Энциклопедия пожаробезопасности

Пальчатые фибулы. Фибула – забытая застёжка. Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

«Фибула » — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто , а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

Описание фибулы

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.



Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула ). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без , кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и .

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.



Закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула , чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

Принцип действия фибулы

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.



У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

Виды фибул

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула . Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

Почти забыта венгерская фибула . Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.



Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула . Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.



Канула в лету скандинавская фибула . Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.



Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

«Золотой» век фибул

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве .



Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула . Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».



В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и . Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

Фибула в наши дни

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.



Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками . Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула . Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.


Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула» . На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре .


Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.


Слово «брошь» (англ. brooch ) происходит от французского «broche» , что в переводе означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным назначением броши – скреплять одежду. А необходимость скреплять одежду появилась тогда, когда человек впервые надел на себя что-то побольше, чем набедренная повязка. Поэтому не удивительно, что история броши практически равна истории человечества.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в бронзовом веке. Он не только отличался от современной броши своей конструкцией, но и имел другое название – фибула (англ. fibula) . Фибула изготавливалась из металла и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, через которые продевался массивный изогнутый штырь, скрепляющий ткань. Но он быстро портил ткань, и вскоре люди додумались до безопасной конструкции фибулы с штырем в виде шипа. Фибула имела много конструктивных разновидностей. Так, например, венгерская фибула изготовлялась из цельной металлической проволоки и своей конструкцией напоминала традиционную английскую булавку. А греческая фибула состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

Примеры античных брошей - фибул:

В Средневековье помимо фибул появились аграфы (англ. agraffe )– заколки, которыми скрепляли воротник нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Позже их стали использовать и как заколки для волос. В эпоху Возрождения, в связи с радикальным изменением моды, фибулы и аграфы сдали свои позиции, поскольку стали не нужны, а в моду вошли подвески.

Примеры античных брошей - аграф:

Брошь Севинье - родоначальница современных видов брошей

В нынешнем понимании брошь появляется только в XVII веке благодаря французской писательнице и фаворитке короля Людовика XIII мадам де Севинье. Именно она ввела в моду брошь как аксессуар. Мадам де Севинье посчитала, что привязывать ленточками или пришивать к платьям подвески – работа, которая занимает слишком много времени. И она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая дама высшего света считала делом чести иметь в своем арсенале несколько разных брошек (). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные дамы начали использовать броши для передачи «тайной» информации. Надев условленную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя, или о получении важного известия.

Портреты мадам Севинье в броши ее изобретения:

Так, с легкой руки мадам де Севинье, вошел в моду этот прекрасный аксессуар и остается популярным по нынешний день.

Какие бывают ювелирные броши?

Есть несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления, броши различают:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть как со вставками, так и без них. Вставки выполняются драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, эмалью.
  • Бижутерные броши из латуни или других сплавов. Такие броши инкрустируют полудрагоценными камнями, стразами, стеклярусом или кристаллами Сваровски.
  • Броши, выполненные из других материалов - полимерной глины, пластика, кожи, бисера, дерева, текстиля, валянные из шерсти. Эти украшения часто выполняются вручную (броши в технике хендмейд), что придает им особенную прелесть.

Броши также различают по типу декоративной обработки и разделяют на такие виды:

  • Ажурные броши, материалом для которых служит металл, кость, пластические массы и другие. Металлические ажурные броши изготавливают методом выпиливания ажура или же штампованием, а также техникой филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

  • Гладкие броши. Гладкие броши в основном состоят из одного крупного поделочного камня, например, пейзажного или ландшафтного агата. Часто также вокруг камня размещают множество оттеняющих его мелких камушков.

  • Броши-геммы - выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефами (то есть выпуклым, выступающим изображением), называются «камеи». Напротив, броши-геммы с «горельефным», утопленным изображением называли «инталии». Подобные украшения высоко ценились не только как драгоценности (часто исполненные из ценных пород камней или раковин), но еще более как произведения искусства - миниатюры с разнообразными сюжетами, портретами и жанровыми сценами.
    • Броши-камеи (англ. cameo brooch )– вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Большой любительницей камей была императрица Екатерина II, которая свою любовь к этим украшениям называла «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям были начаты массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней Уральских гор.


    • Броши-инталии (англ. intaglio) . Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.


  • Эмалевые броши. Основания таких брошей изготавливаются из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу налаживается эмаль. Используют разные техники наложения – живописную эмаль, воспроизводящую различные рисунки (например, знаменитая ростовская финифть), перегородчатую эмаль (техника клаузане), выемчатую эмаль (так называемую технику шамплеве). Эмалевые броши часто являют собой тонко выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о ювелирных украшениях с горячей и холодной эмалью).

  • Мозаичные броши. Их обычно изготовляют из смальты – стекла специальной варки, которое обладает большим разнообразием цветов. Мозаика составляется из мелких кусочков смальты, которые, соответственно с композицией, вклеиваются в основание броши при помощи специальной мастики. Поверхность мозаики полируется. Эту технику называют микромозаикой .

Мало кому известна сейчас фибула, разве что специалистам и любителям истории, да ещё людям, увлекающимся реконструкцией разных исторических эпох. А между тем забыта эта застёжка совершенно напрасно, нам до сих пор непонятна логика, по которой иногда в народной памяти хорошее заменяется худшим. Английская булавка, например, до сих пор широко применяется и всем известна с детства. А ведь недостатков у неё немало: кто пользовался ей, тот знает, как коварно она может расстегнуться в самый неподходящий момент от неострожного случайного надавливания или как могут порваться сколотые ею ткани при чуть более сильном натяжении... А фибула лишена этих неудобств благодаря гениальной простоте своей конструкции. И кроме того фибула – прекрасное украшение.

Посмотрите внимательно на картинки. Фибула состоит из иглы и разомкнутого кольца с выступающими концами, которыми игла удерживается. На большинстве фибул игла закреплена на кольце, но есть и раздельные, хотя они менее удобны, т.к. игла может потеряться. Застёгивать фибулу очень просто: сколите ткани иглой, проведите иглу снизу вверх в отверстие кольца и заведите за один из концов фибулы. А теперь оцените, что получилось. Игла удерживает ткани в вертикальной плоскости, точно так же, как держит и английская булавка. Но в фибуле есть ещё кольцо, которое закрепляет всю застёжку ещё и в плоскости горизонтальной, не позволяя тканям куда-либо сдвигаться (в отличие от булавки). Второй плюс – расстегнуться фибула не может , т.к. (в отличие от английской булавки) отверстие кольца после застёгивания недоступно для иглы, которая прочно удерживается выступами – концами, и для того, чтобы разомкнуть эту конструкцию, требуется усилие, так что случайно этого не сделать. Поэтому застегнули и будьте спокойны – и застёжка не расстегнётся, и ткань останется в целости.

Сейчас фибулу, к сожалению, не купить в обычных магазинах. Но, говоря словами известной песни – кто ищет, тот всегда найдёт, и купить эту удобную и красивую застёжку всё-таки можно . Продаётся она в тех магазинах и сувенирных лавках, что торгуют украшениями, сделанными по историческим образцам. Попробуйте оценить её по достоинству, вам обязательно понравится.

    Я про фибулу слышала, но не знала, как она застёгивается. Когда давно уже заказывала себе русскую рубаху - мне как раз советовали фибулой её застёгивать, но я тогда её так и не нашла, в интернете ещё не было (это было несколько лет назад). Сейчас думаю что найти можно даже в интернете.
    А булавки и правда страшно неудобны!! Даже безопасные которые якобы для детей - неоднократно видела, как они расстёгиваются.
    Спасибо, попробую поискать, вещь очень полезная, иногда очень нужно что-то безопасно застегнуть, теперь понятно чем.

    А они из чего обычно делаются - из латуни? Или медные?.. Есть ли разница?..

    Эта фибула из бронзы (сплав меди, олова и др. металлов, без цинка), это старинный сплав, сейчас может делают и из латуни, но нам бронза больше нравится. Латунь - сплав меди и цинка в основном. Бронза более твердый сплав.

    Современные сплавы, говорят, да, сильно отличаются от старинных. И серебро рекомендуют старинное выбирать - говорят современное хуже. Правда или нет - не знаю, но в общем в это вполне верится почему-то...

    старинный - в смысле давно известный:) а вообще-то бронза современная. Не знаем, правда ли, что старинные сплавы лучше, смотря наверно какие и откуда, ведь подделок всяких было много во все времена, и просто небрежной работы, просто история запоминает хорошее, а всякий хлам не сохраняется... А разные старинные украшения и посуда, дошедшие до нас, и в те времена были дорогими, а значит, и более высокого качества... Хотя серебро старинное было чище. Многие секреты утеряны, но много новых и открыто... Сейчас ещё подделок очень много развелось... Чистое серебро легко проверить - чем оно чище, тем лучше оно пишет на бумаге, а чем больше примесей, тем оно твёрже и соответственно меньше след, но с другой стороны - чистое (мягкое) быстрее снашивается... Вопрос интересный и непростой.

    Про серебро не знала что так проверять нужно. Интересно..
    Тут, наверное, как повезёт. Уж какая вещь достанется. В общем, может быть, даже и не столько важно.
    А вот ещё кстати - от металла потом сильно руки пахнут, это от любого сплава или от меди нет?..

    Пахнут наверно от того, что металл взаимодействует с кожными выделениями. И бронза, и латунь, и медь - все они легко окисляются. Не меняются только золото, серебро, платина и прочее, ну и ещё нержавейка:) Но фибула не соприкасается с телом, застегнул её и всё, контакт непродолжительный, это не должно мешать.

    Примерно так и думала, в общем конечно ничего страшного. А хуже и неприятнее всего пахнут деньги - монеты. :-)

    Вот такую фибулу сделал мне муж для мягкой игрушки:)

    А вот ещё одна фибула, для Снегурочки, она ещё меньше - 7мм в диаметре:)

    Маленькие - а как настоящие большие. :-) Это из проволочек?..

Для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья . При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы , среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Фибула"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Шаров О.В. // STRATUM plus. - Кишинёв, 1999. - № 3 . - С. 189-206 .
  • Воронов Ю. Н. // КСИИМК. - М ., 1983. - № 176 . - С. 29-33 .

Отрывок, характеризующий Фибула

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Похожие публикации