Энциклопедия пожаробезопасности

Национальные конфликты и пути их преодоления. Россия: межнациональные отношения на постсоветском пространстве и в наше время. Способы разрешения межнациональных конфликтов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине « Социальная антропология »

на тему: «Межнациональные конфликты».

Выполнила:

Студентка группы ГиМУ 3–3

Стенина Мария

Проверил:

Д.И.Н., профессор Тайсаев К.У.

Москва 2009

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Причины и факторы межнациональных конфликтов………………...3

3. Формы межнациональных конфликтов……………………………….5

4. Пути решений межнациональных конфликтов……………………….6

5. Заключение……………………………………………………………...9

6. Список используемой литературы…………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения в прошлом войны, былые отношения политики «господство подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, и сточником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.) .

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт - это всегда противостояние двух (или более) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он поистине является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.

Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что:

1)межнациональный конфликт - это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей.

2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.

Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация (социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.) значительной части населения.

5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других. Правда, в одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других - всегда получают решительный отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» // Социально- политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1997, с.90-92.

3. Тутинас Е.В. Права личности и межнациональные конфликты. Монография. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России. 2000, с.20

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России// Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164

5. http://www.conflictolog2.isras.ru/docs/journal/1_04/koksharov.htm

6. Д. ист. н., проф, К.У.Тайсаев: курс лекций по социальной антропологии.

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

5.Подход к проблеме

В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, мы имеем в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения. “Что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды”, во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы, негры, вьетнамцы, венгры или чехи: Это так просто и понятно! И всегда найдется достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всем виноваты”.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни коммунистические, ни имперские идеи, “...на смену “империи зла” , где основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с нетерпимостью и экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами жертв, бушуют в различных частях Советского Союза”.

При углубленном изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на территории СССР можно и не найти серьезных национальных обстоятельств. Последние могут лишь в национальный “цвет” политические, социальные, экономические, территориальный, экологические и иные проблемы. Национализм в этом случае является солидаризирующей составляющей, выполняющей функции социального “клея”. Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются “национальной справедливостью”, а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. Обе они неумолимо вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу “воронки” втягивает в себя все более и более широкие массы единокровников. В таком круговороте пропадают правые и виновные, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.

Преступные разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сражения. В них преступления в отношении противоборствующей стороны вершатся с утроенной энергией и с еще большим сознанием своей правоты. Убийства мирных жителей, захват заложников, изнасилования, грабежи, поджоги, разбои, разрушение селений, предприятий и учреждений становятся ответными. Под видом священной мести делается все, что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся все более жестокими. Они стимулируются только что понесенными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, использующих в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости, агрессивности и ненависти.

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.

Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.

Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т.д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т.д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор той или иной поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта, возникающих на разных планах и уровнях общественной жизни.

Таким образом, подвижность этнических границ и выбор конкретной групповой поведенческой стратегии в межэтническом взаимодействии в значительной мере детерминированы сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности.

Этническая идентичность, будучи социально обусловленным конструктом, имеет свойство трансформироваться в зависимости от конкретных социально-политических реалий и варьирует в широком диапазоне от гипо- до гиперидентичности. Крайние формы изменения позитивной этнической идентичности одинаково опасны для всей системы межэтнических отношений, нарушая, с одной стороны, коммуникативный баланс между взаимодействующими этническими общностями и нивелируя культурное своеобразие этноса - с другой.

Теоретическое осмысление процессов, происходящих в столь деликатной сфере человеческого бытия, какой являются межэтнические отношения, должно стать основой для выработки властными структурами различного уровня действий, адекватных современным реалиям общественной жизни. В нынешней ситуации обсуждаемые проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межэтнического конфликта. Со временем, будем надеяться, они все же разрешатся, однако временно скрытые трудности могут обозначиться в неожиданном ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только выстраивая региональную политику и проводя соответствующие мероприятия в русле урегулирования уже проявившихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по профилактике возможных, что в действительности является двумя сторонами одного и того процесса.

Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.

Первый способ можно условно назвать гетгоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная по сути геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.

Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения конфликтов - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ решения конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.

И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.

При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной ее формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель "выигрыш - проигрыш" на модели "выигрыш - выигрыш" или "проигрыш - проигрыш". Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимность договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов :

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Способы разрешения :
1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

БИЛЕТ 15

Искусство: виды и роль в жизни людей.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.



ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…



Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша историЯ.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она

ши то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного.

Общественные институты.

«Общественный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения»

В политологической литературе доминирует представление, согласно которому выделяются следующие сферы общественных отношений (и, соответственно, типы социальных институтов):

1) экономическая - отношения в процессе материального производства, распределения и потребления материальных благ;

2) социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;

3) политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями;

4) духовная (иногда ее называют «идеологическая») – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существо­вания наций и народностей отношения между ними были не­редко напряженными и даже трагическими. Так, русские зем­ли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей - индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходе которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности. Во время Второй мировой вой­ны в СССР были выселены с территорий, на которых они ра­нее проживали, и переселены в отдаленные места крым­ские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Юго­славии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В меж­национальных столкновениях гибнут люди, уничтожаются цен­ности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономики, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, ан­тидемократических законах и т. д.

Особенно тяжелые последствия вызывает подавление на­ции (ущемление прав людей по национальному признаку, пре­следование национальной религии, культуры, языка) или при­нижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. По на­блюдениям психологов, проявления национального насилия вы­зывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, бе­зысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего на­зываются люди другой национальности, проживающие на дан­ной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «пере­родившиеся». Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разно- ^У проявляет свою социально-политическую направленность.

ак > Движения, связанные с идеями национализма, сыграли не­маловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «сво­ей» нации.



Свое крайнее выражение политика национализма получи­ла в странах с фашистским режимом. Человеконенавистничес­кая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выли­лась в практику геноцида - истребления целых групп насе­ления по национальному признаку. Из курса истории вы знае­те, что Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского на­селения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн чело­век - почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», кото­рое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славян­ские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

Но вот вопрос: появилось ли раскаяние в содеянном у тех, кто творил преступления? Появилось ли оно у их потомков? По­думайте над этими вопросами, почитайте литературу.

По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой на­ции есть группы, которые заинтересованы в утверждении осо­бых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета дру­гих. С такими группами вы, к сожалению, хорошо знакомы. Чем кончаются их притязания, надеемся, вы также хорошо пони­маете.

В одних странах такие группы нередко определяют основ­ное направление межнациональных отношений; в других - все­гда получают решительный отпор. Подумайте и вспомните из­вестные вам примеры различного отношения к проявлениям агрессивного национализма.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этничес­ких кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поис­ ке согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном раз­витии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспе- че цие прав и свобод личности, независимо от национальной при­надлежности, есть условие свободы любого народа.

Похожие публикации