Энциклопедия пожаробезопасности

Презентация на тему "земная поверхность нашего края". Поверхность нашего края Какая земная поверхность в нашем крае

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поверхность нашего края 4 класс

Рельеф Выпуклое изображение на плоскости. Строение земной поверхности.

Поверхность равнинная Когда бываешь за городом или селом, то вокруг видишь местность. Поверхность местности бывает разная. В одних местах на ней нет ни больших возвышенностей, ни глубоких понижений. Такую поверхность называют ровной или равниной. На некоторых равнинах можно наблюдать повышения. Это холмы. Равнину, на которой есть холмы, называют холмистой равниной.

Плоская равнина

Овраг И на холмистой и на плоской равнине бывают овраги. Часто овраги имеют крутые, отвесные склоны, тянутся в длину на несколько километров, достигая ширины и глубины несколько десятков метров. Нередко по дну оврагов текут ручьи. После сильных ливней и таяния снега ручьи становятся бурными, быстрыми и еще больше размывают овраг. Так овраг растет вширь и вглубь.

Изображение равнины на карте Равнины на картах изображают зеленым и желтым цветом. На территории России находятся две равнины: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

Поверхность гористая Вершины высоких гор часто покрыты сверкающими на солнце вечными льдами – ледниками. Нередко ледники имеют причудливую форму: то как шапка-ушанка, нахлобученная на голову скалы-великана; то как раскидистое дерево, протянувшее в сторону от ствола свои ледяные ветки. Склоны таких гор бывают крутыми, обрывистыми, а отдельные скалы, кажется, вот-вот сорвутся и полетят вниз, увлекая все за собой. Но нередко склоны таких гор покрыты пышными лесами.

Разновидность гор Бывают горы низкие, на которых почти нет ледников. Обычно на их склонах и вершинах растут разные растения. Нередки в горах одни лишь голые скалы либо каменистые россыпи. Горные реки и ручьи бурные, стремительные. Красивы в горах озера. Они невелики по размерам, но часто очень глубокие, с кристально чистой водой.

Изображение на карте Горы на картах изображают коричневым цветов. Чем выше горы, тем темнее их окраска на карте. На территории России находятся Кавказские горы, Уральские горы, Алтай.

Равнины и горы в жизни человека Человек по-разному использует различные формы поверхности. На равнинах люди распахивают землю, сеют хлеб, сажают овощи, разводят сады. Часть равнин занята лугами и пастбищами. На пастбищах пасут скот, на лугах заготавливают сено. Огромные территории равнин покрыты лесами. В лесах заготавливают древесину. На равнинах удобно строить дороги, города, поселки.

Пастбище на равнине

Равнины и горы в жизни человека Горы менее пригодны для использования человеком. Но и здесь, особенно в долинах, люди выращивают разные растения, а там, где хорошие луга, пасут домашних животных. в горах трудно прокладывать дороги: мешают крутые склоны, глубокие ущелья, обрывы. Шоссейные дороги, как правило, узкие. С одной стороны дороги может возвышаться гора, с другой – быть обрыв. Дороги в горах опасны для движения. Здесь от водителей требуется высокое мастерство. Железные дороги прокладывают в долинах. В самих горах для них строят тоннели.

Равнины и горы – прекрасное место для отдыха На равнинах и в горах немало санаториев, домов отдыха, туристических баз. Отдых в горах, особенно летом и зимой. Привлекает много людей. Горы влекут к себе удивительной красотой и необычностью.


Запиши основные сведения о поверхности своего края.

Мой город Москва лежит на холмистой равнине. Стоит на реке Москве, возвышаясь над нею на 30-35 метров. Город пересекают две реки: Обь и Москва-река. Кроме того, на территории Москвы находится ещё более 10 мелких рек, несколько озер и прудов. Поверхность столицы не однородна, она представлен невысокими холмами и низменными песчано-глиняно-известняковыми участками.
Наиболее высокие точки города расположены в юго-западной части, куда заходит Теплостанская возвышенность (максимальная высота - 255 метров), и в северо-западном районе (в районе Химкинского водохранилища), где простираются оконечности южного склона Московской возвышенности. Самые низкие участки городского рельефа находятся на востоке и юго-востоке столицы, куда заходят окраины Мещерской низменности.
Город окружен лесопарковым поясом, причем там ещё отчасти сохранилась естественная растительность. Здесь преобладают сосновые леса, произрастающие на песчаных почвах, встречаются также торфяные болота.
Особенности московского рельефа во многом обусловлены активной человеческой деятельностью: на протяжении многих веков местное население вносило изменения в окружающую природу, о чём свидетельствует наличие так называемого культурного слоя, состоящего из переработанного грунта и остатков старых фундаментов и мостовых, и достигающего в центральных районах города 10-20 метров.

С помощью учебника напиши определения.

Овраг - это углубление земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. Со временем овраг увеличивается.
Балка - это углубление земной поверхности с пологими, заросшими склонами.

Серёжа и Надя предлагают вам расшифровать условные знаки по теме урока. Объясните их смысл (устно). Отметьте в квадратиках знаком «-» то, что плохо, а знаком «+» отметьте то, что хорошо.

Если у вас есть идеи, как вы можете помочь охране поверхности своего края, обсудите их и сделайте это.

Заброшенные карьеры необходимо засыпать
- Высаживать деревья для укрепления склонов
- Вывозить строительный мусор
- Правильно проводить вспашку земель на склоне, только поперёк склонов, чтобы не образовывались овраги
- Закапывать маленькие рытвины, на их месте сеять траву

Земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воздух, растения и животных!

Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность своего края. Делать это нужно бережно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

1. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Среднесибирское... Ответ: Плоскогорье
4. Искусственная гора, созданная человеком из отходов промышленных разработок. Ответ: Террикон
7. Один из природных факторов, разрушительно влияющий на горные породы и почву. Ответ: Ветер
8. Возвышение, поднимающееся над поверхностью земли на высоту более 200 метров. Ответ: Гора

По вертикали:

1. Большой ровный участок земли, распаханный под посевы. Ответ: Поле
3. Место добычи неглубоко залегающих полезных ископаемых. Ответ: Карьер
5. Большая промоина, образующаяся в почве в результате сильных ливней. Ответ: Овраг
6. Углубление в земле с пологими, поросшими растениями склонами. Ответ: Балка

2. Заполни таблицу. Напиши, какими способами можно охранять и восстанавливать поверхность родного края.

Причины разрушения поверхности

Способы восстановления поверхности
Образование оврагов и балок Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.
Неправильная распашка земель Проводить распашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.
Свалки Сортировка и переработка мусора на специальных заводах. Буртование, высаживание растениями. Если обнаружите свалку необходимо сообщить об этом в общество охраны природы. Необходимо принимать участие в уборке мусора.
Заброшенные карьеры Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.

Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  2. Учить работать с картой.
  3. Развививать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: физическая карта области, фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края с востока на запад и с севера на юг.

2. Работа над новой темой

У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

Узнайте его!

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)

Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

Начинаем наше путешествие.

(Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной).

Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?

(Мы остановились на Восточно – Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета).

Попытаемся открыть тайну желтых пятен (просмотр слайдов).

Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности)

Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности).

Да. Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».

А сейчас держим путь к столице нашей Родины. (Солнышко закрепляется над Москвой).

В европейской части России, в междуречье Оки и Волги, мы видим яркий кружок – так обозначена столица России – Москва. Вокруг Москвы расположена Московская область. Ее границы показаны желтым цветом.

Расположена Московская область очень удобно - в центре сухопутных и речных дорог, которые идут с севера на юг и с запада на восток. Москва является не только столицей России, но и главным городом, областным центром Московской области.

Московская область занимает площадь 4700 квадратных километров. Это больше, чем территория таких европейских государств, как Бельгия, Дания или Голландия. Граничит Московская область с семью областями.

Ребята, посмотрите на карту Московской области, покажите и назовите эти семь областей. (Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Тверская области).

Ребята, рассмотрите карту и определите, какие формы поверхности есть в крае, как они называются.

(Солнышко закрепляется на северо-западной части Московской области).

Дети:

Поверхность Московской области в основном равнинная и является частью Восточно-Европейской холмистой равнины. Наиболее высокая, холмистая часть Московской области – северо-западная и западная. Здесь находится Смоленско-Московс кая холмистая равнина, возвышенность. На этой возвышенности холмы как бы образуют цепь, гряду. На территории Московской области эта гряда называется Клинско - Дмитровской.

Ребята, я хочу дополнить.

Действительно Московская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Север области занимает заболоченная Верхневолжская низменность. К югу от нее находится холмистая Смоленско-Московская возвышенность. Здесь, около г. Уваровки расположена высшая точка области (310 м над уровнем моря) . Северо-западный край этой возвышенности известен под названием Клинско-Дмитровской гряды. Реки, берущие начало к северу от нее, впадают в Волгу, а те, что начинаются южнее - в Оку (за исключением Яхромы).

Ребята, где расположилось наше солнышко? (Наше солнышко расположилось на юге нашей области ).

Пользуясь шкалой высот определите, какие формы поверхности находятся к югу. Как они называются?

Дети:

Юго-западную и южную части области занимает слабовсхолмленная Москворецко - Окская равнина, на которой выделяется небольшая возвышенность - Теплостанская.

Вы сказали, что юго – западную часть Подмосковья занимает Москворецко - Окская равнина. К ней относится Теплостанская возвышенность, на которой расположена самая высокая точка Москвы – 253 м.

Ребята, Наше солнышко расположилось?(на северо- востоке). Какая же поверхность на этом участке области?

Дети:

Север и восток области занимают плоские равнины. На востоке эта равнина сильно заболочена и является частью Мещёрской низменности, Мещёры.



Река Клязьма во Владимирской Мещёре у г. Петушки

Молодцы, ребята! Все верно вы сказали. Мне хочется добавить только то, что Мещёрская низменность, Мещёра – представляет собой обширную равнину, расположенную в Центральном федеральном округе, занимающую восточную часть Московской области, южную – Владимирской и северную – Рязанской областей. По этому различают: Подмосковную Мещёру, Владимирскую Мещёру и Рязанскую Мещёру. На севере низменности высота над уровнем моря составляет 120 – 130 метров, понижаясь до 80 – 100 метров в южной части низменности. По центру низменности от города Егорьевска до города Касимова тянется небольшая возвышенность, сложенная песками и суглинками - Мещёрский хребет, его средняя высота около 140 м и максимальная – 171,8 м (г. Арюшина у села Савинское Орехово - Зуевского района).

3. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.

4. Продолжение новой темы

Поверхность Московской области сложена в основном песками и глиной. Эти вещества легко размываются водой. Поэтому всюду на территории нашей области немало оврагов. А как образуются овраги? (Ответы детей).

Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству, поэтому люди ведут борьбу с оврагами.

Назовите несколько методов борьбы с оврагами.


Парамоновский овраг

Оврагов очень много в нашей области. Один овраг расположен в нашем районе, возле реки Клязмы на территории г. Королев.

А какая поверхность г. Москвы? Посмотрите на карту Москвы (по большей части поверхность плоская).

Правильно. Большая часть плоская, сильно заболоченная равнина. Обширные и особо топкие болота занимали всю восточную часть Москвы. На месте современных площадей Театральной и Революции находилось болото «Поганый брод». Сильно заболоченной была территория современного ВВЦ. Лишь южная часть Москвы представляет собой холмистую Теплостанскую равнину, которая ближе к центру переходит в Воробьевы горы. Но это не настоящие горы, а одно из самых высоких мест Москвы. Распространенное мнение, что Москва стоит на семи холмах, не совсем точно. Это всего лишь возвышенные, крутые берега рек. Например, Боровицкий и Ваганьковский (на нём расположено здание Российской Государственной публичной библиотеки - дом Пашкова) холмы находятся над рекой Москвой, Таганский – над Яузой, Трехгорный – над рекой Пресней.

5. Закрепление

  1. Что такое равнина?
  2. Какая равнина изображена на этой схеме?
  3. Назовите причины появления оврага.
  4. Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (предлагаю рассмотреть фотографии пустырей, заброшенных карьеров).

6. Подведение итогов

  1. О чем мы узнали сегодня на уроке?
  2. Что мы называем родным краем?
  3. Где находится наша область?
  4. Какова поверхность нашей области?
  5. Какой вред приносит овраг людям?

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «овраг», «балка».

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

«овраг», «балка».

Подготовка к усвоению нового материала

По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

Изучение нового материала

Ты уже знаешь, что на равнинах встречают-ся овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустар-никами, деревьями. Овраг перестаёт увеличи-ваться. Так он превращается в балку. Балка — это углубление с пологими, поросшими растени-ями склонами.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют по-верхность в вашем крае?

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воз-духа и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную зем-лю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств ис-пытываешь горечь и обиду. Например, у забро-шенного карьера. Когда-то здесь добывали пе-сок, глину или уголь. Теперь карьер — рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и би-тые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой строй ке, нарушили закон, который запрещает выбра-сывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам по-сле первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, ма-ленькие рытвины закапывают и на этом мес-те сеют траву. Поперёк небольшого оврага ста-вят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кус-тарники.

Правильная и неправильная распашка склонов

Вы тоже можете участвовать в охране поверх-ности своего края. Обследуйте вместе со взрос-лыми окрестности города, села. Если обнару-жите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в об-щество охраны природы. Примите участие в убор-ке мусора, в борьбе с оврагами

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воз-дух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый приро-де в этих случаях? Как это сделать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о поверхности своего края. 2. Как используют поверхность в вашем крае? 3. Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут при-нять школьники?

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных иско-паемых, выросли горы — терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добы-вая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы — пустую породу — в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что лю-ди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пы-ли, которая загрязняет воздух. Бывает, что тер-риконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их вы-равнивают, привозят почву и высаживают расте-ния. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно ис-чезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

Терриконы

Вывод

Занимаясь хозяйством, люди используют по- . верхность своего края. Делать это нужно бе-режно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: овраг, балка.

2.Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участ-ка (холма, оврага, горного хребта).

3.Если в вашей местности есть овраг, рас-спроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, что-бы остановить его рост. Подумай, чем ты мо-жешь помочь взрослым.

Киров : Тайны Земли Вятской

Вятские овраги

Раздерихинский овраг

Сокровища Вятки - Подчуршинское городище

Древние отвалы и терриконы Башкирии

Планета Земля гигантский выработанный карьер?

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Похожие публикации