Энциклопедия пожаробезопасности

Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4). Развивающая игра — Все наоборот (игра в антонимы) Антонимы для детей 4 лет

подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;

Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

Уточнение лексического значений слов;

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.

При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.

При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.

Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.

Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

  1. Осень
  1. Весна

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

  1. Зима
  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

  1. Лето
  1. Дикие животные.
  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

  1. Домашние животные.
  1. Сад. Фрукты. Ягоды.
  • Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

  1. Птицы.
  1. Овощи. Огород.
  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

  1. Транспорт Город
  1. Мебель
  • Закончи предложения
    Стул твердый, а диван (мягкий).
    На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

  1. Дом.

старый - новый
прочный - ветхий
старинный - современный
многоэтажный - одноэтажный

наружный - внутренний

порядок - беспорядок
уют - запущенность
чистота - грязь
строить - разрушать
забивать - выдергивать
прибить - оторвать
высоко - низко
внутри - снаружи
красиво - некрасиво

  • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый - построили.

Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.

  1. Одежда Обувь.
  1. Посуда. Продукты питания.
  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.

  1. Семья.
  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

  1. Мое тело. Человек.
  • Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).


Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Игра возможна в двух вариантах:

1 вариант. Вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение.

Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров: маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д.

Возможно ребенку будет трудно подбирать слова, которые он редко использует в своей речи. В таком случае напомните эти слова и старайтесь чаще использовать их в процессе общения. Используйте эту игру для того, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и его представление о разнообразии окружающего мира, присутствии в нем противоположных явлений.

2 вариант. Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.

Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().

В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.

Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.

Что же такое антоним

Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:

это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».

Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:

Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:

Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .

Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.

К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».

И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».

Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся

Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:

Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:

Примеры различных антонимов

Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.

Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:

Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.

Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».

Антонимы в русских пословицах

Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.

Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».

Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».

Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».

А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Семантика как раздел лингвистики Импонировать - что это (значение слова) Что такое шипперить и кто такой шиппер Что такое мейнстрим простыми словами Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать Сленг - что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов Что изучает морфология (раздел грамматики) - предмет изучения и основные понятия Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни
Что такое респект и что значит это слово при общении в интернете Архаизмы - это язык наших предков

Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

Краткий словарь антонимов:

аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный

Похожие публикации