Энциклопедия пожаробезопасности

Родина смоленской иконы

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие но противоположные по сути картины. Одна из них- светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая- кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени её духовной катастрофы. Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, русским людям необходимо понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

Знакомясь с событиями Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Святой Владимир понял, что личную государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.

Потом, став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли

По преданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святой апостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшись по Днепру, воздвиг крест на «горах Киевских» в древнерусских летописях говорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал в районе современного Новгорода, откуда затем ушел в Европу. Трудно сказать, проходил ли в своем предполагаемом путешествии святой апостол через Смоленщину. В эту эпоху (I-II вв.) на землях нашего края жили первобытные днепро-двинские племена. Предки более поздних литовцев и латышей. Вполне возможно, что проповедь святого Андрея в какой то мере коснулось и этих племен. Славяне появились на территории современной Смоленской области не ранее V века.

Язычники в отличии от христиан и последователей других мировых религий поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения территория Смоленщины был развит культ животных, коня и медведя, почитавших в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духовнопокровителей). Поклонялись кривичи и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и где совершались языческие обряды, в том числе жертва приношения. Порой круглые жертвенники сооружались прямо в домах.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов являются курганы - большие земляные насыпи, по которыми хоронили наших предков. В курганы помещали разнообразные вещи которые могли пригодится покойному в загробном мире. Не редко богатых кривичей погребали вместе с женами и слугами. Кривичи сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира. Проявляло себя язычество и в быту. Наши предки стремились украсить себя различными предметами, которые по суеверным представлениям способны охранять своего владельца от опасностей.

Первые достоверные сведения о появлении христианства в Смоленских землях относятся к 9-10 векам. История христианства в России и в нашем крае самым тесным образом связана с историей становления и развития русского государства.

Первыми проповедниками веры Христовой, по- видимому, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Одним из главным пунктов на этом пути было поселение, располагавшееся ниже по Днепру, в 12 километрах от современного областного центра, у поселка Гнездово.

Проповедниками христианства могли быть и представители славянских племен, приходившие на Смоленщину из среднего и южного поднепровья с начала 9 века. Христианами являлись и отдельные дружинники, предки шведов, норвежцев и датчан часто, бывавших в Гнездове.

Раскопки знаменитых гнездовских курганов- крупнейшего языческого кладбища Восточное Европы- принесли доказательства существования в Гнездове в конце 9- в начале 10 веков христианской общины. Об этом свидетельствует большое количество трупоположений курганах. В некоторых погребениях были найдены также нательные крестики и воск для молитвенных свечей.

В летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичей и вятичей. В 990 году князь Владимир, направляясь в поход в Новгород, заехал с митрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичи принимали участие в знаменитом Корсунском походе Владимира и, возможно, часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе- Корсуни.

После крещения на Смоленской земле разворачивается активное проповедническое и просветительское деятельность священников и княжеских слуг- дружинников. Христианизация Смоленщины проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбу вокруг утверждения новой веры, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных городах Руси.

Однако, несмотря на успехи христианской проповеди, у многих смолян (особенно в сельской местности) ещё долго сохранялись воспоминания о верованиях предков- язычников. Воспоминания эти постепенно утрачивали осознанный характер и проявляли себя в форме бытовых традиций и суеверий (например, в ношении языческих украшений или в устройстве погребальных жертвоприношений и тризн- поминаний). К концу 11 века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Точные данные о храмах Смоленщины 11 века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того Смоленск и города Смоленской земле еще не достаточно изучены археологами, а результаты проведенных исследований опубликованы далеко не полностью.

Политическая и духовная жизнь Смоленска оживляется в княжении Владимира Мономаха (с 1070 года).

Следуя заветом святого Владимира- крестителя, его потомки, княжившие на Смоленщине заботились об укреплении веры в местном населении. В смоленском княжестве строились новые храмы, развивалось христианское просвещение. Князь Владимир Мономах, в удел которого входил тогда Смоленск, приказал заложить в детинце- укрепленном административном центре города на высоком холме- первый каменный храм Успение Богородице. Мономахов собор стал первым крупным каменным храмом на Смоленской земле. В него была перенесена главная семейная реликвия Мономаха- чудотворная икона Божией Матери- Одигитрия. Впоследствии икона Одигитрии стала главной святыней земли Смоленской.

Как известно, наша родная Смоленщина является исконной землей Святой Руси. Церковная ее история (по-настоящему до сих пор неизученная) полна памятными событиями, именами, датами. Однако первые вопросы, возникающие перед исследователем: когда и при каких обстоятельствах была крещена Смоленская земля? кто были первые христиане? — до сих пор не имеют твердых ответов ни у церковных, ни у светских историков. Попытаемся разобраться в уже известных фактах и результатах научных изысканий.

Традиционно считается, что первым проповедником Слова Божия на земле будущей Святой Руси был святой Андрей Первозванный. Предания сообщают о том, что апостол проповедовал в «Скифии», а затем, поднявшись вверх по Днепру, воздвигнул крест на «горах Киевских». Далее, согласно сведениям русских летописей, апостол Андрей отправился на север и проповедовал в землях современного Новгорода, откуда затем ушел в европейские земли (1). Сейчас трудно определить, проходил ли в своем путешествии святой апостол через Смоленщину. В те времена (I—II вв.) районы верхнего Поднепровья были густо заселены так называемыми днепро-двинскими племенами, по этническому своему составу бывшими предками более поздних балтов (2). Вполне возможно, что проповедь св. Андрея в какой-то мере коснулась некоторых из этих племен.

Первые конкретные сведения о появлении и распространении христианства в Смоленских землях относятся к гораздо более позднему периоду — IХ—Х векам. И большую роль в прояснении этого вопроса играют источники вещественные, т. е. археологические.

Прежде чем говорить о первых христианах на Смоленской земле, скажем несколько слов о верованиях языческого населения этого края. До сих, пор, несмотря на многочисленные изыскания в этой области, отсутствует фундаментальный научный труд, который явился бы своеобразным сводом по язычеству древней Смоленщины (3). Из отдельных публикаций на эту тему можно составить следующую картину. Накануне эпохи крещения на Смоленских землях проживали по преимуществу балтийские племена, входившие в племенной союз кривичей. Будучи по происхождению индоевропейским народом, кривичи сохранили в своем языческом мировоззрении некоторые мотивы основных индоевропейских мифов и верований. По-видимому, у них был развит культ коня (погребения кривичей с конями в так называемых «длинных курганах»; украшения — подвески в виде коньков) и культ медведя (медвежьи кости в некоторых погребениях), которые рассматривались в качестве родовых или общеплеменных тотемов. Видимо, было развито поклонение божеству солнечного диска (солярные мотивы в ювелирных украшениях и орнаментах на разных предметах и утвари).

Большим почтением пользовались разнообразные природные объекты, с которыми и по сей день связаны предания и легенды местного населения. К таковым можно отнести камни и валуны, находившиеся в непосредственной близости от населенных пунктов. Им поклонялись как добрым духам, оберегающим жителей данной местности. Так, например, около дер. Акосинки Демидовского района и по сию пору существует камень, почитавшийся в древние времена, его называют сторожем деревни. Порою валуны служили жертвенниками, на которых в жертву языческим богам и духам приносили животных. Неподалеку от озера Пениснарь в Смоленском районе находится камень, на плоской поверхности которого видны выдолбленные ямки, вероятно служившие для сбора жертвенной крови. Поклонялось древнее население Смоленщины источникам, «священным рощам».

Кроме того, существовали у тогдашних смолян-кривичей и особые святилища, на которых стояли идолы и где регулярно совершались священные языческие обряды. Нередко такие святилища-капища устраивались в центре или мысовой части городищ — укрепленных поселений той поры. Известны также и особые городища-капища, использовавшиеся исключительно в ритуальных целях. Такие святилища расположены либо на высоких местах (обычно мысы и обрывы холмов над реками), либо посреди болот и низин (т. н. «болотные городища»). Подобные городища, как правило, имеют небольшую площадь, непригодны для длительного проживания и потому практически не имеют культурного слоя. Трудно сказать что-либо определенное и о тех обрядах, которые совершались на этих городищах, и о формах тех идолов, которые на них стояли, так как в лучшем случае от них сохраняются только нижние части. Количество подобных городищ-капищ по всей территории Смоленской области весьма невелико.

Итак, следует отметить, что накануне принятия христианства в IХ—Х веках языческие представления населения Смоленской земли были достаточно патриархальными, существовали на уровне местных и родовых преданий и суеверий, хотя порой они приобретали и некоторые черты организованного культа.

Достаточно долго языческие пережитки сохраняются в погребальной обрядовости. В IХ—Х вв. происходит постепенный переход от длинных курганов — семейных захоронений к курганам полусферическим, представляющим из себя захоронение индивидуальное. Новые по форме погребения, как и в прежние времена, нередко содержат богатый заупокойный инвентарь, который должен был сопутствовать умершему в загробной жизни. Сами курганные насыпи представляли из себя сложные сооружения, отвечающие мировоззренческим представлениям той эпохи (4).

Проявляло себя язычество и на низовом, бытовом уровне — это отражалось в бытовании разнообразных амулетов, которые носили кривичи, причем, не только женщины, но и мужчины. Часто амулетами становились просверленные зубы диких животных.

В таких условиях появляются в Смоленской земле на рубеже IХ—Х вв. первые проповедники веры Христовой. Деятельность этих проповедников была, видимо, тесно связана с активным продвижением в Смоленские края скандинавских воинов и купцов — «викингов». И здесь уместно сказать несколько слов о роли так называемого «скандинавского элемента» в христианизации Руси. Обычно, когда мы говорим об этом процессе, то связываем его прежде всего с деятельностью Византийской церкви на Руси.

Известно (это подтверждается как летописными, так и археологическими материалами), что в IX — первой половине X веков византийское влияние распространялось в основном на территории южной Руси, непосредственно граничащей с «империей ромеев». Северные и центральные районы Руси, покрытые густыми и зачастую труднопроходимыми лесами (известно, что большую часть Смоленской земли занимал так называемый «Оковский лес») оставались для них недоступными. В эти районы Руси первые носители Христовой веры проникали в составе норманских дружин викингов-варягов.

В советской историографии сложилось и культивировалось неверное мнение, будто варяги являлись оплотом языческой реакции в Киевском государстве (5). Подобное утверждение противоречит данным древнерусских письменных источников; вызвано оно было не столько научными, сколько политическими причинами. Известно, что в исторической науке СССР господствовало (если говорить об изучении Киевской Руси) так называемое направление «агрессивного антинорманизма», сводившегося на практике к полному отрицанию какой бы то ни было положительной роли скандинавов в становлении Русского государства.

Политическая ситуация в Европе IХ—Х вв. была очень нестабильной. В это время здесь шел кровавый спор за раздел наследия Карла Великого, происходило рождение новых государств, а на просторах Северных морей и Атлантического океана рыскали разбойничьи отряды скандинавов-норманнов. Нередко норманны, бывшие неплохими мореплавателями, воинами и торговцами, всей дружиной нанимались на службу к какому-нибудь европейскому государю или даже византийскому императору. При этом нередко ее вожди-конунги или вся дружина принимали крещение. Несмотря на то, что большинство викингов были язычниками, они проявляли определенную терпимость к христианам. Ярким примером подобного подхода являются отношения князя Святослава Игоревича (около 964—972 гг.) («бродячего норманского викинга» по определению С. П. Пушкарева) (6). По сведениям Повести Временных лет сей князь, несмотря на уговоры своей матери-княгини Ольги, решительно отказывался креститься, но не возбранял это некоторым из своих дружинников.

Варяги-христиане появляются на Руси еще в IX в. В настоящее время большинство отечественных историков отождествляют полулегендарного Рюрика русских летописей с известным по западным источникам датским конунгом Рёриком Ютландским (7). Известно, что исторический Рёрик Ютландский крестился в Реймсе в 829 г. Таким образом, по-видимому, Рёрик-Рюрик со своей дружиной был одним из тех, кто принес ростки христианства в северорусские земли. Это подтверждается, кстати, и археологическими материалами. В частности, в скандинавских погребениях Старой Ладоги (один из первых древнерусских городов), относящихся к середине — второй половине IX в., встречаются трупоположения, нательные крестики, обломки сосудов с изображениями креста (т. н. «фризные сосуды»), говорящие об устойчивом христианском обряде в варяжских дружинах, действовавших в это время на территории будущего Русского государства (8).

Вернемся, однако, к Смоленску, а вернее, к его предшественнику — Гнёздову, расположенному в 12—15 км ниже по Днепру от современного города и являющемуся как бы предшественником более позднего Смоленска. Основное население Гнёздова или, по крайней мере, один из ведущих его компонентов, составляли скандинавы-воины, образовывавшие гарнизон мощной крепости на ключевом участке пути «Из варяг в греки» (на преобладание скандинавского элемента в этническом составе Гнёздова указывал в своих последних статьях и выступлениях Д. А. Авдусин (9)). Большинство из них были язычниками, поклонниками германских, так называемых «дружинных культов». Они поклонялись достаточно многочисленному пантеону богов и духов, главными из которых были: Один — бог мудрости; Тор — символ грозы; Ярея — символ любви и верности. Чрезвычайно широкую память о себе оставило своеобразное «бытовое язычество», выразившееся в ношении амулетов и изображений богов и божков. Часто, например, в погребениях находят шейные гривны с т. н. «молоточками Тора» — молотковидными подвесками, символами этого скандинавского бога. На территории Гнёздовского поселения пока не найдено устойчивых следов языческих капищ, однако, огромный Гнёздовский курганный могильник (крупнейшее курганное кладбище Восточной Европы — от 3 до 5 тысяч насыпей) сам по себе является своеобразным святилищем, на котором по языческим обрядам хоронили умерших и приносили заупокойные жертвы предкам. Наряду с огромным количеством материала, свидетельствующего о языческих верованиях жителей древнего Гнёздова, в распоряжении современных исследователей имеется достаточно материальных доказательств существования в Гнёздове в конце IX — X веках христианской общины. К таковым свидетельствам можно отнести:

1. Погребение по обряду трупоположения. Несмотря на то, что абсолютное большинство Гнёздовских курганов-могил содержат остатки трупосожжений, уже в ряде ранних погребений встречается обряд трупоположения. Судя по публикациям, можно, например, установить, что в одной из курганных насыпей (Заольшанской) из 88 курганов 34 содержали трупоположения (10). Отталкиваясь от этих сведений и опираясь на отрывочные данные по другим курганным группам, можно предполагать, что 30—40% Гнёздовских могильных насыпей содержали погребения без кремации. Некоторые из них содержали богатый инвентарь, который должен был сопровождать покойного на том свете. Выделяется особая группа курганов с т. н. «камерами», представлявшими из себя подобие деревянного склепа или гроба. Как правило, в таких «камерах» хоронили богатых дружинников и купцов. Трупоположения, по верному замечанию В. В. Седова, «не всегда напрямую свидетельствуют о христианстве погребенного, но говорят о начале перехода от языческого обряда огненных похорон к христианской традиции захоронения тела усопшего в земле».

2. Еще одним своеобразным показателем распространения христианства среди Гнёздовских жителей является наличие остатков воска в некоторых погребениях, что может свидетельствовать о погребальных свечах, уже напрямую связанных с христианской традицией захоронения (11).

3. Определенным свидетельством наличия христиан в населении «Гнёздовского Смоленска» является наличие в составе женских украшений т.н. «крестовидных подвесок» из листового серебра. Некоторые исследователи склонны видеть в них только языческие амулеты (12) или их детали, но можно предположить, что появление и распространение таких форм украшений могло быть связано с усилением позиций христианства в русских землях.

4. Наконец, явным свидетельством христианства в Гнёздове являются находки двух нательных крестиков и одного энколпиона, относящиеся к концу X — началу XI веков (13).

К моменту крещения Руси князем Владимиром в 988 г. абсолютное большинство населения Смоленской земли было языческим. Превалирующим обрядом погребения по-прежнему было трупосожжение. При этом в археологических материалах Смоленщины (кроме Гнёздова) практически полностью отсутствуют предметы христианской обрядовости (14).

Как проходило крещение Смоленской земли — не известно. Первые смоленские историки И. Шупинский и Н. Мурзакевич, использовавшие в своих исследованиях утраченные в 1812 г. материалы смоленских архивов, отмечали, что в 990 г. князь Владимир, идя с походом в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом и крестил смолян (15). В Воскресенской и Никоновской летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичской и вятичской земель (16). Известно также, что кривичи принимали участие в знаменитом корсунском походе Владимира и возможно часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе-Корсуни.

В 1880-х годах исследователь-краевед И. М. Красноперов обнаружил в Санкт-Петербургской публичной библиотеке рукопись, в которой говорилось о крещении Владимиром всей Смоленской земли в 1013 г. Исходя из этих данных, он выдвинул идею о медленном распространении христианства на Смоленщине (17). Полемика вокруг этого хронологического вопроса продолжается до сегодня. Мнение Красноперова поддержали такие видные советские историки, как М. Н. Тихомиров и Л. В. Алексеев (18). Более взвешенный и осторожный подход к этому вопросу демонстрирует О. М. Рапов. Он, в частности, указывает, что согласно русским летописям, Владимир со своими приближенными во главе крупных дружин совершил в 990 и 992 гг. миссионерские походы на северо-восток русских земель. Известно также, что вскоре после крещения Киевских жителей он отправил в Новгород для крещения двух своих соратников — дядю Добрыню и Путяту. Вероятно, в одном из этих походов сам Владимир или кто-то из его приближенных крестил жителей «Гнёздовского» Смоленска и прилегающих окрестностей (19). Примерно в это же время (с конца 980-х — начала 990-х годов) Владимир разделяет свою землю на отдельные области, куда в качестве наместников сажает своих сыновей. В Смоленск был направлен княжич Станислав. О его реальном пребывании в Гнёздове-Смоленске свидетельствует тамга с его княжеским знаком, найденная здесь археологами (20). Владимир завещал сыновьям наместникам распространять христианское просвещение: «Заповедая сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей и церкви ставить» (21).

По мнению Рапова, распространение христианства по Смоленским лесистым сельским землям было процессом медленным и постепенным. О.М. Рапов указывает, ссылаясь на данные дендрохронологических анализов, на наличие сильной засухи в Русских землях в 1008—1010 гг. Засуха повлекла за собой голод, а это, в свою очередь, могло привести часть новокрещеных, еще слабых в вере людей, к отходу от Церкви. Возможно, с этим и были связаны события нового крещения Смоленской земли в 1013 г. (22) После крещения на Смоленской земле разворачивается активная проповедническая и катехизаторская деятельность православных священников и княжеских слуг-дружинников, результаты этой деятельности были весьма успешными, В.В. Седов, исследовавший материалы более 5 тысяч курганов в Смоленской и Полоцкой землях (племенной ареал кривичей), пришел к выводу, что к середине XI века трупосожжение в погребениях повсеместно вытесняется трупоположениями (23), происходит значительное обеднение погребального инвентаря. На рубеже ХI—ХII веков в некоторых могилах появляются подобия гробов, что свидетельствует об укреплении христианских традиций в погребальной обрядовости. В захоронениях появляются предметы, прямо говорящие о вере покойного — нательные крестики.
Особенностью христианизации Смоленщины является то, что она проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбы за христианство, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных русских городах. Нет свидетельств такой борьбы и в церковных письменных памятниках Смоленской земли, например, в Уставной грамоте князя Ростислава Мстиславича (1136 г.).

Ярким памятником этого времени является находка, сделанная археологами прошлого века у дер. Саки нынешнего Демидовского района в междуречье Каспли и Западной Двины. Здесь в одном из курганов, содержащем женское погребение с богатым инвентарем, был найден серебряный крест с т. н. «грубым литым распятием». Такие кресты были распространены в X — начале XI вв. В Северной и Западной Европе, на территории Руси они являются редкой находкой. Крест был подвешен к медной цепочке, на которой висели языческие амулеты-обереги (ложечка, обломок миндального ореха, зуб животного) (24). Здесь же находились другие цепочки с украшениями-оберегами и амулетами, такими как бронзовые (литые) фигурки коньков, корень зуба и др. Это погребение является ярчайшим памятником т.н. «двоеверия», когда в душах людей еще сохранились темные предрассудки и суеверия, связанные с эпохой язычества. Вместе с тем наличие в погребении богатого нательного крестика говорит о широкой проповеди христианства в эти годы (первая половина XI в.), которая достигла даже таких отдаленных мест. По монетам, найденным в захоронении, его можно датировать 1040—1050 гг. Погребенная, судя по инвентарю, была женой богатого торговца или воина.

Несмотря на успехи христианской проповеди у значительной части населения Смоленских земель (особенно в сельской местности) сохранились воспоминания о языческих верованиях своих предков. Воспоминания эти уже не носили осознанный характер и все больше вытеснялись на подсознательный уровень, выражая себя в форме бытовых традиций и суеверий. Достаточно долго (около ста лет) у людей наряду с предметами христианской обрядовости и символики в личной жизни (нательные крестики) сохранились и разного рода языческие символы (амулеты-обереги). Нередко при раскопках поселений и могил XI — начала XII вв. археологи находят разнообразные медные ложечки, топорики, фигурки коньков и уточек, просверленные и отполированные зубы и кости животных (25). Вместе с тем языческая обрядовость в значительной степени деградирует и постепенно исчезает (26). К середине — второй половине XII века уменьшаются по своим размерам курганные насыпи, уже не несущие прежней смысловой нагрузки, отсутствуют в них остатки погребальных жертвоприношений и тризн-поминаний.

Заметной вехой в духовной истории Смоленской земли стало трагическое событие 5 сентября 1015 г. В этот день в непосредственной близости от Смоленска в устье реки Смядыни погиб сын князя Владимира Святославича князь Глеб. Обстоятельства его мученической смерти и события, связанные с прославлением святого князя, хорошо известны, поэтому коснемся лишь некоторых обстоятельств. Смядынь была в те годы торговой пристанью, небольшим портом на пути «из варяг в греки». В то время вокруг нее еще не существовало крупных поселений. Тело святого Глеба после убийства некоторое время оставалось непогребенным и уже тогда около него совершались разнообразные чудеса. В 1019 г., когда Ярослав Мудрый завладел Киевским престолом, он распорядился разыскать и достойно похоронить тела своих братьев, павших от рук Святополка. Тело Глеба было обретено нетленным и торжественно перевезено в Вышгород, погребено рядом с телом святого Бориса в соборной церкви. Смядынь же становится одной из главных святынь русского Православия как место страстотерпства одного из первых русских святых, сюда устремляются паломники со всех концов Киевского государства. В то же время многие из смолян едут в Вышгород — поклониться мощам святых братьев и получить от них исцеление. Весьма показательным является то, что среди первых святых подвижников Печерской Лавры г. Киева есть выходцы из Смоленской земли. Киево-Печерский патерик упоминает преподобного Исаакия — уроженца северного смоленского города Торопца и преподобного Прохора Лебедника, выходца из самого Смоленска.

Преподобный Исаакий, в миру Чернь, до пострижения был богатым купцом. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постриг от преподобного Антония. После этого удалился в затвор, ведя строгую аскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами. Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения от дьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал в тяжелое расслабление. Преподобные Антоний и Феодосии ухаживали за ним. Только через два с лишним года он смог встать на ноги. После выздоровления преподобный принял подвиг юродства, смиренно перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергся новому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвами. После своего исцеления св. Исаакий провел в подвигах около 20 лет. Скончался он около 1090 г., мощи его пребывали в пещерах преподобного Антония, а в 1711 г. часть их была перенесена в Торопец. Житие преподобного Исаакия было описано в «Повести временных лет». Несколько отличное от летописного повествования содержит Киево-Печерский патерик, а в Великих Четьих-Минеях под 27 апреля содержится «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол». Память преподобного Исаакия совершается 14/27 февраля (27).

Несколько позже в Печерской Лавре подвизался преподобный Прохор. Он принял постриг от игумена Иоанна (1089—1103 гг.). Преподобный Прохор был великий подвижник, по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду и получивший прозвище Лебедника. Когда на Руси наступил голод, Прохор собирал лебеду, готовил из нее хлеб и раздавал нуждающимся. Вкус у этого хлеба был лучше, чем у пшеничного, но таким вкусным он становился, когда его брали с благословения преподобного. Молва разносила слухи о чудесах св. Прохора. Например, в Киеве исчезла соль, от этого сильно страдал простой люд. Преподобный собрал золу из монастырских келий и по его молитве она превращалась в соль, которую он раздавал нуждающимся. Продавцы соли, рассчитывающие на наживу, обратились к князю Святополку (1093—1113 гг.) с просьбой отобрать у Прохора эту соль. Но, когда ее принесли на княжеский двор, она обратилась в золу. Через несколько дней Святополк приказал ее выбросить. Преподобный благословил людей брать эту золу и она опять чудесным образом обратилась в соль. Чудо произвело огромное впечатление на князя, он стал усердно молиться, помирился с игуменом Печерского монастыря и очень почитал св. Прохора. В 1107 г., когда князь находился в походе против половцев, ему сообщили, что преподобный при смерти. Святополк немедленно вернулся в Киев, получил его благословение и собственноручно отнес его тело в ближние пещеры Лавры, где и был погребен преподобный. Вернувшись к войску, князь одержал легкую и значительную победу над врагами. Память преподобного Прохора Лебедника совершается 10/23 февраля, 28 сентября/11 октября и во вторую неделю Великого поста (28).

По-видимому, к концу XI века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Первое упоминание в летописи относится к 1138 г. (29) Вероятно, устроением этого монастыря занимались первые смоленские князья — сыновья Ярослава Мудрого: Вячеслав (1054—1057 гг.) и Игорь (1058—1060 гг.).

Точные данные о храмах Смоленщины XI века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того, Смоленск и города Смоленской земли еще недостаточно изучены археологами, а результаты проведенных исследований опубликованы далеко не полностью.

Политическая и духовная жизнь Смоленщины оживляется в княжение Владимира Мономаха (с 1070 г.). Этот князь, оставивший значительный след в истории Древнерусского государства, стремился к объединению южнорусских земель под своей властью. При нем происходит практический перевод с Днепра на Сож южного участка пути «из варяг в греки», который проходит через все его владения (Смоленское, Черниговское и Переяславльское княжества). По-видимому, именно с этим перемещением магистрального пути и был связан совершившийся, судя по всему, именно при Мономахе т. н. «перенос» Смоленска из Гнёздова на место современного города. До этого на месте нынешнего Смоленска находилось несколько деревень, небольшие укрепленные поселения на холмах и монастырь на Смядыни.

В 1101 г. происходит судьбоносное событие в жизни молодого города. Владимир Мономах, желая подчеркнуть значение «нового» Смоленска, закладывает в нем каменный кафедральный собор. «В се же лето Володимер заложи церковь у Смоленске Святое Богородице камяну епископью месяца мая второго в три часа дня», — повествует летопись (30). Известно, что в эти годы Мономах разворачивает широкую строительную деятельность по всей территории Руси. В тот же год, что и в Смоленске, закладывается первый каменный храм в северо-восточных землях — Успенский собор в Суздале. Активным союзником и помощником Мономаха в этих начинаниях является Переяславльский епископ Ефрем. В 1103 г. Смоленский собор Богородицы (на месте современного Успенского собора) был построен и освящен. Сюда же была перенесена и главная семейная реликвия Мономаха — знаменитая икона Божией Матери «Одигитрия», подаренная его матери — принцессе Анне отцом, византийским императором Константином Мономахом. Некоторые исследователи предполагали (неправильно толкуя летописи), что князь Владимир хотел в эти же годы создать самостоятельную Смоленскую епископию (31). Однако, Н.Н. Воронин и П.А. Раппопорт очень убедительно доказали, что Мономах не помышлял о подобном, выделении Смоленской кафедры (32). Смоленская епархия входила в это время в состав Переяславльской епископии (Переяславль-Южный — родовая вотчина Владимира Мономаха).

Что касается самого кафедрального собора, то в последующие годы он неоднократно перестраивался и реконструировался. В 1611 г. он значительно пострадал при штурме города поляками от взрыва пороховых погребов. В середине XVII века при начале строительства нового собора стены «Мономаховой» постройки были окончательно разобраны. В раскопках 1960-х гг., проводившихся на Соборном холме, были обнаружены отдельно куски и целые плинфы из стен старого собора, а также фрагменты строительного раствора и поливных плиток пола. Изучение этих остатков и анализ существующих изображений «Мономахова» храма позволили Н.Н. Воронину и П.А. Раппопорту сделать заключение об участии южного зодчего в его строительстве (из Киева или Переяславля) и соответственно о «Южнорусских» чертах внешнего облика храма (33).

В начале XII века продолжается укрепление Смоленска как сильной крепости и крупного торгового центра. Развивается и церковная жизнь города. Уже сын Мономаха — Мстислав Владимирович (будущий великий князь Киевский), княживший в Смоленске до 1126 г., мечтал о создании здесь независимой епископии (34). Однако сделать это удалось только его сыну — Ростиславу Мстиславичу. Это событие начинает новый этап в истории Православной церкви на Смоленской земле.


Список сокращений
АЕ — Археологический ежегодник
ГИМ — Государственный исторический музей
ОАК — Отчет археологической комиссии
ПСРЛ — «Полное собрание русских летописей»
СА — «Советская археология»
КСИА — «Краткие сообщения института археологии»

Примечания

1. Наиболее развернутый и полный исторический анализ сообщений о путешествии святого апостола Андрея см. С. А. Беляев «История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука» // Макарий, митрополит Московский и Коломенский «История Русской Церкви». Кн. 1, М., 1994 г., стр. 33—80.
2. Е. А. Шмидт «Племена верховьев Днепра до образования древнерусского государства», М., 1992 г., стр. 131.
3. Наиболее полную подборку сведений по данному вопросу см. в трудах Е. А. Шмидта, например, «Древние языческие святилища на Смоленской земле» в журнале «Край Смоленский», 1993 г., №№ 9—10.
4. Всесторонний анализ технологии возведения курганов Гнездова и их символики см. В. А. Булкин «Гнездовский могильник и курганные древности Смоленского Поднепровья», автореферат кандидатской диссертации, Л., 1973 г.
5. А. Е. Мусин «Об особенностях христианизации Новгородской земли» // «Новгород и Новгородская земля. История и археология» (Тезисы научно-практической конференции), Новгород, 1988 г., с. 44—46.
6. С. П. Пушкарев «Обзор русской истории», Лондон (Канада), 1990 г., с. 34.
7. А. Е. Мусин там же. Г. С. Лебедев «Эпоха викингов в Северной Европе», Л., 1985 г. Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. «Эпоха викингов в Северной Европе (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)» // «Славяне и скандинавы», М., 1986 г.
8. А. Е. Мусин там же.
9. Д. А. Авдусин «Актуальные вопросы изучения древностей Смоленска и его ближайшей окрути» // «Смоленск и Гнездово», М., 1991 г.
10. Е. В. Каменецкая «Заольшанская курганная группа Гнездова» // «Славяне и скандинавы», М., 1986 г.
11. Т. А. Пушкина «Воск в погребальном обряде Гнездова», сообщение в ГИМе, март 1992 г.
12. Н. Г. Недошивина «Средневековые крестовидные подвески из листового серебра» // СА, 1983, №4, с. 220—225.
13. ОАК за 1907 г., СПб, 1910 г. Н. И. Асташова «Энколпион из Гнездова», СА, 1974 г., с. 3.
14. Е. А. Шмидт «Древнерусские археологические памятники Смоленской области», ч. 1, М., 1982 г.; ч. II, М., 1983 г. «Археологическое собрание Смоленского музея-заповедника (сводный каталог)», составитель Модестов Ф. Э., Смоленск, б/г.
15. И. Шупинский «Историческое и географическое описание города Смоленска», Смоленск, 1991 г., с. 7. Н. А. Мурзакевич «История города Смоленска», с. 21.
16. ПСРЛ т. VIII, СПб, 1859 г., с. 160. ПСРЛ т. XII, СПб, с. 126.
17. «Смоленский вестник», 1882 г., №96.
18. М. Н. Тихомиров «Древнерусские города», М., 1956 г., с. 355. Л. В. Алексеев «Смоленская земля в XI—XII вв.», М., 1980 г., с. 239.
19. О. М. Рапов «Русская церковь в XI — первой трети XII вв. Принятие христианства», М., 1988 г., с. 340—342.
20. С. С. Ширинский «Ременные бляшки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гнездова» в книге «Славяне и Русь», М., 1966 г., с. 223.
21. ПСРЛ т. II, СПб, 1843 г., с. 259.
22. Рапов О. М. там же, с. 342.
23. В. В. Седов «Восточные славяне VI—XIII вв.», М., 1982 г., с. 159—162.
24. Т. В. Равдина «Погребения Х—ХI вв. с монетами на территории древней Руси», М., 1988 г., с. 188.
25. Е. А. Шмидт «Древнерусские археологические памятники …», Н. П. Журжалина «Древнерусские привески-амулеты и их датировка» // СА, 1961 г., №2, с. 122—140.
26. Ф. Э. Модестов. Сообщение на конференции Смоленского государственного музея-заповедника 24 февраля 1994.
27. «Настольная книга священнослужителя», М., 1978 г., т. 2, с. 622.
28. Там же, с. 606—607.
29. «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов», М.-Л., 1950 г., с. 25.
30. ПСРЛ т. ХI, СПб, 1862 г., с. 137.
31. Н. А. Мурзакевич, указ, соч., с. 29.
32. М. Н. Тихомиров, указ, соч., с. 355. Я. Н. Щапов «Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича» //АЕ за 1962 г., М., 1962 г., с. 39—40. Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт «Зодчество Смоленска в XII—XIII вв.», Л., 1979 г., с. 25—27.
33. Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт, указ, соч., с. 384.
34. А. В. Поппэ «Учредительная грамота Смоленской епископии» // АЕ за 1965 г., М., 1966 г.

Валуев Д.В.

Крещение жителей Смоленской земли

Солодкова Н.Т.

МБОУ Богородицкая СШ


  • Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, первой религиозной реформой, событиями крещения Руси, методами крещения.
  • Развивающие - развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения
  • Воспитательные - воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умения слушать.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.


  • Послушайте отрывок из летописи.
  • Как описывает князя Владимира летопись?
  • Как называл князя Владимира народ?

Поставил князь Владимир в Киеве, на холме близ двора теремного, кумиров языческих - Перуна и Хо́рса, Даждьбо́га и Стрибо́га, и Сима́ргла, и Мо́кошь. Был Перун деревянный, а голова у него была серебряная, а ус - златой. И поклонялись им люди, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей к ним и жертвы им приносили. И обагрилась кровью земля Русская и холм тот.

Добрыню же, дядю своего, послал Владимир в Новгород - посадником. Пришел Добрыня в Новгород и поставил кумира языческого в Новгороде, над рекою Волхов. И поклонялись ему люди, как Богу.

Был князь Владимир женолюбив. Имел он пять жен. Первая - Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей - Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода. Ей Владимир подарил сельцо Предславино. Другая - Грекиня, которая родила Святополка. Была эта Грекиня прежде женою князя Ярополка, а когда убил Владимир Ярополка, брата своего, то и жену его себе взял. И был Святополк от двоих отцов сын. Оттого-то и не любил его князь Владимир. Да две Чехини - от одной родился Вышесла́в, а от другой - Святослав и еще один Мстислав; да Болгарыня, которая родила Бориса и Глеба. А наложниц было у князя Владимира 300 в Вы́шгороде, да 300 в Бе́лгороде, да 200 в сельце его, Бересто́вом. И был Владимир ненасытен до женской красоты, и приводили к нему замужних жен и девиц без числа. Когда вернулся князь Владимир в Киев из земли Ятвяжской - а было это в лето 983, - стали люди жертвы приносить богам своим языческим. И так решили старцы с боярами:

Бросим жребий! На чей двор жребий укажет, из того двора отрока или девицу принесем в жертву богам нашим!



  • Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?
  • Выдвижение гипотез?


  • Вспомните, какая была религия у восточных славян и их соседей?
  • Давайте вспомним какие предпосылки смены религии существовали?

  • Создание единого государства
  • Международные условия
  • Решение нравственных проблем
  • Духовное развитие страны
  • Неоднородность общества


Выбор князя Владимира и бояр

Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свиде-тельство послов.



Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.


  • Смоленск становится столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сначала сыну Ярослава - Вячеславу, а потом внуку, Владимиру Мономаху.
  • Мономах построил в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери



  • Задание:
  • Представьте, что в 1010 году встретились языческий волхв и дружинник князя. Опишите, какой спор мог состояться между ними о правлении на Руси князя Владимира Святославича.

  1. История христианства на Смоленщине богата событиями, именами и датами. Однако ни церковные, ни светские историки до сих пор не дали однозначных ответов на вопросы о том, когда же была крещена Смоленская земля, кто были первые христиане.
    Первые конкретные сведения о появлении и распространении христианства в Смоленских землях относятся к IХ-Х векам.
    Прежде чем говорить о распространении христианства на Смоленской земле, необходимо вспомнить о верованиях языческого населения нашего края. Несмотря на многочисленные изыскания в этой области, отсутствует какой-либо научный труд, который явился бы своеобразным сводом по язычеству древней Смоленщины. Из отдельных исследований эту тему можно составить следующую картину. Накануне эпохи крещения на Смоленских землях проживали племена, входившие в племенной союз кривичей. Будучи по происхождению индоевропейским народом, кривичи сохранили в своем языческом мировоззрении некоторые мотивы основных индоевропейских мифов и верований. По-видимому, у них был развит культ коня (погребения кривичей с конями в так называемых «длинных курганах»; украшения - подвески в виде коньков) и культ медведя (медвежьи кости в некоторых погребениях), которые рассматривались в качестве родовых или общеплеменных тотемов. Также было развито поклонение божеству солнца (солярные мотивы в ювелирных украшениях и орнаментах на разных предметах и утвари).
    Особенно почитались камни, валуны, находившиеся рядом с поселениями, с которыми и по сей день связаны предания и легенды местного населения. Им поклонялись как добрым духам, оберегающим жителей. Так, например, возле деревни Аносинки в Демидовском районе по сей день стоит камень, почитавшийся в древние времена, до сих пор его называют сторожем деревни. Порою камни служили жертвенниками, на которых в жертву языческим богам и духам приносили животных. Неподалеку от озера Пениснарь находится валун, на плоской поверхности которого видны выдолбленные ямки, вероятно служившие для сбора жертвенной крови. Уверена, что и упомянутый в одной из тем форума, камень на острове озера Дго имел, как раз, такое же назначение. Поклонялось древнее население Смоленщины источникам, «священным рощам».
    Существовали у кривичей и особые святилища, на которых располагались идолы и где регулярно совершались священные языческие обряды. Обычно такие святилища-капища устраивались в центре или мысовой части городищ. Встречаются также и особые городища-капища, использовавшиеся исключительно в ритуальных целях. Такие городища, как правило, небольшие по площади, располагались в достаточно неудобных для постоянного проживания местах и потому практически не имеют культурного слоя.
    Довольно долго после принятия христианства языческие пережитки сохранялись в погребальных обрядах, на бытовом уровне.
    На рубеже IХ-Х вв. появились на Смоленщине первые проповедники христианства. Связано их появление и деятельность, видимо, с активным продвижением в Смоленские края скандинавских воинов и купцов - «викингов».
    В IX - первой половине X веков византийское влияние распространялось в основном на территории южной Руси, непосредственно граничащей с «империей ромеев». Северные и центральные районы Руси, покрытые густыми и зачастую труднопроходимыми лесами (известно, что большую часть Смоленской земли занимал так называемый «Оковский лес») оставались для них недоступными. В эти районы Руси первые носители Христовой веры проникали в составе норманнских дружин викингов-варягов.
    По мнению некоторых исследователей основное население Гнёздова или, по крайней мере, один из ведущих его компонентов, составляли как раз скандинавы-воины, образовывавшие гарнизон мощной крепости на ключевом участке пути «Из варяг в греки» Большинство из них были язычниками, поклонниками германских, так называемых «дружинных культов». Они поклонялись достаточно многочисленному пантеону богов и духов, главными из которых были: Один - бог мудрости; Тор - символ грозы; Ярея - символ любви и верности. Чрезвычайно широкую память о себе оставило своеобразное «бытовое язычество», выразившееся в ношении амулетов и изображений богов и божков. Часто, например, в погребениях находят шейные гривны с т. н. «молоточками Тора» - молотковидными подвесками, символами этого скандинавского бога. На территории Гнёздовского поселения пока не найдено устойчивых следов языческих капищ, однако, огромный Гнёздовский курганный могильник (крупнейшее курганное кладбище Восточной Европы) сам по себе является своеобразным святилищем, на котором по языческим обрядам хоронили умерших и приносили заупокойные жертвы предкам. Наряду с огромным количеством материала, свидетельствующего о языческих верованиях жителей древнего Гнёздова, в распоряжении современных исследователей имеется достаточно материальных доказательств существования в Гнёздове в конце IX - X веках христианской общины. Например, погребение по обряду трупоположения. Судя по публикациям, можно, например, установить, что в одной из курганных насыпей (Заольшанской) из 88 курганов 34 содержали трупоположения. Выделяется особая группа курганов с т. н. «камерами», представлявшими из себя подобие деревянного склепа или гроба. Как правило, в таких «камерах» хоронили богатых дружинников и купцов. Трупоположения, по замечанию В. В. Седова, «не всегда напрямую свидетельствуют о христианстве погребенного, но говорят о начале перехода от языческого обряда огненных похорон к христианской традиции захоронения тела усопшего в земле».
    Определенным свидетельством наличия христиан в населении «Гнёздовского Смоленска» является наличие в составе женских украшений т.н. «крестовидных подвесок» из листового серебра. Наконец, явным свидетельством христианства в Гнёздове являются находки двух нательных крестиков и одного энколпиона, относящиеся к концу X - началу XI веков13.
    К моменту крещения Руси князем Владимиром в 988 г. абсолютное большинство населения Смоленской земли было языческим. Превалирующим обрядом погребения по-прежнему было трупосожжение. При этом в археологических материалах Смоленщины (кроме Гнёздова) практически полностью отсутствуют предметы христианской обрядовости.
    Как проходило крещение Смоленской земли - не известно. Первые смоленские историки И. Шупинский и Н. Мурзакевич, использовавшие в своих исследованиях утраченные в 1812 г. материалы смоленских архивов, отмечали, что в 990 г. князь Владимир, идя с походом в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом и крестил смолян. В Воскресенской и Никоновской летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичской и вятичской земель. Известно также, что кривичи принимали участие в знаменитом корсунском походе Владимира и возможно часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе-Корсуни.
    По мнению исследователей, особенностью христианизации Смоленщины является то, что она проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбы за христианство, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных русских городах. Нет свидетельств такой борьбы и в церковных письменных памятниках Смоленской земли, например, в Уставной грамоте князя Ростислава Мстиславича (1136 г.).
    Ярким памятником эпохи становления христианства на Смоленской земле является находка, сделанная археологами прошлого века у дер. Саки нынешнего Демидовского района в междуречье Каспли и Западной Двины. Здесь в одном из курганов, содержащем женское погребение с богатым инвентарем, был найден серебряный крест с т. н. «грубым литым распятием». Такие кресты были распространены в X - начале XI вв. В Северной и Западной Европе, на территории Руси они являются редкой находкой. Крест был подвешен к медной цепочке, на которой висели языческие амулеты-обереги (ложечка, обломок миндального ореха, зуб животного). Здесь же находились другие цепочки с украшениями-оберегами и амулетами, такими как бронзовые (литые) фигурки коньков, корень зуба и др. Это погребение является ярчайшим памятником т.н. «двоеверия», когда в душах людей еще сохранились темные предрассудки и суеверия, связанные с эпохой язычества. Вместе с тем наличие в погребении богатого нательного крестика говорит о широкой проповеди христианства в эти годы (первая половина XI в.), которая достигла даже таких отдаленных мест. По монетам, найденным в захоронении, его можно датировать 1040-1050 гг. Погребенная, судя по инвентарю, была женой богатого торговца или воина.
    Достаточно долго (около ста лет) у людей наряду с предметами христианской обрядовости и символики в личной жизни (нательные крестики) сохранились и разного рода языческие символы (амулеты-обереги). Нередко при раскопках поселений и могил XI - начала XII вв. археологи находят разнообразные медные ложечки, топорики, фигурки коньков и уточек, просверленные и отполированные зубы и кости животных. Но постепенно языческая обрядовость в значительной степени деградирует и постепенно исчезает. К середине - второй половине XII века уменьшаются по своим размерам курганные насыпи, уже не несущие прежней смысловой нагрузки, отсутствуют в них остатки погребальных жертвоприношений и тризн-поминаний.
    Заметной вехой в духовной истории Смоленской земли стало трагическое событие 5 сентября 1015 г. В этот день в непосредственной близости от Смоленска в устье реки Смядыни погиб сын князя Владимира Святославича святой князь Глеб. Обстоятельства его мученической смерти и события, связанные с прославлением святого князя, хорошо известны, поэтому коснемся лишь некоторых обстоятельств. Смядынь была в те годы торговой пристанью, небольшим портом на пути «из варяг в греки». В то время вокруг нее еще не существовало крупных поселений. Тело святого Глеба после убийства некоторое время оставалось непогребенным и уже тогда около него совершались разнообразные чудеса. В 1019 г., когда Ярослав Мудрый завладел Киевским престолом, он распорядился разыскать и достойно похоронить тела своих братьев, павших от рук Святополка. Тело Глеба было обретено нетленным и торжественно перевезено в Вышгород, погребено рядом с телом святого Бориса в соборной церкви. Смядынь же становится одной из главных святынь русского Православия как место страстотерпства одного из первых русских святых, сюда устремляются паломники со всех концов Киевского государства. В то же время многие из смолян едут в Вышгород - поклониться мощам святых братьев и получить от них исцеление.
    Весьма показательным является то, что среди первых святых подвижников Печерской Лавры г. Киева есть выходцы из Смоленской земли. Киево-Печерский патерик упоминает преподобного Исаакия - уроженца северного смоленского города Торопца и преподобного Прохора Лебедника, выходца из самого Смоленска.
    Преподобный Исаакий, в миру Чернь, до пострижения был богатым купцом. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постриг от преподобного Антония. После этого удалился в затвор, ведя строгую аскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами. Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения от дьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал в тяжелое расслабление. Преподобные Антоний и Феодосии ухаживали за ним. Только через два с лишним года он смог встать на ноги. После выздоровления преподобный принял подвиг юродства, смиренно перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергся новому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвами. После своего исцеления св. Исаакий провел в подвигах около 20 лет. Скончался он около 1090 г., мощи его пребывали в пещерах преподобного Антония, а в 1711 г. часть их была перенесена в Торопец. Житие преподобного Исаакия было описано в «Повести временных лет». Несколько отличное от летописного повествования содержит Киево-Печерский патерик, а в Великих Четьих-Минеях под 27 апреля содержится «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол».
    Несколько позже в Печерской Лавре подвизался преподобный Прохор. Он принял постриг от игумена Иоанна (1089-1103 гг.). Преподобный Прохор был великий подвижник, по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду и получивший прозвище Лебедника. Когда на Руси наступил голод, Прохор собирал лебеду, готовил из нее хлеб и раздавал нуждающимся. Вкус у этого хлеба был лучше, чем у пшеничного, но таким вкусным он становился, когда его брали с благословения преподобного. Молва разносила слухи о чудесах св. Прохора. Например, в Киеве исчезла соль, от этого сильно страдал простой люд. Преподобный собрал золу из монастырских келий и по его молитве она превращалась в соль, которую он раздавал нуждающимся. Продавцы соли, рассчитывающие на наживу, обратились к князю Святополку (1093-1113 гг.) с просьбой отобрать у Прохора эту соль. Но, когда ее принесли на княжеский двор, она обратилась в золу. Через несколько дней Святополк приказал ее выбросить. Преподобный благословил людей брать эту золу и она опять чудесным образом обратилась в соль. Чудо произвело огромное впечатление на князя, он стал усердно молиться, помирился с игуменом Печерского монастыря и очень почитал св. Прохора. В 1107 г., когда князь находился в походе против половцев, ему сообщили, что преподобный при смерти. Святополк немедленно вернулся в Киев, получил его благословение и собственноручно отнес его тело в ближние пещеры Лавры, где и был погребен преподобный. Вернувшись к войску, князь одержал легкую и значительную победу над врагами.
    По-видимому, к концу XI века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Первое упоминание в летописи относится к 1138 г.29 Вероятно, устроением этого монастыря занимались первые смоленские князья - сыновья Ярослава Мудрого: Вячеслав (1054-1057 гг.) и Игорь (1058-1060 гг.).
    Точные данные о храмах Смоленщины XI века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое.
    Политическая и духовная жизнь Смоленщины оживляется в княжение Владимира Мономаха (с 1070 г.). Этот князь, оставивший значительный след в истории Древнерусского государства, стремился к объединению южнорусских земель под своей властью.
    В 1101 г. Владимир Мономах, желая подчеркнуть значение Смоленска, закладывает в нем каменный кафедральный собор. «В се же лето Володимер заложи церковь у Смоленске Святое Богородице камяну епископью месяца мая второго в три часа дня», - повествует летопись. Известно, что в эти годы Мономах разворачивает широкую строительную деятельность по всей территории Руси. В тот же год, что и в Смоленске, закладывается первый каменный храм в северо-восточных землях - Успенский собор в Суздале. Активным союзником и помощником Мономаха в этих начинаниях является Переяславльский епископ Ефрем. В 1103 г. Смоленский собор Богородицы (на месте современного Успенского собора) был построен и освящен. Сюда же была перенесена и главная семейная реликвия Мономаха - знаменитая икона Божией Матери «Одигитрия», подаренная его матери - принцессе Анне отцом, византийским императором Константином Мономахом. Некоторые исследователи предполагали (ошибочно толкуя летописи), что князь Владимир хотел в эти же годы создать самостоятельную Смоленскую епископию. Однако, Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт очень убедительно доказали, что Мономах не помышлял о выделении Смоленской кафедры. Смоленская епархия входила в это время в состав Переяславльской епископии (Переяславль-Южный - родовая вотчина Владимира Мономаха).
    Что касается самого кафедрального собора, то в последующие годы он неоднократно перестраивался и реконструировался. В 1611 г. он значительно пострадал при штурме города поляками от взрыва пороховых погребов. В середине XVII века при начале строительства нового собора стены «Мономаховой» постройки были окончательно разобраны. В раскопках 1960-х гг., проводившихся на Соборном холме, были обнаружены отдельно куски и целые плинфы из стен старого собора, а также фрагменты строительного раствора и поливных плиток пола. Изучение этих остатков и анализ существующих изображений «Мономахова» храма позволили Н. Н. Воронину и П. А. Раппопорту сделать заключение об участии южного зодчего в его строительстве (из Киева или Переяславля) и соответственно о «Южнорусских» чертах внешнего облика храма.
    В начале XII века продолжается укрепление Смоленска как сильной крепости и крупного торгового центра. Развивается и церковная жизнь города. Уже сын Мономаха - Мстислав Владимирович (будущий великий князь Киевский), княживший в Смоленске до 1126 г., мечтал о создании здесь независимой епископии. Однако сделать это удалось только его сыну - Ростиславу Мстиславичу.

    При подготовке мною использовались следующие материалы:
    Публикации официального сайта Смоленской и Калининградской Епархии Русской православной церкви
    Е. А. Шмидт «Племена верховьев Днепра до образования древнерусского государства», М., 1992 г.
    Е. А. Шмидт, «Древние языческие святилища на Смоленской земле» журнал «Край Смоленский», 1993 г., №№ 9-10.
    А. Е. Мусин «Об особенностях христианизации Новгородской земли» // «Новгород и Новгородская земля. История и археология» (Тезисы научно-практической конференции), Новгород, 1988 г.,
    Е. А. Шмидт «Древнерусские археологические памятники Смоленской области», ч. 1, М., 1982 г.; ч. II, М., 1983 г.
    В. В. Седов «Восточные славяне VI-XIII вв.», М., 1982 г.
    А.В. Куза Древнерусские городища Х-ХIII вв. Свод археологических памятников
    Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт «Зодчество Смоленска в XII-XIII вв.», Л., 1979 г

  2. А разве обряды трупоположения и трупосжигания не сопутствовали рядом? Ведь существует мнение, что и то и другое полностью языческие обряды.
  3. Цитата(Мишаня @ 17 Декабря 2008, 16:38)
    А разве обряды трупоположения и трупосжигания не сопутствовали рядом? Ведь существует мнение, что и то и другое полностью языческие обряды.

    Да, сопутствовали рядом, при язычестве в основном были трупосожжения - это более ранние курганы, а когда стало распространяться христианство трупосожжение стало постепенно вытесняться трупоположением. И где это существует мнение, что трупоположение языческий обряд? Тогда как же называется современный способ погребения?

  4. А каким веком датируються самые ранние курганы в нашей области?
  5. Не любое трупоположение считается христианским, а лишь погребение по установленному правилу, с необходимыми молитвами. Ну это я так, чтобы ясность внести. А вообще хороший материал. Правда, я бегло просмотрел

  6. Как мне кажется, пора бы Анюте сменить группу с "Пользовтелей" на "Авторов"... Не так ли, господа?
  7. Цитата(Bergman @ 18 Декабря 2008, 0:16)
    Замечательный материал. Особенно интересно читать его после прочтения трудов Никифора Мурзакевича.
    Как мне кажется, пора бы Анюте сменить группу с "Пользовтелей" на "Авторов"... Не так ли, господа?

    Очень интересный матриал, тянет на научную статью. Поставил +.
    Да, надо, но я как раз хоотел пересмотреть институт "авторства" на форуме, т.к с апреля 2008 года на нём и в кол-ве и в содержании произошли изменения...

  8. Цитата(Шмяк @ 17 Декабря 2008, 20:03)
    Не любое трупоположение считается христианским, а лишь погребение по установленному правилу, с необходимыми молитвами.

    Ага, фараонов тоже не сжигали, но они точно не христиане! А распятья в захоронениях только доказывают торговые связи между племенами. Так что совсем не факт, что обряд трупоположения появился от христианской веры.


  9. Преподобный Исаакий, в миру Чернь, до пострижения был богатым купцом. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постриг от преподобного Антония. После этого удалился в затвор, ведя строгую аскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами. Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения от дьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал в тяжелое расслабление. Преподобные Антоний и Феодосии ухаживали за ним. Только через два с лишним года он смог встать на ноги. После выздоровления преподобный принял подвиг юродства, смиренно перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергся новому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвами. После своего исцеления св. Исаакий провел в подвигах около 20 лет. Скончался он около 1090 г., мощи его пребывали в пещерах преподобного Антония, а в 1711 г. часть их была перенесена в Торопец.

    Анюта , а где подробнее про сие почитать можно?

  10. Это "Настольная книга священнослужителя" или, проще найти Житие Исаакия затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего, преподобного
  11. Цитата(Анюта @ 18 Декабря 2008, 14:09)
    Это "Настольная книга священнослужителя" или, проще найти Житие Исаакия затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего, преподобного

    А это только печатные издания, или есть ссылочка на "в электронном виде"?

  12. Первое видела только в печатном варианте, житие у меня в электронном виде есть. Могу на почту прислать.
  13. Цитата(Анюта @ 16 Декабря 2008, 22:37)
    В этой теме мне хотелось бы поговорить не только о развитии христианства на Смоленской земле, но и о том, что ему предшествовало. На мой взгляд логично начать именно с перехода от язычества к христианству.
    ...
    Как проходило крещение Смоленской земли - не известно. Первые смоленские историки И. Шупинский и Н. Мурзакевич, использовавшие в своих исследованиях утраченные в 1812 г. материалы смоленских архивов, отмечали, что в 990 г. князь Владимир, идя с походом в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом и крестил смолян. В Воскресенской и Никоновской летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичской и вятичской земель.

    О событиях тысячелетней давности напоминает гора, которая служила местом поклонения главному Богу восточных славян - ПЕРУНУ.
    В образе деревянного идола восседало грозное божество в своей кумирне до тех пор, пока по велению киевского князя Владимира не произошло её разрущение, а языческий экспонат не был сброшен в Днепр. По случаю обращения смолян-язычников в христиан, на месте бывшей кумирни была построена деревянная церковь в честь Василия (такое имя было присвоено князю носившего ранее языческое имя Владимир) и гора стала называться Василевской.
    Это название просуществовало вплоть до XVII века, тоесть до постройки Воскресенского монастыря и переименования горы Василевской в Воскресенскую.

    (источник - моя тетрадь, откуда списал не помню )

  14. Интересная тема. О распространении христианства на Смоленской земле и, немного - о языческих верованиях наших предков говорится также в статье Д. Валуева "Первые века христианства на Смоленской земле", доступной на сайте епархии: http://www.smolenskeparxi.ru/index.php?d=2&x=valuev
  15. Статьи Валуева вообще очень интересны.
  16. Тема христианизации русских земель очень непростая. Если говорить очень упрощенно, то христианство - это религия города. Религия традиционной деревни - язычество. И этому есть простое объяснение. Язычество - это природная, стихийная религия, а христианство - вера гуманистическая, в которой больше цивилизации.
    Формальное крещение княжеской властью подвластного населения, строительство первых храмов мало изменило мировоззрение крестьянства. Вплоть до первых десятилетий XX века смоленские крестьяне сохраняли массу языческих верований и обрядов. Наверное, для того, чтобы не быть голословным, есть смысл привести какие-то примеры. Попробую это сделать.
    Так что в смоленской деревне обрядовое православие благополучно уживалось с традиционным языческим мировоззрением.
  17. В фонде Орловского есть масса примеров языческих обрядов крестьян (начало 20 в.):

    Цитата
    Священник села Берёзы Бельского уезда П. Соколов описывает обряд, значения которого не знал ни он сам, ни крестьяне, его совершавшие. На крестинах родители новорождённых звали всех детей из деревни и угощали сладостями. Затем дети шли во двор и ловили петуха «если новорождённый мальчик» или курицу, «когда девочка». Птицу клали в чашку «вверх ногами» на несколько минут. Зачем это делалось – «крестьянами не объяснялось» - такова была традиция.
    В работе П. Соколова описывается и подготовка к свадьбе в приходе. За несколько дней до свадьбы невеста «зазывала» гостей, кланяясь каждому, кого звала, в ноги. При этом «близко-родным» она голосила, т. е. «плакала с причитаниями». Родственники невесты вместе с её подругами – «боярками» приходили вечером перед свадьбой, и «под гармонь» танцевали до 3-х часов утра. На стол ставился хлеб с «вторкнутым» в него «наряженным кустом». Сюда невеста усаживала своих подруг и вместе с ними пела песни до прихода жениха.
    Священник К. Лызлов (село Деребуж Рославльского уезда) как бы продолжает описание свадебного обряда. Когда молодые приходили из церкви, «молодуха» (замужняя сестра невесты) обсыпала их и их родню овсом или хмелём «в ознаменование весёлой и богатой жизни». В это же время друг жениха «гонялся» за молодожёнами с кнутом, поднимая радостную суматоху. На следующий день молодую три раза посылали за водой на реку или на колодец. Первые два раза воду выливали на землю, а в принесённые в третий раз вёдра родственники жениха «клали денег». За всем этим следовало «угощение вином».
    Среди народа широкое распространение имели и многочисленные приметы и суеверия. Так, практически во всех приходах Смоленской губернии встречалась следующая народная примета. На крестинах волосы младенца «влеплялись» в воск, который бросали в воду. Если воск тонул, то младенец должен был вскоре умереть; если же плавал – новорождённый будет жить. Интересна оценка этой приметы приходским священником села Заозерье Бельского уезда: «Суеверие… всегда останется суеверием – воск по своему свойству никогда не потонет в воде, а младенцев много умирает».
    Особенно много примет было связано с обрядом погребения. Считалось большой бедой, если у умершего оставались открытыми глаза: в таком случае в доме ждали ещё одного покойника. В вырытую могилу перед опусканием гроба кидали копейку, чтобы «купить землю». После похорон «извне комнаты» в доме на 6 недель вывешивали полотенце или лоскут холста «оттирать слёзы покойнику».
    Были и верования, связанные с хозяйственной деятельностью крестьян. Так, если в деревне кто-либо умирал во время посева, то никто из крестьян не продолжал работ, пока умерший не был погребён. Чтобы скот не ходил «в потраву», на рождественский сочельник крестьяне связывали полотенцем ножки стола. Понедельник и пятница считались днями тяжёлыми: никаких «предприятий» в эти дни не начинали, в пятницу не сеяли и не пахали. Православные прихожане в случае болезни или пропажи каких-либо вещей, часто обращались за помощью к знахарям, ворожеям, гадальщикам, чем вызывали недовольство священнослужителей. Так, если пропало животное, крестьяне на перекрёстках клали «заговорённые» знахарем куски хлеба, делая это «в угоду тёмным духам», которых около перекрёстков «толпится много» потому, что «по народному поверью… они не могут перейти креста».

  18. Если кому интересно, есть статья Ю.А. Красного АРХЕОЛОГИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Статья опубликована: Археологическая карта России
    Очерки археологии регионов Книга1
    под ред. А.В. Кашкина М.2001
    Приведу только начало:

    Первые сведения об археологических памятниках рассматривае¬мой территории встречаются в записках путешественников 16 в., следовавших в Москву и отметивших многочисленные курганы в окрестностях Смоленска (Аделунг Ф. 1863. С. 175; Описание путешествия... 1877. С. 42). Городища и курганы Смоленщины упоминаются в некоторых документах 17-18 вв. Смоленским древностям уделяли внимание краеведы 1-й пол. и сер. 19 в. (Мурзакевич А.Н. 1804; Елаховский А.П. 1826; Никитин П. 1848; Никифоров Ф., Неверович В. 1856; 1858; Шестаков П.Д. 1857).
    Внимание любителей древностей и ученых прошлого века привлекали прежде всего археологические памятники, имевшие ярко выраженные внешние признаки - курганы, городища, развалины храмов Смоленска и его окрестностей. Первые археологические раскопки на рассматриваемой территории провел в 1867 г. учитель местной гимназии М.П. Полесский-Щепилло, вскрывший большой холм на восточной окраине Смоленска, оказавшийся развалинами храма «На Протоке», построенного в кон. 12 в. (Полесский-Щепилло М.П. 1870). В 1872 г. помещик М.Ф. Кусцинский произвел первые на Смоленщине раскопки курганов, а с "4 г. начал исследование ставшего впоследствии широко извест¬ным Гнёздовского могильника под Смоленском. Им же был исследован ряд городищ и курганных могильников в центральных и северных районах нынешней области. (Кусцинский М.Ф. 1881). Лилиями местных любителей древностей еще в 1873 г. была составлена первая сводная работа о памятниках далекого прошлого 1Ы, увидевшая свет лишь в 1899 г. (Сведения 1873 г. ...1899).
    В кон 19 - 20 в. преимущественно раскопки курганов проводили на Смоленщине И.С. Абрамов, Н.Е. Бранденбург, Г.О. Богославский, С.А. Гатцук, В.Н. Глазов, Н.Г. Керцелли, С.И. Сергеев, В.М. Чебышева и др. (Керцелли Н.Г. 1876; Писарев СП. 1880; Чебышева В.М. 1886 а; 1886 6; Грачев В.И. 1894; 1908;Спицын АА 1903; 1905 а; 1905 6; 1906; 1907; Бугославский Г.О. 1909). В бассейне р. Угра, включая и часть современной Смоленской обл., вел широкие разведки и раскопки Н.И. Булычов (Булычов Н.И. 1899; 1913). Особо важную роль в изучении археологических памятников края в те годы сыграли выдающиеся русские археологи В.И. Сизов и А.А. Спицын. В.И. Сизов в 1880-1901 гг. (с перерывами) вел значительные по масштабам и результатам раскопки Гнёздовского курганного могильника. Предложенные им датировка и интерпретация этого уникального памятника не утратили своего значения до наших дней. Он же раскопал ряд курганов на юге нынешней области (Сизов В.И. 1894; 1902 б; 1903). В.И. Сизов исследовал и так называемые «длинные курганы», впервые выделенные им в особую группу памятников (Сизов В.И. 1902 а). А.А. Спицын подготовил обобщающий обзор всех известных к тому времени древностей Смоленщины, начиная с каменного века (Спицын А.А. 1899), проанализировал и опубликовал материалы раскопок курганов, проведенных И.С. Абрамовым, С.А. Гатцуком, В.Н. Глазовым, С.И.Сергеевым (Спицын А.А. 1905 а; 1905 б; 1906; 1907), развил предложенную В.И. Сизовым характеристику длинных курганов (Спицын А.А. 1903), много сделал для интерпретации Гнёздовских памятников. В те же годы продолжались исследования развалин древних храмов Смоленска и его округи (Писарев СП. 1894; Орловский И.И. 1909; Уваров А.С 1910). В 1901-1902 гг. М.Н. Неклюдов и СП. Писарев произвели первые раскопки культурного слоя г. Смоленска, связанные со строительством здесь электростанции (Неклюдов М.Н., Писарев СП. 1902), а СП. Писарев также обследовал городища в окрестностях Смоленска (Писарев СП. 1882). Краниологическую характеристику черепов из первых раскопок курганов на Смоленщине дал А.П. Богданов (Богданов А.П. 1879). Все эти исследования заложили хорошую основу для дальнейшего изучения ранней истории Смоленского края, значительно обогатили собрания как центральных, так и Местных музеев (Указатель памятников... 1893; Писарев СП., Орловский И.И. 1903; Грачев В.И. 1908; Историко-этнографический музей... 1909; 1911).

    Добавлено: 1232279404
    Там страниц тридцать всего. Есть и трупосожжениях.

  19. Вот это уже ближе к теме! Абр, спасибо. А в электронном виде эта книга есть? Или где её в Смоленске достать можно?


Главная святыня Польши - чудотворный образ Ченстоховской иконы Божией Матери (празднование 19 марта и 9 сентября н. ст.). История иконы полна чудесных случаев исцелений, избавлений и помощи, а также не менее чудесных случаев защиты от кощунников


Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


«Осенняя Казанская» – так издавна зовется в народе церковный день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.


Чего хорошего в официальных праздниках? Показушный пафос, громкие рапорты после вчерашних авралов; и с другой стороны -- пьянки и разгул, ограничиваемые только продолжительностью выходных, которые в последнее время угрожающе удлиняются. Церковные праздники -- совсем другое. Они -- необязательные. Поэтому свои...


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


На день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, в Успенском Псково-Печерском монастыре на престольный праздник собираются тысячи паломников. Самым ярким и красивым событием празднования становится крестный ход с иконой «Успение Божией Матери»


1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси – Боголюбскую. Это ли икона Богородицы Пирогощей, которую привезли на Русь вместе со Владимирской, был ли к ней парный образ Христа и был ли на ней изображен св. князь Андрея Боголюбский, рассказывает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА


6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС"


10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.


10 июня визит Патриарха Кирилла на Кипр продолжился паломничеством в Киккский монастырь, где хранится чудотворная Киккская икона Божией Матери, по преданию написанная святым апостолом Лукой. Киккскую обитель связывают прочные узы с Россией, ее место в истории Кипра напоминает роль Троице-Сергиевой Лавры для Руси

Похожие публикации