшечные растения. Среди аллеи вдруг возникает пальма, посаженная в китайскую вазу.

Камни в садах играют большую роль. Их специально привозят в столицу с севера страны.
Бангкок расположен на болотистой почве, что создает известные трудности в разбивке и содержании садов.

Когда-то в Тайланде преобладали джунгли. Именно в джунглях тайцы чувствовали себя как дома. Когда они жили в общем родовом пространстве, то индивидуальное святилище было у каждого свое, далеко в лесу. До сих пор сохранилась эта традиция. В столице Тайланда можно увидеть рядом с современными зданиями маленькие садики, устроенные с большим вкусом, где среди зелени прячется дом для духа. Он украшается гирляндами и букетами, ярко выделяясь на фоне небоскребов.

Тайцы предпочитают сады, приближенные к естественному ландшафту, но часто можно наблюдать плавные переходы от природных к рукотворным пейзажам.

Сердце каждого тайского дома - сад с непременным бассейном и фонтанчиком. Жилище словно пронизано садом, а точнее привязано к нему, как повелось с древности. Тем более, что в непарадной зоне, за домом проходит большая часть жизни хозяев.

Эта традиция сохранена даже в гигантском гостиничном комплексе «Амбассадор», в центре которого расположен сад. Сквозь стекла первого этажа он зрительно переходит в рощи бамбука вокруг отеля, волны кустов на террасах, перекликается своими бассейнами с пляжем и морем.

В этой стране нет ярко выраженных стереотипов, тиражируемых приемов. Есть лишь удачное сочетание древней традиции и всего того, что впитала в себя тайская культура на протяжении своей истории.









Французский сад (French garden)

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии.

Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Представьте себе равнинный сад, максимально открытый в окружающую природу. Основной принцип его планировки - четкость и идеальная симметричность его композиции. Перед домом разбивают партер, обычно сплошь покрытый цветами. Его окаймляют низким бордюром из стриженых кустарников или дорожками, посыпанными песком или гравием.

Французский стиль - это развитие идеи регулярной планировки. Здесь искусство садовника возобладает над природой, подчиняя ее строгому порядку и заковывая в четкие геометрические формы.

Растениям стрижкой часто придают искусственную форму. Четкая зеленая стена стриженой изгороди - обязательный элемент французского сада. Еще один неотъемлемый элемент - треугольники и перголы, оплетенные вьющимися растениями. Очень популярны боскеты - плотные массивы деревьев, окруженные стрижеными кустарниками.

Тенистые аллеи, воспринимающиеся нами, как нечто до боли русское, на самом деле к нам пришли из Франции. Правда, французы стригли у деревьев кроны. Кстати, небольшой боскет в любительском саду - не такая уж бредовая идея. Деревья могут быть и плодовыми, а кустарник, например, барбарис.

Относительно новыми элементами во французском саду стали бетонные плитки на дорожках, мощение дорожек специальным кирпичом. Очень популярны у французов горшки и контейнеры с цветами возле домов.

Конечно, французский сад - это очень непрактичный сад. Это не сад, дающий плоды, а сад для отдыха.













Для того чтобы создать стиль ландшафтного дизайна «французский сад»:
■ Сформируйте основную идею создания сада. Все элементы на плане должны быть геометрически правильными, все изгибы должны быть построены с помощью циркуля.
■ Формируйте французский сад таким образом, чтобы он имел две ключевые точки - нижнюю, в которой расположен главный вход, и верхнюю, с которой открывается вид на весь сад. Верхней точкой обычно служит дом, у которого разбит сад.
■ Если участок, на котором нужно разбить французский сад, имеет значительную разницу высот, сад формируют каскадом ровных террас, соединенных лестницами и обведенных подпорными стенами.
■ Хорошо подойдут для оформления французского сада каскады фонтанов, строгой формы бассейны, небольшие пристенные фонтанчики.
■ Тщательно отбирайте растения для озеленения французского сада. Очень важно, чтобы растения хорошо стриглись, были устойчивы к болезням, быстро принимали геометрически правильную форму и имели достаточно монолитный вид.
■ Неотъемлемая часть французского парка - тщательно подстриженные, ровные зеленые газоны.
■ Обязательно используйте боскеты - ровно подстриженные деревья и кустарники, образующие зеленые стены. При помощи боскет можно создать уединенные зоны для отдыха и работы на свежем воздухе.
■ Для французского сада характерно обилие скульптур в античном стиле и общая атмосфера торжественности и театральности.
■ Для поддержания французского сада обязательно требуется постоянная работа садовника. Необходимо ежедневно и тщательно обстригать кусты, деревья и газоны, ухаживать за дорожками и цветниками.

Японский сад (Japanese garden)

Первые записи о создании садов в Японии датируются VI веком. В тогдашней столице Японии, городе Нара, на территории дворца императора были разбиты сады с использованием традиций, присущих китайскому стилю. Основные элементы, которые использовались при оформлении сада - это камень и вода.

Также с VIII века, когда китайские монахи принесли в Японию буддизм, японцы стали создавать сады камней. Считалось, что камни скрывают в себе статуи Будды, а значит, являются священными, высекли из камня статую или нет. Сады, состоящие из камней и песка, являлись выдающимися произведениями того времени. С IX по XII века была возведена новая столица - город Киото, в котором японские мастера воплотили особенности своего восприятия мира в новых садах для богатых граждан.

Сады для чайных церемоний позволяли наслаждаться гармонией живой природы, ведя неторопливые беседы в беседке.



Глубокое голубое небо, зелень лужайки, поросшей мхом, будто нежной кожей, ослепительная белизна стен дома, киноварь цветов на балконе и мостика над искусственным ручейком… Здесь нет ничего лишнего, гармония достигается немногими средствами. На небольшом участке возле дома представлены все стихии природы.

Землю олицетворяют огромные валуны - «горные гряды», белая каменная крошка дорожек, контрастирующая с зеленым мхом. Вода представлена «горным» ручьем, по дуге впадающим в пруд. Огонь олицетворяет традиционный каменный фонарь «тахи-гага», установленный на возвышении по соседству с истоком ручья. Когда-то в Японии было принято ставить такие фонари в усыпальницах святых и в храмах, но сегодня они своей выразительной формой украшают многие сады.

Мир растений в японском саду представлен бамбуком, сосной, хостой и вереском. Одинокой сосне обычно придают скульптурную форму. Чтобы крона не разрасталась, как в дикой природе, все веточки периодически обрезают. Благодаря этому и получились зеленые «подушки», уютно разложенные на ветках сосны.

Бамбук в японском саду «существует» в нескольких видах: из него сделаны ворота и лоток для воды, на склоне у пруда ставят подпорные стенки из толстых стволов.

У входных ворот и по границе участка высажен живой бамбук. Любой, даже слабый ветерок, колышет их тонкие стебли, и он наклоняется, будто приветствует гостей.

Изогнутая дорожка весьма символично пересекается с ручьем в самом центре участка. Здесь через воду перекинут легкий изогнутый мостик.

Японцы считают, что, переходя по мосту через какую-либо преграду, человек попадает в другой мир и открывает для себя совершенно новые перспективы.














Для создания японского стиля ландшафтного дизайна используйте следующие правила:
. Основное правило при создании японского сада - выдерживать контраст между открытыми и закрытыми пространствами. Не стремитесь к заполнению каждого клочка почвы, гармония во всем - вот основа японской культуры.
. Для японского стиля оформления сада обязательным элементом является водоем. Желательно, чтобы он казался естественным - это может быть ручей, пруд или водопад. Вода добавит динамики в пейзаж и отлично поможет отвлечься от повседневных дел большого города. Через ручей можно перекинуть небольшой мостик, который часто окрашивают в красный цвет.
. Если нет возможности использовать воду для японского сада, можно создать русло высохшего ручья или озеро из песка. Волны, нарисованные на песке, создадут иллюзию воды и помогут расслабиться во время их созерцания.

Выбирайте следующие кустарники и деревья для посадки: азалия, вишня, камелия, кизильник, карликовая ель и сосна, и другие хвойные формы небольшого размера. Крокус, хост, цикламен, кувшинки, японский ирис и другие похожие травянистые растения помогут украсить Ваш сад. Бонсай, бамбук, папоротники, мох, фигурные кусты хвойных, различные декоративные травянистые растения, газоны с травой небольшой высоты добавят в японский сад гармонии.

Хорошо подойдут для оформления сада дорожки из камней. Возьмите твердые и шероховатые камни неправильной формы шириной примерно 30 см и выложите ими дорожку через сад. Расстояние между камнями - 30-45 см.
. Добавьте к Вашему саду малые архитектурные формы в японском стиле. Можно поставить в саду небольшую беседку для чайной церемонии, хорошо будет смотреться красивый фонарь из шелка или рисовой бумаги с иероглифами. Также можно поставить небольшую статую Будды.

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.

Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.

Для начала немного истории

Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.

Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.

Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.

Что означает слово – регулярный?

Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии
имеется основная композиционная ось
в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
центром сада является здание, дом
деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Похожие публикации