Энциклопедия пожаробезопасности

Таможенный кодекс тк еаэс. Цифра решает все. Правовые акты в развитие кодекса

Аннотация
В данной статье рассмотрено вопросы таможенного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза. Раскрыто особенности Таможенного кодекса ЕАЭС в части регулирования торговли нефтью и продуктами нефтепереработки. Рассмотрено вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Ключевые слова: таможенное регулирование, торговля нефтью и нефтепродуктами, Таможенный кодекс ЕАЭС, регулирование рынка нефти и нефтепродуктов
В течение последних нескольких лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений 2016 — начала 2017 года в сфере таможенного регулирования было направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования. В частности, странами-членами Евразийского экономического союза был подписан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу не ранее 1 июля 2017 года. Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией.
При формировании в 2010 г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была создана единая таможенная территория, а товары из третьих стран стали облагать таможенными пошлинами на границе ТС. Одновременно каждый участник оставил за собой право самостоятельно определять размер экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, которые взимаются при экспорте в третьи страны и не уплачиваются при торговле между участниками интеграционного объединения. Таможенное регулирование торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза ныне реализуется на базе двусторонних и многосторонних соглашений. Однако 11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о создании Таможенного кодекса ЕАЭС, который вводит на территории союза единые нормы и принципы таможенного регулирования.
Вступление документа в законную силу произойдет только после проведения всеми странами участницами комплекса внутригосударственных процедур, ориентированных на введение общего механизма регулирования торговых отношений между странами (в том числе и по торговле нефтью). Ориентиром для введения документа в законную силу установлено 1 июля 2017 года.
Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из 9 разделов и 61 главы. Он содержит не только правила перемещения товаров через границы государств-членов союза, но также и порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.
В общем виде регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС основывается на соблюдении баланса экономических интересов стран-участниц и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
налоговое регулирование;
регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого);
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
В рамках указанных направлений предусмотрены принятие нормативно-правовых актов странами-участницами ЕАЭС, формирование государственной политики, направленной на создание условий функционирования общих рынков нефти, координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования.
Что касается вопросов таможенного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов, то согласно нормам товарной номенклатуры ВЭД, используемой в рамках ЕАЭС эти продукты отнесены к группе 27 («Минеральные продукты»), которые включают в себя:
2709 ТН ВЭД — сырую нефть и нефтепродукты;
2710 ТН ВЭД — продукты переработки нефти, содержащие не менее 70% нефтяного сырья, а также отработанная нефть (нефтепродукты, непригодные для дальнейшего использования, шлам, водные эмульсии и смеси).
Нефть и нефтепродукты, отнесенные к товарным группам 2709-2710 ТН ВЭД, в пределах союза регулируются такими тарифными методами, как:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
4) таможенные сборы.
Все перечисленные выше платежи определяются национальным законодательством стран-участниц. Так, на территории РФ с таких товаров не взимается акцизный налог, однако они облагаются НДС по ставке 18%.
Согласно положениям нового Таможенного кодекса ЕАЭС, ориентированного на упрощение процедур торговли между странами. Кодекс предусматривает, в частности, следующие изменения:
упрощение таможенных операций;
введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях;
новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора (далее – «УЭО») – категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.
в соответствии с Кодексом УЭО будут классифицироваться по трем категориям в зависимости от установленных критериев, перечень упрощений по которым будет различаться;
предусматривается возможность принятия таможенными органами предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости при условии, что соответствующие положения установлены законодательством государств-членов ЕАЭС.
В связи с тем, что возможность выдачи предварительных решений поставлена в зависимость от изменения соответствующего национального законодательства, в настоящий момент трудно предсказать, будут ли на практике выдаваться такие решения.
Таким образом, новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран- членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС.
В результате упрощения таможенных операций, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров, что, с большой долей вероятности, потребует от бизнеса усиления процедур внутреннего контроля за таможенными операциями в целях снижения потенциальных таможенных рисков.
Стоит отметить, что в настоящее время в рамках ЕАЭС базой для исчисления ввозных и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов выступает физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. При этом величина ставок таможенных пошлин определяется правительственными органами стран-участниц.
Важно обратить внимание на то, что ввиду выделения в рамках ТН ВЭД всего двух групп товаров — 2709 и 2710, ставки экспортных и импортных таможенных пошлин не различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов — бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др. Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС
Код ТН ВЭД Категория товаров Размер пошлины (% от стоимости товара)
2709 00 900 1-2709 00 900 9 Сырая нефть 0
2710 12-2710 20 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, содержащие более 70% нефти 5
2710 12 250 1 Нефтепродукты с содержанием менее 70%, но более 55% нефти 0
Помимо таможенных пошлин на территории стран-участниц ЕАЭС ныне взимаются таможенные сборы в рамках сделок по торговле нефтью, которые, как предполагается новый Таможенный кодекс союза пересмотрит их, ввиду существенных различий между странами.
В Белоруссии установлено наибольшее количество видов таможенных сборов (5), что обусловлено жесткой экономической политикой и высокой степенью регламентации таможенного регулирования, а также стремлением к получению действенного источника пополнения доходной части государственного бюджета.
Наименьшее число сборов — в Кыргызстане. Их всего два: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение. Примечательно, что эти же виды таможенных сборов определены и в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами) представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами)
Страны Армения (гл. 18) Беларуссия (ст. 101) Казахстан (ст. 116) Киргизия (гл. 33) Россия (ст. 123)
Количество и виды таможенных сборов, из них: 4 5 3 2 3
1. за совершение таможенных операций; + + + + +
2.за таможенное сопровождение; + + + + +
3. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию +
4. за принятие пред-варительного решения — + + (плата) — —
5.за хранение + — — +
6.за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гаранта ими уплаты таможенных платежей +
7.за предоставление таможенным органом документа (бланка) +
При этом они устанавливаются ровно на один календарный месяц, после чего пересматриваются или продлеваются. Такая практика обусловлена крайне неустойчивой ситуацией на мировом рынке нефти, в том числе в вопросах конъюнктуры и ценообразования. Указанные принципы формирования таможенных тарифов стран-участниц ЕАЭС сохранятся вплоть до конца 2023 года.
В настоящее время ведется работа по выработке новых условий поставки нефти и нефтепродуктов между странами-участницами союза, которые затрагивают вопросы пересмотра квот, таможенных пошлин и сборов. Эти аспекты учтены при составлении Таможенного кодекса ЕАЭС.
В направлении же практической реализации мероприятий по развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов, который начнет свою работу в 2025 году, важно провести анализ его влияния развития рынка нефтепродуктов в странах-участницах ЕАЭС на перспективы их сотрудничества в нефтеперерабатывающем секторе.
Особого внимание заслуживают вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Выработка единых правил в отношении торговли товарами категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС положительно повлияет на региональный рынок нефтепродуктов, поскольку они учитывают интересы всех участников экономического союза — как импортеров, так и экспортеров углеводородов.
При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают такие рекомендации, как:
упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних границ ЕАЭС;
достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС углеводородами, что приведет к формированию баланса между спросом и предложением, сформирует сбалансированную конъюнктуру и обеспечит условия для справедливого ценообразования;
оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов может стать основой развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе (например, дочерние предприятия «Газпрома» в Казахстане и Кыргызстане приобрели десятки земельных участков из фонда государственных земель для постройки сети автозаправочных станций);
унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС в рамках внешнеэкономической деятельности позволит активизировать товародвижение и развить торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического союза.
Приведенные выше мероприятия могут привести к выравниванию цен на нефть и продукты переработки нефти, что актуально для развития национальных экономик в условиях нестабильных цен на мировом рынке нефти.
Особое внимание следует уделить унификации нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС: она должна следовать по пути формирования конкурентоспособных экономик, а не ограничения бизнеса. При этом формирование единого Таможенного кодекса должно обеспечить устранение системы посредников в сфере реализации товаров категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС и формирование прозрачного механизма ценообразования.
В общем виде нефтяной рынок Евразийского экономического союза имеет благоприятные перспективы при условии внедрения:
единых налогов и тарифов на энергоресурсы;
единых ставок экспортных пошлин.
Все тарифы должны согласовываться на уровне единой комиссии ЕАЭС или иного наднационального органа подобного рода. В дальнейшем такие решения должны ратифицироваться в рамках национального законодательства.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в 2017 году был принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который ныне находится на стадии ратификации национальными органами государственного управления. В нем оговариваются и вопросы таможенно-тарифного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов через территорию ЕАЭС. При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов, достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС, оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов, унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС. Максимально эффективное интеграционное сотрудничество России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС гарантирует ощутимый интеграционный эффект (11,6%), который может быть достигнут при условии повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности стран-участниц, формирования совместных нефтеперерабатывающих предприятий, совершенствования механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов, движения товаров и процедуры налогового декларирования.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Иными словами, теперь документ имеет юридическую силу. Он вступит в силу после получения уведомлений о ратификации другими участниками ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения). Ожидается, что это произойдет в начале января 2018 года, передает корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.

Все пункты таможни теперь будут работать по единым правилам – это касается и платежей, и взаимодействия с госорганами. Жители стран ЕврАзЭС наверняка почувствуют изменения на себе – они станут быстрее проходить таможню. Также ускорится доставка товаров и грузов.

Договором предусматривается перевод всех таможенных процедур в электронный формат и электронное декларирование. По словам разработчиков, это позволит исключить человеческий фактор.

«Новый таможенный кодекс содержит ряд нововведений, в том числе касающихся упрощения таможенных процедур. Максимальный перевод таможенных операций в электронный вид, использование механизма одного окна при работе с документами, сокращение сроков выпуска товаров, предоставление отсрочки при уплате таможенных пошлин и другие», – заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.

Ратифицировали документ единогласно. К инициативе возник единственный вопрос – как ЕврАзЭС будет бороться с попытками ввезти какой-то запрещенный товар через третьи страны. Замглавы Минфина Илья Трунин заверил, что соответствующие инструменты у интеграционного объединения есть.

_ Надежда Тынникова, сотрудник Евразийского сектора ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. Москва, 10 ноября 2017 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) – это международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой поставлена задача создать полноформатный экономический союз без изъятий и ограничений. Интеграционное объединение прошло этап зоны свободной торговли, создав в 2010 году полноформатный Таможенный союз. Затем в 2012 году были подписаны соглашения, которые легли в основу Единого экономического пространства, и на этой основе было принято решение о создании полноценного экономического союза. ЕАЭС включает в себя 5 государств-членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан.

Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).

Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС обеспечивает упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза .

Главы государств-членов ЕАЭС в конце 2016 года попытались принять новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) заменит Таможенный кодекс Таможенного союза, который был принят в 2009 году. Новый документ предусматривает переход на единое таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического союза. Новый Таможенный кодекс вступит в силу с 1 января 2018 года.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит на 83 статьи больше, чем Таможенный кодекс Таможенного союза. Также, стоит отметить, что ТК ТС делился на части: общая часть и специальная часть, в новом кодексе такого деления нет, но присутствует 4 приложения .

ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора. Ключевые нововведения ТК ЕЭАС можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1. Нововведения ТК ЕАЭС

С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.

Главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот. После введения нового ТК все будет наоборот: основные таможенные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага будет их дублировать.

Еще одно новшество – повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе. Новый кодекс рассматривает уполномоченных операторов не как потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут прозрачный бизнес, а потому пристального внимания со стороны контролирующих органов не требуют. В итоге таможенники смогут не отвлекать ресурсы на работу с законопослушными организациями, а сосредоточиться на реальных нарушителях .

Традиционно на таможенной территории Таможенного союза уполномоченный экономический оператор имел только один тип свидетельства и 4 упрощения, ТК ЕАЭС предлагает участникам внешнеэкономической деятельности 4 вида свидетельств и до 13 упрощений включительно в зависимости от типа свидетельства. Также, если в ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора признавался только на территории одного государства-члена Союза, то после вступления в юридическую силу ТК ЕАЭС статус уполномоченного экономического оператора будет признаваться на всей территории Союза .

В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на наднациональном уровне, а на национальном уровне останутся, главным образом, технические моменты. Так, на союзном уровне, не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.

В соответствии с ТК ТС выпуск товаров производится должном лицом таможенного органа, новый же ТК ЕАЭС говорит о том, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа. Существенно различаются старый и новый кодексы в вопросах лиц, имеющих права на специальные упрощения. Так, ТК ТС называет только одного участника внешнеэкономической деятельности – это декларант, ТК ЕАЭС расширяет этот список и включает в него не только декларанта, но и перевозчика, таможенного представителя, экспедитора и владельцев складов временного хранения (СВХ).

В заключение хотелось бы отметить, что новый ТК ЕАЭС дает определенные преимущества не только таможенным органам, но и бизнесу. Юридически в ТК ЕАЭС закреплены следующее:

  • расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ);
  • разделение по типам свидетельств УЭО;
  • расширенный перечень специальных упрощений;
  • применение упрощений на всей территории ЕАЭС;
  • упорядочение внутреннего контроля, что минимизирует риски нарушений.

Таким образом, инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. А передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

Успешное функционирование и устойчивость ЕАЭС как интеграционного объединения поможет государствам-участникам занять свое место и отстоять свои интересы в мировой экономической системе.

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Похожие публикации