Энциклопедия пожаробезопасности

Что такое бердо и что с ним делать? Советы для начинающих по заправке и работе на ткацком станке с бердом Тканые пояса на бердо схемы для начинающих

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:

Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:


Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7


Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.

2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.

Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…

О чем курс и чему он научит?

В курсе вы узнаете:

  • что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
  • какие материалы выбрать для разных целей
  • как отсновать и заправить нити основы в бердо
  • как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
  • какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
  • как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
  • некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
  • как можно декорировать готовое полотно
  • какие изделия можно создать таким образом
  • как ухаживать за такими изделиями

Чем удобны курсы Крафтики?

  • неограниченный доступ к приобретенному курсу
  • возможность обучаться в удобном для вас ритме
  • обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
  • к курсу прилагаются дополнительные материалы

Как это произошло?

В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.

И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!

Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.

Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)

Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!

А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)

Сначала готовим нити. Длина нитей должна быть равна длине пояса и по 0,5 м с каждого конца на кисти. Количество нитей считается следующим образом: на каждую нить рисунка (красная нить) приходится две нити основного цвета (белая нить) плюс две крайние нити. Кроме того поясок частенько окаймляется кромкой. В этом пояске с каждой стороны добавляют подряд 4 белых, 4 красных и снова 4 белых нити. Это видно на фото.

В каждой продольной планке бердышка есть отверстие для нити. Заправляйте нити от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

Итак, заправьте в бердо 55 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми — основы, и по 12 — по краям, для декоративной кромки.

Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, на стене) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сотките несколько рядов, чтобы закрепить нити.

Сначала опустите бердо вниз — они разделятся на два потока — четные и нечетные нити, образуется зев, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Чаще всего цвет утка подбирают в цвет основных нитей, и соответственно крайние нити в кромке тоже должны быть такого же белого цвета.

Поднимите бердо вверх — потоки нитей переплетутся.

"Подбейте" их ладонью (а лучше деревянной линейкой) к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка. Чем плотнее будет подбивка, тем более четким будет рисунок, при слабой подбивке узор вытянется вдоль основы.


Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить — штрихами; остальные — кромочные нити, остаются на своих местах.

На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), — из нижнего слоя в верхний при выборке узора 13 ряда. При тканье помните, что теперь узорные нити находятся между каждыми двумя основными. И если между белыми нитями нет красной, значит она уже считается лежащей внизу.

Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей. Понятие «браный пояс» происходит как раз из того, что узор нужно выбрать.

Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность тканья, внимательно следите за краями пояса — они любят «волноваться» и не допускайте провисания нитей с изнаночной стороны. Иногда узорные нити даже придется подтягивать, так как они меньше расходуются при тканье.


От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Только запомните: узорные нити должны быть, по крайней мере, такой же толщины как основные, а лучше — толще. Тонкие нити не будут «сливаться» в узор.

Немного сложнее работать с шерстяными нитями — они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими — из нитей с хлопком и вискозой — рисунок получается более объемным и фактурным.

Еще один способ заправки бердышка можно найти в статье

У многих наших покупателей после получения заказа возникает вопрос: "С чего начать?". Постараюсь ответить на этот и несколько других вопросов.

Для начала я рекомендую посмотреть нашу подборку видео по ткачеству на станках такого типа. Здесь вы найдете подробные видео по заправке и началу ткачества от разных мастеров, а также увидите различные техники ткачества и почерпнете новые идеи для своих будущих изделий.

Прежде, чем начать сновать основу для своего первого тканого изделия, необходимо понять, годится ли выбранная нить для основы ткани: надо попробовать ее на прочность. Если нить легко рвется, расползается в руках, сильно растягивается, или из нее лезет пух - эту нить можно использовать только в утке изделия. Для основы хорошо подойдут прочные и не пушистые нити хорошей крутки, с ними проще работать. Очень тонкие и скользкие нити лучше оставить на потом, когда наберетесь опыта, и научитесь ткать ровно и красиво из не требовательных нитей.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ : Для первых работ я советую взять смесовую или шерстяную пряжу средней толщины. Такие нити немного растягиваются, пружинят и этим компенсируют огрехи заправки. Нерастяжимые хлопковые, льняные и другие подобные нити лучше оставить для следующих работ, когда вы наберетесь опыта в сновании основы и ткачестве.

При наматывании основы на вал проложите через каждые 3-5 см между витками нитей основы полосы жесткого картона 1-2 см шириной, с ними нити будут намотаны равномернее, и меньше провиснут.

При смене нити основы проверьте, что нити связаны прочным, не скользящим узлом.

При смене нити утка концы нитей не связываются между собой, а накладываются внахлест друг на друга примерно на 3-4 см. Торчащие концы, если они есть, выводятся на одну сторону работы, верхнюю или нижнюю. Сторона с торчащими кончиками нитей впоследствии будет изнаночной. При ткачестве с большим количеством разных утков, бывает удобно выводить концы нитей на верхнюю сторону работы, тогда нижняя сторона будет лицевой.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ : Если Вы собрались учиться новой технике, которая Вам не очень понятна (к примеру учиться ткать на станке с двумя бердами), или пробовать новые нити для ткачества, когда результат неизвестен - не заправляйте основу сразу на всю ширину берда! Вы потратите много времени, ниток и усилий, а результат будет непредсказуем, ведь возможно, что учебный образец придется перезаправлять несколько раз. Я настоятельно рекомендую сначала заправить небольшую основу шириной около 10 см из остатков нитей, выявить нюансы, возникающие в работе, отработать технику и уже после этого уверенно, учитывая все особенности работы приступить к задуманному большому изделию. Это сбережет Ваше время и силы, и позволит соткать именно то, что вы задумали!

Желаем Вам красивых работ и приятного ткачества!

Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие)

Автор - О.Ю. Скворцова (научный сотрудник научно-исследовательского центра
традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»)
2012 г.

Бердышко

«Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка,
размерами приблизительно 15х20 см, в которой
имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм,
которые делят дощечку на «трестины», шириной
приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них
имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Дополнительный инструмент и приспособления

Дополнительными
инструментами и
приспособлениями для
ткачества на «бердышке»
являются:
1- «челнок», для уточной
нити
2 – «бральница»/или «нож»,
для подбивания уточной нити
3 – «навой», приспособление
для наматывания готового
изделия.

Расчет расходного материала

Пояса лучше учиться ткать из крученых шерстяных
(полушерстяных), хлопчатобумажных нитей 3-5 мм
толщины, если нить тонкая, ее лучше сложить вдвое.
Для утка можно использовать нить тоньше, чем на
основу, и менее крепкую.
Длина нитей рассчитывается по формуле:
длина готового изделия + 20 % + 60 см:
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих
волнообразно за нитью утка, 60 см уйдет на узлы с
обеих сторон и на свободу передвижения «бердычка».
Например, если нужен, пояс длиной 100 см, то
необходимо взять 100 см+20 см+60 см = 180 см нитей.

Заправка нитей основы

Нити основы поочередно продеваются в отверстия:
одна нить в прорезь, другая - в круглое отверстие
между прорезями.
Заправлять нити начинать нужно всегда с середины,
распределяя симметрично от центра.

Уточная нить

Перед началом работы уточную нить нужно
намотать на челнок.
Для удобства в работе длина челнока должна
быть на несколько сантиметров больше
ширины изделия.

Подготовка к работе

Далее с одной стороны все нити основы крепко
перевязываются и прикрепляются к чемунибудь неподвижному и устойчивому.
Чтобы проверить равномерное натяжение
основы и предотвратить спутывание
необходимо провести «бердычком» впередназад вдоль заправленных нитей
С другой стороны нити также перевязываются
тугим узлом и закрепляются на поясе мастера
при помощи специального приспособления
«навоя» или крепкого ремня.

Последовательность работы

Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
Мастер контролирует натяжение нитей основы в
процессе работы

Последовательность работы

Если бердышко поднимаем
вверх, то и нити основы в
круглых отверстиях
перемещаются вверх.
Между нитями основы
прокладываем нить утка.
Затем бердышко рукой
опускаем вниз. Все нити,
продетые в продольные
прорези, поднимаются
вверх, а нити в круглых
отверстиях остаются внизу.
Между верхними и
нижними нитями опять
проводим уточную
(поперечную) нить.

Таким образом, перемещая «бердышко» рукой вверх
и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей
основы, которые «перебиваются» уточной нитью и
образуют полотняное переплетение.

Последовательность работы (полотняное переплетение)

После каждой «прокидки» челнока с уточной нитью
прибиваем ее (нить) бральницей к краю вытканного
изделия.

Варианты простейших (заправочных) орнаментов

Схемы простейших заправочных (орнаментов)

Варианты изделий выполненных на бердышке

Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.

Варианты изделий выполненных на бердышке

Брань 1/2. Браный способ

Прибалтика

Эстонцы-сету,
Псковская губ.,
Печерский уезд
I пол. XIX в.

Прибалтика

Костюм девичий
праздничный. Лифляндская
губ. Барата II пол. XIXв.
Латыши. Пояса
Российский этнографический музей (СПб)

Коми

Коми-зыряне
Коми-пермяки
Российский этнографический музей (СПб)

Новосибирск/Мокша

Новосибирский краеведческий музей

Красноярск/русские

Областной краеведческий музей (г. Красноярск)

Русские

Русский север
Российский
этнографический
музей (СПб)

Старообрядцы (липоване)

Полевые материалы. Приморско-Ахтарский район. Исл. Лященко М.

Схемы браных узоров (брань ½).

Расчет нитей

Пояс. Брань 1/2. на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.
Далее кромочные и заправочный рисунок.

Браное ткачество на бердышке

Орнамент на 5
узорных нити
Расчет нитей
5х2+2=12 фоновых

Браное ткачество на бердышке

Пояс. Брань 1/2.
на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2
= 14 + 2 = 16 –
фоновых.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Заправка берда для выполнения бранным
способом 1/2 выполняется следующим
способом: к одной узорной нити с двух сторон
заправляют две фоновые.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Начало работы – выполнение простого
полотняного переплетения.
В результате получается заправочный узор –
«шашечки», «зернышки».

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

В работе участвуют
только узорные нити
По схеме узорную
нить или поднимают
или опускают
После
осуществленного
перебора
перебрасывают
уточную нить Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение
поясов и тесьмы. Новгород, 1996 г.
Egipt weaving. Книга о традиционном
ткачестве на дощечках в Древнем Египте.
(Книга на французском языке. Фотографии
этнографических образцов тканей,
инструментов).
Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск
1,2. Автор-составитель О.Б. Ворончихина.
Екатеринбург. Свердловский областной дом
фольклора. 1998
Марина Качаева. Сокровища русского
орнамента.
Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту
(сволочке). Методическое пособие. -
Новосибирск: Книжица, 2004.
Соколова В.А. Ткачество браных поясов.
Учебно-методическое пособие для учителей и
учащихся 8-11 классов общеобразовательных
школ и учреждений дополнительного
образования. - СПб., 2010.
Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой
губернии конца XIX - начала XX в. Петрозаводск, 2011.

Похожие публикации