Энциклопедия пожаробезопасности

Во что верят русские люди. Конспект нод в подготовительной группе по фгос. традиции русских людей. Русская народная игра «Водяной»

В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне.
















Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата. Женой Святобора была Зевана – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.








Доля и Недоля - две сестрицы, небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, а Недоля пряла нитку неровную, кривую, непрочную. Такая и участь выпадала человеку – удачная или злая, счастье или несчастье.


Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.


А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.


Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда- то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке. Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля. В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается.



Как относиться к Путину обычным русским людям? Вот, например, вице-президент США Байден заявил в четверг представителям российской оппозиции, что на месте Путина он ни за что не пошел бы на выборы 2012 года, потому что это плохо и для страны и для него самого. Такие вот советы заморского дяди – очень важные для наших либералов. Но остальным-то нужно выбирать свою позицию по отношению к власти самим. Самим понять, что такое хорошо, и что такое плохо.

Хотя скоро будут уже четверть века, как наша страна вошла в кризисную эпоху, ничто не бывает вечным – период испытаний рано или поздно закончится. Всем хочется чтобы побыстрей, большинству — чтобы Россия вышла из него сильной и уверенной в себе державой. Но при этом сами процессы, происходящие в нашей стране, мало кого устраивают – все недовольны как направлением развития, так и способами управления страной. В последнее время это недовольство все ощутимее растет и звереет.

Но все недовольны разным…

Больше всего заметно недовольство маленькой, но громкой группки – либералов. Это большая часть элиты и высшего общества, а так же примкнувшей к ним интеллигентской публики. Им не нравится как то, что высшая власть в руках Путина и его соратников («кровавой гэбни»), так и то, что правящая бюрократия много ворует, зажимает свободное развитие гражданского общества и частного бизнеса, мало делает для глобализации всех сторон жизни в России. В общем – то, что Россия очень медленно движется в сторону так любимого ими «евростандарта» (при том, что сам «золотой миллиард» находится в глубочайшем кризисе – как внутреннем (потеря воли к жизни), так и внешнем, из-за наступающей смены миропорядка). Ничуть не меньше власти обществу не нравится народ – за годы реформ как только оно его не обзывало. Если коротко, то – рабский, ленивый и ксенофобский народец.

Патриоты – а это меньшая часть т.н. интеллигенции и среднего класса, а заодно и примкнувший к ним обычный народ – выражают свое недовольство гораздо тише. Но не по причине того, что у них меньше претензий – просто у них гораздо хуже с доступом к СМИ, и они не так активно живут блогожизнью. Патриоты недовольны тем, что в стране строится чуждый русскому духу социальный уклад (богатство, как и бедность, передаются по наследству), страна становится все менее справедливой, а молодежь растет все менее национальной. Тем, что нас все глубже интегрируют в глобалистские структуры, тем, что власть ворует, облеплена евреями и благоволит кавказцам. Но еще больше народ недоволен т.н. «обществом» – за то, что оно обзывает народ быдлом и пытается научить «правильному» отношению к жизни, семье, работе, истории, Родине.

Для простоты назовем две эти стороны «хорошим обществом» и «простым народом».

Власть тоже недовольна – как самой собой (это высказывается), так и обществом (это плохо скрывается), так и народом (это лишь прорывается). Четко сформулировать предпочтения власти сложно – уж больно она разношерстна. Состоя по большей части из представителей «хорошего общества», она по духу (вороватому и беспринципному) принадлежит к нему – но все же в силу самой своей функции пытается навести в стране порядок и обеспечить ее развитие.

Но проблема в том, что страна не имеет ни цели этого развития, ни объединяющих всех принципов – а без этого сделать ничего невозможно. Почему же власть никак не возьмется за формулирование «символа веры» и «десяти заповедей»? Потому что наверху нет ни команды единомышленников, ни единой воли к прорыву. Все заняты текущими проблемами: в лучшем случае государственными, в худшем – личными. Максимум на что хватает фантазии – уверять, что Сколково позволит нам прорваться в мировые лидеры.

А что же с реальным будущим? Неужели Путин серьезно думает, что нынешний уклад экономики и социума способен не то что обеспечить настоящее развитие империи (в виде которой только и может жить Россия), но даже сохранение нынешней зажатой РФ? С вот такой «элитой», которую народ считает ворами (растащили госсобственность в 90-е или тащат из бюджета сейчас), с таким отсутствием идеалов в самой идеалистической стране в мире, с таким кризисом справедливости и доверия?

Конечно, Путин имеет еще и глобалистскую нагрузку – явной и тайной геополитической игрой. Стремление обеспечить России безопасные внешние условия для внутреннего развития, не остаться в дураках при идущей перекройке миропорядка – все это отнимает очень много сил. Именно на игре с закулисой и сосредоточено основное внимание Путина все последние годы. Но это нисколько не оправдывает его – отказ от кадровой и идеологической работы может стоить России гораздо больше, чем любая выгода от «Голубых потоков» и масонских клятв.

Невозможно в России, после тысячелетнего стремления к справедливости, после православного царства, империи, Советского Союза, предложить всем жить тихими семейными ценностями, заниматься своим личным бизнесом, ну и заодно обустраивать «эффективное государство». Даже без прочих отягчающих обстоятельств (развал 90-х, ублюдочная элита, оторванное от народа «общество») это бы не сработало.

Нужны поиски нового экономического уклада, учитывающего все достижения советского опыта, национальных идеалов труда и хозяйства. Справедливое некапиталистическое устройство с сильным местным самоуправлением и сильной верховной властью – вот, что примет русский народ. Без игр в президентские или парламентские республики, без всей этой партийной мишуры, без олигархов, без культа наживы и потребления, без низкопоклонства и обезьянничания перед Западом. Три века подражания Западу заканчиваются – как, кстати, и сам Запад.

Так что же должно произойти, чтобы власть стала формулировать русское будущее? Может быть гражданский протест это как раз то, что сумеет сподвигнуть ее на изменения? Или ее вообще стоит свергнуть? Нет ей веры?

А во что вообще верит сегодня русский человек?

Что и кто может быть ориентиром для нормального русского человека, живущего в 2011 году? По какой звезде сверять путь, на кого равняться? Или в отсутствии общих ориентиров каждый волен выбирать сам?

Путин? Права человека? Навальный? Запад? Вера? Сталин? Справедливость? Деньги? Русский народ? Законность? Потребление? Удовольствие? Карьера? Порядок? Глобализация? Самоуправление? Самодержавие? Воля?

То, что объединяет народ – Сталин, справедливость, вера, русский народ, порядок, воля, Путин, – бесит общество.

От того, что объединяет общество, чему оно поклоняется – права человека, Запад, потребление, глобализация, деньги, карьера, удовольствие, – тошнит русский народ.

А заклинаниям власти про законность и модернизацию никто не верит – потому что народ хочет просто жесткого наведения порядка, а общество – контроля над властью, а точнее, самой власти.

Вот здесь и начинается искушение для нормального русского человека – как отстаивать национальные ценности, если власть своим бездействием ведет к тому, что они будут поруганы и заменены на глобалистские пустышки? Значит нужно требовать смены этой власти?

А так как ухода Путина громче всех требуют либералы, то не грех и с ними объединиться в этом пункте? Пусть у нас разные цели, но вот уберем коррумпированный режим – и тогда уже разберемся с либералами, благо их кот наплакал, да и никакой Запад им не поможет. А за нами – весь народ и правда предков. Логично?

Нет – потому что никакого «потом» не будет. На Путине действительно висит Россия – то, чем она сейчас является. Убрав его, мы получим вторую серию хаоса, гражданской смуты и развала страны.

А не убрав – загнивание и постепенное уничтожение народа и России?

Нет – потому что Путин должен измениться и изменить элиту. Устроить революцию сверху. Он не может этого не сделать.

Потому что продолжение нынешнего курса приведет к взрыву социально-национальных противоречий и революции. Или к либеральному реваншу, внутриэлитному перевороту, ускорению глобализации России – с все тем же последующим бунтом возмущенного народа. Так что не изменившись – не спастись. Ни Путину, ни России.

Беседа «Во что верили русские люди»

Цель: ознакомление детей с верованиями славян в духов.

Задачи:

- расширять представления детей о сказочных персонажах;

Пополнять словарный запас детей;

Воспитывать интерес к народным верованиям;

Учить детей различать добро и зло.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Домовёнок Кузя», «Маленькая Баба-яга», «Дядюшка Ау», «Летучий корабль», «Кощей Бессмертный», «Финист – ясный сокол».

Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей.

Ход беседы:

    Организационный момент.

Наши предки верили в разных существ, населяющих всё, что окружало человека. Одних считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство.

Эти создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, местом проживания и образом жизни. Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В сказках подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных существ или как выжить при встрече с ними.

Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких таких существах.

    Беседа.

Бабай . Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали. Название "бабай" обозначает - старик, дедушка. Этим словом называют нечто таинственное, нежелательное и опасное. Бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному ребёнку, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой, как маленький старик (ростом 20-30 сантиметров) с большой бородой. Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей. Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома ленятся. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Тогда рассерженный домовой начинает стучать дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие синяки; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда
дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Водяной. Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым - это дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.
Дух обитает в реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места. Водяной охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб.
Русалки. Водяному служат русалки. По поверьям людей русалками становились утонувшие женщины и дети. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Банник не любит, когда люди тревожат его по ночам. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив ему кусок ржаного хлеба, посыпанного крупной солью. Так же, как и водяной, банник боится железа.

Кикимора злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы спят, а по ночам начинают шалить, устраивая небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Кикиморы предпочитают жить в человеческих домах, выбирая для себя укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу.

Баба-яга - сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Овинник - в славянских поверьях он главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит, чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух для детей.

III . Подведение итогов.

Существуют и другие духи, в которые верили русские люди. О них вы можете узнать, когда немного подрастёте. Нужно ли бояться этих духов? Все они – сказочные персонажи. Мы познакомились с ними, читая сказки. А сейчас я просто напомнила вам о них.

Похожие публикации