Энциклопедия пожаробезопасности

Урок-размышление по произведению Л.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева. план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему. Краткосрочный план по литературе на тему Л.Н. Толстой. «Детство

Срочно план рассказа Детство Горького

  • 1 1.
    Превосходная должность быть на земле человеком
    утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
    2.
    Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их
    отличительной способностью является то, что в них герой Горького борец. Вера
    в человека, способного на самопожертвование составляет одно из свойств
    гуманизма писателя (на примере Макара Чудры).
    2.1.
    Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои
    реализуют себя.
    В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи
    задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных
    кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и
    бросали их в костер раздувая пламя.
    Окружавшая нас тьма осенней ночи
    вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева безграничную
    степь, справа бесконечное море, и прямо против меня фигуру Макара Чудры,
    старого цыгана
    В рассказанном:
    Вот из темноты
    Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно.
    Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре
    красавцев цыган
    по степи в темноте ночи
    2.2.
    Связь реального действующего лица с легендарным героем.
    Главные жизненные утверждения
    Его рассказ о давнем былом
    приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и
    прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств,
    неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но
    путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.
    (Н. Наумова)
    2.2.1.
    Макар Чудра
    Ведомаволя? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит
    его сердце? Он раб и все тут!
    Живи, и все тут. И похаживай, да
    посматривай кругом себя, вот тоска не
    возьмет никогда
    2.2.2.
    Радда и Зобар
    Он любил только коней и
    ничего больше, и то недолго поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и
    возьми. У него не было заветного нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его
    из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было.
    Никогда я никого не любила, а тебя
    люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя
    2.3.
    Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей
    воли
    Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!
    Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в
    голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали
    кудри, и не видно было его лица.
    Было тут над чем плакать
    В жизни всегда есть место подвигам
    2.4.
    Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как
    запомнишь, – век будешь вольной птицей
    Герои сказания служат примером для
    подражания истинно свободному человеку.
    3.
    Заключение
    Человек это звучит гордо
    Реферат на тему превосходная должность быть на земле человеком очерк жизни и творчества. Утверждение гуманизма в рассказе распутина уроки французкого. План одного из уроков по изучении повести Горького Детство. Рассказ Распутина уроки француского Москва Россия Москве. План к произведению Распутина уроки французского. Характеристика главного героя уроки французского. Как составлять плпн по описанию главного героя. Главные герои из рассказа М Горький Детство. Главные герои в рассказе горького детство. План сочинения на тему детство горького. План рассказа МАксима ГОрького детство. Урок по литературе творчества горького. План к произведения М Горький Детство. Цитатный план что такое цитатный план. План к рассказу М Горького Детство.
  • Вот)1. Приезд Алеши с матерью в дом деда Каширина после смерти отца. 2. Жизнь и взаимоотношения в семье деда. 3. Жизнь после пожара.

Предмет: русская словесность

Класс 7

Тема: Л .Н. Толстой. «Детство» (главы). Композиция первой части трилогии. Образ Николеньки и другие образы-персонажи. Мастерство Л.Н. Толстого в передаче внутренних переживаний героев.

Цель обучения продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главами из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Задачи 1. Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести.

2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения чувств своих героев.

3. Воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование

Оргмомент..

Мобилизация внимания

Объединение в группы

пазлы

Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече?

Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО?

Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.

( Ответы детей)

На экране слова: КРАСОТА,ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА,СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧ НОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬ- НОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

Повторение изученного материала

Объяснение нового материала

Актуализация знаний. -Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

Верно.

Это Лев Николаевич Толстой.

(Слайд)

- Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

- Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

Работа в группах (карта группы, индивидуальная кара ученика)

Акула, Прыжок,Филипок, Лев и собака(рассказы) Старый дед и внук (басня)

Работа в группах

Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.

Формативное

самооценивание

Критериальное оц.

Раздаточный материал

Знакомство с новым произведением.

Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия.

- Мы прочитаем лишь несколько глав из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе). Трилогия автобиографическая.

Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?

Это возраст от рождения до 10 лет. -это подростковый возраст от 11 до 14 -это возраст человека от 15 до 21 года.

Ответы учащихся Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

самооценивание

Критериальное оц.

(слайд)

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

Физкульт минутка 3

(русская народная игра)

Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя « ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

упражнения

Определение темы урока

Детство

Какова тема нашего урока? «Человек и окружающий мир в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого - Как бы вы определили особенности художествен-ного мира трилогии? Можно ли назвать этот мир фантастическим?

Ребята вы знаете, что Казахстан принимает участие в международном исследовании пиза функцион грамм.(работа с текстом )

Сейчас вы будете работать в группах, у каждой группы своё задание

. -Какую роль играют в жизни ребенка встречи с разными людьми ?

- Назовите имена персонажей повести. Почему в названия многих глав вынесены имена образов-персонажей?

«Человек и окружающий мир в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого

Поисковая работа по тексту учебника

3 -4 -5 -6 -7 абзац

Ответы учащихся

Карл Иваныч, Маман, Папа, Гриша, Наталья Савишна, Ивины

Каждая группа дает представление о своем персонаже

самооценивание

Формативное

Учебник

с.231-233

ТО

слайды пр. Перепелицина К.

Защита презентации

Каждая группа дает свой ответ

Другие оценивают

Формативное

Критериальное

Суммативное.

Рефлексия

Учащиеся пишут рефлексию

Сдают карточки и рефлексию

Суммативное.

Дом. зад

Написать сочинение- рассуждение

«Что дало мне чтение повести «Детство»?

План пересказа

1. Утренние занятия братьев Иртеньевых.
2. Отец сообщает детям, что они поедут в Москву. Обида Карла Ивановича.
3. Семья Иртеньевых едет на охоту.
4. Вечер в кругу семьи.
5. Отец с двумя сыновьями и Карлом Ивановичем едет в Москву.
6. Подарки и приезд гостей по случаю именин бабушки.
7. Бал. Николенька влюбляется в Сонечку Валахину.
8. Мать сообщает о своей болезни и о приближающейся смерти.
9. Похороны матери. Николенька осознает, что счастливая пора детства закончилась.

Пересказ

12 августа 18... года — обычный день в доме графа Иртеньева в селе Петровском. Детей, десятилетнего Николеньку, от имени которого ведется повествование, и его старшего брата Володю будит в семь часов утра их учитель — старый немец Карл Иваныч. Пустяковый эпизод — убитая Карлом Иванычем муха падает на голову нежащегося в постели Николеньки — наводит мальчика на мысль, что учитель злой человек. Но вот Карл Иваныч щекочет Николеньку, и теперь он думает, что был несправедлив к доброму, любящему его учителю (Николенька вообще склонен к внимательному анализу поведения людей и событий окружающего мира, пусть он и не всегда приходит к правильным выводам).

Мальчики идут здороваться с маменькой Натальей Николаевной, сидящей в гостиной и разливающей чай. Здесь же их одиннадцатилетняя сестра Любочка уже играет на рояле под присмотром своей Гувернантки Марьи Ивановны, которую в семье зовут Мими. Матушка разговаривает с ними на двух языках — русском и немецком, который она знает в совершенстве. Затем мальчики идут здороваться с отцом, Петром Александровичем. В кабинете они становятся свидетелями разговора отца с приказчиком Яковом. Выясняется, что основной доход в семье поступает из деревни Хабаровки, принадлежащей матери. Затем отец сообщает, что им пора серьезно учиться, поэтому сегодня в ночь он берет их с собой в Москву, а Карлу Иванычу придется покинуть их дом.

Карл Иваныч, добрый и беспредельно любящий семью Иртеньевых человек, очень расстроился. Он счел себя несправедливо обиженным и был во время уроков очень не в духе. За обедом отец выражает матери свое недовольство тем, что она привечает юродивых. После обеда всей семьей поехали на охоту — мужчины верхом, женщины в коляске. Собаки выгнали зайца прямо на Николеньку, но он оплошал, отпустил свою собаку раньше времени, и заяц ускакал. После охоты был пикник. Мальчики и Любочка с Катенькой, дочкой Мими, играли в Робинзона, о котором только что прочитали. Наблюдая за Катей, Николенька ощутил что-то вроде первой любви.

Домой приехали, когда уже смеркалось. Вечером дети рисовали, мать играла на рояле Бетховена и Фильда. Отец объявил, что решил взять Карла Иваныча в Москву. Все были очень рады этому, потому что любили и жалели старого учителя. На следующий день мальчики с отцом поехали в Москву, а Любочка с матерью остались в деревне. Прощание было грустным, все плакали, у Николеньки долго щемило сердце.

Через месяц после приезда в Москву, где они жили в доме бабушки, наступил день бабушкиных именин. Карл Иваныч и дети преподнесли ей подарки: учитель подарил красивую коробочку, сделанную собственноручно, Володя — рисунок, а Николенька сочинил длинное стихотворение, которое бабушке особенно понравилось. Затем стали приезжать с поздравлениями многочисленные гости, среди которых был пожилой князь Иван Иваныч. Николенька случайно услышал его разговор с, бабушкой и понял, что бабушка не любит отца, считает, что он не ценит доброту своей жены и предпочитает ее обществу клуб и карт.

Заехали и братья Ивины, ровесники Николеньки и Володи, в младшего из которых, Сережу, красивого, веселого, бойкого и сильного для своих лет мальчика, Николенька был по-детски влюблен, хотя и прекрасно видел его недостатки. Так, во время игры с Иленькой Грапом, сыном бедного иностранца, также приехавшего поздравить бабушку, Сережа сильно обидел и унизил Иленьку, слабого и тихого мальчика, что оставило глубокий след в душе Николеньки.

Вечером бабушка устроила бал. Николенька, забыв о своей обычной застенчивости и некрасивой внешности, веселился вовсю. Он влюбился в Сонечку Валахину, красивую девочку двенадцати лет, танцевал с ней и был так счастлив, что разлюбил Сережу Ивина.

Через полгода после бабушкиных именин мать прислала письмо, в котором сообщила, что тяжело больна, и просила их немедленно приехать в деревню, чтобы успеть попрощаться перед смертью. Они отправились на следующий день, однако по приезде застали матушку уже без сознания. Она лежала с открытыми глазами, но никого не узнавала. Около ее постели сидели доктор и няня Наталья Савишна, которая вырастила и ее, и всех ее детей. Все домашние были очень печальны. В этот же вечер в страшных муках мать умерла.

На другой день, вечером, стоя у гроба матери, глядя на ее любимое лицо и не видя его от слез, Николенька, не осознав еще произошедшего в полной мере, впервые проявил склонность к самоанализу. Ему казалось, что он не испытывает настоящего горя, а только тихую грусть, к которой постоянно примешивалось какое-то самолюбивое чувство, и мальчик презирал себя за это. Во время похорон все вели себя по-разному. Николенька плакал. Отец был очень бледен и с трудом сдерживал слезы, но выглядел при этом весьма эффектно, и Николеньке это почему-то не нравилось. Мими опухла от слез и, казалось, едва держалась на ногах, однако слезы ее были вызваны не только горем, но и чувством неуверенности в дальнейшей судьбе — своей и дочери. Лицо Любочки, мокрое от слез, выражало только детский страх. Володя был очень задумчив и стоял, устремив неподвижный взгляд в одну точку. Все посторонние, утешавшие отца, вызывали в Николеньке лишь досаду. Единственной, кто, по мнению мальчика, испытывала истинное горе, была Наталья Савишна, которая не плакала, а молилась. После похорон она не оставляла своих обязанностей по дому, но делала все машинально. Разговоры с ней, ее тихие слезы и спокойные набожные речи утешали Николеньку. Со смертью матушки мальчик осознал, что счастливая пора детства закончилась.

Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок любви, доброты и сострадания в жизни

Николеньки Иртеньева

(Урок - размышление по повести Л.Н.Толстого «Детство»)

Цели:

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;
  • фотографии о жизни писателя;
  • Иллюстрации учащихся;

Эпиграф:

А.С. Пушкин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание и возможно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье? Что есть смерть? Что такое Бег? И в итоге: - что есть жизнь, для чего жизнь? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н.Толстой, утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот родной дом, семья, её традиции, уклад.

Давайте и мы осмыслим взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, вместе с главным героем Николенькой Иртеньевым проанализируем его и свои поступки и ответим на главный вопрос: какие же уроки извлекает Николенька из своего детства.

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой и нами в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо», - писал В. Распутин в 1974 году.

А что мы знаем о семье, доме Льва Николаевича, детстве Толстого? Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (дневники).

Дневники: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности… не только не бесполезны, не даже необходимы и не для одних Сократов, а для всех».

«Если бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание».

«Необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать».

Учитель: - А как относится Толстой к детям?

Закончено чтение повести. Для того, чтобы легче было ориентироваться в тексте, вспомним героев повести.

III.Повторение . Учитель проводит викторину «Узнай героя»

Викторина: 1. У него совесть чиста и душа покойна.

Доброе немецкое лицо. Он один-одинешенек.

И никто-то его не приласкает, он сирота.

(Карл Иванович)

2. «какое редкое, чудесное создание была эта старушка»,

«Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

(Наталья Савишна)

3. Это не человек был, а ангел небесный.

(Наталья Николаевна)

4. Для него главное – удобство и наслаждение в жизни,

Живет для себя, для своих удовольствий,

Хотя по-своему любит жену и детей.

(Петр Александрович)

5. «При ней ни о чем нельзя было говорить:

Она все находила неприличным. Сверх того, она

Беспрестанно приставала: говорите же по-французски».

(Мими – Марье Ивановна)

6. Он никогда не улыбается. Его оригинальная красота

Поразила меня с первого взгляда.

Я почувствовал к нему непреодолимое влечение.

(Сережа Ивин)

7. Мальчик лет 13, худой, высокий, бледный, с птичьей

Рожицей и добродушно-покорным выражением.

(Иленька Грап)

8. Чудесная 12-летняя девочка в коротком открытом

Кисейном платьице, белых панталончиках и

Крошечных черных башмачках.

На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;

Головка вся была в темно-русых кудрях.

(Сонечка)

9. Знал, что нехорош собой, каждый намек

На наружность больно оскорблял,

Умные глаза, приятная улыбка, воображал,

Что нет счастья на земле для человека с таким

Широким носом, толстыми губами и маленькими

Серыми глазами, все отдал бы за красивое лицо.

(Николенька)

IV. Работа с текстом.

А как вы относитесь к тому, что мальчик переживает из-за своей некрасивости? (сочувствие)

Учитель: Перед нами прошло несколько дней из жизни меленького мальчика.

В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? (атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна)

Подумаем: мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье, наверное, и жизнь бы должна быть легкой, беззаботной и счастливой. Давайте «перелистаем» самые радостные, светлые эпизоды в его жизни: охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытие радости чистых молитв, первая влюбленность, первый бал.

А какие потрясения пережил Николенька? (угроза расставания с Карло Ивановичем, разлука с семьей, смерть матери).

Текст.

Учитель: - Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?

Домашнее задание : Домашним заданием было выписать из текста, когда было стыдно. Найти примеры изображения писателем тончайших переживаний героя.

  1. Эпизод с Карлом Ивановичем «Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!» А потом? «Какой он добрый и как нас любит, а мог так дурно о нем подумать!»
  2. Эпизод со скатертью. «Как Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку…. И Николенька начинает рассуждать о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление. А эта добрая старушка, переживая, что обидела мальчика, «дрожащей рукой» подала ему, чтобы загладить вину, гостинчик – две карамельки и одну винную ягоду.

- Зачем Толстой отмечает делать «дрожащей рукой? – Она боится, что её прогонят со службы? (Нет, ей от всего сердца жалко ребенка, она страдает от своей невольной грубости). И Николенька плачет: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; и я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

3. Эпизод с перчаткой на балу. Николенька объяснил, что «перчатка принадлежала Карлу Ивановичу, распространился иронически, какой он бывает смешной, когда снимает красную шапочку, и о том, как он раз в зеленой бекешке упал с лошади – прямо в лужу. «Все это было очень хорошо; но зачем я насмешкой отзывался о Карле Ивановиче? Неужели я потерял бы доброе мнение Сонечки, если бы я описал ей его с теми любовью и уважением, которые я к нему испытываю?»

4. Эпизод с Иленькой Грапом. Дети откровенно мучили этого слабого беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него, он, который мог «плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несут поваренок для супа».

Отчего же мучается Николенька, ведь он не издевался над мальчиком?

(не защитил слабого и обездоленного, попав под обаяние Сережи Ивина).

Откуда в человеке возникает желание мучить и унижать другого человека?

Почему такой добрый и честный Николенька принимает участие в этой постыдной забаве?

Как рождается в нем сострадание, раскаяние?

Можно ли загладить, забыть сделанное?

Какой след в душе оставляют такие забавы?

Могли б вы себя, своего друга представить на месте Иленьки? А Сережи?

Какая мысль объединяет эти эпизоды?

Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?

(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это – муки чуткой детской совести).

Можно ли назвать чувства Николеньки благородными (рождающими добро, благо)?

И да, и нет. Неблагородны, потому что Николенька совершает некрасивые поступки; а благородны, потому что он раскаивается потом, сожалеет о них, а самое главное – изменяется в лучшую сторону.

Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

Учитель: Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе.

Сочинение: «Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?»

Учитель: В повести, кроме Николеньки, есть еще дети. Что же отличает его от брата и сестры, друзей – сверстников?

(Стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков).

Вывод: Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а те, какие изменения по их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

В письме к брату Толстой писал: «Хочу узнать не только то, как ты живешь, но что занимает твои мысли».

Стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это – путь к познанию себя, людей, человечества.

Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

(Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, ставить чище, лучше душой).

Учитель: - Как вы понимаете смысл слова «уроки»? Закончите предложение: «С моей точки зрения, уроки – это…»

Запись на доске: Учебные часы в расписании;

Ростки доброты в человеке;

Опыт общения с учителем;

Выводы, жизненные наблюдения;

Изменения, духовный рост человека;

Итоги событий, раздумий, переживаний,

Поступков.

Учитель: Для писателя важен духовный опыт человека.

В народе говорят: «Жизнь учит».

А какие уроки получил главный герой «Детства»; Чему научили его близкие люди?

(-жить не для себя, а для других;

Любить людей, быть добрым;

Видеть в каждом человеке хорошее;

Защищать слабых и униженных;

Не врать;

Не поддаваться обаянию красивых мальчиков;

Уметь сострадать людям

Учили не уча, а образом собственной жизни).

Каждый ли ребенок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себе и претворить в жизнь? Мог ли так тонко чувствовать Володя или Сережа Ивин?

(Вряд ли, для этого необходимо обладать добротой, сердечностью, тонкостью, глубиной восприятия мира, как у Николеньки).

Учитель: Молитва в жизни главного героя.

5. Чтение эпизода. – О ком молится Гриша? О себе?

(Нет, о врагах своих, о матери и отце Николеньки, о детях).

Кстати, о чем молятся люди сейчас?

С чем в трудные моменты жизни обращаемся в молитве к Богу?

Мы молимся о себе, о своих близких. Но молиться о чужих и врагах – умеем ли?

Что испытывает Николенька?

(«Дрожь и замирание сердца» - он видит нечто сокровенное, тайное, и высокое! Мы, не верящие в бога, видя это таинство молитвы, начинаем понимать, что такое истенная молитва).

Ощущают ли дети то же, что и Николенька?

(нет, потому что это – чуткость души мальчика, это настроенность на высокое, духовное, близкое Богу).

О чем молится Николенька?

(о маменьке, отце).

Вывод: как важно, чтобы духовные потрясения не потерялись, не изгладились, а проросли в душе человека, как это было с Николенькой: «Много воды утекло с тех пор, но впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое он возбудил, никогда не умрут в памяти моей…»

Учитель: А как вы понимаете слова А.С. Пушкина в эпиграфе? Раскройте смысл.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими бы вы «нарисовали» героев, прочитанных вами глав из «Детства»? Придумайте заголовки к иллюстрациям.

Мы оставили Николеньку Иртеньева на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иванович стар, отец занят своей жизнью.

Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди?

Вывод: Жизнь дает нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.

Учитель: закончить наш разговор хочу стихотворением Натальи Астраханцевой:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу

С добром и теплом,

Пережить неурядицы, горе, вражду,

Отвести от родимого дома беду.

Научиться свободно, с достоинством жить,

Но при этом к другим равнодушным не быть.

Пусть не мучают душу обиды и месть, -

Только в этом для всех нас спасение есть.

И если вместе

Все, как один, сердце разбудим,

Будет Россия, будет!

V. Итоги урока.(объявление оценок). Домашнее задание:

1. Если вас заинтересовала судьба Николеньки Иртеньева, если вы хотите узнать, выстоял ли он во взрослой жизни, сохранил ли лучшее, что дали близкие люди, причитайте «Отрочество» и «Юность» Толстого, а также «Детство Темы» Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А. Толстого, а возможно, и «Другие берега» Набокова.

2 . Письменное задание по выбору учащихся:

  • Какие уроки получил главный герой «Детства»;
  • Письмо Николеньке Иртеньеву.

Похожие публикации