Энциклопедия пожаробезопасности

Введенско-владычный монастырь. Сказание об иконе божией матери "неупиваемая чаша" Серпуховский владычный свято введенский женский монастырь

Наконец-то дошли руки выложить материал про Владычный женский монастырь в Серпухове. Фотоматериал мы собрали еще два года назад, но, увы, только сейчас сложился текст к этим фотографиям. Кстати, прогулку по монастырю неплохо совместить с катанием на пароходике Зуша, который ходит по Оке. Место отправления пароходика находится в 300 метрах от входа в обитель, а стоит такая часовая прогулка по реке как поездка на маршрутке.

Краткая история монастыря

В двух словах расскажу про историю монастыря, чтоб хоть какое-то представление о нем было. Этот монастырь – самый древний в Серпухове. Заложен он в 1360 году и, следовательно, на 14 лет старше, чем , который тоже в городе находится.

После того как умер его основатель митрополит Алексей, Владычный монастырь в Серпухове пришел в упадок. И был он в таком состоянии до времен Годунова, который однажды (в 1598 году) поставил поблизости от монастыря свое войско, чтоб с крымским ханом сразиться. Но хан увидел огромное войско русских и ушел в степь без боя. Годунов, конечно, принял это за чудо, повелел монастырь восстановить и сделать его лучше прежнего.

Сейчас монастырь в целом выглядит так же, как он при Годунове выглядел. Разумеется, что-то переделано и что-то не сохранилось, но основа ансамбля, которую мы сейчас лицезреем, в те времена сложилась.

Дальнейшая судьба Владычного монастыря печальна: он снова приходит в упадок. Чтобы спасти монастырь, в 1806 году один из митрополитов преобразовывает его из мужского в женский. Примерно в 1880 году в обители была обнаружена икона Неупиваемая чаша, которая исцеляет от пьянства и от всяких вредных зависимостей.

Еще «прославился» монастырь своей настоятельницей Митрофанией, которая была сослана за попытку воровства чужого имущества в особо крупных размерах. Ее имя стало нарицательным, а ее образ использовали в своих произведениях Некрасов, Островский и Салтыков-Щедрина.

В 1919 году Владычный женский монастырь в Серпухове закрыт большевиками, и примерно в это же время чудотворная икона была утрачена, по всей видимости, сожжена. В советское время на территории находились склады какие-то и школа летчиков.

В 1995 году Владычный женский монастырь вернули церкви и отреставрировали. Сейчас вид его вполне ухоженный, хотя есть еще чем позаниматься реставраторам. Примерно в тоже время для монастыря сделали копию утерянной чудотворной иконы.

Для тех, кто не в курсе, поясню: сейчас есть два списка чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Один находится во Владычном монастыре, другой – в Высоцком. Но обе копии считаются равнозначными и тоже чудотворными.

Впечатления от посещения Владычного женского монастыря в Серпухове

Монастыри не для впечатлений внешних, а для внутренних ощущений. А ощущения от посещения обители ровные и спокойные.

Но есть несколько вещей, которые особо запомнились: как мы воду в монастыре набирали и как кошка в купель приходила пить. А еще запомнился огород на территории монастыря и павлины в загоне. Павлины особенно Танюшке понравились, хотя и взрослым тоже интересно было. Еще красиво смотрится монастырь со стороны воды, когда на пароходике плывешь, про который я в самом начале упоминал.

А еще запомнился двухэтажный старый дом советского периода, который на территории монастыря стоит. Получается, что люди, которые к монастырю, видимо, никакого отношения не имеют, живут фактически в монастыре. Там и белье сушится на улице, и коляска детская около подъезда стоит.

Как добраться до Владычного монастыря в Серпухове

От железнодорожного вокзала в Серпухове к монастырю ходят маршрутка с надписью «Октябрьская» и автобус №4. Ехать нужно до конечной остановки.

Один из самых древних русских монастырей — Введенский Владычний женский монастырь города Серпухов — ещё в далёком 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. Монастырская летопись рассказывает, что когда-то услышал он голос, который исходил от иконы Божьей Матери. И голос этот сказал ему, что должен он построить монастырь.

Причём было точно указано место — близ града Серпухов, посреди соснового бора, на правом живописном берегу протекающей там реки с названием Нары. И даже указано событие из земного бытия Богородицы, в честь которого нужно было построить и назвать монастырь: Введение во Храм Пречистой Девы.

И вот послал Алексий туда своего лучшего келейника, звали которого Варлаам, чтобы тот осмотрел указанное таким чудным образом место. Так случилось, что пришлось Варлааму там заночевать, и услышал он во сне сильный звон. Так он понял, что это и есть то место, на которое указала Богородица.

Спустя некоторое время сам Алексий прибыл туда и также, услышав красивый звон, решил строить обитель именно здесь, в этом удивительно красивом месте.

По его указанию заложили здесь деревянную простую церковь, а через два года — каменную. Преподобный Варлаам стал первым Настоятелем монастыря. Именно Варлаам указал на то, что будет называться он по имени Владычицы Божьей Матери.

Храм-крепость, защитница святой Руси

В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.

За свою историю много раз святая церковь оказывалась в центре боевых действий. Так в 1598 г. она стала центром расположения воинов Бориса Годунова, которые готовились к сражению с крымскими татарами. В предании сказано, что Георгий Победоносец сам явился, чтобы оказать свою небесную защиту обители и городу.

На великолепном белом коне он выехал из монастырской калитки и приблизился к войскам неприятеля. Увидев Святого, вставшего на защиту Серпухова, враг в страхе отступил. А Святой Георгий снова вернулся в церковь.

В честь этого знаменательного события на деньги Бориса Годунова был воздвигнут из камня двухъярусный храм. По древнему преданию, перед иконой Святого защитника самопроизвольно загоралась свеча в случае, если что-то угрожало жителям монастыря.

Святыни, совершающие чудеса

В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана икона удивительной силы: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как исцеляющая и чудотворная.

В 1599 году над Святыми Вратами построили ещё одну церковь — церковь святого мученика Феодота Анкирского, который принял смерть, но не отказался от своей христианской веры. Эту церковь позднее немного перестроили, и святитель Московский Филарет освятил её в честь Нерукотворного образа Спасителя.

По легенде, хранилась в здании монастыря икона святого мученика Иоанна Воина. В 1382 году, когда неприятелю всё же удалось оказаться в храме, один из них стал со смехом её пилить. Внезапно из иконы потекла кровь, а сама досточка удивительном образом быстро соединилась в месте распила. От неожиданности варвар отпрянул и обратился к Иисусу с молитвой.

Чуть позже для этой иконы сделали особый оклад, чтобы видны были места распила и кровь, проявившаяся на ней.

В 1607 году в обители появился новый лик Димитрия Угличского. На ней было написано, что с её Небесной помощью была одержана великая победа над войском самозванца — Лжедмитрия.

Особо чтились храмовые иконы Владимирской Божией Матери, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, Митрополита Московского, Нерукотворный образ Спасителя и образ Вознесения Господня, а также Казанская икона Божией Матери. Но с конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.

Возрождение монастыря

Расцвет в 19 веке

Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра-1 разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.

Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады. Даже пчел стали разводить и собирать мёд.

В Устав монастыря были введены правила общежития, что имело большое значение для улучшения качества жизни насельниц.

Избиение плоти для усиления духа

39 лет прожила здесь блаженная старица Евфросиния. В миру это была княгиня Евдокия Вяземская. Беспрестанно она молилась, спала на голых досках, ела только лишь хлеб с квасом, ходила без обуви даже в мороз, а на шее у неё всегда была тяжёлая цепь.

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский очень любил святую старицу, и во время своего пребывания во Владычнем монастыре, подолгу общался с ней. Господь даровал Ефросинии дар прозорливости, но по своему смирению она скрывала это под маской юродства ради Христа.

Местные жители и многочисленные паломники обители, видя подвижническую жизнь старицы, приходили к ней за советом и утешением. Но по неправедному наговору ей пришлось оставить монастырь.

Оставшиеся 10 лет своей жизни блаженная старица провела в селе Колюпаново Тульской губернии. После смерти Евфросинию Колюпановскую канонизировали. Это произошло в 1988 году, и она была причислена к лику Тульских святых.

Икона «Неупиваемая Чаша»

В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.

Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.

В самом начале 20 века в монастыре кроме Настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.

В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Есть путаница, а где же сейчас в Серпухове находится «настоящая» икона «Неупиваемая Чаша»: в мужском или женском монастыре?

Оригинал чудоьворного образа утерян, поэтому в двух обителях есть списки. Наиболее ранний из них появился в Высоцком мужском Серпуховском монастыре: в 1993 году. А через 2 года свой вариант появился и в женской обители. Ну а подлинный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» первым был явлен во Владычнем монастыре еще 1878 году.

Праздник этой иконы приурочен ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского. В этот день, 18 мая по новому стилю, проходит общецерковное празднование чудотворного образа.

Но сестрами Введенского Владычнего монастыря по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия празднуется дополнительный день: 10 декабря по новому стилю. Ведь именно в этот день было почитание Иконы в 19 веке.

Жизнь монастыря в 20 веке

После Октябрьской революции в 1919 году святая обитель была закрыта, сестрам пришлось покинуть свои кельи. На территории монастыря сначала размещалась школа, затем военное училище.

Помещения храмов использовались под склады и клуб. В 1978 году территория монастырского комплекса осталась без хозяина. Здания разрушались, кирпич разворовывался местным населением на строительство личных гаражей и дач.

5 мая 1995 года монашеская жизнь в святой Введенской Владычней обители была возобновлена. Первой настоятельницей была назначена монахиня Алексия (Петрова).

Территория и храмы

Введенский собор

Этот каменный храм был первым воздвигнут преподобным Варлаамом Серпуховским на территории будущей обители еще в 1362 году, а затем освящен святителем Алексием. За 2 года до этого на этом самом месте стояла лишь деревянная Введенская церковь.

С тех пор он неоднократно обновлялся и перестраивался. И сейчас здесь ведутся строительные работы.

Но даже та часть, которая уже отреставрирована выглядит потрясающе! Эта строгая махина из розоватого камня каким-то удивительным образом притягивает взгляд, завораживает каким-то своим тонким изяществом линий.

Ранее с южной стороны Введенского собора на месте бывшей ризницы был пристроен придел, освященный в честь праведного Филарета Милостивого. Его освящение состоялось в 1867 году. В наши дни от этого сооружения ничего не осталось.

А вот с северной стороны пристроен придел святителя Алексия со своим отдельным входом. Сегодня здесь идут строительные работы, поэтому вся его красота скрыта сейчас за строительными лесами.

У паперти Введенского храма был похоронен основатель Владычного монастыря преп. Варлаам Серпуховской. Это место особенного паломничества верующих!

Преподобный Варлаам Серпуховской

Более шести столетий почитается православным народом место упокоения святого Варлаама Серпуховского, мощи которого до сих пор сохраняются под спудом. Сейчас на этом месте рядом с Введенским собором воздвигнута деревянная часовня.

И в наши дни сюда постоянно идут люди, чтобы обратиться к преподобному со своими молитвами, попросить святого совета в трудной ситуации и исцелить от тяжелых физических и духовных болезней.

Также преподобному Варлааму Серпуховскому молятся об исцелении бесноватых и при болезнях скота. Только за 2 года после возобновления почитания святого в 1996 году рядом с его мощами произошло 20 чудесных исцелений, которые были документально подтверждены.

И уже более 20 лет этот список современных чудес продолжает пополняться.

Храм великомученика Георгия

Красивейшее здание собора является уникальным памятником Годуновской архитектуры.

Время его постройки относят к концу 16 века. Позже к храму была пристроена лестница и увеличена колокольня.

На первом этаже находятся 2 придела: Вознесения Господня и святителя Николая.

Главный придел в честь великомученика Георгия Победоносца расположен под шатром, а на втором этаже находится престол в честь благоверного царевича Димитрия.

Службы сейчас совершаются на 1-ом этаже.

В небольшом церковном помещении очень уютно и как-то по-домашнему. Восстановлен иконостас, на стенах висят иконы. Правда, росписей на потолках пока нет, зато необычные фарфоровые светильники очень украшают помещение.

Надвратный храм

Над святыми вратами находится еще один храм, освященный в честь мученика Феодота Анкирского.

Постройку этой церкви относят к концу 16 века. Ее осуществил игумен Вассиан во имя священномученика Феодотия Анкирского.

Позже, 1834 году эта церковь была освящена в честь Спаса Нерукотворного.

Центральная площадь и источник

В самом центре, на площади есть источник, освященный в честь образа Богоородицы «Неупиваемая Чаша», где каждый желающий может выпить святой воды и набрать ее с собой в свои бутылки.

А вокруг — красота! На многочисленных клумбах прекрасные цветы,

над которыми жужжат пушистые шмели.

Ну и, конечно же, кругом восхитительные розы!

Для паломников и туристов

Православная гимназия

Уже более 10 лет в городе Серпухове действует Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Ее корпус расположен рядом со святыми вратами Владычнего монастыря.

За основу обучения взяты традиционные учебные программы. Но вместе с ними ребята изучают основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение, историю русской православной церкви.

А кроме базового обучение есть еще множество дополнительных навыков, которые ученики могут приобрести: это хореография и живопись, журналистика и фотография, шахматы и хоровое пение.

Павлин-мавлин?

Для гостей, а особенно детей, которые приезжают в монастырь, есть просторный вольер с павлинами. Мы приехали в обитель в очень жаркий день, температура была более +30 градусов. Поэтому увидели разморенных жарой и нежелающих двигаться птиц.

Да что тут говорить… мы и сами были похожи на них: жара очень утомляла.

Но нам повезло сфотографировать одного красивого павлина очень близко. Работник переносил завернутую птицу куда-то вглубь территории монастыря, закрытой от туристов,

чем вызвал восторг не только у детей, но и у взрослых. 🙂

Водяная мельница

А еще для маленьких гостей здесь сделан прекрасный сказочный уголок.

Да и взрослые с удовольствием наблюдают за водяной мельницей и нарядными деревянными строениями. Особенно, журчание воды приятно в жаркую летнюю погоду.

Паломническая трапезная

Женская обитель очень гостеприимно принимает своих гостей. Голодным отсюда точно никто не уедет! Можно приобрести монастырский хлеб, ну или же более основательно подкрепиться в монастырской трапезной.

Представленное меню очень разнообразно: можно заказать себе постные блюда, а можно скоромные, можно попробовать местную выпечку с ароматным чаем или монастырским квасом.

Внутри помещение небольшое и очень уютное.

Что особенно приятно в жаркую погоду — здесь есть кондиционер! А в более комфортную погоду есть возможность пообедать на улице, где в тени установлены деревянные столы и стулья.

Очень порадовал чек, который выдается при заказе монастырской еды. Нечасто на документе строгой бухгалтерской отчетности встретишь надпись-пожелание: «Ангела за трапезой!». 🙂

Памятник преп. Варлааму

На площади перед входом в монасырские ворота стоит памятник святому преподобному Варлааму Серпуховскому.

Святой держит в руках Чудотворную икону Неупиваемая Чаша.

Приехав в монастырь, хоть и ненадолго, вы сразу ощутите огромную духовную силу этого намоленного места, которая впоследствии поможет вам в сложных жизненных ситуациях.

Где находится, расписание богослужений

Как доехать в женский монастырь Серпухова к иконе «Неупиваемая Чаша»? На карте Вы можете определить точное местонахождения Владычней обители.

Введенский Владычный женский монастырь расположен по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д.40.

Координаты (парковка): 54.89979, 37.39757.

Вот план расположения храмов и корпусов на территории монастыря. Можно увеличить фотографию, чтобы лучше рассмотреть, что и где находится.

Литургия в монастыре служится ежедневно. Начало утренней службы в 7.15, вечерней — в 17.00. В воскресные и праздничные дни богослужения начинаются в 8.00. Исповедаться можно после вечерней службы.

Храм открыт в течение всего дня, так что помолиться, поставить свечи можно в любое время. Все богослужения сейчас совершаются в церкви вмч. Георгия Победоносца. Там же находится и список с чудотворного образа «Неупиваемая Чаша».

Подать записки также можно в иконной лавке монастыря. Здесь есть огромный выбор различной церковной и бытовой продукции. Это многочисленные православные книги и диски, крестики и цепочки, свечи, ладан, лампадное масло.

А еще можно купить много всего для здоровья физического: монастырский мед, травяные чаи, варенья и джемы, приготовленные на территории обители.

В церковной лавке нам посоветовали также непременно приобрести волшебную мазь, которая исцеляет от всех болезней. По словам служительницы именно за ней сюда приезжают из очень далеких мест.

Изготавливается лекарственная мазь по особому монастырскому рецепту, и ее состав держится в секрете. Но там точно есть мед, цветочная пыльца, оливковое масло.

Вы можете увеличить фотографию с описанием тех болезней, от которых исцеляет чудо-мазь. Стоимость от 350 руб. и более в зависимости от объема.

Наша поездка состоялась 7 августа 2016 года. А еще в этот день мы посетили , который находится недалеко. И где также хранится свой удивительный образ Чудотворной иконы .

Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Серпухову, можно легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

Надвратный храм в честь мученика Феодота Анкирского

Надвратный храм мч. Феодота АнкирскогоХрам Георгия Победоносца является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме
(из исторического описания В.А. Рождественского)

Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Восстановлен в 1995 г.

Древний Введенский собор был построен в 1362 году преп. Варлаамом Серпуховским и освящен свт. Алексием. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался в XVI, XVII и XIX вв.

По будням

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд - сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, - так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма - два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной - каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь - сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты - также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас - недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея - человека, у Марка - орла, у Луки - тельца, у Иоанна - льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами - Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми - складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне - Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, - все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине - Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, - мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие - Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, - все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине - Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии - Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея - Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова - Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона - Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии - Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила - Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы - Возопих в печали моей ко Господу Богу моему - все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера - от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, - каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса - только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря - иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

В Серпухове я побывала уже второй раз. С отчетами о предыдущей поездке можно ознакомиться здесь:

В этот раз, на мое счастье, начали мы прогулку с того места, до которого я в прошлый раз не дошла - Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь. Хочется сказать спасибо нашему экскурсоводу - девушке Оле, которая рассказала нам о монастыре.

Это самый древний монастырь в Серпухове. Основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием.

По легенде основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

Так монастырь выглядел в начале ХХ века.


Эти же ворота уже в начале ХХI века.

Просто жилой дом...


Еще одни ворота...


Надвратный храм св. Феодота Анжирского.

Я, наконец, узнала откуда появился павлин на гербе Серпухова. В XVIII веке императрица Екатерина для утверждения системы местного самоуправления начала закреплять за городами гербы. Главный герольдмейстер империи – граф Франциско Санти – разослал по всей России анкеты. Таким образом он хотел выяснить о каждом городе нечто особенное.
Когда пришел ответ из Серпухова, художнику из Пьемонта было достаточно одной фразы: «в монастыре одном павлины родятся»… Речь шла о Высоцком монастыре, которому в 1691 году окольничьим Михаилом Колупаевым были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава…».
Так символом Серпухова стал «в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин». Этот герб был утвержден 20 декабря 1781 года.


Введенский собор, построен во времена Бориса Годунова.


Храм святителя Алексея, построен в XVII веке с северной стороны Введенского собора.


Надвратный храм с внутренней стороны.


Келейный корпус. Если верить схеме монастыря, сейчас там музей.


Святой источник "Неупиваемая Чаша".

Икона Неуписаемая Чаша на протяжении веков была главной святыней Владычного монастыря.
Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”. Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама - строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное - он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
С тех пор к этой иконе за исцелением приходили многие, страдающие недугом пьянства. Но во временя советской власти икона была утрачена:(В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары.
Сейчас в храмах есть списки с этой иконы...


Никак не хотел вмещаться в кадр((Храм Георгия Победоносца с трапезной палатой и звонницей.


Эклектика:)

Во дворе монастыря лежат древние надгробные плиты из ракушечника. На них можно разглядеть доисторических морских обитателей.

Высоцкий монастырь в Серпухове — ежедневное место паломничества многочисленных туристов как верующих, так и мечтающих прикоснуться к Чуду. И неспроста: ведь в этом серпуховском мужском монастыре находится список с чудотворной иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша».

В самом сердце России, в серединной её части, среди крупных городов Подмосковья затерялся небольшой Серпухов. Но насколько духовна и чиста эта земля, что смогла собрать в своих музеях эксклюзивные лики и картины, а в монастырях – светлых и сильных духом детей Земли русской.

Умели в древности наши предки выбирать достойные места для своих божественных храмов! Всегда на высоком холме, чтобы и самим далеко видеть и себя во всей красе показывать. Вот и Серпуховский мужской монастырь стоит на красивейшем месте реки Нары, рядом с тем местом, где она впадает в Оку.

Создание его благословил сам преподобный Сергий Радонежский, и эта обитель стала одной из девяти, которые были основаны этим великим святым.

Уже в преклонном возрасте, несмотря на зимний период времени, преп. Сергий пешком пришёл в Серпухов вместе со своим любимым учеником Афанасием для совершения молитвы и для основания монастыря. До сих пор эту молитву ежедневно произносит монастырская братия, чтя память основателей.

2 декабря 1374 года считается днём рождения Серпуховского мужского монастыря, который назван Высоцким по имени холма, на котором он расположен. День основания монастыря отмечается ежегодно как большой духовный праздник.

Первым настоятелем этого монастыря был преподобный Афанасий старший, затем преподобный Афанасий Младший.

Два Афанасия Серпуховских

В то время в Серпухове правил князь Владимир Андреевич Храбрый, который был двоюрным братом Дмитрия Донского. Именно он попросил преподобного Сергия Радонежского основать монастырь возле города. Вместе со своим учеником Афанасием (Старшим) преп. Сергий прибыл в пределы Серпуховского княжества.

Они нашли место на высоком холме и, помолившись на основание монастыря, освятили на этом месте храм в честь Зачатия Божией Матери праведной Анной. Поэтому основное название обители — Зачатьевская. Но позже монастырь все чаще стал именоваться Высоцким по месту основания, которое называлось в народе Высокое.

Преподобный Сергий Радонежский оставляет здесь своего ученика: строить монастырь, собирать братию. Но не долго здесь пробыл Афанасий, и примерно 1387 году отбывает в Константинополь на дальнейшее служение. И вместо себя он оставляет уже своего ученика, которого тоже звали Афанасий.

Вот так и повелось в обители различать двух Серпуховских Афанасиев: Старший и Младший. И сейчас в Покровском храме монастыря, на двух колоннах есть изображения этих двух святых.

Преподобный Афанасий Высоцкий-Младший управлял монастырем до конца своих дней. Он провёл свою жизнь в аскетическом подвиге. После своей смерти (а оставил он этот мир в возрасте всего 33 лет) был захоронен согласно его завещанию: под лестницей Зачатьевского собора.

После смерти Афанасий Серпуховской стал почитаться верующими как чудотворец и небесный покровитель жителей города Серпухова.

Во время вражеского нашествия в 1571 году он возник в образе грозного всадника с жезлом, на белом коне. Испугав врагов, он заступился за город и родной монастырь.

В 1994 году состоялось обретение мощей святого Афанасия, и теперь рака с ними пребывает в Покровском храме Высоцкого монастыря в правом приделе. Подробнее об этом мы еще поговорим дальше.

И до сих пор Афанасий Серпуховской почитается как небесный покровитель города Серпухова.

Вехи развития

Ветер воинской славы постоянно веял над стенами мужского монастыря. На Куликовом поле в 1380 году произошло страшное сражение.

Серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый вместе со своим двоюрным братом Дмитрием Донским участвовали в битве на Куликовом поле.

После сражения останки погибших воинов были погребены на территории обители в братской могиле. В честь погибших героев был построен белокаменный собор. Он был освящен в 1381 году Митрополитом Киприаном.

В течение сорока лет Серпуховский монастырь расцветал и богател.

В 1395 году после смерти Афанасия младшего игуменом обители становится преподобный Никита, который являлся родственником и учеником Сергия Радонежского. После 19 лет настоятельства он решает перейти в , который находится недалеко от города Боровск Калужской области.

Интересно, что там у него в послушании семь лет пребывал еще один всероссийский святой: , который позже станет основателем другой известной обители: .

Часто жителям святой обители приходилось принимать участие в защите рубежей города от внешних врагов. Во время учений царских войск монастырь наполнялся знатью. Нередко в особых «царских палатах» останавливался и сам царь. Это давало возможность получать деньги на помощь в дальнейшем строительстве и укреплении монастыря.

Но в 1571 году недальновидная политика Ивана Грозного и неподготовленность русских к обороне дала возможность отрядам татар хана Девлет-Гирея захватить, сжечь и разграбить город. Пострадал и монастырь на Высоком. Пришло Смутное время. Резко ухудшились материальное и духовное состояния.

И только смена правителей дала возможность возродить жизнь обители. Много средств было вложено членами рода Нарышкиных. За их счёт и на пожертвования прихожан были воздвигнуты 4 угловые башни, соединенные каменными стенами. В то время монастырь процветал, прирастал земляными владениями и угодьями. Но царская милость не постоянна. В 1764 году сильные мира отобрали у монастыря всё богатство.

В дальнейшем годы развития сменялись периодами упадка. Если к началу 20 столетия Высоцкий монастырь, Серпухов считался одной из самых благоустроенных обителей, то а 1928 году он был совсем закрыт. Покровская церковь оставалась действующей, но и она в 1931 году закрылась.

Лишь в 1991 году Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении деятельности Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

Реставрационные работы в 3-х отдельных храмах ведутся до сих пор. Строятся 2 новых.

Сегодня на территории монастырского комплекса действуют 6 храмов: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Современная жизнь обители

В Серпуховском мужском монастыре благоговейно хранятся и почитаются верующими около 300 частиц святых мощей угодников Божьих. Особым почётом пользуется чудотворный образ Божией Матери « ». В ней хранится частица пояса Пресвятой Богородицы.

Эта икона совершает чудеса исцеления от различных видов зависимости: алкоголизма, табакокурения, наркомании и новой зависимости – игромании. Ходит много легенд, как святой образ даже на расстоянии спасает семьи от развала, да и саму жизнь людей опустившихся, но нашедших возможность поверить в святые силы.

Здесь же хранятся святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, чудотворца и защитника Серпухова. Их обретение состоялось 24 сентября 1994 года. Сейчас рака с ними находится в Покровском храме.

Монастырь готовит священнослужителей различного ранга, посылает их из рассадника иночества для основания и ведения дел в новых обителях и приходах. И хотя это памятник истории и архитектуры, место сбора и хранения культурных ценностей, главное – это святое намоленное место, где молитвы произносятся в течение многих долгих веков.

Служба в храмах идёт ежедневно. Принимаются заявки на исполнение треб. Монастырь даёт возможность приобщиться к традиции паломничества и трудничества.

Паломники живут в кельях, принимают пищу в трапезных монастыря и обязательно принимают участие в духовных службах. Трудники выполняют работы, которые проводят иноки для жизни в монастыре.

Знакомство с жизнью монахов даст возможность лучше узнать себя, оценить свою жизнь и понять значимость жизни каждого для всех. Только поняв себя как личность, можно принести пользу обществу, даже уйдя из реальности в другую монастырскую жизнь.

До революции Серпуховский монастырь, имел около 70 монахов. А сейчас, в 2016 году, здесь проживает 12 братьев, которые приняли постриг.

Высоцкий монастырь сегодня

Серпуховской мужской монастырь окружен крепостной стеной. Ведь раньше он стоял на холме в отдалении от каких-либо населенных пунктов. А сейчас разросшийся город Серпухов уже «прописал» обитель в свои городские кварталы.

Но вид от крепостных стен, по-прежнему восхитительный. Отчетливо видна река с небольшим водопадом, монастырские пруды, в которых сейчас разводят рыбу и уток. А еще нам рассказали, что здесь даже водятся нутрии.

Чтобы войти на территорию обители, нужно пройти сквозь красочную арку под колокольней.

После чего Вы окажетесь на территории монастыря.

Здесь есть все: удивительной красоты храмы, сад, трапезная и гостиница для паломников.

Покровский храм

Слева от входа под черным куполом находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом расположена икона Покрова Божьей Матери, а перед храмом растут голубые ели.

Их иголки в лучах жаркого летнего солнца выглядят удивительно пушистыми! 🙂

Чтобы попасть внутрь Покровской церкви, нужно подняться по ступенькам на второй этаж. Внутри находится 2 придела. Один из них праздничный, по которому и был назван храм в целом: Покровский. Он находится справа (если смотреть от входа).

Слева находится зимний придел — Похвалы Божьей Матери. Здесь более низкие своды, чем в правом. И он является уже более поздней пристройкой к Покровскому храму.

А в центре — знаменитая чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно после Литургии, которая, в основном, проходит в Зачатьевском храме, здесь служатся молебны.

Святыни Покровской церкви

Икона «Неупиваемая Чаша» — главный образ обители. К сожалению, оригинал был утерян в советское время. Но в начале 90-х годов 20 века по благословению был написан список, который по Божьему промыслу тоже стал чудотворным. И множество чудесных исцелений совершается перед ним и в наши дни.

Так что Матерь Божия благословила, чтобы было восстановлено почитание ее образа в Высоцком мужском монастыре. К слову сказать, чуть более поздний список иконы «Неупиваемая Чаша» стал почитаться и в женском Владычнем монастыре Серпухова, который расположен в нескольких километрах отсюда.

Так что город Серпухов — сейчас может «похвастаться» двумя чудотворными образами Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Хотя изначально, всероссийское почитание оригинала этой иконы было именно в Серпуховском женском монастыре.

В правом Покровском приделе находятся мощи игумена обители Афанасия Серпуховского Младшего, которые были обретены в обители 90-х годах прошлого века. Их рака находится слева от алтаря.

А справа на стене висит икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная из Троице-Сергиевой Лавры. Она была написана на крышке его деревянной раки, в которой находились мощи преподобного.

И еще в Покровской церкви Высоцкого монастыря представлено множество частиц мощей самых разных святых. Для это вдоль алтаря как Покровского, так и Похвальского придела установлены специальные ковчежцы, к которым с любовью и молитвой может приложиться каждый верующий.

Все известные частички мощей подписаны. Так что тот, кто интересуется, может все это прочитать. Но здесь представлена только часть святынь. Мы реально сказали «Вау!», когда батюшка показал нам сокровища Никольского храма. Но об этом речь пойдет чуть позже.

В Похвальском приделе есть икона святого великомученика Георгия. Она сохранилась с 15 века, отреставрирована и находится в хорошем состоянии. Изначально эта икона не была в обители, но всегда была в Серпухове, только находилась в других храмах.

Святой вмч Георгий Победоносец был и остается очень почитаемым среди серпуховских жителей. Ему всегда молились во время каких-либо вражеских нападений, и святой помогал и избавлял город от врагов. Есть сведения, что, однажды, он даже видимым образом явился и заступился за город, отогнав нападающих далеко за его пределы и таким образом защитил горожан.

А напротив — почитаемый образ Божьей Матери «Скоропослушница». Рядом с ней постоянно горит неугасимая лампада.

Это лишь небольшая часть всех икон и святынь, которые есть в Покровском храме Серпуховской обители.

Часовня преп. Афанасия Серпуховского

Между Покровским и Никольским храмом есть лестница в Зачатьевский собор, который находится на втором этаже.

Именно здесь (под лестницей соборного храма), по завещанию был похоронен Святой Афанасий Младший.

Раньше на этом месте стоял еще один храм: во имя Афанасия Афонского. В советское время во время реставрации этот храм был снесен, а на его месте восстановлена лестница. Так что получилось, что опять Афанасий Серпуховской оказался под лестницей, как хотел того и при жизни.

В 1994 году во время раскопок были найдены мощи святого, их перенесли в храм, отслужили молебен. Было зафиксировано несколько исцелений как подтверждение того, что останки принадлежат святому.

После обретения мощей Афанасия Серпуховского, на месте захоронения сделали часовню, вход в которую находится напротив Покровского собора (слева от лестницы).

Зачатьевский собор

Лестница, под которой был похоронен святой Афанасий Серпуховской, ведет в храм Зачатия Праведной Анной Пресвятой Богородицы. На ней расположена небольшая звонница.

Внутри храма необычайно красиво. Даже трудно вообразить, что вся эта красота была воссоздана с нуля. Иконостас с огромным количеством икон устремляется под самый потолок,

на потолке, стенах и сводах удивительной красоты росписи.

На колоннах висят огромные и почитаемые иконы Божьей Матери: Иверская, Скоропослушница, Взыскание Погибших.

Ну и конечно же, образ Неупиваемая Чаша, он здесь представлен во всех храмах! В церкви Зачатия икона находится слева от алтаря.

А на западной стене храма (со стороны входной двери) на всю стену размещено очень красочное полотно под названием Страшный суд.

Мифические персонажи, огнедышащие звери — все это удивительным образом приковывает взгляд и помогает задуматься о Вечном.

Снаружи храм выглядит очень величественно: двухэтажный белокаменный собор под небесно-голубыми куполами.

С северной стороны Зачатьевской церкви (или справа, если смотреть от входа) находится небольшой храм, освященный в честь Афанасия Афонского. А с противоположной стороны — Никольский (на фото он под черным куполом).

Храм святителя Николая Чудотворца

Удивительный храм, в котром хранится более 350 частиц мощей разных святых. Но мне показалось, что их здесь гораздо больше!

Вдоль стен стоят ковчежцы и мощевики разного размера и формы, в которых находятся святые мощи.

Многие из них подписаны, а есть безымянные. И наш батюшка-гид советовал им молиться просто «Все святые, молите Бога о нас!»

Еще есть голова одного из 40 тысяч убиенных вифлиемских младенцев, а также настоящие косточки родителей преподобного Сергия Радонежского: Кирилла и Марии.

На потолке восстановлены росписи, поэтому храм внутри выглядит просто сказочно, и здесь необыкновенно уютно!

Необычная икона святителя Николая Чудотворца находится слева от алтаря, прямо под сводом. Она почти ровесница монастыря: конец 14 — начало 15 века. Несмотря на это, сохранилась очень хорошо.

Есть здесь еще особенная икона — голова Иоанна Предтечи. Она объемная и выглядит очень необычно для православного храма.

Во лбу — частица мощей преподобного Иоанна Предтечи. С этой иконой совершаются крестные ходы на 3 праздника, посвященные этому святому: Усекновение головы Иоанна Предтечи, а также 1-е и 2-е ее обретение.

Всехсвятская церковь

В самом далеке от входа расположен очень необычный храм Всех Святых, созданный по проекту Р.И. Клейна в 1896 году.

Это родовая усыпальница дворян Коншиных, известных серпуховских промышленников. Вокруг около 50 захоронений.

Ранее он не принадлежал монастырю, а находился за его пределами. В 90-х годах 20 века территория Высоцкого монастыря немного расширилась, и храм был передан монашествующим.

Сейчас церковь восстанавливается, и уже выглядит снаружи очень красочно.

На вершине установлен необычный для православных храмов каменный крест.

Колокольня

Это монументальное сооружение в стиле классицизма. Вот вид на колокольню с внутренней части двора.

Монастырские часы звонко отбивают колокольным звоном каждую четверть часа.

Колокольня относительно молодая: была отстроена в 1840 году на месте предыдущей, которая рухнула, так как стояла на обрыве.

Даже сейчас ведутся работы по укреплению площадки и постройке более глубокого фундамента, чтобы сползания земли не могли повредить высокое здание.

Территория монастыря

Монастырь, как и положено древнему строению, окружен крепостной стеной. А на башнях установлены флюгеры в виде трубящих ангелов.

На территории есть братский корпус, рядом с которым разбит небольшой сад. Это закрытая часть территории.

В настоятельском корпусе находится церковь Божьей Матери «Скоропослушница».

Слева от часовни святого Афанасия есть 2 могилки, но это только с виду так кажется.

На самом деле, внизу находятся просторные склепы, полностью заполненные останками, которые были захоронены на территории монастыря за многие века.

Есть еще небольшие захоронения в других местах. Например, обнаруженные склепы за Зачатьевским собором оставили на своем месте. Оно отмечено необычной звездой, составленной из ярких цветов различной окраски.

А рядом расположены сохранившиеся кресты и надгробья. Как сказал батюшка: «Ну не выбрасывать же!» 🙂

Возле всехсвятской церкви находится паломнический корпус. Здесь же расположена и трапезная.

Двухэтажную паломническую гостиницу венчает очень красочный разноцветный купол с крестом.

А рядом обустроена симпатичная площадка с парой лебедей.

Вокруг установлены лавочки, на которых очень приятно посидеть в тени деревьев. Ну или сфотографироваться. 🙂

А вот источника или купальни на территории обители, увы, нет.

Тучи сгущаются!

После экскурсии по монастырю мы вышли на улицу. Вместо ясного голубого неба на небе собирались грозовые тучи.

Но не только у небес менялось настроение. Неожиданно, негатив коснулся и нас. Вернувшись на парковку, мы не обнаружили там своей машины! Сказать, что это был шок — значит ничего не сказать… 😯

Что делать? В незнакомом городе, вокруг никого, да и ситуаций подобных в жизни никогда с нами еще не приключалось. Вернувшись в монастырь, нам посоветовали позвонить в полицию. Оказалось, что с нашей машиной все в порядке, вот только ее увез эвакуатор.

Вот это новости! Почему? За что? Что ж, наш миролюбивый настрой после монастырской прогулки начал улетучиваться, пришлось переключаться на быстрое решение мирских проблем.

Сначала отправляемся на такси до ГИБДД, где нам полчаса оформляют документы. Затем полчаса на другом такси, чтобы добраться до штрафстоянки на окраине города. Далее выяснение обстоятельств и оформление разрешения на вывоз нашей машины.

Около 2-х часов нам понадобилось, чтобы завершить все формальности. И только когда мы вновь сели в наш автомобиль, разразился ливень с громом и молниями!

Вот это приключение! Дороговато оно нам обошлось, если перевести общую сумму штрафа в рубли. Остается надеяться, что этот ценный опыт уберег нас от чего-то еще более трагического. 🙂

Вот такая интересная экскурсия по Серпухову, с осмотром необычных достопримечательностей города у нас сегодня получилась!

Важный совет тем, кто едет в монастырь на своей машине. Оставляйте ее только на обозначенной парковке перед входом в обитель, несмотря на соблазн оставить автомобиль вдоль монастырской стены, где может быть припарковано множество других авто. Здесь очень активно работает эвакуатор!

Парковка, увы, небольшая, и в выходные дни там очень трудно найти свободное место из-за многочисленных приезжих паломников. Но оставив машину рядом, Вы рискуете повторить наш печальный опыт: потерять внушительную сумму денег и время.

Помните! Эвакуаторщики в Серпухове лютуют не по-детски и запросто смогут быстро увезти даже десяток машин с незаконного места парковки. 😥

Где находится, расписание богослужений

Как доехать в мужской монастырь Серпухова к иконе «Неупиваемая Чаша»?

Высоцкий монастырь и «Неупиваемая Чаша» расположен по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3. Телефоны: 8-4967-72-57-97, 8-4967-35-16-79.

Координаты (парковка): 54.90176, 37.41747. И не забывайте про советы автомобилистам, которые я писала чуть выше.

На карте Вы можете определить точное местонахождения Высоцкой обители (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение).

Вот план расположения храмов и корпусов на территории монастыря. Можно увеличить фотографию, чтобы лучше рассмотреть, что и где находится.

Почитаемая Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» расположена в центре Покровского собора (после входа на территорию через арку слева будет лестница для входа в храм). Здесь же, в правом приделе находятся мощи святого Афанасия Серпуховского.

Обязательно загляните в Никольский собор (вход в него напротив входа в обитель). Здесь находится огромное количество православных святынь. Рядом с церковью Николая расположена лестница, ведущая в Зачатьевский собор, а вот под ней находится неприметная часовня, где были обретены мощи святого Афанасия Младшего.

Литургия в монастыре служится ежедневно. Начало утренней службы летом в 5.30, вечерней — в 16.00. В воскресные и праздничные дни богослужения начинаются в 7.00.

Все службы в летний период проводится в Зачатьевском храме, а молебен и панихида служатся после литургии, но уже в Покровской церкви. Она открыта с 10 до 16 часов. В это время Зачатьевский храм закрыт для посещения.

Для паломников и гостей Серпуховского монастыря есть трапезная, где с 11 до 14 часов можно поесть монастырской еды. Она располагается в паломническом корпусе, рядом с гостиницей.

Экскурсия по монастырю

Мы решили заказать индивидуальную экскурсию по монастырю. В иконной лавке, правда, нам вначале сказали, что это возможно только для групп от 15 человек, а нас было всего двое. Но мы спросили, сколько стоит групповая экскурсия. Оказалось, что 700 руб.

Мы решили, что мы осилим вдвоем эту сумму. И не ошиблись с выбором! Батюшка, отец Виталий, который с нами путешествовал по всем храмам почти 1.5 часа с огромной любовью рассказывал об истории монастыря, об изменениях и неизвестных секретах, об иконах и других святынях.

По его благословению мы смогли фотографировать все, что захочется, и зашли даже в те храмы, которые в это время были закрыты для обычных туристов. Вот таким большим и тяжелым старинным ключом открывались для нас замки. 🙂

А еще было интересно задать ему личные вопросы, на которые было интересно и важно услышать ответ именно от священника и именно в такой, свободной от каких-либо правил и обрядов, обстановке.

Единственная трудность с заказом экскурсии была из-за того, что мы заранее не договорились о нашем желании, поэтому нам предложили подождать пару часов, пока батюшка освободится. Ну у нас в планах было посещение женского монастыря, который также находится в городе Серпухов, поэтому для нас это не стало большой проблемой.

Но, если Вы тоже планируете заказать экскурсию по монастырю, наверно, лучше предварительно позвонить и договориться о такой возможности и об удобном времени. Телефоны обители указаны чуть выше.

Наша поездка состоялась 7 августа 2016 года. А еще в этот день мы посетили , который находится недалеко. И где также хранится свой удивительный образ Чудотворной иконы . И стоит отметить, что до революции именно в женской обители находилась всем известная и почитаемая во всей России эта икона Богородицы.

Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Серпухову, можно легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

Похожие публикации