Энциклопедия пожаробезопасности

Какие краски использованы в грановитой палате

Путеводитель по архитектурным стилям

Для строительства здания пригласили не только русских зодчих, но и итальянских архитекторов - Алевиза Фрязина, Марко Фрязина, Пьетро Антонио Солари. Грановитой палату назвали из-за облицовки фасада граненым камнем. Такая обработка была характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Ее называли также «бриллиантовым рустом». Поэтому по стилю Грановитая палата похожа на итальянское палаццо.

Внутри здания огромный зал площадью 495 м 2 . Долгое время это был самый большой парадный зал Москвы. Интерьеры украшает резьба и позолота. Причем убранство Грановитой палаты несколько раз менялось: сначала были росписи на библейские темы, затем алое сукно, а потом иконопись.

Снаружи вход в Грановитую палату запирает Золотая решетка. По легенде, ее отлили из медных денег, изъятых из обращения после Медного бунта. На самом деле решетка железная, но расписана красками и позолочена.

Также к палате примыкают сени с «тайником». Там царица и ее приближенные, которым было запрещено присутствовать на приемах, могли наблюдать за происходящим.

С Красного крыльца Грановитой палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском соборе.

А в 1682 году разъяренная толпа требовала сюда царицу Наталью Нарышкину и ее детей Петра и Ивана для расправы над неугодными боярами.

В Советское время Красное крыльцо Грановитой палаты разобрали. На его месте появилась Депутатская столовая Верховного совета. А в 2004 году на восстановленном крыльце, следуя древним традициям, Президент РФ Владимир Путин принимал парад по случаю своей инаугурации.

Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены 2 двуглавых орла, а на пролетах перил - львы. К крыльцу ведет Красная лестница в 43 ступени.

Льва называют «Царем зверей». Во многих верованиях это символ высшей божественной силы, власти, величия и мощи. С образом льва связывают храбрость, доблесть, благородство, гордость, справедливость. А львица является символом материнства и воплощением сладострастия. Поэтому в архитектуре часто используют львов в роли стража. Это, например, львиные статуи, «охраняющие» вход. А в Россию львы «пришли» из Италии.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1487 год
Окончание строительства: 1491 год
Архитектор: М. Руффо, П. Солари
Координаты: 55°45"02.1"N 37°37"00.8"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Вид Грановитой палаты с Соборной площади

Грановитая палата: история

Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг . В это время Москва , объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.

В 1491 г. на Соборной площади , слева от Успенского собора началось возведение нового светского здания - Большой палаты. В последствие она была переименована в Грановитую, что связано с наружной обработкой фасада граненым камнем. Подобная отделка была характерна для итальянского архитектурного стиля эпохи Возрождения. Располагалось здание перед приемным покоем Кремлевского дворца. Вблизи была выстроена Средняя палата и Верхнее крыльцо. На крыльце сходилось три лестницы, именуемые Красным крыльцом, Золотой решеткой и Благовещенской папертью.

Красное крыльцо

Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.

И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В. В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.

Южный фасад здания

Через 10 лет случился пожар, разрушивший дворцовые здания. Повреждения палаты были достаточно сильными. Восстанавливали здание при князе Голицыне. Работами по восстановлению в 1684 г. руководил Осип Старцев знаменитый московский зодчий.

Он заново реставрировал дворец. Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.

Вид Красного крыльца со стороны Колокольня Ивана Великого

При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.

Грановитая палата - достойный памятник русской архитектуры

Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи . На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата. Представляет она собой большой торжественный зал. Особую красоту ему добавляет система крестовых сводов. Эти своды опираются на центральный столб. Зал поражает своими размерами: площадь составляет 495 кв. м, высота 9 м. Днем его освещает солнечный свет из 18 окон, расположенных с трех сторон.

Святые сени, южная сторона

В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы. Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда».

Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один портал.

Интерьер палаты

  • Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;
  • Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.

Грановитая палата сегодня

После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.

Интерьер палаты

В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками. Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.

Вконтакте

Построена в 1487–91 гг. по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Древний дворец

Изначально называлась Большая палата.

Построена на месте древней гридницы (столовой).

Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы).

На Верхнее крыльцо с площади вели три лестницы:

  • у стены Большой палаты (ныне называется Красное крыльцо);
  • средняя лестница (с конца XVII века называлась Золотая лестница, или Золотая решётка);
  • Паперть Благовещенского собора.

Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты.

shakko , CC BY-SA 3.0

Средняя палата с 1517 г. называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 г. Столовая палата была разобрана.

Роспись палаты

В XVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками.

В 1668 в. роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей, что случилось в 1672 г. по указанию царя Алексея Михайловича.


polikliet , CC BY-SA 3.0

При Петре I роспись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми на нём золотыми двуглавыми орлами. Такой вид палата сохраняла до 1881 г., когда её роспись была возобновлена палехскими иконописцами братьями Белоусовыми, в соответствии с описью Симона Ушакова.

Перестройки палаты

Грановитая палата была переделана в 1684 г. архитектором Осипом Старцевым.

Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой; была устроена тайная смотрильная палатка.

Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места, где стоял трон.


Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) , Public Domain

В окне была вставлена смотрильная решётка, которая завешивалась занавеской. В это окно царицы и царевны наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов.

При строительстве в 1838-49 гг. Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени оно соединилось с Владимирским залом.

События

Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца.


Ivan Makarov , Public Domain

В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 г.), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 г.).

Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 г. В 1930 г. лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 г. снова восстановлена.

Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха (площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва.

По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Кровля верхней площадки в виде бочки.

Шатёр нижней площадки был установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась.

Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII в. её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась позолоченной железной решеткой.

Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул.

Современность

В XXI в. Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 г. Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х.


shakko , CC BY-SA 3.0

В ходе реставрации были воссозданы наборный паркет и ковёр, а также восстановлена обивка мебели, не реставрировавшейся с XIX в.

Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов.

Фотогалерея






Полезная информация

Грановитая палата
Большая палата
Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку».

Стоимость посещения

Вы можете приобрести билеты на самостоятельное посещение Кремля и его музеев в кассовых павильонах, расположенных в Александровском саду, (выход из метро Библиотека имени Ленина, по переходу - к Александровскому саду).

Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 16:30.
взрослый: 350 руб.
российские школьники, студенты, пенсионеры, иностранные школьники и студенты (при предъявлении соответствующих документов): 100 руб.
семейный билет (по сб, вс и праздничным дням родителям с детьми, на каждого члена семьи (не более 2-х взрослых и 2-х детей в возрасте до 16 лет): 100 руб.

Часы работы

  • внешний осмотр
  • Территория Московского Кремля и его музеи открыты для посещения ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:00 часов.

Адрес и контакты

Как проехать

Станции метро:
"Боровицкая", "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская", "Театральная", "Площадь революции", "Охотный ряд".
Ближайшие из них станции метро - "Боровицкая" и "Библиотека им. Ленина".

Годы

Статус Объект культурного наследия РФ № 7710353029 Координаты : 55°45′01″ с. ш. 37°37′00″ в. д.  /  55.75028° с. ш. 37.61667° в. д.  / 55.75028; 37.61667 (G) (Я)

См. также

  • Владычная палата (Великий Новгород)

Напишите отзыв о статье "Грановитая палата"

Примечания

Литература

  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. - Л. , .
  • Иван Забелин . Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - Москва: Издательство Транзиткнига, 2005. ISBN 5-9578-2773-8

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Грановитая палата

Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.

На протяжении многих веков Кремль был и продолжает оставаться символом российской государственности. Ведь именно в нем принимались важнейшие для государства решения, отмечались наиболее значимые победы, вершились человеческие судьбы. Вряд ли найдется человек, даже совсем равнодушный к истории, который откажется пройтись под старинными сводами, чтобы на миг прикоснуться к истории России.

Московский Кремль. Перестройка

Первые постройки на территории современного Кремля появились еще в 12 веке, однако были по большей части деревянными. Но уже при Дмитрии Донском началось интенсивное возведение каменных стен и строений, для чего широко использовался местный камень светлого оттенка. Именно отсюда и пошло часто употребляемое и по нынешний день название Москва Белокаменная.

Основательно за перестройку Кремля взялся Иван Великий, сумевший собрать воедино разрозненные славянские княжества и стать во главе централизованного государства. В первую очередь в Москве был воздвигнут величественный Успенский собор, следом - Ризоположенская церковь и Благовещенский собор, построены новые прочные Кремлевские стены и башни.

Вполне естественным стало дальнейшее строительство Великокняжеского дворца. Ведь чтобы подчеркнуть могущество, власть и богатство своего княжества, его правителю была необходима достойная резиденция. Так, в Москву прибыли гениальные итальянские зодчие Марко Руффо (Фрязин) и Антонио Солари. Строительство дворца было начато в 1485 году и длилось со значительными перерывами почти 30 лет.

Большая палата. Итальянское зодчество в Москве

К нашему времени из всего дворцового ансамбля сохранилась только Грановитая палата. Ее строительство было закончено в 1491 году, в то время она получила название Большая палата. Наружный фасад здания, сооруженного из красного кирпича, снизу доверху был облицован четырехгранным известняком, что впечатляло русский народ и стало причиной «говорящего» наименования. Сдержанные пропорции, высокий потолок, кубическая форма свидетельствуют о благородстве и достоинстве. Для европейских государств эти архитектурные решения давно стали традиционными. И по сегодняшний день они отлично сохранились во многих городах Италии, Франции, Германии.

Грановитая палата Московского Кремля удачно сочетает в себе веяния эпохи Возрождения и исконно русские традиции. Несмотря на то что здание официально признается русским памятником итальянской архитектуры, форма перекрытий и центральная опора являлись традиционными для эпохи Киевской Руси.

Грандиозный размах строительства

Грановитая палата и сегодня поражает своими великолепием и грандиозностью. Ее площадь составляет без малого 500 метров. Солнечный свет беспрепятственно попадает в помещение через 18 окон. По вечерам достаточное освещение обеспечивалось четырьмя массивными светильниками, свисающими с потолка. Своды и стены помещения богато украшены росписью на библейские темы. До наших дней сохранился перечень материалов, которыми отделана Грановитая палата.

Для строительства 90 опытным мастерам потребовалось не менее 100 тысяч листов лучшего сусального золота, 200 аршин выбеленного холста и невероятное количество природных красок. Центральная колонна была украшена лепниной в виде растительного и животного орнамента и огорожена покрытой золотом решеткой. Трон располагался у восточной стены.

Архитектурные особенности

Попасть в Палату можно было только поднявшись по Красной, Средней или Благовещенской лестницам. Красная состояла из четырех пролетов и была предназначена исключительно для выхода царственных особ. Большую часть времени вход на лестницу преграждала расписанная золотом кованая решетка. Изначально Красная лестница была крытой, крышу ее украшали массивные самодержавные орлы. Однако во время одного из пожаров она сгорела и больше не восстанавливалась. В 17 веке лестничные площадки были украшены львами, символизирующими нерушимость царской власти.

Иностранные послы, купцы и бояре попадали в палату по другим лестницам - Средней и Благовещенской, последняя предназначалась исключительно для посетителей-христиан. Все они вели на Верхнее красное крыльцо, оттуда - в Святые сени, а затем - в государевы покои. Именно в Святых сенях все приглашенные к государю на аудиенцию ожидали своей очереди. Их стены были украшены фресками с сюжетами из Священного писания.

Тайная комната

Над ними было устроено тайное помещение для прекрасных представительниц царской семьи. Согласно нерушимым традициям, женщины были лишены права присутствовать на официальных приемах и праздничных пирах. Дабы сделать их жизнь немного интереснее и дать княжнам и царевнам возможность удовлетворить свое любопытство, в обитой войлоком комнате была установлена «смотрильная решетка». Завешенная тончайшим шелком, она позволяла наблюдать за происходящим действом и при этом оставаться вдали от взоров государевых гостей.

Предназначение

На протяжении многих столетий Грановитая палата служила тронным залом дворца Великого князя, а затем и российских царей. В ней принимались иноземные послы, проводились земские соборы, устраивались пиры в честь громких побед, длившиеся по многу часов. На пиршестве каждый приглашенный занимал определенное место, чем знатнее был гость, чем более значимым был его чин, тем ближе было его место к правителю. Чем более значимым был визит, тем более помпезно проводился прием. Количество золотой и серебряной посуды, украшенной драгоценными камнями, поражало воображение гостей и часто упоминалось в отчетах иностранных послов.

Стиль оформления в разные периоды

Свой внешний вид Грановитая палата в Кремле меняла несколько раз. Изначально и потолочные своды, и стены были покрыты уникальной росписью. Южный свод был украшен библейскими сюжетами на тему сотворения мира, центральная часть символично отображала деление Земли между сыновьями Ноя и деление Руси сыновьями князя Владимира. На восточном своде перед взорами гостей представал Иисус Христос. В руки библейских пророков были вложены свитки с мудрыми изречениями. Трон окружали изображения реальных исторических персонажей.

Почти 200 лет хранила Грановитая палата в Москве свой первозданный вид. Однако время не щадит никого и ничего. Здание состарилось, краски поблекли и осыпались. Внешний вид хором потерял былую роскошь. В начале 1967 года царь Алексей Михайлович отдал приказ отремонтировать ее и восстановить имеющиеся фрески как можно более точно. За дело взялся Симон Ушаков, известнейший иконописец того времени. Он не только восстановил испорченные временем росписи, но и сделал их опись, которая неоднократно помогала потомкам в проведении реставрационных работ.

Однако следующий российский самодержец Петр Первый счел фрески несовременными, повелел забелить их и обтянуть изысканными тканями. Зал использовался для постановки спектаклей и прочих развлекательных мероприятий. Павел I повелел оббить стены лучшим бархатом. Лишь в 1882 году Грановитая палата Московского Кремля восстановила свой изначальный вид. По эскизам Симона Ушакова отец и сын Белоусовы заново расписали помещение, придав ему изначальный торжественный вид.

Последняя реставрация

Последние реставрационные работы завершились совсем недавно - в 2012 году. Поистине огромен масштаб реконструкций, которым подверглась Грановитая палата. Экскурсия, длящаяся более часа, позволяет ее участникам мгновенно перенестись в 17 век.

Современные реставраторы вновь воспользовались описями Симона Ушакова и полностью восстановили интерьер того времени. Для реставрации мебели, к которой не прикасались с 19 века, привлекались опытнейшие английские специалисты. Только в Англии нашлась небольшая фабрика, выпускающая особую ткань с золотыми нитями. В экспозиции палаты представлен 51 отреставрированный уникальный экспонат. Во время проведения работ было найдено более 3000 уникальных предметов, среди которых золотая брошь, переданная в Оружейную палату.

Посещение исторического памятника. Цены и условия

В настоящее время в состав представительских помещений резиденции Президента России включена и Грановитая палата.

Режим работы этого памятника культурного наследия не является регулярным. Здесь проводятся приемы официальных иностранных делегаций, организуются протокольные обеды для гостей высочайшего уровня. Поэтому не является удивительным, что любая экскурсия согласовывается с комендатурой Кремля и планируется на многие месяцы вперед.

Каждому экскурсанту с собой необходимо иметь действительный паспорт, для лиц, не имеющих документов, останется лишь несбывшейся мечтой Грановитая палата Московского Кремля.

Цены на ее посещение значительно выше, чем в другие Кремлевские музеи. Так, посещение Оружейной палаты самостоятельно обходится туристам в 700 рублей, в составе экскурсионной группы - 1100 рублей. Знакомство с архитектурой Соборной площадью стоит 500 рублей, в сопровождении опытного гида - 900. Грановитая палата, цены на посещение которой в различных экскурсионных бюро начинаются с 4500 рублей, подлежит осмотру только в составе организованных групп. И для каждого посетителя Грановитой палаты эта достаточно внушительная сумма кажется вполне адекватной за возможность прикоснуться к древней истории и величию России.

Похожие публикации