Энциклопедия пожаробезопасности

Материал о бактериях. Виды бактерий: вредные и полезные. Бактерии разных форм

Невероятные факты

Одна только мысль о том, что триллионы бактерий живут на нашей коже и в нашем теле наводит на некоторых жуть.

"Но так, как человек не может прожить без углерода, азота, защиты от заболеваний, он также не может жить без бактерий ", - рассказывает микробиолог и автор книги "Союзники и враги: как мир зависит от бактерий" Анна Макзулак (Anne Maczulak).

Большинство людей узнают о бактериях только в контексте определенных заболеваний, что естественным образом сказывается на человеческом негативном отношении к ним. "Сейчас самое время подумать о том, как они помогают нам, потому что это очень сложный, многоступенчатый процесс", - добавила Макзулак.

Крошечные властелины

В почве и океане бактерии – это основные игроки, принимающие активное участие в разложении органического вещества и круговороте химических элементов, таких как углерод и азот, которые необходимы для жизни человека. В связи с тем, что растения и животные не могут создавать некоторые из молекул азота, мы должны жить, при этом почвенные бактерии и цианобактерии (сине-зеленые водоросли) играют абсолютно незаменимую роль в превращении атмосферного азота в те формы азота, которые растения могут поглощать, тем самым, создавая аминокислоты и нуклеиновые кислоты, которые, в свою очередь, являются строительными блоками ДНК. Мы питаемся растительной пищей и тем самым пожинаем плоды всего этого процесса.

Бактерии также играют роль в циркуляции и другого не менее важного компонента для жизни человека. Это вода. За последние годы ученым университета Луизианы удалось обнаружить доказательства того, что бактерии являются основной составной частью многих, если не большинства крошечных частиц, которые провоцируют в облаках создание снега и дождя.

Бактерии и человеческое тело

На человеческом теле и внутри него бактерии играют не менее важную роль. При работе пищеварительной системы, они помогают нам в переваривании пищи, так как мы не в состоянии это делать самостоятельно. "Мы получаем намного больше полезных веществ из пищи, которую употребляем именно благодаря бактериям", - отмечает Макзулак.

Бактерии, находящиеся в пищеварительной системе, предоставляют нам необходимые витамины, такие, как биотин и витамин К, а также являются нашими главными источниками питательных веществ. Эксперименты, проводимые на морских свинках, показали, что животные, выращенные в стерильных условиях без бактерий, постоянно недоедали и умирали молодыми.

Согласно Макзулак, бактерии, находящиеся на поверхности кожи (около 200 видов у обычного здорового человека, по данным исследователей из университета Нью-Йорка), активно контактируют друг с другом, обеспечивая тем самым нормальную работу организма. Также важно отметить, что как внешние, так и внутренние бактерии, оказывают огромное воздействие на формирование и развитие иммунной системы.

Как утверждает микробиолог из университета штата Колорадо Джеральд Каллахан (Gerald Callahan), от активности как полезных, так и вредных бактерий – это именно то, от чего в последствии зависит как отреагирует иммунная система на патогенные изменения в организме. Исследование, опубликованное в медицинском журнале New England Journal, также подтвердило, что дети, которые растут в условиях, защищенных от бактерий, имеют более высокий риск развития астмы и аллергии.

Но все же это не означает, что полезные бактерии не могут быть опасными. Как говорит Макзулак, обычно, полезные и вредные бактерии – это нечто взаимоисключающее. Но иногда ситуация оборачивается совсем по-другому. "Бактерия стафилококка является ярким тому примером, потому что ее дом обитания – это вся наша кожа", - объясняет Макзулак. Целые колонии золотистого стафилококка, живущие, к примеру, на нашей руке, могут спокойно сосуществовать с человеком без ущерба для здоровья, но стоит вам только порезаться или каким-либо другим способом скомпрометировать вашу иммунную систему, то бактерии тут же могут начать буйствовать, тем самым, вызвав развитие инфекции.

Количество бактерий в организме человека превышает количество клеток человека в 10 раз. "Это немного жутко, но это поможет нам представить, какую роль играют эти организмы".

Проверка домашнего задания 33 с с с. 148 Каждая бактерия делится на две в течение 1 минуты. В начальный момент имеется одна бактерия. Составьте блок-схему алгоритма вычисления количества бактерий через 10 минут. Исполните алгоритм, фиксируя каждый его шаг в таблице значений переменных. алг деление бактерии нач f:= 1 нц для i от 1 до 10 f:= f * 2 кц вывод f кон начало конец f:= 1 f:= f * 2 i = 1, 10 f список данных i, f - цел


Проверка домашнего задания 33 с с с. 148 начало конец f:= 1 f:= f * 2 i = 1, 10 f список данных i, f - цел Шаги алгоритма if Вывод


КОНСТРУИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ Урок 31 По данной теме урок 10 Классная работа






Последовательное построение алгоритма Упрощение команд постановки задачи Задача разбивается на более простые части Решение каждой части задачи формулируется в отдельной команде (предписании) Предписания, выходящие за пределы возможностей исполнителя, представляют в виде более простых команд Не могу решить поставленную задачу!?


Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот Робот находится в некоторой клетке горизонтального коридора. Ни одна из клеток коридора не закрашена. Робот должен закрасить все клетки этого коридора и вернуться в исходное положение.
















Алгоритм вычисления степени y = a x, где x - целое число, a 0. 1 при x = 0 a x при x >0, y = при x 0, y = при x 0, y = при x 0, y = при x 0, y = при x
Блок-схема решения задачи: Начало y да нет st (a, x, y) a, x x = 0 y:= 1 Конец x > 0 st (1/a, x, y) да нет 0 st (1/a, x, y) да нет"> 0 st (1/a, x, y) да нет"> 0 st (1/a, x, y) да нет" title="Блок-схема решения задачи: Начало y да нет st (a, x, y) a, x x = 0 y:= 1 Конец x > 0 st (1/a, x, y) да нет"> title="Блок-схема решения задачи: Начало y да нет st (a, x, y) a, x x = 0 y:= 1 Конец x > 0 st (1/a, x, y) да нет">


Формальные параметры используются при описании алгоритма. Фактические параметры - те величины, для которых будет исполнен вспомогательный алгоритм. Типы, количество и порядок следования формальных и фактических параметров должны совпадать. Формальные и фактические параметры




Пример. Алгоритм вычисления степени с натуральным показателем n для любого вещественного числа а, представленный в виде рекурсивного алгоритма Рекурсивный алгоритм Начало a, n st (a, n-1,y) y:=a*y y Конец Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным.


Снежинка Коха Пример. Рассмотрим алгоритм построения геометрической фигуры, которая называется снежинкой Коха. Шаг процедуры построения состоит в замене средней трети каждого из имеющихся отрезков двумя новыми той же длины. С каждым шагом фигура становится всё причудливее. Граница снежинки Коха - положение кривой после выполнения бесконечного числа шагов. Начальное положение Первый шаг Второй шаг Третий шаг
Самое главное Метод последовательного построения алгоритма: исходная задача разбивается на несколько частей, каждая из которых проще всей задачи, и решение каждой части формулируется в отдельной команде; если получаются команды, выходящие за пределы возможностей исполнителя, то они представляются в виде совокупности ещё более простых предписаний; процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю. Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма. Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным.


Вопросы и задания Почему при решении сложной задачи затруднительно сразу конкретизировать все необходимые действия? В чём заключается метод последовательного уточнения при построении алгоритма? Какая связь между методом последовательного построения алгоритма и такими процессами, как написание сочинения или подготовка к многодневному туристическому походу? Известен рост каждого из N учеников 9А класса и М учеников 9Б класса. Опишите укрупнёнными блоками алгоритм сравнения среднего роста учеников этих классов. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены. Последняя закрашенная клетка может примыкать к стене. Составьте алгоритм, который закрашивает клетки выше и ниже каждой закрашенной клетки. Проверьте работу алгоритма в следующих случаях: * * Для чего нужны вспомогательные алгоритмы? Опишите процесс выполнения команды вызова вспомогательного алгоритма в основном алгоритме. Сталкивались ли вы с идеей формальных и фактических параметров при изучении математики и физики? Приведите пример. Какие алгоритмы называют рекурсивными? Приведите пример рекурсии из жизни. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки. *** а бв


Опорный конспект Метод последовательного построения алгоритма - один из основных методов конструирования алгоритмов. Упрощение команд постановки задачи Задачу разбивают на более простые Решение каждой части задачи формулируют в отдельной команде Предписания, выходящие за пределы возможностей исполнителя, представляют в виде более простых команд Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.

Совокупность бактерий, населяющих человеческий организм, имеет общее название – микробиота. В нормальной, здоровой микрофлоре человека насчитывается несколько миллионов бактерий. Каждая из них играет важную роль для нормального функционирования человеческого тела.

При отсутствии какого-либо вида полезных бактерий человек начинает заболевать, нарушается работа ЖКТ, дыхательных путей. Полезные бактерии для человека концентрируются на коже, в кишечнике, на слизистых оболочках тела. Количество микроорганизмов регулируется с помощью иммунной системы.

В норме, тело человека содержит как полезную, так и патогенную микрофлору. Бактерия бывает полезная и патогенная.

Полезных бактерий намного больше. Они составляют 99% от общего числа микроорганизмов.

При таком положении соблюдается необходимый баланс.

Среди разных видов бактерий, обитающих на теле человека можно выделить:

  • бифидобактерии;
  • лактобактерии;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка.

Бифидобактерии


Этот вид микроорганизмов самый распространённый, участвует в процессе выработки молочной кислоты и ацетата. Он создаёт кислую среду, этим самым нейтрализует большинство болезнетворных микробов. Патогенная флора перестаёт развиваться и вызывать процессы гниения и брожения.

Бифидобактерии играют важную роль в жизни ребёнка, так как именно они отвечают за наличие аллергической реакции на какие-либо пищевые продукты. Кроме того они оказывают антиоксидантное действие, предотвращают развитие опухолей.

Синтез витамина С не обходится без участия бифидобактерий. К тому же, есть информация, что бифидобактерии помогают усваиваться витаминам D и B, которые необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности. При наличии дефицита бифидобактерий даже приём синтетических витаминов этой группы не принесёт никакого результата.

Лактобактерии


Эта группа микроорганизмов также важна для здоровья человека. Благодаря их взаимодействию с другими обитателями кишечника блокируется рост и развитие патогенных микроорганизмов, подавляются возбудители кишечных инфекций.

Лактобактерии участвуют в образовании молочной кислоты, лизоцина, бактериоцинов. Это отличная помощь иммунной системе. Если в кишечнике есть дефицит этих бактерий, то очень быстро развивается дисбактериоз.

Лактобактерии заселяют не только кишечник, но и слизистые. Так эти микроорганизмы важны для женского здоровья. Они поддерживают кислотность среды влагалища, не допускают развития бактериального вагиноза.

Кишечная палочка


Не все виды кишечной палочки являются болезнетворными. Большинство из них наоборот выполняют защитную функцию. Полезность рода кишечная палочка состоит в синтезе коцилина, который активно противостоит основной массе патогенной микрофлоры.

Данные бактерии полезны для синтеза разных групп витаминов, фолиевой и никотиновой кислоты. Нельзя недооценивать их роль для здоровья. Например, фолиевая кислота необходима для производства красных кровяных телец и поддержания нормального уровня гемоглобина.

Энтерококки


Этот вид микроорганизмов заселяет кишечник человека сразу после рождения.

Они помогают усваиваться сахарозе. Обитая в основном в тонком кишечнике, они, как и другие полезные не патогенные бактерии обеспечивают защиту от чрезмерного размножения вредоносных элементов. В то же время, энтерококки относятся к условно безопасным бактериям.

Если они начинают превышать допустимые нормы, развиваются разные бактериальные заболевания. Список болезней очень большой. Начиная от кишечных инфекций, заканчивая менингококковой.

Положительное влияние бактерий на организм


Полезные свойства не патогенных бактерий очень многообразно. До тех пор пока существует баланс между обитателями кишечника и слизистых, организм человека нормально функционирует.

Большинство бактерий участвует в процессах синтеза и расщепления витаминов. Без их присутствия витамины группы В не усваиваются кишечником, что приводит к нарушениям со стороны нервной системы, заболеваниям кожи, понижению гемоглобина.

Основная масса не переваренных компонентов пищи, достигших толстого кишечника, расщепляется именно благодаря бактериям. Кроме того, микроорганизмами обеспечивается постоянство водно-солевого обмена. Более половины всей микрофлоры участвует в регуляции всасывания жирных кислот, гормонов.

Микрофлора кишечника формирует местный иммунитет. Именно здесь происходит уничтожение основной массы патогенных организмов, блокируется вредоносный микроб.

Соответственно, люди не ощущают вздутия и метеоризма. Увеличение лимфоцитов провоцирует активные фагоциты для борьбы с врагом, стимулируют продуцирование иммуноглобулина А.

Полезные не патогенные микроорганизмы положительно влияют на стенки тонкого и толстого кишечника. Они поддерживают там постоянный уровень кислотности, стимулируют лимфоидный аппарат, эпителий становится устойчивым к разным канцерогенам.

Перистальтика кишечника также во многом зависит от того, какие бывают микроорганизмы в нём. Подавление процессов гниения и брожения – одна из основных задач бифидобактерий. Многие микроорганизмы долгие годы развиваются в симбиозе с болезнетворными бактериями, тем самым, контролируя их.

Биохимические реакции, которые постоянно происходят с бактериями, выделяют много тепловой энергии, поддерживая общий тепловой баланс организма. Питаются микроорганизмы не переваренными остатками.

Дисбактериоз


Дисбактериоз – это изменение количественного и качественного состава бактерий в организме человека. При этом полезные организмы погибают, а вредоносные активно размножаются.

Дисбактериоз затрагивает не только кишечник, но и слизистые (может быть дисбактериоз ротовой полости, влагалища). В анализах будут превалировать названия: стрептококк, стафилококк, микрококк.

В нормальном состоянии полезные бактерии регулируют развитие патогенной микрофлоры. Кожные покровы, органы дыхания обычно находятся под надёжной защитой. Когда нарушается баланс человек ощущает следующие симптомы: метеоризм кишечника, вздутие, боли в животе, расстройство.

Позже может начаться снижение веса, анемия, авитаминоз. Со стороны половой системы наблюдаются обильные выделения, часто сопровождающиеся неприятным запахом. На коже появляются раздражения, шероховатости, трещинки. Дисбактериоз побочное действие после приёма антибиотиков.

При обнаружении подобных симптомов нужно обязательно обратиться к врачу, который назначит комплекс мероприятий по восстановлению нормальной микрофлоры. Часто для этого требуется приём пробиотиков.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Всю свою жизнь микробиолог Лин Маргулис (1938-2011) пыталась доказать, что мир микроорганизмов влияет на внутреннюю биосферу - мир живых существ - гораздо больше, чем констатируют ученые

Недавно группа ученых со всего мира провела и проанализировала сотни исследований (большинство - за прошлое десятилетие), касающихся сферы взаимодействий «животное - бактерия», и доказала, что выводы Маргулис были верны. Полученные результаты стали поворотным пунктом, после которого ученые будут вынуждены пересмотреть некоторые фундаментальные понятия в сфере взаимоотношений бактерий и других форм жизни.

Сама идея проекта зародилась тогда, когда несколько ученых самостоятельно пришли к осознанию важности бактерий во многих сферах деятельности. Например, профессор биологии из Университета Гавайев в Маноа Майкл Хэдвилд многие годы занимался изучением метаморфоз морских животных. Он обнаружил, что определенный вид бактерий способствует тому, чтобы личинки червей оседали на определенные места на морском дне и чтобы впоследствии именно на этих территориях они развивались во взрослые особи и жили всю свою жизнь.

Бактерии вокруг нас

В целом легко понять, почему бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых появившихся на Земле видов (они появились примерно 3,8 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей. В древе жизни бактерии занимают одно из трех главных ответвлений, два других - это археи и эукариоты, животные относятся к последним. Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле - и на дне океана, и даже в нашем кишечнике, - у бактерий все же есть нечто общее. Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером (несколько микрометров) и состоят из одной-двух безъядерных клеток.

Безусловно, ученые уже многие годы учитывают, что животные служат своеобразным «домом», местом обитания для бактерий: в частности, они живут в желудке, во рту или на коже. Последние же исследования еще ярче показали, насколько многочисленны бактерии. Было выявлено, что в наших телах клеток бактерий в 10 раз больше, чем собственно человеческих клеток (однако общий вес бактерий составляет менее полуфунта, так как их клетки значительно меньше человеческих). В то время как одни бактерии просто живут бок о бок с животными, не пытаясь взаимодействовать с ними, другие бактерии достаточно активно вступают во взаимодействие. Мы часто говорим, что бактерии являются своеобразными зародышами, или патогенами, болезней, в частности, таких, как туберкулез, бубонная чума и стафилококк. Однако бактерии выполняют и много нужных нам функций, и последние исследования показали, что фактически жизнь без бактерий была бы совсем иной.

«Истинное число видов бактерий ошеломляюще огромно. Примите во внимание последние открытые виды в высоких слоях атмосферы и в камне глубоко под морским дном, - рассказывает Хэдвилд. - К их числу добавьте виды бактерий, которые способны обитать во всех возможных средах, от выгребных ям до горячих источников, а также тех, которые способны обитать практически в любом живом организме. Таким образом, количество видов, вызывающих болезни, невелико в соотношении с их основной массой. Я подозреваю, что количество полезных и необходимых живым организмам бактерий также невелико, а их основная масса по отношению к живым существам просто нейтральна. Однако я также убежден в том, что количество полезных видов превышает количество патогенных».


Процент человеческого генома, который сформировался в серии стадий эволюции. 37% человеческих генов произошли от бактерий, 28% эукариоты, 16% звери, 13% позвоночные, 6% приматы. Фото с сайта pnas.org

Происхождение животных и коэволюция

Опираясь на последние исследования, можно даже предположить, что именно бактерии стали причиной появления на Земле многоклеточных организмов (примерно 1-2 триллиона лет назад) и животных (примерно 700 миллионов лет назад). Однако такой подход пока вызывает интенсивные споры и признан не всеми учеными.

Сыграв свою роль в появлении животных, бактерии продолжали принимать участие и в процессе их эволюции, или, правильнее сказать, коэволюции - совместной эволюции живых организмов и бактерий. Это четко видно на примере развития у млекопитающих эндотермии - способности поддерживать постоянную температуру на уровне примерно 40ºС (100 градусов по Фаренгейту) с помощью метаболизма. И это - как раз та температура, при которой бактерии млекопитающих максимально эффективно производят энергию и снижают потребность организма в пище. Данное открытие определило, что именно бактерии стали причиной появления у животных эндотермии.


Бактерии в микробиоматерии животного, например, в пищеварительном тракте, во рту и на коже, сообщаются между собой и обмениваются сигналами с системами органов животного. Фото с сайта pnas.org

Сигналы бактерий

Свидетельства прочного союза животных и бактерий присутствуют в геномах обоих видов. Исследователи подсчитали, что около 37% генов человека имеют гомологи с бактериями и археями; это значит, что гены бактерий и архей произошли от общего предка. Многие из этих генов способны обмениваться информацией друг с другом, а значит, они в состоянии влиять на развитие друг друга. Исследовательская группа под руководством Хэдфилда открыла, что взаимное бактериальное сигнализирование играет важную роль в стимулировании метаморфозы у некоторых морских беспозвоночных, личинок; в этих случаях бактерии производят сигналы, «рассказывающие» о конкретных экологических факторах.

Другие исследования показали, что бактериальное сигнализирование влияет на нормальное развитие мозга у млекопитающих, на репродуктивное поведение как позвоночных, так и беспозвоночных.

Разрыв бактериальных сигнальных путей может привести к таким заболеваниям, как диабет, воспаление кишечника, а также к инфекционным заболеваниям.

В кишечнике

Испокон веков бактерии играли важную роль в питании животных, помогая им переваривать пищу. Возможно, они также влияли и на развитие других близлежащих органов и систем, таких как дыхательная и мочеполовая системы. Кроме того, эволюция животных и бактерий, вероятно, шла параллельно и приводила к специализации последних. Например, 90% видов бактерий, встречающихся в кишечнике термитов, не встречаются больше нигде. Это значит, что при вымирании одного вида животных вымирает и определенное количество видов бактерий.

Ученые обнаружили, что бактерии в кишечнике человека адаптируются к изменению диеты. Например, у большинства американцев кишечные бактерии адаптированы для переваривания пищи с высоким содержанием жиров, в то время как бактерии сельского населения в Венесуэле больше расположены к разрушению сложных углеводов, а у отдельных японцев даже есть бактерии, способные переваривать водоросли.


Насекомое (1 мм), живущее под лесным пологом (10 м), демонстрирует многократные взаимодействия бактерии-животного. Бактерия (1 микрометр), проживающая в пищеварительном тракте животного (0.1 мм), важна для усвоения питательных веществ в процессе питания насекомого, которые часто составляют большую часть животной биомассы под пологом леса. Фото с сайта pnas.org

Общая картина

В целом новейшие исследования показали, что бактерии и животный мир тесно связаны между собой, они способны повлиять на здоровье и благополучие друг друга. На основании полученных данных исследователи приходят к выводу, что подобные взаимодействия должны существовать и между другими видами, такими как археи, грибы, растения и животные. Предположения Маргулис сегодня подтверждены, и ученые предлагают в корне изменить подход к биологическим наукам и, возможно, даже их изложение в школьных учебниках.

В свете последних открытий планируется провести и ряд исследований бактерий в сфере их взаимодействия с человеком. Ученые надеются, что в конечном итоге результаты исследований позволят развить междисциплинарное сотрудничество между учеными и инженерами разных областей, что позволит изучать микроорганизмы во все новых и новых ракурсах.

>>Бактерии, их строение и жизнедеятельность


1 - плесневый гриб; 1 - строчок; 3, 4 - накипные лишайники; $ - пармелия на стволе березы; 6 - трутовик сернисто-желтый

§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии . Особенно много бактерий в почве . В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классных комнатах после проветривания до начала урока бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же комнатах после уроков. В воздухе высоко в горах бактерий мало, а воздух на улицах больших городов содержит множество бактерий.

Чтобы познакомиться с особенностями строения бактерий, рассмотрим микропрепарат сенной палочки. Каждая такая бактерия - всего одна палочковидная клетка с тонкой оболочкой и цитоплазмой . Типичного ядра в цитоплазме нет. Ядерное вещество у большинства бактерий рассеяно в цитоплазме. Строение других бактерий сходно со строением сенной палочки.

Громадное большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет. Форма бактерий различна. Есть бактерии в виде шариков; есть палочковидные формы бактерий - к ним относится и сенная палочка; бывают бактерии изогнутые и похожие на спирали 185.

Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. Многие бактерии соединяются в цепочки, или группы, образуя огромные скопления в виде пленок. Часть бактерий могут образовывать споры. При этом содержимое клетки , сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой, пристают к предметам. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий - это приспособления к выживанию бактерий в неблагоприятных условиях.

Условия жизни бактерий разнообразны . Одни из них живут и размножаются только при доступе воздуха, другие не нуждаются в нем. Большинство видов бактерий питается готовыми органическими веществами, так как они не имеют хлорофилла. Лишь очень немногие способны создавать органические вещества из неорганических. Это - сине-зеленые, или цианобактерии. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли (см. с. 225).

Попадая в благоприятные для развития условия, бактерия делится, образуя две дочерние клетки; у некоторых бактерий деления повторяются через каждые 20 минут и возникают все новые и новые поколения бактерий. Чтобы уничтожить бактерии и их споры, на них действуют паром при температуре 120 °С в течение 20 минут.

Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 30 минут, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибнет.

Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20-25 градусов тепла. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность воды покроется пленкой из бактерий.

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Похожие публикации