Энциклопедия пожаробезопасности

Крамской портрет неизвестной описание. Мистические картины Ивана Крамского (4 фото). Слухи о проклятии картины

Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.

Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют – Картина Незнакомка. Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.

Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.

Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников. Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал. Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.

Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.

Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы. Смуглая красавица, кокетливо прищурила глаза, гордо бросая свой взор, на прогулке по Аничкову мосту. Таинственная героиня смотрит на посетителей Третьяковской галереи, величественным и загадочным взором. Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.

ПОЛИЦИЯ НРАВОВ!!! ПОЗВОЛЬТЕ ВАШ ЖЕЛТЫЙ ПАШПОРТ, МАДАМ БЕЛЛА?!

О картине Крамского "Неизвестная" написано много литературы, которая раскрывает тайну этого шедевра. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный и даже загадочный. Во всяком случае так утверждают ценители творчества Ивана Крамского.

Однако старые опера из группы комиссара Катара, решили разобраться с этой дамой и не полагаться на мнения возвышенных ценителей. Мы пересмотрели множество портретов прошлого и пришли к поразительному выводу. Итак, начнем с одежды: её наряд - на голове шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто покроя „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет. Все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако, они не означали принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

В 19 веке, светская дама относилась иначе к моде, чем сейчас и ее одежду определяли правила императорского двора, но никак не французских кутерье. Последние умельцы обслуживали совсем иных дам, не имеющих отношения к высшему свету.

Итак, раскрываем тайну "Незнакомки" Крамского. На этой картине изображена дама, которых именовали камелиями, высший ранг женщин свободного поведения, самая обычная проститутка, находящаяся в поиске. На картине видно свободное место слева в коляске, которое было положено занимать либо мужу, либо прислуге. Приличные дамы сами никогда не ездили, поскольку это был знак "ищу богатого любовника". Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам и нередко получали от них целые состояния. Сегодня, искусствоведы утверждают, что никто не может установить личность этой дамы, поскольку Крамской не оставил никакой информации о ней. Нам совершенно не понятна такая постановка вопроса, поскольку едва начав разбираться с этим портретом, стоящим на грани тематической картины, мы нашли свидетельства самого художника и его приятелей, называвших эту даму "графиней Залётовой".

Конечно, никакой такой графини не существовало в Российской империи, а была Белла Куперфильд, дочь портного Соломона Куперфильда из украинского местечка Жмеринка. Белла однако себя называла Мари и одно время подвизалась на театральных подмостках. Однако, карьера актрисы не задалась, а купец 1 гильдии Мишка Хлудов, миллионер и гуляка, сразу оценил прелести "графини". С его легкой руки и пошла по рукам сия дама, поменяв много богатых кавалеров. Кстати, сидит она в хлудовской коляске, а картина писана в 2 этапа, наложением одного изображения на другое. Вы знаете, господа, создается впечатление, что в российской истории нет ни одного правдивого места, а искусствоведами в Третьяковской галерее, работают исключительно шарлатаны.

Мы уже рассказывали про картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и поясняли, что известная картина это просто дружеский шарж, на украинизированное общество при киевском губернаторе. Настоящая картина висит в Днепропетровском музее и на ней нет никаких шаровар или кривых сабель с "оселедцами". Там вполне приличные казаки, похожие по одежде на донских казаков того времени. Возникает вопрос, чему вообще можно верить в пояснениях искусствоведов, не знающих правил приличного поведения для женщины 19 века? Мы не спорим в эстетической ценности этой картины, но хотим сказать, что пора наукой заниматься людям не стремящимся в ней достичь карьеры академика, а вернуться к самородкам типа Ломоносова, Столетова, Менделеева, Фоменко и прочих порядочных людей, способных на подвиг. А не слепо доверяться тем, кто просто переписывает друг у друга откровенный бред псевдо-научных рефератов.

Нехорошо, господа искусствоведы, очень нехорошо! А вам дорогие читатели настоятельно советуем, перед посещением музеев, сначала разобраться в их экспозиции дома, а уж потом, имея свое мнение осматривать раритеты. Как правило смотрители не в состоянии ответить на элементарные вопросы, не говоря уже о тонкостях.

Например, осматривая Колизей в Риме, наш коллега задал вопрос, что за табличка расположена у его входа с правой стороны. Совершенно не привлекательная табличка, наличие которой было открытием для маститого гида. И лишь когда его подвели к ней, он прочитал изумленно: «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII». Еще бы, ведь если перевести это на русский язык, то возникает текст вот такого содержания «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Поскольку этот папа правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. Римский Колизей это реконструкция, якобы на месте древних развалин, а ход этого строительства руины изображен на фресках залов Борджиа в Ватикане.

Перед вами новодел, господа, постройка начала 19 века, выполненная в таком виде, как вы ее сегодня видите. Не разрушенная варварами, а так и построенная. Причем полностью содранная с настоящего Коллизея в Стамбуле, который и есть НАСТОЯЩИЙ РИМ. Прочитав это, многим захочется выругаться, как этого хотелось нам. Иногда мы страшно жалеем, что Катар нам это запрещает делать в общении с читателями. А так бы хотелось грохнуть тяжелыми сапогами, да рассказать всю правду про Ивана Крамского и его даму из института "еврейских жен".

ОСГ комиссара Катара

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.

Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.

Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.

Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.

Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.

При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.

В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.

Композиция

Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.

Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.

Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.

Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.

Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.

История создания

История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.

Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.

Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.

Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.

Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.

Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.

Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.

Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.

Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.

Резонанс

Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.

Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.

При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.

Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.

Нераскрытая тайна

Картина "Незнакомка" вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов.

В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.

Рождение шедевра

История картины "Незнакомка" Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал, что породило множество слухов и версий. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе.

Литературный персонаж?

Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: "В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной".

Картина "Незнакомка" появилась после опубликования романа "Анна Каренина" Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения "Идиот" Достоевского.

Дочь или грузинская княжна?

Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить "Незнакомку" с портретом Софьи Крамской ("Девушка с кошкой"), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили - фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.

Собирательный образ?

Искусствоведы придерживаются версии, что картина "Незнакомка" (ее часто называют "Неизвестная") - это собирательный образ женщины, о которой не говорят в приличном обществе.

Накрашенные губы, наведенный румянец, модная дорогая одежда выдают в ней содержанку, находящуюся на обеспечении какого-то богача. Художественный критик и историк искусства Стасов даже назвал полотно "Кокоткой в коляске".

Этюд и полотно: различия

А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины "Незнакомка" действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. То, чем она занимается, накладывает отпечаток на ее внешность, и одним из признаков, характеризующих даму, является вульгарность. Однако в окончательном варианте Крамской облагородил внешние черты прелестницы, дразнящей своей красотой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми.

Описание картины "Незнакомка"

На холсте изображена молодая женщина, одетая по последней моде: шляпка с перьями, отороченное атласными лентами и соболиным мехом пальто, кожаные перчатки. Однако это не говорит о принадлежности к высшему свету, а подчеркивает лишь элегантность дамы.

Несмотря на то что известные здания Санкт-Петербурга написаны в виде набросков, они вполне узнаваемы, и специалисты назвали место действия, не вызывающее никаких сомнений, - Невский проспект. Прекрасная особа, детали гардероба которой тщательно выписаны, проезжает по заснеженному Аничкову мосту в открытом экипаже. Гордая и надменная, она показывает свою красоту напоказ, и в этом можно увидеть некий вызов обществу.

От розовато-белой морозной дымки как будто исходит ощущение холода, ведь прекрасно владел приемами, передающими воздух и свет, талантливый живописец Иван Крамской. "Незнакомка" - это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество. Картина "Незнакомка" - это его размышления о нравственности и красоте, а также о соотношении этих двух понятий.

Любопытно, что в советское время образ дамы, вызвавшей скандал в XIX веке, был переосмыслен и приобрел романтическую ауру после выхода "Незнакомки" Блока. Величественная красавица, имя которой вряд ли кто сможет узнать, стала идеалом утонченности и духовности. Сегодня зрители, затаив дыхание, рассматривают полотно, на котором женский характер автор блестяще показал "изнутри", и новые поколения будут вглядываться в огромные глаза женщины, чтобы узнать ее тайну.

«Неизвестная» - самое известное произведение художника Ивана Крамского. Дав картине название «Неизвестная», Крамской навсегда наделил своё произведение таинственностью и недосказанностью.

Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»

На картине изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по Аничкову мосту в Санкт-Петербурге. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. Однако, это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Иван Крамской, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 75,5 х 99, Третьяковская галерея, Москва

Наиболее вероятно, перед нами - дама полусвета. Критика называла её «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и «одним из исчадий больших городов», так как черты женщины на картине имеют некоторую демоничность: она волевая, но утончённая и чувственная, с глубоким и проницательным взглядом.

Картина «Неизвестная» написана в стиле реализм и стоит на границе портрета и тематической картины. На первой же выставке, в которой участвовала картина, она имела огромный успех, а знакомые пытались выяснить у Ивана Крамского, кто изображён на картине. Крамской от ответа уклонился.

Кто изображён на картине

Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.

Существует несколько версий , кто же это:

Что портрет написан с Марии Ярошенко - жены художника Ярошенко;

Что портрет - это собирательный образ дамы 1880-х годов;

Что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;

Что это - портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.

И самая распространённая версия - что это Матрёна Саввишна Бестужева , бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.

В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:

«В 1870-х К. был дружен с семьёй Бестужевых, в частности, с Матрёной Саввишной Бестужевой , которая происходила из крестьян с. Миленино Фатежского уезда. Однако под давлением родни Бестужев расторг брак, и Матрёна Саввишна решила вернуться на родину. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, поэтому М.С. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой , который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Этот портрет (см. иллюстрацию к статье) был написан им под впечатлением рассказа Матрёны Саввишны о случайной встрече со своей свекровью, бывшей фатежской барыней на одной из петербургских улиц».

Этюд

Иван Крамской, «Неизвестная. Этюд»,1883 год, Собрание доктора Душана Фридриха (Прага)

Существует также этюд «Неизвестной», он находится в частном собрании в Праге. В этом варианте в глазах женщины читается надменность, дерзость, пресыщенность, которых нет в окончательном варианте.

Где находится картина «Неизвестная»

Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

Похожие публикации