Энциклопедия пожаробезопасности

Как выбраться из заурядности, и не скатиться обратно в яму. Личность незаурядная - это человек, обладающий выдающимися способностями. Значение слова "незаурядный" Период времени их незаурядная трактовка

Во многих культурах считается, что человеческая жизнь состоит из трех периодов: юность, взрослость и зрелость. Эти три периода соответствуют периодам жизненного пути в нумерологии и связаны с датой рождения. Числа этих периодов менее важны, чем перечисленные ранее, но тем не менее дают информацию о фоне событий и ситуаций, которые вы встречаете на жизненном пути. Число первого периода жизненного пути получается на основе месяца рождения, второго, или среднего, - на основе дня рождения, а третьего, заключительного периода жизненного пути, - на основе года рождения. В нашем примере для индивида, родившегося 29 июня 1971 года, эти числа рассчитываются следующим образом:

1. Первый период жизненного пути: преобразуйте число месяца рождения в однозначное: июнь = 6.
2. Второй период жизненного пути: преобразуйте число дня рождения в однозначное: 29 → 2 + 9 = 11/2 (число 11 не преобразуем).
3. Третий период жизненного пути: преобразуйте число года рождения в однозначное: 1971 → 1 + 9 + 7 + 1 = 18; 1 + 8 = 9.

6 11/2 9

Месяц

Первый период

Жизненного пути

День

Второй период

Жизненного пути

Год

Третий период

Жизненного пути

В рассмотренном случае число первого периода жизненного пути 6 , второго - 2 с влиянием 11, третьего - 9. Число 6 вносит элемент служения и ответственности перед другими, необходимость быть любимым, число 11/2, действуя на протяжении всей жизни, но сильнее всего в этот период, добавит чувствительность и определенный уровень находчивости в решении проблем, смягчая эффект сильного влияния числа 8, которое мы обсуждали при рассмотрении чисел вызова. Число 9 даст чувство общности с окружающими, вероятно, тягу к путешествиям, расширению горизонтов, желание открыть для себя мир.

Управляющие числа 11 и 22, так же как числа кармических долгов 13/4, 14/5, 16/7 и 19/1, принимаются во внимание при толковании периодов жизненного пути. Например, на протяжении этих лет индивиду с числом жизненного пути 16/7 будет трудно найти удовлетворение в его личных или профессиональных отношениях. Ему придется бороться с желанием исполнить свои амбиции независимо от ответственности перед другими. Развитие уважения к нуждам и заботам окружающих - важнейшая составляющая его успеха и счастья.

Переход от одного периода жизненного пути к другому является постепенным и обычно ощущается как слабое изменение направления. Настоящие перемены обычно чувствуются в начале эпицикла, то есть в первом личном году, следующем за изменением периода. Для одних переход от одного периода к другому происходит сравнительно гладко, как естественное движение от одной стадии жизни к другой, у других этот переход может вызвать некоторое напряжение или беспокойство, поскольку идет переосмысление принципов и целей. Степень сложности или легкости будет определяться степенью, в которой вы усвоили уроки предыдущих периодов, а также вашей способностью использовать энергию числа периода.

Если вы читали книги по нумерологии, то наверняка заметили некоторую разницу в определении временных рамок периодов жизненного пути. Поскольку они соответствуют астрологическим циклам, определенным развивающейся Луной и прохождением Сатурна через знак зодиака, я отвожу от 27 до 30 лет на каждый период. Так они лучше согласуются с важными поворотными моментами, которые переживает большинство людей. Подсчитайте время начала нового эпицикла: первый личный год - важный поворотный момент.

Усвоенные уроки, развитые таланты и склонности, сложные задачи, решенные в первом периоде жизненного пути, в основном определят ваш успех на протяжении следующих периодов. Это важнейшие годы закладывания основ, годы формирования, когда ценности защищены, когда мечты и надежды или питаются и поощряются, или подавляются, или даже, что случается, увы, слишком часто, разбиваются. Не решенные в это время вопросы всплывут на поверхность позже, скорее всего в самые напряженные периоды.

Развитие, обучение, формирование ценностей, убеждений и моделей поведения, привычки полагаться на себя, уверенности Продуктивность, вклад в будущее, ответственность, строительство, семья и общество Интеграция, трансформация, освобождение, выполнение задуманного, самореализация, отдача, исцеление

Завершение первого периода жизненного пути и начало второго отмечается рядом важных циклов в астрологии и нумерологии, включая первое возвращение Сатурна, первое возвращение развитой Луны, первый пик, конец 9-летнего эпицикла . Для многих людей это важное время принятия решений, перехода к серьезным занятиям взрослой жизни. В это время люди женятся, разводятся, особенно если по каким-то причинам они поженились слишком молодыми. Многие ищут постоянную работу и обдумывают возможность обзавестись семьей. В это время уходит детство, а с ним нередко и детские идеалы, мечты, надежды. Второй период жизненного пути охватывает продуктивную фазу жизни, которая часто проходит быстро, наполненная самой разнообразной деятельностью и высокой ответственностью.

Третий период жизненного пути, зрелость, в некоторых культурах считается возрастом мудрости. Он отмечен вторым возвращением Сатурна и второй новой Луной и объединяет энергию четвертого числа пика. Переход в этот период часто является временем неопределенности, внутреннего роста и перемен. Мужчины и женщины переживают этот период по-разному. Мужчины, которые обычно играют роль кормильца в годы взрослости, теперь освобождаются от этой ноши. Многие задаются вопросом о смысле жизни, концентрируются на своем внутреннем мире или качестве жизни. Этот период может явить на свет невысказанные или подавляемые желания, таланты и способности. Довольно часто мужчины на рубеже пятого и шестого десятков обзаводятся хобби, которое помогает их самовыражению, - живопись, кулинария и др. Некоторые ищут кого-то, о ком можно было бы заботиться, - эта сторона жизни им не слишком хорошо знакома.

Женщины, вступившие в третий период жизненного пути, уже освободились от заботы о детях. Их организмы претерпели гормональные изменения. Теперь они с любопытством смотрят на мир вокруг себя, ищут способ заявить о себе, стремятся сделать что-то значительное. Словно у кухонной двери установлен некий турникет. Женщины, повернув его, вышли наружу, а мужчины, наоборот, вошли внутрь.

Степень, в которой вам удавалось преодолевать препятствия, развивать таланты и способности, залечивать детские ссадины в течение первых двух периодов, определит ваш выбор, так же как и умение воспользоваться возможностями, заложенными в третьем периоде. В последние годы, когда подросло весьма шумное и безалаберное поколение, эта фаза жизни стала очень важна. Вместо того чтобы спокойно уйти в страну заходящего солнца, многие пятидесятилетние и шестидесятилетние люди играют сами с собой в догонялки, часто стараясь собрать воедино разбитые и разбросанные куски своей жизни, в надежде пережить более глубокий и плодотворный заключительный период.

Числа периодов жизненного пути описывают скрытые тенденции, работавшие на протяжении длительных этапов жизни, и должны толковаться в соответствии с вашим характером, возрастом, обстоятельствами и жизненным опытом. Они не столь важны, как остальные ваши числа, о которых говорилось ранее, но тем не менее вносят дополнительные штрихи в формирование общего фона. Имейте в виду, что эти периоды должны рассматриваться в связи с более общей картиной, нарисованной числами жизненного пути, дня рождения и др. Все родившиеся в марте имеют число первого периода жизненного пути 3. Но это не значит, что все люди, появившиеся на свет в этом месяце, наслаждаются в этот период общественной и семейной жизнью.

Число периода жизненного пути 1
Это период высокой активности и напряжения. Вы концентрируетесь на развитии оригинальности, индивидуальности и независимости. Это может быть довольно сложный период, поскольку он требует большой уверенности в себе, а на поддержку окружающих рассчитывать не приходится. Если вы глубоко копаете, будьте смелы и преодолейте чувство неуверенности. Во втором и третьем периоде может быть достигнут замечательный прогресс. Если число 19/1, вам следует избегать тенденции к себялюбию, командирским замашкам и эготизму. Если вы хорошо усвоили уроки, этот период может подтолкнуть вас к развитию ваших способностей, на которое вы не решились бы в других условиях. Возможен большой личный успех и значительные достижения.

Число периода жизненного пути 2
В это время ваше внимание будет сконцентрировано на личных и профессиональных отношениях. Прогресс несколько замедлился и стал некоторым образом зависеть от вклада других людей. Возможно, вам придется пойти на компромиссы. Вы глубоко чувствуете суть вещей и можете не знать, как направить в русло всю вашу эмоциональную энергию. Не исключено, что вам захочется угодить другим, чтобы получить их одобрение. Вам нравится работать с людьми, вы ничего не имеете против помощи окружающим. Вы понимаете ценность поддержки, сотрудничества. Вам следует научиться проявлять терпение, дипломатичность, восприимчивость, не теряя при этом своего лица. Если число периода 11/2, вы будете особенно чувствительны и осознаете свою важность, свою уникальную жизненную миссию.

Число периода жизненного пути 3
Это время для развития здоровой способности самовыражения. Оттачивайте навыки общения, ведите дневник для записи своих мыслей и впечатлений. Доселе скрытые художественные таланты могут всплыть на поверхность. Это хороший период для литературной и театральной деятельности, музыки, живописи. Работе и дисциплине вы предпочитаете развлечения и удовольствия. Вы можете быть рассеянным - на время утратить способность концентрироваться. Если вы хотите достичь своих целей, развивайте настойчивость. Возможно, вам придется пожертвовать частью развлечений. Не растрачивайте зря время и ресурсы. Это время для общения, несущее возможность существенно расширить сеть личных и профессиональных связей. Хорошее время для создания бизнеса, связанного с общением и развлечением, но вам придется заставить себя стать организованным человеком.

Число периода жизненного пути 4
Это время для дома, семьи, напряженной работы. Вы двигаетесь вперед медленно, обращая внимание на детали, разбираясь со всеми обязанностями. Чтобы благополучно преодолеть этот период, вам придется научиться уважать и ценить порядок, систему, организацию. Вы занимаетесь работой, которая вам нравится, поэтому период может быть очень продуктивным. Если вы сохраните практичность и реализм в своих ожиданиях, ощутимые результаты не заставят себя ждать. На протяжении этого периода вам придется хорошо потрудиться, чтобы поддержать позитивное отношение к действительности. Не позволяйте себе утонуть в трясине мелочей, избегайте излишней жесткости в своих привычках. Иногда останавливайтесь, чтобы взглянуть на картину в целом. Если число периода 13/4, вас может возмутить тот факт, что работа и другие обязательства ограничивают вашу свободу. Если число периода 22/4, вы захотите сделать что-нибудь для общества. От вас потребуется работа и абсолютная преданность делу.

Число периода жизненного пути 5
Этот период жизненного пути может принести много перемен, приключений, нового опыта и нестабильности. Вы должны ожидать сюрпризов и неожиданностей. Вероятнее всего, этот период принесет также много движения, путешествий И волнений. Это определенно не точка застоя, и иногда может возникнуть неопределенность. Возможны переезды и перемена места работы. Постоянный фактор - тяга к свободе. Вас ничто не должно удерживать на месте. Убедитесь, что ваш образ жизни достаточно гибкий, а вы легки на подъем. Если число периода 14/5, вам может быть трудно сосредоточиться на одной области интересов, вы мечетесь от одной привлекательной возможности к другой. Вы наслаждаетесь переменами и уходите от ответственности. Вам не нравится, если вас что-то привязывает к месту. Находясь постоянно в движении, вы не учитесь на собственном опыте. Это неудачное время для долгосрочных проектов или отношений. Вам следует научиться доводить начатое до конца.

Число периода жизненного пути 6
Семья, друзья и поддержка близких отношений становятся в этот период приоритетными. Вы испытываете одновременно радость и негодование из-за груза ответственности перед другими людьми. Вы испытываете удовлетворение, служа другим, давая и получая любовь. Иногда у вас могут возникать проблемы с близкими - они требуют слишком много вашего времени и энергии. Это время для любви и брака, но если проблемы в отношениях остались нерешенными, тогда для развода. Вы можете достичь больших успехов в бизнесе и существенно продвинуться по карьерной лестнице, если трудитесь в гармонии с другими людьми, уважая свои обязанности и соблюдая здоровые границы между собой и окружающими. Найдите баланс: выполняйте свои обязательства, но не командуйте и не вмешивайтесь в дела других.

Число периода жизненного пути 7
Этот период требует, чтобы вы сконцентрировали внимание на своем внутреннем мире, отвлеклись от сумятицы материального окружения. Иногда этот процесс сопровождается утратой интереса к деньгам и материальным ценностям, нередко - финансовыми потерями. Это может быть спокойный жизненный период, характеризующийся отсутствием тяги к светской жизни и мирской суете. Это прекрасный период для учебы, исследований, повышения квалификации, развития своей духовности и познания себя. Если число периода 16/7, будьте осторожны, чтобы не оказаться в полной изоляции от внешнего мира. Вы можете чувствовать свою особенность, даже превосходство над другими. Этот период может стать сложным для личных отношений, поскольку вам не хочется ни с кем делиться вашими мыслями и чувствами. Возможно, вам будет трудно разобраться со своим собственным внутренним миром, где уж там делиться с близкими! Вам следует приложить усилия, чтобы сохранить позитивное отношение и сохранить свои связи с внешним миром.

Число периода жизненного пути 8
В этот период вы познаете цену денег и материального успеха. Это прекрасное время для карьеры и бизнеса. У вас будет множество возможностей для развития и использования ваших организаторских и управленческих навыков, ваших качеств лидера. У вас есть проницательность и амбиции, вы сосредоточены на достижении целей. Нехватка средств может подтолкнуть вас к развитию своих способностей, что поможет вам справиться с неприятностями. Вы полны энергии и драйва. Будьте осторожны, материальные цели не должны заслонять от вас людей. В этом периоде семья отодвигается на второй план. Вам придется приложить сознательные усилия, чтобы позаботиться о личных взаимоотношениях.

Число периода жизненного пути 9
Этот период проверяет вашу способность и желание сосредоточиться на интересах, отличных от ваших. Он может стать весьма драматичным и полным эмоций. Ничто не представляется мелочью, наоборот, каждая деталь кажется главной. Вы делаете из всех мух слонов. Чем больше внимания вы уделяете вашим личным потребностям и интересам, тем меньше к вам благоволит судьба. Требуется универсальный подход. Сконцентрируйтесь на том, что хорошо для общества. Отношения или давнишние ситуации могут завершиться. Вы можете испытать жалость и нежелание отпускать прошлое и двигаться вперед. Это хороший период для артистической и любой творческой деятельности, а также для общественной жизни. Вам всегда поможет любовь, признание и терпимость.

Решили расстаться с посредственностью? Прекрасно. Первым делом найдите ее. Посмотрите, какие сферы жизни у вас «подкачали»? Запишите их. Это нам скоро пригодится.

2. Беспощадная честность к себе

Встали на путь изменений - оставьте самообман и сладкие иллюзии. Посмотрите прямо - кто вы? Можно начать с социальных ролей: сын, отец, брат, сват. Определились? Теперь подумайте, что может вас сдерживать или ограничивать - ипотека, кредиты или, может быть, воинская обязанность. Готово? Сейчас приятный этап размышлений - подумайте о своих достижениях и преимуществах (считаем все, даже почетный диплом клуба собаководов). Честные и подробные ответы покажут четкую картину вашей жизни.

3. Мечтайте смело

Пусть будущее вас не пугает. Не слушайте внутренний голос, если он твердит вам, что вы никогда не будете великим музыкантом и ваша игра на бонго - пустая трата времени (внутренний голос любит нас убеждать в недостижимости желаний). Мечтайте, запишите все свои невероятные желания. В следующие недели вы сделает добрую сотню шагов к своим мечтам.

4. Ищите баланс

Легкого пути к незаурядности не будет. Не ждите. Зато всегда будет существовать противоречие между жизненными реалиями (пункт 2) и безумными мечтами (пункт 3).
Признайте это и придерживайтесь «золотой середины» - не погружайтесь в заботы, забыв о себе, и не превращайтесь в эгоиста, сосредоточившись на личных желаниях.

5. Цель - не конечная точка путешествия

Попытки найти свою цель в жизни - одно из самых неблагодарных занятий. А если при этом думать, что цель в жизни должна быть одна, надо определиться с ней в юности или что цель придаст жизни смысл - рискуете навсегда увязнуть в болоте посредственности.
Забудьте о том, что надо обрести свою цель. Это бесконечный процесс, который вас опустошит. Вместо этого живите с целью. Делайте то, что считаете важным, то, от чего получаете удовольствие.

6. Начните

Банально, но каждый путь и вправду начинается с первого шага. Вернитесь к списку, который составили в начале и напишите список первых шагов для каждого пункта. Не надо ничего глобального - маленький шаг. Начните. Обновите резюме, проснитесь на 10 минут раньше утром, похудейте на полкилограмма. Первый шаг- половина дела.

7. Лучше немного, чем ничего

Держите эти слова на видном месте. Сделайте магнитик с этой надписью и прикрепите его к холодильнику. Приклейте стикер с этими словами к зеркалу в ванной комнате. Если нет времени изучить 20 новых английских слов - изучите пять. Некогда пробежать пять километров - пробегите один. Лучше немного, чем ничего.

8. Финиш - всегда неизвестен

Никто не знает, где он окажется завтра. Не надейтесь, что сможете предугадать последствия всех ваших действий, или что каждый шаг приведет вас туда, куда вы планировали. Не думайте об этом. Просто начните. И не останавливайтесь.

9. Сократите путь

10. Известность ≠ незаурядность

Незаурядность не определяется славой, деньгами и толпами поклонников. Незаурядность пишет выдающиеся книги, даже если их никто не прочитает. Поет, даже если никто не слышит. Потому что не может иначе. Самое важное - идти по тому пути, который вам нравится. И постараться делать это мастерски.

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры. Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе.Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.

Стоянки .Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

Религия . Первобытные формы религии принято разделять на 4 элемента, связанных друг с другом: 1) фетишизм; 2) тотемизм; 3) магия (волшебство); 4) анимизм.

Фетишизм: суть религии и проблема времени зарождения. Фетишизм считается самой примитивной и, возможно, самой древней формой религии. Доктор исторических наук Ю. П. Францев анализировал сибирский шаманизм – это самая примитивная форма религии, в основе которого лежит тотемизм. В 70-90 годы ХХ века сложилась еще одна точка зрения: фетишизм – это не отдельная религия, а составная часть всех религий. Слово «фетишизм» было введено французским ученым Де Броком. Под фетишизмом он понимал веру первобытных людей в наличие сверхъестественных свойств у неживых предметов. Фетиши на разные случаи жизни. Фетиш – это предмет, сделанный либо из кости, либо из камня, либо из дерева. Де Брок не верил в существование души в фетишизме (Кристина, проверь, пожалуйста, этот момент в своей лекции, у меня как-то странно написано, не могу понять, у кого не было души: у фетиша или у Де Брока?). Де Брок объяснял фетишизм следующими причинами: 1) беспомощность человека; 2) невежество человека.

Фетишизм наиболее изучен в Африке. До сих пор африканский фетишизм (особенно западный) считается самым изученным. Рудименты сохраняются в мировых религиях: в христианстве культ мощей, которые могут исцелять, крест. Термин «фетишизм» производный от португальского «фетише», что в переводе означает «волшебный, чудесный». Де Брок добавил к названию «изм». До настоящего времени фетишизм остается наименее изученным человеком, хотя его следы известны у многих племен Азии, Африки и Австралии. Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на на­чальных ступенях развития культуры, тог фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи». Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.На происхождение фетишизма нет единой точки зрения. В 18 веке Вольтер высказывался на проблему происхождения религии: «Религия появилась тогда, когда первый хитрец встретил первого глупца». Сам Вольтер был атеистов, считал, что шаманы обманывали соплеменников с целью получения выгоды. Выступал против церкви, потом высказал точку зрения о том, что религию необходимо поддерживать, но она должна быть без церкви. В ХХ веке складывается иная концепция, в которой отрицаются взгляды Вольтера. Считается, что французский деятель эпохи Просвещения слишком просто толкует религию. Историки ХХ века приходят к выводу о том, что у шаманов даже и в мыслях не было сознательного обмана, наоборот они пытались помочь.Еще одна точка зрения появляется в европейской науке ХХ века. Ее приверженцы считают, что фетишизм является искажением предполагаемого изначального монотеизма. В основном в это верят служители церкви.

Тотемизм: суть религии и проблема времени зарождения.

Тотем – это слово, взятое из языка одного из индейский народов Северной Америки – алгонкинов. Изначально звучало как «от отем». Тотем – животное, предок первобытного коллектива, прародитель. В роли тотемов, как правильно, выступали либо крупные хищники, либо крупные промысловые животные (чаще всего бизоны). Сейчас в исторической науке сложилось следующая трактовка тотемизма: тотемизм – вера в мистическую связь человека и животного.Термин «тотемизм» был введен в науку Льюсом Морганом во второй половине XIX века. К концу ХХ века наиболее изучен австралийский тотемизм. Социальный и психологический смысл тотемизма: человек хотел уподобиться животному. Люди почитали тотемы, потому что хотели те же качества, что и животные. Для тотемизма характерно такое понятие, как «панпсихизм» - наделение душой любой предмет. Это представление сохранилось во многих религиях, в христианстве нет. К началу второй половины раннего палеолита более или менее отчетливо определилась специализация каждого из первобытных человеческих стад в охоте на один из видов животных. Жизнь каждого первобытного коллектива и тем самым всех его членов оказалась тесно связанной с животными, принадлежащими к одному определенному виду. Охота на животных данного вида была главным источником пищи для людей данного коллектива, главным источником жизненных благ. От успеха охоты на животных данного вида зависела судьба коллектива и всех его членов. Эта объективно существовавшая связь определенного человеческого коллектива с определенным видом животных не могла не быть осознанной членами этого коллектива.

Магия: суть и проблема времени зарождения. Магия сформировалась в периоды среднего и позднего палеолита (приблизительно 120-15 тысяч лет назад). Ранняя форма религии.Под магией подразумевается система ритуальных действий, основанная на вере первобытного человека в возможность управления сверхъестественными силами: духами природы, умерших людей. Если человек захочет, он заставит служить этих людей себе. Появляются шаманы – люди, которые лучше имеют управлять всем, чаще всего шаманами становились люди с физическими и психическими недостатками, а племя таких кормило.Фрейзер Джордж (англичанин) в 20-30 годы ХХ века создает труд (может, не труд, а просто какую-то работу пишет) «Теория магии», в которой он предположил классификацию магических обрядов. Суть теории излагается в двух принципах:

    обряды делятся по критерию: «подобное рождает подобное». Считал, что магия – это подражание. Также был уверен, что происхождение пещерных рисунков – дело рук магии. Деталями магии выступали те самые сцены охоты. Под руководством шамана проходили эти обряды, черной и белой магии не существует. В основе всех магических ритуалов лежат охота, собирательство и рыболовство.

    Воздействие на человека с помощью предмета, либо части тела, которая ему принадлежала. Если хотели навредить человеку, то использовалась черная магия, если хотели помочь, то белая.

В это время в основном все обряды связаны с любовной (половой) магией. Некоторые ритуалы связаны с задабриванием домовых. В 60-е годы советский ученый С. А. Токарев предложил другую классификацию: магические обряды можно зрения с точки зрения необходимости в сферах общественной жизни:

    метереологическая магия - обряды, связанные с силами природы. Чаще всего – вызывание дождя.

    Любовная (половая) – стремление человека приворожить кого-либо.

    Охотничья (промысловая) – обряды, связанные с успехом добычи пропитания.

    Врачебная (знахарство) основана на собирательстве. Приветствовалась в любых племенах. Часто должности знахаря и шамана совпадали (в том случае, если шаман был светлым).

Причины появления магии. Фрейзер предполагал, что магия – первая форма человеческого сознания. Не считал, что магия - это то же самое, что и религия. Религия со временем вытеснила магию. После религии пришло научное сознание. Фрейзер пишет, что магия отличается от религии тем, что она активно воздействует на мир. А религия нет: там только покорно молятся. Фрейзер сближает магию с религиозной наукой. Обе воздействуют на мир, но магия – негативно, а религия нет. Теория Фрейзера вызвала неодобрение в СССР. Токарев говорил, что неправильно отделять магию от религии. По его версии религия = магия. Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.

Анимизм: суть и проблема времени зарождения . Термин «анимизм» был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Эдуардом Бернеттом Тайлором. Он обозначил им первобытную религию, созданную, по его мнению, "дикарем-философом", пытавшимся понять причины бытия. Очень важен тот факт, что сам исследователь писал это слово с заглавной буквы - Animism и различал две основные его разновидности: верования о душах и духах, связанных с человеческим телом, и верования о духах, ведущих независимое существование. Далее, основываясь на факте широкого распространения анимизма, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. На сегодняшний день употребление этого термина именно в формуле Тайлора практически не используется.По другим данным термин «анимизм» впервые ввел в оборот немецкий учёный Г.Э.Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как неком безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов. Но здесь мы имеем место с потреблением термина не в подлинном религиоведческом значении.На самом деле существует довольно много определений понятия анимизм. Это касается, прежде всего, с выбором для этого термина первого и главного слова в определении, которые отразило бы саму сущность данного понятия: одни называют анимизм прарелигией, другие – мировоззрением, третьи – системой верований, четвертые – комплексом культов, пятые – учением, шестые – разновидностью спиритизма и многое другое. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Тем не менее, все эти дефиниции анимизма имеют один корень – animus (душа). На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Это выражалось в том, что человек стал переносить свои свойства и ощущения на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Первые представления наших предков о сверхъестественном начале во всем окружающем мире мы можем узнать из археологических раскопок. И первые такие знания возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев (если это неандертальцы, то эпоха – ранний и средний палеолит, останки неандертальца нашли в конце 19 века недалеко от Дюссельдорфа). Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно повысилась. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, вместе с тем создает предпосылку для отрыва от реальности, иррационального объяснения связей в окружающем мире. Именно поэтому у неандертальцев появилась вера в сверхъестественное, т.е. религия.

Мифы . В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним. В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках.

18) Развитие элементов духовной культуры на стадии раннепервобытной родовой общины .

Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.

Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.

Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.

Продолжало активно развиваться изобразительное искусство: пещерная живопись верхнего палеолита реалистична: были изображения мамонтов, бизонов, лошадей, изображения людей встречаются гораздо реже, а изображения растений практически не встречаются. В некоторых пещерах большое количество изображений рук, а кое-где есть «макароны»: стену пещеры намазывали глиной, а потом пятерней рисовали извилистые линии. В мезолите происходит поворот в сторону условного изображения, в большем количестве появляются изображения людей. Можно вспомнить и скульптурные изображения.

Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.

В целом, первобытное мышление отличалось от современного, характеризовалось некоторой нерасчлененностью, алогичностью, эмоциональностью, и скорее всего, не было четкого различия между естественным и сверхъестественным: часто все, что окружало людей (животные, растения, природные объекты) наделялось душой. И все это очеловечивание окружающего мира называется аниматизм: например, шел человек по дороге, запнулся о камень и упал – виноват камен, не любит человека. Или убегал человек от животного, попался ему под руку камень, кинул человек камень и убил животного – хороший камень. Постепенно, с развитием мировоззрения и мышления людей, появляются представления о всеобщей живности и о каких-то сверхъестественных субстанциях: духах и богах. Например, живет в дереве дух, и от него зависит, хороший ли из этого дерева будет дом. Представления о том, что все предметы вокруг живые, называются анимизмом.

Появляются представления о душе. Например, в некоторых племенах считалось, что у человека может быть несколько душ: душа-кровь, душа-дыхание, душа сердце, душа-легкое, душа-тень, душа-отражение, причем они могут покинуть человека, после чего он заболевает. Во время сна или тяжелой болезни душа покидает человека, потом возвращается. У многих народов душа представляется в виде птицы или бабочки. У некоторых народов были представления о душе, которая проникает в человека целиком, и они стремились сохранить тело как можно дольше. Потому у них существовали лицевые сосуды, в которые помещали части тела. Какие-то природные объекты представляются живыми, потому что в них живет какой-то дух, добрый или враждебный к человеку.

Появляются различные умилостивительные действия (жертвоприношения), которые могут предварять какое-то дело или завершать дело. Разрабатываются целые системы вещей или продуктов, которые нужно принести в жертву в каком-то случае.

Появляется шаманизм, или экстатический способ общения с пространством, когда человек с помощью наркотиков и музыки доводит себя до транса и искренне верит, что попал в потусторонний мир, чтобы вернуть душу заболевшего или проводить душу умершего, или посоветоваться с духами об охоте. Еще одним из способов влияния на дух были магические действия – магия, например.

Магия подразумевала автоматическое достижение цели при правильно совершенном действий. Различные исследователи разрабатывали различные классификации магии.

Одним из первых таких исследователей был англичанин Дж. Фрезер Он делил магию на положительную (колдовство, когда нужно что-то делать) и отрицательную (табу, когда нужно что-то не делать). Например, у кавказских народов если муж уходит на охоту, жена не должна мыть голову и рассказывать кому-то, куда ушел муж, чтобы животные не услышали и животных водой не смыло. Фрезер в положительной магии выделял:

Инициальную магию, когда результат достигался автоматически;

Имитативную магию: «подобное вызывается подобным»: чтобы дождик пошел, нужно лить воду (кровь, молоко). Нужно кому-то вред нанести – делай фигурку врага и нанеси ей вред;

Парциальную магию: воздействие на часть предмета, чтоб воздействовать на целое. Считалось, например, что можно воздействовать на человека по его следам. В средневековье при дворах восточных правителей был человек, который должен был съедать постриженные ногти султана, чтоб никто их не коснулся и ему не повредил. Миклухо-Маклаю приходилась обменивать свои пряди волос на пряди волос папуасов, чтобы проводить антропологическое исследование.

Другой исследователь С.А. Токарев предлагал классификацию магии не по способу, а по цели действия и выделял виды:

Вредоносная магия; - Лечебная и предохранительная; - Любовная; - Военная магия – направлена на все войско противника, она включает защитные обряды для своего войска; - Промысловая магия (охотничья, рыболовная). Ительмены, народы севера, сначала делали изображения китов из травы и ели их, а потом шли на китобойный промысел; - Метеорологическая; - «Промышленная» – магические прием, должные обеспечить правильный обжиг посуды, изготовление орудий труда.

Говоря о культовой практике того периода, на первое место поставим промысловые культы (обеспечение удачной охоты и рыбной ловли) и обряды, связанные с социоструктурным культом – тотемизмом: представления о родстве данного родственного коллектива с каким-то животным, реже растением. У всех родов были такие родоначальники и предки. Выбор их не совсем понятен, поскольку в их качестве не всегда брались сильные хищники. Иногда в качестве родоначальника выступали дерево, ручей, дождь, радуга. Специальной религиозной организации во главе со жрецами нет, но в каждом роду есть шаман, знахарь, колдун, прорицатель. Иногда могут быть отдельно шаман и колдун. В это период нет установленных догматов и книг, верования представляют собой хаотичную структуру образов.

Появляются мифы, объясняющие окружающий мир, происхождение вещей. Иногда они имеют в качестве персонажей сверхъестественных существ. Характерная черта мифов в том, что они касаются не глобальных вещей, а конкретных: не почему возникли озера, а почему возникло именно это озеро? Например, женщина пошла с кувшином к реке, взяла воду, потом запнулась, кувшин разбился, и получилось это конкретное озеро. Откуда появилась радуга, почему дождь идет? Иногда мифы определяют социальные явления. Популярен миф, откуда пришла смерть.

19. Изменение элементов духовной культуры позднепервобытной родовой общине .

Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» – счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии – рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная – хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания – вампумы. В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты. Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования. В религиозной жизни на первый план выходят земледельческие и скотоводческие культы. Продолжают развиваться космогонические (о создании мира) и антропогонические (о создании человека) мифы. Тотемизм постепенно уходит на задний план и сменяется культом антропоморфных, но вполне реальных предков. Начинает складываться пантеон богов, в котором важную роль играют, с одной стороны, боги, отвечающие за природные явления (бог-громовержец, бог солнца, бог дождя), а, с другой стороны, боги скотоводства. У ирокезов верховными были три богини-сестры: богини маиса, бобов и тыквы. В Индонезии одной из верховных богинь была мать риса. Наиболее важными праздниками становятся весенний праздник, связанный с посевом, и осенний, связанный с уборкой урожая. Появляются мифы об умирающем и воскресающем боге - боге зерна. И еще новшество – мифы о культурных героях, которые, с одной стороны, воспринимались как победители сил хаоса (Геракл, Тесей), а с другой стороны, герои-добытчики культурных благ, которые либо что-то украли и подарили людям (Прометей), либо сами чего-то придумали и научили людей (Гефест – гончарное дело, Афина – ткачество).

БИЛЕТ № 20. Духовная культура общества в эпоху политогенеза .

Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации – письменности.

Развитие земледелия, в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых работ, сроков полива и т.п., а тем самым упорядочения астрономических и календарных знаний. Началось применение простейших астрономических приборов. Первые лунные календари были лунными, т.е. основанными на изменении фаз «непостоянной» Луны, с усложнением же хозяйственной деятельности начался переход к более точным солнечным календарям.

С практическими нуждами эпохи было связано развитие и других отраслей полезных знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов, постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. С возникновением выплавки рудных металлов зародилось металловеденье и в какой-то степени химия. Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии.

Начатки обществоведческих, прежде всего исторических, знаний по-прежнему были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего.

С зарождением государства и права стали возникать правовые знания. Они также еще переплетались с психологическими установками общинно-родового быта, религиозными представлениями и т.д.

В эпоху политогенеза появились новые виды искусства, а искусство в целом стало дифференцироваться на элитарное и простонародное.

Возникла монументальная архитектура. Появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, которые, как это прослеживается в древних Месопотамии и Египте, прямо связаны с выделением крупных вождей. С вождями или выдающимися воинами по большей части связано и появление монументальной скульптуры – надгробных статуй.

Выделение ремесла сопровождалось замечательным расцветом прикладного искусства, лучшие образы которых опять-таки создавались для нужд вождей. Это были изукрашенная одежда, ювелирные изделия, дорогое оружие, домашняя утварь и т.п. Получили распространение художественное литье, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом, черепаховым щитом и т.д. Начальный этап художественной обработки металла отражен в искусно выкованных и гравированных тотемными знаками медных пластинах северо-западных индейцев, расцвет – в знаменитых скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистическими или условными изображениями людей, животных, растений.

Что касается религии, развивалась вера в личных покровителей, чаще всего известная как нагуализм (область современного магического эзотерического знания, магическое учение толтеков (Живший до ацтеков в Мехико народ, положивший первое начало искусств и земледелия в этой стране)). С распространением земледелия и скотоводства утвердились культы плодородия. Для них характерны эротические обряды и человеческие жертвоприношения, символизирующие передачу земле половой потенции человека, а также связанные с земледельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов.

С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей – жрецов. Если некогда культовые способности в принципе признавались за всеми или по крайней мере за многими членами коллектива и соответствующие функции обычно выполнялись лидерами лишь как его представителями, то теперь эти способности приписывались лишь определенным лицам, считавшимся обладателями сильных предков-покровителей, чудесных качеств, тайных знаний и т.п. В связи с этим даже получила развитие особая форма религии – шаманизм, состоящая в выделении определенных лиц – шаманов, которым приписывается способность путем приведения себя в состояние экстаза вступать в непосредственное общение с духами.

В эпоху политогенеза религия впервые стала не только превратным миропониманием, но и средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.

21. Понятие «Древний Восток»: историческая география и хронологические рамки истории. Историческая география . Понятие «Древний Восток» - научный термин, сложившийся в Европе в XVIII – XIX веках. Наука, занимающаяся историей Древнего Востока, называется - Ориенталистика (Востоковеденье). В этот период времени относили страны Ближнего и Среднего Востока: Палестина, Сирия, Египет, Месопотамия, Иран и страны Южной и Восточной Азии. В ХХ веке к понятию «Древний Восток» стали относить и страны Юго-Восточной Азии, Средней Азии, Закавказья. Территориальные границы стран Востока очень обширны, их нельзя свести к какой-то одной цивилизации.Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.В древности на этой территории существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государство Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Древний Восток – это совокупность нескольких цивилизационных центров: - Египетский (Североафриканский - Египет) ; - Месопотамский (Ближний Восток); - Иранский (в древние времена под Иранским центром понимали Персию, однако потом понятие «Иранский центр» включало не только Персию); - Индийский (Южно-азиатский – Индия); - Китайский (Дальневосточный – Китай).

Вокруг каждой страны находились страны-спутники. На определенном этапе развития страны-спутники становились независимыми (например, Аравия – страна, которая со временем стала центром Арабского Халифата). Страны-спутники крупнейших цивилизаций Древнего Востока : 1) Египетский : Эфиопия, Ливия, Судан (Нубия). 2) Месопотамский : Аравия, Сирия, Закавказье, Малая Азия, Финикия, Палестина. 3) Иранский : Афганистан, Парфия (Туркмения + Иран), Хорезм (Западная часть Узбекистана со стороны моря), Бактрия (Узбекистан), Согдиана (северный Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан).Парфия считала себя наследником Иранской цивилизации.Иранский центр был достойным соперником Римской империи. Обе державы соперничали за Великий шелковый путь. 4) Индийский : Цейлон (Шри Ланка: никогда не входил в Индию, тем не менее, испытывал культурное и религиозное влияние), Бирма (восточнее Индии: язык – китайский, а культура – индийская), Таиланд, Непал, Камбоджа, Малайзия (Малакка; ислам пришел лишь в XV веке, есть влияние буддийской культуры). 5) Китайский : Вьетнам (юг), Корея (запад), Туркестан (восток; китайцы называют Синьцзян; население говорило либо на тибетских языках, либо на тюркских.

Хронологические рамки истории. В отличие от нашей современности, ни в одной из стран Древнего Востока не существовало единой исходной даты, от которой можно было отсчитывать время и отталкиваться при точной фиксации происходящих событий. Точкой отсчета истории считается время появления древнейших государственных образований: приблизительно 5000 лет назад (XXXI – XXX века до нашей эры). Самые древние государства возникли в разных частях Востока: Египет (долина Нила), Шумер (Евфрат и Тигр), Протоиндийское государство. Точкой отсчета истории Дальнего Востока является образование Китайского государства (4 тысячи лет назад). С XVIII века до нашей эры начинается история Китайского государства (Шань-Инь – первая династия).Завершением древней истории стран Востока является приход Александра Македонского (IV век до нашей эры). Древняя история Индии и Китая изучается до V века до нашей эры, условный рубеж – Великое переселение народов: рухнула Китайская стена, гунны добрались в Индию и переняли индийскую культуру.Рубеж V век до нашей эры важен, но не всеми цивилизациями признан. Китай – с XXX века по V век до нашей эры, Египет – с XX века до IV век до нашей эры.

Таким образом, в исторической науке нет общепринятых критериев, по которым можно четко определить хронологические рамки истории Востока в целом, то есть у каждой цивилизации есть своя точка отсчета и своя точка завершения существования цивилизации. Попытки общей цивилизации условны, хотя многие истории используют эту периодизацию:

    эпоха ранней древности (3 и 2 тыс. до н. э.). Археология: энеолит и бронза. Возникают самые первые цивилизации.

    Эпоха расцвета древних цивилизаций Востока (со 2 и 1 тыс. до н. э. до конца 1 тыс. до н. э.).

    Эпоха поздней древности (с конца 1 тыс. до н. э. до середины 1 тыс. н. э.). Древние цивилизации переживают кризис: некоторые распадаются.

Выделяться на фоне других людей человек может по-разному, в зависимости от его умственных способностей и соответствующих этим способностям желаниям. Однако человеку с действительно незаурядными умственными способностями, надобности в признании и исключительности нет, такие люди меняют все вокруг себя, включая образ мышления и мировосприятия других людей. Тему умственных способностей я затрагиваю не случайно, учитывая растущее ко мне количество обращений именно людей недовольных собой, я решил несколько углубиться в этот вопрос и для некоторых возможно расставить все по своим местам. Уверен, что те кто вдумчиво вчитаются в эту статью, поймут суть определения умственных способностей человека, что несомненно скажется на самооценке таких людей и их дальнейшем образе мышления. Прежде всего человек просто не может быть недоволен самим собой, у нас так просто принято говорить, когда результаты нашей деятельности, да и жизни в целом, нас не удовлетворяют в полной мере, или не удовлетворяют вовсе.

А не довольны мы можем быть именно результатом, который, несмотря на то, что является результатом нашей умственной деятельности, все же не является полностью предсказуемым ни при каких условиях. Думаю что для многих является очевидным тот факт, что сила любого человека заключается в его умственных способностях, я уже писал об этом, причем неоднократно, так что доказывать данную аксиому не буду, а сосредоточу ваше внимание именно на тех самых способностях нашего мозга, которые мы называем умственной деятельностью. Результат нашей умственной деятельности, в зависимости от его успешности, то есть от того насколько достигнутая цель, соответствует поставленной, конечно же является показателем умственных способностей человека, но не единственным, так как есть еще показатель того, что вообще определяет вашу цель. Часто ко мне обращаются люди, недовольные итогами своей жизни, но вместе с тем имеющие достаточно неплохой образ мышления, они конструктивны, прагматичны, рассудительны, и в принципе могут для себя решить ряд задач которые ставят.

В одном проблема – сама постановка задач является неверной, плюс, порядок выполнения этих задач также ошибочен. Разумеется на нашей психике существенно сказывается не только негативный результат к которому мы приходим, но и сам процесс мышления, который нам не понятен, ведь если действовать по инструкции, то не вникаешь в смысл того что делаешь, а так у нас поступают многие. Суть работы человеческого мозга, заключается в высчитывании, это по сути тот же компьютер, только более совершенный. Учитывая тот факт, что мир у нас является сплошной математикой, что все в нем поддается расчетам, и устроено все по определенным алгоритмам, становится понятно почему так важен именно мозг, ведь более никакой другой орган человека возможностью проводить расчеты не обладает. Даже та же интуиция не более чем неосознанный процесс расчетов мозга, не контролируемый нами, от того и столь слабый. Но для работы любого компьютера, в том числе и такого сложного как человеческий мозг, необходимы данные, что мы в свой мозг загружаем, то он и обрабатывает, тратя на это свои мощности и наше время.

Данные же в свою очередь поступают к нам из внешнего мира, собственно для этого нам и необходимо обучение. И никакое чтение информационного поля или фона, что исповедуется в восточной философии и других эзотерических источниках, не дает столь необходимой информации, как это делает внешний осязаемый и понимаемый благодаря нашим органам восприятия мир. От рождения человек имеет набор базовых данных в виде инстинктов, которые посредством обработки его пока еще не очень развитого мозга, помогают ему адаптироваться в этом мире и включиться в процесс развития. Процесс этот может проходить у разных людей по-разному, кто-то находится в более адекватной и более информативной среде, кто-то в менее благоприятных условиях для развития, отсюда и разные уровни умственных способностей. Если человек родился без каких-либо умственных и физических патологий, если он полностью здоров, это уже успешный и очень умный человек, точнее образец такого человека, ведь дальше идет загрузка данных в его голову, и вот это уже самый важный процесс.

Суть любого обучения сводится, во-первых, к принуждению мозга выполнять свою работу, то есть, правильно воспринимать информацию, проводить необходимые для ее структурирования расчеты, анализ, а во-вторых, к загрузке в свою базу данных информации из вне, к ее запоминанию, не просто к пропусканию через себя. Эту информацию человек потом будет использовать как при планировании своих действий, так и для распознавания того, что он наблюдает. Когда человек думает, он занимается расчетом посредством своего головного мозга и имеющейся информации, обрабатывая при этом как имеющуюся у него в голове информацию, так и поступающую, в режиме реального времени или недавно поступившую. Сигнал из вне является тем самым импульсом, который требует ответа, и такие информативные импульсы мы получаем постоянно, выдавая на них свой ответ в виде реакции. То есть заранее готового ответа, или же в виде итога своих вычислений, который понятное дело всегда будет более адекватным, нежели более или менее подходящий ответ. В общем рассказывать о столь очевидных вещах, но к сожалению не всеми понимаемыми я могу очень долго, ведь как вы сами понимаете дорогие друзья, по логической цепочке можно продолжать разбирать нашу умственную деятельность очень долго и основательно.

Такой разбор я произведу в других своих статьях, а вот для этой статьи пора подводить итог сказанному, дабы люди имеющие представление о своих умственных способностях, воспринимали их правильным образом и правильно ими пользовались. Суть заключается в том, что каким бы вы себя не считали человеком, с точки зрения ваших умственных способностей, вы на самом деле умные люди, в том плане что ваш мозг может выполнять те же самые алгоритмические функции, что и мозг самых великих людей, насколько бы великими они не были. Разница может быть лишь в тех данных, коими вы располагаете в сравнении с остальными людьми, и в вашем желании вообще думать. Поскольку процесс умственной деятельности, когда мозг производит различные расчеты сам по себе очень сложный, требует много энергии, времени и напряжения, этим процессом занимаются очень не многие, заменяя понятие думать, задавать вопросы и искать на них ответы, правильные причем ответы посредством расчетов, перебором уже имеющихся в голове данных. Вот такой вот перебор, это то же самое, что перечитывать старую книгу по нескольку раз, с целью вытащить из нее что-то новое, что кстати, иногда очень хорошо получается сделать.

Но это сам по себе не расчет, расчет должен иметь больше данных и посредством обработки таких данных выдавать совершенно новый результат, так как каждая новая ситуация в нашей жизни, в определенной степени уникальна. Учитывая выше сказанное, вы как и я в принципе не можете признавать авторитетов в этой жизни, их просто нет, в своем роде каждый из нас уникален и прежде всего для себя самого. Имея тот же набор данных что и человек обладающий незаурядными способностями, используя свой мозг, ставя перед ним задачу по достижению того или иного результата, вы можете повторить путь абсолютно любого гения, или пройти свой собственный. Что до самого желания, тему которого я также затронул в начале статьи, то оно также формируется из ваших врожденных качеств и соответственно ваших жизненно необходимых потребностей, плюс на него оказывают влияние внешние факторы. Поэтому при выборе, а все в этой жизни основывается именно на вашем выборе в плане итого результата, достичь который уже вопрос технический, мы руководствуемся отталкиваясь от естественных потребностей либо в большей либо в меньшей степени.

То есть поставить перед собой глупую по своей природе цель, можно руководствуясь неверными представлениями о внешнем мире, сами по себе умственные способности в таком случае выражены лишь в загруженных в голову человека данных. Неверность таких данных может быть понята человеком либо на интуитивном уровне, что кстати часто происходит, либо посредством опыта, своего или чужого, это уже от зависаний вашего мозга зависит, о чем я напишу как-нибудь в другой раз. В общем, чтение умных книг и общение с добившимися определенного успеха в жизни людьми, как было, так и остается самым лучшим способом загрузиться полезными для жизни человека данными, обрабатывая которые и руководствуясь которыми, можно значительно увеличить число успешно поставленных и успешно выполненных задач, причем таких задач, которые реально делают жизнь человека лучше. Еще хотелось бы добавить несколько слов о скорости мышления, тоже ведь согласитесь не маловажный фактор, который между тем тренируется в течении всей жизни.

В общем, подобно мышцам человека, мозг будет работать настолько быстро насколько это войдет в его привычку, следовательно тренировать мозг необходимо как можно чаще, ставьте перед собой задачи и ищите способы эти задачи решить, только вот для собственного блага, ставьте задачи влияющие на вашу жизнь, то есть приносящие конкретные полезные результаты. Вот собственно вам и разбор незаурядных умственных способностей человека, которые на самом деле не являются, не каким-то там даром, не чем-то еще исключительным, чем обладают некоторые люди, а не все. Даже люди имеющие физиологические дефекты от рождения или получившие их в течении жизни, могут жить полноценной жизнью, в плане умственных способностей, так как недостающие части мозга замещаются другими, что неоднократно было доказано в ходе экспериментов, и подтверждено примерами из жизни. Можете ли вы дорогие друзья после этого так сказать париться в отношении себя и своих способностей, могут ли у вас быть комплексы перед другими?

Да конечно же нет, ведь если что-то у вас не ладится, то это не приговор, самая сильная ваша часть – ваши умственные способности, в любой момент могут быть вами перенастроены и вы можете решить любую поставленную перед вами задачу. Самой основной проблемой многих конечно является нежелание использовать свой мозг и несоответствующие реальному миру данные, обработка которых также приводит к ошибкам и как следствие к не тем результатам, которые должны были бы быть согласно желаниям человека. Да и сами желания часто ошибочны, и являются навязанными, ведь если у вас нет своего представления о чем-либо, вы будете руководствоваться чужим, которое отвечает, прежде всего, интересам своего автора. Учитесь и еще раз учитесь, учитесь правильным и нужным в жизни вещам, общайтесь с умными людьми, ориентируйтесь на сильных, и конечно же обрабатывайте всю загруженную в себя информацию, и кем бы вы ни были в данный момент по жизни, это не будет иметь никакого значения для того, кем вы захотите стать.

Любая проблема, любые задачи будут вами решаться с учетом ваших интересов, от ошибок вы тем не менее застрахованы не будете, им всегда есть место в жизни, но это и не так страшно, ведь сама по себе ошибка это ведь тоже результат, только другой результат, не тот который вы планировали. Сравните свое мышление по представленному мною шаблону, найдите неисправность и устраните ее, основные качества мышления, коими мы так восхищаемся, есть у всех. Неисправностью могут быть только отдельные части, такие как информация, которой вы руководствуетесь или её отсутствие, ну и лень конечно тоже, как я уже сказал, нежелание думать – это проблема.

Незаурядность … Орфографический словарь-справочник

Исключительность, необыкновенность, недюжинность, феноменальность; яркость, редкостность, блистательность, необычность, замечательность, крупность, видность. Ant. заурядность, обыкновенность, обычность, банальность Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

НЕЗАУРЯДНЫЙ, ая, ое; ден, дна. Необычный, выделяющийся среди других. Незаурядные способности. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Незаурядность, незаурядности, незаурядности, незаурядностей, незаурядности, незаурядностям, незаурядность, незаурядности, незаурядностью, незаурядностями, незаурядности, незаурядностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

Банальность заурядность стандартность стереотипность шаблонность избитость … Словарь антонимов

незаурядность - незаур ядность, и (к незаур ядный) … Русский орфографический словарь

незаурядность - Syn: исключительность (усил.), необыкновенность, недюжинность, феноменальность (кн., усил.) Ant: заурядность, обыкновенность, обычность, банальность … Тезаурус русской деловой лексики

незаурядность - см. незаурядный; и; ж. Незауря/дность личности. Незауря/дность способностей, ума, таланта … Словарь многих выражений

Незаурядность нетривиальность … Словарь антонимов

Незаурядность нестандартность … Словарь антонимов

Книги

  • Дали и Я , Милле Катрин. Новая книга известной французской писательницы и искусствоведа Катрин Милле посвящена "великому и ужасному" Сальвадору Дали, человеку, который не только выстроил миф о самом себе, но и…
  • Маркиза Помпадур. Королева будуара , Сергей Нечаев. Маркиза Помпадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль не только во Франции, но и во всей Европе. Почти двадцать лет она была фавориткойкороля Людовика XV. Однако…

Похожие публикации