Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4). Развивающая игра — Все наоборот (игра в антонимы) Антонимы для детей 4 лет
подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;
Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
Уточнение лексического значений слов;
Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.
При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.
Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.
Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
- Осень
- Весна
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
- Зима
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
- Лето
- Дикие животные.
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
- Домашние животные.
- Сад. Фрукты. Ягоды.
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
- Птицы.
- Овощи. Огород.
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
- Транспорт Город
- Мебель
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
- Дом.
старый - новый наружный - внутренний | порядок - беспорядок |
- Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый - построили.
Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.
- Одежда Обувь.
- Посуда. Продукты питания.
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.
- Семья.
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
- Мое тело. Человек.
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).
Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Игра возможна в двух вариантах:
1 вариант. Вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение.
Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров: маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д.
Возможно ребенку будет трудно подбирать слова, которые он редко использует в своей речи. В таком случае напомните эти слова и старайтесь чаще использовать их в процессе общения. Используйте эту игру для того, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и его представление о разнообразии окружающего мира, присутствии в нем противоположных явлений.
2 вариант. Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.
Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().
В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.
Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.
Что же такое антоним
Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:
это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».
Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:
Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:
Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .
Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.
К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».
И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».
Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся
Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:
Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:
Примеры различных антонимов
Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.
Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:
Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.
Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».
Антонимы в русских пословицах
Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.
Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».
Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».
Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».
А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Семантика как раздел лингвистики
Импонировать - что это (значение слова)
Что такое шипперить и кто такой шиппер
Что такое мейнстрим простыми словами
Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать
Сленг - что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов
Что изучает морфология (раздел грамматики) - предмет изучения и основные понятия
Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни
Что такое респект и что значит это слово при общении в интернете
Архаизмы - это язык наших предков
Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.
Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.
Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.
Виды и примеры антонимов в русском языке
Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.
Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.
Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.
Контекстные антонимы: примеры и определениеКонтекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.
О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.
Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.
Краткий словарь антонимов:
аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный