Энциклопедия пожаробезопасности

Нарушения слоговой структуры слова у детей. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Перестановка слогов в слове называется

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедиче­ской работе с детьми часто на первый план вы­двигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение разви­тия ССС. Затруднения в произнесении отдель­ных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важ­ность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с сис­темными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения граммати­ческим строем речи, усвоения звукового анали­за, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя - логопеды испытывают трудности в организации работы по формиро­ванию слоговой структуры слова: в системати­зации и подборе речевого дидактического ма­териала, обеспечении занятий лексической на­сыщенностью.

В данной работе представлена система работы над слоговой структурой слова, осно­ванная на анализе литературы по проблеме и наличном педагогическом опыте авторов.

Типы нарушений слоговой структу­ры слова. Маркова А. К. выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» - мо­лоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «ге-бемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы:

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога)

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» -ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов):

«кабудка» - конура+будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ори­ентация, возможности темпо-ритмической ор­ганизации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке ин­формации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодоле­нию нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

Подготовительный, цель которого - подго­товить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

Собственно коррекционный, цель которого - непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведет­ся на вербальном материале.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовительный этап включает ра­боту по следующим направлениям: 1) форми­рование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

2) развитие временно-пространственной ори­ентировки; 3) развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подгото­вительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на лого­педических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических пред­ставлений, на музыкальном занятии, на рисо­вании, физкультуре, на занятиях по ознаком­лению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.

1. Ориентировка в собственном теле

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот - впереди, спинка -сзади. Где животик? Где спинка?).

«Наводим порядок» (перед ребенком ва­режки, перчатки, сандалии и т.д. - «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

«Ладошки и следы» (Ребенку предлагают­ся контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти па­ру из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

«Поезд» (Перед ребенком в колонну вы­ставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»).

«Собери сказку» (Перед ребенком - набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).

«Найди клад» (ориентировка по схемам).

«Где гудит паровоз» (определение место­положения звука).

II. Развитие временно - пространст­венной ориентировки.

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к бел­ке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, по­том сядь на корточки, в конце хлопни в ла­доши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу - ре­бенок выполняет, а затем описывает по­следовательность своих действий).

«Посмотри и повтори» (Взрослый показы­вает серию движений, ребенок смотрит, за­тем повторяет все движения в нужной по­следов ател ь н ости)

III. Развитие динамической и гемпо-ритмической организации движений.

Направления работы: 1). Совершенствование движений общей мо­торики.

2). Совершенствование мелкой моторики. 3). Развитие артикуляционной моторики. 4). Развитие чувства темпа. 5). Формирование чувства ритма.

Совершенствование движений мото­рики: общей, мелкой, артикуляционной.

Цель: развитие пространственной ор­ганизации движений; развитие переключаемо-сти движений; развитие умения воспроизво­дить заданную последовательность движений.

«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из 2, затем из 3 - 4 движений, де­ти выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели - встали, сели - встали, ... 2) Руки в стороны - на пояс, в стороны - на пояс, ...3) Нога впе­ред - назад - в сторону, вперед - назад - в сторону.

«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки - ладошки, ... 2) Колечки -ушки - рожки, ... 3) Пальчики здороваются.

Артикуляционные упражнения. Чередо­вание разных поз органов артикуляцион­ного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» - «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» -«Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизво­дить, характеризовать темп на основе тактиль­но - кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка» Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бе­жит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары - быст­ро, как мышки, на редкие - медленно, спо­койно, как кошка.

«Кулачки - ладошки» Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движе­ния руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по

другому слегка:

Стук - стук, стук - стук.

Ну а ладошки не отстают, следом за ними

весело бьют:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Стук - стук - стук, стук - стук - стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.

Формирование чувства ритма Цели: учить воспринимать метриче­ские отношения (акцентированные неакценти-рованные доли - предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно - кинестетических, зри­тельных, слуховых ощущений.

1. «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок - большая туча -громкий хлопок, маленькая тучка - тихий).

2. Графические упражнения на переклю­чение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета - например, красный - желтый - красный - жел­тый и т.д.), «Дорожка» (чередование 2-3 гео­метрических фигур, различных предметов).

3. Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» - большая капля - длинный хлопок, маленькая капелька - короткий).

4. Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки». У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук - тук - тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я. Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «....» Взрослый продолжает: «Ну - ка, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осу­ществляется после усвоения материала преды­дущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

Уровень гласных звуков;

Уровень слогов;

Уровень слов;

Уровень коротких предложений;

Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне от­водится «включению в работу» помимо рече­вого анализатора также слухового, зрительно­го и тактильного. Ниже предлагаются упраж­нения для каждого уровня.

Работа над гласными

Произнесение ряда из 2, 3 и более звуков: 1) в сопровождении символов («Человеч­ки - звуки»); 2) без зрительной опоры.

Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же - с опо­рой на наглядность и без нее - на слух).

Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

«Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит 1 - 2 (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

Встать, когда прозвучит ряд из 2 (или дру­гого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами

С общим согласным (например, упр. «Ката­ем снежную бабу» - имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы):

С общим гласным (ка - та - ма - ва);

Обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

Закрытые слоги, их ряды и пары (различ­ные звукоподражания);

Прямые и обратные слоги с оппозицион­ными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);

Слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

S «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)

S Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кру­жочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.

^Работа с ритмическими схемами (Уп­ражнение «Курочка»: ребенку предлага­ется ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко, ко, ко-ко. ко-ко-ко).

Работа над словом

Маркова А. К. выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

1. Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные (дом, мак).

4. Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

8. Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

1 1. Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).

12. Односложные со стечением в конце слова (зонт).

13. Двухсложные с двумя стечениями соглас­ных (кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых сло­гов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно - переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой Структуры

Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове - ребенок говорит слово, наступая на каж­дый слог на следующий след).

Слоговые линейки.

Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме -3 дома с разным количеством этажей - ре­бенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количе­ство слогов в распределяемых словах зави­сит от жителей домов: рак - 1 слог, петух -2, лягушка - 3 слога).

«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом - слова с из од­ного слога, в замок - двусложные слова, в избушку - слова, состоящие из 3 слогов).

«Часы» (найди и покажи стрелкой сло­ва из двух (1,3,4) слогов).

«Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них. например, СА _ ; СА__).

«Паровоз» (паровоз состоит из не­скольких вагонов, вагоны различаются ко­личеством окон, в зависимости от этого распределяются слова - в вагон с одним окном - односложные слова, с двумя -двусложные и т.д.).

«Телевизор» (Наглядное пособие «Те­левизор». На экране 1 - 4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схе­ме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, пред­ложениями, текстами

«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Напри­мер, колючий... (еж); воздушный... (шар); хитрая... (лиса)).

«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов посте­пенно увеличивается. Каждый раз начина­ем «шагать» сверху вниз заново. Напри­мер: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.)

Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами

Литература

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой струк­туры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2001.

2. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Мето­дическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА. 2007.

3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формиро­вание у детей с недоразвитием речи. Учеб­но - методическое пособие. - М.: Книго­люб, 2005.

4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Фор­мирование слоговой структуры слова: ло­гопедические задания. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007

5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелы­ми нарушениями речи. - М., 2004.

6. Микляева Н.В. Фонетическая и логопеди­ческая ритмика в ДОУ - М.. 2005

7. Пожиленко Е.А. Методические рекомен­дации по постановке у детей звуков. -СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

8. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражне­ний для детей 5-7 лет. Практическое по­собие для логопедов, воспитателей и ро­дителей. - М.: «Гном и Д», 2001.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

Ф акты ….

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.

Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории :

проверьте этапы речевого развития своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:

Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :

В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:

В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.

2 года 3 мес. - 3 года:

Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1. Правильно произносимые слова.

2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4. Абрисы слов: «попата» (лопата).

5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

Искажения структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание .

Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная часть информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

Ф акты ….

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.

Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории :

проверьте этапы речевого развития своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:

Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :

В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:

В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.

2 года 3 мес. - 3 года:

Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1. Правильно произносимые слова.

2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4. Абрисы слов: «попата» (лопата).

5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

Искажения структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание .

Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная часть информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

элизии

итерации

антиципации

сокращение

искажения

Игра «Отхлопай слово»

Игра «Сколько слогов в слове»

«Найди картинку».

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Разделы: Логопедия

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова , которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Исследования А.К.Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Из этого следует, что в случаях речевой патологии возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, способствуют уточнению и конкретизации предпосылок, определяющих усвоение слоговой структуры слова. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина).

В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Логопед должен знать, как усложняется, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):

Опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

Увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

Перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Типы слов (по А.К.Марковой)

1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3 класс – односложные слова (дом, мак).

4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).

7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.

Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).

Виды работ:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова отражённо за логопедом;

Ответить на вопросы. (Где покупают продукты?).

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Вопросами коррекции слоговой структуры слова занимаются многие современные авторы. В методическом пособии С.Е.Большаковой “Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей” автор описывает причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры слова, как оптик- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает приём мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Даётся порядок освоения слов со стечением согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учётом программ логопедического обучения.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии “Работа логопеда с дошкольниками”, где автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова. (Типы слогов по А.К.Марковой)

В учебно-методическом пособии “Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания” Н.В.Курдвановской и Л.С.Ванюковой освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал подобран авторами таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведённый иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

В своём пособии “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей” З.Е.Агранович также предлагает систему логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:

Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

Собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.

Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Например, дидактическая игра “Весёлые домики”.

Данная дидактическая игра состоит из трёх домиков с кармашками для вкладывания картинок, конвертов с набором предметных картинок для множества вариантов игры.

Вариант №1

“Зоопарк”

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…)

Ход игры: логопед говорит, что для животных в зоопарке сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошкедля названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.

Вариант №2

“Загадки”

Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.

Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).

Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошеки вставить картинку в кармашек этого домика.

Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)

Набита пухом,
Лежит под ухом? (Подушка)

Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А всех боится. (Заяц)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)

Можно просто использовать картинки, названия которых состоят их разного количества слогов. Ребёнок берёт карточку, называет изображённую на ней картинку, определяет количество слогов в слове и самостоятельно вставляет в соответствующий кармашек домика в зависимости от количества цветов в окошке.

Похожие публикации