Энциклопедия пожаробезопасности

Пример синестезии в психологии. Синдром синестезии: патология или новый тип восприятия? Можно ли развить у себя синестезию

Как известно, кошки способны при падении развернуться в воздухе таким образом, чтобы приземлиться самым безопасным образом - на лапы. Как им это удается? Это всегда интересовало не только любителей кошек, но и ученых, которые занялись исследованием кошачьего вопроса и нашли вполне научное объяснение этому феномену.

Есть такой закон - закон сохранения момента импульса, на основании которого ученые утверждают, что создать вращение из ничего не возможно. Проще говоря, за счет одних только внутренних усилий без опоры тело перевернуться в пространстве не может.

Поэтому сначала исследователи считали, что кошка способна переворачиваться, потому что она отталкивается от поверхности, с которой падает, тем самым задавая себе нужное вращение. Не может же животное нарушать законы науки! Однако эксперименты показали, что кошка приземляется на лапы, даже не имея возможности оттолкнуться. Кошачий секрет долго оставался нераскрытым, пока на помощь пришла техника.

В 1894 году французский исследователь доктор Этьен-Жюль Маре (Étienne Jules Marey) сделал серию фотографий падающей кошки, которые помогли разгадать тайну кошачьего падения . Оказывается, кошка вращает отдельными частями тела в разные стороны; она изгибается, меняет «форму» и в итоге переворачивается, сохраняя неизменным суммарный момент вращения.

Так можно описать технику разворота кошки при падении с высоты:

Согнув тело, чтобы создать разные оси вращения для передней и задней части тела, кошка выставляет задние лапы и поджимает передние. Затем она скручивает заднюю часть тела в одну сторону, а переднюю - в другую. Противоположные вращения компенсируют друг друга, и суммарный момент вращения в падении остается нулевым. При этом передняя часть поворачивается немного больше, за счет прижатых лап.

Потом кошка поджимает задние лапы и выставляет передние, выполняет небольшое скручивание в обратном направлении, но по-прежнему - задней и передней частей тела в разные стороны. На этот раз задняя часть разворачивается сильнее, благодаря втянутым лапкам.

В зависимости от начального положения тела перед падением и собственной гибкости, кошка может развернуться лапами вниз за одну серию движений, или же их нужно повторить несколько раз.

Некоторые источники утверждают, что кошка разворачивается за счет вращения хвостом. Якобы хвост вращается в одну сторону, а тело в другую (опять же сохраняя неизменным первоначальный момент вращения). Но наблюдения показали, что бесхвостые кошки тоже способны разворачиваться в воздухе, что свидетельствует в пользу вышеописанной техники, где задействованы гибкое тело и лапки, а хвост не используется.

Благополучно переживать падение с высоты кошкам помогает не только способность приземляться на лапы, но и особое строение лап. Лапы у кошек, как правило, длинные, мускулистые, пружинистые. Они способны в значительной степени смягчить удар о землю.

Наблюдение за кошками помогло ученым шире взглянуть на законы механики, а также найти полезное применение кошачьей техники для разработки приемов движения космонавтов в невесомости.

Конечно же, кошка в момент падения не выполняет никаких сложных математических расчетов. Она проделывает все эти действия интуитивно. http://www.сайт/ Этот установочный рефлекс начинает проявляться у котят в возрасте 3-4 недель, и полностью развивается к 7 неделям.

Почему же кошки могут получить травмы при падении?

Иногда кошкам не достаточно времени, чтобы перевернуться в нужном направлении. Минимальная высота, необходимая кошке для разворота - от 30 см. Если кошка не развернется, она может приземлиться на спину или на бок – совершенно не приспособленные для этого места. Таким образом, падения с небольшой высоты могут быть даже более травматичными, чем с высоты в несколько метров.

Другая причина несчастных случаев в том, что природа наградила кошку столь полезным рефлексом для жизни в естественной среде обитания, а в современном городе это спасает не всегда. Мегаполис – это слишком большое испытание для кошки! Многоквартирные дома гораздо выше деревьев, а за пластик и металл не зацепишься, как за ветку.

Кроме того, кошки, проводящие все время в квартире, обычно ведут малоподвижный образ жизни и часто даже имеют лишний вес, что резко снижает их природные способности к выживанию. При прочих равных условиях там, где дикий мускулистый подтянутый кот отделается легким испугом, «Гарфилд» рискует расшибиться в лепешку!

Поэтому давайте не будем обольщаться, что кошка приземляется на лапы ВСЕГДА, а сами подумаем о безопасности наших пушистых друзей. Если у вас живет кошка, значит, на окнах должны быть сетки, а балкон должен быть застекленным или всегда закрытым!

Фото черной кошки в полете Darren Sethe

Покадровое фото падения кошки sciencefocus.com, Oxford Univercity press

В Нью-Йорке в 2007 году кошка по имени Аманда упала с 29 этажа на асфальт. Она осталась не только жива, но и отделалась всего лишь ранами на груди и одним выбитым зубом. Будь на её месте голливудская актриса Аманда Сейфрид, то падение оказалось бы более болезненным. Так почему кошки падают на лапы?

У кошек чрезвычайно эффективный вестибулярный аппарат. Он позволяет животному хорошо ориентироваться в окружающей среде при падении. Изогнувшись, зверёк уже в самом начале падения оказывается лапами вниз. Удар о поверхность, в результате этого, принимают на себя все 4 лапы.

Люди, если они, конечно, не акробаты, падая, кувыркаются и приземляются, как Бог даст – могут упасть и на ноги, и на голову. Что касается детей, то те падают головой вниз, так как голова у них большая, а это способствует смещению центра тяжести. Вот поэтому травмы у упавших с высоты кошек и людей – абсолютно разные. Взрослые люди чаще всего ломают ноги или рёбра, а дети разбивают головы. Кошка же может сломать все 4 лапы.

Есть ещё один интересный нюанс. Человек, падающий с 10-го этажа, имеет меньше шансов выжить, чем когда он падает с 3-го этажа. У кошек все наоборот. По статистике Нью-Йоркской ветеринарной клиники погибает 5% кошек, упавших с 7-30-го этажа, и 10%, упавших со 2-6 этажа. Данный феномен объясняется предельной скорости падения. Когда тело падает вниз, его скорость не увеличивается все время, а фиксируется на некотором предельном значении.

Понять это несложно: вначале сопротивление воздуха увеличивается вместе со скоростью, а затем уравновешивается силой тяжести. После этого скорость тела перестает расти, если форма тела остаётся неизменной. Сопротивление воздуха больше, если больше поперечное сечение тела. А сила тяжести напрямую зависит от массы тела. Отношение поперечного сечения к массе у кошек больше, чем у людей. Отсюда предельная скорость падения кошки в 2 раза меньше, чем у любого человека, а поэтому у зверька больше шансов остаться в живых.

Следует также заметить, что форма кошки до достижения предельной скорости одна, а после ее достижения уже другая. Кошка хорошо чувствует ускорение падения, а поэтому инстинктивно выгибает спину и вытягивает лапы вниз. К тому же, кошка, падая на согнутые лапы, смягчает удар о поверхность.

Когда достигается предельная скорость, ускорение сходит на нет, и кошка инстинктивно расслабляется. В этот момент она принимает форму белки-летяги, раскидывая лапы горизонтально. Такое положение тела увеличивает поперечное сечение и уменьшает предельную скорость падения. Помимо этого, в такой позе у кошки мало шансов сломать лапы при ударе, так как его сила распределяется на всю площадь и гасится мягкими тканями.

Но вернёмся к вопросу, почему кошки падают на лапы? Если зверька взять в руки, а затем бросить на пол спиной вниз, то при падении зверёк поворачивает переднюю часть тела вниз, а в соответствии с законом сохранения момента импульса, задняя часть тела поворачивается в противоположную сторону. Далее коша прижимает передние лапы и вытягивает задние. Тем самым уменьшается момент инерции передней части тела, и увеличивается соответствующий момент задней части.

Момент импульса равен произведению момента инерции на угловую скорость. Поэтому, несмотря на то, что момент импульса передней части тела в точности равен моменту импульса задней части, у передней части угловая скорость будет больше и, следовательно, она повернется больше, чем повернется задняя часть тела в обратную сторону.

После этого кошка повторяет тот же трюк, но в обратном направлении. Только в этот раз прижимает задние лапы и вытягивает передние. Вследствие чего угол поворота задней части тела на этот раз будет больше, чем передней части. В итоге, когда оба этапа завершены, кошка восстанавливает свою форму и оказывается повернутой на нужный угол. Охарактеризовать это можно как изменение ориентации тела в пространстве с помощью изменения формы.

Кошачью акробатику можно назвать совершенной. Но в то же время зверьки получают разные повреждения, падая с большой высоты. То есть ответ на вопрос, почему кошка падает на лапы, вовсе не исключает наличие травм. Но тут есть предположение, что в процессе эволюции пушистые зверьки выработали некий способ исцеления.

Специалисты подозревают, что таким способом является мурлыкание. Оно представляет собой разночастотные вибрации. И можно допустить, что именно эти вибрации, обладающие разной частотой и интенсивностью, дают определённый терапевтический эффект.

Те люди, которые обладают редким талантом под названием синестезия, могут одновременно испытывать самые разные чувства и эмоции. Они способны постичь за один раз сразу несколько классов явлений. Такую одаренность часто считают определенным атавизмом, так как древние люди не разделяли своих ощущений на различные типы и виды. Более того, синестезия имеет отношение к особым метафизическим вещам, к которым относится интуиция и экстрасенсорика. Она является особым знанием, которое возникает еще до опыта. Особенно щедро наделены им люди искусства, а также дети. Многие из них восприняли ее от своих родителей, имеющим склонность к подобным явлениям.

Что такое синестезия?

Таким термином обозначается состояние, при котором наиболее полный стимул для органов чувств влечет за собой активизацию других физиологических рефлексов.

Например, человек, который слышит музыку одновременно воспринимает ее как набор цветов и может ощущать даже ее вкус. Он видит сюжет, связанный с мелодией и представляет себе целые сцены и эмоции персонажей. Поэтому из подобных людей нередко получаются музыканты, композиторы или режиссеры.

Дословный перевод с греческого языка гласит, что синестезия является смесью самых различных чувств. Другими словами, возникает целостный набор восприятий из отдельных ощущений, объединенный каким-либо одним доминирующим чувством. Его основными поприщами становятся воображение, фантазия и мечта.

Эмоции объединяют в себе:

  • вкусовые ощущения;
  • запахи;
  • звуки различных тональностей;
  • визуальные образы;
  • тактильное осязание.

Психиатры считают, что эти проявления становятся следствием нарушения деятельности правого полушария головного мозга. Тем не менее, они способствуют тому, что обе руки, правая и левая, у таких людей функционируют на очень высоком уровне.

Но их психические возможности находятся в отличном состоянии. Синестетики работают дизайнерами, становятся отличными танцовщиками, поэтами, художниками и др. Они синтезируют в одной картине звуковое и образное содержание, создавая настоящие шедевры.

Необходим подобный талант парфюмерам, поварам или акустикам. Врач или швея также должны уметь объединять в единое целое различные ощущения. Маленькие дети на вопрос о том, какой цвет они видят, часто отвечают: «громкий» или при ответе, вкусная ли каша, говорят, что она красная, хотя она белая или желтая.

Виды синестезии

Существует достаточно большой перечень разновидностей этого явления. К нему относятся следующие типы, как правило, объединяющие эмоции попарно.

  1. Акустико-тактильный ведет к тому, что человек соотносит части тела с различными музыкальными тонами.
  2. Графемно-цветовой вид характеризуется тем, что буквенная или цифровая информация обладает у таких людей окраской или объемом.
  3. Кинестетико-слуховой тип позволят распознать отдельные тона даже при полном их отсутствии при одновременном раздражении зрительного анализатора.
  4. Лексико-гастическийвид вызывает сочетание вкусовых и образных понятий.Например, человек при появлении друга испытывает ощущение, что он получил клубничное мороженое.
  5. Локализация последовательностей позволяет обозначить какие-то определенные цифры в виде набора точечной информации.
  6. Ольфакторно-звуковой тип помогает слышать даже малейшие звуки, преобразуя их в обонятельные стимулы.
  7. Ольфакторно-цветовой вид соответствует предыдущему, только тона преобразуются в окрашенные элементы.
  8. Порядковая лингвистическая персонификацияприводит к тому, что цифры, даты или порядковые номера, а еще различные литеры, представляются в виде знакомых человеку людей.
  9. Хроместезия дает возможность увидеть звук в виде цветового оттенка.
  10. Эмпатия касаний возникает тогда, когда человек испытывает те же чувства, что и его визави.
  11. Психиатры выделяют целый ряд подвидов, которые слишком сложны и фногофакторны для их точного истолкования. К ним относятся аурическая, эмоционально-цветовая или эмоционально-звуковая.


Почему возникает синестезия

Причины формирования явления изучены недостаточно. Ученые в наши дни исследуют людей, обладающих этим даром, но исчерпывающих ответов на свои вопросы они еще не получили. Сложности заключаются еще и в том, что наблюдения проводят специалисты разных наук и не всегда результаты их разработок корректируются между собой.

Основная гипотеза такова. У синестетиков картина мира не носит целостного характера. Их нейронные связи чересчур структурированы, причем каждый пучок отвечает за положенную ему информацию. Тем не менее, они тесно связаны между собой, что и вызывает возникновение синтетического образа.

В том случае, когда активизируется одна зона головного мозга, раздражение неминуемо затрагивает и другую, связанную с ней.

Ученые предполагают, что синестезия связана с тем, что человек не способен отчетливо разделить свои эмоции на составляющие, воспринимая их все разом.

Последователи теории кросс-активация считают, что у подобных людей происходит излишне тесное сращение двух участков мозговой ткани, в результате чего они начинают действовать как одно целое. Зона, которая анализирует звук, начинает взаимодействовать с участком, ответственным за распознавание цифр. Нередко явление возникает в результате травмы или органического поражения головы.

Существует мнение, что синестезия становится следствием генетического порока развития, в результате чего человек приобретает не свойственные ему возможности. Однако, гипотеза имеет мало подтверждений, так как нередко люди, обладающие этим даром, родились в семьях, где он раньше не встречался.

Некоторые нейропатологи уверены, что причина кроется в недостаточном развитии коры головного мозга и его оболочек. Они получают данные о том, что ребенок, у которого такие анатомические образования еще не до конца сформированы, часто имеет способности к синестезии. По мере разрастания головы, он постепенно теряет свои таланты. Однако, теория очень сложна для доказательств, так как младенцы не имеют возможности четко рассказать о своих ощущениях. Они не различают графическую информацию, не отличают запахи и с трудом воспринимают различные цвета.

Существует еще мнение, что синестезия является многофакторным явлением, включающим в себя все вышеизложенные причины. Ученые считают, что люди, подверженные подобному влиянию, просто более чувствительны к различным раздражителям, чем все остальные.

Они очень быстро воспринимают различную информацию, а их мозг не умеет ее обработать, предлагая сразу несколько вариантов ответа. Им проще даются иностранные языки, так как звук окрашивается в музыкальный тон, а буква ассоциируется с определенной окраской. Они очень часто пишут стихи или рисуют.


Признаки синестезии

К основным проявлениям феномена относятся:

  • бессознательность формирования ощущений;
  • восприимчивость;
  • впечатлительность;
  • высокая скорость реакции;
  • музыкальность;
  • непосредственность;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • развитая интуиция;
  • синтетическое мышление;
  • склонность к персонификации явлений;
  • тяга к символике;
  • способность к отчетливому различению графической символики;
  • творческий талант;
  • умение воспринимать большой объем информации;
  • утонченность;
  • художественное воображение;
  • яркая индивидуальность и т.д.

В совокупности возникает портрет человека, который слышит цвета или осязает вкусовые ощущения. Он не задумывается над природой явлений, считая их абсолютно естественными.

Некоторые из синестетиков могут классифицировать свои ощущения, но такой , скорее, исключение, чем правило. Если попросить людей проанализировать их эмоции, они быстро путаются и не способны объяснить, как все происходит. Определенная картина возникает у них сама собой, без их логического участия.

Наиболее развитые личности могут рассказать о своих ощущениях и даже показать зависимость между ними, но они встречаются очень редко, а их умение не всегда проявляется на практике. К тому же оно вызывает у них немалое затруднение, в результате чего их сложно задействовать в психологическом эксперименте.

Как развить синестезию

Многие творческие люди хотели бы обладать столь важным для них умением.

Для него существует ряд упражнений. К наиболее эффективным относятся следующие блоки.

  1. Нужно научиться соотносить разные классы явлений воедино. Например, при виде розы, следует постараться подобрать к ней мелодию или подумать о том, с каким материалом она ассоциируется.
  2. Требуется вообразить себе ряд известных личностей и придумать им другое профессиональное поприще. Стоит представить их в новой роли, а также обосновать свое видение.
  3. Очень полезным являются занятия йогой, дыхательные практики и медитация.
  4. Во время приготовления пищи желательно вспомнить определенную музыкальную тему или живописную картину мастеров искусств.
  5. Для активизации осязательных ощущений, необходимо с закрытыми глазами брать в руки предметы, на ощупь угадывать их природу, распознавать материал, из которого они сделаны и улавливать их запахи.
  6. Нужно взять поваренную книгу и медленно перечислить входящие в блюдо ингредиенты, представляя себе их вкус, запах и консистенцию. Их названия следует произносить их вслух.
  7. Требуется закрыть глаза и постараться в течение пяти минут услышать, что происходит вокруг. Стоит вообразить себе, как все происходит, присвоить явлению цифру или букву.

Развитие навыков синестезии позволит сформировать у себя элементарные способности. Упражнения делают самостоятельно, в одиночку, не затрачивая большого количества времени и сил.

Выполнять их необходимо до тех пор, пока умение не начнет превышать подобное у остальных знакомых людей. При обретении выраженных навыков нужно усложнять себе задачу.

Полезным станет чтение трудов по синестезии, где самым подробным образом описано это явление. Здесь же содержатся определенные программы развития такого необычного опыта при помощи упражнений для органов чувств.

Для тех, кто уже вполне успешно овладел первыми приемами синестезии, существуют более сложные задачи.


Им предлагается анкета для развернутого ответа на каждый вопрос и для анализа своих ощущений.

  1. Какого цвета Полонез Огинского?
  2. Какие ароматы сопровождают Полет Валькирий Вагнера?
  3. Во что одеты люди, которых себе представляют при исполнении Кармины Бураны Орфа?
  4. Какого цвета ноты в произведениях Морриконе?
  5. Какие эмоции вызывает определенная полька Штрауса и в чем хочется под нее станцевать?
  6. Что вспоминается при прослушивании романсов Чайковского?
  7. В зале какого объема должен прозвучать концерт из произведений Шуберта?
  8. Какое тепловое ощущение возникает при прочтении стихотворений Симонова?
  9. В какой цвет окрашиваются буквы в статье, рассказывающей о новом открытии и о полете в космос?

В конце следует упомянуть о людях, в полной мере обладавшим этим удивительным качеством. Синетстетиками были символисты Бодлер, Верлен, Рембо. В нашей стране феномен был свойственен поэтам К. Бальмонту М. Цветаевой, Б. Пастернаку. Отличался им писатель В. Набоков. В музыкальном мире им владели Римский-Корсаков и Скрябин.

Похожие публикации