Энциклопедия пожаробезопасности

Министерство обороны российской федерации личный. Министерство обороны российской федерации. Рода войск центрального подчинения

31 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Утверждена новая редакция Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р. В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапа (в предыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

29 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг членам семей погибших военнослужащих Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2019 года №12-П. В целях устранения правовой неопределённости действующего законодательства предлагается установить, что членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти будут компенсированы не только расходы на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах, но и взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

29 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка передачи движимого и недвижимого имущества органам военной прокуратуры и военным следственным органам В соответствии с действующим законодательством занимаемые органами военной прокуратуры и военными следственными органами Следственного комитета здания, сооружения, другое недвижимое и движимое имущество с 1 января 2017 года закрепляются за Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом на праве оперативного управления. Однако большинство таких объектов находится на территориях воинских частей, других воинских формирований, военных городков, в связи с чем они не могут быть обособлены и переданы Следственному комитету или Генеральной прокуратуре на праве оперативного управления. В целях совершенствования правового режима использования такого имущества и его приведения в соответствие с общими нормами гражданского законодательства законопроектом предлагается предоставлять Следственному комитету и Генеральной прокуратуре находящееся у них в пользовании имущество не только на праве оперативного управления, но и на праве безвозмездного пользования.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения государств СНГ об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании Соглашение подписано 6 июня 2018 года в Кызыле.

17 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о правовом регулировании вопросов привлечения военнослужащих к материальной ответственности за причинённый ущерб Законопроект разработан в целях приведения отдельных положений Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в соответствие с законодательством с учётом сложившейся судебной практики и направлен на совершенствование работы по защите имущественных интересов государства, а также прав военнослужащих. Предлагается, в частности, приостанавливать срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности на период производства предварительного расследования или судебного разбирательства. Кроме того, военнослужащему должна быть предоставлена возможность возместить ущерб с рассрочкой платежа. К материальной ответственности предлагается привлекать командиров, не принявших необходимых мер к возмещению виновными лицами причинённого воинской части ущерба.

16 апреля 2019 , Об индексации в 2019 году отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств Постановление от 12 апреля 2019 года №435. Утверждено решение об индексации с 1 января 2019 года размеров страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных компенсаций отдельным категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4,3%.

25 марта 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны Распоряжение от 25 марта 2019 года №511-р. С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

18 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

18 февраля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о расширении обязанностей командира в Вооружённых Силах Законопроектом предлагается уточнить формулировку пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части ответственности командиров.

13 февраля 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении порядка включения военнослужащих в число участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения Распоряжение от 12 февраля 2019 года №197-р. В целях исключения возможности неоднозначного толкования части 2 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» законопроектом предлагается закрепить норму о добровольном участии в накопительно-ипотечной системе военнослужащих, которые ранее не воспользовались правом стать её участниками, были уволены с военной службы и в дальнейшем заключили новые контракты о прохождении военной службы.

4 февраля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка включения военнослужащих в число участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения В целях исключения возможности неоднозначного толкования части 2 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» законопроектом предлагается закрепить норму о добровольном участии в накопительно-ипотечной системе военнослужащих, которые ранее не воспользовались правом стать её участниками, были уволены с военной службы и в дальнейшем заключили новые контракты о прохождении военной службы.

17 января 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении порядка обеспечения военнослужащих жильём Распоряжение от 17 января 2019 года №21-р. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года №34-П «По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в связи с жалобой гражданина А.В.Удовиченко». Действующим законодательством установлен запрет на обеспечение военнослужащего, являющегося членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включённого в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), жилым помещением другим способом, нежели путём приобретения или строительства жилых помещений по программе НИС. Эту норму КС признал неконституционной и ущемляющей права военнослужащего. Законопроектом предлагается скорректировать законодательство в соответствии с этим решением Конституционного Суда.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект об уточнении порядка обеспечения военнослужащих жильём Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года №34-П «По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в связи с жалобой гражданина А.В.Удовиченко». Действующим законодательством установлен запрет на обеспечение военнослужащего, являющегося членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включённого в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), жилым помещением другим способом, нежели путём приобретения или строительства жилых помещений по программе НИС. Эту норму КС признал неконституционной и ущемляющей права военнослужащего. Законопроектом предлагается скорректировать законодательство в соответствии с этим решением Конституционного Суда.

16 ноября 2018 , Отдельные вопросы национальной обороны Об изменениях в порядке предоставления военнослужащим целевых жилищных займов Постановление от 10 ноября 2018 года №1345. В Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов внесены изменения. Устанавливается возможность предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа для погашения или рефинансирования ранее полученного кредита для приобретения жилого помещения. В связи со снижением процентной ставки по кредиту и формированием нового графика погашения кредита с учётом текущих размеров накопительного взноса условия нового кредита для военнослужащих будут улучшены.

1

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Стратегию государства в сфере безопасности реализует проводящее национальную военную политику Министерство обороны Российской Федерации. Интересно ознакомиться с историей появления и эволюции оборонного ведомства страны, его теперешними функциями и, главное, структурой.

История создания и развития министерства обороны в Российской Федерации

Впервые оборонное ведомство появилось в России в 1531 году в виде Разрядного приказа, в чьи функции входило ведение воинских дел, собирание и упорядочивание войска, возведение фортификационных сооружений.

В 1719 Петр Великий учредил новый управляющий орган в оборонной сфере - Военную коллегию. Спустя столетие Александр I преобразовал ее в Военное министерство.

Дальнейшие ключевые вехи развития оборонного управления в Российской империи:

  • 1815 - появление Главного штаба Его императорского величества (прообраз нынешнего Генштаба);
  • 1860-70-е - формирование территориальной структуры управления обороной империи с делением ее на военные округа (ВО). Появление воинской обязанности для мужского населения, относящегося ко всем сословиям;
  • 1914 - введение Ставки Верховного главнокомандующего.

В 1917 году революционные власти вместо «старорежимного» Военного министерства создали Народный комиссариат по военным делам и Наркомат по морским делам, координация деятельности которых легла на Совет Рабочей и Крестьянской обороны. В 1923 комиссариаты были подвергнуты слиянию.

В эпоху СССР:

  • В 1944 г. создан Наркомат обороны РСФСР и такие же ведомства в других республиках Союза;
  • В 1946 наркоматы превращены в министерства;
  • В 1978 расформированы военные ведомства союзных республик с передачей соответствующих функций МО СССР, прекратившего деятельность с развалом Союза.

Мало кто об этом помнит, но современное Минобороны - не ровесник Российской Федерации. Новое российское государство, признанное преемником Советского Союза, основано 26 декабря 1991 года или в день принятия декларации об упразднении СССР. А пятью днями ранее Россия, как субъект только что основанного Содружества Независимых Государств, подписала с другими бывшими союзными республиками соглашение о временном поручении последнему главе минобороны СССР Шапошникову военного командования в их границах.

В период экономического кризиса, ознаменовавшего пресловутые «лихие девяностые», руководству Минобороны и государства удалось сохранить боеспособные Вооруженные силы (ВС).

Развитие ведомства шло по следующей хронологии:

  • 11 ноября 1998 г. - установлено новое положение о МО, наделившее его наряду с ГШ ВС РФ статусом центрального управляющего военного органа;
  • В 1997-1998 гг. - ВС претерпели существенные преобразования. Это объединение ракетных и военно-космических войск с силами противоракетной обороны, слияние противовоздушных и военно-воздушных сил, знаменующее превращение пятивидовой структуры ВС в четырёхвидовую. Тогда же были объединены Забайкальский и Сибирский ВО в СибВО, Приволжский и Уральский - в ПУрВО;
  • В марте 2001 в системе, подведомственной Министерству обороны, появились Космические войска;
  • В 2007 начались кардинальные реформы в ВС РФ под началом главы Минобороны Анатолия Сердюкова, включающие старт программы перевооружения армии;
  • В июле 2010 президентским указом учреждены 4 оперативно-стратегических командования с одновременным уменьшением числа ВО, их переформированием в Западный, Южный, Центральный и Восточный;
  • 1 декабря 2011 основаны Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), поглотившие космические;
  • 6 ноября 2012 А. Сердюков отправлен в отставку, его пост занял возглавляющий ведомство ныне Сергей Шойгу;
  • 1 августа 2015 утверждено создание Воздушно-космических сил (ВКС) через слияние ВВКО с ВВС.

Штаб-квартира ведомства размещена в Москве по ул. Знаменка, дом 19.

Чем занимается Министерство обороны РФ

Сегодня, по данным официального веб-ресурса МО, российские ВС не только сдерживают военные угрозы безопасности страны, но также защищают ее политические и экономические интересы. Обе задачи решаются комплексно и разнопланово.

Ярким подтверждением служит российское присутствие в Сирии, где оборонное ведомство занимается не только выполнением оборонных задач (главным образом силами ВКС и ПВО), но и выполняет гуманитарную миссию, что отвечает политико-экономическим приоритетам России в арабской республике и ближневосточном регионе в целом.

Сдерживая угрозы безопасности и пресекая враждебные действия субъектов, посягающих на российские национальные интересы, ВС:

  • заблаговременно выявляют неблагоприятные изменения военно-политической ситуации, признаки подготовки к агрессии относительно России и/либо ее союзников;
  • держат военные силы и средства (в приоритете ядерные) в абсолютной боеготовности для немедленного отпора агрессору с нанесением наступающей стороне адекватного урона;
  • поддерживают мобилизационный потенциал войск;
  • поддерживают способность войсковых частей к развертыванию при возможном переходе на режим военного времени.

Обеспечивая государственные политико-экономические интересы, МО, как один из госорганов исполнительной власти:

  • принимает меры по обеспечению безопасности россиян в местах вооруженных конфликтов и нестабильной гражданско-политической обстановки;
  • устраняет угрозы для безопасной экономической деятельности РФ и/либо представляющих ее хозяйствующих субъектов;
  • защищает государственные интересы за пределами территории страны в ее водах и Мировом океане;
  • проводит по распоряжению Верховного главнокомандующего военные операции ВС в определенных регионах, представляющих особую важность для России;
  • противоборствует информационной агрессии.

Проведение силовых акций ВС в мирное время предусмотрено в целях:

  • соблюдения государством союзнических обязательств;
  • борьбы с международным терроризмом , сепаратизмом, недопущения диверсий и терактов;
  • миротворчества;
  • обеспечения режима военного (чрезвычайного) положения на определенной территории внутри РФ по распоряжению верховной власти;
  • сохранения от посягательств государственной границы страны на суше, в воздухе, морских и пресных водах;
  • реализации политики санкций;
  • недопущения экологических катастроф и иных ЧС, прекращения их последствий.

Военная сила пускается в действие при начале войны либо вооруженного конфликта.

Сегодня деятельность ВС планируется исходя из потребности держать войска в постоянной готовности к всевозможным оборонительным и наступательным действиям, способности защитить страну сразу в двух вооруженных конфликтах (одной войне и одном конфликте, двух войнах), применять миротворческие средства как в составе международных контингентов, так и собственными формированиями.

Задачи ВС в военное время - отразить агрессию врага надлежащими / необходимыми средствами, оперативно провести развертывание, после чего обеспечить ликвидацию вооружений и живой силы неприятеля, кроме захваченных и сдавшихся.

Структура министерства обороны

Структурное устроение ведомства:

  • Министр обороны - глава ведомства, утверждающий его структуру, осуществляющий общее руководство деятельностью, обеспечивающий выполнение распоряжений Президента РФ в деле обороны страны и иных функций МО;
  • Первые заместители министра - лица, осуществляющие текущую координацию функционирования ведомства и военных сил, контролирующие работу МО;
  • Заместители министра - лица, управляющие направлениями деятельности (управление делами, материально- и военно-техническое обеспечение, жилищное и медицинское обеспечение, финансово-хозяйственная деятельность, кадровая и физкультурно-спортивная работа, научно-исследовательская работа и применение новейших технологий, международное сотрудничество);
  • Генеральный штаб ВС РФ - орган оперативного руководства ВС и планирования оборонных мероприятий государства;
  • Главные управления (далее - ГУ), управления, департаменты, службы МО РФ - подразделения ведомства, управляющие ВС по различным направлениям;
  • Главные командования - командующие органы видов ВС;
  • Командования - командующие органы важнейших видов войск.

Министр обороны РФ

Пост главы МО РФ занимает генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович.

Главу оборонного ведомства назначает на должность и увольняет Президент России.

Заместители министра обороны

Заместители министра выполняют следующие функции:

  • Начальник Генерального штаба ВС РФ - первый заместитель Министра - руководит Генштабом, управлениями оперативной и боевой подготовки, ГУ военной полиции, рядом других структурных подразделений МО;
  • Первый заместитель Министра руководит юридическим департаментом, подразделениями по контролю и аудиту;
  • Замминистра - руководитель Аппарата МО - обеспечивает управление делами, протокольной и организационной работой;
  • Статс-секретарь - замминистра - руководит кадровой работой, организацией физподготовки и спорта;
  • Замминистра - начальник Главного военно-политического управления ВС РФ - помимо возглавляемого ГУ, руководит работой департамента культуры, общественной приемной и геральдической службы.

Другие заместители министра руководят упомянутыми выше направлениями деятельности МО.

Генеральный штаб вооруженных сил РФ

Генштаб обладает собственным структурным устройством, включающим ГУ и управления.

Его важнейшее подразделение - Национальный центр управления обороной РФ, представляющий собой главный КП.

В структуру ГШ входит также архивная служба.

Главные управления

Структура МО РФ включает двенадцать ГУ.

  1. Главное управление вооружения организует разработку проектов госпрограммы вооружения и гособоронзаказа, планирует и курирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и оружейные госзакупки:
  2. ГУ боевой подготовки координирует соответствующую работу в отечественных войсках, руководит обеспечением материальной базы в данной области:
  3. ГУ военной полиции призвано защищать жизнь и безопасность военных лиц и штатских служащих, заботиться о правопорядке в ВС, охране режимных объектов ведомства:
  4. Три ГУ отвечают за совершенствование систем ракетно-артиллерийского, автобронетанкового вооружения, обеспечение железнодорожных войск.

Задачи остальных:

  • комплектование ВС, управление прохождением военной и штатской службы, работа с личным составом / персоналом;
  • осуществление военного взаимодействия с зарубежными партнерами;
  • охрана здоровья военных и гражданских лиц, несущих службу в оборонной системе;
  • организация научной и инновационно-исследовательской работы;
  • проведение инспекций / проверок войск, госнадзор в ВС и на оборонных объектах;
  • организация политической, социальной, патриотической работы, кадровое обеспечение военно-политических органов ВС.

Управления

Структура МО РФ включает девятнадцать управлений, координирующих направления деятельности ведомства, не относящиеся к компетенции ГУ и департаментов. Это управления начальников отдельных войск, 9 управление МО РФ, занимающееся секретными объектами, управление делами и оргуправление, управление Росвоенипотекой, Госэкспертиза МО и другие подразделения.

Департаменты

Департаменты в структуре МО РФ руководят следующими направлениями обеспечения ВС:

  • материально-техническое;
  • имущественное;
  • ресурсное;
  • транспортное;
  • финансовое;
  • жилищное;
  • правовое;
  • социальных гарантий;
  • эксплуатация зданий и оказание коммунальных услуг воинским подразделениям.

Другие департаменты отвечают за информационные системы, взаимодействие с масс-медиа, госзакупки, воплощение гособоронзаказа и его финмониторинг, аудит госконтрактов МО, финансовый контроль над ведомством, культработу.

Помимо департаментов, существуют службы: оркестровая, геральдическая, гидрометеорологическая и безопасности полетов военной авиации.

Главные командования

Количество Главных командований равняется числу видов Вооруженных Сил РФ.

Сегодня их три:

  1. Сухопутные войска;

Командования

Двумя родами войск - РВСН и ВДВ - руководят их Командования.

Что вы думаете о структуре отечественного Минобороны и стоящих перед ведомством задачах? Поделитесь своим мнением в комментариях, оно важно для нас!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Похожие публикации