Энциклопедия пожаробезопасности

Творческий проект выжигание по дереву. Подготовка материала к выжиганию

ГУ «СШ №33 Целиноградского района»

Творческий проект по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Блажко С., Каримбаев А. (8 кл.)

Руководитель проекта

Блажко А.Н.

Введение

    Подготовка материала к выжиганию

    Приемы выжигания

    Технология изготовления набора разделочных досок

    Экономическое обоснование

    Правила техники безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

1. Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3. Технология изготовления набора разделочных досок

Наименование

Кол - во

Материал

Размеры, мм

Разделочная доска

Древесина

Подвеска

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ш 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ш 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

9. Разметить по шаблону.

Шаблон, карандаш.

10. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ш 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ш 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.

4. Правила техники безопасности

    При пилении древесины:

● пользуйся упорами и направителями;

● не держи левую руку близко к полотну пилы;

● не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

    Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

● изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

● работай на станке с разрешения учителя.

    При работе на сверлильном станке:

● правильно установи сверло;

● надежно закрепи деталь;

● плавно и равномерно подавай сверло;

● заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

    Выполняя лакокрасочные работы:

● не держи долго открытыми банки с красками;

● при работе не подноси краски к лицу;

● работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

● используй защитные средства; перчатки, респиратор;

● после завершения работы вымой руки с мылом.

    Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

● работай в проветриваемом помещении;

● проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

● по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок – 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.

Список используемой литературы

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

    Школа и производство. 2006 г. №24.

    Школа и производство 2002 г. №3.

    Школа и производство 2004 г. №5.

    Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

    Сайт: http://vuzhigatel.ru

    Сайт: http :// www . lobzik . pri . ee

Приложение

Работа Блажко С. и Каримбаева А.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Белозёрова Е.,

Жмакин Г. (11 кл.)

Руководитель проекта

Жмакин О.А.

Введение

1. Подготовка материала к выжиганию

2. Приемы выжигания

3. Технология изготовления набора разделочных досок

4. Экономическое обоснование

5. Правила техники безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

1 . Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания - «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие - несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3 . Технология изгото вления набора разделочных досок

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ш 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ш 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

9. Разметить по шаблону.

Шаблон, карандаш.

10. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ш 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ш 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.

4 . Экономическо е обоснование

С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.

Стоимость материала С м = 53 руб.

Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.

Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.

Себестоимость С = С м + З + З др

С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.

5. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

Пользуйся упорами и направителями;

Не держи левую руку близко к полотну пилы;

Не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

2. Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

Изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

Работай на станке с разрешения учителя.

3. При работе на сверлильном станке:

Правильно установи сверло;

Надежно закрепи деталь;

Плавно и равномерно подавай сверло;

Заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

4. Выполняя лакокрасочные работы:

Не держи долго открытыми банки с красками;

При работе не подноси краски к лицу;

Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

Используй защитные средства; перчатки, респиратор;

После завершения работы вымой руки с мылом.

5. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

Работай в проветриваемом помещении;

Проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

По окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок - 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.

Список используемой литературы

1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. - М.: Просвещение, 2002 г.

2. Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

3. Школа и производство. 2006 г. №24.

4. Школа и производство 2002 г. №3.

5. Школа и производство 2004 г. №5.

6. Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

7. Сайт: http://vuzhigatel.ru

8. Сайт: http://www.lobzik.pri.ee

Приложение 1

Работы Белозёровой Екатерины

Рис. 1 - Набор разделочных досок

Рис. 2 - Панно «Гармония»

Приложение 2

Общая работа Жмакина Григория и Белозёровой Екатерины

Рис. 3 - Табурет

Подобные документы

    Разделочная доска – изделие, необходимое на кухне для разделки продуктов. Декоративная отделка выжиганием на одной стороне досок, поверхность которой покрыта лаком. Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок, расчет себестоимости.

    творческая работа , добавлен 31.10.2010

    Свойства материалов, применяемых для изготовления несущей части учительского стола и для декорирования ДСП. Экономическое обоснование и расчет изготовления универсального двухтумбового учительского стола. Технологическая карта по изготовлению стола.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Виды вариантов складного стула и выбор конструкции. Технология изготовления, чертежи, технологическая карта. Экономическое обоснование изготовления стула, затраты электроенергии на работу за токарным станком. Эргономическое обоснование выбора темы.

    творческая работа , добавлен 23.08.2009

    Технологическая карта изготовления карандашницы. Выбор материала, технологического маршрута обработки деталей по минимуму приведенных затрат, оборудования и технологической оснастки. Технико-экономические обоснование процесса изготовления изделия.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Применение гвоздевых соединений. Виды гвоздей, форма и размеры. Способы забивания гвоздей. Техника выполнения прорезной резьбы. Технические характеристики и особенности контрукции станка ЦА-2 для продольной распиловки обрезных и не обрезных досок.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2011

    Анализ технологического процесса изготовления журнального столика из массива дерева. Изучение требований при работе на рейсмусовых и фуговальных станках. Сушка древесины, обработка чистовых заготовок, раскрой досок, склеивание заготовок, сборка изделия.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Выбор основной конструкции изделия "шкатулка для ниток", поиск аналогов и выбор прототипа. Рассмотрение основных способов внешнего декорирования изделия: резьба по дереву, выжигание, роспись и декупаж. Технологическая карта и расчет себестоимости изделия.

    реферат , добавлен 07.11.2012

    Ювелирные технологии, применяемые при изготовлении кулона "Грация", основные и дополнительные материалы, требования к их качеству. Технологическая карта изготовления кулона и техника безопасности при проведении работ, организация рабочего места.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Изучение техники изготовления поздравительных открыток вручную с использованием различных подручных материалов. Выбор материалов и оборудования. Технологическая последовательность операций. Расчет расходов на материалы. Экологическое обоснование проекта.

    творческая работа , добавлен 06.12.2013

    Характеристика материала для изготовления металлической скамейки. Подготовка металла к сборке и сварке. Технологический процесс изготовления. Оборудование сварочного поста ручной дуговой сварки. Расчет штучного времени на изготовление металлоконструкции.

Кострюкова Майя

Руководитель проекта:

Журкина Светлана Александровна

Учреждение:

МБОУ Никитинская средняя школа Починковского района Нижегородской области

В данном творческом проекте по технологии на тему "Выжигание по дереву" учащаяся начальных классов школы изучает материалы, связанные с необычным для девочки хобби - пирографией . В творческой работе представлены авторские работы на выжигание по дереву ученицы 4 класса школы.

В исследовательской работе по технологии "Выжигание по дереву" ученица 4 класса начальной школы исследует историю возникновения выжигания по дереву, изучает технологию изготовления панно и основные инструменты, необходимые для работы.


Автор исследовательского проекта по технологии "Выжигание по дереву" выясняет основные виды выжигания, дополняет работу наглядными иллюстрациями и приводит весомые аргументы в пользу данного хобби.

Авторская творческая работа по технологии "Выжигание по дереву" полезна для читателей тем, что позволяет изучить основные правила техники безопасности при работе с выжигателем, и, вдохновившись, сотворить настоящий шедевр своими руками.

Введение
Глава 1. История выжигания по дереву.
1.1. Откуда нам известно выжигание?
1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам.
1.3. Выжигание по дереву в наше время.
Глава 2. Технология изготовления панно.
2.1. Подготовка материала к выжиганию.
2.2. Инструменты и приспособления.
2.3. Различные виды выжигания.
Глава 3. Польза выжигания.
Глава 4. Техника безопасности.
Заключение
Использованная литература.

Введение

Выжигание по дереву , или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

1. История выжигания по дереву


В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.

Декоративное украшение деревянных изделий было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

1.1. Откуда нам известно выжигание?

Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного.

Именно отсюда и берет, наверное, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание, органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы, различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах.

Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.

А вот древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд, родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань, живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на палочки изображений цветов, птиц и животных.

1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку).

Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема.

Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.

1.3. Выжигание по дереву в наше время

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.

Как видите, все достаточно просто, но только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!

2. Технология изготовления панно

2.1. Подготовка материала к выжиганию


Выбираем деревянную основу для первых работ

На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву.

Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.

Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости.

Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево.

Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.

Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов.

2.2. Инструменты и приспособления

Как правильно выбрать инструмент для выжигания

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы.

Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому.

Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону.

К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета.

Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

2.3. Различные виды выжигания

Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.

Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

Часто применяется силуэтное выжигание, при котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур, букв или фон, на котором силуэты показаны, выжигаются сплошь.

1 Творческий проект на тему: «Выжигание Матрёшки на разделочной доске» ученицы 4 «а» класса Черновой Яны МБОУ ДОД ЦВР при МБОУ ЖСШ 22 Руководитель проекта: Дубинина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования учебный год.






4 Я посещаю творческое объединение «Выжигание по дереву» первый год, но уже многое умею и многому научилась. Я увидела такую разделочную доску на рынке, мне очень понравился рисунок Матрёшки, потому что она очень яркая нарядная и в русском народном стиле и я решила сделать такую же в подарок своей маме. Мой подарок практичный, интересный и очень ценный, так как изготовлен моими руками. Главное правило - не спешить, тогда и выжженная работа получится очень красивой и аккуратной. Обоснование темы:.


5 Немного об истории. Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках. Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того, оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.




7 Материал. Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Я выбрала разделочную деревянную доску из липы, так как это мягкий материал, а такой формы, потому что она больше всего напоминает форму Матрёшки.


8 Способ выжигания. Существует несколько способов выжигания, но я выбрала плоское выжигание, так как изображение и фон находятся на одной плоскости. Получить различные по глубине и ширине линии можно, передвигая штифт с разной скоростью. А меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий также будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов. Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку. Линии получатся кривыми.


9 Техника безопасности при выжигании по дереву: При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками. При выжигании образуется едкий дым, из- за чего нельзя сильно наклоняться к досточке. Все работы следует проводить в проветриваемом помещении. Недопустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.


















18 Сделав такую доску своими руками, я решила выяснить, сколько я сэкономила. На рынке такая доска стоит 285 рублей. Я решила подсчитать во сколько обошлась моя работа: Стоимость разделочной доски = 50 руб. Наждачная бумага = 10 руб. Краски гуашь = 15 руб. Лак бесцветный(100 гр.) = 20 руб. Кисть (расписывать красками) = 5 руб. Кисть (покрывать лаком) = 8 руб. Итого = 108 руб. По моим расчётам видно, что моя экономия составляет 177 рублей. Экономическое обоснование:


19 Выжигание и экология. Сейчас большое внимание уделяется экологическим вопросам. При выполнении моего проекта, считаю, что я старалась видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Выполнив свою работу по выжиганию, я ни чем не нарушила экологическое равновесие.


20 Вывод: Меня увлёк процесс выжигания увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение. Цель моей работы – освоить технику выжигания по дереву и пополнить свою «копилку» оригинальными и декоративными поделками – достигнута. Эта работа требует терпения и усидчивости, зато результат меня порадовал! Все, кто видел мои работы, удивляются какие они получаются красивые и яркие. Попробуйте и вы сможете удивить своих друзей и близких.


21 Самооценка. Я довольна проделанной работой, так как добилась желаемой цели. Очень люблю выжигание по дереву и выжигать не только себе, но и делать подарки своим близким. Выжженная мною разделочная доска Матрёшка – это подарок моей маме и в него я вложила частичку своего тепла и, надеюсь, это тепло будет согревать и мою маму.




23 Используемые ресурсы: 1. Книга: Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия Автор: Пул С. 2.Книга: Техника приёмы выжигания. Автор: Ращепкина С. 3. vrukodelii.com …po-derevu-dlya-n vrukodelii.com…po-derevu-dlya-n 4. rus-doka.com 2013/02/vyzhiganie-po-derevu… rus-doka.com2013/02/vyzhiganie-po-derevu… презентация 5. images.yandex.ru выжигание по дереву для начинающих images.yandex.ruвыжигание по дереву для начинающих 6. prostoykarandash.ru Форум prostoykarandash.ru Форум 7. festival.1september.ru Кукла матрешка festival.1september.ru Кукла матрешка 8.images.yandex.ru роспись матрёшкиimages.yandex.ruроспись матрёшки


Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. История




В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), спирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. История






Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно - красного цвета. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через мин работы электровыжигатель выключают на мин для остывания. Выжигать можно только по сухой древесине. Правила выжигания




Получение линий Тонкая линия Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстая линия Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Вести перо следует без нажима.


Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам. Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно - коричневого до светлых желтовато - коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Тонкости выжигания


Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов. Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным. Окончательный этап


Включать электровыжигатель можно только в присутствии взрослых. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети. Техника безопасности

Похожие публикации