Энциклопедия пожаробезопасности

Краткое содержание ревизор 4. Краткий пересказ «Ревизора» по действиям

Николай Васильевич Гоголь

«Ревизор»

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

В сонном уездном городке оживление: городничий собирает чиновников для важного сообщения о приезде ревизора из Петербурга. Чиновники гадают о возможной причине приезда. Судья Ляпкин-Тяпкин, который когда-то прочитал несколько книг, считает, что Россия начала войну. Землянике, попечителю богоугодных заведений, советуют больным выдать чистые колпаки. Хотя Земляника уверен, что человек все равно когда-то умрет. Судье городничий указывает на гусей, приносимых просителями в качестве взятки. Такой же намек получает смотритель училищ.

Приносит новость почтмейстер, который часто читает чужие письма и поэтому в курсе всего в городке. Городничий, опасаясь доноса, просит Иван Кузьмича Шпекина просматривать письма. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о человеке, которого видели в гостиничном трактире, и который даже в тарелки заглядывал. Чиновники расходятся, а городничий с Добчинским спешит в гостиницу. Жена городничего с его дочкой гадают о внешности ревизора. Разведать посылают слугу Авдотью.

Тем временем в комнатке гостиницы лежит голодный слуга Осип, ругающий своего барина, проигравшего деньги в карты и вспоминает о сладкой петербургской жизни. Приходит Хлестаков Иван Александрович, а вскоре состоится и встреча с городничим. Хлестаков сообщает правду о своем путешествии, но городничий принимает все это за выдумку, чтобы скрыть истинную цель. Городничий пугается, предлагает тому деньги, приглашает в свой дом и заодно осмотреть городские заведения. Гость соглашается.

Анна Андреевна, супруга городничего, получает от Добчинского записку мужа с наставлениями необходимого приготовления к встрече гостя. Она и дочь выбирают себе наряды для встречи. Городничий с Хлестаковым приезжают, побывав у Земляники в больнице, где все больные, "как мухи выздоравливают". С появлением дам, Хлестаков хвалится своей жизнью в Петербурге. Опросы Осипа о хозяине подтверждают их версию. Городничий ограждает Хлестакова полицией, чтобы не допустить к нему просителей и жалобщиков.

Чиновники решают дать Хлестакову взятку и для этого посылают к нему Ляпкина-Тяпкина. После него Хлестаков берет "взаймы" у всех кого видит. Земляника доносит на всех. Добчинский хочет узаконить сына. Бобчинский просит рассказать в Петербурге о нем. Хлестаков всем и все обещает.

Проводив помещиков, Хлестаков описывает в письме своему товарищу Тряпичкину в Петербург о том, что его приняли не за того. Осип уговаривает его скорее уехать и готовит лошадей. Хлестаков принимает купцов, жалующихся на городничего. От подношений они с Осипом не отказываются. Все просители обнадежены. Дочери городничего, Марье Антоновне, Хлестаков признается в любви. Появившаяся мать выгоняет дочь. Теперь гость просит и её руки. Входит испуганный городничий и просит не верить жалобщикам. В непонятный для него момент, он даже благословляет "молодых". Тут Хлестаков объявляет о необходимости съездить к богатому дяде и уезжает с Осипом.

Семья городничего уже мечтает о петербургской жизни, получая поздравления от почетных людей города, когда почтмейстер сообщает о том, что "ревизор - вовсе не ревизор". И это известно из письма Хлестакова. Все перечитывают это письмо, когда является жандарм и велит явиться городничему к чиновнику, приехавшему из Петербурга. Воцаряется немая тишина.

Сочинения

"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" - сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\" Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков - самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» - высмеять «все дурное в России» Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор"

События, развернувшиеся в комедии Гоголя «Ревизор», происходят в одном из небольших русских уездных городов. Писатель активно использует комические сцены для обличения пороков действующих лиц.

Первое действие произведения начинается со знакомства с Иваном Александровичем Хлестаковым. Он является мелким петербургским чиновником, который занимает самый низкий чин из возможных. Хлестаков предпринимает путешествие в далекую саратовскую губернию, чтобы навестить своего отца. Его сопровождает слуга по имени Осип.

Приехав в небольшой уездный городок, отрезанный от цивилизации, чиновник сталкивается с крупными неприятностями. Он начинает с местными партию с карты и проигрывает свои немногочисленные скопленные средства.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

Предлагаем вам прочитать краткое содержание “Мертвых душ” Гоголя . Это произведение является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

В нашей новой статье вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Основные действующие лица: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — город-ничий. Анна Андреевна — его жена. Марья Антоновна — его дочь. Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья. Артемий Филиппович Земляника — попечитель бого-угодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер. Петр Иванович Бобчинский — городской помещик. Петр Иванович Добчинский — городской помещик. Иван Александрович Хлестаков — петербургский чи-новник. Осип — его слуга. Степан Ильич Уховертов — частный пристав. Держиморда, Свистунов, Пуговицын — полицейские.

Действие первое

Явление первое

Всем собравшимся чиновникам городничий сообща-ет неприятное известие о том, что в их город едет реви-зор. Чиновники в ужасе, так как предполагают, что реви-зора присылают с целью узнать об измене в городе перед войной. Антон Антонович говорит, что в уездном городе не может быть измены. Он советует навести везде види-мость порядка. Кроме того, он говорит, что чиновники бе-рут взятки (судья, например, борзыми щенками) и ведут себя недостойно.

Явление второе

Почтмейстер опасается, что приезд проверяющего мо-жет спровоцировать войну с турками. Антон Антонович просит его проверять каждое приходящее на почту письмо. Мужчина соглашается, так как поступал подобным образом и до просьбы городничего.

Явление третье

Бобчинский и Добчинский распускают слух о том, что ревизор уже приехал: его зовут Иван Александрович Хле-стаков, он живет в гостинице и не платит ее хозяину день-ги. Чиновники решают навестить ведомственные заведе-ния, а городничий хочет нанести визит приезжему.

Явление четвертое

Антон Антонович приказывает дочиста вымести улицы.

Явление пятое

Городничий отдает распоряжение снести старый забор и на вопросы о церкви отвечать, что она вовсе не была раз-ворована по частям, а сгорела.

Явление шестое

Жена и дочь городничего сгорают от любопытства. Анна Андреевна хочет сама все разузнать о ревизоре.

Действие второе

Явление первое

Осип лежит на кровати барина и разговаривает сам с со-бой. Из его рассуждений мы узнаем, что из Петербурга они с барином уехали два месяца назад. Хозяин Осипа в дороге растратил все деньги (в том числе и в карты проиграл) и во-обще ведет довольно бестолковый образ жизни.

Явление второе

Хлестаков посылает своего слугу за обедом к хозяину, но тот отказывается идти, так как они не платили уже три недели за постой.

Явление третье

Хлестакова мучает голод.

Явление четвертое

Хлестаков говорит с трактирным слугой и просит его договориться с хозяином об обеде в кредит.

Явление пятое

Хлестаков мечтает о шикарной жизни. В своих мечтах он наносит визиты отцу и соседским помещикам.

Явление шестое

Трактирный слуга приносит скудный обед для Хлеста-кова. Он недоволен, но все съедает.

Явление седьмое

Осип говорит Хлестакову, что приехал городничий и хочет с ним встретиться.

Явление восьмое

Хлестаков и Антон Антонович оправдываются друг пе-ред другом. Их подслушивают Бобчинский и Добчинский. Хлестаков обещает, что заплатит хозяину гостиницы, го-родничий же клятвенно обещает навести в городе порядок.

Молодой человек просит у Антона Антоновича взаймы две-сти рублей. Городничий дает ему четыреста рублей и пред-лагает пожить у себя в доме. Слова Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню Антон Антонович считает неправдой.

Явление девятое

Городничий советует Хлестакову отложить расчет с трактирным слугой, и молодой человек охотно следует этому совету.

Явление десятое

Антон Антонович приглашает Хлестакова осмотреть город и убедиться, что везде царит порядок. Добчинского он посылает к своей жене с запиской, в которой просит под-готовить комнату для ревизора.

Действие третье

Комната в доме Антона Антоновича.

Явление первое

Жена и дочь городничего сидят у окна в ожидании ве-стей и в конце улицы видят Добчинского.

Явление второе

Добчинский пересказывает Анне Андреевне и Марье Ан-тоновне разговор городничего с ревизором и передает записку. Анна Андреевна распоряжается подготовить комнату.

Явление третье

Дамы планируют, что им надеть к приезду ревизора.

Явление четвертое

Осип приносит вещи Хлестакова и соглашается поесть щей, пирогов, каши.

Явление пятое

Хлестаков завтракает в больнице и остается этим дово-лен. Он спрашивает у городничего о карточных заведениях, но тот отвечает, что в городе таковых нет.

Явление шестое

Антон Антонович привозит гостя к себе домой. Хле-стаков говорит, что у него самый богатый и известный дом в Петербурге, он дружит с Пушкиным, да и сам сочиняет на досуге, дает шикарные балы и обеды, управляет департа-ментом, часто посещает дворец. Городничий предлагает го-стю отдохнуть.

Явление седьмое

Чиновники уверены, что если половина из сказанного ревизором правда, то им есть чего опасаться.

Явление восьмое

Жена и дочь городничего обсуждают Хлестакова. Каж-дая из дам уверена, что именно она понравилась гостю.

Явление девятое

Антон Антонович очень напуган.

Явление десятое

Все расспрашивают Осипа о его хозяине. Слуга говорит, что Хлестаков любит порядок. Городничий дает Осипу денег.

Явление одиннадцатое

Антон Антонович ставит у крыльца Свистунова и Дер-жиморду, чтобы они никого к Хлестакову не пускали.

Действие четвертое

Комната в доме городничего.

Явление первое

На цыпочках входят Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич, почтмейстер, Бобчинский и Добчинский. Су-дья всех строит по-военному.

Явление второе

Ляпкин-Тяпкин говорит, что надо по одному представ-ляться и давать взятку. Все спорят между собой, кто пой-дет первым.

Явление третье

Ляпкин-Тяпкин дает Хлестакову деньги. Молодой чело-век соглашается взять их взаймы, и счастливый судья уходит.

Явление четвертое

Хлестаков берет деньги взаймы у почтмейстера и гово-рит о том, как ему нравится город.

Явление пятое

Лука Лукич представляется, дрожа и волнуясь. Дает молодому человеку деньги и уходит.

Явление шестое

Хлестаков благодарит Землянику за вчерашний за-втрак. Он доносит молодому человеку на всех остальных чи-новников. Тот берет деньги и обещает навести порядок, ра-зобраться с ними.

Явление седьмое

К Хлестакову приходят Бобчинский и Добчинский. Молодой человек уже сам требует у них денег. Добчинский просит признать законным своего сына, а Бобчинский про-сит хотя бы сказать государю о его существовании.

Явление восьмое

Хлестаков понимает, что в городе его все считают важным чиновником, и пишет об этом своему приятелю Тряпичкину.

Явление девятое

Осип говорит, что барину надо уезжать из города. К мо-лодому человеку приходят просители.

Явление десятое

Купцы доносят на городничего, который отнимает у них лучший товар, и дают молодому человеку деньги.

Явление одиннадцатое

Справедливости требует вдова унтер-офицера, которую незаконно высекли.

Жалуется и слесарша, мужа которой забрали вне очере-ди в солдаты, так как он не дал вовремя взятку. Хлестаков обещает им помочь.

Явление двенадцатое

Хлестаков признается в любви Марье Антоновне и це-лует ее в плечо. Девушка боится, что чиновник посмеется над ее провинциальностью.

Явление тринадцатое

Входит жена Антона Антоновича и прогоняет Марью Антоновну.

Явление четырнадцатое Материал с сайта

Хлестаков говорит, что влюблен в Анну Андреевну, но вынужден жениться на ее дочери, так как дама заму-жем.

Явление пятнадцатое

Антон Антонович просит молодого человека не верить горожанам и купцам. Хлестаков делает предложение руки и сердца Марье Антоновне. Родители ее благословляют.

Явление шестнадцатое

Хлестаков берет у Антона Антоновича денег и уезжает из города. Свой отъезд объясняет необходимостью обсудить свадьбу с отцом.

Действие пятое

Комната в доме городничего.

Явление первое

Антон Антонович со своей женой мечтают о будущем дочери и о переезде в Петербург.

Явление второе

Антон Антонович сообщает купцам о помолвке своей дочери с ревизором и грозится наказать за жалобы. Купцы признают свою вину.

Явление третье

Растаковкий, судья и Земляника поздравляют Антона Антоновича.

Явления с четвертого по шестое

Городничего поздравляют все остальные чиновники.

Явление седьмое

Антон Антонович устраивает прием в своем доме и го-ворит гостям о переезде в столицу и возможном получении генеральского чина. Чиновники просят не забывать про них и по возможности оказывать покровительство. Городничий высокомерно соглашается.

Явление восьмое

Почтмейстер читает всем вслух вскрытое письмо Хле-стакова к Тряпичкину, из которого становится ясно, что мо-лодой человек не ревизор. Городничий шокирован. Чинов-ники ищут виновного в происшествии и решают, что вино-ваты Бобчинский и Добчинский.

Явление последнее

Вошедший жандарм сообщает о приезде настоящего ре-визора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Краткий пересказ

«Ревизор» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

В качестве эпиграфа к пьесе «Ревизор», жанр которой автор определил как комедия в 5действиях, Гоголь использовал пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». То есть автор подчеркнул типичность изображаемых характеров, достоверность. В пьесе нет драматического конфликта как такового, писателя занимает нравоописательный жанр. «Ревизор» принято считать комедией общественно-политической.

Действующие лица комедии:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский, городские помещики.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин, отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
Свистунов, Пуговицин, Держиморда, полицейские.
Абдулин,купец.
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша, жена унтер-офицера.
Мишка, слуга городничего.
Слуга трактирный.
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Городничий сообщает «пренеприятнейшее известие» собравшимся в его доме чиновникам — в город приезжает инкогнито ревизор. Чиновники приходят в ужас — в городе повсюду беспорядки. Высказываются предположения, что, возможно, скоро будет война, и ревизор прислан с целью узнать, нет ли в городе измены. Городничий на это возражает: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городничий настаивает на том, чтобы каждый из чиновников навел порядок на своем подведомственном участке. То есть в больнице нужно написать по-латыни болезни, выдать больным чистые колпаки, в суде — убрать гусей из приемной и т. д. Выговаривает подчиненным, что те погрязли во взяточничестве. Так, например, судья Ляп-кин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками.

Почтмейстер все-таки боится, что приезд ревизора может знаменовать скорое начало войны с турками. На это городничий просит его об услуге — распечатывать и читать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер с радостью соглашается, тем более что это занятие — распечатывать и читать чужие письма — дело давно ему знакомое и горячо любимое.

Являются Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что, судя по всему, ревизор поселился в гостинице. Этот человек — Хлестаков Иван Александрович — живет уже неделю в гостинице и денег за проживание не платит. Городничий решает, что ему следует наведаться к этому человеку.

Городничий велит квартальному вымести все улицы дочиста, затем отдает следующие распоряжения: расставить квартальных по Городу, убрать старый забор, в случае расспросов ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела (на самом деле она была растащена).

Появляются сгорающие от любопытства жена и дочь городничего. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками супруга. Она хочет самостоятельно все узнать о ревизоре.

Слуга Хлестакова Осип лежит на барской кровати голодный и рассуждает о том, как он вместе с барином ехал из Петербурга два месяца назад, как барин проиграл все деньги в карты, как он живет не по средствам, как ведет неполезную жизнь, поскольку не занимается никаким делом.

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину гостиницы за обедом. Слуга не хочет идти, напоминает барину о том, что за проживание не плачено уже три недели и что хозяин грозил на него пожаловаться.

Хлестаков очень голоден и поручает трактирному слуге, чтобы тот попросил обед у хозяина в кредит. Хлестаков грезит о том, что он в роскошном петербургском костюме подкатывает к воротам родительского дома, что он наносит визиты соседям.

Трактирный слуга приносит весьма скромный обед, которым Хлестаков очень недоволен. Тем не менее съедает все принесенное.

Осип сообщает Хлестакову о том, что прибыл городничий, который желает видеть его. Появляются городничий и Добчинский. Бобчинский же на протяжении всего явления подслушивает под дверью. Хлестаков и городничий оправдываются друг перед другом. Первый обещает, что заплатит за постой, второй — что в городе будет наведен надлежащий порядок. Хлестаков просит взаймы денег у городничего, и тот ему их дает, при этом дает в два раза больше запрашиваемой суммы. Городничий клянется, что зашел просто проверить проезжающих, поскольку это для него обычное занятие.

Городничий советует Хлестакову отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой, что тот и делает. Городничий приглашает Хлестакова осмотреть городские заведения, для того чтобы оценить порядок, поддерживаемый в них. Сам посылает жене записку с Добчинским, в которой пишет, чтобы та приготовила комнату. Посылает записку и Землянике.

В доме городничего Анна Андреевна и ее дочь Марья Антоновна сидят у окна в ожидании каких-либо новостей. Появившийся Добчинский пересказывает дамам то, что видел в гостинице, передает Анне Андреевне записку. Она отдает распоряжения слугам. Жена и дочь городничего обсуждают туалеты, которые собираются надеть к приезду важного гостя.

Осип приносит вещи Хлестакова и милостиво «соглашается» отведать простых блюд — каши, щей, пирогов.

Появляются городничий, Хлестаков и чиновники. Хлестаков завтракал в больнице, ему все очень понравилось, при том, что больные все неожиданно выздоровели, хотя обыкновенно «выздоравливают, как мухи».

Хлестакова интересуют карточные заведения. Городничий божится, что никогда в жизни не играл, в их городе нет таких заведений, что он все свое время использует на то, чтобы служить государству.

Городничий представляет Хлестакова жене и дочери. Гость рисуется перед дамами, особенно перед Анной Андреевной, уверяет ее, что терпеть не может церемоний и что он на короткой ноге со всеми петербургскими чиновниками. Запросто он общается и с Пушкиным, а однажды даже сочинил «Юрия Милославского». Хлестаков хвалится своим самым лучшим домом в Петербурге, в котором он дает обеды и балы. На обеды ему доставляют «арбуз в семьсот рублей» и суп «в кастрюльке из Парижа». Хлестаков расходится до того, что заявляет, будто к нему домой приходит сам министр и как-то раз он управлял целым департаментом по просьбе 35000 курьеров. То есть Хлестаков завирается совсем. Городничий предлагает ему отдохнуть.

Собравшиеся у городничего чиновники обсуждают Хлестакова и приходят к выводу, что если хотя бы половина из того, что тот сказал, правда, то положение их весьма плачевное.

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают Хлестакова, причем каждая из них уверена в том, что гость обратил внимание именно на нее.

Городничий испуган не на шутку. Его жена, напротив, уверена в том, что ее неотразимость произведет на Хлестакова надлежащее воздействие.

Присутствующие расспрашивают Осипа о том, каков его барин. Городничий дает слуге Хлестакова не только «на чай», но и «на баранки». Осип говорит, что его барин любит порядок.

Городничий, чтобы к Хлестакову не прошли просители, ставит на крыльце двух квартальных — Свистунова и Держиморду.

В комнату в доме городничего на цыпочках входят Земляника, Ляп-кин-Тяпкин, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, почтмейстер. Ляп-кин-Тяпкин по-военному строит всех, решает, что надлежит Хлестакову представляться поодиночке и давать взятки. Спорят между собой, кому идти первым.

Ляпкин-Тяпкин приходит к Хлестакову первым, в кулаке его зажаты деньги, которые он нечаянно роняет на пол. Думает, что пропал, но Хлестаков берет эти деньги «взаймы». Ляпкин-Тяпкин счастлив, уходит.

Следующим приходит представляться почтмейстер Шпекин, который только и делает, что поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Г ость также берет «взаймы» у почтмейстера, и тот уходит с чувством выполненного долга.

Пришедший представляться Лука Лукич дрожит как осиновый лист, у него заплетается язык, он очень перепуган. Все-таки умудряется вручить деньги Хлестакову, уходит.

Земляника при представлении «ревизору» напоминает о вчерашнем завтраке, за который Хлестаков его благодарит. Земляника уверен в том, что «ревизор» благоволит именно к нему, доносит на остальных чиновников, дает взятку. Хлестаков обещает, что разберется во всем."ч

Когда приходят представляться Бобчинский и Добчинскииу Хлестаков прямо требует у них денег. Добчинский просит Хлестакова пригнать его сына законным, а Бобчинский просит «ревизора» при удобном случае сообщить государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Хлестаков наконец понимает, что его по ошибке приняли за важного чиновника. Это кажется ему весьма забавным, о чем он и пишет в письме своему другу Тряпичкину.

Осип советует своему хозяину поскорее убираться из города. На улице слышен шум — пришли просители. Купцы жалуются на городничего, требующего на свои именины подарки два раза в год, отбирающего лучший товар. Подносят Хлестакову продукты, от которых он отказывается. Дают деньги, Хлестаков их берет.

Появляется унтер-офицерская вдова, которая требует справедливости,

— ее высекли без причины. Затем приходит слесарша, жалующаяся на то, что ее мужа забрали в солдаты вне всякой очереди. Хлестаков обещает разобраться.

Воспользовавшись моментом, он признается в любви Марье Антоновне. Она вначале боится, что гость насмехается над ней; провинциалкой, но Хлестаков встает на колени, целует плечо, клянется в любви.

Появляется Анна Андреевна, которая прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени и перед ней, говорит, что на самом деле любит ее, но так как она замужем, то вынужден делать предложение ее дочери.

Входит городничий, умоляет Хлестакова не слушать то, что говорят о нем купцы, а унтер-офицерская вдова высекла себя сама. Хлестаков просит руки его дочери. Родители зовут Марью Антоновну и благословляют молодых.

Хлестаков берет еще денег у будущего тестя и уезжает из города под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает скоро вернуться.

Городничий и его жена строят планы на будущее. Они мечтают о том, как после свадьбы дочери переедут в Петербург. Городничий рассказывает купцам о предстоящей свадьбе его дочери с «ревизором» и грозит им расправой за то, что они вздумали жаловаться. Купцы просят их простить. Го-родничий принимает поздравления чиновников.

Званый обед в доме городничего. Он и его жена держатся высокомерно, рассказывают гостям о том, что в скором времени собираются переезжать в Петербург, где городничий непременно получит генеральский титул. Чиновники просят не забывать о них, на что городничий снисходительно соглашается.

Появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова Тряпички-ну. Выясняется, что Хлестаков вовсе не ревизор. В письме он дает едкие характеристики городским чиновникам: «Городничий — глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Земляника — совершенная свинья в ермолке». Городничий сражен новостью. Он понимает, что вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам городничий распорядился дать ему тройку лучших лошадей. «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего

— и вдруг все: ревизор! ревизор!» Ищут виновника, который распространил слух, что Хлестаков и есть ревизор. Решают, что это Бобчинский и Добчинский.

Появляется жандарм, объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена: все застывают в потрясении.

Н. В. Гоголь отразил практически все стороны современной ему российской действительности. Мастерски автор раскрывает на примере образа городничего противоречия между внешней важностью и внутренней ничтожностью. Основная цель писателя — изобразить несовершенства общества — злоупотребления, произвол чиновников, праздную жизнь городских помещиков, тяжелую жизнь мещан и проч. Автор не ограничивается сатирическим изображением одного уездного города, проблемы он рассматривает как общероссийские.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Пьеса «Ревизор» начинается с того, что перед собравшимися чиновниками предстаёт Городничий и сообщает «пренеприятнейшее известие: К нам едет Ревизор». Возникает переполох. Все встревожены и теряются в догадках, не подослан ли Ревизор узнать – нет ли измены в городе накануне войны. Городничий даёт распоряжение создать видимость порядка в городе. Устраивает разнос чиновникам.

В городе царит беспредел. В больнице люди мрут как мухи, судья берёт взятки борзыми щенками, в школах преподаватели корчат рожи ученикам. Опасаясь доноса, Городничий просит почтмейстера вскрывать все письма и прочитывать. Для почтмейстера это не в первой. Он постоянно это делает, так как очень любопытен. Тут вбегают Бобчинский и Добчинский. Они объявляют, что Ревизор это Иван Александрович Хлестаков, который вот уж две недели живёт в гостинице при трактире.

Городничий всё больше обеспокоит, так как понимает, что Ревизор мог стать свидетелем бесчинств, творящихся в городе, и что чиновники не успели подготовиться к его приезду, наведя хотя бы внешний порядок. Городничий спешит наведаться в трактир, чтобы подробнее узнать о Хлестакове. Перед этим он даёт указание вымести улицу до трактира, приказывает сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка… Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу. В общем Городничий пытается впопыхах как-то закамуфлировать всё то безобразие и произвол, который происходит в уездном городе.

В это время слухи о приезде Ревизора разносятся по всему городу. Жена и дочь Городничего уже сгорают от любопытства. Их весьма заинтересовал новый приезжий. Полковник ли он, да черные ли у него глаза… Посылают служанку все разузнать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В гостинице при трактире Осип, слуга Хлестакова, лёжа на постели барина, жалуется на то, что барина спустил все деньги и им приходится есть в долг. Приходит Хлестаков, просит Осипа сходить в буфет и заказать обед. Но обед больше в долг не дают, пока не заплатят за прежнее. Хлестаков голоден, корит себя за то, что проиграл все деньги, хочет вернуться в Петербург. Заходит трактирный слуга и приносит поесть: хозяин даёт в последний раз. Хлестаков съедает. В этот момент Осип объявляет. Что к Хлестакову пришёл Городничий и хочет его видеть. Хлестаков бледнеет, он испуган, думает, что сейчас придётся отвечать за свои проделки.

Входит Городничий. Хлестаков пытается оправдаться, обещает заплатить, в страхе угрожает обратиться прямо к министру. Городничий в своё время так испуган. Предлагает Хлестакову переехать на лучшую квартиру, суёт деньги. Хлестаков берёт деньги. Далее они беседуют, в ходе беседы За словами Хлестакова Городничий постоянно слышит намёк на безобразия, творящиеся в городе. Городничий приглашает ревизора к себе в дом, через Добчинского передаёт записку жене, чтобы та распорядилась подготовить комнату для гостя и ужин.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Жена и дочь Городничего с нетерпением ждут вестей об инкогнито из Петербурга, а в это время Городничий и Хлестаков идут осматривать учреждения города. Наконец-то Добчинский доставляет записку. В доме Городничего начинают готовиться к приезду гостя. Мать и дочь спорят, кому какие платья надеть, они взволнованы, с нетерпением хотят увидеть, какой он этот ревизор, чувствуется, что между ними возникает соперничество за внимание гостя. После посещения богоугодных заведений, Городничий вместе с Хлестаковым приезжают домой. Происходит знакомство ревизора с женой и детьми. Хлестаков уже давно понял, что его приняли не за того. В разговоре с супругой Городничего разговаривает свысока, набивает себе цену, бахвалиться, что он первый человек в Петербурге, рассказывает, какие он закатывает балы да приёмы. Под конец вечера он напивается и его укладывают спать.

Чиновники обсуждают гостя. Они понимают, что даже если половина того, что было сказано Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное. Городничий обеспокоен, жена и дочь обсуждают, каков Хлестаков, каждая из них уверена, что он обращал внимание именно на неё. Выходит Осип. Все кидаются к нему с вопросами. Осип тоже уже зазнался: подтверждает высокий статус своего хозяина. Городничий приставляет к двери комнаты, где отдыхает Хлестаков Свистунова и Держиморду, чтобы никто не беспокоил гостя.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

При полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех в строй. Они решают, что каждый должен представиться перед Хлестаковым и лично дать взятку. Спорят, кому идти первым. Так по очереди они дают деньги Хлестакову, боясь и в то же время понимая, что давать надо. Хлестаков в начале берёт взятки робко, но потом всё с большей уверенностью – он понимает, что его приняли за высокопоставленный чин и надо пользоваться предоставленной возможностью. Со смехом он описывает это забавное стечение обстоятельств в письме своему другу Тряпичкину. Осип уговаривает Хлестакова уехать из города, пока ложь не раскрылась. Купцы жалуются на Городничего, что тот постоянно требует взятки, жалуется унтер офицерская вдова – Хлестаков обещает разобраться. Марья Антоновна, супруга Городничего обеспокоена тем, что гость наверно смеётся над их провинциальностью. Но Хлестаков разуверяет её, признаётся в любви, но так как она замужем, он мог бы сделать предложение её дочери. Городничий благославлает дочь, даёт ещё денег Хлестакову. Тот обещает обсудить свадьбу с отцом и вернуться завтра-послезавтра. Уезжает из города.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Городничий с женой мечтают о грядущей свадьбе дочери, строят планы, как Городничий будет продвигаться по служебной лестнице, используя связи своего зятя в Петербурге. Городничий объявляет купцам о помолвке дочери с Хлестаковым и угрожает расправой за то, что те нажаловались на него. В доме городничего собираются гости, чтобы поздравить его. Городничий и его жена ведут себя высокомерно, вместе с гостями обсуждают переезд в Петербург, возможное назначение Городничего генералом. Чиновники просят оказывать им покровительство, когда Городничий станет «важной птицей». Тот милостливо соглашается.

Похожие публикации