Энциклопедия пожаробезопасности

Прикладная метеорология. Направление «Прикладная гидрометеорология» (бакалавриат) Перспективы на будущее

Основная цель программы - подготовка кадров в области метеорологии,гидрологии, гидрогеологии, русловедения, океанологии, геоэкологии иприродных энергетических процессов.

Программа обеспечивает получение профессиональных знаний и навыков ворганизационно-управленческой и производственной деятельности вуказанных областях, а также геоинформационных технологий, дистанционныхметодов, природно-энергетических процессов и их использования,водохозяйственных расчетов, оценки техногенного воздействия и развитиядеструктивных процессов, программирование, моделирование ипрогнозирование развития природных процессов.

Сроки обучения: 10 месяцев (520 часов).

Формы обучения: вечерняя, заочная.
Вечерняя форма обучения предполагает лекционные, семинарские и практические занятия, зачетные и выпускные работы.

Начало занятий – сентябрь - октябрь

Стоимость обучения: 84 000 руб.

Программа имеет ряд специализаций:
  • Климатические прогнозы и прогнозы погоды
  • Гидрология и гидроэкология
  • Гидрологические условия и оценка их динамики
  • Эрозия почв и русловые процессы
  • Состояние и прогноз морских поборежий и шельфов
  • Энергетические процессы в атмосфере и гидросфере
  • Геоэкологическая устойчивость природных систем
Руководители специализаций:
  • Член-корр.РАН А.С.Добролюбов;
  • Профессор А.В.Кислов;
  • Профессор Р.К.Клиге;
  • Профессор А.А.Соловьёв;
  • Профессор В.И.Соломатин;
  • Профессор Р.С.Чалов.
Занятия проводят ведущие специалисты ряда факультетов МосковскогоУниверситета, академических, научно-исследовательских и проектныхинститутов, министерств и ведомств.

Основные лекционные курсы:

Климатические прогнозы и прогнозы погоды.
Климатология. Загрязнение окружающей среды. Экологическая климатология.Прогноз погоды. Прогноз климата. Моделирование климата. ГИС. Базыданных. Программирование (собственно программирование, форматы данных идр.).

Гидрология и гидроэкология.
Гидрологические расчеты. Моделирование гидрологических процессов.Гидрологические прогнозы. Водохозяйственные расчеты. Загрязнение речныхвод. Базы данных. Программирование (собственно программирование,форматы данных и др.).

Гидрогеологические условия и оценка их динамики.
Типы подземных вод и условия их формирования. Взаимодействиеповерхностных и подземных вод. Развитие гидрогеологических процессов.Формирование и оценка подземных вод. Экологические проблемыгидрогеологических условий и их мониторинг.

Эрозия почв и русловые процессы.
Динамика склоновых и русловых потоков. Эрозия почв и овражная эрозия.Русловые процессы: факторы, механизмы, морфодинамика речных русел;антропогенная трансформация. Устья рек. Моделирование русловых иэрозионных процессов. Опасные проявления и экологические проблемы;прогнозирование эрозионных и русловых процессов. Противоэрозионныемероприятия и регулирование русел.

Состояние и прогноз морских побережий и шельфов.
Методы морских гидрологических прогнозов. Прогнозы стихийныхгидрометеорологических явлений на морях. Оценки возможного измененияклимата и уровня Мирового океана для обоснования вероятных сценариевпрогноза развития прибрежно-шельфовых зон. Позднечетвертичная историяшельфа как основа прогноза его развития. Антропогенное воздействие наприбрежно-шельфовую зону.

Энергетические процессы в атмосфере и
гидросфере.

Расчеты возобновляемой энергетики моря и вод суши. Атмосферныепреобразователи солнечной энергии. Оценка взаимодействия энергетики иокружающей среды. Развитие использования возобновляемых источниковэнергии. Базы данных. Основы программирования, вычислительных истатистических методов решения эколого-географических задач энергетики.

Геоэкологическая устойчивость геосистем.
Геоэкологический прогноз изменений природной среды при хозяйственномосвоении арктических территорий и шельфа. Типы техногенных воздействийи развитие деструктивных процессов на осваиваемых территориях. Методыоценки и прогноза устойчивости мерзлотных геосистем под влияниемтехногенных воздействий и климатических изменений.. Географиягеоэкологической ситуации в Арктике. Проблемы и методы освоенияресурсов арктического шельфа.

Слушатели программы проходят производственную практику в лабораториях МГУ и в ряде профильных предприятий г. Москвы.

Учебный план программы «Прикладная гидрометеорология»

Документы, необходимые для поступления на программу.

Документы, необходимые для поступления на программы дополнительного образования: копии паспорта и диплома о высшем образовании, заявка, анкета, 3 экземпляра договора. Документы можно переслать по электронной почте на адреса:agisheva @pochta .ru , anastasyast@ yandex. ru . Договор необходимо передать в распечатанном виде или переслать по почте в конверте.

Метеоролог - одна из самых редких и романтических профессий. Ведь ее представители являются непременными участниками различных экспедиций, проводят зимы на полярных станциях. Чаще всего они работают в малонаселенных районах, на борту лайнеров, кораблей, самолетов и т. д. Представители данной профессии могут бывать в таких местах, которые недоступны для простых смертных. Однако в действительности работа эта не так романтична и легка, как может показаться на первый взгляд наивному выпускнику или желающему получить новую квалификацию взрослому. В чем же состоят ее особенности? И что это значит - быть метеорологом?

Определение

Если говорить коротко, метеоролог - это специалист, который занимается исследованиями погодных явлений. Работа эта, хотя и является очень востребованной, все же не принадлежит к категории высокооплачиваемых. Обязанности представителей данной профессии заключаются в наблюдении за теми изменениями, которые происходят в атмосфере. В процессе своей работы метеорологи используют различные технические приборы, а также получают дополнительные сведения от космических спутников.

Метеоролог - это тот, кто на основе имеющихся данных составляет погодные предсказания на различные промежутки времени, а также рассчитывает время наступления стихийных бедствий. Наблюдения проводятся в различное время суток - рабочий день представителей данной профессии никак нельзя называть нормированным. В том случае, когда метеостанция расположена далеко от поселка или города, метеорологи работают посменно. Кроме того, метеоролог - это специалист, занимающийся исследованиями окружающей среды. Данные, которые получают синоптики в процессе своей работы, важны для самых разных сфер деятельности: авиации, строительства, судоходства, а также сельского хозяйства.

Требуемые качества

Для того чтобы успешно выполнять свои обязанности, представитель этой профессии должен обладать несколькими важными качествами:

  • умением мыслить аналитически;
  • склонностью к естественным наукам;
  • внимательностью и эрудицией;
  • отличной памятью;
  • способностью концентрироваться в течение длительного времени;
  • хорошим здоровьем, а также выносливостью.

Как получить профессию?

Чтобы получить профессию метеоролога, необходимо закончить вуз, специализирующийся на данном профиле. К примеру, такое учебное заведение есть в Российский государственный гидрометеорологический университет. Но помимо профильных вузов данной специальности обучают в любом учебном заведении, где есть кафедра географии. Тому, кто хочет посвятить свою жизнь этой профессии, необходимо получить образование в одной из следующих сфер:

  • география;
  • прикладная гидрометеорология;
  • картография и геоинформатика.

Особенности работы

Одно из главных личностных качеств, которым должен обладать каждый представитель этой профессии - объективность. Метеоролог - это тот, кто в большинстве случаев производит наблюдения в одиночку. Данные, полученные им, нет возможности ни проверить, ни исправить в дальнейшем. Поэтому объективность должна стать главным принципом в работе каждого метеоролога - и в процессе наблюдений, и во время обработки записей.

Еще одна особенность такой работы - это постоянная концентрация на происходящих в природе изменениях. Мало кто знает, что прогнозы метеорологов составляются в течение длительного времени - работник должен часами следить за погодой без возможности хотя бы на время отвлечься и заняться другим делом.

Вместе с тем, сложно найти столь интернациональную профессию. Ведь наблюдение за постоянно изменяющейся атмосферой невозможно без интернационального сотрудничества. Явления природы возникают независимо от государственных границ, а обмен данными происходит на территории всей планеты. Результаты наблюдений метеоролога должны быть сопоставлены при помощи единой для всего мира системы мер, одной для всех государств методики наблюдений.

Погода никогда не бывает постоянной, а ее изменения подвержены сложным закономерностям. Каким бы спокойным ни казалось небо над головой, изменения могут обрушиться в любую минуту. Метеоролог никогда не работает с одной и то же ситуацией, ведь настолько разнообразны, что никем не были составлены две одинаковые погодные карты. Еще одна интересная особенность работы метеорологов заключается в том, что у них есть коллеги по всему земному шару. Как правило, представители данной профессии вне зависимости от гражданства и национальности легко находят друг с другом общий язык.

Огромное разнообразие материалов, а также обилие получаемых цифровых данных - еще одна особенность данной профессии. Метеорологам не обойтись без использования различной цифровой техники, а также приемов математической статистики. Как известно, представителям этой сферы необходима хорошая инженерно-математическая подготовка. Порядка четверти всего учебного времени в вузах на факультете метеорологии занимают физико-математические дисциплины.

Другие направления

День метеоролога отмечается по всему миру 23 марта. Но его празднуют не только сами метеорологи, но и представители некоторых смежных профессий, непосредственно связанных с метеорологией. Например, все большую популярность приобретают профессии метеоролога-техника и техника-аэролога.

У метеоролога-техника могут быть различные трудовые обязанности, в зависимости от того, на какой станции он работает. Например, он может выполнять наблюдения за атмосферой, заниматься техническим обслуживанием и ремонтом аппаратуры, составлением таблиц для наблюдений, обработкой полученных метеорологом материалов, окончательной подготовкой данных для средств массовой информации и других потребителей.

Техники-аэрологи работают, главным образом, с приборами для зондирования и исследования различных слоев атмосферы. Они измеряют температуру, влажность воздуха, уровень атмосферного давления.

05.03.05 «Прикладная гидрометеорология» профиль подготовки «Прикладная метеорология» (очная/заочная)

Тематика научных исследований:

Область научных исследований, включает современные методы и технологии мониторинга природной среды, анализа и прогноза состояния атмосферы, океана и вод суши, оценку их возможного изменения, вызванного естественными и антропогенными причинами, обеспечение безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования на основе учета гидрометеорологических условий и климатических факторов.

Перечень научно-исследовательских работ, проводимых в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Исследование компонентов радиационного баланса Земли по данным спутниковых измерений и изучение реакции глобальной климатической системы (код проекта №2179 задание № 2014/203 2014-2016 гг.). Научный руководитель - д.ф-м.н. М.Б.Богданов.

Перечень проектов, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований:

1. Исследование пространственно-временного распределения альбедо и поглощённой солнечной радиации на Земле по данным радиометров ИКОР-М (16-35-00284 2016-2017 гг.) Научный руководитель - к.г.н. М.Ю. Червяков.

Перечень проектов, финансируемых общественными организациями и фондами:

1. Спутниковый мониторинг радиационного баланса Земли и построение карт распределения его компонентов (РГО №40/2016-Р 2016-2017 гг.). Научный руководитель - к.г.н. М.Ю. Червяков.

2. «Академия Арктика» (Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) 2016-2017 гг.). Научный руководитель - к.г.н. М.Ю. Червяков.

3. Разработка пространственно-временной изменчивости составляющих радиационного баланса Земли по данным гидрометеорологических спутников серии “Метеор-М” («УМНИК» №9008ГУ/2015 2016-2017 гг.). Научный руководитель - к.г.н. М.Ю. Червяков.

Перечень программ и свидетельств:

1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013618768 «Программа редактирования и анализа полей для ИКОР «IKOR Fields Editor» от 17 сентября 2013 года.

Ежегодно географический факультет совместно с Министерством образования Саратовской области проводит городской и региональный этапы всероссийской олимпиады по географии среди школьников.

Ежегодно географический факультет СГУ проводит научные конференции, на которых сотрудники, аспиранты, магистры и бакалавры факультета представляют свои научные результаты по различным разделам Наук о Земле. По итогам конференции лучшие доклады публикуются в переодическом журналу СГУ, индексируемом базой данных РИНЦ.

Саратовским государственным университетом геологическим и географическим факультетом издается журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле» – научно-теоретическое периодическое издание, в котором публикуются общетеоретические, методические, дискуссионные, критические статьи, результаты исследований по геологическим и географическим научным направлениям, по актуальным и фундаментальным вопросам естественнонаучных исследований в области Наук о Земле. Журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, и индексируется базами данных РИНЦ.

Результаты научно-исследовательской деятельности бакалавров докладывались на всероссийских и международных конференциях, были отмечены призовыми местами и грамотами.

Прикладная гидрометеорология позволяет с помощью анализа данных о состоянии природной среды делать прогнозы о возможных изменениях воды и атмосферы под влиянием разных естественных и антропогенных факторов.Основные функции заключаются в мониторинге окружающей среды с помощью современного радиолокационного оборудования и данных со спутников, а также составлении прогнозов относительно ее изменений. Основным объектом изучения являются водные ресурсы, а также атмосферные явления. Студенты учатся обрабатывать полученную информацию, выявлять в ней ошибки, сводить данные воедино, составлять на их основе прогнозы, контролировать состояние гидроресурсов, в том числе снежного и ледяного покрова, оценивать климат в регионе, проводить мониторинг загрязнения, оценивать влияние антропогенного фактора на природу, оценивать риски, сопровождающие внедрение новых технологий. Таким образом, деятельность гидрометеорологов содержит две основные миссии. Первая – прогнозы изменений водных ресурсов с практической точки зрения, чтобы предотвратить возможное негативное воздействие от изменения погоды. Второе – экологическая безопасность и работа по уменьшению загрязнения.

Похожие публикации