Энциклопедия пожаробезопасности

Проблемные вопросы русской литературы. Почему вишневый сад комедия Почему пьеса вишневый сад названа комедией


Лирическая комедия – своеобразный литературный жанр, для которого характерно отсутствие деления персонажей на хороших и плохих, отсутствие как такого действия – вместо него «внутреннее» действие, в котором события заменяются деталями, играющими значительную роль в сюжете произведения. Данный жанр придумал А.П. Чехов и реализовал в пьесах «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» и «Дядя Ваня». «Вишневый сад» является лирической комедией потому, что внешне она и есть комедия, но для лирики характерен трагизм, который присутствует в ней. В русском репертуаре немало комедий попадающих под определение «лирической комедии»: А.С. Грибоедов со своим «Горем от ума» и Д.И. Фонвизин с комедией «Недоросль» - и у этих двух пьес есть явные черты сходства с «Вишневым садом» Чехова.

В «Горе от ума» комедийная составляющая произведения выходит на первый план: Фамусов с заткнутыми пальцами рук ушами, наотрез отказывающийся слушать либеральные идеи Чацкого, Молчалин с фразой: « Ваш шпиц прелестный шпиц», - это было смешно в 19 веке, это смешно в наше время и Чехов в этом плане отстает от своего собрата по перу.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Гаев и длинные пространные монологи, посвященные любви к шкафу, глухой старик Фирс, которого в конце пьесы забыли дома – Чехов и Грибоедов похожи в том как построены их произведения – на первом плане комедия.

У Д.И. Фонвизина с юмором тоже проблем нет – как Чехов и Грибоедов делали потом, он давал комедии место быть: Митрофанушка – неуч, который произнес фразу, ставшей афоризмом: « Не хочу учится, хочу жениться», - брат Простаковой, чьи мечты сводятся в том или ином случае к свиньям.

Во всех трех произведениях присутствует элемент комедии, выставленный на передний план.

Но также во всех трех комедиях присутствует и оборотная сторона – трагическая.

Сверхзадача «Горе от ума» - показать всю подлость и ущербность дворянства образца 18 века, которое существовало в веке 19 с его обновлениями и либерализацией и почти схожую идею старался донести Чехов в «Вишневом саду», где дворянство образца конца 19 века не может жить в веке 20 с появлением рабочего класса и общей модернизации и в итоге – революции. Конфликт времени также присутствует и у Фонвизина в «Недоросли», где Стародум – персонаж с говорящей фамилией и человек времен Императора Петра I – учит нынешних дворян как надо жить.

Истоки названия пьесы

Последняя пьеса А.П. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас. И это относится не только к жанровой принадлежности, характеристике героев, но и к названию. В смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» пытались уже разобраться и критики, ставшие первыми зрителями, и нынешние поклонники наследия Чехова. Конечно же, название пьесы не случайно. Ведь в центре событий находится судьба дворянского имения, окруженного вишневым садом. Почему Чехов взял в основу именно вишнёвый сад? Ведь сады, засаженные только одним видом плодовых деревьев, в усадьбах не встречались. Но именно вишневый сад становится одним из центральных действующих персонажей, как бы странно это ни звучало по отношению к неодушевленному предмету. Для Чехова большое значение в названии пьесы играло употребление слова «вишнЁвый», а не «вишневый». Этимология этих слов различна. Вишнёвыми называют варенье, косточки, цвет, а вишневые – это сами деревья, их листья и цветы, да и сам сад – вишневый.

Название как отражение судеб героев

В 1901 году, когда Чехов задумался о написании новой пьесы, это название уже у него было. Еще точно не зная, какими будут герои, он уже отчетливо представлял, вокруг чего будет разворачиваться действие. Рассказывая Станиславскому о своей новой пьесе, он восторгался ее названием, называя ее «Вишневым садом», произнося название много раз с различными интонациями. Станиславский не разделял и не понимал радости автора по поводу названия. Через какое-то время драматург и режиссер вновь встретились, и автор объявил, что сад в пьесе и названии будет не «вишневым», а именно «вишнёвым». И только после замены всего лишь одной буквы Константин Сергеевич понял и проникся смыслом названия «Вишнёвый сад» чеховской новой пьесы. Ведь вишневый сад – это всего лишь участок земли, засаженный деревьями, способный приносить доход, а говоря «вишнёвый сад» сразу появляется какое-то необъяснимое чувство нежности и домашнего уюта, связующее звено поколений. И не случайно с судьбой сада переплетены судьбы Раневской и Гаева, Ани и Лопахина, Фирса и Яши. Все они выросли и родились под сенью этого сада. Еще до рождения Фирса, самого старого участника действия, сад был посажен. И лакей застал его расцвет – когда сад давал огромный урожай, которому всегда удавалось найти применение. Аня же, как самая молодая героиня, этого уже не видела, и для нее сад – просто красивый и родной уголок Земли. Для Раневской и Гаева сад- это что-то живое, чем они восхищаются до самой глубины души, они, как эти вишневые деревья, пустили свои корни так же глубоко, только не в землю, а в свои убеждения. И им кажется, что раз сад стоит неизменным столь долгие годы, то и их привычная жизнь так же непоколебима. Однако прекрасно видно, что все вокруг меняется, меняются люди, меняются их ценности и желания. Например, Аня расстается с садом без жалости, говоря, что уже не любит его; Раневскую манит далекий Париж; Лопахина одолевает гордыня и жажда наживы. Только сад остается неизменным, и лишь по воле людей он идет под топор.

Символизм названия пьесы

Очень символичен смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»: на протяжении всего действия он присутствует в декорациях, разговорах. Именно вишнёвый сад стал главным символом всей пьесы в целом. А образ сада оказывается тесно связан с размышлением героев о жизни в целом, и через отношение к нему, во многом, автор раскрыл характеры героев. Вполне возможно, что именно вишнёвое дерево стало бы эмблемой МХАТа, если б еще раньше это место не заняла чайка из одноименной драмы А.П. Чехова.

Тема уходящих в прошлое идиллически прекрасных «дворянских гнезд» встречается в творчестве разных представителей русской культуры. В литературе к ней обращались Тургенев и Бунин, в изобразительном искусстве – Борисов-Мусатов. Но только Чехову удалось создать такой емкий, обобщенный образ, каким стал описанный им сад.

О необыкновенной красоте цветущего вишневого сада говорится уже в самом начале пьесы. Один из его хозяев Гаев сообщает, что сад упоминается даже в «Энциклопедическом словаре». Для Любови Андреевны Раневской вишневый сад связан с воспоминаниями , об ушедшей молодости, о времени, когда она была так безмятежно счастлива. В то же время, вишневый сад – это и хозяйственная основа имения, некогда связанная со страданиями крепостного крестьянства.

«Вся Россия – наш сад»

Постепенно становится очевидным, что вишневый сад для Чехова – это воплощение всей России, оказавшейся на историческом переломе. На протяжении всего действия пьесы решается вопрос: кто же станет хозяином вишневого сада? Сумеют ли сохранить его Раневская и Гаев как представители старинной дворянской культуры или он попадет в руки Лопахина – капиталиста новой формации, который видит в нем лишь источник дохода?

Раневская и Гаев любят свою усадьбу и вишневый сад, но они совершенно не приспособлены к жизни и не могут ничего изменить. Единственный человек, который пытается помочь им спасти продающуюся за долги усадьбу, – это богатый купец Ермолай Лопахин, чьи отец и дед были крепостными. Но Лопахин не замечает красоты вишневого сада. Он предлагает вырубить его и сдавать освободившиеся участки в аренду дачникам. В конечном итоге, именно Лопахин становится хозяином сада, и в финале пьесы слышится звук топора, безжалостно вырубающего вишневые деревья.

Среди персонажей чеховской пьесы есть и представители молодого поколения – это дочь Раневской Аня и «вечный студент» Петя Трофимов. Они полны сил и , но им нет дела до судьбы вишневого сада. Ими движут другие, абстрактные идеи о преобразовании мира и счастье всего человечества. Однако за красивыми фразами Пети Трофимова, как и за пышными разглагольствованиями Гаева, не стоит никакой конкретной деятельности.

Название пьесы Чехова исполнено символики. Вишневый сад – это вся Россия в переломную эпоху. Автор задумывается о том, какая судьба ожидает ее в будущем.

Ответ от Кассандра[гуру]
Одной из особенностей «Вишневого сада» является то, что все герои даются в двойственном, трагикомическом освеще¬нии. В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов под¬смеивается над Гаевым, «прожившим свое состояние на леден¬цах» , над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее прак¬тической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, ко¬торый, казалось бы, символизирует обновление России, А. П. Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом». Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многосло¬вием, которого А. П. Чехов не терпел. Петя произносит моно¬логи о рабочих, которые «едят отвратительно, спят без поду¬шек» , о богатых, которые «живут в долг, на чужой счет» , о «гордом человеке». При этом он предупреждает всех, что «бо¬ится серьезных разговоров». Петя Трофимов, ничего не делая на протяжении пяти месяцев, твердит другим, что «надо ра¬ботать». И это при трудолюбивой Варе и деловом Лопахине! Трофимов не учится, потому что не может одновременно и учиться, и содержать себя. Очень резкую, но точную характе¬ристику в отношении «духовности» и «такта» Трофимова дает Пете Раневская: «... У вас нет чистоты, а вы просто чистюлька ». А. П. Чехов с иронией говорит о его поведении в ремарках. Трофимов то вскрикивает «с ужасом» , то, задыхаясь от него¬дования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать.
Определенные сочувственные ноты есть у А. П. Чехова в изображении Лопахина. Он делает все возможное, чтобы по¬мочь Раневской удержать имение. Лопахин чуток и добр. Но в двойном освещении он далеко не идеален: в нем есть деловая бескрылость, Лопахин не способен увлекаться и любить. В отношениях с Варей он комичен и неловок. Кратковременное торжество, связанное с покупкой вишневого сада, быстро сменяется чувством уныния и грусти. Лопахин произносит со слезами знаменательную фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчаст¬ливая жизнь». Здесь Лопахин напрямую касается главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, по-разному переживаемом всеми героями льесы. Жизнь идет нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому не нужной, и для Епиходова с его постоянными неудачами.
Определяя суть комического конфликта, литературоведы утверждают, что он держится на несоответствии видимости и сущности (комедия положений, комедия характеров и т. д.). В «новой комедии А. П. Чехова слова, поступки и действия героев находятся именно в таком несоответствии. Внутренняя драма каждого оказывается важнее внешних событий (так на¬зываемые «подводные течения»). Отсюда и «слезливость» дей¬ствующих, лиц, имеющая вовсе не трагедийный оттенок. Мо¬нологи и реплики «сквозь слезы» говорят, скорее всего, об излишней сентиментальности, нервозности, порой даже раз¬дражительности персонажей. Отсюда и всепроникающая че¬ховская ирония. Кажется, что автор как бы задает вопросы и зрителям, и читателям, и самому себе: почему так бездарно растрачивают свою жизнь люди? почему так легкомысленно относятся к близким? почему так безответственно тратят слова и жизненные силы, наивно полагая, что будут жить вечно и будет возможность прожить жизнь набело, заново? Герои пьесы заслуживают и жалости, и беспощадного «смеха сквозь невидимые миру слезы» .

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Похожие публикации