Энциклопедия пожаробезопасности

Митоз и мейоз в помощь к сдаче егэ. Как определить фазу и ноль без приборов: определяем где фаза где ноль по проводам и с индикаторной отверткой Когда нужно учитывать порядок

С гаплоидным набором хромосом;

При оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;

Рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках .

2. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

В конце те-ло-фа-зы мей-о-за I набор хро-мо-сом - n; число ДНК - 2с;

В ана-фа-зе мей-о-за II набор хро-мо-сом - 2n (n + nна каждом полюсе); число ДНК - 2с;

В конце те-ло-фа-зы I про-изо-шло ре-дук-ци-он-ное де-ле-ние, число хро-мо-сом и ДНК умень-ши-лось в 2 раза, хро-мо-со-мы дву-х-ро-ма-тид-ные;

В ана-фа-зе мей-о-за II к по-лю-сам рас-хо-дят-ся сест-рин-ские хро-ма-ти-ды (хро-мо-со-мы) и становятся самостоятельными хромосомами, по-это-му число хро-мо-сом равно числу ДНК.

3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Га-ме-ты мха ку-куш-ки-на льна об-ра-зу-ют-ся на га-ме-то-фи-тах из га-п-ло-ид-ной клет-ки путём ми-то-за. Набор хро-мо-сом у гамет оди-нар-ный — n.

Споры мха ку-куш-ки-на льна об-ра-зу-ют-ся на ди-пло-ид-ном спо-ро-фи-те в спо-ран-ги-ях путём мей-о-за из ди-пло-ид-ных кле-ток. Набор хро-мо-сом у спор оди-нар-ный — n

4. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Клет-ки се-мя-за-чат-ка со-дер-жат ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом — 28 (2n2c).

Перед на-ча-лом мей-о-за в S-пе-ри-о-де ин-тер-фа-зы - удво-е-ние ДНК: 28 хро-мо-сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана-фа-зе мей-о-за 1 — к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-мо-со-мы, со-сто-я-щие из двух хро-ма-тид. Де-ле-ние ре-дук-ци-он-ное.


В конце мей-о-за I об-ра-зу-ет-ся клет-ка с на-бо-ром n2c —14 хро-мо-сом, 28 ДНК.

В мейоз II всту-па-ют 2 до-чер-ние клет-ки с га-п-ло-ид-ным на-бо-ром хро-мо-сом (n2c).

В ана-фа-зе мей-о-за II — к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-ма-ти-ды. После рас-хож-де-ния хро-ма-тид в те-ло-фа-зе II об-ра-зу-ет-ся 4 га-п-ло-ид-ных клет-ки с на-бо-ром nc — 14 хро-мо-сом, 14 ДНК

5. Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

7. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10 −9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Перед началом деления в исходной клетке количество ДНК удваивается и масса равна 2 · 6 · 10 - 9 = 12 · 10 - 9 мг;

После окончания деления в соматической клетке количество ДНК остаётся таким же, как в исходной клетке:

6 · 10 - 9 мг;

В половых клетках 23 хромосомы, то есть в два раза меньше, чем в соматических, соответственно масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6 · 10 - 9: 2 = 3 · 10 - 9 мг.

8. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК;

Способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.

9. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

Все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

Образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

10. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

На рисунке изображена метафаза митоза ;

Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;

В этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

11. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?

А - стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;

Б - стадия (зона) роста, клетка диплоидная;

В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

12. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Клет-ки се-мя-за-чат-ка со-дер-жат ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом - 28 (2n2c). Перед на-ча-лом мей-о-за в S-пе-ри-о-де ин-тер-фа-зы - удво-е-ние ДНК: 28 хро-мо-сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана-фа-зе мей-о-за 1 - к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-мо-со-мы, со-сто-я-щие из двух хро-ма-тид. Ге-не-ти-че-ский ма-те-ри-ал клет-ки будет (2n4c = n2c + n2c) - 28 хро-мо-сом, 56 ДНК. В мейоз 2 всту-па-ют 2 до-чер-ние клет-ки с га-п-ло-ид-ным на-бо-ром хро-мо-сом (n2c) - 14 хро-мо-сом, 28 ДНК. В ана-фа-зе мей-о-за 2- к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-ма-ти-ды. После рас-хож-де-ния хро-ма-тид число хро-мо-сом уве-ли-чи-ва-ет-ся в 2 раза (хро-ма-ти-ды ста-но-вят-ся са-мо-сто-я-тель-ны-ми хро-мо-со-ма-ми, но пока они все в одной клет-ке) - (2n2с = nc + nc) - 28 хро-мо-сом, 28 ДНК.

13. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

14. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК. 1. Клет-ка со-дер-жит 8 хро-мо-сом и 8 мо-ле-кул ДНК. Это ди-пло-ид-ный набор. 2. Перед де-ле-ни-ем в ин-тер-фа-зе про-ис-хо-дит удво-е-ние мо-ле-кул ДНК. (8 хро-мо-сом и 16 мо-ле-кул ДНК) 3. В те-ло-фа-зе 1 го-мо-ло-гич-ные хро-мо-со-мы рас-хо-дят-ся к по-лю-сам клет-ки, клет-ки де-лят-ся и об-ра-зу-ют 2 га-п-ло-ид-ных ядра. (4 хро-мо-со-мы и 8 мо-ле-кул ДНК).

15. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10 −9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты. Перед началом мейоза хромосомы удваиваются, общая масса ДНК становится 12 · 10 -9 мг. В профазе мейоза I никаких изменений количества хромосом еще не произошло, остается 12 · 10 -9 мг. В ходе первого деления мейоза количество хромосом уменьшилось в 2 раза, следовательно, в профазе мейоза II 6 · 10 -9 мг ДНК.

16. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Эпи-дер-мис листа имеет ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом. Взрос-лое рас-те-ние яв-ля-ет-ся спо-ро-фи-том.

Все клет-ки за-ро-ды-ше-во-го мешка га-п-ло-ид-ны, но в цен-тре на-хо-дит-ся ди-пло-ид-ное ядро(об-ра-зу-ет-ся в ре-зуль-та-те сли-я-ния двух ядер) - это уже не вось-ми-ядер-ный, а се-ми-кле-точ-ный за-ро-ды-ше-вый мешок. Это га-ме-то-фит.

Спо-ро-фит об-ра-зу-ет-ся из кле-ток за-ро-ды-ша се-ме-ни путем ми-то-ти-че-ско-го де-ле-ния. Га-ме-то-фит об-ра-зу-ет-ся путем ми-то-ти-че-ско-го де-ле-ния из га-п-ло-ид-ной споры.

17. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

В раз-мно-же-нии участ-ву-ет одна особь;

По-том-ки яв-ля-ют-ся ко-пи-я-ми ро-ди-тель-ской особи;

Новый ор-га-низм об-ра-зу-ет-ся из со-ма-ти-че-ских кле-ток (ве-ге-та-тив-ных ор-га-нов).

Помогите пожалуйста режить 2 работы, очень срочно надо. Надеюсь на вашу помощь, так как в биологии я не очень сильна. А1. Клетки сходные по строению и

выполняемым функциям, образуют 1) Ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм. А2. В процессе фотосинтеза растения 1) Обеспечивают себя органическими веществами 2) окисляют сложные органические вещества до простых 3) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4) Расходуют энергию органических веществ. А3. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей 1) Строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения. А4. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) Рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы. А5. Дезоксирибоза является составной частью 1) Аминокислот 2) белков 3) и РНК 4) ДНК. А6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) Питаются рибосомами; 2) поселяются в митохондриях; 3) Воспроизводят свой генетический материал; 4) Отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ. А7. Каково значение вегетативного размножения? 1) способствует быстрому увеличению численности особей вида; 2) ведет к появлению вегетативной изменчивости; 3) увеличивает численность особей с мутациями; 4) приводит к разнообразию особей в популяции. А8. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам? 1) Вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения. А9. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1500 А10. В состав вирусов, как и бактерий, входят 1) нуклеиновые кислоты и белки 2) глюкоза и жиры 3) крахмал и АТФ 4) вода и минеральные соли А11. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 10% 2) 40% 3)80% 4) 90% А12. Наибольшее количество энергииосвобождается при расщеплении одной связи в молекуле 1) Полисахарида 2) белка 3) глюкозы 4) АТФ 2 Вариант А1. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться 1) Происходят мутации 2) у особей возникают модификации 3) появляются новые комбинации генов 4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам. А2. Какое значение митохондрии в клетке 1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза 2) преобразуют энергию органических веществ в АТФ 3) осуществляют процесс фотосинтеза 4) синтезируют углеводы А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу 1) гаметогенеза 2) роста и развития 3) обмена веществ 4) процессов саморегуляции А4. Каковы цитологические основы полового размножения организма 1) способность ДНК к репликации 2) процесс формирования спор 3)накопление энергии молекулой АТФ 4) матричный синтез иРНК А5. При обратимой денатурации белка происходит 1) нарушение его первичной структуры 2) образование водородных связей 3) нарушение его третичной структуры 4) образование пептидных связей А6. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию 1) из цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую 3)ядра к митохондриям 4) ядра к рибосомам. А7. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки 1) соматические 2) с половиной набором хромосом 3)половые 4) споровые. А8. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит А) выделение 2) питание 3) дыхание 4) фотосинтез А9. Фаза деления в которых, хроматиды расходятся к разным полюсам клетки 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза А10. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит 1) Интерфаза; 2) профаза; 3) метафаза; 4) анафаза. А11. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе 1) Биосинтеза 2) дыхания 3) выделения 4) фотосинтеза. А12. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) Метафазе первого деления 2) Профазе второго деления 3) Анафазе второго деления 4) Телофазе первого деления

1)Как называется длительный исторический процесс происхождения человека?

Б1
Выберите черты и примеры бесполого размножения организмов.
А) томство генетически уникально Б) потомство –чные копии родителей В) размножение картофеля убнями Г) размножение картофеля семенами Д) потомство может развиваться из соматических клеток Е) в процессе участвуют два родителя адании В2 и запишите все буквы в нужной последовательности в таблицу Установите соподчинение систематических категорий, начиная с наименьшей. класс Двудольные Б) отдел Покрытосеменные В) вид Одуванчик лекарственный Г) царство Растения Д) семейство ожноцветные Е) род Одуванчик

С1
Как и где закодированы наследственные свойства организмов?

В чем заключается биологический смысл митоза?

Ответ

Получение дочерних клеток – точных копий материнской.

По какой причине после митоза получаются клетки-копии?

Ответ

В дочерние клетки при митозе расходятся дочерние хромосомы, которые в начале митоза являлись хроматидами одной хромосомы. Две хроматиды одной хромосомы одинаковы, поскольку получились в процессе удвоения ДНК по принципу комплементарности.

Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ

На рисунке изображена анафаза, поскольку происходит расхождение хромосом. Поскольку расходятся одинарные (однохроматидные) хромосомы, то это не может быть анафаза I мейоза. Поскольку в клетке имеются пары хромосом (пара больших и пара матеньких), то это не может быть анафаза II мейоза, в которой хромосомы непарные. Следовательно, на рисунке изображена анафаза митоза.

Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту фазу митоза. Ответ поясните.

Ответ

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Ответ

На рисунке изображена метафаза, поскольку хромосомы располагаются на экваторе клетки, на метафазной пластинке. Это не может быть метафаза I мейоза, потому что хромосомы состоят из двух хроматид, и не может быть метафаза II мейоза, потому что хромосомы представлены двумя парами. Следовательно, способ деления клетки на данном рисунке - митоз. В метафазу митоза заканчивается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке. В метафазе митоза в клетке двойной набор двойных хросом - 2n4c.

Каково значение интерфазы в жизни клетки?

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Задание 23


Назовите за­ро­ды­ше­вый листок за­ро­ды­ша позвоночного животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой 1. Какие типы тканей, ор­га­ны или части ор­га­нов формируются из него?


1) Циф­рой 1 на ри­сун­ке обозначена эктодерма.

2) Из эк­то­дер­мы образуются нерв­ная система и ор­га­ны чувств, кож­ные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя пресмыкающихся, когти, железы), пе­ред­ний и зад­ний отделы пи­ще­ва­ри­тель­ной системы (ротовая по­лость и пер­вая треть пищевода, ко­неч­ный отдел пря­мой кишки), на­руж­ные жабры.


Примечание.

НЕ для ответа! Для повторения!

2 - вторичная полость тела (целом)

3 - энтодерма

4 - гастральная полость

5 - мезодерма

6 - нервная пластинка


Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?


1) Митохондрия.

2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.


Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?


1) Тип и фаза деления: Мейоз - профаза1.

2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно комбинативная изменчивость


Примечание

в пункте 2 был указан процесс « конъюгация» , убран из критериев, т.к.

Конъ­юга­ция хро­мо­сом - по­пар­ное вре­мен­ное сбли­же­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом, во время ко­то­ро­го между ними может про­изой­ти обмен го­мо­ло­гич­ны­ми участ­ка­ми (а может и не произойти).

2) Процессы: конъюгация (синапсис ) - сближение и контакт гомологичных хромосом, кроссинговер - обмен гомологичными участками хромосом.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет (спор).

Без комбинативной изменчивости, т.к. об изменчивости можно говорить только судя по новому поколению организмов.

Си́напсис - конъюгация хромосом, попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками... (учебник для профильных классов под ред. Шумного

Следовательно кроссинговер - есть часть конъюгации как минимум по временным рамкам


Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте.

Какие процессы происходят в этой фазе?


1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.

2) Обоснование: Митоз - равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.

2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.


Запишите на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клетки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её название, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.


1. пищеварительная вакуоль

2. цитоскелет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ микрофиламенты

3. мембрана

4. шероховатая ЭПС или гра­ну­ляр­ная ЭПС

5. гладкая ЭПС

6. лизосома

7. ком­плекс Гольджи

8. рибосома

9. митохондрия

10. хроматин ИЛИ хромосома

11. ядро ИЛИ ядер­ный сок ИЛИ ядер­ный матрикс

12. ядрышко


Какое де­ле­ние и какая его фаза изоб­ра­же­ны на рисунке? Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n), число мо­ле­кул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.


2) ме­та­фа­за - за­кан­чи­ва­ет­ся формирование ве­ре­те­на деления: хро­мо­со­мы выстраиваются по эк­ва­то­ру клетки, об­ра­зу­ет­ся метафазная пластинка

3) Набор хро­мо­сом и число мо­ле­кул ДНК: 2n4c – в ин­тер­фа­зе в син­те­ти­че­ский период: про­ис­хо­дит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.


Назовите за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным знаком. Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?


1) сред­ний за­ро­ды­ше­вый ли­сток - мезодерма;

2) фор­ми­ру­ют­ся ткани: соединительная, мышечная;

3) фор­ми­ру­ют­ся си­сте­мы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая, кровь.


Схема стро­е­ния ка­ко­го ве­ще­ства изоб­ра­же­на на рисунке? Какие раз­но­вид­но­сти этого ве­ще­ства существуют? В чём со­сто­ит его уча­стие в об­ме­не веществ?


1) На ри­сун­ке изображён нук­лео­тид РНК (рибонуклеотид).

2) Рибонуклеотид входит в состав РНК (рибонуклеотид - мономер, РНК - полимер ).

РНК бы­ва­ет рибосомной, ин­фор­ма­ци­он­ной и транспортной.

3) РНК участ­ву­ет в био­син­те­зе бел­ков – в про­цес­сах тран­скрип­ции и трансляции.


Для информации

Из нуклеозидов, углеводным компонентом которых является рибоза, образуются рибонуклеотиды:

Аденозинмонофосфат (АМФ, или адениловая кислота);

гуанозинмонофосфат (ГМФ, или гуаниловая кислота);

цитидинмонофосфат (ЦМФ, или цитидиловая кислота);

уридинмонофосфат (УМФ, или уридиловая кислота).

Строение нуклеотидов можно представить на примере структурных формул аденозинмонофосфата и дезоксицидинмонофосфата.

Нуклеотиды выполняют ряд важнейших биологических функций. Прежде всего, они образуют нуклеиновые кислоты. Кроме этого, нуклеотиды входят в состав некоторых ферментов в качестве коферментов, а также участвуют в построении производных соединений, в которых аккумулируется энергия, необходимая для протекания процессов жизнедеятельности в клетке.



2) Метафаза мейоза II

3) На схеме изображен мейоз - метафаза II мейоза, так хромосомы имеют по две хроматиды, но представлены одной парой (нет гомологичной пары)

На схеме изображена метафаза, так хромосомы выстроены на экваторе клетки в одну линию,


Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.


2) телофаза II (цитокинез)

3) На схеме изображен мейоз - телофаза II мейоза, так две хромосомы имеют по одной хроматиде, представлены одной парой (нет гомологичной пары)

На схеме изображена телофаза, так как вокруг групп хромосом уже образуется ядерная оболочка, но цитокинез ещё не завершен.


Схема какого процесса представлена на рисунке?

Какой период гаметогенеза обозначен на рисунке цифрой III?

Назовите тип деления клеток, характерный для этого периода. Какого значение такого типа деления клеток?


1. Овогенез (оогенез) - процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток).

2. Цифрой III на рисунке обозначен период - созревание - образуется яйцо (или яйцеклетка) и три направительных (или редукционных) тельца.

3. Для этого периода характерен мейоз.

4. Значение такого типа деления клеток? В оогенезе из одного ооцита I порядка образуется лишь одна, но очень крупная половая клетка - яйцеклетка, содержащая гаплоидный набор хромосом и полный набор факторов, необходимых для начальных этапов развития зародыша.

Примечание

Процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток), во время которого клетки яичника - овогонии - превращаются в яйцеклетки, называется овогенезом. В овогенезе выделяют 3 периода: размножение, рост и созревание.

1-й период - размножение - заканчивается до рождения. Клетки зачаткового эпителия делятся митозом, и образуются овогонии.

Во 2-ом периоде - роста - образуются овоциты 1-го порядка , которые до полового созревания остаются на стадии профазы первого мейотического деления. Овоциты I порядка на этой стадии могут оставаться очень долго (десятки лет). С наступлением половой зрелости каждый месяц один из овоцитов I порядка увеличивается, окружается фолликулярными клетками, обеспечивающими питание.

Наступает 3-й период - созревание. Овоцит I порядка заканчивает первое мейотическое деление, и образуется 1 овоцит II порядка и полярное (редукционное) тельце. Второе мейотическое деление идет до стадии метафазы, но не продолжается дальше до тех пор, пока овоцит не соединится со сперматозоидом. Это происходит в яйцеводах. Овоцит II порядка заканчивает второе деление мейоза. При втором делении созревания образуется зрелое яйцо с тремя редукционными тельцами, которые впоследствии обычно дегенерируют.

Таким образом, из 1 овогонии образуются 1 овотида и 3 полярных тельца. Редукционные тельца разрушаются. Период формирования отсутствует.


Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.


2) Метафаза мейоза I (2n4c)

3) На схеме изображен мейоз - метафаза I мейоза, так хромосомы имеют по две хроматиды (представлены двумя парами).

Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям,

другим – к центромерам хромосом.


Назовите эмбриональные оболочки, обозначенные цифрами 1 и 2. Опишите особенности их строения и функции. У какого класса животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление


1) Хорион – наружная зародышевая оболочка, препятствует чрезмерной потере воды амнионом; служит для обмена между зародышем и окружающей средой (участвует в дыхании, питании, выделении, фильтрации и синтезе гормонов).

2) Амнион – зародышевая оболочка, заполненная амниотической жидкостью (водная среда для развития зародыша), защищает от высыхания и механических повреждений.

3) Первые амниоты – пресмыкающиеся. Появление оболочек связано с развитием зародыша в наземно-воздушной среде


К какому отделу и классу можно отнести изображённое на рисунке растение?

Ответ обоснуйте.


1) отдел покрытосеменные (цветковые), класс двудольные;

2) покрытосеменные, потому что есть цветок и плод;

3) двудольные, потому что цветок пятичленный, жилкование листьев сетчатое


К какому типу, подтипу и классу можно отнести изображённое на рисунке животное? Ответ обоснуйте


1) тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие;

2) тип Хордовые, подтип Позвоночные, потому что имеется костный скелет;

3) класс Млекопитающие, потому что имеется шерсть, вибрисы и дифференциация зубов.

Примечание .

Указываем только те признаки, которые можно увидеть.


Использованные материалы

В последние два года в вариантах тестовых заданий ЕГЭ по биологии стало появляться все больше вопросов по способам размножения организмов, способам деления клеток, отличиям разных стадий митоза и мейоза, наборам хромосом (n) и содержанию ДНК (с) в различных стадиях жизни клеток.

Я согласен с авторами заданий. Чтобы хорошо вникнуть в суть процессов митоза и мейоза надо не только понимать, чем они отличаются друг от друга, но и знать как меняется набор хромосом (n ), а, главное, их качество (с ), на различных стадиях этих процессов.

Помним, конечно, что митоз и мейоз — это различные способы деления ядра клеток, а не деление самих клеток (цитокинез).

Помним и то, что благодаря митозу происходит размножение диплоидных (2n) соматических клеток и обеспечивается бесполое размножение, а мейоз обеспечивает образование гаплоидных (n) половых клеток (гамет) у животных или гаплоидных (n) спор у растений.

Для удобства восприятия информации

на рисунке ниже митоз и мейоз изображены вместе. Как мы видим, эта схема не включает , в ней нет и полного описания того, что происходит в клетках при митозе или мейозе. Цель данной статьи и этого рисунка обратить ваше внимание только на те изменения, которые происходят с самими хромосомами на разных стадиях митоза и мейоза. Именно на это делается упор в новых тестовых заданиях ЕГЭ.

Чтобы не перегружать рисунки, диплоидный кариотип в ядрах клеток представлен всего двумя парами гомологичных хромосом (то есть n = 2). Первая пара — более крупные хромосомы (красная и оранжевая ). Вторая пара — более мелкие (синяя и зеленая ). Если бы мы изображали конкретно, например, кариотип человека (n = 23), пришлось бы рисовать 46 хромосом.

Так каков был набор хромосом и их качество до начала деления в интерфазной клетке в период G1 ? Конечно он был 2n2c . Клеток с таким набором хромосом мы на этом рисунке не видим. Так как после S периода интерфазы (после репликации ДНК) количество хромосом, хотя и остается прежним (2n), но, так как каждая из хромосом теперь состоит из двух сестринских хроматид, то формула кариотипа клетки будет записываться уже так: 2n4c . И вот клетки с такими двойными хромосомами, готовые уже приступить к митозу или мейозу, и изображены на рисунке.

Данный рисунок позволяет нам ответить на следующие вопросы тестовых заданий

— Чем отличается профаза митоза от профазы I мейоза? В профазе I мейоза хромосомы не свободно распределены по всему объему бывшего клеточного ядра (ядерная оболочка в профазе растворяется), как в профазе митоза, а гомологи объединяются и коньюгируют (переплетаются) друг с другом. Это может привести к кроссинговеру: обмену некоторыми идентичными участками сестринских хроматид у гомологов.

— Чем отличается метафаза митоза от метафазы I мейоза? В метафазу I мейоза по экватору клетки выстраиваются не отдельные двухроматидные хромосомы как в метафазе митоза, в биваленты (по два гомолога вместе) или тетрады (тетра — четыре, по числу задействованных в коньюгации сестринских хроматид).

— Чем отличается анафаза митоза от анафазы I мейоза? В анафазу митоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются сестринские хроматиды (которые в это время уже следует называть однохроматидными хромосомами ). Обратите внимание, что в это время, поскольку из каждой двухроматидной хромосомы образовалось две однохроматидные хромосомы, а два новых ядра еще не образовались, то хромосомная формула таких клеток будет иметь вид 4n4c. В анафазу I мейоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются двухроматидные гомологи. Кстати, на рисунке в анафазу I мы видим, что одна из сестринских хроматид оранжевой хромосомы имеет участки из красной хроматиды (и, соответственно, наоборот), а одна из сестринских хроматид зеленой хромосомы имеет участки из синей хроматиды (и, соответственно, наоборот). Поэтому мы можем утверждать, что в профазу I мейоза между гомологичными хромосомами происходила не только коньюгация, но и кроссинговер.

— Чем отличается телофаза митоза от телофазы I мейоза? В телофазу митоза в двух новых образовавшихся ядрах (двух клеток еще нет, они образуются в результате цитокинеза) будет содержаться диплоидный набор однохроматидных хромосом — 2n2c. В телофазу I мейоза в двух образующихся ядрах будет находиться гаплоидный набор двухроматидных хромосом — 1n2c. Таким образом, мы видим, что мейоз I уже обеспечил редукционное деление (количество хромосом снизилось вдвое).

— Что обеспечивает мейоз II ? Мейозом II называется эквационное (уравнительное) деление, в результате которого в четырех образовавшихся клетках будет находиться гаплоидный набор нормальных однохроматидных хромосом — 1n1c.

— Чем отличается профаза I от профазы II ? В профазу II ядра клеток не содержат гомологичных хромосом, как в профазу I, поэтому не происходит объединения гомологов.

— Чем отличается метафаза митоза от метафазы II мейоза? Очень «коварный» вопрос, так как из любого учебника вы запомните, что мейоз II в целом протекает как митоз. Но, обратите внимание, в метафазу митоза по экватору клетки выстраиваются двухроматидные хромосомы и у каждой хромосомы есть её гомолог. В метафазе II мейоза по экватору тоже выстраиваются двухроматидные хромосомы, но нет гомологичных. На цветном рисунке, как в этой статье выше, это хорошо видно, но на экзамене рисунки черно-белые. На этом черно-белом рисунке одного из тестовых заданий изображена метафаза митоза, так как здесь есть гомологичные хромосомы (большая черная и большая белая — одна пара; маленькая черная и маленькая белая — другая пара).

— Может быть и аналогичный вопрос по анафазе митоза и анафазе II мейоза .

— Чем отличается телофаза I мейоза от телофазы II ? Хотя набор хромосом в обоих случаях гаплоидный, но во время телофазы I хромосомы двухроматидные, а во время телофазы II они однохроматидные.

Когда писал на этом блоге подобную статью никак не думал, что за три года содержание тестов так сильно изменится. Очевидно, из-за сложностей создавать все новые и новые тесты, опираясь на школьную программу по биологии, авторы-составители уже не имеют возможности «копать вширь» (всё уже давно «вскопано») и они вынуждены «копать вглубь».

*******************************************
У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу , прошу обращаться в комментариях.

Похожие публикации