Энциклопедия пожаробезопасности

План-конспект занятия «Информационные системы. Классификация информационных систем. Урок на тему «Информационные технологии и эволюция их развития Конспект по теме информационные технологии

ГБПОУ КК «Армавирский машиностроительный техникум»

План-конспект занятия

По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

на 2 курсе специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

на тему: «Информационные системы. Классификация информационных систем»

Разработал: Струкова Елена Алексеевна

Армавир, 2017

Тема занятия . «Информационные системы. Классификация информационных систем»

Дата проведения .11.09.2017г.

Тип занятия. Урок

Технология занятия. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов .

Цель занятия . Изучить тему информационные системы и классификацию информационных систем.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты

воспитание потребности к усвоению знаний;

целостное представление учебной задачи;

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

формирование умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора решения задачи.

Метапредметные результаты

Познавательные

Умение:

оперировать изученными понятиями;

использовать полученные знания при работе с информационными системами обучающего характера.

Регулятивные

Умение:

включать новые знания в систему знаний;

работать по плану, сверять свои действия с целью;

развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

уметь довести решение практической задачи до конечного результата.

Коммуникативные

Умение:

развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника;

формировать постоянную готовность к пониманию;

развивать контроль за речью и её содержанием;

формировать способность активного и конструктивного слушания.

Предметные результаты

усвоение изучаемых понятий;

умение выделять основные признаки современной информационной системы;

овладение навыками систематизации типов информационных систем;

умение отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы.

Основные термины, понятия.

Информационная система, средства поддержки, классификация ИС, разомкнутая ИС, замкнутая ИС, ИС на одном компьютере, ИС на базе локальной сети, ИС на базе глобальных компьютерных сетей, информационно-поисковые системы (ИПС), системы автоматического управления (САУ), автоматизированные системы управления (АСУ), обучающие системы.

Оборудование компьютер, плакаты, мультимедийный проектор (интерактивная доска), персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет. Презентация «Классификация информационных систем»

План занятия .

Организационный этап(7 минут).

Изучение нового материала(20 минут).

Этап закрепления знаний (10).

Рефлексия (3 минуты).

Домашнее задание (2 минуты).

Подведение итогов урока 3 мин

Ход занятия :

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный этап

7 мин

Организационный момент.

Проверить подготовку учащихся к уроку.

Приветствие

учащихся.

Приветствие

учителя.

1 мин.

Актуализация знаний.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Задает вопросы по теме «Виды информации» Как обрабатывается информация, цели и задачи ИТ».

Отвечают на вопросы учителя

3 мин

Целеполагание и мотивация.

Привить интерес учащихся к теме урока.

Предлагает учащимся привести примеры ИС и информационных технологий в медицине, в учебном заведении, налоговых и пенсионных органах, органах МВД и др.

Пытаются понять смысл, предлагают варианты ответа.

3 мин

Изучение нового материала

20 мин

Изучение

нового материала.

Познакомить учащихся с классификацией и видами ИС и ИТ, цель ИТ

Поясняет учащимся структуру ИС

Воспринимает информацию, сообщаемую

учителем, записывают в тетради примеры ИС, смотрят (презентацию)

18 мин

Дополнительные вопросы учащихся по изложенному материалу

Отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

2 мин

Этап закрепления знаний

Первичное

осмысление

изученного

материала

Закрепление знаний по новому материалу

Предлагает вопросы по теме.

Записывают ответы в тетрадь

3мин

Тесты по изученной теме

Выполняют самостоятельно

5мин

Взаимопроверка.

Предлагает учащимся оценить соседа по парте и поставить ему оценку.

Оценивают знания друг друга.

2 мин

Рефлексия (заполнить таблицу- самооценка)

3 мин

Домашнее задание

2 мин

Домашнее

задание.

Подготовить рефераты по темам:

Формулирует

домашнее

задания,

комментирует

его, дает

необходимые

пояснения

Воспринимают домашнее

задание,

задают

вопросы,

записывают

2 мин

Подведение итогов урока

3 мин

Подведение итогов урока

Оценка знаний учащихся.

Задает наводящие вопросы, помогает при формулировании выводов

Формулируют выводы.

3 мин

Задание обучающимся по рефлексии их деятельности

Цель: научить:

. оценивать значение учебного материала;

. осуществлять самооценку своей деятельности;

. фиксировать успешность выполнения отдельных шагов.

Задание (Индивидуальная форма работы) (самооценка)

Заполнение таблицы. В таблицу основные включены термины и понятия по теме урока. Учащиеся ставят в ячейках таблицы знак «+», если материал усвоен, знак «+ −», если материал усвоен не полностью или частично и знак «−», если материал не усвоен.

Таблица. Термины понятия

Термин (понятие)

Степень усвоения

Термин (понятие)

Степень усвоения

Информационная система

ИС на локальной базе сети

средства поддержки

ИС на базе глобальных компьютерных сетей

классификация ИС

информационно-поисковые системы (ИПС)

разомкнутая ИС

системы автоматического управления (САУ)

замкнутая ИС

автоматизированные системы управления (АСУ)

ИС на одном компьютере

обучающие системы

Вопросы Организационный этап Актуализация знаний.

Задание 1. (Групповая форма работы).

Дайте определение информационной системы из ресурса:

Информационная система. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система

Задание 2. Найдите определение информационной системы, которое в дано статье 13 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Ресурс:

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. Н 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

Задание 3. Найдите определение информационной системы из ресурса:

Представление об информационной системе // http://km-wiki.ru/index.php?title=Представление_об_информационной_системе

Самостоятельная работа

Работа с учебником:

Классификация информационных систем

Задание 1. Дать классификацию ИС по техническим средствам.

Работа с учебником:

Задание 2.. Дать классификацию ИС по назначению.

Работа с учебником:

Задание 3. Дать классификацию ИС по сфере применения.

Итогом является работы заполненная таблица:

Таблица 1. Классификация ИС.

Классификация ИС

Виды

Краткая характеристика

по техническим средствам

по назначению

по сфере применения

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

закрепить полученные знания;

способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задание 1 . Заполнение сводной таблицы.

От каждой группы выступает один учащийся, которые комментирует заполнение таблицы «Классификация ИС». По итогам их выступления остальные учащиеся класса недостающую вносят информацию в таблицу.

Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Информационные системы».

Ответить на вопросы: в тетради взаимопроверка ( Оценивают знания друг друга)

Какие можно выделить основные признаки современной информационной системы?

К каким типам относятся такие системы:

система прогноза погоды для различных регионов страны;

система управления беспилотным космическим кораблем;

система диспетчерской службы крупного аэропорта;

система диагностики в кардиологической клинике?

Придумайте возможные области использования информационных в систем деятельности школы.

К каким типам ИС можно отнести эти системы?

Какие системы называются разомкнутыми?

Какие системы являются замкнутыми?

В различие чем этих систем?

Приведите замкнутой примеры и разомкнутой информационных систем?

Каково назначение информационно-поисковых систем?

Какие задачи решают управляющие системы?

Каково назначение систем автоматического управления (САУ)?

В состоит чем задача компьютера в автоматизированных системах управления (АСУ)?

Приведите примеры обучающих систем.

Информация о домашнем задании.

Используя Интернет-ресурсы, подготовьте мини доклады.

Задание 1. Страховые ИС.

Задание 2. ИС в налоговой сфере.

Задание 3. ИС в таможенной деятельности.

Задание 4. Банковские ИС (БИС).

Список использованной литературы ,

Васильева Т., Иванова И. Информатика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов методических и материалов. - М.: Вента-Граф, 2008.

Рабочая программа ГБПОУ КК «АМТ» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008.

Практикум по информатике. Учебное пособие для СПО. Михеева Е.В.- М.: «Академия», 2008

ФГОС по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Сайты:

Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/ http://nsportal.ru/ Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. Н 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-12-10.html

Цели урока:

1. Познакомить учеников с материальными и информационными технологиями , показать общие и различные характеристики этих технологий.

2. Показать, как выглядят технологические цепочки от исходного материала до получения результата, называя необходимые операции и инструменты.

3. Познакомить с профессиями, связанными с использованием компьютера.

4. Познакомить с использованием компьютеров в школе.

· Операции – действия, совершаемые с материалом.

· Инструменты – приспособления для обработки материала.

Какие инструменты изображены на странице 4? (Игла, лежащие рядом ножницы. Клей, нитки – это скорее материал, чем инструмент).

Может ли результат применения технологии стать материалом? (Да. Например, вышивка служит для отделки платья; резной наличник служит материалом для строительства дома).

Задание «Выполните» на странице 5.

Составить цепочки «материал – операция – результат». приведенные названия, достаточно, чтобы хотя бы одно название в цепочке было из числа, приведенных на странице 4.

Ответьте на вопросы на странице 6.

Каким общим словом называется то, что мы получаем и передаем в виде текста, речи, звука, рисунков, фотографий, видеофильмов? (информация .)

Когда мы читаем книгу, слушаем радио, смотрим фильм, наблюдаем за природой, слушаем кого-то, мы получаем … (информацию .)

Когда мы говорим кому-то что-то, пишем записку, дарим фотографию, мы передаем … (информацию .)

Почему информационные технологии называются «информационными»?

(Вспомним, что такое технологии – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. Когда мы выполняем действия с текстами, изображениями, таблицами и схемами, видеоматериалами, звуками (записями речи или музыки), то говорят, что мы работаем с информацией. Поэтому способы работы с текстами, изображениямии и т. д. для получения готового результата называются информационными технологиями).

Чем похожи и чем отличаются материальные и информационные технологии?

(Общее: и там и там есть исходные материалы, операции, инструменты, готовая продукция. Отличие: чтобы сделать ещё один экземпляр материальной продукции надо повторить с такими же исходными материалами те же самые операции, а чтобы сделать ещё один экземпляр информационной продукции те же операции выполнять не надо, достаточно выполнить операцию копирование (перезапись, распечатывание, и т. д.).

Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий? Что использовано в них в качестве исходных материалов? Например, учебник(исходные материалы: текст, картинки). Плакат на стене (исходные материалы: схемы, тексты, изображения). Портрет (исходный материал: изображение).

Задание «Проверьте себя» на странице 6.

Найти ошибку.

Ошибка логическая. От того, что какими-либо инструментами можно выполнить какие-то действия, вовсе не следует, что эти действия можно выполнить любым инструментом.


Пояснение. Один и тот же исходный материал, например, изображение, можно использовать для создания различной информационной продукции: портрета, учебника, плаката, набора слайдов для выступления и т. д.

4. Знакомство с модульной структурой учебника.

Страница 7.

Учебник состоит из отдельных частей – модулей. Не все модули обязательно изучать. (Например, «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание мультфильмов и живых картинок»).

На странице 7 видно, как выглядит первая страница каждого модуля. Прочитав её, можно узнать, что будет изучено в этом модуле и немного о том, как будет изучаться этот модуль.

Если в описании модуля сказано: «Вы узнаете» или «Вы научитесь», то по завершению изучения модуля это будет проверено в самостоятельной работе.

Прочитайте описания модуля; те, кто не успеют за это время дочитать, могут сделать это дома.

5. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам, что даже очень известные специалисты могут делать прогнозы, которые не сбываются. Например, известны такие прогнозы про компьютеры:

1) В журнале "Popular Mechanics" (Популярная механика) в 1949 годy было напечатано, что "Компьютеpы в бyдyщем могyт весить меньше 1.5 тонн".

2) "Я дyмаю, что в миpе есть спpос, может быть, на 5 компьютеpов" - Томас Ватсон, пpедседатель известной фирмы, производящей компьютеры, IBM, 1943 год.

3) "Hет пpичины, по котоpой кто-нибyдь захотел бы иметь компьютеp дома" - Кен Олсон, пpезидент, пpедседатель совета диpектоpов и основатель известной американской компьютерной компании Digital Equipment Corporation, 1977 год.

4) Основатель компании Intel, производящей сердце компьютера – процессоры, Гордон Мур в середине 70-х годов прошлого века, когда ему предложили идею компьютера, состоящего из системного блока, монитора и клавиатуры, в ответ на вопрос, как такая система будет использоваться, Мур сообщил, что компьютер пригодится домохозяйкам - для записи и хранения рецептов.

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

6. Профессии, связанные с применением компьютера.

Вопросы к учащимся (стр.8 «Как вы считаете?»):

1. Что изменилось в жизни людей с появлением компьютера?

стр.6 (люди стали использовать компьютеры на работе, в учебе, на компьютрах играют, смотрят фильмы, слушают музыку, с помощью компьютеров люди ведут беседы, находясь далеко друг от друга (форумы, чаты, ICQ, Twitter, и т. д.), посылают друг другу электронные письма, и т. д.)

2. Работа людей каких профессий изменилась с появлением компьютера?

стр.6 (конструкторов, верстальщиков, печатников, кинооператоров, продавцы железнодорожных и авиа - билетов, художники, фотографы, звукооператоры, и т. д.).

3. Какие новые профессии появились с появлением компьютера?

программист, продавец Интернет-магазинов, специалистов по ремонту и настройке компьютеров, создатели сайтов для сети Интернет, сценаристы компьютерных игр, учителя информатики).

Примечание: Для более наглядного освящения этого вопроса можно использовать фрагменты ПО «Мир информатики 1-2» СD диск издательства «Кирилл и Мефодий» (1 год обучения, тема «Применение компьютера» время показа 5-7 минут).

7. Компьютеры в школе.

Где и для чего в школе, кроме кабинета информатики, можно использовать компьютер?

рисунок на стр. 9 и обсудить с детьми фрагменты рисунка:

· объяснение материала на уроке;

· получение знаний, умений и навыков в компьютерном классе на уроке информатики;

· поиск необходимой информации для написания доклада или сообщения;

· доклад, сопровождающийся презентацией;

· виртуальные лаборатории, различные тренажеры;

· проверочные тесты.

Свой рассказ учитель может сопровождать демонстрацией своих наработок, которые подтверждают возможности компьютера.

8. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам беседу двух человек:

«- Никогда не пробовал есть в ванне? - Нет. Я как все нормальные люди, ем за компьютером!»

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

9. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Как вы думаете, что нельзя делать в компьютерном классе? Давайте составим список того, что нельзя делать в компьютерном классе.

Как назвать предложенный вами список? Должно быть произнесено слово «ПРАВИЛА». Итак, мы говорим о «Правилах поведения в компьютерном классе».

Рассмотреть рисунки на стр. 10-11. Если в классе есть проектор, то можно показать иллюстрации со стр. 10-11 на экране, если проектора нет, то можно приготовить плакат с похожими рисунками. Ответить на вопросы на странице 10.

Что нельзя делать в компьютерном классе, а главное, почему?

(Опасность поражения электрическим током. Наличие грязи и пыли влияет на работу компьютера.

10. Подведение итогов урока.

· С какими новые терминами вы сегодня познакомились?

· В чем сходство и различие материальных и информационных технологий?

· Какие задачи люди разных профессий решают с помощью компьютера?

· Какие правила поведения в компьютерном классе вы можете назвать?

11. Домашнее задание.

Выполняется в тетради по информатике. Задание на стр. 6 «Проверьте себя». Аккуратно, по пунктам перечислить все правила, которые нарушились.

Технологическая карта урока
Предмет: Технология
Класс: 10
Раздел: Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Тема урока: Информационные технологии.
Цель урока: формирование понимания у учащихся понятий «информационные технологии», «виды информационных технологий»; знакомство учащихся с понятиями: информационные системы, источник и приемник информации.
Задачи: - образовательные: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
- развивающие: развивать умения выделять главное, развивать аналитические умения; развивать информационную и алгоритмическую культуру;
- воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, ответственность при работе в коллективе.
Предметные результаты:
Знать:
виды информационных процессов: хранение, передача и обработка;
виды памяти;
способы обработки информации.
Уметь:
приводить примеры различных видов информационных процессов;
указывать в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор с экраном.
Материалы к уроку: Презентация, карточки с тестом для проверки домашнего задания, материалы для работы в группах (текст, бланк ответа, лист самооценки), карточки для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием.
№ Этап урока Время
(мин.)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 Организационный момент Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке. 1 Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку. Готовность к уроку.
2 Актуализация знаний Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу «Информация» 10 Наш урок я хотела бы начать со следующих строк: Эпиграф
Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой?
Только бог об этом знает,
До единой он считает
Их огромное число.
Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый Норберта Винера?
Сначала давайте определимся, кто ведёт подсчеты звезд? Да, это астрономы.
А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы называем их метеорологами.
А что их объединяет? Чем они занимаются?
Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно ее сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.
С первых дней становления человечества люди собирают, хранят (записывают), передают и обрабатывают информацию.
Что такое информация для человека? (Знания, которые он получает из различных источников)
Игра «Да /Нет» ответьте на несколько вопросов только да или нет.
Определите, как человек воспринимает информацию, и в какой форме она может быть представлена.
Человек до 90% информации воспринимает через зрение (Да)
Для хранения информации служат различные сооружения: библиотеки, музей, архивы (да)
Информацию можно хранить только на дисках и дискетах, книгах (нет)
Является ли человек только источником информации (нет)
Человек переходя улицу, использует только зрительную информацию (нет)
Человек непрерывно обрабатывает информацию (да) Учащиеся делают свои выводы по предложенному стихотворению, отвечая на вопросы учителя.
Целеполагание и мотивация
Дидактическая задача: сформулировать тему урока, определить цели урока. 2 Давайте еще раз уточним, что человек делает с полученной информацией? (получает, хранит, передает, ищет…) Как вы думаете, как можно назвать эти действия? (процессы, связанные с информацией).
Запишем тему урока: Информационные технологии.
Итак, как вы думаете что мы сегодня будем изучать на уроке. (сегодня на уроке мы должны изучить информационные технологии процессы и их виды, примеры). Учащиеся формулируют тему урока, отвечая на вопросы учителя. Записывают ее в тетрадь.
3 Формирование новых знаний
Дидактическая задача: сформировать представление учащихся о понятиях «информационный процесс», «виды информационных процессов: хранение, передача, обработка» 20 Любой человек постоянно занят определенной работой с информацией: читает книгу, пересказывает другому человеку, какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи. Все что связано с обработкой хранением и передачей информацией и называется информационными технологиями.(IT)
Информационные технологии развиваются просто бешеными темпами, еще 10 лет назад мало у кого был мобильный телефон, а сейчас практически с каждого телефона можно зайти в Интернет (который сам в привычном для нас виде появился менее 20 лет назад).
Чтобы наглядно представить себе, где и как применяются информационные технологии, составим небольшую классификацию.
Направления применения ИТ:
Развлечение (фильмы, музыка, книги, игры);
Общение (социальные сети, электронная почта, чаты и т.д.);
Предоставление доступа к информации (новости, прогноз погоды и т.д.);
Обработка информации (программы математического расчета, редакторы графики, звука и видео и т.д.);
Обучение (учебные пособия, интерактивные уроки, вебинары, справочники).
Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью. Приведите примеры. (это учителя, студенты, журналисты, писатели …)
Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно, информационные процессы.
Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов (каких?): хранение, передача и обработка информации.
Работа в группах.
Рассмотрим подробнее каждый из этих процессов.
(1 группа: хранение 2 группа: передача 3 группа: обработка)
Учитель оказывает индивидуальную помощь по необходимости, направляет работу групп.
Каждая группа описывает информационный процесс (дает определение, схематично представляет его (по возможности), указывает виды, способы (если есть) и приводит примеры. 10 мин группы работают самостоятельно, затем предъявляют полученный материал классу – запись на доске или ватмане).
После предъявления результатов группы оценивают свою работу.
Мы рассмотрели виды информационных процессов и привели примеры. Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? (Конечно нет! В природе и технике). Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе. Приведите примеры. (Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию.) Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.
Приведите примеры информационных процессов в технике (работа роботов, компьютера). Записывают в тетрадь понятия «информационные технологии», «классификация информационных технологий».
Выполняют задания в группах, (работа с текстом): самостоятельно воспринимают и анализируют предъявляемый материал, после чего делают выводы о том, что человек:
Хранит информацию: во внешней или внутренней памяти
Передает информацию другим людям (ключевые понятия - источник, приемник и канал связи)
Создает новые знания, новую информацию, изменяет форму или структуру, выполняя её обработку.
Предъявляют полученный результат другим группам (форма представления схема на доске).
Записывают полученную информацию в тетрадь.
Оценивают работу своей группы.
4 Домашнее задание. Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением. 2 Творческое задание. Напишите эссе о высказывании Н. Ротшильда «Кто владеет информацией – тот владеет миром»
записывают задание в дневник;
5 Первичное закрепление новых знаний и умений.
Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы. 7
Проверим, все ли понятно было на уроке. Для этого выполним небольшую проверочную работу
Самостоятельная работа с заданием на карточках.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Сдают их учителю
(при наличии времени выполняют проверку)
6 Подведение итогов
Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала 3 Рюкзак знаний (картинка рюкзака передается каждому учащемуся и он рассказывает что с сегодняшнего урока он положит в рюкзак, если он не знает то пропускает ход)
Я сегодня узнал на уроке…
Я разобрался в …..
Мне пригодиться в …
Я наконец-то понял что…
Учащиеся делают соответствующие выводы.

Гайнутдинова Ольга Евгеньевна, ГАОУ «Казанский энергетический колледж»

Технологическая карта урока

Информационные технологии в профессиональной деятельности, группа 14-11, 3 курс

Тема урока: «База данных. Системы управления базами данных»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: типами баз данных, системой управления базой данных, объекты СУБД; дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access .
  2. Развивающая : развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.
  3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий; воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютеры, проектор, лекционный материал, презентация.

УМК :

  1. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2011.
  4. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010485-0, 500 экз.
  5. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 400 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-098-8, 3000 экз.

Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

10 мин

Приветствие, проверка присутствующих, оформление журнала, рапортички, знакомство с целями и планом урока, постановка проблемных вопросов.

Погружение в тему, Постановка цели на урок, согласно цели.

Проблемные вопросы, на которые учащиеся могут ответить:

1) Что такое информационно-поисковая система ?

2) Что называется базой данных ?

3) Что такое система управления базой данных ?

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками.

Актуализация знаний

5 мин

Преподаватель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся

Аналитическая. Отвечают на заданные вопросы

Сформировать понятие о системе управления базой данных как программе, позволяющей обрабатывать и хранить большой объем информации

Познавательные:

Изучение нового материала

30 мин

Контролирующая и направляющая

Поисково-исследовательская.

Научиться работать с теоретическим материалом

Регулятивные:

прогнозирование результатов.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Закрепление нового материала

40 мин

Преподаватель дает задания для практической работы

Аналитическая.

Задания из практической работы

Сформировать понимание о базе данных, основных понятиях

Познавательные:

умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепи рассуждения

Итог

5 мин

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают преподавателя и записывают домашнее задание

Повтор основных определений из презентации.

Коммуникативные:

умение слушать учителя.

Познавательные:

выделение существенной информации из слов преподавателя

Цели урока:

  1. Показать возможности применения знаний, полученных при изучении темы в профессиональных сферах нашей жизни;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  3. Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций).
  4. Повышение интереса к изучению предмета.
  5. Обобщить и проанализировать возможности использования ИКТ при решении творческих задач

Тип урока: обобщающий, закрепление и применение полученных знаний на практике

Используемая технология: деловая игра

Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая

Задачи для ученика:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • практическое применение ИТ при решении творческих задач;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).

Задачи для учителя:

  • отметить уровень усвоения материала;
  • провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
  • отследить рост знаний ученика в процессе обучения.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание информационной культуры, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
  • Учебная – сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
  • Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса

Оборудование:

  • 7 компьютеров, мультимедийный проектор
  • Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, ученические парты составлены двумя группами;
  • визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре: директор, начальник отдела рекламы, отдела кадров, бухгалтерии, сотрудник;
  • таблички: “Директор”, “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Отдел кадров” (приложение 1 ).

Постановка целей урока (в форме эвристической беседы, итогом которой будет вывод – “Владение информационными технологиями – необходимое условие для успешности человека в современном мире” )

  1. Мы с вами изучили тему “Информационные технологии”, научились создавать рисунки, текстовые документы, базы данных и презентации, работать с электронными таблицами. Где мы можем использовать эти знания?
  2. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  3. Кто сегодня не может обойтись без компьютера?

1 этап. Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Давайте представим такую ситуацию: вы окончили школу, получили высшее образование и решили объединиться и создать свою фирму. Определите, чем будет заниматься ваша фирма (учащиеся называют направление деятельности фирмы – например, продажа сотовых телефонов). Пожалуйста, разбейтесь на две группы. Вы будете конкурирующими фирмами, работающими в одном направлении. Придумайте название своей фирме. В каждой фирме будет три отдела: отдел кадров, отдел рекламы, бухгалтерия. Посмотрите внимательно на задания для отделов (ученики читают задания, выведенные на экран), выберите задание для себя и соответственно выбранному заданию распределите роли: выберите директора, начальников отделов, сотрудников отделов.

Обязанности:

Директор – осуществляет руководство работой всех отделов, несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов.

Начальники отделов – распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдают выполненную работу директору фирмы.

Сотрудники – получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.

На каждый отдел предусмотрен 1 компьютер

2 этап. Индивидуальная, парная, групповая работа.(20 минут)

Задания (при объявлении заданий не указывается с помощью какой программы будут выполняться задания, учащийся с выбором программы определяется сам):

Замечания к выполнению: при затруднениях в ходе выполнения задания можно использовать инструкции (приложение 2) . Использование инструкции снижает групповую и индивидуальную оценку на 1 – 2 балла.

Бухгалтерия: создать штатное расписание своей фирмы с условиями: фонд заработной платы 100000 рублей, начальник отдела получает в 2 раза больше простого сотрудника, директор на 5000 больше начальника отдела. В штате 1 директор, 3 начальника отдела, 3 сотрудника

Отдел кадров: создать базу данных сотрудников фирмы (обязательное поле – оклад сотрудника, который просчитает бухгалтерия).

Все выполненные задания сбрасываются на носитель. Ученики возвращаются за парты.

3 этап. Отдых

Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка

4 этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия

Для оценки деятельности каждой фирмы выбирается “третейский суд”: 1 член аттестационной комиссии, по 1 представителю от фирмы. В ходе выступления групп, защиты своих результатов, эксперты заполняют оценочные таблицы, на основании которых в конце урока выставляются оценки каждому ученику; выявляют степень активности ребят в группах, оценивают уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе (оценочная таблица – приложение 3 ).

5 этап. Этап анализа и обобщения Подведение итогов.

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрал программу?
  • На сколько правильно поставил себе цель?
  • На сколько смог ее реализовать?
  • Могу ли я сделать лучше?

Похожие публикации