Энциклопедия пожаробезопасности

Труд людей зимой развитие речи презентация. Урок развития речи "труд людей зимой". VIII. Самостоятельная работа учащихся

«Деревья зимой» - Ясень. Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Зимой на веточках липы можно найти плоды -. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. Сосна. Береза. Хвоинки длинные и растут по две, как склеенные. На концах веток висят большие, длинные шишки. Маленькие, круглые орешки с одним крылышком.

«Сургут зимой» - Климат континентальный. При снегопаде в безветренную погоду- снег ложится ровно покрывая землю. Зима умеренно-холодная, продолжительная - со второй половины октября до середины апреля. Весна прохладнее осени, заморозки (до?2 °C) возможны в первую неделю июня. Среднегодовая температура - ?1,9 C° Среднегодовая скорость ветра - 4,2 м/с Среднегодовая влажность воздуха - 75 %.

«Природа зимой» - В гости к зиме. Как образуются снежные хлопья? Итог урока. Что происходит с водоёмами? Сколько лучей у снежинок? Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик. Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Тема: В гости к зиме. Что такое наст? Соотнесите профессию и место работы человека. Осень.

«Птицы зимой» - Часто птицы зимой погибают от голода. Урок природоведения тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!». Декабрь год кончает, зиму начинает. Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Много снега много хлеба. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. С зелеными листьями зимуют большинство хвойных растений.

«Окружающий мир зимой» - Какое время года год начинает? Дети. Почему снег белый и пушистый? Какое время года год начинает? Какие признаки зимы вы знаете? Почему природа такая разная в каждое время года? Что бывает только зимой? Человек в разное время года. Объясните почему вы так думаете? Какая погода зимой? Зима. Как одевается человек в зимнее время года?

«Деревья и кустарники зимой» - Тест. В лесу растут: Л И П А. В лесу растут: Д У Б. Как называются листья у ели, сосны, лиственницы? 1.Иголки 2.Хвоинки. В лесу растут К Л Е Н. Летний Зимний. Графический диктант. Учимся различать деревья и кустарники зимой. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: В И Ш Н Я. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса.


Урок N 4. Тема: Труд людей зимой

Цель:

1. Дать представление о зимнем труде людей зимой.

2. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе.

3. Развивать речь, мышление.

4.Воспитывать заинтересованность к окружающему миру; знакомить с профессиями.

Ход урока

I. Игра LПочемучка¦ (вопросы на карточках-открытках)

Что происходит с температурой воздуха с приходом зимы?

В какую погоду снег скрипит под ногами?

Какие приметы зимы ты знаешь?

Что происходит с растениями зимой?

Изменяется ли оперение птиц с наступлением зимы?

Чего больше боятся птицы зимой: мороза или голода?

Почему иногда зимой гибнет много рыбы?

- Все ли животные делают запасы на зиму?

Составление экологических цепочек: солнце - температура - почва - растения температура - вода - рыбы растения - животные

II. Жизнь людей зимой

1. Зимние забавы

Рассматривание картины: LДетские забавы¦.

(обратить внимание на одежду детей)

- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

- Как дети зимой забавляют себя?

- Какие зимние виды спорта ты знаешь и любишь?

Составь рассказ о том, как ты отдыхаешь зимним днем.

2. Труд людей зимой

Какие работы проводят на улицах города зимой?

(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком)

Какие работы проводят в саду зимой?

(уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям?

(подсказку в виде схемы "снег - дерево - мыши" можно изобразить на доске. Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

- регулярно перебирают плоды и овощи;

- удаляют испортившиеся овощи и плоды;

- наблюдают за температурой;

(дети устанавливают связь "температура - овощи - человек")

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно?

- чтобы зерно не гнило

- чтобы зерно не проросло

(температура - зерно - люди (урожай)

Главная задача - это сохранить доброкачественное зерно. Семя - это живой организм. Зародыш его постоянно дышит, поглощает при этом кислород и выделяет тепло, углекислый газ, воду. От того, в каких условиях хранится семя, зависит, как зарождается будущее растение. Семена перемешивают, чтобы был приток свежего воздуха.

Семена хранят в специальных помещениях.

Перед закладкой семян зернохранилище обрабатывают известью, тщательно утепляют, проверяют систему вентиляции.

В помещениях устанавливают электротермометры, которые контролируют температуру воздуха. Она не должна быть ни низкой, ни слишком высокой, а оптимальной (от +3 0 С до -8 0 С).

Резкие перепады температур ведут к тому, что семя отпотевает (зародыш дышит интенсивно). Путем проветривания удаляется излишняя влага.

Для проветривания используют перемешивание семян деревянными лопатами; обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

3. Подготовка людей к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу?

Проводят снегозадержание;

Вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания);

Ремонтируют сельскохозяйственную технику.

Снегозадержание - искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания.

(Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания).

В механических мастерских идет ремонт техники (тракторов, комбайнов и др.).

Идет работа в теплицах (выращивание культур).

Зимой люди занимаются пушным промыслом, но в определенные сроки.

На определенный период прекращается навигация (река замерзает).

Рыбаки ловят рыбу, проделывают лунки, обеспечивая доступ воздуха рыбам.

III . Копилка народной мудрости

Рассматривание работ детей, чтение загадок, пословиц, поговорок.

По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (Читают дети)

Доказать, что профессия экологическая (водитель, врач и т. д.).

Просмотр диафильма LТруд людей в разные времена года¦.

IV . Домашнее задание

Составить рассказ о профессии и доказать ее экологичность;

- пополнить копилку народной мудрости;

- составление экоцепочек.

Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Труд людей зимой »

в старшей группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

Дать представление о труде людей в зимнее время года .

Задачи :

1. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей составлять предложения по опорным картинкам;

2. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями, развивать мышление .

3. Воспитывать заинтересованность к окружающему миру.

Словарная работа : снегозадержание, овощехранилище, зернохранилище, сельскохозяйственная техника.

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей . Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

Сегодня мы будем говорить о труде людей зимой .

2. Беседа «Если выпал снег…»

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?

(После снегопада улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. По заснеженным улицам пешеходам тяжело идти)

Какие работы проводят на улицах города зимой ?

Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой ?

(Дворников)

Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим. Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство) . Организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам.

От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные пути. Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде .

Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания. А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Какие работы проводят в саду зимой ? (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? Какая опасность грозит зимой деревьям (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

2. Физкультминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами,

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют,

Дружно жить мы будем в нём.

- Продолжите предложение :

Если выпал снег…

(на улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

на полях проводят снегозадержание.

уплотняют снег около стволов деревьев)

3. Беседа «Заглянем в овощехранилище, побываем в зернохранилище»

Где хранятся овощи зимой ?

Что делают люди зимой в овощехранилищах ?

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

-Продолжите предложение :

Где хранят зерно?

В зернохранилище должно быть сухо и прохладно.

А как вы думаете почему?

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях – в зернохранилищах. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

4. Развитие моторики (перебрать крупу)

5. Беседа «С думой о будущем урожае»

Готовясь к весеннему севу, люди в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.) .

Как назвать одним словом технику для сельского хозяйства? (сельскохозяйственная техника)

6. Беседа «Забота о животных»

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой ? Почему?

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

7. Закрепление

1. Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения) .

На улицах городов, сёл и деревень после снегопада люди (убирают снег) .

На (полях) проводят снегозадержание.

Зимой люди следят за сохранностью (урожая)

В мастерских зимой (ремонтируют) сельскохозяйственную технику.

Зимой люди ухаживают за . (животными) .

Над какой темой мы сегодня работали?

Скажите, много забот у людей зимой ?

А вы об этом знали раньше? А чего не знали?

А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой , использую картинки?

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Я иду по улице» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по социально.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Труд людей весной. Сельскохозяйственный транспорт» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Ознакомление с природой. Тема:.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Покормите птиц зимой» Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Покормите птиц зимой». Автор разработки: Тарасова Л. А., воспитатель МАДОУ "Детский.

Цель: Знакомить с правилами дорожного движения, расширять кругозор, дать представление об опасностях, встречающихся на дороге. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина - Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Забота людей о природе Краснодарского края» Тема: «Забота людей о природе Краснодарского края». Задачи: уточнить и обобщить представления детей о природе; учить отличать хорошие,.

Елена Тихановская
Урок «Труд людей зимой»

Урок живого мира в 4 классе

Тема. Труд людей зимой

Задачи :

показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;

развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться .

Слушаем внимательно,

Говорим старательно.

II. Упражнение по классификации

Какие времена года изображены? (СЛАЙД 2)

По какому признаку слова разделены на две группы (метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке). (СЛАЙД 3)

Какое время года сейчас?

Что происходит в природе зимой ?

III. Активизация словаря

Подберите слова :

(СЛАЙДЫ4,5,6,7)

Убирать (что) посуду

заносы (снег)

Чистить (что) улицы от снега

кастрюли, раковины

обувь, одежду

мост ото льда

Кормить (кого) детей

животных

Ухаживать (за кем) за больными

пожилыми

животными

Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока .

IV. Определение темы урока (СЛАЙД 8)

V. Актуализация опорных знаний

1. Поиск соответствующего понятия «Каким бывает»

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.)

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать …

2. Массаж рук

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте.

На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли. Давайте согреем свои пальчики дыханием. (Дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж) .

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

(Чередуем шишки и пёрышки.)

3. Речевая зарядка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга)

Давайте послушаем, как воет вьюга (Аудиозапись) .

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга : «3-з-з-з-э-з» .

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» .

Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».

Стонут березы М-м-м-м-м-м».

Шумят ели : «ш ш ш ш-ш-ш-ш» .

Стихает вьюги : «С-с-с-с-с-с.

(Руки плавно опускать вниз)

VI. Изучение нового материала

1) Объяснительная беседа

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 9)

Давайте полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙДЫ 10-16)

Как называется сильный снегопад с ветром? (СЛАЙДЫ 17,18 (Метель, пурга, вьюга.)

Что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 19)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот .

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех) . Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

2) Уборка улиц и дорог

Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины.) (СЛАЙД 20)

Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (СЛАЙД 21,22)

Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать. (СЛАЙДЫ 23-25)

Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?

3) Физминутка. Демонстрация движений

Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг.)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой.)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег.)

Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают.)

Снега хватит нам и вам.

4) Работы в саду

Какие работы проводят в саду зимой ? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям ? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

5) Работа в овощехранилищах

Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью.) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.

Что делают люди зимой в овощехранилищах ? (СЛАЙДЫ 27,28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

6) Работа в зернохранилищах

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? (СЛАЙД 29)

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

7) Развитие моторики – переборка крупы

8) Подготовка к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу (СЛАЙД 30)

(Проводят снегозадержание;вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания) ;в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.)

СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.)

9) Уход за животными

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой ? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. (СЛАЙД 31)

Как зимой люди заботятся о домашних животных?

IV. Закрепление

1. Словарная работа

Подберите слова близкие по смыслу (синонимы, объясните их значение :

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.

Снегопад – сильный снег.

Вьюга – сильный ветер зимой , со снегом.

2. Упражнение в составлении предложений с опорой на картинки (можно использовать слайды презентации)

3. Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»

1) Как ты заметил (а) наступление зимы.

2) Её первые приметы в природе.

3) Зимние месяцы.

4) Повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой .

5) Зимние забавы и развлечения.

6) Труд людей зимой .

V. Итог урока

Литература

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

Зима. Труд людей зимой.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о зиме и труде людей зимой. Познакомить учащихся с трудом людей в зимних условиях, с жизнью растительного и животного мира зимой.

Задачи: Формировать учебно-познавательную мотивацию;

Осуществлять структурирование знаний;

Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов;

Учить достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, и строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные: - учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - подводить под понятия;

Учить постановке и формулированию проблемы

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Зимние месяцы.

1. Народные приметы.

2. Труд людей зимой.

3.Копилка народные мудрости.

III.Обобщение по теме урока.

IV. Итог урока.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим с вами о красивом времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)

Вспомните, какая бывает погода и какая природа? Какие деревья,чем они покрыты? Расскажите, чем приметна зима и её месяцы? Вспомните стихи о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Федор Тютчев.
Работа с книгой. Чтение о зимних месяцах.
Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст. Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде.

Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.

Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.

Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.

Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.

Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд.

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

С февралем связано много народных примет о погоде.

Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.

Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.

Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.

Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.

Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.

Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Подведение итогов о зиме

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков. Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками, аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами. Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья. Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

II. Труд людей зимой.

Какая техника выезжает на уборку снега?

Какие работы проводят в саду зимой?(уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям?(подсказка рисунок на карточке "снег - дерево - мыши" можно изобразить на доске. Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов.

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

Какие работы проводят на улицах города зимой?(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком).

Работа с учебником. Уборка нега и скол льда.

Словарная работа. Пескосоляная смесь.

III. Копилка народной мудрости

1.Выбрать на карточках понравившую народную мудрость,записать её в тетрадь и прочитать вслух и пояснить её.

2.Просмотр презентации Зима и Труд людей в зимнее время года.

IV.Игра Выбери зимние слова; краски, середина, простор, кукушка, Снег, лето, листья,осень,Метель,дождик,весло,веник,пироги,Гололедица,лужи,воротник,воробей,Сосульки,погремушки,норки,гнездо,Морозные узоры.

Явления природы зимой

В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

Зима. Метель.

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Зима. Гололедица, словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Сосульки.Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки. Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Зима. Морозные узоры, как и иней, является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Обобщение. карточки с заданиями.

Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ __________

Лед- твердое тело лед не тонет.

пед бесцветен и прозрачен. лед тает и превращается в воду.

лед холодный хрупкий скользкий, гладкий.

на льду можно упасть и травмироваться. лед это вода.

Итог урока. Выскажите свое мнение о зиме.

Похожие публикации