Энциклопедия пожаробезопасности

Нетканые материалы для подкладки сумок. Флизелин объемный клеевой односторонний. Кордур: максимальная прочность

Всем привет, кто пришел сегодня узнать небольшие секретики моего мастерства.
Сегодня я хочу рассказать, какие дополнительние дублирующие материалы я использую для уплотнения подкладов, кожи, дна, ручек....
Если, кто наивно полагает, что купив просто кусок кожи, он сошьет сумку, то -ошибается. Кроме кожи,в работе используется тьма дополнительных материалов, которые укрепляют кожу(предохраняя от растяжения), позволяют ее сделать более плотной, если того требует модель и.т.д
Думаю, что начинающим мастерам, эти небольшие секретики будут полезны.
Но начну с того, почему я решила написать этот материал. Дело в том, что мне в руки попалась мамина сумка, с которой 50 лет назад она ходила в институт. Сумка была кожаной, на штампе стоял логотип московской кожевенной фабрики, номер модели и...цена (10 рубей 70 коп.).
Трудно сейчас предположить, дорогая ли она была. Но раз сумка была кожаной, думаю, что моя мама была не самой последней модницей.
Так вот, распотрашив сумку, я обнаружила, что же служило раньше на производстве дополнительным материалом при изготовлении кожаных изделий.
И обнаружилось вот что!!!

Обычный картон и, что удивительно,....ватин.

Думаю, что тогда,даже на производстве,изголялись, чтобы сделать сумки.

Теперь наша промышленность шагнула далеко вперед и даже мастерам -самоучкам можно воспользоваться огромным спектором дополнительных материалов в изготовлении сумок.

Начну с материалов, которыми я уплотняю все свои подклады.
Ткань для подкладов я использую преимущественно хлопчатобумажную. Натуральные ткали лучше контактируют с клеевыми дублирующими материалами. Синтетика плавится, деформируется.
Для чего я укрепляю подклады?. Дело в том, что такой подклад хорошо держит не только свою форму, но и поддерживает форму сумки, если кожа не достаточно плотная.

Я проклеиваю даже ткань, которую использую на внутренние и внешние карманы в сумке.
1. Тонкая клеевая для карманов. Можно использовать даже флизелин(бумажная основа клеевой).



2. Плотная клеевая ткань на тканной основе. Достаточно жесткая. Приобретаю на таобао.

С этой клеевой подклад становится не пухлым, но очень жестким. При выворачивании, не ломается!!!

3. Чтобы подкладик был толстеньким и объемным я использую либо нетканное полотно на клеевой основе, либо

Флизелин объемный клеевой односторонний

Покупаю метражом тоже в Китае. , но можно найти и на


В зависимости от толщины, выходит и различный результат.
4. Если мне требуется, менее пухлый подклад, я использую рулонный синтепон и при помощи клеевой паутинки приутюживаю его к ткани. Только потом вырезаю деталь подклада. А не наоборот
Как правило, беру оптом сразу


5. Еще в моем арсенале есть плотная клеевая лента. Использую для укрепления ручек. Продается в швейных магазинах. Используют для пошива брюк.

Вот сколько клеевых материалов только для подклада.))))

Теперь расскажу, что использую для уплотнения кожи.

1. Очень полюбилась мне клеевая джерси для кожи. Она на трикотажной основе. И после проклейки кожа не становится колом, а остается эластичной.
К тому же у нее отличный клей, который при достаточно низкой температуре плавится и прилипает к коже. Ведь долго подвергать кожу утюгe нельзя. Покупаю в Москве в
Сперанца

2. Там же взяла и очень интересное уплотнение для кожи. Это такой расплавленный клей, который нанесен тонким слоем на бумагу. Прикладываешь клеевой стороной к коже, проглаживаешь по бумаге. Даешь полностью остыть. После этого убираешь бумагу. И на коже остается слой застывшего клея, который полностью позволяет кожи пластично двигаться в разные стороны. Срез такой уплотненной кожи просто великолепен. Его можно оставлять открытым в изделиях.


3.Для уплотнения дна использую пенопоролон

Ткани для сумок

Сумка – это аксессуар, без которого не могут обойтись ни мужчины, ни женщины. Объемные хозяйственные и маленькие наплечные, дорожные баулы и детские рюкзачки, нарядные клатчи и пляжные сумки – все они так или иначе служат для переноски и хранения каких-либо вещей в любую погоду, в помещении и на улице. Поэтому ткани для сумок должны быть особо прочными, устойчивыми к влаге и загрязнениям, а также отличаться простотой ухода.

Историки утверждают, что первые сумки появились более шести тысячелетий тому назад. Они представляли собой кожаные или тканевые мешочки, в которые чаще всего клали монеты. Мужчины носили их на поясе, а женщины прятали в складках одежды.

В ХVIII веке в моду вошли небольшие кружевные сумочки с плотным дном, верх которых затягивался шнурком. В честь фаворитки короля Людовика ХV их называли «помпадурками». Тогда же появились и ридикюли, которые украшали вышивкой, бисером, золотым или серебряным шитьем и даже драгоценными камнями.

Первые сумки, имеющие привычный для современного человека вид, женщины стали носить в начале ХIХ века, после французской революции. В те времена каждая сумка делалась по индивидуальному заказу и существовала в единственном экземпляре. Массовое производство началось в середине позапрошлого столетия в Англии, где были открыты первые фабрики Hermès и Louis Vuitton. В ХХ веке сумка стала самым необходимым аксессуаром, без которого невозможно представить себе ни женский, ни мужской гардероб.

Интересный факт! Первые замки на изделиях появились в ХIХ веке, а застежки-молнии стали вшивать лишь в 50-х годах прошлого столетия.

Рюкзаки и ранцы: в чем отличие

И рюкзак, и ранец – это разновидности сумок, которые носят за плечами на спине. Различие между ними – в конструкции лямок: у ранца они прямые, а у рюкзака косые.

Предшественником современного ранца, каким его знают большинство первоклашек, был армейский, который начиная с ХVIII столетия использовался солдатами для хранения поклажи.

Рюкзак – неизменный атрибут туристов, альпинистов и просто практичных людей, носящих с собой большое количество вещей. В настоящее время рюкзачки из ярких тканей с множеством декоративных элементов находятся на самом пике молодежной моды.

Интересно знать! Универсальная подвесная система большинства рюкзаков позволяет без особого труда переносить тяжести до 30 кг даже человеку средней комплекции.

Основные ткани для пошива сумок

Текстильные технологии, бурно развивающиеся в последние десятилетия, сделали возможным появление множества современных материалов, пригодных для пошива сумок и рюкзаков.

Для производства сумочных и рюкзачных тканей используются синтетические волокна, которые обладают повышенной прочностью и износостойкостью. С внутренней стороны полотно обрабатывают водонепроницаемым материалом, в качестве которого чаще всего выступают:

  • полиуретан (ПУ);
  • поливинилхлорид (ПВХ).

ПВХ придает ткани дополнительную жесткость, она хорошо держит форму. Однако этот материал весьма чувствителен к изменениям температурного режима: и на морозе, и на ярком солнце он может потрескаться и потерять свои защитные качества.

Полиуретановое покрытие не только выдерживает как низкие, так и высокие температуры, но и устойчиво к образованию заломов и другим деформациям. Но в отличие от поливинилхлорида, ПУ имеет более высокую себестоимость, что значительно увеличивает цену сумки или рюкзака. Поэтому его применение оправданно только в дорогих изделиях.

Важно знать! Для обозначения плотности сумочных тканей существует специальная единица – ден. Чем этот показатель выше, тем ткань более крепкая и устойчивая к повреждениям. Самый лучший показатель для сумок – 600–1000 ден.

Наиболее распространенными материалами для рюкзака или сумки являются:

  • канвас;
  • кордур;
  • габардин;
  • лаке;
  • оксфорд;
  • деним.

Остановимся более подробно на основных свойствах каждой из этих тканей.

Канвас: современная парусина

В незапамятные времена паруса на всех кораблях изготовляли из прочных конопляных волокон. Эта крепкая ткань, известная на Руси как парусина, в Европе стала называться канвас, от измененного слова «canuabis» – конопля. В современном мире паруса давно делают из синтетических материалов, а канвас используют для пошива различных изделий, требующих повышенной прочности.

Этот сумочный текстиль состоит из двух слоев: в нижнем полиэстер сочетается с натуральным хлопком, а в верхнем – с нейлоном. Производят ткань при помощи парусного плетения, которое делает полотно оригинальным и узнаваемым.

Канвасу присущи следующие свойства:

  1. Устойчивость к загрязнениям.
  2. Способность к водоотталкиванию.
  3. Износостойкость и долговечность.
  4. Мягкость.
  5. Наличие широкой цветовой гаммы.

Кроме того, на материал легко наносятся методом термопечати принты и картинки, что придает готовой продукции дополнительную привлекательность.

Важно! Уход за изделиями из канваса предельно прост. Их достаточно пропылесосить и протереть влажной салфеткой, чтобы удалить загрязнения и пыль.

Кордур: максимальная прочность

Этот современный тканевый материал был разработан в США специально для производства армейского оснащения и обмундирования.

Под торговой маркой «CORDURA®» выпускается несколько видов тканей, используемых для пошива бронежилетов, палаток, наколенников и прочей военной амуниции. Чаще всего кордур состоит из 100%-го нейлона, хотя иногда добавляется до 10% хлопковой нити. Такую ткань можно узнать по наличию легкого пушка на поверхности. Перед тем как ткать полотно, волокна туго скручивают, поэтому прочность и износостойкость кордура в 5 раз лучше, чем у нейлона, из которого он сделан.

К другим характеристикам относятся:

  1. Повышенная водостойкость.
  2. Долговечность.
  3. Высокая прочность.
  4. Надежность.

Вместе с тем этот плотный материал имеет немалый вес и довольно высокую стоимость, что делает его недоступным для массового потребителя. К тому же спортсмены-альпинисты отмечают, что ткань не выдерживает значительного холода: становится жесткой и рассыпается.

Важно знать! Продукцию из кордура можно стирать как руками, так и в машинке. Но следует помнить, что намокшая ткань очень долго сохнет, поэтому изделие нужно просто протереть увлажненной тряпочкой.

Габардин: непромокаемая красота

Изначально для изготовления этого красивого материала использовалась шерсть овец-мериносов, к которой добавляли немного хлопка.

В наше время габардин чаще делают из смесовых или полностью синтетических волокон. Особенностью ткани являются тонкие диагональные рубчики, идущие под наклоном по лицевой поверхности. Это достигается благодаря особому саржевому переплетению, придающему полотну плотность. Наличие рубчиков делает габардин практически непромокаемым – капли воды стекают по ним, как по желобкам, не проникая внутрь.

К достоинствам габардина также относятся:

  1. Формоустойчивость – материал не растягивается и не дает усадку.
  2. Износостойкость.
  3. Несминаемость.
  4. Легкость и мягкость.

Чаще всего габардин имеет однотонную расцветку, с ним замечательно смотрятся различные декоративные украшения из дерева, металла или пластмассы. Из этой ткани шьют небольшие женские сумочки, детские и молодежные рюкзачки, домашний текстиль и одежду. Изделия из габардина легко переносят стирку и чистку различными химикатами, не теряя своего привлекательного внешнего вида.

Лаке: блестящее чудо

Лаке – оригинальная сумочная ткань, напоминающая лаковую кожу. Название материала переводится с французского как «блестящий». Материал двухслойный: на основу, в качестве которой чаще используются капрон или вискоза, наносится специальная латексная или полиамидная пленка. Лаке бывает однотонной в самой широкой цветовой гамме или с разнообразными рисунками, узорами и принтами.

Помимо эффектного внешнего вида лаковый материал имеет и другие плюсы, на которые обратили внимание производители сумок:

  1. Водонепроницаемость.
  2. Низкая себестоимость.
  3. Устойчивость к воздействию плесени, бактерий и микроорганизмов.
  4. Долговечность.

Из лаке также можно сшить перчатки, куртки, плащи, пиджаки, брюки и юбки. Особым вниманием пользуется этот материал у производителей театральных костюмов и в мебельной промышленности.

Важно знать! Чтобы удалить пятно с сумочки из лаке, нужно протереть его салфеткой, пропитанной мыльным раствором. Не следует сильно тереть и царапать материал, поскольку он сразу же утратит свою красоту и презентабельность.

Оксфорд: шотландская рогожка

В основе этой ткани – специальное переплетение нитей, напоминающее корзину из тростника, которое впервые применили шотландские мастера еще в ХIХ веке. Поэтому оксфорд называют «тростниковой тканью» или «шотландской рогожкой».

Наименование «оксфорд» закрепилось за тканью, поскольку рубашки из нее пользовались особой популярностью у учащихся одноименного колледжа. Специальное переплетение делает материал прочным и устойчивым к атмосферным воздействиям, а использование вместо натуральных смесовых или полностью синтетических волокон повышает его износоустойчивость и увеличивает срок службы.

Для изготовления сумок подходит оксфорд, имеющий плотность 200–300 ден. Рюкзачная ткань должна иметь повышенную прочность, поэтому ее плотность составляет 400–500 ден.

К несомненным достоинствам материала относятся:

  1. Водонепроницаемость.
  2. Непродуваемость.
  3. Устойчивость к воздействию химических веществ.
  4. Эластичность.
  5. Износоустойчивость.

Недостатком ткани является ее способность вырабатывать статическое электричество.

Важно знать! Оксфорд не переносит высоких температур: при сильном нагреве он деформируется и теряет товарный вид. Поэтому не стоит ставить рюкзаки и сумки вблизи открытого огня и сушить их на отопительных приборах.

Деним: джинсовая мечта

Деним – плотный, устойчивый к механическим воздействиям материал, получаемый из натурального волокна наивысшего качества. Считается, что самым лучшим для производства «джинсы» является хлопок, выращенный в Египте, США или Туркменистане.

Волокна проходят десятикратное окунание в чаны с индиго с последующим высушиванием, причем окрашиванию подлежат только нити основы, а не утка. Вот почему джинсовое полотно всегда имеет белую изнанку, тогда как цвет лицевой стороны варьируется от светло-голубого до насыщенного темно-синего.

Выбор денима для пошива стильных сумок и рюкзаков неслучаен, поскольку материал обладает рядом положительных свойств:

  1. Не пропускает пыль и мало загрязняется.
  2. Не электризуется.
  3. Гигроскопичен.
  4. Износоустойчив.
  5. Прочен и устойчив к механическим повреждениям и деформациям.

Кроме того, джинс прекрасно сочетается с любой тканевой отделкой – кружевом, гипюром, вышивкой, различными строчками и декоративными деталями.

Сумки и рюкзаки из этого материала всегда были и остаются на вершине моды для молодежи. К сожалению, качественный деним отличается довольно высокой ценой, а его удешевленные варианты не имеют всех характеристик, необходимых для красивого и долговечного изделия.

Следует помнить! Чтобы джинсовая вещь служила долго, нужно обеспечить ей правильный уход: стирать только в прохладной воде и не применять отбеливатели и другие хлорсодержащие средства .

Кроме всех вышеупомянутых тканей, для изготовления сумок используют натуральные замшу и кожу. Изделия из этих материалов отличаются изысканной красотой и эстетичностью, но имеют довольно высокую стоимость.

Подкладочные ткани

У любой сумки, ранца или рюкзака обязательно должна быть подкладка. Она не только маскирует все внутренние швы, но и укрепляет и облагораживает изделие, помогая ему сохранять внешний вид. К подкладке крепится вся фурнитура – замки, застежки, молнии, из нее формируются перегородки и карманы.

Основными подкладочными тканями являются:

  • атлас – чаще всего используется в дорогих женских сумках и клатчах;
  • вискоза – благодаря своей шелковистой и тонкой текстуре отлично подходит для летних пляжных изделий;
  • полиэстер – основная подкладочная ткань для большинства недорогих сумок. Обладает отличными водоотталкивающими качествами, не мнется и легко поддается чистке;
  • сетка – ячеистая синтетическая ткань, которую используют в качестве подкладки для рюкзаков и больших дорожных сумок.

Разнообразие тканей, подкладочных материалов и декоративных элементов позволяют каждому подобрать себе подходящее изделие сообразно своим потребностям и вкусу.


На фото вверху - материалы, которые я использую для дублирования кожаных деталей сумки.
Об этом я пишу в очередном (девятом) выпуске рассылки.

http://subscribe.ru/catalog/culture.hobby.sumkiostroglyad
Сверху на фото - поролон (бывает клеевой и не клеевой) .
Ниже и правее - изолон (так же бывает клеевой и не клеевой, я пользуюсь клеевым).
Ниже, розовый, кожгалантерейный картон.
В самом низу - чёрный, спанбонд (бывает разной толщины).
Всё это продаётся в «МиК» на Елизаровской, а картон - рядом в «Сперанце».
На примере своих сумок расскажу, в каких случаях я использую тот или иной дублирующий материал.

Поролон. Я его очень редко использую, так как он годится только для тонкой и мягкой кожи, а я очень редко такую использую. Лучше брать не клеевой, так как по всей поверхности равномерно приклеить его с помощью утюга вряд ли получится. А не клеевой просто пришиваю по периметру детали на расстоянии 3-5 мм от края, чтобы держался, а потом он войдёт в припуски. Сумки «Синие листья» и «Драконская» я дублировала поролоном. Они, кстати, сделаны по одной выкройке, только у одной из них швы с боков, а у другой - по центру.

Спанбонд. Этот материал бывает чёрный и белый, разной толщины. Я использую чёрный спанбонд толщиной 80-100 микрон для уплотнения некоторых деталей сумки и более плотный 130-150 микрон для дублирования передней и задней стенок сумки. Его тоже лучше не приклеивать по всей поверхности, а закрепить по периметру. Ну или приклеить на клей или двусторонний скотч, если это, например, место, куда будут пришиты ручки к сумке, стенки которой ничем дублировать не нужно. Также из этого материала я всегда делаю макеты будущих сумок, чтобы проверить правильность выкройки и подогнать её под то, что нам надо. Сумку «Мишка на велике» я дублировала спанбондом. И её верх, и её низ из лакированной кожи, хотя последнее может быть было излишне, но мне хотелось, чтоб она точно стояла и не кособочила. Таким же образом я дублировала детали сумочки «Бабочка».


Изолон. Он тоже бывает клеевой и не клеевой. Я пока использовала только клеевой. В 80 % сумок я использую для дублирования деталей именно этот материал, толщиной 2 мм. Вырезаю деталь из изолона чуть меньше кожаной детали, так как он не должен попасть в шов. Клей скапливается на иголке и машинке это не нравится. Это единственное неудобство. В основном материал прекрасно себя ведёт, если кожа подобрана подходящая: достаточно плотная, в меру жёсткая и ни в коем случае не тянущаяся. Хотя можно и к тянущейся попробовать приклеить изолон, но результат непредсказуем. А приклеивается он так: отклеиваем от него защитный слой и у нас в руках остаётся материал, с одной стороны которого липкий слой. Его и приклеиваем на изнанку кожаной детали. В сумке «Морской конёк» я использовала изолон. Приклеивала отдельно к каждой детали передней и задней стенки, потом сшивала все детали вместе… Конечно, проще, когда можно приклеить изолон сразу на всю деталь передней или задней стенки, но там у меня объёмная деталь получалась и между деталей - жилка, обтянутая кожей, так что такой вариант не подошёл.

Кожгалантерейный картон. Это замечательный материал. В меру гибкий, в меру толстый. В основном я уплотняю им дно. Иногда в дополнение к изолону. Или я уплотняю им невыворотный клатч, такой как «Чёрный с бантом бабочкой». Вообще, картон - для изделий, которые не надо выворачивать. Но если только дно уплотнить, то вывернуть можно. Или бывает, что такое вот картонное дно, обшитое подкладочным материалом, делается отдельно, и его можно даже вынуть из сумки.

В клатче из ткани «Синий с бантом бабочкой» я использовала одновременно и клеевой изолон и кожгалантерейный картон. Наклеила изолон на изнанку ткани, а потом в почти уже готовую сумку всунула картон. Но может быть можно было бы наклеить изолон на картон и всунуть такую деталь в конце работы над сумкой.


Бывают сумки, в которых вообще почти ничего уплотнять не нужно . Это зависит от модели сумки и от правильно подобранной кожи. Например, рюкзак, который сделал на занятиях Артём. Он без подкладки. И кожу мы подобрали такую, чтобы и без всяких уплотнений он смотрелся хорошо. Мы продублировали только дно. Кожей. То есть выкроили два дна и склеили их между собой резиновым клеем. Получилось довольно плотное дно, и изнутри оно смотрится красиво.


Вроде всё.

В следующий раз напишу про… Честно говоря, пока не знаю про что. Скорее всего, это будет выкройка сумки и описание работы, но если нет, то сорри, позже. Всем - свежего воздуха, тёплого моря и ровного загара.

P. S. Мы всё ещё в отпуске. Наш энтузиазм по поводу того, чтобы ходить на море два раза в день, несколько поугас, поэтому мы ходим на море только один раз, ближе к вечеру, а от невыносимой дневной жары спасаемся дома. Вчера у нас был большой семейный пикник: мы жарили сардельки на берегу моря, ели арбуз и ещё много всяческой еды и, конечно, купались до одурения! :)

/i>

1. Простеганные слои синтепона.
Сначала я прокладываю несколько слоев синтепона или его обрезки между 2-мя слоями черновой ткани и простегиваю в произвольном порядке. Кусок необходимо брать см на 4-5 больше с каждой стороны (не вырезайте сразу детали. Берите просто кусок).
Далее на уже простеганной заготовке можно расположить деталь дна основного материала - будь то кожа, сумочная ткань, вязаное дно. Теперь можно настрачивать.
Кожаную или тканевую деталь можно настрачивать простежкой в клетку среднего размера. Вязаную деталь лучше настрачивать вдоль рядов петель.
После настрачивания лишнее по краям срезаем.

Плюсы:
- при наложении достаточного количества слоев синтепона дно получается жестким, но вместе с тем гибким и не ломким.
- недорогой метод, использовать можно обрезки любого утеплителя
Минусы:
- достаточно продолжительное изготовление
- невозможно дно сделать дубовым

2. Поролон (он же пенополиуретан).
Если есть в продаже поролон разной толщины - можно выбирать под себя. Целесообразно использовать высотой до 2-х см. Здесь мы дно просто настрачиваем на поролон простежкой, например, в клетку. Получаем еще и выпуклую фактуру.
Плюсы: простота изготовления.
Минусы:
- материал не очень дешевый
- дно получается уплотненным, но мягким.

3. Изолон.
Продается в строительных отделах. Похож на очень плотный поролон. По природе это вспененный и уплотненный газ. Бывает разных толщин и плотностей. Самый тонкий вариант - так называемая подложка под ламинат. Здесь нужно быть внимательным - материал должен быть гибким и не должен ломаться (встречаются ломкие виды изолона).
Плюсы:
- самый жесткий вариант изолона используется в промышленном пошиве сумок, обеспечивает супержесткость дна
- не смотря на жесткость проколе иглы хорош.
Минусы:
- самый дорогой вариант из перечисленных.

4. Флис - очень гибкий и даже при многократном прострачивании остается мягким

5. Сумки из иск.кожи и не только если хотите чтоб они держали форму - нужно кедрить. Это когда в шов вшивается кант с капроновой жилкой. Очень жесткий. Я его делаю сама. Покупаю леску для тримера 2-2,5 мм. И так же как кант делают самостоятельно, оборачивая шнурок нужной тканью- я так же эту леску оборачиваю кож.замом или тканью и лапкой для потайной молнии делаю кант. Незнаю понятно ли объяснила... По крайней мере на производстве по пошиву сумок - именно так и делают. Ну и кроме всего прочего детали дублируются пенкой, то бишь подложкой под ламинат (15-25 руб.п.метр).
Получается шить сумки всяких причудливых форм. В виде листика например, сердца и т.д.. И с формой проблем нет.
6. Перебрали все современные материалы и совершенно забыли классическую столовую клеёнку. Я шью себе сумки очень давно и почти 20 лет не покупала ни одной готовой, так вот все сумки я дублирую обычной клеёнкой. Сумка получается трёхслойная - снаружи обычно плащёвка (капроновая) затем клеёнка правой стороной наружу (чтобы содержимое не промокало) и далее подкладка. Практика показала, что такой вариант прекрасно держит форму, выдерживает любую погоду и служит 5-7 лет повседневной носки.
клеёнку стегать нельзя, т.к. через отверстия строчки будет попадать влага (снег,дождь). Я сначала шью каждую деталь сумки отдельно-нашиваю сначала внутренние карманы, а затем наружные. Когда всё готово - собираю.
7. Ручки для сумок я делаю так: режу полосу старой ношеной джинсы (у меня уже 2-е штаны заканчиваются) складываю в 2 слоя, промётываю и утюжу. Затем обёртываю верхней тканью, из которой шьётся сумка. Снова промётываю и утюжу. Далее строчу с 2-х строн на расстоянии 0,5 лапки от края. Ручка получается очень прочная, хорошо держит форму и умеренно гибкая. Теперь что касается стирки. Я все хозяйственные сумки стираю в тазике с горячей водой и порошком. Не хозяйственные просто обмываю верх мочалкой с тем же стиральным порошком и споласкиваю прямо под краном. Клеёнка очень прочный материал.

Похожие публикации