Энциклопедия пожаробезопасности

Что является религией. Какие существуют виды религии. Религия и мораль

К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация - дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно изучить и понять основные типы религиозных систем прошлого, остановившись более подробно на действующих ныне религиозных системах. Поэтому ясно, что в настоящей главе понятие «религия» привязано к одной из религиозных систем, традиционно существовавших, и/или существующих поныне. В первую очередь принято разделение на современные религии и отмершие.

· Современные религии это те, которые, зародившись в разные исторические эпохи, существуют поныне. Сюда относятся не только широко известные крупные религиозные системы, но и появившиеся за последние десятилетия новые религиозные движения.

· Отмершие религии это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли. Многие из них оставили после себя память в виде остатков храмов, гробниц, фрагментов религиозной литературы, легенд, мифов…

Следующий тип классификации религий традиционно исповедует так называемый «принцип происхождения ». Согласно этому принципу религии делятся на две группы: естественные и религии откровения .

· Естественные религии это те, которые возникли без вмешательства пророков, либо обожествлённых личностей путём естественного развития людей в соответствующей их проживанию географической нише в определённое время. Во всяком случае в истории возникновения таких религий не зафиксировано вмешательство Бога через «пророков», либо обожествлённых личностей, оставивших за собой какие-либо письменные источники. К таким религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть «национальных» религий.

· Религии откровения всегда связаны с личностью основателя и фактом «сверхъестественного откровения, либо озарения». История знает много основателей религий. Особо известны такие религии откровения (озарения) как зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Говоря об основателях религии имеют в виду, что один человек (именем которого часто называют религию), сыграл решающую роль в консолидации людей на предложенную им веру. В становлении практически всех религий откровения (озарения) можно выделить схожие этапы:

Появление вдохновленного с высших духовных иерархий Мирозданья основоположника.

Его устные проповеди в разных местах скопления людей.

Формирование вокруг «учителя» (как обычно называют основоположника) группы учеников, поверивших его проповедям и рассказам.

Совместная жизнь группы учеников и учителя, связанных простыми взаимоотношениями и религиозными практиками.

Уход учителя в мир иной и реорганизация группы учеников, поскольку никто из них не смог подняться до уровня учителя, и тем более превзойти его.

После реорганизации и ухода учителя в мир иной группа учеников становится первой религиозной общиной.

Установление религиозного культа, основанного на том, что запомнили члены общины, бывшие ученики - период формирования вероучительной доктрины.

Понимание необходимости установления организационной дисциплины для дальнейшего распространения религии во избежании расколов и разногласий - формирование церкви.

Развитие, письменное оформление и канонизация вероучительной доктрины; формулировка основных положений веры и культа.

Создание эффективных средств защита канонов, веры и культа для дальнейшего распространения вероучения.

Следующий тип классификации религиозных систем - согласно их духовной централизации . Религии могут быть:

· Политеистическими - от поли (много) и греческого theos - Бог, многобожие. В таких религиях принято поклонение и почитание большого пантеона «богов», либо богообразных существ, наделённых сверхъестественными силами.

· Монотеистическими - от моно (единица ) и греческого theos - Бог, единобожие . В таких религиях вера основана на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

Наименее значимая классификация, которая применяется к религиозным системам следующая:

· По географии распространения.

· По правовому статусу (поддерживаются или не поддерживаются государством и его законодательством ).

· По государственному статусу (религия государственного статуса; религия, статус которой не закреплён как государственная; религия национальных меньшинств… ).

· По количественному составу верующих и сочувствующих.

Важна также классификация религиозных систем по степени охвата. Здесь можно выделить следующие типы религий:

· Родоплеменные религии - в основном это ранние, первобытные формы, которые ещё существуют и в наши дни. Данный тип религии тесно связан с жизнью определённого рода или племени, выражает основные стереотипы их жизни. Функционирует в пределах одного рода или племени.

· Этнические и национально-государственные - религии, которые распространены в границах определённого государства и/или у определённых народов (индуизм, зороастризм…)

· Мировые религии - религии, которые широко распространены во многих регионах мировой цивилизации, не локализованы границами государства и/или народа (буддизм, христианство, ислам).

· Новые религиозные движения - религиозные течения, которые считаются не традиционными.

Примечания:

4 Экзегетика (от греческого exegetikos - разъясняющий), то же, что герменевтика.

Герменевтика (от греческого hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов.

42 Пантеон - слово, употребляемое в многобожии, когда надо выразить множественное число объектов сверхъестественного поклонения (в основном - богов). Происходит от латинского Pantheon, и от греческого Pantheion - место, посвященное всем богам.

Религия как форма мировоззрения. Слово «религия» происходит от латинского religio - святыня, набожность, благочестие. Религия – это особая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Такая вера – основной признак и элемент любой религии. Главным стержнем религиозного мировоззрения является представление о сакральном (от лат. sacri – священный) мире и о возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия.

В религии вырабатывается определенная картина мира, а также нормы, ценности, идеалы. Они определяют отношение верующего человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Усваивая религиозное мировоззрение, человек надеется обрести глубинный смысл жизни.

Структура и функции религии. Религия включает в себя свод священных преданий, определенные нормы и правила поведения, обряды, культовые действия, а также объединения верующих людей (церковь, религиозная община). Основы религиозных представлений о мире, как правило, записаны в священных текстах. Эти тексты, по убеждению верующих людей, либо продиктованы непосредственно Богом, либо написаны людьми, достигшими, с точки зрения данной религии, высшего уровня духовного развития.

В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, а совершение религиозных обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было и профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться люди, специально подготовленные и предназначенные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы и др. Появились и религиозные организации, в рамках которых служители культа становятся во главе верующих.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Важнейшая из них – мировоззренческая . С ней тесно связана регулятивная функция . С помощью определенных ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осуществляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение.

Интегративная функция . Религия дает человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Религия укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации. Из истории вы знаете, что это противопоставление порой служило источником конфликтов (между христианами и мусульманами, между католиками и протестантами и т. д.).

Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например, христианство, способствовали развитию письменности, образования, формировали особые жанры искусства. Так, мы не можем представить западноевропейскую культуру без ценностей католицизма и протестантизма; русская культура у нас ассоциируется прежде всего с православием.

Виды религий. В современном мире существует множество религий. Ученые подразделяют их на политеистеческие (от греч. poly – много, и theos – бог), которым свойственна вера во множество богов, и монотеистеческие (от греч. monos – единственный и theos – бог), которые признают одного всемогущего Бога. По сфере своего распространения религии делятся на мировые и национальные.

Мировыми религиями называют те религии, которые распространились среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью является космополитизм (от греческого kosmopolites – гражданин мира), ставящий единство веры выше политического или национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от их цвета кожи, национальности, социального положения. Именно это позволило мировым религиям перешагнуть рамки какой-то одной нации. Все мировые религии обещают верующему человеку справедливое к нему отношение, но только в ином, потустороннем мире и в зависимости от его благочестия в земном мире.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Он возник в VI–V вв. до н.э. в Индии и был первоначально скорее философским, нежели религиозным учением. Впоследствии он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. По легенде основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутама, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости).

По учению буддизма, после смерти человека происходит его перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой . Конечной целью добродетельной жизни является уподобление Будде и погружение в нирвану , т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. В буддизме есть различные течения, которые объединяет особое внимание к нравственным проблемам жизни человека, а также своеобразная веротерпимость.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Она появилась в I в. н.э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, подвергавшихся гонениям со стороны властей, к началу IV в. христианство превратилось в мощное течение, завоевав господствующее положение в Риме, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а затем во всей Европе.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной , и Западной, которая именуется Римско-католической . В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм. Его разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

Христианское вероучение основывается на Священном писании и Священном предании. В качестве Священного писания выступает Библия, которая состоит их двух книг – Ветхого завета и Нового завета. Священное предание – это сочинения наиболее известных богословов, которых принято называть «отцами церкви». Их сочинения были признаны важной частью церковной традиции. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божьем), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть в искупление людей от первородного греха.

Христианство принесло с собой новые нравственные принципы – идеи всеобъемлющей любви, сострадания и др. «Золотое правило» нравственности запечатлено в Новом Завете: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7:12). Христианство оказало влияние на развитие западноевропейской и русской культуры, на становление мировоззрения, нравственных, социальных, семейных ценностей многих народов.

Ислам – самая «молодая» из мировых религий. Он возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама является Мухаммед (570-632), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее святилище – Кааба со священным «черным камнем», к которому мусульмане всего мира совершают паломничество.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди Мухаммеда наизусть, был составлен Коран – священная книга ислама. Позднее был создан сборник преданий – Сунна , в котором говорится о поступках и изречениях пророка. На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Большинство современных мусульман – сунниты, которые, наряду с Кораном признают Сунну. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда и духовными руководителями мусульман только двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда – Али и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы – Алидов. Кроме этих течений, в исламе образовалось множество других направлений.

Национальные религии – это религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. К современным национальным религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и некоторые другие.

Важным явлением в современной религиозной жизни человечества стало распространение нетрадиционных религий. Иное их название – «неокульты». Это общее обозначение новых религиозных объединений, которые противопоставляют себя господствующим религиям, традиционным для той или иной страны. Их отличительной чертой является попытка синтеза идей, культа, обрядов, заимствованных из разных религий. Возникновение нетрадиционных религиозных культов стало ответом на изменившиеся условия жизни современного общества. Ускорение темпов социально-экономического развития, разрушение привычного уклада жизни, расширение культурных контактов обусловили поиск новых форм духовной общности людей, видоизменение религиозных учений и культовой практики.

Особую группу среди нетрадиционных религиозных культов составляют деструктивные культы . Такие организации есть и в Беларуси. Их деятельность, вероучение, культовая практика официально признаны противоречащими законодательству Республики Беларусь.

Веротерпимость и свобода совести. Веротерпимость – это свобода каждого человека исповедовать свою веру, а значит уважительное отношение к представителям других вероисповеданий. Веротерпимым является то государство, которое не стесняет верующих в отправлении обрядов.

С принципом веротерпимости связан мировоззренческий принцип свободы совести. Свобода совести означает самостоятельность человека в выборе, верить ли ему в Бога или быть атеистом, отвергать религиозную веру. Свобода совести включает в себя свободу вероисповедания, т.е. право быть последователем какой-либо религии, выбирать или менять свою веру. Она тaкжe означает право создавать религиозные объединения и управлять ими в соответствии c положениями своей веры, собираться вмecтe для обучения и богослужения, распространять религиозные взгляды пocpeдcтвoм литературы, публичной проповеди или чepeз средства массовой информации, если эта деятельность не противоречит закону. Принцип свободы совести закреплен в таком важном международном правовом и политическом акте, как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

Статья 16 Конституции Республики Беларусь гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, вредит здоровью и нравственности».

Вопросы и задания.

1. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

2. Охарактеризуйте функции религии. Какие из них, на ваш взгляд, является самыми важными в жизни современного общества? Свое мнение аргументируйте.

3. Приведите примеры выполнения религией ее культуротворческой функции.

4. В чем состоит основное отличие национальных религий от мировых?

5. Каковы основные характеристики нетрадиционных религий? Чем можно объяснить их распространение в современном мире?

6. К каким последствиям, на ваш взгляд, приводят отступления от принципа свободы совести?

§ 10. Философия

Отличительны особенности философского мировоззрения. Слово «философия » происходит от греческих слов fileo (любить, иметь склонность к чему - то) и sofia (мудрость, проницательность). Знаменитый словарь Даля говорит нам, что философия – это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины и добра.

Из материалов курса «Обществоведение», изученных в 9 классе, вы уже знаете о том, что такое мировоззрение и какую роль оно играет в жизни людей. Напомним, что мировоззрение – это обобщенное понимание человеком самого себя, своего места в мире, своего призвания и долга. Философия вырабатывает системы понятий, с помощью которых можно объяснить, что лежит в основе жизни человека и общества и как мы получаем знания о мире.

Обыденное, жизненно-практическое мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Оно формируется стихийно, как бы само собой под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека. Философское же мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой. Разработка такого мировоззрения требует большой подготовки и творческих усилий.

Использование строгих понятий, логичность, последовательность, доказательность философских рассуждений сближают философию с наукой и выражают ее отличие от религии и мифа. Религиозно-мифологическое мировоззрение основано не на доказательствах, а на вере и внушении, не на мышлении с помощью строгих понятий, а на воображении. Как и наука, философия недогматична, все ее положения требуют критического рассмотрения. Однако отличительная особенность философских положений и выводов состоит в том, что они имеют предельно общий характер и не допускают прямой проверки с помощью опыта, как это делается в экспериментальных науках.

Философские учения всегда имеют определенного автора. У мифов, как известно, нет автора. Миф – это плод коллективного сознания. В религии, как правило, утверждается, что источником вероучения является сам Бог. Философская же идея всегда кем-то сформулирована и обоснована, т.е. имеет вполне человеческое происхождение. Конечно, каждый автор высказывает идеи, характерные для той эпохи, в которой он живет. Но именно он их формулирует, выражает в виде системы философских категорий.

Социально-историческая обусловленность философских учений . Каждая историческая эпоха порождает свои философские идеи, которые вплетены в общую ткань культуры этой эпохи, отражают ее проблемы.

Европейская философская традиция зародилась в Древней Греции. Древние греки прежде всего поставили вопрос: «Из чего все произошло?», или «Что является первоначалом всего существующего?» Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, его постановка определялась стремлением лучше понять окружающий нас мир, его основу. Древнегреческая философия была созерцательной , не связанной с повседневной деятельностью. Это, однако, позволило античным философам сформировать теоретические вопросы мировоззрения и выработать некоторые варианты ответа на них. Теоретичность, незаинтересованность в непосредственной практической полезности знаний характеризует тип греческого мудреца-философа. Такой тип философии сложился не случайно. Античная экономика была основана на использовании труда рабов. Тяжелый физический труд был уделом раба, свободные же граждане могли заниматься решением вопросов жизни своего города-государства, а также развитием собственной личности, приобщением к знаниям и размышлениями о мире в целом.

В Средние века характер философской мысли кардинально меняется. В условиях безраздельного господства религиозного мировоззрения философия становится «служанкой теологии». Напомним, что теология – это религиозное учение о Боге. Если античные мыслители искали истину, то для средневековых мыслителей истина уже была дана в готовом виде. Она заключалась в Священном писании (Библии). Поэтому задача философа состояла не в самостоятельном поиске истины, а в истолковывании истин, открытых людям Богом. Античные вопросы о первоначале мира, об устройстве космоса, о человеке и обществе заменяются иными – о соотношении веры и разума, о доказательстве бытия Бога.

В эпоху Возрождения принципом мировоззрения становится идея гуманизма. Человек теперь не просто познает самого себя и окружающий мир, он как бы творит самого себя, осознает себя творцом и хозяином своей судьбы.

В Новое время, в эпоху развития капитализма, наука становится производительной силой, и главной проблемой философии выступает обоснование возможности и путей достижения правильного познаниямира. Возникает знаменитый спор между сторонниками эмпирического (основанного на опыте) и рационального (основанного на мышлении) познания. Строгий эксперимент, точные измерения и теоретические обобщения фактов, использующие математику, становятся той базой, на которой строится новая европейская наука. В этот период возникают целостные философские системы, которые стремятся объяснить всю окружающую действительность и процессы ее познания, исходя из какой-то определенной мировоззренческой позиции. Возникают известные и поныне идеалистические учения Гегеля и Шопенгауэра, материалистическая философия Маркса, теория познания и этическая концепция Канта. Преобладающей в этот период является идея общественного прогресса, который связывают либо с успехами человеческого разума, развитием науки, либо с развитием материального производства, которое тоже опирается на приращение знаний о мире.

Вместе с тем в связи с усложнением общественной жизни в середине XIX века и с появлением кризисных явлений в культуре изменяется и характер философии. На смену безграничной вере в разум приходит стремление к переоценке всех ценностей; возникает недоверие к разуму, или иррационализм. В ХХ в., в эпоху мировых войн, социальных катастроф широкое распространение получает философия экзистенциализма (от лат. «exsistere» – существовать), которая концентрирует внимание на переживании человеком своего существования. Мир здесь мыслится чуждым и враждебным человеку. Возникают и другие направления философской мысли, отражающие сложность и противоречивость современной общественной жизни. Их изучение и самостоятельное осмысление помогает людям ответственно отнестись к выбору собственной жизненной позиции.

Основные проблемы философии . Философия – это теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия (такие понятия называются категориями ) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики. Всякое мировоззрение решает вопрос об отношении человека и мира. Для того чтобы можно было определенным образом решить его, нужно, во-первых, выяснить, что мы понимаем под миром, какова основа мирового бытия, во-вторых, что такое человек по своей сущности и, в-третьих, как осуществляется познание человеком мира.

Первый вопрос – это вопрос о сущности бытия . Два противоположных его решения предлагаются материализмом и идеализмом. Философы-материалисты считают, что подлинная реальность – это материя, понимаемая как все то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и вообще познанию. Философы-идеалисты, наоборот, считают, что подлинная, глубинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна.

Второй вопрос – вопрос о человеке – решается по разному в зависимости от того, как мы понимаем первоначало бытия, поскольку от этого зависит и выбор главных характеристик человека. Так, идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты же стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Эти объяснения они выстраивают, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека.

В решении третьего вопроса – о познании мира – выделяется прежде всего позиция агностицизма (от греч. agnostos – непознаваемый), утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Однако большинство философов признают и доказывают познаваемость мира. Тех из них, которые утверждают главную роль чувственного опыта в человеческом познании, называют сторонниками эмпиризма . К рационалистам же относят тех философов, которые утверждают ведущую роль разума, мышления в познании.

Роль философии в духовной жизни общества и личности . Занимаясь повседневными делами, люди постоянно сталкиваются с мировоззренческими вопросами. Но далеко не всегда им удается самостоятельно осмыслить всю их глубину и сложность, понять, что решение этих вопросов во многом зависит от занимаемой жизненной позиции и выражает ее. Задача философии состоит в том, чтобы прояснить и представить в системах четких понятий основные типы таких позиций и подходов к решению мировоззренческих проблем.

Философ обычно говорит и пишет от своего имени, он излагает и обосновывает свои взгляды. Но если его теория заинтересовала других людей и они увидели в ней ясное и последовательное выражение того, о чем думали и они, то, значит, в ней он выразил не только свою собственную мировоззренческую позицию, но и взгляды, интересы более или менее широкой общности людей. Материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм – это некоторые из основных философских позиций, убеждений. За ними всегда стоят особенности жизненного опыта, характер деятельности определенных людей, сформировавшиеся у этих людей подходы к решению теоретических и практических проблем.

Философы четко формулируют то, о чем люди только догадывались, строили смутные предположения. Благодаря четкости формулировки определенной философской позиции ее можно сравнивать с другими позициями, выяснять их сильные и слабые стороны. Можно, конечно, просто отбрасывать те взгляды, с которыми я лично не согласен, но это будет совсем не по-философски. Философия ведь требует доказательств и обоснований. Значит, она учит уважительно и внимательно относиться к взглядам и убеждениям других людей. А если мы научимся лучше понимать других людей, то мы сможем понять и то, что наши собственные убеждения тоже в чем-то односторонни и не учитывают некоторые важные, заслуживающие внимания моменты.

Поэтому изучение философии побуждает нас расширять мировоззренческий кругозор, преодолевать собственную ограниченность и стремиться согласовать свою жизненную позицию с установками, убеждениями, интересами других людей. Все это делает нас духовно богаче; мы становимся более самокритичными, более терпимыми и внимательными к конструктивному разнообразию мировоззренческих убеждений. Не случайно философия буквально означает любовь к мудрости, а мудрость предполагает не только обширные знания, но и глубокое понимание жизни, умение выделить самое главное и отсеять все второстепенное, случайное и наносное.

Культура философского мышления очень важна и для каждого отдельного человека, и для общества в целом. От нее во многом зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Действенность этого согласия означает, что если мы путем дискуссий, разностороннего обсуждения пришли к определенному решению, то мы уже должны обязательно его выполнять, поскольку это наше собственное решение. Теоретические мировоззренческие дискуссии могут иметь огромное практическое значение, ибо они проясняют базовые ценности нашей жизни и помогают достичь обоснованности и согласованности действий в решении практических проблем.

Теоретические философские исследования важны также и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, совершенствуют понятийный аппарат нашего мышления, помогают рождению новых научных идей. В свою очередь все основополагающие научные открытия имеют выдающееся философско-мировоззренческое значение.

Вопросы и задания.

1. В чем состоит отличие философского мировоззрения от обыденного?

2. Какие выделяются основные этапы в развитии европейской философии? Где она зародилась?

3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного и мифологического?

4. Какие основные проблемы решает философия?

5. В чем состоит различие между материализмом и идеализмом?

6. Можно ли надеяться на то, что все философы выработают единую мировоззренческую позицию?

Религий в современном мире существует множество. Условно их делят на три группы: племенные, национальные и мировые.

Племенными религиями считаются культы, которые распространены в рамках определенной племенной общности. Это наиболее древняя форма религии.

В настоящее время они сохранились в ряде районов Азии, Африки, Океании и, как всякая религия, выполняют социально-политические функции. Профессиональные служители племенных религий: шаманы, жрецы, колдуны всячески охраняют существующий в племени порядок, освящают власть племенных вождей, обожествляют их.

Национальные религии сформировались в более поздний период. Их отличительной чертой является национально-государственный характер. На смену родоплеменной раздробленности приходят государства с. крепкой централизованной властью. С возникновением классового общества формы верований постепенно меняются. По образу и подобию земного владыки в религии постепенно выделяется главный небесный повелитель - бог, который в некоторых случаях вытесняет другие божества полностью или частично («понижая» их в ранг святых, ангелов, демонов и т. д.). Примером может служить трансформация иудаизма из племенной религии в национальную. Зачатки иудейской религии появились во II тысячелетии до н. э. среди евреев, живущих на территории Палестины. Среди многих еврейских племен происходил процесс консолидации, приведший к объединению их вокруг сильного иудейского племени и возникновению государства. Бог Яхве, созданный религиозной фантазией племени Иуды, становится со временем богом всех еврейских племен, национальным богом.

Национальными религиями являются также конфуцианство, индуизм, синтоизм.

К мировым современным религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Мировые религии отличает межнациональный характер. Они распространены в разных странах, на разных континентах, их исповедуют люди, говорящие на разных языках.

Возникновение мировых религий связано с важнейшими историческими событиями, поворотами и потрясениями в жизни народов.

Древнейшая из мировых религий - буддизм; Он зародился в VI в. до н. э. на обломках племенных связей, долгое время господствовавших в Древней Индии, как религиозная идеология, отражавшая недовольство широких масс населения существовавшим кастовым строем и процесс быстрого развития рабовладения.

Христианство возникло в I в. н. э. как идеологическое выражение острого кризиса рабовладельческого строя Римской империи.

Ислам (или мусульманство) сложился в VII в. и. э. в связи с распадом родовых отношений у арабских племен и формированием классовых обществ. Будучи самой молодой мировой религией, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - иудаизма и христианства.

Появление мировых религий, их особенности и отличие друг от друга - результат закономерного процесса развития классового общества, государств и контактов между ними. Каждая из них складывалась в определенной исторической среде, в конкретных социально-экономических условиях.

Литература:
Крывелев И. История религии. М., Мысль, 1975.
Научный атеизм. М., Политиздат, 1975.
Токарев С. Религия в истории народов мира М. Политиздат, 1976.

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения, организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа.

4. Дать определение религиозному переживанию. Как проявляется религиозное начало. Молитва.

На основе религиозной веры возникают религиозные переживания. Их интенсивность, насыщенность, полнота во многом зависят от психического склада личности, способности к воображению, фантазии. У одних верующих даже при отправлении культа переживания бедны. У других людей переживания имеют сугубо духовный характер и схожи с таковыми при восприятии поэзии, музыки, живописи. И лишь у третьих проявляется чувственное видение сверхъестественного. Именно в различных проявлениях мистической интуиции: галлюцинациях, экзальтациях и т. п. видел источник религии французский философ А.Бергсон.

Стержнем религиозного переживания является интуиция (отлат. intuitio - пристальное, внимательное всматривание, созерцание), которая характеризуется постижением истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. И.Кант различал дискурсивную, логическую ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (т. е. эстетическую, чувственную), приобретенную с помощью видения. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность пути, ведущего к ее результату.

Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:

Видение - «внутреннее зрение разума», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями, часто принимаемое как «откровение» из другого мира.

Прозрение - внезапное просветление мысли; проникновение в сущность чего-либо, предвидение.

Озарение - внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь.

Благоговение - внезапное чувство подавленности, обычно связанное с красотой, величественностью необычного природного или искусственного объекта или того, что воспринимается как сверхъестественное.

Экстаз - исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Во время экстаза, по утверждению восточных и христианских мистиков совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога.

Страх - безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх-тоска. Страх Божий, благочестие как боязнь греха.

Моли́тва - обращение к сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.

Религия - это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

Сколько в мире религий?

Основными мировыми религиями признаются , ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника - Пасхи:

  • Суточный.
  • Седмичный.
  • Подвижный годовой.
  • Неподвижный годовой.

В православии существует семь основных Таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
  • Исповедь.
  • Соборование.
  • Венчание.
  • Священство.

В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

Католическое учение - крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

  • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
  • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
  • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам - стада;
  • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
  • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
  • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

  • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
  • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
  • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
  • нет почитания святых, икон, мощей;
  • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
  • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
  • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга - Коран. Для мусульман главное - жить по предписанным правилам:

  • совершать молитву пять раз в день;
  • соблюдать пост рамадан;
  • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
  • совершать паломничество в Мекку (хадж).

Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман - джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

  • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
  • вооружённая борьба с неверующими;
  • борьба со своими страстями;
  • разделение добра и зла;
  • принятие мер в отношении преступников.

В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

  1. Вся человеческая жизнь - страдание.
  2. Желание - причина страдания.
  3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния - нирваны.
  4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

  • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
  • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
  • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
  • совершение добродетельных поступков;
  • старание не приносить вреда живым существам;
  • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
  • осознание, что плоть человека - это зло;
  • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

Какая религия самая древняя в мире?

Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм - национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею . Главная книга - Ветхий Завет.

Иудаизм имеет несколько ответвлений:

  • литваки;
  • хасидизм;
  • сионизм;
  • ортодоксальный модернизм.

Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос "Какая религия самая древняя в мире?", поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

Похожие публикации