Энциклопедия пожаробезопасности

Доколумбовая америка. Мезоамериканские пирамиды - презентация Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо-лирована от них. Но здесь тоже возникли государ-ства, расцвели цивилизации майя , ацтеков и инков , достигшие значительных успехов в ремёслах, нау-ках, архитектуре и искусстве.

Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они про-двигались к югу, осваивая огромные террито-рии. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Евро-пы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уров-нем развития; некоторые из них создали высо-коразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.

Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал мест-ных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно на-звание — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).

По уровню развития государства доко-лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Уси-ливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользова-лись жрецы.

Пирамида майя. Чичен-Ица

Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсут-ствие тяглового скота и самые простые ору-дия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали террасы для посевов на горных склонах, орошали засуш-ливые земли и осушали болота. Ацтеки соз-давали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.

Ни одна цивилизация доколумбовой Аме-рики не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гон-чарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они раз-водили ламу, которую использовали для пере-возки грузов и получения шерсти.

Майя, ацтеки и инки придержи-вались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными тела-ми и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Свя-щеннодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвопри-ношения.

Государство Майя и Ацтеков

В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Аме-рике достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искус-ство. Но позже междоусобные войны ослаби-ли их.

К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могу-щественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть прави-теля ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мекси-ки. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.

Поражает техника каменного строитель-ства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.

У майя сложилась система письма на осно-ве иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта

Держава инков

На западе Южной Америки могущественное государ-ство создали инки. С XII в. инки под-чиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной цент-ральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул Верхов-ный инка. Держава инков протянулась с севе-ра на юг почти на 5000 километров и поко-рила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.

Правителю принадлежала вся земля в госу-дарстве. Он сам получал урожай с «полей Вер-ховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распре-делялся между всеми.

Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветны-ми шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную инфор-мацию (например, по сбору налогов).

На этой странице материал по темам:

  • Скачать презентацию на тему майя, ацтеки, инки в ср века

  • Доклад страна майя кратко

  • Искусство доколумбовой америки доклад кратко

  • К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

    Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

    Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

    Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

    Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

    Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

    К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

    Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

    На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

    Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

    Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

    Культура ацтеков

    После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

    Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

    Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

    Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

    Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

    Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

    Весьма успешно развивалась . В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

    Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

    Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

    В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

    Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

    Цивилизация майя

    Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

    Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

    В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

    Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

    В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

    Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

    В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

    Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

    Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

    К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

    Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

    В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

    Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

    Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

    В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

    Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

    С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

    Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

    Регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

    Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

    Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.

    Ацтеки и инки. Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны. Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы. Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином. Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

    Слайд 13 из презентации «Архитектура индейцев» к урокам МХК на тему «Древняя Америка»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Архитектура индейцев.pptx» можно в zip-архиве размером 815 КБ.

    Скачать презентацию

    Древняя Америка

    «Культура майя» - Государства и народы доколумбовой Америки. Образец иероглифики древних майя. Руины города Ушмаль. Пирамида «Волшебника» в Ушмале. Вид с воздуха на центр древнего Паленке. Архитектура. Наблюдения за звёздами. Майя разработали самую развитую во всей доколумбовской Америке систему письменности. Древняя обсерватория.

    «Доколумбовая культура» - 3.Искусство ацтеков. Керамика инков. Полуостров Юкатан. империя Майя. Стадион 8 век. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Очагов древней цивилизации было два. 5.Художественная культура инков. Ювелирное украшение. Серьги. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Копане. Город Майя.

    «Культура доколумбовой Америки» - Культура инков. «Солнечный камень» –солнечный календарь индейцев-ацтеков. Художественная культура майя. Характерные особенности искусства народов доколумбовой Америки. Иллюстрация учебника, С. 53 Опишите вышеуказанный памятник. План урока. Теотихуакан. Искусство ацтеков. Ритуальная урна (деталь). ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ: следы великой цивилизации.

    «Культура ацтеков» - Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении. Ацтекская мозаичная маска. Жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой. Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения. Шочипилли. Ацтекская дубина. Золотые колокольчики. Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм.

    «Архитектура индейцев» - Солнечный календарь майя был очень точным. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру. ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА Храмовая архитектура индейцев. Ацтеки и инки. В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Написанные листы собирались в книгу.

    Мезоамериканские пирамиды или пирамидальные структуры являются важной частью древней мезо американской архитектуры. Эти структуры, как правило являются ступенчатыми пирамидами с храмами на вершине, они больше похожи на зиккураты Месопотамии, чем на пирамиды древнего Египта.




    Ацтекский храм, вырубленный в скале одна из достопримечательностей Малиналько. Ацтеки народ с богатой мифологией и культурным наследием. Их столица Теночтитлан, на берегу озера Тескоко находится на месте современного Мексико. Они были связаны с предыдущими культурами в бассейне Мексики, стиль строений которых они переняли и адаптировали. Темпло Майор комплекс культов ых сооружений в столице государств а ацтеков Теночти тлане.


    Чичен-Ица - политический и культурный центр майя. Основан, вероятно, в VI I в. н. э. Священный гор од народа Ица, известный как Чичен-Ица Площадка на верху многоступенчатой пирамиды служила для жертвоприношений. Майя народ с историей в 3000 лет. Пирамиды Майя складываются из резных блоков камня, представляя собой ступенчатую конструкцию. Многие из этих структур на верхних площадках заканчиваются ритуальными сооружениями. Альтун-Ха город цивилизации майя. Наиболее крупным сооружением в Альтун-Ха является «Храм каменных алтарей» высотой в 16 м.





    Пирамида Луны второе по размеру строение в Теотиуакане. Пирамида Луны была построена между 200 и 450 годом н. э. Лестница пирамиды ведёт к Дороге Мёртвых, на вершине располагается площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний. Цивилизация Теотиуакан существовала приблизительно с 300 г. до н. э. до 500 года н. э., включала большую часть Мезоамерики. Эль-Кастильо Пирамида Солнца Пирамида Луны Храм Пернатого Змея Пирамида Солнца крупнейшее здание города Теночтетлан и о дно из самых больших в Мезоамерике, является частью большого храмового комплекса. Высота пир амиды 64 метра.




    Эль-Тахин был основным центром классической культуры Веракрус и одни м из крупнейших го родов в западной части Мезоамерики в ходе классической эры. Классическая культура Веракрус индейская культура, существовавшая примерно с 1-11 в. н. э. Центром культуры был Эль-Тахин. Основной темой искусства культуры Веракрус является человеческое жертвоприношение и местная игра в мяч.


    Монте-Альбан, что в переводе означает «Белая гора», предположительно был столицей сапотеков. Это один из первых городов доколумбовой Америки. Археологический комплекс является культурным наследием ЮНЕСКО. Сапотеки индейский народ в Мексике, являются одним из самых древних мезо американских народов. Знамениты своими частыми войнами. Митла древний город на востоке Мексики, название городас сапотекского языка переводится как «место мертвых».

    Империя инков, или, как называли свою страну сами инки, «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско. Основание страны приписывается легендарному инку Манко Капаку. Само слово «инки» никогда не относилось к названию племени, им обозначался лишь правитель государства. При его преемниках территория государства постоянно расширялась, особенно тогда, когда при Йаруаре Уакаке была создана регулярная армия.




    Покоряя какое-либо государство или город, инки переселяли на их территорию другие племена, благодаря чему национальный элемент, который мог привести к освободительной войне, исчезал. На завоеванных территориях вводился в обязательном порядке государственный язык инков кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка.




    Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д. Причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.




    Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам. Одна из таких дорог была длиной 5250 километров самой длинной магистралью в мире до начала XX века. Дороги имели ширину до 7,5 метров, а в некоторых местах располагались на высоте 5160 метров над уровнем моря. На определенном расстоянии друг от друга на дорогах были выстроены постоялые дворы со складами.






    Существовала у инков и государственная почта, что выглядит почти фантастически. Несмотря на эти великолепные достижения, инки не знали ни колеса, ни письменности. Впрочем, письменность у них была, но в виде «узлового письма»: нитки в этом узле обозначали либо золото желтая веревка, либо солдат красная, и т. д. Цифры обозначались при помощи вязания определенного числа узлов. Однако это не мешало развитию науки и поэзии. Жизнь инков была немыслима без религиозных обрядов, которые так же, как и у ацтеков, отличались невероятной жестокостью. За выполнение обрядов отвечала «каста» профессиональных жрецов, которую возглавлял верховный жрец. Богами инков были Инти Бог солнца, Мама Килья Богиня луны, Мама Пача Богиня земли, Мама Кочи Богиня моря и др. Каждому из этих богов был посвящен специальный праздник, которых в году (у инков год также равнялся 365 дням) было непомерное количество.








    Во время каждого из них на алтарь повергались тысячи человек, кровь которых реками лилась с алтарей ненасытных богов. Попирались и нравственные ценности, сведенные, в конце концов, к нулю. Религиозный фанатизм и жестокость в сочетании с развратом разъедали изнутри, точно ржавчина, внешне блестящую империю. 15 ноября 1532 года отряд испанцев-конкистадоров во главе с Пизарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. История крушения ацтекского государства полностью повторилась. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол, Пизарро с маленькой горсткой людей разгромил величайшую империю, которая вскоре превратилась в испанскую колонию.


    Правители инков: 1. Манко Капак (1150) 2. Синчи Рока 3. Льоке Йупанки 4. Майта Капак 5. Капак Йупанки 6. Инка Рока 7. Йаруар Уакак 8. Виракоча Инка 9. Пачакути Инка Йупанки () 10. Тупак Инка Йупанки () 11. Уайна Капак () 12. Уаскар () 13. Атауальпа ()


    Подобно истукану на глиняных ногах из книги пророка Даниила, империя инков выглядела грозно и величественно, но если мы внимательнее присмотримся, то увидим, что основа ее была, как и у истукана, глиняная. Построенная на лжерелигии, жестокости и разврате, империя инков рухнула, оставив после себя жалкие деградировавшие племена несчастных людей, которые не умеют самостоятельно ни шить одежды, ни стрелять из лука, ни строить.




    Главная задача, стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в которой считалось высшим счастьем. Причем, ведение войны преследовало не цель обогащения, а служение богам. В этом кроется коренное отличие войн ацтеков от войн, которые вели европейцы, целью которых было расширение территории, захват рабов, сокровищ. У ацтеков все это отходило на задний план. Причем, служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников.


    Храмы ацтеков имели форму пирамиды, на вершине которой располагалось два мини- храма, посвященных главным богам. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву.







    В культе другому богу, богу огня Уэуэтеотлю, храм которого тоже был на вершине пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного.


    У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты. На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия, но народ, не имеющий фундамента веры в истинного Бога, не мог долго существовать. Началась его деградация, страшный разврат и жестокость наполнила жизнь ацтеков.
    Некогда великий народ оказался ни к чему не способным, жалким и ничтожным, и поэтому когда горстка испанцев во главе с Эрнандо Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в полной их власти, приняла их за богов, вследствие их цвета кожи и одежды. Вскоре Кортес завоевал полное доверие правителя ацтеков Монтесумы, затем захватил его в плен вместе с несметными сокровищами. Спустя несколько лет огромная ацтекская империя рухнула под нажимом нескольких сотен испанцев, будучи полностью деградированной и неспособной вести какие- либо военные действия.


    Правители ацтеков: 1. Акамапичтли () 2. Уицилиуитль () 3. Чимальпопоку () 4. Ицкоатль () 5. Монтесума Первый () 6. Ашайакатль () 7. Тисон () 8. Ауисотль () 9. Монтесума Второй () 10. Кунтлаулак () 11. Куаутемок ()


    13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была разгромлена и великолепная ацтекская столица. Так закончило свое существование государство ацтеков. Сегодня на месте древнего государства обитают малочисленные индейские племена, даже внешний вид которых говорит об их полнейшей деградации. Эти бедные и жалкие люди с трепетом взирают на развалины огромных храмов и пирамид, которые воздвигли их далекие предки.

Похожие публикации