«Лирическая героиня в поэзии Ахматовой. Образ лирической героини в поэзии А.А.Ахматовой Что значит любовь для лирической героини Ахматовой
Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологическому складу и социальному положению женщин. Это и юная девушка в ожидании любви (“Молюсь оконному лучу”, “Два стихотворения”), и уже зрелая женщина, поглощенная любовью-борьбой,
и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить (“Сероглазый король”, “Муж хлестал меня узорчатым…”), и крестьянка, и бродячая циркачка, и отравительница, “бражница и блудница”. Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с любимым. Трагична участь женщины-поэта. В стихотворении “Муза” она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий
царский дом
И Петропавловскую крепость.
Прочитайте стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”, “Сероглазый король”. Каким настроением проникнуты эти стихи? Какие художественные приемы использует автор?
Один из приемов – передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единичных бытовых деталях. В стихотворении
“Сжала руки под темной вуалью…” передаются судорожные движения лирической героини, пытающейся удержать любовь и любимого (“Уйдешь, я умру”). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, сказанная “спокойно и жутко”) “Не стой на ветру”, которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситуации. “Сероглазый король” – одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к “сероглазой” дочери. В этом стихотворении поэтесса обращается к разговорной речи, почти афористичной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихотворения, передается нежное чувство, тоска, ревность, любовь, печаль, т. е. раскрывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация “Дочку мою я сейчас разбужу, \ В серые глазки ее погляжу”. Итог стихотворения: “Нет на земле твоего короля”.
Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаический рассказ, иногда прерываемый отдельными эмоциональными возгласами. И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.
Прочитайте строки из записных книжек Ахматовой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: “Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта”; “Поэт не человек – он только дух \ Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух, \ Все видит, слышит, всем владеет…”. Каким Ахматова видит предназначение поэта? Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, художник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его духовный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает значительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом благодаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Иннокентию Анненскому и другим поэтам серебряного века.
Прочитайте стихотворения “Уединение”, “Муза”. Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахматовой?
Муза Ахматовой тесно связана с пушкинской музой: она смуглая и подчас веселая. В стихотворении “Уединение” звучит мотив избранничества поэта. Искусство поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страстную благодарность жизни, вдохновляющей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяжелые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глазами. Уединение – это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихотворения: “Так много камней брошено в меня, \ Что ни один из них уже не страшен…” К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.
И вместе с тем муза Ахматовой – это муза вечная, “милая гостья с дудочкой в руке”, приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемственности своего творчества.
Прочитайте стихотворение “Родная земля”. Определите его тональность. Какие мотивы вы можете выделять в этом стихотворении? Какие разные значения слова “земля” звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках?
В стихотворении Ахматовой “Родная земля”, относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность представления о земле в буквальном смысле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Автор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. “Грязь на калошах”, “Хруст на зубах”, месиво, крошки – не только отягощающие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В последних строках земля приобретает высокий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, продолжающегося уже в слиянии его с землей и в физическом и в духовном смысле. Слово “своей” символизирует это единение человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.
К. Чуковский писал: “Тихие, еле слышные звуки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу”. Выскажите ваши впечатления от знакомства с лирикой Ахматовой.
Лирика Ахматовой зачаровывает своими тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бытовой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэзии. Говоря о тайне и ее понимании поэтессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею созданных.
Двадцать первое, ночь, понедельник…
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили. Так и живут.
Ждут свиданья, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна.
Да почиет на них тишина.
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Здесь не одна тайна. Прежде всего, тайна любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает человека “больным”, приобщенным к новому видению. Тайна почему-то открывается лирической героине двадцать первого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И наконец, игривое, “сочинил же какой-то бездельник”.
Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахматовой “острой и хрупкой”. Как вы поняли это определение?
Острая – значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания человека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая – значит, мужественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагического века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произведения Ахматовой острыми, например “Мне голос был…”, “Не с теми я…”, “Реквием”, “Поэма без героя”. Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим – иначе произведение разрушится. В стихах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.
Глоссарий:
- что значит любовь для лирической героини ахматовой
- анализ стихотворения ахматовой любовь
- ахматова сероглазый король анализ
- что значит любовь для лирической героини Ахматовой?
- прочитайте стихотворения сжала руки под темной вуалью
Другие работы по этой теме:
- Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А. А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, “конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном...
- За “спокойствием” лирической героини стихотворения скрывается беспредельная любовь к Родине, ощущение единения с Отечеством, готовность к самопожертвованию ради него. Хотя голос “утешно” призывает ее оставить...
- Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н.А. Некрасова “Тройка”? Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в...
- 1. Образы лестницы и перчатки. 2. Шепот осеннего клена. 3. Прощальная песня встречи. Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает еще слабее. Л....
- В стихотворения Анны Ахматовой “Приморский сонет” поднимается тема жизни и смерти. Лирическая героиня произведения, осознающая, что ничто не вечно, задумывается о неизбежно приближающемся конце ее...
- “Муза” (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе “милой гостьи с дудочкой в руке”. Сон...
- Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.... “Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, писал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это...
.
Ахматова. Что значит любовь для лирической героини Ахматовой?
- Что значит любовь для лирической героини Ахматовой?
- Прочитайте стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король». Каким на-строением проникнуты эти стихи? Какие художест-венные приемы использует автор?
- Прочитайте строки из записных книжек Ахма-товой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: «Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта»; «Поэт не чело-век — он только дух / Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух, / Все видит, слышит, всем вла-деет…». Каким Ахматова видит предназначение поэта?
- Прочитайте стихотворения «Уединение», «Му-за». Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахма-товой?
- Прочитайте стихотворение «Родная земля». Определите его тональность. Какие мотивы вы мо-жете выделять в этом стихотворении? Какие разные значения слова «земля» звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках?
- К. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные зву-ки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже ог-ромного чувства она пользуется мельчайшими, по-чти неприметными, микроскопически малыми об-разами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатле-ния от знакомства с лирикой Ахматовой.
- Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахмато-вой «острой и хрупкой». Как вы поняли это опреде-ление?
Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любов-ной поэзии Ахматовой характерен глубо-кий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего ми-ра совершенно различных по психологическому складу и социальному положе-нию женщин. Это и юная девушка в ожи-дании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая жен-щина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорча-тым…»), и крестьянка, и бродячая цир-качка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с лю-бимым. Трагична участь женщины-поэ-та. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщи-ны-поэта:
Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость.
Один из приемов — передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единич-ных бытовых деталях. В стихотворении
«Сжала руки под темной вуалью…» пере-даются судорожные движения лириче-ской героини, пытающейся удержать лю-бовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, ска-занная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситу-ации. «Сероглазый король» — одно из са-мых популярных стихотворений Ахмато-вой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращает-ся к разговорной речи, почти афористич-ной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихо-творения, передается нежное чувство, то-ска, ревность, любовь, печаль, т. е. рас-крывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля».
Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаиче-ский рассказ, иногда прерываемый от-дельными эмоциональными возгласами.И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.
Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, худож-ник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его ду-ховный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает зна-чительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом бла-годаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Инно-кентию Анненскому и другим поэтам се-ребряного века.
Муза Ахматовой тесно связана с пуш-кинской музой: она смуглая и подчас ве-селая. В стихотворении «Уединение» зву-чит мотив избранничества поэта. Искусст-во поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страст-ную благодарность жизни, вдохновляю-щей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяже-лые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глаза-ми. Уединение — это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихо-творения: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не стра-шен…» К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.
И вместе с тем муза Ахматовой — это муза вечная, «милая гостья с дудочкой в руке», приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемст-венности своего творчества.
В стихотворении Ахматовой «Родная земля», относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность пред-ставления о земле в буквальном смыс-ле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Ав-тор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. «Грязь на калошах», «Хруст на зубах», месиво, крошки — не только отягощаю-щие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В по-следних строках земля приобретает высо-кий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, про-должающегося уже в слиянии его с зем-лей и в физическом и в духовном смысле. Слово «своей» символизирует это едине-ние человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.
Лирика Ахматовой зачаровывает свои-ми тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бы-товой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэ-зии. Говоря о тайне и ее понимании поэ-тессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею создан-ных. Материал с сайта
Двадцать первое, ночь, понедельник… Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили. Так и живут. Ждут свиданья, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна. Да почиет на них тишина. Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.
Здесь не одна тайна. Прежде всего, тай-на любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает чело-века «больным», приобщенным к ново-му видению. Тайна почему-то открыва-ется лирической героине двадцать пер-вого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И нако-нец, игривое, «сочинил же какой-то без-дельник».
Острая — значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания че-ловека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая — значит, му-жественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагиче-ского века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произ-ведения Ахматовой острыми, например «Мне голос был…», «Не с теми я…», «Реквием», «Поэма без героя». Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим — иначе произведение разрушится. В сти-хах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- какие художественные средства использованы в стихотворении ахматовой как белый камень?
- аа ахмаова все ме видис
- прочитайте строки из записных книжек ахматовой в которых готовится о назначении и месте поэта в обществе
- какие художественные приемы использует рубцов в стихотворении родная деревня
- анализ стихотворения ахматовой 21 ночь понедельник
Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологи-
ческому складу и социальному положению женщин. Это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая женщина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым...»), и крестьянка, и бродячая циркачка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с любимым. Трагична участь женщины-поэта. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине - нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость.
Ответы:
Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологи- ческому складу и социальному положению женщин. Это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая женщина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым...»), и крестьянка, и бродячая циркачка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с любимым. Трагична участь женщины-поэта. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщины-поэта: Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине - нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость.
Я научила женщин говорить.
А. Ахматова.
А.А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». По выражению А.Коллонтай, Ахматова создала «целую книгу женской души». Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как я ей благодарна…»
Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи. В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, своё отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете.
Вот она признаётся в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй её любовью был Блок:
Любовникам всем моим
Я счастие приносила.
Один и сейчас живой,
В свою подругу влюблённый,
И бронзовым стал другой
На площади оснеженной.
Вообще, образ женщины – героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб:
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Стихи Ахматовой – «многим» (именно так она озаглавила одно из них), потому что её героиня:
Я - отраженье вашего лица.
Потому что при всём многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни – любовь.
Любовь – самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и её лирическая героиня. Стихия женской души находит своё выражение именно в любви. «Великая земная любовь» – движущее начало ахматовской лирики, суть её лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное:
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Поэтому каждое признание – как боль, как крик души:
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна». Поэтому так много у поэтессы стихов – своеобразных лирических новелл с неожиданным концом («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Любовь Ахматовой – это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь – забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» – вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России:
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Любовь к Родине – это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба (была любовь-страсть, любовь-разлука и много, много другой любви), но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда. Любовь к Родине – это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
И поэтому образ лирической героини в стихах, посвящённых Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, её характер – кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой. Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней (или героинями), вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев.
И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую – поэтическую – миссию. Видимо, отсюда стихи – самоотчёты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат её строки:
Чашу с тёмным вином
Подала мне богиня печали.
Но стихи Ахматовой, образ её лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…