Энциклопедия пожаробезопасности

«Прямолинейное равномерное движение. «Равномерное прямолинейное движение». план-конспект урока по физике (10 класс) на тему Скоростью равномерное прямолинейное движение цель урока

Тема. Прямолинейное равномерное движение.

Цели:

образовательные:

сформировать знания о равномерном движении, скорости и перемещении прямолинейного равномерного движения, решении основной задачи механики для прямолинейного равномерного движения;

воспитательная:

прививать стремление к овладению новыми знаниями;

развивающая:

развивать мыслительные навыки учащихся, умение работать самостоятельно.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки-задания.

Ход урока.

I . Оргмомент.

II. Проверка усвоения изученного материала.

Самостоятельная работа (кратковременная).

I вариант

II вариант

1. Мяч упал с высоты 4 м, отскочил от пола и был пойман на половине высоты. Каковы путь и перемещение мяча?

1. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Найдите путь и перемещение мяча, если он поднялся на высоту 2,5 м.

2. На рисунке показана траектория движения тела из А в В. Найдите проекции перемещения на оси координат, перемещение.

1 Д А

0 1 3 5 7 х,м

3. На рисунке показана траектория движения тела из А в Д. Найдите пройденный путь, перемещение, проекции перемещения на оси координат.

1 В А

0 1 3 5 7 х,м

III. Мотивация учебной деятельности.

Самый простой вид механического движения- это равномерное прямолинейное движение.

Равномерно прямолинейно движется автомобиль по прямолинейному участку дороги без разгона и торможения, парашютист после раскрытия парашюта в безветренную погоду.

Поскольку траектория движения- прямая линия, для описания движения достаточно выбрать одномерную систему координат.

Чтобы решить основную задачу механики, нужно знать, как найти перемещение

равномерного прямолинейного движения.

IV . Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)

V. Изучение нового материала.

Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Пусть за каждые 2 ч автобус проходит 120 км. Но утверждать, что автобус движется равномерно нельзя, так как за 1 час он проходит 57 км, а за следующий 1 час- 63 км. В этом смысл слова «любые» .

Характеристика движения- скорость.

Скорость равномерного движения, учили в 7 классе, равна отношению пути ко времени, за которое тело этот путь прошло.

Введя физическую величину перемещение, формулируем определение скорости так: скорость равна отношению перемещения ко времени совершения этого перемещения.

перемещение

c корость = -------

время

Но с точки зрения математики вектор (перемещение) умножить на скаляр (1/время) получаем вектор.

Итак, скорость - векторная величина. Так как время не может быть отрицательной величиной, векторы скорости и перемещения направлены в одну сторону.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Скорость- вектор : =

и в одну сторону.

В СИ: [ 𝑣 ] =

Скорость равномерного прямолинейного движения - величина постоянная и по модулю, и по направлению.

Графическая зависимость скорости от времени:

Запишем в тетрадь(см. на экран) .

𝒗 х ,

𝒗 х 0 («вправо»)

0 t

𝒗 х

Перемещение равномерного прямолинейного движения равно: = t.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Перемещение = t.

График зависимости S = v t по аналогии с y = k х , где v и k- постоянные- прямая линия, проходящая через начало координат.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

S , м 1 1; 2- «вправо»: 𝒗 1 𝒗 2

2

0 t

3 3- «влево»

Координата равномерного прямолинейного движения: х = х ₀ + 𝒗 х t.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Координата х = х + 𝒗 х t - решение ОЗМ.

График зависимости по аналогии с y = b + k х. Если b = 0, то прямая проходит через начало координат.

Запишем в тетрадь (см. на экран).

х, м 1 1;2;3- «вправо»: 𝒗 1 𝒗 2; 𝒗 2 = 𝒗 3

2

3

0

4 4- «влево»

3; 4: х 0 равна 0

1; 2: х 0 не равна 0

Запишем в тетрадь (см. на экран).

Геометрический смысл перемещения.

𝒗 х ,

0 t t , с

перемещение = площади фигуры (прямоугольника) под графиком

VI. Закрепление изученного материала.

1. Какое движение называется равномерным прямолинейным?

2. Физический смысл скорости равномерного прямолинейного движения.

3. Как направлен вектор скорости?

4. Что собой представляет график скорости равномерного прямолинейного движения?

4. Что собой представляет график перемещения равномерного прямолинейного движения?

5.Что собой представляет график координаты равномерного прямолинейного движения?

VII. Домашнее задание.

УРОК № 2 9 класс

Тема: Равномерное прямолинейное движение.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.

Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Действие

1. Орг.момент

Готовность класса к уроку

2.Повторение предыдущего материала

Повторение предыдущего материала

3.Изучение нового материала

Изучение нового материала

4.Закрепление материала

Закрепление материала

5.Домашнее задание

Домашнее задание

Ход урока

    Орг.момент

(Приветствие учеников)

2. Повторение предыдущего материала и проверка домашнего задания

В начале урока проверяется у учащихся знания: написание проверочной работы по теории изученного материала:

I вариант

    Что называется материальной точкой ?

    1. поезд движется из Барнаула в Бийск;

      осуществляется посадка пассажиров.

    Какую систему координат

    1. самолет совершает перелет;

      человек движется в лифте;

      футболист на поле.

    Что такое траектория, путь, перемещение ?

    В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?

    Какое движение называют равномерным ?

II вариант

    Что такое система отчета ?

    В каких случаях человека автомобиль можно считать материальной точкой ? Объясните, почему.

    1. производится ремонт двигателя;

      автомобиль совершает переезд.

    Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:

    1. движение трамвая;

      подводная лодка в океане;

      автомобильные гонки.

    В чем отличие пути от перемещения ?

    Дайте определение скорости равномерного прямолинейного движения .

    В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?

    Изучение нового материала

Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s . Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s . Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t , необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.

Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:

v=s/t. (1)

Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.

Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const ). По модулю

v=s/t. (2)

Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.

Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.

Скорость – векторная величина – имеет направление. Направление скорости совпадает с направлением движения. Скорость может быть постоянной, а может быть переменной

Единицы измерения скорости

В СИ : [ v ] =

Кратные: 1 км/ч = 3,6 м/с; 1 км/с = 1000 м/с

Дольные: 1 см/с = 0,1 м/с; 1 дм/с = 0,1 м/с

Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x 0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s , и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt . Согласно этой формуле, векторы s и v*t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох :

S

V


s x =v x ·t. (3)

Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x 0 +s x , с учетом (3) имеем

х=x 0 + v x ·t. (4)

По формуле (4), зная координату x 0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию v x на ось Ох ), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х 0 , и v x могут быть и положительными, и отрицательными.

Графическое представление проекции скорости:

V x , м/с

t , c

0

S x =V x *t

V x , м/с

t , c

0

S x =V x *t

V x >0

V x <0

S x >0

S x <0

x, м

Графическое представление уравнения движения:

х=x 0 + v x ·t


x 0


t, c


х=x 0 - v x ·t

    Закрепление материала.

Vx, км/ч

0

-70

t

Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущиеся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.

Вопросы по закреплению материала:

    Какое движение называется равномерным?

    Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?

    Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?

5. Домашнее задание.

Конспект урока

Тема:

Интегрированный урок физика + математика «График движения. График скорости».

Решение многих задач по физике требует от учащихся глубоких математических знаний. Линейная функция занимает в курсе алгебры 7 класса одно из центральных мест. На этом уроке рассмотрены такие физические задачи, в которых решение основано на применении знаний, связанных с линейной функцией.

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное движение».

Задачи:

    Образовательные:

    Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное» движение».

    Формирование умения решать прикладные задачи:

    Учить производить переход от реальной ситуации к построению математической модели;

    Учить осуществлять поиск подходящего метода решения математической задачи;

    Учить выявлять соответствиеполученных результатов к исходной ситуации.

    Развивающие:

    Построение целостной системы знаний через межпредметные связи математики и физики.

    Развитие познавательного интереса учащихся.

    Воспитательные:

    Формирование интереса к математике и физике через установление причинно-следственных связей между науками.

Тип урока:

Комбинированный.

Оборудование :

Презентация.

План урока:

    Организационный момент.

    Создание проблемной ситуации.

    Актуализация знаний, умений.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление знаний.

    Контроль и самопроверка.

    Подведение итогов урока.

    Информация о домашнем задании.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Тема урока, цели и задачи (слайд 1,2).

    Создание проблемной ситуации.

Решение задачи:

(слайд 3)

    Актуализация опорных знаний:

Для решения данной задачи вспомним теорию (слайд 4):

Вопросы слайда:

    Дайте определение линейной функции.

функция вида y=kx+b, где k и b -это числа

    Какая величина является функцией? Аргументом?

y - зависимая переменная - функция

x – независимая переменная – аргумент

    Самостоятельное решение задачи (слайд 5).

Какие из функций являются линейными:

Проверьте: вторая, четвёртая, пятая, шестая

    Вспомним свойства линейной функции (слайд 6-8);

    Что представляет собой график линейной функции?

прямая линия

    Как построить прямую?

по двум точкам

    Какой вид примет функция, если k или b равны 0?

y=b y=kx

    Как в этом случае проходит график?

если k = 0 - параллельно оси ординат Ох, если b=0 – через начало координат

    Практическая работа (слайд 8-11) .

    Построить график функции у= х-3

    Построить график функции у= 2х

    Построить график функции у= 5

    Самостоятельное решение задач по графикам (слайд 12).

Проверка решения задач (слайд 12).

    Вернемся к нашей задаче про туриста, но прежде вспомним физику (слайд 13):

    Что такое механическое движение?

Изменение положение тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

    Чем определяется положения тела?

координатами

    Как обозначаются в физике, в каких единицах измеряются в системе СИ пройденное расстояние, время и скорость?

S – пройденное расстояние, [м] ʋ -скорость [м/с] t – время[с]

    Проведем аналогию (слайд 14):

у = х-3 у = 2х у=5

S = t-3 S =2t S =5

Какие величины являются функциями, какие - аргументом?

у и S - функции, x и t - аргументы

Чему равна скорость?

    Задача (слайд15):

Турист проехал на автобусе 15 километров от пункта А до пункта В, а затем продолжил движение от пункта В в том же направлении, но уже пешком со скоростью 4 км/час. На каком расстоянии (у) от пункта А будет турист через х часов ходьбы?

Составьте выражение для решения данной задачи, обозначив пройденное расстояние через у , а время через х

Вычислить значение у, если х = 2;3. Значение х, если у = 35

Построим график движения туриста (слайд16).

S ,км

t ,ч

    Построение графика скорости .

Для описания движения используют на только график движения, но и график скорости. Построим график скорости движения туриста в координатах (ʋ; t ) (слайд17):

t ,ч

    Практическая работа. Построить графики движения тел, описать движение (слайд 18-20):

S = t -3 скорость равна 3, движение равномерное

S = 2t скорость равна 2, движение равномерное

S = 5 тело находится в покое, скорость равна 0

    Решение задач на закрепление нового материала (слайды 21-23).

    Контроль и самопроверка.

    Физика. Решим задачу (слайд 24):

Уравнение зависимости координаты х движущегося по прямолинейному участку шоссе автомобиля имеет вид: x=200-20t.

    Изобразите рисунок, поясняющий движение этого тела.

    Каков вид движения автомобиля?

    Найдите начальную координату автомобиля.

    Постройте график зависимости скорости автомобиля от времени и запишите его уравнение.

    Постройте график зависимости координаты от времени.

    В какой момент времени координата будет равна 0?

Решение задачи (слайд 25)

    Математика. Даны функции(слайд 27):

y=0,8x+2 y=15-1,5x y=-3/2x+6

y=4/5x-19 y=1,5x-15 y=0,8x

    Назовите те из них, графики которых параллельны, пересекаются.

    Назовите для каждой функции точку пересечения графика с осью Y.

Решение задачи (слайд 28) .

    Домашнее задание.

Цели урока : сформулировать признаки равномерного движения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Что называется перемещением точки?

Что называется телом отсчета?

Каким способом можно задать положение точки?

Что называется радиус – вектором?

III. Изучение нового материала.

Скорость – векторная величина. Она считается заданной, если известен ее модуль и направление. Дадим определение скорости.

При прямолинейном движении скорость не изменяется по направлению. Движение называется равномерным прямолинейным, если траектория- прямая линия и точка за любые равные промежутки времени проходит равные перемещения.

Эксперимент

Вывод: за

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 10 КЛАССЕ

Тема урока:

«Равномерное прямолинейное движение».

Цели урока : сформулировать признаки равномерного движения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

Что называется перемещением точки?

Что называется телом отсчета?

Каким способом можно задать положение точки?

Что называется радиус – вектором?

  1. Изучение нового материала.

Скорость – векторная величина. Она считается заданной, если известен ее модуль и направление. Дадим определение скорости.

Скорость равномерного прямолинейного движения – величина, равная отношению его перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло.

При прямолинейном движении скорость не изменяется по направлению. Движение называется равномерным прямолинейным, если траектория- прямая линия и точка за любые равные промежутки времени проходит равные перемещения.

Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения.

Эксперимент

Вывод: за равные промежутки времени тело совершает равные перемещения.

Перемещение при равномерном прямолинейном движении тела по оси Х за время t можно рассчитать:

УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В КООРДИНАТНОЙ ФОРМЕ.

- УРАВНЕНИЕ РАВНОМЕРНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВЕКТОРНОЙ ФОРМЕ.

V X =(X-X 0 )/t – СКОРОСТЬ.

  1. Решение задач

1. Движение грузового автомобиля описывается уравнением х1=-270+12t, а движение пешехода по обочине того же шоссе - уравнением х2=-1,5t. Сделать пояснительный рисунок (ось Х направить вправо), на котором указать положение автомобиля и пешехода в начальный ммент времени. С какими скоростями и в каком направлении они двигались? Когда и где они встречались?

2. По заданным графикам найти начальные координаты тел и проекции скоростей их движения. Написать уравнения Х(t). По графику найти время и место встречи.

  1. Домашняя работа

§7-8, стр.22 упр.1(1)


Урок 2/4

Тема. Прямолинейное равномерное движение

Цель урока: ознакомить учащихся с характерными признаками прямолинейного движения рівноприскореного

Тип урока: комбинированный

План урока

Контроль знаний

Самостоятельная работа «Система отсчета, траектория, путь и перемещение»

Демонстрации

Прямолинейное равномерное движение

Изучение нового материала

1. Скорость прямолинейного равномерного движения.

2. Перемещение в случае прямолинейного равномерного движения.

3. Уравнение для координаты в случае прямолинейного равномерного движения

Закрепление изученного материала

1. Решение задач.

2. Контрольные вопросы

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Простейший вид механического движения - равномерное прямолинейное движение. С этим видом движения учащиеся уже знакомы из курса физики и математики предыдущих классов.

Ø Прямолинейное равномерное движение - это такое движение, когда материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Одной из основных кинематических характеристик движения является скорость:

Ø Скорость прямолинейного равномерного движения - это физическая величина, равная отношению перемещения к промежутку времени t , за который произошло это перемещение.

Как видим из определения, скорость является векторной величиной: направление скорости совпадает с направлением перемещения. В случае прямолинейного равномерного движения модуль перемещения s совпадает с путем l , поэтому в этом случае можно записать, что

Единица скорости в СИ - 1 м/с.

Ø 1 м/с равна скорости такого прямолинейного равномерного движения, при котором материальная точка за 1 с перемещается на расстояние 1 м.

Вопрос к ученикам во время изложения нового материала

1. Приведите примеры прямолинейного равномерного движения.

2. Показывает скорость тела в случае прямолинейного равномерного движения?

3. Можно ли утверждать, что тело движется прямолинейно равномерно, если оно:

а) каждую секунду проходит путь, равный 1 м;

б) движется вдоль прямой в одном направлении и за каждую секунду проходит путь 2 м?

4. Какая скорость больше: 1 м/с или 3 км/ч.?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Домашнее задание

Г1 ) - 3.10; 3.12; 3.13; 3.16;

р2) - 3.26; 3.27; 3.28, 3.31;

г3 ) - 3.73, 3.74; 3.76; 3.77.


Похожие публикации