Энциклопедия пожаробезопасности

По каким законам строится жизнь в калинове. Жестокие нравы города калинова в грозе сочинение. Несколько интересных сочинений

Быт и нравы города Калинова

Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, - это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.

В основе композиции пьесы - принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.

Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.

Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.

Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Нравственные законы жизни людей подменяются в Кали-нове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю”, - говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.

Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, - хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.

Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи - слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”.

В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары - “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон - человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Самоубийство Катерины - проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Калинов – маленький купеческий волжский городок, где которое уже поколение живут по домостроевским правилам. Слушают странниц, верят их сказкам, боятся перечить старшим, жизнь неспешна и нетороплива, как слабо текущая застоялая вода. Здесь сопротивляются новшествам изо всех сил, особенно те, кто имеет власть над людьми. «Своя выгода – главнее» и «Пусть соседу будет плохо» – основные принципы человеколюбия и добрососедства, которые исповедуют жители. На беде и недоплате богатые зарабатывают деньги, правды здесь не сыщешь, кто богаче – тот и прав. Вседозволенность власть имущих не имеет границ и управы.

У Дикого семь пятниц на неделе. Встал не с той ноги – целый день издевается над теми, кто от него зависит. Он важная величина – богат, влиятелен, даже начальник управы не приказывает ему, а просит: заплатил бы ты, мол, мужикам, чтоб не бузили. На что Дикой без стеснения отвечает, что доброта и порядочность не выгодны. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются». И богатеет, обманывая, обсчитывая, и дальше. Конечно же, он не станет делиться наследством с племянником и племянницей, напрасно Борис надеется.

Дикому нужен только повод, чтобы забрать все деньги себе, а повод Борис предоставил, вступив в связь с замужней. Так же он нагл и в разговорах с просителями – на Кулигина он смотрит как на надоедливого просителя, хотя учёный хочет лишь благоустроить город, ничего не требуя за свои услуги. Боится Дикой одну лишь Кабаниху – умную, жестокую, лицемерную купчиху.

Кабаниха – почитательница прежних традиций: мужа жена должна бояться, речь о любви даже не идёт. Когда муж уезжает, он должен при всех ей дать наказ, а она должна «выть», прощаясь. Вдовая свекровь должна быть для невестки даже главнее мужа – старших надо уважать и бояться. «Воля» для нее приравнивается к нецензурному слову, это нарушение смысла её существования, короткого поводка, на котором она всех держит.

Невестка Кабановой, Катерина , попав в дом мужа, ощущает, что болото затягивает её, высасывая жизненные силы, а деспотичная свекровь безнаказанно унижает, и никакой надежды нет. Кабаниха здорова и проживёт долго, но возможным упоминанием о своей смерти она все время мучает близких. И Катерина от безысходности влюбляется в такого же зависимого человека, который, все же, кажется ей достойнее мужа.

Для замужней женщины города Калинова выйти замуж – значит стать безгласной рабой в доме мужа, возможное утешение – только дети. Измена Катерины мужу – единственный вызов, возможный для нее, чтобы защитить ежедневно унижаемые честь и достоинство.

Менее всех принадлежат себе сыновья купцов и купчих Калинова. Их судьбой распоряжаются к своей выгоде и обогащению, они товар.

Конечно, Дикой и Кабаниха любят детей. По-своему. Пытаясь держать их в постоянном сознании их ничтожности, контролируя и манипулируя. Дочери Дикого ещё не взрослые, но он уже хочет ограбить племянников в их пользу, а Кабаниха постоянно попрекает сына тем, сколько она из-за него испытала.

Варваре Кабановой зато даётся полная воля, и она по ночам гуляет с любовником, привыкнув лицемерить и соглашаться с матерью внешне и ставя на своем на деле. «Шито-крыто» – это одно из основных правил Калинова. Делай, что заблагорассудится, только чтоб люди не узнали. Истинные чувства, если они есть, прячь, не показывай. Но Катерина признанием обрекла Варвару на побег, хотя бежать Варвара не планировала. В девках ей было раздолье, и она не думала о завтрашнем дне, её все устраивало. Но запрет на вольную жизнь заставил её пойти наперекор матери – характер Варвары таков, как и у родительницы. Она сбегает с Кудряшом, которого побаивается сам Дикой, и, возможно, из этой связи выйдет толк.

Для верующей Катерины такого выхода нет. Теперь бы жить ей вечно в положении, оскорбившей семью ослушницы. Ей не у кого просить помощи – она знала, на что идёт, но честность не позволяет ей смолчать. И она тоже «сбегает», по-своему.

Калинов уже не будет таким же – слишком многое тайное стало явным. И скоро не один Кулигин будет видеть красоту родных просторов – вот только хлынет очищающая гроза…

ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. А. Н. Островский в очерке «Записки замоскворецкого жителя» «открыл» страну, «до сего вр емени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки,

отчего, вероятно, и на­зывается Замоскворечье». Это земля, живущая традициями седой старины, - «темное царство». Современники за открытие этой стра­ны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные» стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму «Гроза», о которой Добролюбов сказал: «Гроза» - без сомненья, самое решительное произведение Остров­ского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий».

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги рас­кинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», - восхищается Кулигин, глубоко чувствую­щий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако бо­гатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюрем­ного гробового безмолвия». Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угне­тенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: «В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности на­гольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль­ше насущного хлеба». А причина нищеты, по его мнению, в бессо­вестной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Странница же Феклуша восхваляет кали- новскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется по­кровительством властителей «темного царства». Невежественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являют­ся Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме из­жившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных пред­рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Добролюбов говорит о ней: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не воет» на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе», считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и прин­ципов «темного царства». (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по­корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловеч­ный деспот и тиран, но оделяет ниіцих.

Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умствен­ные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомо­лок о странах, «где люди все с песьими головами», где правят «сул­тан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский». Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Варвара на­училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она до­вела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» Так, желая сохра­нить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства», то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к «темно­му царству». У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобре­тениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, тер­пит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дико­го - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгу­ет никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуют­ся, что их обсчитывают, Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоб­лагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи со­ставляются, так оно мне и хорошо!») Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, хо­лодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-на- стоящему) - это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремит­ся грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед си­лами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количе­ство массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и уз­наем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гу­ляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявля­ется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же гра­бят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родст­венников, племянников, заколотить домашних» - таков, по сло­вам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катери­ны - вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Вар­вара, борьба нового со старым началась и продолжается. Остров­ский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: дес­потизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны худож­ником в «Грозе» на решительное дело». «Гроза» - не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям отно­сятся и «Бесприданница», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений.

Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове. В этом городе все друг друга знают, но все ограждаются друг от друга – строят заборы, чтобы огородиться. Они живут замкнутой жизнью и не знают, что происходит в других городах. Купцы узнают о жизни за пределом их города благодаря странникам, а те рассказывают им о мире.

Его жители материально зависимы. В этом городе деньги играют огромную роль. Власть у того, у кого больше денег. Цель большинства жителей – разбогатеть. Они ссорятся из-за денег. Город Калинов стараются улучшить. Делают дорожки для прогулок, но там никого нет. Бедные рады этому, но им некогда гулять, потому что им нужно работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Горожанам не интересны проблемы окружающих. Они не то что отказываются помогать людям, они даже не готовы выслушать об их сложных ситуациях. Когда жители проявляют искренние чувства – общество считает это грехом. В городе не знают о взаимосвязи замужества и любви. Богатые люди считают, что замуж нужно выходить для своей пользы, по расчету.

Герои пьесы не несут ответственность за свои слова и поступки. Кулигин критикует жителей города, которые готовы бороться за деньги ценой своей жизни. Он старался изменить нравы жителей, но все безуспешно. Он переживает за то, что жители города Калинов необразованные. Кулигин очень переживает и расстраивается, потому что горожане не готовы зарабатывать деньги честным трудом. Дикой – самый богатый человек в городе. Свое богатство он нажил нечестным трудом, разоряя рабочих. Из-за больших денег не имеет никакой морали. Бедных и нищих жителей города он не считает людьми. Он грубый и всегда ругается с обществом. Он ни с кем не советуется и делает все, что вздумается. Еще одна богатая героиня пьесы – Кабаниха. Особых отличий от Дикого у нее нет. Она издевается над своими домашними и тиранит их, но на людях ведет себя иначе. От ее поступков и слов больше всего страдает Катерина. Она не может выслушивать постоянные упреки и хочет уйти из дома. Кабаниха хочет, чтобы все было так, как велит она.

Быт города Калинов состоит в полной деградации человечества и умственного застоя. За обычной и размеренной жизнью кроются жестокие нравы. В городе главными чувствами является корысть и жестокость, а искренние чувства и разум неподвластны жителям. Ложь и обман портят людей и их души, но в Калинове это обычное явление.

Несколько интересных сочинений

  • Город-герой Ленинград доклад cочинение

    Город Ленинград, где произошла революция 1917 года, всегда являлся особенным для советской страны, и главной задачей вермахта было стереть его с лица земли, полностью истребив мирных жителей.

  • Отзыв на рассказ О любви Чехова

    Этот рассказ ставит много вопросов о любви. Почему люди не выбирают себе подходящих партнеров? Или почему выбирают подходящих, но с которыми нельзя строить отношения по каким-то внешним причинам?

  • Нестеров М.В.

    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром

  • Отец из повести Детство Толстого образ и Характеристика сочинение

    Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе

  • Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество (рассуждение)

    Для многих из нас, такое слово как одиночество ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг.

А. Н. Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал ее тонко, точно и живо. На примере города Калинова, где происходит действие драмы «Гроза», драматург показал читателям и зрителям тяжкие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним благополучием.
Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения жителей города на Волге.
«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Так восторгается Кулигин, механик-самоучка, красотой родного края. Действительно, в природе Верхневолжья всегда много «красоты, разлито». Но как читатели видят далее, ее не замечают люди, живущие рядом с Кулиги- ным. И он вынужден оставаться наедине со своими чувствами.
Эту красоту не замечают, да и не хотят замечать Дикой и Кабаниха. Они вообще мало что видят вокруг себя. Например, Феклуша говорит, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха отвечает, что ее пусть хоть золотом осыпают, но на нем она не поедет. Дикой в свою очередь заявляет, что гроза Богом в наказание посылается. Этими штрихами драматург подчеркивает невежество самодуров.
Будучи наблюдательным, Кулигин делает точную харак-теристику им и их кругу. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему. Кулигин рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают. Как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет».
О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он также отмечает, что в их городе ворота запираются на замки и за этими замками самодуры истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы.
Вчитываясь в текст, мы забываем о красотах природы и постепенно переносимся в темный мир власти грубой силы. Нравственные устои расшатаны. Саве л Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Когда ему говорят: «Как это на тебя никто угодить не может?» - он самодовольно отвечает: «Вот поди ж ты!» Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину. Но сильный материально, Дикой слаб духовно.
Он пасует перед тем, кто в законе сильнее его, тусклый свет нравственной истины все же не потух совсем для него. Он признается Кабановой, как однажды, не желая платить мужику за работу, он сначала изругал и чуть не прибил его, а потом при всех в ноги кланялся, прощенья просил. Дикой не может противостоять более сильной личности, дерзко сокрушающей его авторитет. Например, когда Дикого на переправе гусар обругал, то он с гусаром не посмел связаться, а всю свою злобу выместил дома. Две недели потом домашние прятались от него по углам да по чуланам. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами».
Преступные мысли приходят в темную голову Дикого. Он обогащается, обманывая наемных рабочих. И что удивительно, он сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются», - хвастливо говорит он городничему. +У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
В отличие от Дикого Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. Она считает себя главой дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться судьбами сына и невестки.
Больше всех страдает от ее самодурства Катерина. Свекровь буквально «точит ее, как ржа железо», добиваясь полного, рабского повиновения. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как своеобразная иерархия, где младший подчиняется старшему, жена - мужу. Однако для нее важны прежде всего не реальные порядки, не их суть, а внешний образ порядка в мире. Этот семейный уклад, на мой взгляд, имел свои хорошие стороны, учил не мстить ближнему за обиду, злом за зло не воздавать. Но Кабанова взяла самое плохое из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: «Врагам-то прощать надо, сударь», он отвечает: «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
Мне кажется, автор драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Кабанову, например, возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит.
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Население в основном невежественно. Калиновцы с удовольствием слушают различные вымыслы и невероятные истории странниц, которые сами «далеко не ходили, а слыхать - много слыхали». Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Мало того, калиновцы в просвещении находят вред и потому не читают книг. Эти люди далеки от событий, происходящих не только в стране, но и за порогом их дома. По их разумению, это и является гарантией их благополучия.
Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни кали- новцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она полностью лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, не способного отстоять. свое человеческое достоинство.
Отмечу, что на драму сильно повлияли события, происходившие в это время в России. Во главе угла тогда стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в «Грозе». Шумят и злятся, потому что власть их кончается.
Есть уже первые ростки несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины - один из таких взлетов духа. Н. А. Добролюбов пишет: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение.

Похожие публикации