Энциклопедия пожаробезопасности

Сказка где главный герой подсолнух. Подсолнечное семечко. Легенды о посолнухе

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня продолжим наш рассказ о подсолнухах. Подсолнух — символ солнца, радости и оптимизма. Маленькое солнышко, которое поворачивает свою головку за большим солнцем.

Цветут подсолнухи с июля до августа месяца. Когда видишь поле с подсолнухами, невозможно пройти мимо такой красоты. Мы тоже с детьми ходили гулять и любовались подсолнухами.

Если у вас есть такая возможность, сходите с детками на поле и полюбуйтесь солнечными цветами, расскажите им загадайте загадки и просто расскажите об этом удивительном цветке. Думаю, что от такой прогулки вы зарядитесь оптимизмом и настроение у вас поднимется.

  1. Интересные факты о подсолнухе для детей.
  2. Легенды о подсолнухе.
  3. Что делают из подсолнечника.
  4. Загадки для детей о подсолнухе.

Многим с детства знакомо это удивительное растение. И дети, и взрослые любят побаловаться семечками. Раньше в деревнях и селах вечерами на скамеечках люди щелкали семечки и вели беседы.

Дети любят есть семечки, вкусные халву и казинаки. А знают ли они, из чего их делают, что они вообще знают о подсолнечнике.

В народе цветок называют подсолнухом, но правильно — подсолнечник.

Название этого удивительного растения происходит от греческих слов: »солнце» и »цветок». Огромный цветок действительно напоминает солнце в миниатюре.

На самом деле желтый круг — это не один цветок, а соцветие — корзинка, в которой много цветков. Это однолетнее ратсение с толстым стеблем и большими листьями зеленого цвета. Стебель достигает высоты 2 м и выше.

Почему подсолнух называют солнечным цветком ? Потому что он постоянно растет и стебель становится длиннее с той стороны, которая обращена к солнцу. В стебле находится фитогормон ауксин, который регулирует рост растения. Он находится в той части стебля, которая не освещается солнцем и растение вынуждено тянуться к солнышку.

У подсолнечника своя интересная история. Родиной его является Северная Америка. Индейцы считали его священным растением и применяли в медицинской практике при лихорадке, болях в груди и лечения укусов змей.

В Россию цветок попал при Петре 1, который завез семена подсолнечника из Голландии. Его культивировали как декоративный цветок. Но позже попробовали семечки и стали выращивать на огородах для получения вкусного лакомства.

Подсолнечное масло получил впервые крестьянин Бочкарев, который изобрел пресс и отжал из семечек маслянистую жидкость.

Легенды о посолнухе

По одной из древних легенд боги послали людям подсолнух, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь при любой погоде его цветок всегда обращен к солнцу. Подсолнух считается цветком солнца, радости, оптимизма.

Одна из легенд о появлении подсолнуха пришла из Мексики.

Когда-то здесь жила маленькая девочка по имени Шочитль, что означает »цветок». Она очень любила солнце и с рассвета до заката им любовалась. Солнце появлялось каждый день и не пряталось за облаками. Для девочки это было счастье. Но растения без влаги погибали. наступила засуха и люди стали умирать от голода. Ацтеки молились богам, чтобы им послали дождь.

Девочка отправилась в храм и попросила солнце спрятаться за тучи. Молитва девочки дошла до бога Солнца Тонетиу. Полил долгожданный дождь. А Шочитль стала без солнца угасать. И тут божественный голос повелел ей идти в священное селение, где всегда цветут цветы и светит солнце. И там ее будут звать Шочитль-Тонатиу -»цветок солнца».Так девочка превратилась в солнечный цветок, который раскрывается навстречу солнцу и поворачивает свою головку к нему.

Что делают из подсолнечника

Расскажите детям, что посолнух очень полезное растение.

Во всем мире выращивают подсолнечник. Его используют в пищевой промышленности. Из его семечек делают подсолнечное масло, которое богато витамином Е. Из семян подсолнечника можно приготовить халву и вкусные казинаки.

Подсолнух — медоносное растение.

Также подсолнечник используют для технических нужд, в косметологии (производство лакокрасочных изделий, бумаги, в мыловарении, делают крема).

Выращивают подсолнухи как декоративное растение, делают букеты.

Подсолнечник используют в медицине, готовят из него настойки, чай. Масло богато витамином Е и содержит ненасыщенные кислоты. Используют его для лечения ожогов, ран и других заболеваний кожи.

Семена, корни и листья используют в народной медицине для лечения бронхита, при головной боли, коликах кишечника. Отвары из корней помогают при ревматизме и остеохондрозе.

Но несмотря на положительные качества, семечки в больших количествах вредны: могут привести к язве желудка, воспалению аппендикса, разрушению зубов.

Эксперименты с подсолнечником

С детьми можно провести эксперименты с подсолнечником, его семенами, чтобы узнать свойства масла, как получается масло из семечек.

Взять сырые семечки, очистить и пропустить их через чесночницу или просто поместить на бумаге и нажать. На бумаге останутся жирные пятна, которые не исчезают. Это капельки масла.

Можно узнать из опытов свойства масла. Берем стакан с водой и капаем пипеткой подсолнечное масло. Что мы увидим? Масло остается на поверхности воды. Делаем вывод: оно не тонет в воде, а плавает большой каплей, значит, масло легче воды.

Если размешать каплю масла, то образуются маленькие капельки. Частицы масла делятся. А еще масло прозрачное. Если бросить в стакан с маслом монетки, их будет видно.

Делаем с детьми вывод о свойствах масла: масло легче воды, оно прозрачное, вязкое, ароматное.

На масле жарят продукты, им заправляют салаты из овощей.

Весной с детьми можно попробовать вырастить подсолнух на огороде. Для этого взять сырые семечки и посадить в землю. Появятся всходы, за которыми нужно ухаживать, поливать их, рыхлить, бороться с сорняками. И растение вырастет и порадует вас большими корзинками с черными семечками. Когда они созреют, можно собрать и пожарить семечки. Или приготовить дома вкусную халву.

Мы сегодня рассказали детям о подсолнухе, узнали, что из него можно делать. а также прочитали легенду о подсолнухе.

Предлагаю еще для закрепления знаний о подсолнухе, загадать детям загадки.

Загадки про подсолнух для детей

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зернышек.

( Подсолнух )

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

( Подсолнух)

Посреди двора- золотая голова.

(Подсолнух )

На солнце похож я

И солнце люблю.

К нему всегда вращаю

Головушку свою.

(Подсолнух )

И напоследок- наши фото с подсолнухами. Мы гуляли с Юлей и Ксюшей, ходили на поле с подсолнухами.

Вот такая сегодня получилась у нас беседа о подсолнухах-цветах солнца.

С уважением, ольга.

    • Сказка про тигрёнка на подсолнухе
    • Тип: mp3, текст
    • Размер: 11,8 МБ
    • Продолжительность: 0:12:53
    • Исполнитель: Дмитрий Авилов
    • Скачать сказку бесплатно
  • Слушать рассказ online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Юрий Коваль

Сказка про тигрёнка на подсолнухе

В нашей далёкой уссурийской тайге жил-был тигрёнок.

Он был уссурийский от носа до кончика хвоста, и даже полосочки у него на спине были уссурийские.

Он дружил с белогрудыми медвежатами и с дядюшкой бурундуком, у которого на спине тоже были полосочки.

Только у бурундука полосочки шли вдоль, а у тигрёнка поперёк. А кто не понимает, тот пускай на картинку поглядит, куда у кого идут полосочки.

Но эта сказка не про полосочки, а про самого тигрёнка.

Всё лето тигрёнок играл со своими друзьями. Как они играли? Очень просто.

Залезали все вместе на самый старый и огромный кедр и находили там самую большую кедровую шишку.

Они отрывали эти шишки и бросали вниз. Они думали, что шишка расколется и оттуда выскочат все орехи. Но шишка не раскалывалась, и орехи приходилось выковыривать. Но это было очень приятно - выковыривать из шишки орехи, пахнувшие смолой.

Такая игра называлась у них - шишкование.

Ну вы, наверно, знаете, что бывают такие игры: рисование, невнимание, орехоразгрызание. Вот эта игра очень на орехобросание-разгрызание была похожа.

Играли они, играли, и вдруг - стало холодно.

Пошёл снег, началась зима.

Вначале это была маленькая зима. И снегу чуть-чуть- на траве да кустах. А потом зима окрепла, набрала силу. Ударил мороз.

Однажды утром тигрёнок проснулся от холода. Смотрит- друзей его не видно. Нет никого.

Где же они?

Да они все спать легли,- протрещала птица кед-ровкаI-Ты разве не знаешь, что медведи и бурундуки на зиму спать ложатся?

Тигрёнок этого не знал и очень удивился. Как же это так? Они все спят, а он не спит. Странно.

А если ты не спишь, что надо делать? Играть.

Стал тигрёнок играть со снегом. Подбросит снег лапой, а потом снежинки ловит. Играл-играл - надоело.

И тут началась метель. Стало очень холодно. Замёрз тигрёнок так сильно, что даже задрожал.

Ты что, замёрз, что ли? - услышал он вдруг.

А это дядюшка бурундук выскочил из своей норки, которую вырыл под корнями деревьев.

Залезай ко мне,- говорит,- согреешься. У меня тепло.

Вот полез тигрёнок к бурундуку. Лезет-лезет, а влезть не может. Норка-то маленькая, а тигрёнок - большой.

И пока тигрёнок лез, бурундук зевал, зевал - да и заснул до самой весны.

Пошёл тигрёнок йо тайге. Вдруг слышит - кто-то храпит. Посмотрел, а это старый кедр храпит.

«Неужели тоже заснул?» - подумал тигрёнок.

Да ты что! - прокричала кедровка.- Кедры никогда не спят. Вот берёзки да осинки зимой засыпают, а кедры - никогда.

Кто же это там так громко спит?-слазал тигрёнок и полез на вершину кедра.

А там недалеко от вершины.было огромное дупло. А в дупле спала медведица со своими медвежатами.

Бурые-то медведи на земле спят, в берлоге, а вот уссурийские белогрудые на деревьях живУт, на деревьях растут, на деревьях берлогу устраивают.

Заглянул тигрёнок в эту берлогу, а медведица приоткрыла один глаз и говорит:

Ты что, малыш, замёрз, что ли? Залезай к нам, у нас тепло.

Залез тигрёнок в дупло и только хотел в клубочек свернуться, как медведица вздохнула, а после так выдохнула, что он вылетел из дупла. Летел он, летел по воздуху, а потом в снег упал. Но не сильно упал, не разбился, а только в снег зарылся. И пока он летел, он всё время думал: «Хорошо бы где-нибудь в клубочек свернуться, чтоб согреться».

И вот, когда он упал в снег, он сразу в клубочек свернулся и немного согрелся. Только он хотел закрыть глаза, чтобы заснуть, как вдруг увидел на земле под снегом семечко подсолнуха.

И тигрёнок сразу захотел это семечко разгрызть и съесть, но потом подумал: «Нельзя же всё на свете съесть. Пожалею-ка я это семечко, ведь оно, наверно, замёрзло». И тигрёнок подышал на семечко.

Семечко чуть-чуть шевельнулось. Подышал ещё - семечко треснуло, и из него появился зелёный росток.

Окружил его тигрёнок своими мягкими лапами, положил на лапы голову, да и заснул под вой метели.

И пока тигрёнок спал - семечко согрелось и стало расти* расти, подрастать, вырастать, и даже постепенно расцветать.

И вот случилось настоящее чудо: прямо посреди тайги да посреди зимы расцвёл подсолнух.

Он вырос высоко-высоко, поднялся выше всех деревьев, под самое солнце, и уже там, под солнцем, подсолнух раскрылся.

И там, наверху, прямо на подсолнухе спал тигрёнок.

И было ему, конечно, тепло, потому что все бури и метели бушевали внизу.

Тигрёнок на подсолнухе! - кричала кедровка.- Тигрёнок на подсолнухе!

Скоро пришла весна. Проснулись бурундук и медве-

жата. Забрались на подсолнух, а там - тигрёнок спит. Разбудили его.

Как я сюда попал? - удивился тигрёнок.

Ты семечко согрел,- сказал мудрый дядюшка бурундук,- а теперь оно тебя греет.

Вот и лето красное пришло, лето жаркое, уссурийское. Тигрёнок за подсолнухом ухаживает, когтями землю рыхлит, медвежата воду из ручья носят, подсолнух поливают. Хорошо тигрёнку. И всем зверям хорошо.

Наступила осень. Как-то вечером собрались друзья на подсолнухе, ягоды едят, орехи грызут.

Хорошо-то как! - сказал мудрый дядюшка бурундук.- И видно далеко всё вокруг.

Вот бы нам всем на подсолнухах жить!

Ерунда! Ерунда! Ерунда! - кричала кедровка.- На всех подсолнухов не хватит!

И тут задул холодный ветер. Закачался подсолнух. Побежали домой бурундук и медвежата. Остался тигрёнок один.

И снова пошёл снег. Склонился подсолнух до самой земли от ветра да от снега. Опечалился тигрёнок. Забрался он под свой подсолнух и увидел на земле несколько последних семечек. Сгрёб их в кучку, прижал к себе, да и заснул.

И что же вы думаете? Наш тигрёнок все семечки согрел.

И вырос зимой посреди тайги целый букет подсолнухов. Раскрылись огромные цветы, и на каждом подсолнухе кто-нибудь под солнцем грелся.

Там - медвежонок.

Там - лисёнок.

Там - волчонок.

А уж на самом высоком подсолнухе крепко спал тигрёнок.

Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.

Однажды - дело было в конце лета - их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»- звал Ветер.

Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.

Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.

«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»- говорило оно.

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»-думало семечко.

Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.

«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? - спрашивало оно себя.- Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»-»и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.

Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.

И семечко было очень счастливо.

Вопросы для обсуждения
Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

Я уведу тебя по , в страну подсолнухов,
В страну, где из улыбок облака…
Дороги, выбиты следами теплых капель,
Дождей, которые летают с высока.
Где бабочки живут в глазах у каждого
И жители сошли немного все с ума,
Где существуют только взявшись за руки,
Не отпуская друг друга на века.
Я уведу тебя в страну подсолнухов
В страну, где будем счастливы всегда.
Где нашим домом будет облако
Заметное, лишь нам издалека. автор Любовь Легкодимова

Когда кто-то произносит слово , невольно улыбнешься. Ведь не зря его так назвали. Яркие головки цветов, кажется с таким удивлением и восторгом смотрят со своей высоты, и радуются всему происходящему. А желто-оранжевые лучики лепестков подсолнуха, как большие ресницы широко распахнуты. Они с таким очарованием и интересом, тянутся вверх к солнцу.

Стебель вырастает высоко, а , в трепетной нежности все тянутся и тянутся к солнцу и мечтают слиться с ним воедино. Как только первые лучи солнца касаются лепестков подсолнуха они робко целуются. Но, затем солнце целует настолько горячо, что подсолнушек в изнеможении от этого жара опускает свою голову в раздумье. Такая невыносимая …Вечером подсолнух провожает солнце за горизонт, которое прощается с ним багряным закатом, а утром вновь нежно касается его своими лучами.

Подсолнушек очень радуется солнцу и опять со всей своей любовью тянется к нему. Но в полдень вновь начинает жечь нежные лепестки. Это слишком страстная и невыносимая любовь. И так, происходит много дней…

Подсолнушек не знает ответа, почему солнце так сильно любит его, но каждый раз обжигает своими горячими лучами. По нежным лепесткам тихо катятся слезы отчаяния и обиды.

Потом подсолнух наполняется семечками, которые наливаются . Подсолнуху тяжело теперь тянуться к солнцу, и он просто оглядывается вокруг. И замечает, что вокруг много таких же, как и он маленьких солнышек, которые с удивлением смотрят на него. Ведь они также любили солнце, но не замечали рядом никого.

Сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сказка про подсолнух для детей 5 - 11 лет

Егорова Галина Васильевна
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная сказка написана для детей разного возраста. В этой сказке рассказывается о подсолнухе и злой колдунье. Материал можно использовать в детском саду, на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу.
Цель: Формирование представления о взаимопомощи и чудесах у детей через содержание сказки.
Задачи:
-образовательные: прививать интерес к окружающему миру, к растениям, к чтению сказок;
-развивающие: развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
-воспитательные: воспитывать доброжелательность, чувство веры в свои силы, в дружбу, в чудеса.
Содержание
В некотором царстве, в некотором государстве был дивный королевский сад. Каких цветов здесь только не было: и тюльпаны, и розы, и колокольчики, и фиалки, и гладиолусы, и настурция! Но самым прекрасным, высоким и солнечным растением в саду был подсолнух.

Им всегда восхищались и король с королевой, и знатные гости королевства. Как выйдут в сад погулять теплым летним вечером, только и слышно:
- Ах, какой прелестный, яркий, изумительный цветок!


Подсолнух и впрямь был королем сада. Его желтый цвет даже в дождливую погоду дарил уют и комфорт. А форма и размер самого цветка напоминали всем о теплом солнце.
Прослышала про этот солнечный цветок злая колдунья. Она терпеть не могла солнечного света, разноцветных красок и радости. И решила она подсолнух погубить.


Превратившись в большую черную ворону, колдунья прилетела в королевский сад. И своим огромных сильным клювом она вырвала с корнем цветок, подхватила его и понесла в черный лес.
Став снова колдуньей, она сказала:
- За то, что ты такой красивый и яркий, а я такое ненавижу, превращаю тебя в самый жалкий, мелкий и незаметный цветочек! Теперь на тебя никто даже не взглянет!
С этими словами она взмахнула волшебным посохом и заколдовала подсолнух, посадив его на лесной тропинке.


- Теперь ты будешь таким, пока тебя не расколдуют. А это случится лишь тогда, когда тобой восхитятся три раза. Но этого не будет никогда! – воскликнула колдунья и улетела в свое логово.
Несчастный подсолнух стал горевать. Но, горюй – не горюй, а расти как – то надо.
Однажды он услышал детский крик о помощи. Он догадался, что кто – то заблудился, ведь уже темнота окутала лес. Собрав всю свою силу и яркость, он стал светить как мог! И вышла на этот свет юная девочка.


Она подошла к цветку, наклонилась и сказала:
- Спасибо тебе, милый цветочек, что выручил меня! Хоть ты и невзрачный, но самый благородный! Я тобой восхищаюсь!
И побежала по тропинке домой. А у нашего цветка появилась маленькая надежда вернуться в прежний облик.
Шло время, но ничего не происходило. Как вдруг, жарким летним днем, подсолнух услышал тоненький голосок:
- Ах, бедная я бабочка! Я так голодна, но весь нектар уже собран… У меня уже нет сил порхать!
Цветок встрепенулся, огляделся вокруг, увидел бабочку и сказал:
- Милая красавица! Я такой некрасивый, что все насекомые пролетают мимо меня. А я полон сладкого, душистого, вкусного и ароматного нектара! Отведайте его!
Бабочка приняла предложение и вспорхнула на цветок.


Насытившись, она произнесла:
- Благодарю тебя, неизвестный цветок! Пусть ты и некрасивый, но душа твоя прекрасна, а нектар восхитительный! Я тобой восхищена!
После этих слов бабочка полетела дальше. А цветок остался в одиночестве в своих раздумьях. Вот не ждал он чуда, а оно, вроде, как и случается. Что же будет дальше?
А дальше наш подсолнух увидел весьма странного ежа. Вроде еж, а вроде и не еж. Все на месте: и колючки, и хвостик, и носик. Но рожки то откуда? Не удержался цветок и спросил:
- Еж, почему ты такой необычный?
На что еж ему ответил:
- Да пролетала тут местная колдунья. А я взял, да и пошутил над ней. Говорю, что отстала она от моды. И ступу пора поменять, да и собой заняться. Вот она со зла меня и заколдовала.
- Как же помочь тебе? – задумался подсолнух.
- Вот если отгадаю загадку колдуньи, то стану прежним, – сказал еж. – Много рук, а нога одна. Ты, случайно, не знаешь, что это?
Задумался цветок и воскликнул:
-Да это же дерево! Иди скорее к колдунье и скажи отгадку.
- Вот спасибо тебе, добрый цветок! Я восхищен твоей смекалкой! Удачи тебе! – и покатился еж по тропинке.

Похожие публикации