Энциклопедия пожаробезопасности

Порядок формирования и прекращения полномочий правительства рф. Состав, формирование и отставка правительства российской федерации

Формирование правительства - предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства. Ф.П. представляет собой два взаимосвязанных этапа, две стадии.

На первом этапе формируется институт главы Правительства РФ. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу своей значимости процедуры порядка назначения Председателя Правительства РФ определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Второй этап формирования Правительства РФ связан с назначением членов Правительства (первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров). Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112).

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ «О Правительстве РФ» и включает членов Правительства РФ:

      Председателя Правительства РФ;

      заместителей Председателя Правительства РФ;

      федеральных министров.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Срок полномочий конституционно не установлен, но он равен 6 годам т. к. начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ):

1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью;

7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти - как федеральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит:

1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

Состав и полномочия Правительства РФ определяются в Конституции. Ст. 11, в частности, предусматривает, что оно реализует государственную власть. В ст. 110 основного закона указано, что в его компетенцию входит и исполнительная деятельность. Рассмотрим далее подробнее состав и формирование Правительства РФ.

Общие сведения

Принятая в конце прошлого столетия Конституция существенным образом изменила статус правительства страны, повысив его. Кроме этого, в основном законе закреплена и самостоятельность этого органа. Согласно ст. 10, реализация власти в государстве осуществляется на основании ее подразделения на три ветви:

  1. Судебную.
  2. Исполнительную.
  3. Законодательную.

Органы, входящие в структуру каждого направления, самостоятельны. Действовавшая ранее Конституция возлагала на президента исполнительное руководство. При этом была предусмотрена подотчетность правительства государства главе страны. Кроме этого, оно отчитывалось Верховному Совету и Съезду депутатов.

Состав и порядок формирования Правительства РФ

Эти моменты зафиксированы в ст. 110, ч. 2 Конституции. В состав Правительства РФ входят следующие лица.

  1. Председатель.
  2. Федеральные министры.
  3. Заместитель председателя.

Состав и порядок формирования Правительства РФ подчиняются определенным правилам. В частности, кандидатуры на должность заместителя, равно как и федеральных министров, рассматриваются президентом по представлению председателя. Президент может ввести должность министра федерального уровня, не являющегося руководителем соответствующего министерства. Вместе с этим глава государства может установить, что он одновременно будет являться заместителем председателя. Таким образом, на практике в состав Правительства РФ входят должностные лица, количество которых определяется президентом. Число заместителей Конституция не лимитирует. К ним относятся и первые замы. Общее их количество также определяется президентом по его усмотрению.

Структура органов

По указам президента осуществляется разделение, упразднение, слияние ведомств и министерств. Этими распоряжениями также проводится их переименование и преобразование. Согласно указам, правительство определяет полномочия и функции реформированных и созданных вновь исполнительных органов федерального уровня. Оно также уточняет существующие положения в действующих институтах для обеспечения либо реализации в пределах установленных сфер ведения государственной политики. Обычно общая структура органов разрабатывается и принимается в то время, как образуется состав Правительства РФ. В последующем она только дополняется и изменяется. Однако при некоторых обстоятельствах корректировки могут быть весьма существенными.

Комиссия

Она также включена в состав Правительства РФ и выполняет регулирующую функцию. Комиссия занимается неотложными вопросами, касающимися функционирования народнохозяйственного комплекса, а также взаимодействия заинтересованных ведомств и министерств. Она возглавляется первым заместителем председателя. В комиссии присутствуют и другие заместители, а также несколько министров. Ее решения обязательны для исполнения учреждениями и организациями, подведомственными правительству. В качестве одной из основных функций выступает контроль реализации решений соответствующих органов.

Президиум

Он включен в состав Правительства РФ как постоянный орган. В президиуме присутствуют: председатель, его заместители, федеральные министры обороны, экономики, иностранных дел, финансов и прочие. Структура этого органа может изменяться в зависимости от того, каким будет состав Правительства РФ. На заседаниях президиума в качестве председателя может выступать президент страны. В ходе них рассматриваются любые вопросы, которые относятся к сфере правительственной деятельности. При этом принимаются разного рода решения, акты, в том числе нормативного характера (например, постановление Правительства РФ о составе проектной документации). Утверждение осуществляется большинством от числа присутствующих. Принятые акты издаются в виде распоряжений и постановлений правительства. При этом они не должны противоречить документам, утвержденным высшим органом. Правительство имеет право отменить любое решение, принятое президиумом.

Министры

Они осуществляют общее руководство функционирования подотчетных органов. Министры несут индивидуальную ответственность за исполнение задач, возложенных на них. По их представлению правительством назначаются заместители. При этом министры сами распределяют впоследствии обязанности между замами. Вместе с этим они утверждают штатное расписание и структуру центрального аппарата. В каждом министерстве образуется коллегия. В нее входят: председатель и заместители органа, а также иные руководящие работники. Коллегия регулярно проводит заседания, на которых рассматривает главные организационные вопросы. Министерства в рамках своей компетенции издают инструкции и приказы на основании законодательства РФ. Кроме этого, органы направляют указания федеральным институтам исполнительной власти.

Классификация министров

Эти должностные лица объединяются в две крупные категории. В первую включены руководители тех ведомств и министерств, которые в процессе своей деятельности подчиняются непосредственно президенту, согласно его конституционным полномочиям, федеральным указам и законам. К ним относят министров:

  1. Внутренних дел.
  2. Гражданской обороны.
  3. Юстиции.
  4. По ЧС и ликвидации последствий катастроф.
  5. Руководителя пограничной службы.
  6. Внешней разведки.
  7. ФСНП (налоговой полиции).

Президенту подведомственны также:

  • ФС железнодорожных войск.
  • ФАПСИ.
  • Главное управление по специальным программам.
  • Гостехкомиссия и прочие органы, руководители которых не обладают рангом федеральных министров.

Подчинение президенту не освобождает должностных лиц от работы в правительстве. Эти министры также участвуют в заседаниях, голосуют при принятии решений. Они также исполняют правительственные поручения, неся коллективную ответственность. Вторая группа образуется из ведомств и министерств, которые функционируют непосредственно под управлением высшего органа. Членам правительства запрещено занимать какие-либо иные должности в госорганах местной власти. Они не могут осуществлять никакую оплачиваемую, в том числе и предпринимательскую деятельность, кроме преподавательской, творческой и научной.

Согласно ст. 111 – 112 Конституции РФ порядок формирования Правительства РФ проходит в два этапа. На первом этапе Председатель Правительства Российской Федерации должен быть назначен Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.2

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

О последствиях трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур, влекущего роспуск Государственной Думы, возник неясный вопрос о том, может ли Президент трижды предлагать одну и ту же кандидатуру. По этому поводу состоялось Постановление Конституционного Суда о толковании части 4 ст. 111 Конституции. Решением Конституционного Суда было признано, что из смысла данной статьи во взаимосвязи с другими нормами Конституции вытекает право Президента представлять одного и того же кандидата дважды или каждый раз нового кандидата, его право настаивать на ее одобрении как и право Государственной Думы давать или не давать согласия на назначение Председателя Правительства.1

Смысл данной процедуры – легитимное преодоление правительственного кризиса, обеспечение нормального функционирования государственного механизма.

На втором этапе Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом Президента РФ. Председатель Правительства РФ в соответствии с утвержденной структурой федеральных органов исполнительной власти предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Президент РФ в случае его согласия с указанными кандидатурами, утверждает их своими указами на соответствующие должности.

Конституция устанавливает несколько основания прекращения полномочий Правительства РФ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Конституция РФ прямо не указывает для Правительства общего срока деятельности, а увязывает его со сроком деятельности Президента РФ. Но поскольку Президент РФ избирается на четыре года, следовательно, и общий срок полномочий Правительства РФ составляет четыре года.

В Конституции РФ установлено четыре условия, при наступлении одного из которых может последовать досрочное прекращение полномочий Правительства РФ: 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации; 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации; 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу; 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Постановка данного вопроса может быть связана с требованиями Правительства РФ к Государственной Думе решить тот или иной вопрос (например, утвердить представленный Правительством РФ проект федерального бюджета).

Вопрос 18. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 110) оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации .

1. Председатель Правительства – назначается П РФ с согласия ГД.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия ГД из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Предложение о кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления П РФ в должность или отставки ПравРФ, либо не позднее недельного срока со дня отклонения кандидатуры Председателя ПравРФ ГД-ой РФ;

ГД рассматривает кандидатуру Председателя ПравРФ в течение 1 нед. Может принять или отклонить. После трехкратного отклонения П РФ назначает Председателя ПравРФ, распускает ГД и назначает новые выборы.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

Полномочия – ст. 112-113 КРФ:

Не позднее недельного срока после назначения представляет П РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

Предлагает П РФ кандидатуры на должность зампредов ПравРФ и федеральных министров.

Возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

Ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

Подписывает акты Правительства Российской Федерации;

Представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

Распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Прекращение полномочий .

Освобождается от должности Президентом Российской Федерации :

По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

В случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения .

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации .

Временное отсутствие Председателя Правительства - обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

2. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации :

участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;

предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Полномочия федеральных министров :

принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Если в Конституции Российской Федерации сказано (ст. 110), что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации", то Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определил, что "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации"

а) Правительство Российской Федерации есть орган государственной власти Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации - особый исполнительный орган, находящийся в силу своей природы в специфических взаимоотношениях с другими государственными органами;

в) Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации. Следовательно:

Политика и акты Правительства обязательны для всех без исключения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. ст. 71 и 72) к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Решения и действия Правительства в рамках правового регулирования общественных отношений распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

Акты Правительства подлежат исполнению администрациями государственных предприятий, учреждений и организаций, а также другими субъектами правоотношений.

Правовую основу деятельности Правительства составляют четыре взаимосвязанных и соподчиненных группы нормативных правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные конституционные законы, часть которых названа в Конституции и которые призваны уточнять и развивать ее положения;

в) федеральные законы, регулирующие основные вопросы жизнедеятельности российского государства и общества;

г) нормативные указы Президента Российской Федерации, которые он полномочен принимать в соответствии с Конституцией.

Порядок формирования Правительства рф

Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Мы уже ранее говорили, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

Похожие публикации