Энциклопедия пожаробезопасности

Воистину вы и есть боги где написано. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы. Иисус говорил о Себе две вещи

Интересное место Писания мы найдем в псалмах:

6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:6-8)

Сложность приведенного отрывка в том, что не все понимают, кто они , сыны Всевышнего?

Кого в Пс.81:6 называет автор богами?

В нашем сообществе тему изучает Олег Макаров , а мы решили дать дополнительный ответ на вопросы.

Параллельные места в Библии очень полезны для изучения любого места Писания. Для ответа давайте обратимся к Иисусу и посмотрим, что Он сказал относительно 81 псалма, а именно 6 стиха:

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:34-36)

Отрывок может нам дать не много, если мы не обратим свое внимание на контекст всей 10 главы. Надеюсь, что Вы самостоятельно сможете прочитать главу и сделать свои выводы. А наша текущая задача - понять, почему Иисусу привел в пример отрывок из 81 Псалма, 6 стиха.

Дальнейшие наши рассуждения будут к рамках мыслей Иисуса в отрывке Иоан. 10:31-39.

Слова Иисуса, что Он и Отец одно, были в ушах иудеев богохульством. Это было вторжением человека туда, где может быть только Бог. По иудейскому закону за богохульство побивали камнями.

16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.
(Лев.24:16)

Поэтому они приготовились побить Его камнями. По-гречески это место просто говорит, что они пошли и набрали камней, чтобы бросать в Него.

Иисус ответил на их враждебность логичными доводами.

1. Дела добра

Он сказал им, что проводил все Свое время за деланием добра: исцелением больных, питанием голодных, утешением печальных, то есть делами настолько насыщенными красотой, силой и помощью, что могли быть только от Бога.

За какое же из этих дел собираются они побить Его камнями?

Они ответили, что не за добрые дела хотят они побить Его камнями, но за притязание, которое он заявил.

2. Два довода

Он назвал Себя Сыном Божиим и за это притязание они готовы были побить Его камнями. Иисус ответил и на это, приведя два довода.

Первый довод был чисто иудейский, который нам трудно понять. Он привел им на память Пс. 81,6. Этот псалом обращен к несправедливым судьям, чтобы они оставили свои несправедливые методы, и начали честно защищать бедных и невинных. Это обращение к судьям как раз и оканчивается этими словами: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы».

Судья назначен Богом быть богом для людей.

Эта мысль проступает весьма ясно в некоторых местах книги Исход.

В Исх. 21,1-6 говорится о том, как иудейский слуга может быть освобожден от своих обязанностей на седьмой год: «То пусть господин его приведет его пред богов (то есть пред судьей)».

1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)

По-иудейски это слово звучит не судья, а элохим - бог. Та же форма выражения употребляется в Исх. 22:9 и 28.

9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
(Исх.22:9)

28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
(Исх.22:28)

Значит, даже Священное Писание называло богами тех, которые были назначены Богом на специальное служение. Поэтому Иисус сказал: «Если и Писание говорит так о людях, почему же Я не могу так говорить о Себе?»

Иисус говорил о Себе две вещи:

А Он был освящен Богом для специального дела. Освящен - хагиацеин - происходит от слова хагиос - святой. Это слово всегда означает отделение человека или предмета от других людей или предметов для специального употребления.

Так, к примеру, суббота - свята.

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Алтарь - свят.

19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
(Лев.16:19)

Священники - (освящены) святы.

18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
(2Пар.26:18)

Пророк - освящен.

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
(Иер.1:5)

Когда Иисус сказал, что Бог освятил Его, сделал святым, Он имел в виду, что Бог отделил Его от других людей потому, что дал Ему особое задание.

Б Он сказал, что Бог послал Его в мир. Слово, которое употреблено здесь, то же самое, которым бы выразили посылку вестника, или армии.

Иисус не столько видел Себя Пришедшим в мир, сколько посланным в мир. Его пришествие было актом Божиим, и пришел Он для того, чтобы исполнить то, что поручил Ему Бог.

И потому Иисус сказал: «В древние времена Писание могло называть судьей богами, потому что они были назначены Богом нести истину и справедливость в мир. И Я был отделен (освящен) для особого дела, Я был послан в мир Богом: как можете вы противиться тому, что Я называю Себя Сыном Божиим? Ведь Я же просто делаю то, что говорит Писание».

3. Дела стоят выше споров

Иисус предлагает испытать Его слова и говорит: «Я не прошу вас принимать Мои слова, но примите Мои дела». О словах люди еще могут спорить, но дела стоят выше споров.

Иисус показал, что Он совершенный Учитель, ибо основывал Свои притязания не на словах, а на делах. Он приглашал иудеев основать их суждение о Нем не на том, что Он говорил, а на том, что Он делал, и это есть то высшее испытание, с которым Его последователи должны быть готовы и способны встретиться.

Трагично то, что слишком немногие могут встретиться с таким испытанием, и тем более не могут приглашать его.

Складывая вместе Пс.81:6-8 и Иоан.10:34-36 , для полной картины нужно брать контекст диалога Иисуса со своими оппонентами.

В еврейском языке слово «боги» (элохим) буквально означает «могущественные» и может применяться к важным особам, таким как судьи.

Из остальной части Псалма ясно, что они были всего лишь люди, а не божества, потому что судили несправедливо и в угоду знатным особам извращали правосудие.

Господь процитировал этот стих из Псалма, показывая, что Бог использовал слово боги, чтобы описать людей, к которым было обращено слово Божье. Другими словами, эти люди были посланниками Божьими. Через них Бог говорил с израильским народом.

«Они представляли Бога в Его власти и суде и были наделены определенными Богом полномочиями». «И не может нарушиться Писание», — сказал Господь, выражая Свою веру в богодухновенность Ветхого Завета.

Он говорит о Ветхом Завете, как о безошибочных Писаниях, которые должны исполниться и которые нельзя отрицать. Не только мысли или идеи, но и сами слова Священного Писания богодухновенны. Все Его доказательство основано на единственном слове «боги».

Господь привел аргументы «от меньшего к большему».

Если несправедливые судьи назывались в Ветхом Завете «богами», насколько же больше прав было у Него сказать, что Он Сын Божий.

К ним пришло Слово Божье; Он был и есть Слово Божье. Они назывались богами; Он был и есть Бог. Они никогда не скажут о себе, что Отец освятил их и послал в мир. Они рождены подобно всем другим сыновьям падшего Адама. Но Иисус был освящен Богом Отцом от вечности, чтобы стать Спасителем мира, и Он был послан в мир с небес, где всегда обитал со Своим Отцом.

Таким образом, Иисус имел полное право на равенство с Богом.

Он не богохульствовал, утверждая, что Он Сын Божий, равный с Отцом. Сами иудеи использовали термин «боги», обращаясь к коррумпированным людям, которые являлись всего лишь представителями или судьями Божьими.

Сколько же еще Он может заявлять о праве на этот титул, если Он в действительности был и есть Бог?

Подскажите, что может означать 81-й псалом, потому что мормоны используют его для подтверждения политеизма. «Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81: 1, 6–7).

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Из текста совершенно очевидно, что под «богами» здесь понимаются люди, наделенные судебной властью: «доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых (Пс. 81: 2–4).

Еврейское общество представляло собой теократию. Бог был Вождем народа и Судьей. Земные судьи назначались для исполнения воли Божией и были как бы видимыми представителями Бога. Поэтому они неоднократно в Ветхом Завете называются богами. Спаситель говорит иудеям: «Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне» (Ин. 10: 34–37).

Такое толкование мы находим у святых отцов. Святитель Афанасий Великий объясняет: «Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, чтобы рассудить их, обличая дела их» (Толкование псалмов. 81).

Что Библия имеет в виду, говоря «вы – боги» в Псалме 81:6 и в Евангелии от Иоанна 10:34?

Давайте начнем с рассмотрения Псалма 81, псалма, цитируемого Иисусом в Евангелии от Иоанна 10:34. Еврейское слово, переведенное как «боги» в Псалме 81:6, в оригинале – «элохим». Оно обычно относится к единому истинному Богу, но у него есть и другие значения. Псалом 81:1 говорит: «Встал на Божьем совете Господь и богам произнес приговор». Из следующих трех стихов видно, что слово «боги» относится к судьям и другим людям, занимающим руководящие и правящие должности. Название человеческого судьи «богом» указывает на три вещи: 1) он имеет власть над другими людьми; 2) власть, которой он обладает как представитель гражданской власти, следует уважать; 3) он получает свою силу и власть от Самого Бога, Который изображается как судья всей земли в стихе 8.

Это использование слова «боги» в отношении к людям встречается редко, но мы можем увидеть его и в другом месте Ветхого Завета. Например, когда Бог послал Моисея к фараону, он сказал: «Я сделаю так, что ты будешь для фараона богом» (Исход 7:1). Это просто означает, что Моисей как посланник Бога передавал Его слова и, следовательно, был представителем Бога перед правителем. Еврейское слово «элохим» переводится как «судья» в книге Исход 21:06 и 22:8, 9 и 28.

Весь смысл Псалма 81 заключается в том, что земные судьи должны действовать с беспристрастностью и истинной справедливостью, потому что даже они однажды предстанут перед высшим Судьей. Стихи 6 и 7 предупреждают человеческих судей об этом: «Хоть Я и сказал вам: «Вы – боги, и все вы – сыны Вышнего, но вы умрете смертью людей, как земной владыка падете»». Этот отрывок говорит, что Бог назначил людей на руководящие посты, на которых они рассматриваются как боги для людей. Они должны помнить, что даже представляя Бога в этом мире, они – смертны и в конечном итоге дадут отчет Богу за то, как они использовали эту власть.

Теперь давайте рассмотрим, как Иисус использует этот отрывок. Перед тем Он заявил, что является Сыном Божьим (Иоанна 10:25–30). Неверующие евреи возмутились, обвиняя Иисуса в богохульстве (стих 33). Затем Иисус процитировал Псалом 81:6, напоминая оппонентам, что Писание называет людей – хотя и людей с авторитетом и престижем – «богами». Иисус указывает на следующее: «Вы обвиняете Меня в богохульстве за то, что Я использую имя «Сын Божий», в то время как ваши собственные писания применяют тот же термин к судьям». Если тех, кто занимает руководящее положение, назначенное Богом, можно считать «богами», то насколько больше таковым может называться Тот, кого избрал и послал Бог (стихи 34–36)?

В противоположность этому, у нас есть ложь змея, сказанная Еве в саду. Его заявление «вы … прозреете и сами станете как боги – познаете добро и зло!» (Бытие 3:5), было полуправдой. Их глаза открылись (стих 7), но они не стали, как Бог. На самом деле, они потеряли власть, а не обрели ее. Сатана обманул Еву относительно ее способности стать похожей на единого истинного Бога. Иисус аргументировал Свое утверждение о том, что Он – Сын Божий, на библейском и семантическом основаниях – есть значение, в котором влиятельные люди могут считаться богами, поэтому Мессия может по праву применять этот термин к Себе. Но человеческие существа не являются «богами» или «маленькими богами». Мы – не Бог. Бог есть Бог, а мы, знающие Христа, являемся Его дети.

Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления » (Прем. 6:18) . Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси ; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ».

Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

«Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси». Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими.

Евфимий Зигабен

Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вcи

Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26) , показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божию. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22:28) . Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4:22) .

Слова Божественного Кирилла . Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славе. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,-Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Ин. 10:34) . Слова Феодорита : И так Я вас почтил и сообщил вам Мое имя, и нарек Моими сынами. Евсевий , приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божию получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7:1) . Итак как Моисей человек Божий, получив от Него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.

Евагрий Понтийский

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных [тварей]; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное [начала души], ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем [людям], которые впадают в [чисто] человеческие помыслы, Святой Дух речет: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ». А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение [вторыми бесами и поступают] неразумно? - «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе »

Вопрос читателя:
Прочитал в Евангелии от Иоанна, 10 глава, 34 стих: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги…» Как это понимать?

Ответ:

Ответ: Тут «боги» в смысле «богатые»: богатые на разумение истины, на веру, на праведность, на благодать.

Духовно богатыми должны были бы быть пастыри народа Божьего, пастыри Израиля. Духовно богатыми должны быть и сегодняшние религиозные лидеры, «первые из народов» современного религиозного мира. Но, увы, рассеялись «сыны Всевышнего», «сыны Божьи по благодати Христовой» на 1800 больших и малых конфессий. И вместо того, чтобы нести истинное суждение Господне – учение смирения и любви, давать праведный суд «бедному и сироте» (тем «бедным сиротам», которые утратили связь с Богом, погибают в неверии, потеряли своего Отца Небесного), – каждый с амвона своей церкви, вещает:

«Я (моя, и только моя конфессия, вера, только мое разумение) богат, разбогател, и ни в чём не имею нужды…» (см. Откровение, 3 глава, 17 стих)

«Доколе будете вы судить неправедно?», – вопрошает Господь. Доколе вместо смирения и любви, сердца ваши будут наполнены насилием и корыстолюбием? Доколе вместо благословений уста ваши будут изрыгать проклятья? Когда научитесь любить и врагов, не говоря уже о братьях своих?!.

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят… Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки (умрёте духовно, превратившись в «гробы побелённые», упившись ядовитым фарисейским вином гордой самовлюбленности и агрессивной эгоцентричной нетерпимости своей), и падёте, как всякий из князей (как всякий из «сильных мира сего»)» (Псалом 81 (82)).

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…» (От Матфея, 20 глава, 25 стих);

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (От Иоанна, 13 глава, 35 стих)»

Имеем ли ЛЮБОВЬ?..

Похожие публикации