Энциклопедия пожаробезопасности

Общие положения. Заинтересованные стороны, их потребности и ожидания. Стейкхолдеры процедур развития Процедура оценки потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

5.2.1 Общие положения

У каждой организации есть заинтересованные в ее деятельности стороны, каждая из которых имеет свои потребности и ожидания.

Заинтересованные стороны организаций включают:

Потребителей и конечных пользователей;

Работников организации;

Владельцев/инвесторов (таких, как акционеры, отдельные лица или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный интерес в организации);

Поставщиков и партнеров;

Общество в виде различных объединений и государственных структур, на которые организация или ее продукция оказывают воздействие.

5.2.2 Потребности и ожидания

Успех организации зависит от понимания и удовлетворения текущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных потребителей и конечных пользователей, а также от понимания и учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон организации необходимо:

Определить свои заинтересованные стороны и поддерживать способность сбалансирование отвечать на их потребности и ожидания;

Преобразовать определенные потребности и ожидания в требования;

Довести требования до сведения всего персонала организации;

Сконцентрироваться на улучшении процессов с целью обеспечения ценности для заинтересованных сторон.

Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей руководству организации следует:

Понять потребности и ожидания своих потребителей, в том числе потенциальных потребителей;

Установить основные характеристики продукции, предназначенной для ее потребителей и конечных пользователей;

Определить и оценить конкурентную обстановку на своем рынке;

Определить возможности рынка, слабые стороны и будущие преимущества в конкурентной борьбе.

Примеры потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей продукции организации:

Соответствие требованиям;

Надежность;

Наличие;

Поставка;

Деятельность после завершения жизненного цикла продукции;

Цена и стоимость жизненного цикла;

Безопасность продукции;

Ответственность за качество продукции;

Воздействие на окружающую среду.

Организации следует определить потребности и ожидания своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работников.

Организации следует определить финансовые и другие результаты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владельцев и инвесторов.

Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для организации от установления партнерства с поставщиками с целью создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базировать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на распределении доходов и убытков.

При установлении партнерских отношений организации следует:

Определить основных поставщиков и другие организации в качестве потенциальных партнеров;

Совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;

Совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;

Поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного партнерства. При рассмотрении своих отношений с обществом организации следует:

Демонстрировать свою ответственность в области здоровья и безопасности;

Учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохранение энергии и природных ресурсов;

Идентифицировать применимые законодательные и другие обязательные требования;

Идентифицировать текущее и потенциальное воздействие своей продукции, процессов и деятельности на общество в целом и местное сообщество в частности.

5.2.3 Законодательные и другие обязательные требования

Руководству следует обеспечивать знание организацией законодательных и других обязательных требований, которые применимы к ее продукции, процессам и деятельности, и включить эти требования в систему менеджмента качества. Следует также обращать внимание на:

Разъяснение соответствия текущим и перспективным требованиям с точки зрения этики, результативности и эффективности;

Выгоды для заинтересованных сторон от повышения соответствия требованиям;

Роль организации в защите интересов сообщества.

Заинтересованная сторона - это любой человек либо группа людей, которые могут повлиять на успех или провал стратегии как до, так и во время, а также после его завершения. Заинтересованные стороны подразделяются на внешних и внутренних, включая тех, которые будут осуществлять в стратегию определенные вложения, такие как необходимые продукты и услуги, финансирование, утверждение решений, другие ресурсы.

1. Предприниматели и акционеры, инвесторы;

2. Банки и кредиторы;

3. Партнеры и поставщики;

4. Покупатели, клиенты и потенциальные клиенты;

5. Менеджмент;

6. Сотрудники, трудовые советы и профсоюзы;

7. Конкуренты;

8. Правительство (локальное, региональное, национальное, международное) и регуляторы;

9. Профессиональные объединения, торговые группы;

10. Средства массовой информации;

11. Неправительственные организации;

12. Общественные, социальные, политические, религиозные группы интересов, сообщества, относящиеся к охране окружающей среды.

Дополнительные заинтересованные стороны и группы могут зависеть от конкретных обстоятельств. Некоторые заинтересованные стороны могут иметь четкую официальную организацию, другие нет.

Для проведения анализа студенту следует выполнить следующую работу:

1. Создать перечень всех заинтересованных сторон;

2. Проанализировать интересы заинтересованных сторон;

3. Проанализировать потенциальные конфликты интересов с или между заинтересованными сторонами;

4. Охарактеризовать механизм участия заинтересованных сторон в реализации стратегии;

5. Разработать экономическую схему взаимодействия заинтересованных сторон и объекта курсового проектирования.

Характеристику механизма участия можно представить в табличной форме, макет которой представлен в таблице 8.

Таблица 8. Характеристика участия заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Потребности Адекватный механизм участия

Экономическая схема взаимодействия заинтересованных сторон состоит их графика и пояснений. Этапы построения схемы включают:

1. Формулирование конечного элемента

2. Построение входящих в конечный элемент связей и элементов, которые эти связи создают

3. Построение входящих в них связи с создающими эти связи элементами

5. Когда ни одной новой реальной связи в создаваемой структурной схеме уже невозможно создать, необходимо найти те элементы полученной структурной схемы, на которые влияет интересующие факторы окружающей среды (отмечаются пунктирными линиями).

6. Установление знаков связей и количественных значений.

7. Упрощение.

Основные критерии построения экономической схемы взаимодействия заинтересованных сторон:

1. Все элементы структурной схемы должны быть одного системного уровня.

2. В структурной схеме не может быть «тупиковых» элементов, то есть элементов, не имеющих ни одной исходящей связи. Наличие их характеризует недостаточность анализа связей. Если связи незначительны – необходимо изъять.

3. В структурной схеме не может быть элементов, не имеющих ни одной входящей связи.

4. При установлении связей между двумя элементами следует избегать опускать в этой связи промежуточные элементы.

5. Каждый элемент системы желательно иметь однородным и не включающим в себя составляющие, имеющие различия в связях.

6. Сформировав структурную схему, необходимо проверить, нет ли в ней связей, дублирующих друг друга.

В качестве заключения студенту необходимо выделить наиболее важные заинтересованные стороны, влияющие на реализацию стратегии, сделать вывод о наиболее вероятных и затратных конфликтных ситуациях и возможных мерах защиты стратегии.

В таблице 9 приведен пример анализа заинтересованных сторон.

Таблица 9 - Анализ заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Потребности Адекватный механизм участия
Собственник - самореализация - извлечение прибыли; - стабильность предприятия. - направление нераспределенной прибыли на развитие; - создание профессиональной команды топ - менеджеров.
Покупатели, потенциальные клиенты - низкая цена продукции; - хорошее качество продукции; - хорошее компетентное обслуживание, - гарантийное обслуживание. - осуществление покупок; - направление жалоб, рекламаций; - участие в оценке продавцов.
Партнеры, поставщики - долгосрочное сотрудничество; - своевременная оплата своих услуг, отпущенных товаров; - реализация их продукции; - акцепт оферты; - свои антикризисные программы;
Работники - обеспеченный социальный пакет; - получение дополнительных премий; - моральное удовлетворение; - хорошие условия труда; - гарантия рабочего места; - рост заработной платы - выполнение своих должностных обязанностей, проявление инициативы - повышение своего профессионализма; - соблюдение дисциплинарных требований; - участие в программе бережливого использования электроэнергии.
Конкуренты - привлечение наших покупателей; - «прицел» на наших поставщиков - выгодные предложение, грамотные маркетинговые ходы, акции и т.д.; - направление оферт с более выгодными условиями
Банки и кредитные организации - надежность заемщика; - получение процента за кредит, своевременное погашение основного долга. - предоставление кредита на развитие;
Органы налогообложения - своевременное погашение налогов - предоставление налогового кредита или отсрочки.

Анализ эффектов проекта

Эффекты деятельности является многоаспектными. Условно их разделить можно на экономический, научно – технический, социальный и экологический. Эти эффекты разнокачественные, но взаимосвязанные. Они характеризуют результат деятельности раздельно или совместно, но всегда только по присущим им критериям и показателям. В курсовой работе следует перечислить эффекты в виде количественных или качественных параметров, разделив на группы и дать оценку положительного или отрицательного влияния ваших рекомендаций по совершенствованию деятельности на общественное развитие.

8. Производственный план (план мероприятий)

План производства (план мероприятий) представляет собой заранее намеченный порядок осуществления какой- либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. Главная задача - убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров или услуг требуемого качества в нужные сроки. Разработчик должен показать, что он действительно в состоянии организовать эффективное производство. Планирование производства включает систему расчетов по обоснованию объемов производства, номенклатуры, ассортимента и качества продукции (услуг). Планируемый период должен быть не меньше того времени, в течение которого будет не только достигнута критическая программа выпуска продукции, но и существенно перекрыта. В качестве исходных данных при составлении плана производства приводятся перечень основных фондов, расчет амортизационных отчислений, расшифровка материальных затрат. В этом разделе следует рассмотреть уровень безубыточности, для которого необходимо построить прогноз продаж в разделе финансовый план. План производствам - это основа составления прогноза продаж по периодам (годам, месяцам и т.д.). Размерность расчетной таблицы производственного плана в дальнейшем должна быть копирована в финансовый план и баланс, инвестиционный план.

В ASQ (Американское общество качества – American Society for Quality, – ред.) менеджер по качеству и деловому совершенству. В сфере качества Марк работает с 1994 года. Автор статьи имеет практический опыт в области аудита, улучшения процессов, подготовки процедур для систем качества (СМК, – ред.) и систем экологического менеджмента (СЭМ, – ред.). Также Марк Хаммар – сертифицированный ведущий аудитор по стандартам , и .

В связи с огромным вниманием, которое в вышедшей редакции «соответствующим » очень важно лучше понять, о чем именно идет речь. Вопрос о том, кто является заинтересованными сторонами в вашей СМК ( , – ред.) может оказаться не таким уж простым, а если у вас уже есть на него ответ, то, что делать с этой информацией? В настоящей статье мы собрали информацию, способную идентифицировать заинтересованные стороны и определить, как они влияют на .

Что такое «соответствующие заинтересованные стороны»?

Потребностей и ожиданий заинтересованных сторон уже сразу – в разделе 4.2, следом за требованиями по пониманию работы самой организации. Обоснованием для такой постановки вопроса является тот факт, что заинтересованные стороны влияют на способность организации поставлять продукцию и услуги, которые постоянно соответствуют требованиям потребителей и законодательства. определить заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМК и их требования, которые оказывают влияние на систему. Данная информация и, в особенности, требования заинтересованных сторон учитываются во всех аспектах разработки и функционирования системы. Именно поэтому так важно собрать всю имеющую к этому вопросу информацию, которая понадобится. Когда вы будете решать, кто является заинтересованной стороной для вашей конкретной системы, примите в расчет следующие возможные группы, которые часто играют в работе компаний огромную роль:

  1. Клиенты. – напрямую влияют на вашу способность удовлетворять их требования. Вы должны понимать их потребности, ожидания и требования, поскольку именно то, как потребители будут использовать товар, определяет то, как товар должен быть изготовлен и какими свойствами он должен обладать. Возможно, что клиенты – это одна из ваших важнейших заинтересованных сторон.
  2. Правительственные учреждения и неправительственные структуры. Во многих отраслях экономики имеются , которые устанавливают, какими должны быть продукция и услуги в этих секторах экономики. Несоответствие этим требованиям влечет серьезные штрафы. Не стоит пренебрегать также ожиданиями других организаций. К примеру, в разных отраслях есть мониторинговые неправительственные структуры, могущие тем или иным образом определять необходимый уровень качества работы и надежности товара, который поступит к вашему конечному потребителю.
  3. Работники. Даже если ваши сотрудники не выступают в другое время вашими покупателями, они все равно оказывают влияние. Они хотят производить товары и услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов и работать в соответствующей благоприятной среде. Никто не хочет работать над никому не нужными вещами.
  4. Собственники и акционеры. Поскольку финансовое состояние дел в значительной мере зависит от стоимости товаров и услуг компании, то в том, . В частности, ожидания связанные с постоянным улучшением работы могут быть особенно актуальны именно для этих заинтересованных лиц.

Зачем знать свои «соответствующие заинтересованные стороны»?

ISO 9001:2015 включает несколько требований, которые задействуют знания, полученные вами в ходе идентификации «соответствующих заинтересованных сторон » и их требований к СМК. Скорее всего, для вас не сюрприз, что вы должны знать их потребности и ожидания, чтобы эффективно реализовывать процессы системы менеджмента качества. Предлагаем вашему вниманию короткий обзор этих требований ISO 9001:2015:

  1. (Раздел 4.3).
  2. нужно сделать доступной «соответствующим заинтересованным сторонам», (Раздел 5.2.2, – ред.).
  3. Необходимо обеспечить прослеживаемость процессов измерений тогда, когда этого ожидают «соответствующие заинтересованные стороны» (Раздел 7.1.6, – ред.).
  4. В число требований к продукции и услугам может быть необходимо включить требования к продукции и услугам от заинтересованных сторон (Раздел 8.2.3).
  5. В действиях процессов проектирования и разработки надо учитывать требования от заинтересованных сторон, в том числе нужно решить: какой в данных процессах нужен контроль (Раздел 8.3, – ред.).
  6. Анализ со стороны руководства должен рассматривать, в том числе, вопросы, которые интересуют заинтересованные стороны (Раздел 9.3, – ред.).

Конструктивное планирование СМК требует учета такого аспекта, как заинтересованные стороны

Если вы понимаете потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон, становится кристально ясно, насколько они важны для обеспечения соответствия продукции и услуг предъявляемым требования, а ведь, в этом и заключается

Представители среднего звена управления должны выполнять практически все функции управления в отношении всех объектов управления с различной степенью участия. Основная ответственность при выполнении управленческих функций на среднем уровне определяется в отношении продукции, производственных процессов, материально-технических и информационных ресурсов, внутренних условий, и, безусловно, персонала. Вместе с тем, участие персонала этого уровня в управлении финансами и внешними условиями является необходимым для обеспечения неразрывности цепочек создания ценности для потребителей и других заинтересованных сторон через преобразование их требований в характеристики осуществляемых предприятием процессов.

Основной функцией управления на низовом уровне должна являться организация деятельности и принятие оперативных управленческих решений в отношении практически всех объектов: продукция, производственные процессы, материально-технические и информационные ресурсы, внутренние условия. Для обеспечения результативности и эффективного управления представители этого звена управления также должны принимать участие в процессах планирования, контроля, анализа и улучшения в отношении всех этих объектов и иметь в них определенные полномочия. В противном случае неизбежен «разрыв» в реализации процессного управления организацией, в частности в цикле PDCA Шухарта-Деминга (Планируй- Выполняй- Контролируй-Анализируй/Улучшай).

Рекомендации по распределению функций могут служить методической базой для формирования внутренних документов предприятия, регламентирующих деятельность структурных подразделений и отдельных специалистов при создании интегративной системы управления. При этом состав специальных функций, полномочий и ответственности определяется не произвольно, а на основании идентифицированных процессов, установленных взаимосвязей и зависимостей между объектами, субъектами и функциями управления.

Идентифицированные элементы единой системы управления должны найти отражение в организационном структурировании предприятия.

Общеизвестно, что организационная структура должна отвечать конкретным потребностям каждого предприятия, с учетом условий и целей деятельности, имеющихся в его распоряжении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также требований, предъявляемых предприятию всеми заинтересованными сторонами. Структура управления должна быстро адаптироваться к меняющимся условиям и задачам деятельности, в том числе к изменению состава и содержания функций управления. Не смотря на это, в современных условиях хозяйствования большинство ППП сохранили старую (линейно-функциональную) организационную структуру управления, где управление происходит сверху вниз, и более того, некоторые из них вообще не имеют четко оформленной и документированной оргструктуры. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений «начальник – подчиненный (исполнитель)» плохо соответствует целям управления качеством. Как известно функциональные структуры препятствуют развитию горизонтальных процессов, в то время как реальные процессы создания продукции носят явно выраженный горизонтальный характер.

Предлагаемая модель интегративной системы менеджмента наиболее гармонично может быть совмещена с децентрализованной матричной организационной структурой, которая сочетает вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными (в соответствии с цепочкой процессов). Целесообразность введения таких структур особенно очевидна на современном этапе развития ППП, когда их окружение характеризуется динамичными рынками, конкуренцией, а также быстро меняющейся технологией.

на основе требований заинтересованных сторон и показателей их достижения

Задачей данного этапа исследования является разработка методических рекомендаций по формированию целей для предприятия пищевой промышленности в области качества его деятельности, ориентированных на выполнение определенных требований одной либо нескольких групп заинтересованных сторон.

Понимая цели в области качества деятельности как желаемый результат с позиции всех заинтересованных сторон, их постановку можно рассматривать как нахождение компромисса между требованиями (ожиданиями, потребностями) всех заинтересованных сторон и имеющимися на предприятии ресурсами/возможностями. Исходя из этого в работе предложен следующий порядок формирования целей:

    идентификация всех заинтересованных сторон;

    определение их требований и ожиданий;

    оценка возможностей предприятия по выполнению требований заинтересованных сторон;

    составление перечня целей на основе сбалансированного учета требований сторон, анализ их согласованности между собой;

    формирование системы показателей для системы менеджмента предприятия.

1. Идентификация заинтересованных сторон в деятельности предприятия

При идентификации заинтересованных в деятельности ППП сторон были выделены практически все обозначенные ранее группы:

    собственники предприятий (владельцы, акционеры);

    непосредственные потребители продукции/услуг;

    общество в лице государственных и общественных организаций;

    партнеры по различным направлениям деятельности (поставщики сырья, банки, дистрибьюторы и т.п.);

    работающий персонал;

    руководство предприятия/топ-менеджеры, являющиеся носителями корпоративных требований предприятия в целом, которые в свою очередь являются компромиссом между требованиями собственников и работающего персонала.

2. Определение требований и ожиданий заинтересованных сторон

Для предприятий пищевой промышленности, где традиционно высоко значимы регламенты государства в отношении безопасности продукции и условий ее производства, анализу требований всех заинтересованных сторон должна предшествовать систематизация норм всех законодательных и нормативных документов, действующих в отрасли.

Анализ требований других заинтересованных сторон к различным результатам деятельности ППП, позволил сформулировать наиболее общие из них, которые необходимо учитывать в управлении предприятием на современном этапе развития. Типовые требования заинтересованных сторон, их направленность на объекты управления, с указанием основных источников получения информации о них представлены в табл. 3.3. Обозначенные требования актуальны практически для всех предприятий пищевой промышленности и могут служить для них методическим примером на начальном этапе организации взаимодействия с заинтересованными сторонами с целью выявления их требований.

Таблица 3.3

Характеристика требований заинтересованных сторон и их взаимосвязь с объектами в системе

менеджмента предприятий

Группа заинтересованных сторон

Базовое/типовое требование

Источник получения

информации о требовании

Объект управления

Продукция

Производственные

процессы

Материально-технические и

Информационные ресурсы

Персонал

Внешние условия

Внутренние условия,

Деятельность в целом

Потребители

1.1 Новизна, надежность, стабильность качества выпускаемой продукции/услуг, соответствующего требованиям идентифицированных групп потребителей

Договоры, контракты

Данные анкетных опросов

1.2 Оптимальный ассортимент продукции/услуг

1.3 Доступность: по цене продукции (по целевым группам потребителей) и месторасположению мест реализации

1.4 Уровень обслуживания, в том числе соблюдение сроков поставки, профессиональные навыки и поведение персонала, контактирующего с потребителями

1.5 Привлекательный имидж, надежность, стабильность деятельности предприятия

1.6 Взаимодействие с потребителями: наличие каналов связи, информационная поддержка при приобретении и использовании продукции, отзывчивость и активность поведения, реагирование на обращения

Акционеры (владельцы)

2.1Финансовая устойчивость предприятия, рост прибыли

Протоколы собраний акционеров

2.2 Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности предприятия

2.3 Повышение рентабельности (собственного капитала, продукции)

2.4 Лидерство по объему продаж

2.5 Привлечение новых заказчиков и расширение рынков сбыта

Общество

3.1 Позитивный вклад в экономику региона и страны

3.2 Отсутствие негативного влияния на окружающую среду, здоровье населения, сокращение отходов и их уничтожение

СМИ, обращения граждан и общественных организаций

3.3 Социальные и благотворительные программы (в области образования, здравоохранения, спорта, досуга)

3.4 Экономия и сохранение стратегических ресурсов (водных, энергетических)

Продолжение табл. 3.3

Партнеры

4.1 Выполнение договорных обязательств в полном объеме

Договоры, контракты

4.2 Создание большей ценности в цепочке поставок на основе партнерства, обмен опытом, обеспечение совместимости политики и культуры бизнеса

Устная информация

4.3 Повышение доверия между партнерами, поддержка взаимного развития, обеспечение дополнительных преимуществ совместной работы

Устная информация

4.4 Реализация совместных взаимовыгодных проектов

Договоры

Персонал (индивидуальные работники)

5.1 Достойная заработная плата и своевременная ее выплата

Данные анкетных опросов

5.2 Предоставление социального пакета

5.3 Благоприятные условия труда и организация производства

5.4 Доброжелательная атмосфера в коллективе, в том числе внимание и уважение со стороны руководства

5.5 Развитие потенциала работников: возможность обучения и карьерного роста

5.6 Участие в управлении организацией: доступность информации о деятельности, распределение полномочий и ответственности, участие в принятии управленческих решений

6.1 Лидерство по объемам выпуска продукции/ предоставления услуг, внедрение новых технологий и процессов, освоение новых рынков

Протоколы совещаний и другие виды управленческих записей

Собственно предприятие в целом (руководство)

6.3 Конкурентное преимущество по ассортименту и качеству продукции/услуг

6.4 Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами, повышение производительности труда, соблюдение требований трудовой дисциплины

6.5 Формирование корпоративной культуры, повышение уровня знаний, сознания и ответственности персонала в достижении целей предприятия

6.6Выполнение всех производственных процессов в соответствии с требованиями всех видов документации

6.7 Рациональное использование всех видов ресурсов

6.8 Снижение всех видов издержек и рисков при осуществлении деятельности

+Документ

... промышленность . Отраслевые системы менеджмента качества . Требования к организациям поставщикам продукции и услуг ISO 22000:2005 Системы менеджмента безопасности пищевой ...

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление качеством» «Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 на предприятие «Житненский хлебозавод»»

    Дипломная работа

    ... ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление качеством» «Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 на предприятие ... СанПиН 2.3.4.545-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности . Производство хлеба, ...

  • Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

  • Помимо внешних и внутренних факторов, которые рассматривались в разделе 4.1, на работу организации могут оказывать влияние субъекты экономических и социальных отношений (отдельные люди, группы людей, сообщества, объединения физических и юридических лиц и пр.). Кроме того, работа самой организации может влиять на деятельность субъектов экономических и социальных отношений. Стандарт называет таких субъектов «заинтересованными сторонами». Заинтересованные стороны могут быть как внешними, так и внутренними по отношению к организации.

    Как правило, к заинтересованным сторонам относятся:

    • акционеры;
    • владельцы;
    • руководство компании;
    • персонал;
    • объединения работников (профсоюзы);
    • поставщики;
    • партнёры;
    • потребители;
    • государственные организации (надзорные и контролирующие органы);
    • средства массовой информации;
    • общество;
    • отдельные люди или компании, заинтересованные в работе организации.

    У каждого из этих субъектов существуют свои интересы по отношению к деятельности организации. Эти интересы могут быть разнонаправленными и противоречащими друг другу.

    Задача организации заключается в том, чтобы выявить все заинтересованные стороны и оценить их влияние на свою деятельность. Влияние заинтересованных сторон проявляется в виде требований. Они могут быть выражены в явном или неявном виде.

    В явном виде требования представляются в юридических, нормативных (технических, организационных, финансовых и т.п.) или договорных документах. Они регулируют работу организации напрямую. Без учета этих требований невозможно выпускать продукцию или предоставлять услуги.

    Требования, которые существуют в неявном виде, оказывают косвенное влияние на деятельность организации, её продукцию или услуги.

    Неявные требования могут выражаться предпочтениями потребителей (например, предпочтения экологически чистым товарам), приоритетами заказчиков (например, когда заказы отдаются компаниям с сертифицированной системой качества), повышенной ставкой налога (например, для компаний, работающих по старым технологиям) и пр.

    Выявление заинтересованных сторон и их требований необходимо для построения и работы системы качества, её процессов и управления рисками и возможностями.

    Стандарт требует выявить заинтересованные стороны, которые могут повлиять на систему качества. Если, по мнению организации, заинтересованная сторона и её требования не влияют на систему качества, то эту сторону можно исключить из дальнейшей работы. Если требования, с точки зрения организации, являются неактуальными или неважными, то такие требования можно не учитывать в дальнейшей работе.

    Здесь есть несколько важных моментов.

    Во-первых, заинтересованные стороны должны быть определены, и среди всех выявленных заинтересованных сторон необходимо точно указать, какие из них имеют отношение к системе качества, а какие нет. С точки зрения стандарта «иметь отношение» означает:

    • участвовать в работе системы качества;
    • влиять на работоспособность системы качества;
    • влиять на способность организации выпускать продукцию (предоставлять услуги) по заданным требованиям.

    Такое деление позволяет сузить количество заинтересованных сторон. Важно выделить те стороны, которые не «вообще имеют возможность» повлиять на систему качества, а обладают способностью оказать на неё влияние.

    Цель этого требования – избежать растраты ресурсов путем ранней идентификации ключевых заинтересованных сторон.

    Во-вторых, требования заинтересованных сторон должны быть определены. Среди всех требований необходимо указать, какие из них относятся к системе качества, а какие нет. Требования относятся к системе качества в том случае, если они:

    • задают правила работы организации;
    • задают правила работы системы качества;
    • задают правила выпуска продукции или предоставления услуг.

    Требования и состав заинтересованных сторон со временем меняются. Поэтому их выявление не может являться одноразовым действием. Такую работу необходимо выполнять регулярно.

    Похожие публикации