Энциклопедия пожаробезопасности

Ладан - что это такое, разновидности и сорта, целебные свойства, как зажечь и использовать в домашних условиях. Что такое церковный ладан: как пахнет, где купить

Зная о его необычайных свойствах, многие задаются вопросом: как использовать ладан дома.

Древнейшее благовоние — ладан, традиционно используют при богослужениях в церквях. Раньше это благовоние ценилось даже выше золота.

Поговорим подробнее о свойства ладана и как его использовать дома.

Как применять церковный ладан дома

Ладан – благовонная смола, которую волхвы принесли в дар новорожденному Иисусу Христу. Древнейший рецепт получил от Бога Пророк Моисей (книга Исход, 30 глава, 30-38 стихи). Его используют в церквях на богослужениях.

Священнослужители возжигают ладан на горящих угольках в кадильнице. При сгорании образуется фимиам - благовонный дым.

Однако, зажигать ладан можно и в домашних условиях. К тому же, ладан обладает не только священными свойствами, помогающими нам обратиться к Богу, но и лечит многие болезни, в целом улучшает состояние здоровья человека.

Самый распространенный способ жечь ладан – с помощью кадильниц. Но для их использования необходим уголь, что немного затрудняет этот процесс в домашних условиях. Проще использовать лампаду с паучком, специальным металлическим приспособлением.

Дома ладан следует разжигать во время молитвы или же для укрепления общего состояния духа и поддержания здоровья. Если у вас тяжелое состояние духа, то, пройдя с кадильницей по дому, вы очистите жилище и наполните светлым и благоприятным запахом.

Как зажечь ладан в домашних условиях

В кадильницу кладется разогретый уголь, проще всего раскалить его на газовой конфорке. Сбоку или сверху на раскаленные угли кладутся кусочки смолы, который разогревается и начинает выпускать ароматный дым.

С углями следует быть очень осторожным, чтобы они не рассыпались, к тому же не стоит использовать бумагу или пластиковые покрытия.

Для использования лампады необходимо масло и фитиль, фитиль следует обмакнуть в масло, продеть сквозь специально предназначенное для этого отверстие и поджечь.

Огонь будет подогревать металлического паучка, на котором и будет расположен ладан. Ладан разогреется и начнет выпускать ароматный дым.

Для чего нужны дома кадильные свечи

Пользоваться кадильными свечами в домашних условиях гораздо проще, нежели кадильницей или лампадой.

Вам потребуется всего лишь взять кадильную свечу (ее можно разделить на части, если вы не хотите слишком сильного запаха), поджечь ее, через несколько секунд задуть огонь, чтобы свеча тлела.

С помощью дыма по помещению будет распространяться приятный аромат благовоний, свечу в поставке так же можно пронести по всей квартире.

Целебные свойства церковного ладана

В первую очередь, ладан имеет специфические свойства, основанные на религиозном веровании. Но так же он имеет лечебные свойства, широко используемые в медицине, например, он укрепляет память, хорошо успокаивает.

Кроме того, аромат этой смолы омолаживает организм, заживляет старые шрамы, улучшает мозговую деятельность и деятельность желудочно-кишечного тракта, имеет противовоспалительный и антибактериальный эффекты. Поэтому на Руси, еще в древние времена, ладан являлся народным средством от всех болезней.

Благовония ладана оказывают лечебный эффект на больных, одержимых бесами. Как и молитва, ладан лекарство больше для души, нежели для тела.

Что делать с использованным ладаном

Ни в коем случае оставшиеся после сгорания кусочки ладана и углей нельзя просто выбрасывать, так как ни одна освящённая вещь не должна быть попираема ногами.

Остатки свечей, скорлупа от освященных яиц, бумага от куличей и пр. — священнослужители православных церквей рекомендуют закапывать эти остатки в чистое место, где люди не ходят ногами, или выливать, выбрасывать в реку. Так же можно сжигать.

С кусочками использованного ладана поступать аналогично. Наиболее правильно будет опустить остатки смолы и углей в проток или реку, и дать им уплыть. Так же можно их положить в специальное неприкосновенное, почитаемое место наподобие специального ларца.

Заключение

Если вы ломаете голову над тем, где взять ладан, то ответ очень прост. В любом православном храме есть церковная лавочка, в которой можно приобрести ладан и соответствующие аксессуары для его применения.

Запах ладана известен каждому, кто хоть раз был в церкви.

Именно этот успокаивающий аромат вкупе с атмосферной архитектурой и приглушённым светом от свеч помогает отрешиться от мирских проблем и погрузиться в молитву к Богу.

И именно с его помощью осуществляется каждение, когда благоухание можно почувствовать во много раз сильнее. Так что же это за вещество?

Что такое ладан

Ладаном называют смолу ливанского кедра. Это очень редкий вид дерева, встретить который можно только Африке, Индии или Аравии. В другой местности дерево не произрастает и не приживается, несмотря на многочисленные попытки исследователей распространить кедр. Ввиду того что дерево может расти только в определённых условиях, оно занесено в Красную книгу. К тому же кедр даёт не так уж и много смолы, поэтому настоящий ладан встретить довольно трудно, вместо него зачастую используют заменители.

Одним из растений, входящих в состав заменителя, является индийская красная груша, чья смола имеет сходный с ладаном запах, но добыть её гораздо легче. Помимо Индии, груша растёт в Китае и Вьетнаме.

Настоящий ладан известен и в Европе, и в арабских странах, но называется по-разному. Так, англичане дали ему название «благовоние франков», поскольку им вещество стало известно от французов. Арабы именуют его молоком, найдя внешнее сходство вытекающего из дерева сока с этим напитком. Латинское название ароматической смолы звучит как олибанум, так его называют и в России.

Состав и свойства ладана

Ладан включает в себя множество компонентов, но из них можно выделить три основных :

  • растительная босвеллиевая кислота, являющаяся главным составляющим смолы;
  • сок коры дерева, называемый камедью или гумми;
  • ароматические углеводороды, содержащиеся в эфирных маслах.

Благодаря таким компонентам олибанум растворяется в воде лишь частично , образуя мутную эмульсию. Длительный нагрев приводит к размягчению вещества , которое затем возгорает с образованием густого приятного запаха. Антидепрессивное воздействие дыма на нервную систему во многом определяется присутствием ацетата инценсола в его составе. Это вещество способно привести человека даже в состояние эйфории.

Сорта смолы

Настоящий ладан можно получить только в местах произрастания ливанского кедра. Он очень ценится, поскольку одно дерево может дать не более 400 граммов смолы за один раз. Но если собрать олибанум со всех растущих кедров, в год можно получить до нескольких тысяч тонн благовония.

Из всех стран, где произрастает кедр, Сомали лидирует по количеству производимого ладана. На плантации этой африканской страны приходится более чем 80% собранной смолы. Это связано с тем, что Сомали имеет самые благоприятные условия для роста дерева.

Производство ладана начинается со сбора смолы. Этот процесс известен уже многие тысячелетия и не представляет собой ничего сложного. Главное, произвести сбор до того, как начнётся сезон дождей.

На конец февраля и начало марта приходится период активного разливания сока внутри дерева. В это время на взрослых кедрах делаются глубокие надрезы, из которых вытекает жидкость молочного цвета.

Этой жидкости дают время вытечь как можно в большем количестве и затвердеть. Полученное вещество густо покрывает ствол дерева и место под ним.

При сборе смола разбивается на куски, различные по цвету и плотности, диаметром до 10 мм. Из-за этого олибанум делят на сорта не только в зависимости от месторождения, но и от того, какие именно куски смолы использовались при производстве. Выделяют два сорта.

  1. Отборный ладан . Представляет собой прозрачные блестящие кусочки овальной формы. Они могут быть белого, жёлтого или розового цвета. Если их потереть друг о друга, на поверхности проступит лёгкая пыль. Отборный олибанум достаточно мягок, его можно растереть в порошок, который сразу начинает источать терпкий запах.
  2. Обычный . Все части смолы, которые нельзя отнести к отборным, включаются в этот сорт. Они имеют тёмный оттенок и содержат множество побочных включений в виде частиц коры или земли.

Как начали использовать ладан

Как пахнет, и что собой представляет ладан, люди узнали ещё задолго до начала нашей эры. Благовоние активно продавалось в Финикии и ценилось настолько, что за ним выстраивались очереди.

В религии

Как используют ладан сейчас, для религиозных обрядов, также его применяли и тогда, на заре нашей эры. Применение ладана встречалось в обрядах разных вероисповеданий.

В мистических обрядах

Считалось, что ладан имеет свойство охранять человека и его дом от злых духов. Его воскурение в помещении увеличивало положительную энергетику в жилище и изгоняло из него всё плохое, поэтому в новый дом не заселялись, пока он не был очищен дымом благовония.

Люди верили, что ценная смола приносит здоровье не только людям, но и домашним животным. С её помощью защищали имущество от воровства, а себя от колдовства и порчи.

Кроме того, маленький кусочек олибанума зашивали в мешочек и использовали его как оберег. Такая защищала путников в дальней дороге и помогала в важных делах.

В медицине

Ещё в Древнем Египте олибанум стали использовать в лечебных целях. С его помощью не только изгоняли демонов из людей, но и лечили вполне реальные психические расстройства. Аромат успокаивал больных, устранял беспокойство, помогал бороться с бессонницей. В редких случаях лекари настаивали на приёме олибанума для лечения внутренних органов.

На основе ладана делались мази и растирки. Целебная сила смолы использовалась для лечения суставов и очищения кожи. Благодаря последнему, египтянки делали из благовония маски, обладающие омолаживающим эффектом.

Фотографии ладана, его использования




Современные исследования полезных свойств

Древние лекари не зря включали ладан в арсенал лечебных препаратов. Научные исследования подтвердили пользу смолы ливанского кедра. Современные врачи знают о пользе ладана следующее:

Все эти целительные свойства обеспечиваются входящими в состав олибанума химическими элементами. При грамотном составлении рецепта, в который входит не только смола, но и другие полезные компоненты, можно получить очень сильное лечебное средство.

Применение в наши дни

В современном мире ладан нашёл своё применение благодаря свойствам, описанным выше. Есть несколько областей, в которых он успешно используется по сей день.

Парфюмерия и косметология

Сладкий запах, которым обладает растёртый в порошок ладан, используется в парфюмерии. Одним из его ценных свойств является сочетаемость с другими ароматами, что позволяет создать красивую парфюмерную композицию с восточными нотами.

Эфирное масло олибанума, являющееся концентратом всех полезных компонентов этой смолы, участвует в процессах регенерации кожи, заживляет раны, обладает тонизирующим действием. Помимо этого, оно благотворно влияет на гормональный фон и ускорение обмена веществ.

Гомеопатические препараты

В альтернативной медицине в основном используется смола индийского дерева. Гомеопатические лечебные препараты для обезболивания и заживления ран содержат ладанный экстракт. На его основе также готовят настойки, которые пациентам рекомендуется употреблять при гинекологических заболеваниях, болезнях сосудов и тканей организма. Смола помогает сохранить здоровье кожи, волос, зубов. Пластырь с добавлением ладана гомеопаты используют для лечения суставов, гнойных заболеваний, остановки кровотечения.

Церковные обряды

Сколько бы ни было способов применения у этого чудесного вещества, всё же самым распространённым является ладан церковный. Для чего благовоние используется в церкви, по своему опыту знает каждый прихожанин. Ароматный дым успокаивает чувства, помогает сосредоточиться на службе, уносит молитвы и просьбы прямиком к Богу.

Но, помимо этого, он приносит и вполне физическую пользу. В церковь приходит множество людей, поэтому Дом Божий просто нуждается в очищении воздуха. Антисептические и бактерицидные свойства ладана позволяют освежить воздушное пространство и обезопасить его от возникновения инфекций.

Церковный ладан изготавливают в монастырях. Самой распространённой является продукция монастырей Афона и Иерусалима. Гранулы благовония подразделяются на сорта в зависимости от состава, качественного и количественного содержания примесей. Кроме того, у каждого вида ладана своё предназначение, по целям использования его делят на следующие сорта:

  • Царский, обладает самым высоким качеством и ценой, используется при богослужениях по важным событиям.
  • Алтарный немного уступает царскому по качеству и используется для ежедневного каждения.
  • Келейный в основном нашёл применение в жилищах монахов, иногда его используют и в храмах, но это обычно случается во время поста.

Домашнее использование

Если есть желание очистить воздух и почувствовать аромат благовония дома, ладан можно купить в любой церковной лавке. Для каждения понадобится кацея, которая сделает процесс безопасным. Она имеет тот же принцип действия, что и церковное кадило, но обладает меньшим размером. В неё помещается кусочек ладана, который поджигается и сразу начинает выделять ароматный дым.

Благовоние нужно пронести по всему периметру дома начиная от входной двери. По правилам двигаться нужно по часовой стрелке и не забывать крестить при этом двери и углы. Каждение должно сопровождаться молитвой «Отче наш».

Во время всего процесса форточки в доме должны быть открыты. Выделяемый дым имеет очень сильный запах, в замкнутом помещении переносить его будет тяжело.

Если всё сделать правильно, благоухание ладана поможет принести в дом мир и покой, успокоить нервы, поднять настроение. Оно настраивает человека на молитву и оздоравливает организм. Очищение воздуха сопровождается очищением мыслей и чувств, что приводит не только к телесному, но и душевному здоровью.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №715

О важности запахов в духовной и церковной жизни людей

Андрей Масленников , Russia
06/07/2003

Уважаемый отец Олег!
Спасибо за ваше внимание к работе отца Себастьяна. Каждое мнение мы очень ценим, нам это поможет в дальнейшей работе над изучением данной одорологической темы.
С уважением, Андрей Масленников.

Ответ отца Олега Моленко:

Хочу добавить, что вам следовало бы больше внимания посвятить проблеме запаха, освещенной в опыте святых отцов Церкви. Например, упомянуть, что великие преподобные отцы (например, Иоанникий Великий) имели дар от Господа различать греховные страсти (в т.ч. и такую как сребролюбие) по запаху! Ведь каждая страсть имеет свой особый злосмрадный запах. Хорошо бы сделать подборку выписок из житий святых, в которых речь идет о явлениях им бесов, которые свидетельствовались отвратительным смрадом.

Должно было привести учение Церкви о том, что одним из девяти основных адских мучений является ни с чем не сравнимый и неизреченный смрад или зловоние! И наоборот, что явления Господа, Богородицы, святых Ангелов и душ святых людей всегда сопровождались неизреченными благоуханиями. Можно поместить выписки из житий святых (например, Андрея Христа ради юродивого), где речь идет об их посещениях Рая и других небесных обителях, связанных с передачей переживаний неизреченных благоуханий. После этого можно сделать очевидный вывод, что грех, зло, страсть, бесы и ад непременно сопровождаются отвратительным зловонием или смрадом, а благодать, добродетель, Рай, ангелы и святые – неизреченными и дивным благоуханиями.

Что запах через злосмрадие служит наказанием грешнику, а через благоухание (в таком случае его именуют ароматом) – наградой святому и праведнику. Именно от этой реальной и Богом созданной закономерности благоухание посредством естественных природных веществ, собранных и выделанных трудом людей, используется в богослужениях Церкви, как символ того неизреченного духовного и естественного святого благоухания, которое свойственно всему божественному и небесному. Должно при этом подчеркнуть, что Господь Бог, устанавливая состав для миро и прочих церковных благоуханий, настрого запретил использовать этот состав где-либо и как-либо иначе. Это должно подтвердить ссылкой на соответствующие места Писания. Более того, каждый святой угодник Божий имеет свой неповторимый аромат, так что можно было бы по запаху определять – кто это из святых – и составить своего рода аромотеку святых!

Непременно должно и очень важно ради духовной безопасности сообщить опытное учение святых отцов о подделке запахов благоухания бесами.

Бесы прекрасно знают важность запахов в духовной и церковной жизни людей. Поэтому они злонамеренно используют составление благоуханий из украденных у Бога веществ (ибо бесы не являются творцами и сами ничего кроме греха, воровства, разрушения и погибели делать не могут) для попыток обольщения святых угодников, новоначальных подвижников и простых верующих.

Это они делают при своих посещениях под видом Господа, Богородицы (кстати сказать, в МП существует расхожий миф, что, дескать, бесы не могут принять вид Богородицы, что есть ложь и прелесть пагубная), святых ангелов и угодников Божиих, чтобы прикрыть свой реальный смрад и выдать составленное ими "благоухание" за истинное и благодатное.

В связи с этим уместно привести и случаи массового обольщения многих людей из МП многочисленными "мироточениями" из икон, фотографий, пачек икон, стоящих на полке магазина, сложенных в один ряд бумажных икон и т.п. Подобные "мироточение" очень легко осуществляются пронырливыми бесами. Для этого они приготавливают маслообразное пахучее вещество из естественных веществ (а они это могут делать лучше людей) и невидимо спускают это "миро" в различных местах выбранной ими иконы или фотографии с целью обольщения верующих, зараженных ложной духовностью с ее страстью к различным чудесам и знамениям.

Конечно, существуют и реальные благодатные мироточения из черепов, костей и мощей святых угодников. Но очень редко они были в истории Церкви от икон. Икона – живая духовная реальность, а миро присуще хоть и святыне, но умершей, спящей или погребенной. Даже акт миропомазания в этом великом и необходимом Таинстве Церкви имеет смысл погребальный. Мы умираем для греховной жизни со Христом и погребаемся с Ним в водах купели крещения:

Рим.6:
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

А миропомазанием мы запечатываем это погребение или гроб для греха, чтобы он уже никогда не ожил в нас. Для этого и даруется нам дар святого Духа, чтобы жить с Богом и в благоухании благодати, а не в злосмрадии греха.

Само мироточение из иконы, даже благодатное по происхождению, не является основным признаком благодати или ее проявления через эту икону, но только сопутствующим, при этом нужно наличие других более важных признаков и проявлений – истинных исцелений, изгнаний демонов, утешений в скорбях, разрешения проблем, укреплений в подвигах, призыва к покаянию, сокрушения, плача, слез духовных и т.д.

Поэтому верить по одному факту источения "миро" нельзя. При этом обязательно представители истинного духовенства должны прочитать перед начавшей мироточить иконой специальную молитву на изгнания беса, и лишь после этого, если мироточение не прекратится, объявить его Божьим чудом или знамением. В случаях мироточения икон по Божьему действию это является благодатным, но грозными предупреждающим знамением о духовном умирании или смерти данной церковной структуры, монастыря или храма.

Вот почему никак нельзя радоваться мироточениям икон и прелестно принимать их за признак наличия благодати в самой структуре или данном храме, тем самым обольщая себя и других.

Интересно указать на связь благоухающего запаха и Креста Господня, как самого подлинного крестного древа, так и множеств его копий или символов, которые должны носиться с благоговением каждым верным христианином на груди, содержаться в домах и храмах. Само крестное древо было составлено из трех не гниющих смолистых деревьев благородных пород: кипариса, кедра Ливанского и певга. Каждое из этих деревьев имеет по природе приятно пахнущую древесину. Тем более приятнее этот запах в трехсоставном крестном древе. К этому естественному благоуханию добавился и запах Христового освящения и благоухание великой святыни.

В связи с этим должно заметить, в особенности к изготовлению и ношению нательных, внутрихрамовых и накупольных крестов, что их преимущественно должно изготовлять из благородных пород дерева. Повеление об этом мы получили от Самой Божией Матери. Это повеление можно найти в описании Тихвинской иконы Матери Божией и Тихвинского монастыря. Явившись наяву вместе со святителем Николаем Мирликийским избранному из всей монастырской братии пономарю Георгию, Пресвятая Богородица повелела передать, чтобы не водружали металлический крест на купол построенного храма, но деревянный, ибо Мой Сын – пояснила Владычица – не распинался на железном кресте, но на деревянном! Георгий исполнил поручение Царицы Небесной и крест был заменен. Интересно отметить, что впоследствии, когда Бог попустил этому монастырю сгореть дотла, то на пепелище остались лежать невредимыми только две святыни: Тихвинская икона и этот накупольный крест, который был сделан из дерева того самого дуба, на котором изволила восседать Пресвятая Богородица во время беседы с Георгием.

Это явление пресвятой Богородицы было отраженно в иконе "Беседная". На ней мы видим сидящую на стволе дуба Пресвятую Богородицу (причем дерево изогнулось так, что часть ствола, где восседала Царица Небесная, расположилась параллельно земле, а остальная, с кроной, оставалась вертикальной. Возле Матери Божией изображен стоящий святитель Николай Чудотворец, а перед Ней – лежащий лицом вниз в поклоне юноша Георгий.

Многие сведения о Кресте Господнем я по памяти привожу из нее.

Без этого дополнения ваша работа о запахах в христианстве много теряет и проигрывает и выглядит не полной.


Из литературных произведений и по собственному опыту мы знаем, что ладаном всегда пахнет в церкви, что ароматный дым ладана сопровождает торжественные церковные обряды. Об очень старом или безнадежно больном человеке говорят, что он "дышит на ладан". Всем известна такая поговорка: "боится как черт ладана". Раньше считалось, что ладан отгоняет несчастья. Мешочек с ладаном носили на шее как талисман, он назывался ладанка. В домах перед иконами ставили ла-данницу - небольшой сосуд из меди в виде шара с крестиком наверху. Ладан вошел и в быт, и в поговорки русского народа. Ладан - это ароматическая смола вечнозеленых кустарников - ладанников. Их листья чуть покрыты волосками. Они и выделяют пахучую смолу, которую мы называем ладаном. Волоски бывают одиночные или собраны в пучки. Нежные цветки ладанников с белыми, розовыми, красными лепестками похожи на цветки шиповника, и поэтому растение называют иногда "скальной розой". Удивительно, что у этого ароматического растения цветки не имеют ни нектара, ни запаха. Куст ладанника зацветает утром. Все цветки одновременно раскрываются, но к середине дня их лепестки уже опадают. На цветки слетаются пчелы, шмели, жуки, мухи. Любопытно, что когда они собирают пыльцу, тычинки быстро, прямо на глазах, отгибаются наружу и открывают рыльце для опыления. Через 10-15 секунд тычинки снова принимают вертикальное положение. К осени на кустах уже висят и качаются на длинных плодоножках плоды-коробочки. Зрелые коробочки раскрываются тремя или пятью створками и из них высыпаются трехгранные, как у гречихи, семена. Если они попадают на влажную почву, то покрываются слизью и разбухают. Высыхая, слизь прочно приклеивает семена к комочку почвы, ногам, лапам, шерсти животных и птиц. Ладанники предпочитают сухие, открытые, солнечные места. Они растут в прериях и пустынях Америки, в светлых сосновых и можжевеловых лесах Средиземноморья, в Южном Крыму, на Западном Кавказе, в Иране, в Западной и Средней Азии. Некоторые виды ладанников растут на юге Швеции и даже на Кольском полуострове и севере Канады, где зимой бывают сильные морозы. Самый обширный род в семействе ладанников - солнцецветы. Их более 100 видов кустарников или трав. Свое название они получили потому, что их желтые, реже белые цветки при ясной, солнечной погоде обращены к солнцу и поворачиваются вслед за ним. В аравийских и египетских пустынях, где беспощадно греет солнце, в трещинах скал, на песке и гальке растет солнцецвет каирский. С началом дождей на нем появляются крупные, плоские, почти без волосков листья. Потом в их пазухах появляются побеги с совсем другими листьями. Они мелкие, узкие, завернуты по краям и покрыты таким густым войлоком волосков, что кажутся серыми. В самую сильную жару растение сбрасывает и эти листья. А когда снова выпадают дожди, все оно покрывается мелкими цветками, свисающими вниз на длинных цветоножках. Все ладанники устойчивы к жаре, а семена ладанников особенно хорошо и быстро прорастают после пожаров. Странные это растения - пожары способствуют их прорастанию, когда другие погибают в огне. Животные не трогают их листья, защищенные колючками и довольно сильным ароматом. Благоухающая смола ладана высоко ценилась в прошлом веке как лекарство. Ею окуривались дома заболевших чумой. На Востоке и в Египте окуривание ладаном придавало торжественность ритуалам и церемониям. В наши дни парфюмеры добавляют ладан в шампуни, кремы и духи.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4901) раз

Похожие публикации