Энциклопедия пожаробезопасности

Конспект по развитию речи звук. Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Звуки, ". Игра «Внимательные ушки»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснологская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение »Детский сад»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы
Тема: «Звук и буква Р»

Подготовила воспитатель:
Муравлева И.А.

с.Красный Лог.2016г

1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».
2. Развитие фонематического слуха.
3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).
4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.
5. Деление слов на слоги.
6. Составление предложений по предметным картинкам.
7. Совершенствование навыков чтения;
Задачи

Автоматизация звука Р в речи.
Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
Развитие воображения, навыков конструирования.
Закрепление навыков фонемного анализа слова.
Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
Закрепление категорий падежных окончаний.
Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.

Оборудование.
Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
Магнитная доска.
Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие наш старый знакомый угадали правильно ежик Ёжик сказал мне на ушко по секрету что он никогда не бывал в зоопарке
Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! И все показать нашему ежику какой он зоопарк, согласны? И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук встречается в ней чаще всего.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Воспитатель- А сейчас предлагаю вместе сделать пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец –малышок.
Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.

Воспитатель- Ёжик предлагает нам вмести, с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула
.
Лексическая игра «Назови слово»
Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Артикуляционно-акустический образ звука.
РРРР.
Воспитатель - Ребята, что это рычит?
Дети: - Это рычит мотор машины.
Воспитатель- Да, это рычит мотор машины.
- Давайте, мы с вами заведем мотор машины.
Дети: – РРРРР.
- губки и зубки разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, дрожит.
- воздух вырывается маленькими порциями.
Воспитатель- Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».
- Звук «Р», какой?
Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.
Воспитатель - А,какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).
Слоговые дорожки:
Фонематический слух:
(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р
б) на уровне ряда слогов:
РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР
в) на уровне слов:
батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.

Дети: Звук Р.
Воспитатель: Да, это звук Р.
А теперь давайте сделаем маленькую разминку,покажем ёжику что мы умеем делать
Давайте встанем полукругом.

(Воспитатель обращается по очереди к каждому ребенку)

Скажи радостно РА-РА-РА
грустно РУ-РУ-РУ
удивленно РЭ-РЭ-РЭ
грозно РЫ-РЫ-РЫ
хитро РО-РО-РО

А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ) столько раз, сколько я хлопну.
Отлично! Отлично справились со своими заданиями! Посмотрите нашему гостю очень нравится. Давайте продолжим!
Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.

Ну и кошка,
Вот так кошка!
Даже страх берет немножко.И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)

Он зубаст, но очень добр,
Детям хатку строит.(Бобр)

Он слеп, но без проводника
Всегда выходит к цели.
Он без лопаты и совка
Умеет рыть туннели.
Перекопал и лес, и сад
Под яблоней, под вишней.
А может быть, он ищет клад
Какой-нибудь давнишний? (Крот)

У него в полоску спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла (Бурундук)

(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).
.

Воспитатель: Прекрасно вы справились и с этим заданием.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов. На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте себе картинку с животным.
Мы пошли в зоопарк,
увидели там кого? зебру (тигра, верблюда)
мы очень довольны кем? .зеброй (тигром, верблюдом)
подошли к кому? к зебре (тигру, верблюду)
расскажем о ком? .. о зебре (о тигре, о верблюде).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня!
Воспитатель: Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:

Раз, два, дружно встанем Ходьба на месте
Руки прямо мы поставим Руки – перед собой
Три, четыре – разведем Руки – в стороны
Заниматься мы начнем Наклониться,
правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой
На носочки мы присели Сесть на носочки
Вправо, влево посмотрели Повернуть голову направо, налево
И, как птички, полетели! Разбежаться в стороны

Воспитатель: Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.
Дети рисуют.

Вот как весело и незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Как вы думаете ёжику понравился наш поход в зоопарк давайте пожелаем ему удачи и хорошего настроения! Пока, Пока!!!
15


Приложенные файлы

Название: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Звуковая культура речи: звук У»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Вторая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: Курчатовский район Курская область

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе

Тема: Звуковая культура речи: звук У.

Цели: учить детей четко произносить звук У как изолированно, так и в словах на одном выдохе; побуждать произносить (по подражанию) звук У с разной силой голоса; развивать слуховое восприятие; познакомить детей с новым стихотворением; побуждать запомнить стихотворение; вызвать желание подражать голосам животных в песенке.

Материалы и оборудование: мячик-смайлик Тимошка; игрушки: дудочка, игрушки для воды уточка с утятами, волчонок и зайчонок; картинки с изображением большого и маленького пароходов и волчонка; видеозаписи «Танец маленьких утят», «Песенка про домашних животных».

Ход НОД

Воспитатель . -Дети, сегодня мы с вами будем играть в новую сказку. Но, прежде чем с ней познакомимся, давайте встанем в круг, мячик Тимошка хочет с вами поздороваться. (Передают мячик по кругу )

Здравствуйте, глазки! Вы проснулись? (Да! )

Здравствуйте, ушки! Вы проснулись? (Да )

Здравствуйте,ручки! Вы проснулись? (Да )

Здравствуйте, ножки! Вы проснулись? (Да )

Здравствуйте, ребятки! Вы проснулись?(Да )

Также интересная статья по речевому развитию детей 3-4 лет:

Воспитатель .-Раз вы все проснулись, будем начинать нашу сказку. Итак, жил-был на свете веселый язычок. Жил он в своем домике-ротике и очень любил гулять, играть и петь самые разные песенки..Дети, а у вас в ротиках живет язычок, как вы думаете? Покажите его, пожалуйста! Молодцы, а теперь спрячьте. Однажды язычку надоело сидеть дома и он пошел на речку. В это время по реке плыли два парохода (воспитатель выставляет на доске картинки двух пароходов - большого синего и маленького красного. ) -Какого цвета большой пароход? А маленький?

Пароход гудит трубой,
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

Как вы думаете, дети, какой пароход пел громкую песню, большой или маленький? Язычок услышал, как он поет и тоже решил спеть песенку большого парохода: у-у-у-у! А вам нравится эта песенка? Хотите ее спеть вместе с веселым язычком?

Чтобы и у нас получилась песня парохода, надо вытянуть губы трубочкой и протяжно произносить: у-у-у-у-у». (хоровое произношение и 5-6 индивидуальных ).

Пароход гудит трубой,
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он тихо:
«У-у-у!»

Какой пароход поет тихую песню? Давайте споем ее вместе с веселым язычком!

Воспитатель берет дудочку и, имитируя игру на ней, поет:

Ду-ду-ду-ду-дудочка,

Ду-ду-ду-ду-ду,

Заиграла дудочка

В зеленом саду.

Воспитатель. -Давайте все поиграем на дудочке! (дыхательная гимнастика — имитация игры на дудочке )

Услыхала уточка,

Плавая в пруду.

Как играет дудочка:

Ду-ду-ду-ду-ду!

Воспитатель. -Дети, вы уточке очень понравилась, и она приглашает вас немножко потанцевать.

Физминутка (видеозапись «Танец маленьких утят»)

Воспитатель. — Послушайте, кто это воет: уууу? Это маленький волчонок потерял маму (картинка «Волчонок» ). Мама ушла на охоту. А волчонок боится оставаться один и горько плачет. Как он плачет? (дети повторяют: у-у-у-у ) А в том же лесу маленький зайчонок услышал волчонка, задрожал и спрятался.

Предлагаю вам поиграть с волчонком и зайчонком и успокоить их.

Половина детей «помогает» волчонку звать маму, протяжно произнося «у-у-у!», а остальные дети играют в прятки с зайчонком. Потом дети меняются ролями.

Воспитатель. — Молодцы, вы поиграли с лесными детенышами и успокоили их. Вот только волчата не только зайчат испугали. Наш Тимошка тоже испугался и спрятался. Давайте поищем его и позовем: аууу! Тимошка! (ищут мячик )

Тимошка . -Я тут! Ребята, я новое стихотворение знаю! Хотите послушать?

У калитки, у калитки
Утром встретились улитки.
Улыбаются ужатам,
Утке-маме и утятам.

Воспитатель. -Хотите рассказать это стихотворение своим родителям? Тогда повторяйте вслед за Тимошкой.
Тимошка читает стихотворение 3-4 раза, а дети повторяют.

Тимошка. -Какие все ребятки умницы! И язычки ваши молодцы! Спасибо вам! До свидания!

Воспитатель. — Дети, а вам понравилось играть в сказку про веселый язычок? Я очень рада и предлагаю вашим язычкам спеть песенки домашних животных.

(Видеозапись развивающей «Песенки про домашних животных» )

Кнарик Мурадян

Цели : Формировать знания детей о звуке и букве А . Закрепить зрительный образ буквы . Совершенствовать умение выделение буквы А из начала , середины и конца слова. Развивать фонематический слух , слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление , мелкую моторику.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Характеристика звуков .

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв . В стране букв и звуков есть школа , в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков , шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира , а звуки , которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А» . Посмотрите, когда я произношу звук «А» , мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко) . Я могу петь этот звук , моему голосу ничего не мешает. Звуки , которые мы можем петь, называют гласными звуками . Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание : Послушайте и назовите первый звук в словах : автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а] . Звук [а] – гласный , его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

- Посмотрите на картинку : девочка плачет. Какой звук она произносит , когда плачет? (звук [а] )

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а] .

Уточнение артикуляции звука .

Давайте вместе произнесем звук [а] . При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

Игра «Поймай звук »

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

Развитие артикуляционной моторики.

Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ : улыбка – хоботок, заборчик;

- упражнения для языка : «вкусное варенье» , «часики» .

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот) .

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно , просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот : громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков , среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

Ребята, посмотрите на доску. Это буква А . Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А .

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Давайте попробуем сделать букву А из бумаги . Аппликация буквы «А»


Публикации по теме:

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Гномики»

Тема. «Звуки с и сь»

Выполнила: воспитатель Ткаченко Е.М.

г. Белгород, 2012г

Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в пра вильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи), упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью. 2.Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование. Бумажка- для воспитателя, полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. Игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.

Ход занятия

Организационный момент.

Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг

Он твой друг и тот твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель спрашивает детей: « Кто это?» (воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лиса).

Лис. Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам на занятие не умеют мои лисята говорить звук с. Надо говорить мы маленькие лисята, пушистые зверята , они говорят мы маленькие лията, пушитые зверята.

Воспитатель . Ребята давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лису на стульчик

Дети. Садись лис на стульчик.

«Живет-поживает Язычок в своем домике, - говорит вос питатель. - А домик Язычка - рот. Домик открывается и закрыва ется. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыб ки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Воспитатель предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вер нуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, - продолжает воспи татель. - Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вме сте со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)

„С-с-с-с, - полилась из крана вода. - Язычок, выучи, пожалуй ста, и мою песенку". „Хорошо", - согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо зву чала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Ярослава (у Саши). (Вызывает 4-5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношени ем звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей - поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Физминутка.

Мы листики осенние

На веточках сидим (присесть)

Дунул ветер полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)

Воспитатель: Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то, кажет ся, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Дани, когда он поет песню (Саши,Сонечки...).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел. Чистоговорки:

„Са-са-са".

Что запел Язычок? Потом:

„Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Су-су-су - ягоды в лесу,

Ус-ус-ус- на рябине много бус».

Воспитатель. Ой ещё кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока...»:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашку варила,

На порог скакала

Гостей скликала

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости - на двор,

Кашицу - на стол

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).

Загадка:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют,

Это в тёплый майский день

Распускается… (сирень)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые пло хо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соот ветствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малы шей. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - Тема: «Звук с»

Литература:

В.В. Гербова Занятия по развитию речи.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Похожие публикации