Энциклопедия пожаробезопасности

Как видеть прекрасное в обычном? Как научиться видеть красоту в мелочах, или искусство, созданное природой Как вернуть способность видеть мир прекрасным и удивительным

Нам легко полюбить что-то совершенное, но что делать, если мы живем в несовершенном мире? Наше сердце открывается и дарит нам гармонию и тишину, когда мы замечаем что-то прекрасное, но оно сжимается и ноет, когда вокруг нас ужас несовершенства. Но нам нужно жить с открытым сердцем, поэтому нужно учиться искать красоту в окружающем нас мире.

Большинство людей никогда не задумываются над механизмами работы сознания. Это происходит не только в европейских странах, но и в тех культурах, где духовность почитается гораздо больше, чем технический и научный прогресс. Молитвы, духовные практики и техники — это всего лишь средства влияния на сознание и подсознание. Реальное же умение управлять своим сознанием приходит только с жизненным опытом. Решая головоломки, подкидываемые нам жизнью, мы шаг за шагом «натаскиваем» себя на такую реакцию, чтобы не внешние обстоятельства формировали нашу точку зрения на проблему, а наше отношение к ним. Вселенная — это зеркало, отражающие нас самих. Мы видим в нём происходящее в нашем сознании и подсознании. Все наши боязни — это страх самого себя. И чтобы обнаружить этот страх, Вселенная помогает нам, отражая в окружающем мире нашу душу, наши мысли.

Если наша душа полна любви и радости, Вселенная щедро отражает эти прекрасные чувства в нашу жизнь, наполняя её счастьем, которое раньше было скрыто за пеленой раздражения и депрессии, хорошими людьми, дружелюбия которых мы просто не замечали, всяческими благами, которые мы всегда хотели, но боялись себе их позволить, и прочими радостями жизни. Если наше сознание наполняет страх, негативные мысли и раздражение, наше счастье начинает рушиться, словно песчаный замок нашей веры и надежды, смываемый волнами тревог и сомнений. Именно поэтому мы должны приобретать мастерство управления своим собственным сознанием, потоком своих мыслей — чтобы наконец взять свою жизнь в руки, направить её на позитивный путь добра и любви.

Придумана ли наука, позволяющая человеку обучаться управлять своими мыслями? Это обычная психология, в которой нет предвзятого отношения к Богу, в ней он не упоминается вовсе, и поэтому из-за неё не появляется страха какой-либо кары от светлых либо от темных сил, всего этого в ней нет. Психология определяет нынешнее состояние человека, находит его проблемы, находит решения для их устранения и таким образом направляет личность к лучшей жизни. Важное значение психология имеет и для восприятия окружающей нас красоты.

Всегда находить в окружающем красоту — довольно сложная задача для человека. Понятие красоты очень широкое, и включает в себя не только внешний вид, звуки и цвета, но и чувства, позитивные эмоции (хотя некоторые и в обычной лени или типичной для декаданса тоски находят прекрасное), состояние души. Но прежде всего стоит научиться замечать что-то красивое и прекрасное в людях и в природе. Когда мы видим что-то, что радует нас, наше сердце открывается, соединяя наше сознание с нашим подсознанием — нашей душой. Такое состояние питает нас позитивными эмоциями, даруя нам радость, умиротворение, терпение и покой. Как же научиться находить в нашей, на первый взгляд, скучной обыденности что-то прекрасное?

Вспомним одну легенду. Ученик пришел к Мастеру с жалобой, что его учеба бесполезна и в мире нет ничего прекрасного. Тогда Мастер отвел ученика в одну из комнат, и попросил назвать его все вещи коричневого цвета, которые он видит.
— Стол, шкаф, полки, книги, шкура, плащ, кувшин… — ученик все перечислял и перечислял вещи, — Да тут все вещи коричневые!
— Хорошо, — спокойно сказал Мастер, — а теперь назови всё зеленого цвета.
Ученик недоверчиво оглядел комнату, но почти сразу начал замечать повсюду предметы зеленого цвета, которые просто не замечал ранее.
— Так и с красотой — ты не увидишь её, пока не начнешь её искать.

Мы с вами очень похожи на этого ученика. Раздувая одну мелкую неприятность до размера слона, накручивая на себя и огрызаясь на других, ругая жизнь за неудачи, мы находим ещё большие неудачи, нам кажется, что мир вокруг нас становится всё пасмурнее, и в итоге из-за наших негативных мыслей вся наша жизнь тоже стала негативной. Но если бы мы радовались простым мелочам: вкусному завтраку, отсутствию дождя, всем зеленым светофорам на дороге, смешной трусцой идущей навстречу собачки — мы бы и не заметили, как в нашу жизнь приходили бы всё большие и большие приятности, всё в большем количестве.

Когда вы видите человека с не очень красивой внешностью, или небрежным внешнем видом, вы наверняка сразу ставите на него клеймо «он мне не нравится». Мы этого человека совсем не знаем, мы просто выхватили его взглядом из многочисленной толпы и сразу дали ему оценку. Но в этот самый момент наше с вами сердце сжимается, наполняя нас негативом, который «удаляет» из видимости любую красоту. Представьте, если вдруг вы попадетесь в такие обстоятельства, что вам совершенно всё, включая вас самих, нравится не будет, то вы просто потушите огонёк вашей души и скорее всего впадете в депрессию.

Но для таких проблем нам и дано было сознание, которое в силах влиять на наше подсознание, обращая его в позитивное русло. Если с его помощью мы насильно заставим себя найти в действительности что-то прекрасное, мы обязательно это найдём, и наше отношение к ней изменится, и наше сердце снова раскроется. Поиску способствуют моральные установки на позитив и банальное перечисление всего более-менее хорошего, что приходит нам на ум.

С людьми же есть одна очень интересная заморочка. Когда нам не нравится кто-либо, мы просто не можем заглянуть в его сердце. Почему? Потому что он не может заглянуть в наше. Люди очень хорошо чувствуют наш к ним настрой, и очень быстро меняют свое отношение к нам в зависимости от него. Чаще всего, люди этого не замечают — тут действует их подсознание.

Все наши мысли не просто ворочаются в нашем мозгу — они всё транслируются прямо во Вселенную, а она, как мы помним, формирует наш окружающий мир. То, как мы относимся к людям и к окружению словно невидимые радиоволны распространяются вокруг нас и доходят не только до Вселенной, но и до каждого человека вокруг. И люди, принимая эти сигналы словно радиостанции, формируют на их основе отношение к нам. И там снова всё накручивается, как снежный ком, добавляя все больше неприятностей в нашу жизнь…

Существует прекрасный пример распространения наших мыслей в пространстве. Когда девушка, думая о молодом человеке, накручивает себе, что она его недостойна, она некрасивая, нос у нее с горбинкой, и вообще он на неё не смотрит, не замечает и вообще с ней не разговаривает, итог очевиден: сей мужчина действительно не посмотрит на нашу даму и выберет простую, особо ничем не примечательную, но улыбчивую и жизнерадостную девчушку. Почему? Да просто потому, что девчушка эта мысленно нахваливала себя, что у нее красивые волосы, улыбка, глаза, она была уверенна, что совершенно достойна этого молодого человека, размышляла о том, как было бы хорошо с ним познакомиться, постоянно думала о нём и о себе в позитивном ключе. Прежде всего она искала красоту сама в себе. И встречать этого юношу она стала всё чаще, ситуаций, отворяющих поговорить и познакомиться появлялось всё больше, и обнаружилось множество общих тем и интересов.

Когда вы чувствуете, что человек вам не нравится, и при виде его ваше сердце сжимается, нужно попробовать мысленно сделать ему комплимент. Тогда между вами наладится мысленный контакт. Делать такие комплименты полезно и просто так, без какой либо надобности в контакте — это позволяет видеть мир более ярким, прекрасным, и чувствовать себя лучше. Постепенно вводя эту привычку в свою жизнь, вы раскрываете вашу душу, становитесь добродушным, дружелюбным и менее раздражительным. Вы начинаете принимать людей такими, какие они есть. Ваше сердце наполнится любовью, а жизнь — счастьем. И это прекрасно.

Когда перед вами человек или природа, обязательно сфокусируйтесь, сформулируйте мысленно всё то, что вам в нём нравится. Не нужно пытаться не замечать недостатки, просто «перекройте» их количеством прекрасного. Как только вы начнете замечать это прекрасное, ваша жизнь мгновенно преобразится в лучшую сторону, ведь Вселенная всегда преобразует ваши мысли в реальность. Если видеть везде негатив, то и в жизни будет негатив, но если научиться видеть во всем радость… Вы станете самым счастливым человеком на земле! Так что любите, восхищайтесь, творите, и никогда не скупитесь выражать свои позитивные эмоции — как мысленно, так и вслух.

Главное, чему вам нужно научиться, — видеть красоту в мелочах. Почему это важно? «Позитивное мышление повышает качество жизни, будит наши творческие начала и открывает новые возможности, — отмечает Екатерина Федорова, психолог, сексолог, основатель женского тренингового центра , — Получать подпитку для положительных эмоций мы можем из красоты вокруг, которую мы, зачастую, не замечаем».

Прекрасное вокруг меняет наше самоощущение и поведение в лучшую сторону. «Люди, которых окружает красота, чувствуют себя иначе. Они ведут себя по-другому. Причем, в равной степени касается это и объектов, созданных природой, и тех, что создал человек, — утверждают Стефан Загмайстер и Джессика Уолш, дизайнеры, авторы бестселлера « О красоте» . — Красота не лежит на поверхности, она — часть того, что делает нас людьми».

Как окружить себя красотой?

Вдохновляйтесь окружающим миром

Психологи рекомендуют развивать осознанность и почаще отмечать прекрасное в том, что вас окружает. Вспомните свое детство, когда вы восторгались блестящим на солнце снегом, плывущими облаками, южным пейзажем… Куда все это ушло? Почему мы все реже замечаем то, что окружает нас каждый день? «Природа — истинный источник вдохновения, ведь каждый день она дарит новые поводы для восхищения. Ведь даже когда идет дождь, можно найти свое очарование… Старайтесь замечать эти проявления, научитесь заново ими любоваться, — советует Екатерина Федорова. — Возьмите за пример японцев, у которых даже сезоны называются поэтично: «сезон любования цветущей сакурой» — Ханами, «сезон созревания слив» — Цую. Представители этой национальности умеют видеть красоту даже в самую неприятную погоду».


Впрочем, жителям мегаполисов тоже есть, чем насладиться — например, архитектурой. «Профессор Абрам Гольдберг в своих исследованиях доказал, что ощущение счастья легче достичь тем, кто живет в эстетически привлекательных городах. Но не спешите переезжать в Милан или Париж — в любом городе можно найти красивые уголки. Просто поставьте себе такую задачу и каждый день понемногу исследуйте то, что вас окружает», — советует Екатерина Федорова.

Не знаете, с чего начать поиск? Обратите внимание на то, что обычно привлекает большинство людей. «Для таких объектов характерны простота, симметричность, баланс, ясность, контрастность и пропорциональность. Почему? Мы находим предмет красивым или некрасивым в зависимости от того, насколько легко нам его понять, насколько привычна его форма, и в зависимости от контекста», — утверждают Стефан Загмайстер и Джессика Уолш.

Позаботьтесь о личной красоте


Наверняка, вы заметили: красивым, ухоженным, стильным людям во многом живется легче. Они более уверены в себе, и это чувствуют окружающие, что в итоге сказывается на карьерном росте, а значит, и доходах, и на отношениях с противоположным полом.

«Вот почему важно перестать экономить на себе, — говорит Екатерина Федорова. — Возьмите за правило хотя бы раз в месяц посещать парикмахерскую и делать маникюр, покупать качественную одежду и интересные аксессуары, приобретите брендовый парфюм… Наполните себя красотой изнутри, и она притянет счастье».

Окружите себя красивыми вещами

Посмотрите на свое жилище — все ли в нем радует глаз? Достаточно ли оно интересно и уютно? Часто мы в погоне за функциональностью убираем из интерьера «лишнее»: цветы, которые некогда поливать, подушки, потому что они собирают пыль, разные милые безделушки, чтоб не захламляли пространство. В итоге получаем стерильную квартиру, в которой удобно, но эмоционально холодно. То же относится и к рабочему пространству.

«Все можно сделать красивым или некрасивым. И, безусловно, стоит потратить время на обустройство окружающей среды или дома с любовью, умом и заботой», — считают Стефан Загмайстер и Джессика Уолш.

Как изменить это? «Найдите компромисс, добавьте красок в интерьер и вы почувствуете, как красота и гармония входят в вашу жизнь. И еще — не откладывайте дорогие и «праздничные» вещи «на потом». Ешьте каждый день из сервизных тарелок, постелите лучшую скатерть, носите любимую одежду: ведь каждый день жизни — это уже праздник», — напоминает Екатерина Федорова.

И не беспокойтесь, что любимые предметы быстро выйдут из строя. По-настоящему красивые вещи «живут» очень долго. «Истинная красота в архитектуре и дизайне — превосходная стратегия долгосрочного выживания. Многие артефакты, которыми мы сегодня любуемся в музеях, дожили до наших дней потому, что поколения людей посчитали их красивыми и решили, что их нужно сохранять, реставрировать, оберегать. Но даже если речь не идет о памятниках исторического значения, красота вещей побуждает нас заботиться о них», — отмечают Стефан Загмайстер и Джессика Уолш.

Тянитесь к прекрасному


Не менее важно наполняться прекрасным изнутри. «Посещайте выставки, концерты, театры и музеи. Слушайте гармоничную музыку, воспитывайте вкус. Люди не просто так веками восхищаются шедеврами изобразительного или музыкального искусства! Они действительно воспитывают душу, несут гармонию и умиротворение, заставляют задуматься о вечных вопросах, а значит, выносят нас за пределы обыденного и позволяют возвыситься над бытовой суетой, которая поглощает нашу жизнь», — напоминает Екатерина Федорова.

Окружите себя красивыми людьми

Человека во многом формирует социум. «Поэтому важно в своем круге общения иметь красивых людей (причем, как телесно, так и духовно), тех, с которыми увлекательно и интересно, от которых можно научиться чему-то, на которых хочется равняться. Они должны быть также позитивны, тогда энергообмен в ходе общения будет нести пользу всем участникам. Избегайте «нытиков» и пессимистов — они легко уничтожат ваше ощущение счастья», — рекомендует Екатерина Федорова.

Следуйте этим советам, постоянно наполняя свою жизнь красотой. И тогда никакие бытовые сложности не выбьют вас из колеи, а счастье обязательно постучится в вашу дверь.

Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский

Конечно, не каждый человек может стать композитором, писателем, скульптором, художником, но каждый может научиться любить , ценить и понимать прекрасное в искусстве , природе, в общественной жизни, в поступках человека, и в быту.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении , в одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса.

Чудесный мир красок и звуков , обаяние поэзии, красоты природы открываются только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного , кто много читает, размышляет, наблюдает.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой : его надо систематически развивать с ранних лет.

Стремиться к этой цели – это значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания?

Во-первых, в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей .

Во-вторых, воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе , в общественной жизни, в искусстве.

В третьих, развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.

В четвертых, развивать художественные способности детей , приобщая их к художественному творчеству.

Красота – общепризнанное понятие, но у неё нет единых стандартов. Один и тот же объект кому-то может показаться прекрасным , а для кого-то – неэстетичным и вульгарным. Всё дело во вкусе и эстетическом восприятии, личных представлениях о красоте каждого из нас . Эти понятия закладываются в семье и должны воспитываться с самого раннего детства.

Что могут сделать родители для воспитания в своих детях хорошего вкуса и чувства прекрасного ?

В первую очередь они сами должны быть такими. Дети ещё не способны давать личную оценку каким-либо объектам, их мнение формируется в результате наблюдения за реакциями взрослых, их комментариями. Дети перенимают отношение родителей к окружающему пространству , способность обращать внимание на то, что их окружает .

Эстетика должна быть с рождения с рождения

«Бытие определяет сознание» . Это изречение Карла Маркса постоянно находит подтверждение в повседневной жизни.

Для того чтобы у детей возникала привязанность к прекрасному , нужно стараться окружать их всем красивым . Именно поэтому хорошо оформленный интерьер группы, красивое убранство детской спальни, правильно подобранное постельное белье, из какой посуды ест ребенок, какие вещи его окружают в повседневной жизни. Всё это определяет осознание прекрасного .

Литература

Особое внимание нужно уделять детской литературе. Дети по-своему, очень тонко чувствуют настроение произведения и не сразу улавливают связь между его содержанием и средствами художественной выразительности. Это мы обращаем внимание на рифмы, ритм стихотворения, его смысл, а дети испытывают эмоции от содержания. Воспринимая и усваивая информацию из произведений, ребёнок формирует свои ассоциации и образы, каждый раз дополняя их новыми деталями. Нужно обращать внимание на то, какие сравнения и приёмы использует автор для выражения своих мыслей. Очень полезно учить пересказывать тексты, а также сочинять свои сказки вместе с ребёнком, это развивает воображение и формирует речь.

Очень важный момент – иллюстрации. Они должны быть спокойными, не слишком яркими и броскими, соответствовать смыслу. Хорошо, если они содержат множество мелких деталей, которые можно подолгу рассматривать, и каждый раз находить что-то новое. Подробное устное описание того, что изображено на картинке помогает научиться концентрировать внимание, подбирать слова, строить предложения.

Творчество

Любое творчество – созидательная деятельность. Детям собственное творчество необходимо для развития, для них важна познавательная составляющая. Обязательно нужно знакомить детей с произведениями великих художников, композиторов, скульпторов, архитекторов для того, чтобы они понимали, какого мастерства можно достичь и как много рассказать миру о своих чувствах и настроении через произведение. Посещение музеев, выставок, галерей, концертов, балета открывает для ребёнка огромный и неизведанный мир искусства и вызывает множество положительных эмоций. К сожалению мы не можем часто посещать выставки и ходить в музеи, но мы можем об этом рассказывать показывать детям.

Детям нравится творить и нужно поощрять любые творческие проявления. Почти все дети охотно рисуют, изображая разные объекты, явления и события, они учатся оценивать их, с эстетической точки зрения, наблюдать за тем, что происходит вокруг , запоминать и придумывать сюжеты. Рисование развивает личность ребёнка во многих направлениях и его нельзя заменить ни одним другим видом творчества.

Кроме того, всесторонне развиваться помогают занятия пением, музыкой, танцами. Совершенствуя способности управлять своим телом или голосом, дети развивают нейронные связи полушарий мозга, а это положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие в целом. Любые искусства помогают развивать и совершенствовать личностные качества и художественный вкус.

Наблюдение за природой

Приучая ребёнка с раннего детства обращать внимание на всё красивое и интересное , можно научить его быть наблюдательным, внимательным и жизнерадостным. Бывают дети, которые, по мнению родителей , мало интересуются окружающим миром . На самом деле они просто не показывают своей заинтересованности, но всё запоминают и видят. Интересы тоже нужно учитывать , ведь не каждому интересно рассматривать цветочки и листики, кому-то больше по душе наблюдение за животными или насекомыми, а кому-то – изучение явлений природы или расположения небесных тел.

Важно использовать любые возможности для продуктивного общения. В наши дни у родителей всё меньше времени для неспешных прогулок с детьми, но всегда можно найти минутку для того, чтобы показать ребёнку красивый закат , радугу, необычного вида луну, причудливой формы облако. Разумеется, для этого нужно взрослым хоть иногда поднимать голову и оглядываться вокруг . Важно уметь замечать всё интересное и не забывать обращать на это внимание детей , вместе анализировать увиденное . Взять, к примеру, тот же снег. Что в нём интересного? А стоит посмотреть на него в лучах заката, и вы удивитесь, какого он может быть красивого цвета . Можно просмотреть вместе с ребёнком репродукции картин разных художников, на которых изображён снег, и поговорить о том, насколько по-разному его можно изобразить.

Выходя на прогулку, остановитесь на несколько минут, порадуйтесь весеннему солнышку, обратите внимание, что изменилось в природе за последние дни. Пять минут ничего не изменят, но за это время можно расширить детский кругозор, обратив внимание на красивый мох , яркий осенний лист, снежинки на рукаве, красивую бабочку , пение птиц.

Сейчас многие родители перекладывают свою роль в эстетическом развитии детей на школу , детский сад, творческие студии. Но не стоит забывать, что самое главное дети получают именно в семье. Семейные традиции, уютное жильё, тёплые отношения, неторопливые семейные прогулки – это то, чего ребёнок не получит ни от учителей , ни из интернета, ни от сверстников. Это тот фундамент, который складывается в самом начале и на всю жизнь. Никто, кроме нас, не научит детей доброте , внимательному отношению к природе и умению замечать, как прекрасен мир вокруг нас .

Тема: «Учимся видеть красоту».

Цель:

Выявить представление детей о красоте человека, окружающего мира;

Формировать понимание гармонически развитой личности как сочетание в нём духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства;

Учить видеть,ценить красоту и побуждать создавать красивое.

План:

1.Психологическая подготовка к занятию.

2.Основная часть:

1/.Природа вокруг нас.

(физ.пауза)

2/.Человек- часть природы.

А.физическая красота.

Б.духовная красота.

3.Заключение:

А.вопросы по теме.

Б.отношение к результату занятия.

В.заключительные слова.

1.Психологическая подготовка:

Посмотрите, ребята на плакат, на нём изображение человека в разном настроении.Определите:что он чувствует в разные моменты. Какой вам кажется симпатичней? Почему?

Давайте и мы будем стараться быть добрыми,симпатичными.Ведь злое и хмурое никого не красит.

А теперь сядем удобнее и послушаем тему нашего занятия:

«УЧИМСЯ ВИДЕТЬ КРАСОТУ»

Моя цель сегодня обратить ваше внимание на красоту окружающего мира, необходимость умения видеть и ценить красоту.

2.Основная часть.

а/.Природа вокруг нас.

Красота окружающего мира волновала человечество во все времена и находила своё выражение в живописи, скульптуре, различных ремёслах, музыке, поэзии…Мы можем найти красоту везде: на дне океанов и морей, в лесу, звёздном небе, своём посёлке, вдруг неожиданно открыв её в завершенной своей работе.

Вопрос детям:

1/.В чём красота окружающего мира?

2/.Какие чувства вызывает красота?

Чтобы видеть красоту необходимо очень внимательно, вдумчиво вглядываться в окружающий мир: сколько красок, форм, вокруг! Замечательно потрудилась природа! Никого не могут оставить равнодушным моря, озёра, реки, тихие пруды, многообразие растительного и животного мира. А каким живописным делают рельеф нашей Земли горы! Каким изменчивым может быть небо в разное время года и суток!

…Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают,розы опадают.

Мне очень жалко тех людей,

Которых ничего не удивляет.

Рождаются великие творенья,

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Учёные, художники, поэты.

Задание:

Давайте поупражняемся в наблюдательности, умении фантазировать, замечать красивое.

(Показать две поделки из дерева. Описать своё восприятие, какие чувства возникают).

А теперь упражнение на ассоциации:

Посмотрите на ёлочную игрушку и расскажите о своих ассоциациях, о чём она вам напоминает, какие чувства вызывает.

В отличии от растений красота животных заключена не в одной

внешней привлекательности. Скажите в чём?

Это в удивительном разнообразии движений, повадок, образе жизни. Очень велико значение телепередач о природе в раскрытии красоты животных, где посредством скрытой камеры показывается потаённая жизнь животных. Животный мир насчитывает миллионы видов. Каждый из них уникален и прекрасен по своему: обезьяны поражают своим умением быстро и ловко передвигаться по деревьям, забавной внешностью; слон своей мощью, величием, умением ловко использовать свой хобот; птицы завораживают удивительным пением.

В психике животных есть зачатки сознания. Наиболее развитыми считаются млекопитающие, они радуют своими душевными свойствами. Привязанность собак к хозяевам является почти легендарным. Сколько бродит их по улицам брошенных и забытых, продолжают сторожить покинутые дома после отъезда хозяев на новые квартиры, отказываясь от пищи из чужих рук.

"Стихи о рыжей дворняге" Э.Асадов.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай,брат! Хоть жаль мне,не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал:-Что? Оставлен, бедняга!

Эх,будь ты хорошей породы,

А то ведь простая дворнягя!

Огонь за трубой заметался

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте как бык потоптался,

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах,забыв передряги,

Курили,смеялись,дремали...

Тут,видно,о рыжей дворняге

Не думали,не вспоминали.

Не ведал хозяин,что где-то

По шпалам из сил выбиваясь

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись,кидается сново

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово,

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин,что силы

Вдруг разом оставили тело

И,стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела....

Труп волны снесли под коряги.

Старик!Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце-чистейшей породы!

Вопросы детям:

1.Каким представляется вам хозяин?

2.В чём красота собаки?

3.Какое животное ты хочешь завести? Почему?

Физпауза:

Выносится "Чёрный ящик" с различными предметами. Каждый

ребёнок подходит по очереди к нему, пытаясь на ощупь определить

предмет и назвать.

2. ЧЕЛОВЕК-часть природы.

Человк-часть природы, находится на самой высшей ступеньке в её развитии. Он так же прекрасен, неповторим и удивителен, что проявляется во множестве рассовых типов, национальных особенностях, многообразии физической красоты. Живопись и скульптура на протяжении тысячелетий отражала телесную красоту челевека. Во все времена люди хотели и хотят быть красивыми. С ранних лет проявляется интерес к своей внешности. Каждый думает: каков я? Какие у меня достоинства или недостатки?

Вопросы детям:

1.Каким ты представляешь себе красивого человека (юношу,девушку)?

Нет ничего плохого в том,что человек хочет быть красивым. Это улучшает настроение, даже влияет на характер. Чтобы улучшить внешний вид пользуются услугами парикмахера, косметолога, портного, с помощью которых можно скрыть какие-то физические недостатки, мешающие быть более привлекательными. Во многом может помочь спорт,физические упражнения,которые не только полезны для здоровья,но и делают красивыми:улучшают осанку,фигуру,походку.

Следует серьёзно относиться к личной гигиене,не забывать умываться, причёсываться. Тогда кожа будет здоровой и гладкой, волосы блестящими. И вовсе не обязательно иметь дорогую и модную одежду. Главное, чтобы она подходила по фигуре, со вкусом подобрана, чистая и не мятая.

В своё время один мудрец (Сократ) сказал молодым людям:если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением, а если видят себя некрасивыми, должны стремиться исправить недостатки природы прилежанием и разумом.

***

С готовой,красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек,

Ничто ведь само не строится,

Уверен,что скромником и бойцом,

Отзывчивым,умницей,храбрецом,-

Учатся и становятся.

(Э.Асадов).

Да, не стоит огарчаться некрасивым и излишне радоваться красавицам. Если вы родились красивой, это не ваша заслуга-это природный дар; не подкрепленная красотой душевной, она тускнеет. Конечно, в первую минуту обращают внимание на внешность, одежду, но стоит человеку заговорить и сразу видны ум,душа или их отсутствие. Следите за своей речью воспитывайте в себе сдержанность, обдумывайте свои поступки.

"Некрасивая девчонка."

Н Заболоцкая.

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка,

Запрвлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны,рот длинен,зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам,сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики,не торопясь к обеду,

Гоняют по двору,забывши про неё.

Она ж за ними бегает по следу

Чужая радость так же как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё,что для других мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день,когда она рыдая

Увидет с ужасом,что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!пусть черты

Мне верить хочется,что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верится хочется,что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так,то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь,мерцающий в сосуде?

Вопросы детям:

1.Чем привлекает вас девочка?

2.Хотелось бы вам дружить с ней? Почему?

Добрый, отзывчивый человек приносит людям радость. Именно о душевной красоте, её грации души пишет поэт. Она проявляется в поведении, отношении к окружающим. Человек меняется с возрастом, физическая красота уходит и, наоборот расцветает духовная, если эти годы человек работал над своей душой.

Вишня.

М Исаковский.

В ясный полдень на исходе лета,

Шёл старик дорогой полевой:

Вырыл вишню молодую где - то

И,довольный нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами

На поля, на дальнюю межу.

И подумал: " Дай - ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растёт большая - пребольшая,

Пусть идёт и в ширь и в высоту.

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в цвету её прилягут,

Отдохнут в прохладе, тишине.

И,отведав сочных,спелых ягод,

Может, статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада,-

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай,не надо,-

Всё равно я вишню посажу!"

Вопросы детям:

1.Понравился вам старик?Чем?

2.В чём красота его поступка?

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

а).Вопросы

Цели:

1. повторение и обобщение пройденного по теме “Глагол”

2. воспитывать любовь к искусству, развивать познавательный интерес.

Оборудование: карточки со словами, картины Левитана “Март”, “Большая вода”, запись музыки.

Эпиграф: “Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. Воспитывайте в себе чувство прекрасного”. (А. Куприн)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа по теме:

1. Фронтальный опрос

Какая часть речи называется глаголом?

Что нового узнали о глаголе в 6 классе?

а) глаголы бывают переходными и непереходными (правило).

б) изменяются по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное).

в) глаголы бывают разноспрягаемые.

г) глаголы бывают безличные.

2. Задание по применению теоретических знаний на практике.

Выписать из текста глаголы и указать вид, спряжение.

Пришла весна. Красавец сугроб голубыми искрами сверкал на солнце, но сейчас потемнел, и тонкий чёрный налёт появился на нём. Сугроб осел, поменял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и ломалась. И вот уже потёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк. Ручеёк проложил себе русло во льду, влился в большой ручеёк и с ним устремился к реке. Толстые сосульки свисали с крыш, обтаивали на солнце и плакали. Капли падали, звонко ударяли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.

Проверить, сформулировать правила.

3. Выборочный диктант. Выписать глаголы, указать время.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Проверить, сформулировать правило.

4. Беседа.

Что описывается в двух предыдущих текстах? (Весенняя природа).

А как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж).

5. Словарная работа.

Открыть карточку со словом пейзаж – (фр. страна, местность), картина природы в художественном произведении (записать в тетрадь).

Какое значение имеет пейзаж в художественном произведении (передаёт красоту окружающего мира, а также внутренний мир и душевное состояние героя).

При помощи чего писатели и поэты передают нам красоту и великолепие природы? (при помощи слова).

6. Творческое задание. (Каждое предложение заменить безличным глаголом).

1. Небо побелело, восток заалел яснее (светает).

2. Утром пошёл мелкий дождичек (заморосило).

3. В лесу воздух прозрачный и свежий (легко дышится).

4. Солнце скатывалось за горизонт и окрестности погружались в лиловый сумрак (вечерело).

5. Лужи покрылись тонкой корочкой льда (подморозило).

Какие глаголы называются безличными? (правило).

7. Поставить глаголы в указанном наклонении.

Рассказать о наклонениях глагола.

8. Беседа: Мы говорили о том, что поэты и писатели создают свои пейзажи при помощи слова. А при помощи чего создают пейзажи художники? (При помощи кисти и красок).

Таких художников называют пейзажистами. Слов. работа: карточка.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам. (записать в тетрадь).

Одним из выдающихся художников-пейзажистов был И.И.Левитан.

Сообщение ученика о творчестве И.Левитана и кратко о картине “Март”.

9. Написать мини-сочинения.

Вы услышали устное описание репродукции с картины И.Левитана “Март”. Вот ещё одна репродукция с картины Левитана “Большая вода”.

10. - Что изображено на картине?

Напишите мини-сочинение, используя глаголы различных наклонений, безличные глаголы и глаголы из предыдущих заданий.

Проверка 3-4 мини-сочинений.

11. Синтаксический разбор предложения.

Постепенно и с горячим интересом обращаются люди к живому источнику музыки. (Один ученик у доски, остальные дети на местах выполняют разбор самостоятельно. А в это время звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года” “Март” или “Апрель”).

Беседа: Во время нашей работы звучала музыка П.И.Чайковского из знаменитого цикла “Времена года”, которая называется “Март”. Композитор каждому месяцу года посвятил особую и неповторимую мелодию.

Так при помощи чего передаёт нам красоту природы композитор? (При помощи звука).

Проверить разбор предложения и сделать морфологический разбор глагола ОБРАЩАЮТСЯ.

Какую тему мы повторили на уроке?

А о чём ещё шла речь на уроке? (о пейзаже).

13. Беседа:

Ребята, только ли на картинах художников-пейзажистов мы видели пейзажи? Где ещё? (на улице, вокруг нас).

Но всегда ли мы замечаем цветение весенних деревьев, очарование первых цветов, прозрачную голубизну неба, хрустальный блеск утренней росы? А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать и мир оживёт, покажется вам совершенно иным: загадочным и прекрасным.

И, как сказал писатель Куприн... (чтение эпиграфа).

Звучит песня “Как прекрасен этот мир”.

Д/З. подготовка к сочинению на тему “Весна”.

Похожие публикации