Энциклопедия пожаробезопасности

Что делать, если крещенская вода испортилась? Великая сила святой воды, целебные и полезные свойства: научное объяснение. Где можно взять святую воду и как правильно пользоваться святой водой дома? Есть ли в святой воде простейшие

Для многих христиан святая вода считается, одной из главных святынь, и поэтому относятся к ней с благоволением. Но некоторые люди даже не знают: как использовать святую воду?

Вода освящается в церквях, в водоемах. Священник может освящать воду в любое время, читая над ней нужные молитвы.

Вконтакте

Какое молитвенное правило произносится перед принятием святой воды?

Как правило, существует определенная молитва перед принятием воды и , она имеется во всех православных молитвословах.

В некоторых случаях воду пьют отдельно, тогда слово «просфора» в молитве не употребляется.

Прежде чем прочитать молитву перед принятием святой воды нужно обязательно перекреститься, сосредоточиться на молитве, и после того как она будет прочитана, необходимо вновь перекреститься и выпить воду. Далее следует поблагодарить Господа.

Научное изъяснение целебных свойств святой воды

Существует большое количество мнение, о том почему святая вода целебная и не портится длительный период времени. Ученые, проводившие исследования в этой сфере говорят о том, что основные целебные свойства воды зависит от того, что она обрабатывается серебром. Во время освящения воды в купель погружается серебряный крест.

Издавна серебро убивает болезнетворные бактерии, и когда оно соприкасается с водой, происходит антибактериальная обработка серебром.

Несмотря на свои научные изыскания, ученые имеют ряд необъяснимых факторов. Например, почему электромагнитное поле воды отличается от поля простой воды, также ученые не смогли найти ответ на вопрос, почему святая вода так долго хранится и не портится.

Процедура омовения святой водой

Прежде чем умываться святой водой следует вначале умыться простой водой и очистить кожу мылом. Согласно церковным канонам святая вода должна соприкасаться с чистым телом. Даже капля святой воды, добавленная в сосуд делает его освещённой.

Физики доказали, что благодаря меняющейся структуре молекул воды и капля может менять состав обычной воды. Как правило, для омовения используется губка, ее макают в сосуд вытирают лицо и шею, при этом вода будет стекать струйками.

Во время этой процедуры читаются утренние молитвы. Также стоит смачивать святой водой глаза, так как это процедура обладает оздоровительным эффектом. Если на теле у человека есть различные травмы, ушибы, то это часть тела также включается в утреннее умывание. После умывания вытирают лицо чистой тканью или полотенцем.

Как правильно употреблять освященную воду?

Многие священники советуют употреблять такую воду натощак, так как она может освятить все тело. После того как святая вода выпита, можно вкушать просфору и при этом молиться. Если человек имеет душевное недомогание, то в этом случае воду необходимо пить круглосуточно.

Священники, говорят, что эту воду нужно пить с чайной ложечки или со стакана, на котором изображён храм. Можно даже из обычного стакана, если из него не употреблялись спиртные напитки.

Примите во внимание: нельзя пить воду из сосуда, в котором она находится, иначе это будет нарушением святых канонов.

Как утилизировать старую святую воду?

Священники советуют не делать огромные запасы святой воды, но если такое произошло, то стоит либо полить комнатные цветы, либо принести в храм. Как правило, храме имеется сухой колодец, куда высыпается пепел и выливается вода.

Такую процедуру нужно делать только с разрешения священнослужителя.

Стоит ли кипятить освященную воду?

Некоторые верующие спрашивают, нужно ли кипятить святую воду, как утверждают священники, в этом нет необходимости , так как в течение года вода абсолютно не портится, имеет антибактериальные свойства и уничтожает все вредные для здоровья микроорганизмы.

Можно ли употребляют ли святую воду ежедневно?

Согласно канонов православия, святую воду можно употреблять каждый день, но пьют ее понемногу и натощак, чтобы она смогла очистить организм от негатива.

Разрешено ли пить освященную воду женщинам, если у нее месячные?

В соответствии с церковными правилами, когда женщина нечистая, она не должна принимать освященную воду и потреблять просфоры, причащаться, также ей нельзя дотрагиваться до святынь.

Разрешается ли в православии давать освященную воду животным?

Православные, которые читают Святое писание, знают, что нельзя давать животным прикасаться к святыням, и поэтому им не дают пить такую воду.

Что делать если освященная вода пропала или у нее появился зловонный запах?

Если он христианин увидел, что его крещенская или освященная вода пропала, т.е. позеленела или имеет зловонный запах, (это может быть связано с постоянными скандалами в доме, а также неправильным отношением человека к святыням), в этих случаях рекомендуют пригласить в дом священника и осветить его.

Как правильно сохранять святую воду в домашних условиях?

Освященную воду в домашних условиях ставят рядом с иконами или за ними. Также можно ее поставить в определенный шкафчик, где находится церковные принадлежности.

Некоторые освобождают специальную полочку и рядом с водой устанавливают иконку. Нельзя помещать воду в холодильник, либо располагать рядом с продуктами.

Будет ли нарушением умывание некрещенного ребенка освященной водой?

В канонах православной церкви говорится о том, что можно некрещеного ребенка умывать святой водой, но при условии того, что потом она будет вылита в нехоженое место, но ее нельзя лить ее в канализацию.

В Православной Церкви существует три чина освящения воды: освящение в чине таинства святого , в праздник Крещения Господа, а также малое освящение, которое на протяжении всего года.

Как использовать святую воду

Недопустимо постоянное хранение воды про запас. Многие приносят ее раз в год из храма, как правило, на Крещение и хранят ее по принципу "чтобы стояла в доме, потому что у всех так". Это в корне неверно! Таким образом происходит своеобразное заточение святыни. Благодать освященной воды не уменьшится, сколько бы она ни хранилась, а вот те , кто не обращается к святыне, то есть не использует ее, обкрадывают самих себя. Святую воду необходимо регулярно пить.

Помимо употребления внутрь, ей можно окроплять жилище. Однако не стоит ополаскивать ей больного человека или во время , поскольку святая вода может попасть в канализацию. Водой можно лишь окроплять. Также не стоит давать ее пить домашним животным.

Как хранить святую воду

Не нужно держать освященную воду в шкафу среди продуктов. Тем более не следует ставить ее в холодильник - святая вода не портится. Емкость с ней следует хранить на отдельной полочке в закрытом от проникновения света месте, либо в непосредственной близости от икон и иных освященных предметов.

Бывают случаи порчи святой водой. Если вы ее хранили грамотно, но она все же испортилась, в частности, в ней появились помутнения, неприятный запах или она приобрела плохой вкус, об этом в обязательном порядке следует сказать священнику. Лучше сделать это на исповеди с покаянием о неблагоговейном отношении к святыне. Церковь разрешает выливать испортившуюся святую воду в речку или иной природный источник. Только не спускайте ее в унитаз и не выливайте в раковину!

Святая вода - это святыня, которая присутствует в доме верующего человека. Ее набирают в храмах после молебна и освящения и бережно используют для нужд.

Все православные искренне верят, что святая жидкость помогает при болезнях, вероломном вторжении темных сил и снятии грехов. Окропляя жильё, смазывая больные места и принимая внутрь - всякий раз проявляются чудесные свойства воды.

Уважительное отношение и правильное хранение является залогом долгого служения свежей живительной влаги.

Святая вода это дарование, данное Господом и отношение к ней должно быть особым. Набирая освященную воду, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Емкость для жидкости должна быть чисто вымытой и без наклеек.
  • Не следует набирать большое количество воды. Набранная впрок влага считается «заточением святыни» и может потерять целебные свойства. При нехватке всегда можно набрать в любом близлежащем храме в любой день года.
  • Получая и отдавая святую воду, запрещено сквернословить или ссориться. Брань разрушает веру и молитву просящего христианина.
  • Использовать для гадания и проведения магических ритуалов.

Для сохранения чудодейственных свойств сосуд с жидкостью плотно закупоривают крышкой, хранят рядом с домашними иконами и не допускают попадания на емкость солнечных лучей.

Воистину, применение святой воды безгранично при аккуратном и обдуманном использовании. И все же существуют правила, что можно делать со святой водой, а что нельзя.

Как правильно пользоваться

Полив комнатных цветов

Нельзя использовать жидкость для полива цветов. Освященная вода при должном использовании и почитании способна сохранять дарованные свойства долгое время.

Однако, если при длительном хранении вода поменяла цвет или появился неприятный запах, то перед прихожанином соразмерно возникает вопрос, а можно ли испортившейся водой полить комнатные растения или цветы?

Священнослужители благосклонно дают разрешение на утилизацию воды таким способом. Если в доме нет растений, то остатками воды можно полить дерево или кустарник на территории Церкви.

Допустимо ли ставить воду на пол?

Агиасма такая же святыня как иконы или другая церковная атрибутика и требует к себе должного уважения. Пол или земля считается местом, где может пройти грешник и если поставить сосуд на пол, то вода может быть осквернена и потерять целебное воздействие. Перед набором влаги следует продумать, куда поставить емкость по прибытию домой, не прибегая к установке на пол. Если действие вынужденно и кратковременно, то оно допустимо. Единственным местом, где можно помещать посуду с водой на пол считается храм.

Лекарство и вода

Не стоит запивать лекарство святой водой. Болеющие люди истово верят, что запивая освященной водой лекарственные препараты, действие таблеток усиливается, и болезнь быстро и неминуемо отступит.

Священнослужители на вопрос, можно ли запивать лекарство агиасмой, отвечают, что строгого запрета на действо нет, равно как и нет согласия.

Конечно, если в момент принятия лекарства не окажется под рукой обычной воды, то поение святой водой не считается кощунством. Но если есть выбор, то не следует совмещать медицинские препараты и святыню.

Разбавление святой воды обычной

Набирая в храме большое количество святой жидкости, человек автоматически делается заложником суеверия, что в воде заключена магическая мощь и не задумывается, что каждая капля полна молитвы и является благословением Божьим.

Разбавлять святую воду не возбраняется и только приветствуется, если человеку требуется испить агиасмы. Достаточно принести с храма малую толику воды в небольшой емкости и дома, с молитвой, по каплям добавлять в обычную воду, она тотчас приобретет чудодейственные свойства. Но верным советом будет регулярное посещение Церкви и получение новой освящённой воды.

Применение к животным: можно или нет?

Грех поить животных освященной водой. В святом писании говорится, что животным нельзя прикасаться к святыне. Поэтому поение домашних животных святой водой запрещено. Однако если животному грозит смертельная болезнь, а владелец уповает на лучший исход, то несколько капель добавленных в основное питье не будут излишними.

Но, к слову сказать, животное не сможет оценить благую жидкость, а только вера владельца поможет победить недуг. Окропление питомцев живительной влагой не запрещается. Сочетание молитвы от болезней и кропление святой водой уберегут любимца от напастей.

Использование агиасмы при уборке

Мытье полов освящённой водой запрещено, хождение ногами после уборки считается осквернением. Применение при мытье различных поверхностей также не допустимо. Разрешается окропление жилища и если влага в процессе попадет на пол, то в этом нет греха. Если емкость с водой упала и пролилась на пол, то влагу собирают чистой салфеткой, отжимают в другую посуду и либо поливают цветы, либо выливают в проточную воду.

Освящение креста дома

Лучшей защитой православного считается крест освященный духовным лицом в храме. Но если необходимо немедленное Божье покровительство, то крест можно освятить самостоятельно. Для проведения потребуется святая вода и молитва перед иконой о помощи Господа.

Приготовление еды на святой воде

В еду добавлять святыню запрещено. Добавление святыни в пищу или в чай неприемлемо и считается грехом.

Не нужно совмещать желание обратиться к Богу, и набить желудок.

Освященная вода предназначена для избавления духовных, а не мирских проблем.

Допустимо окропление продуктов питания с молитвой, верой и благодарностью.

Ванна из святой воды

Использовать агиасму для принятия ванны запрещено, ибо попадание святыни в сточные воды считается неуважительным отношением. Омовение в святой воде, в надежде на отпущение грехов не принесет результата, только вера и искреннее покаяние может очистить человека. Но смачивание тела святой водой после принятия ванны обычной водой разрешено. Малым количеством, нанесенным на ладони, можно умыть лицо и грудь.

Можно святой водой освятить ружьё?

С точки зрения логики освящение оружия недопустимо, ведь убивать грех. Но с позиции Русской православной церкви освящение разрешено и расценивается как средство вынужденной борьбы со злом. Ружьё, хранимое в доме, освящают для защиты домочадцев от возможного нападения разбойников.

Продажа: выгода или грех?

Брать плату за святую воду считается кощунством. Это дар Божий и дается он безвозмездно. Но если за доставку святыни потребовались денежные траты, то можно возместить потраченное и называть это пожертвованием.

Можно ли из дома давать святую воду, делиться или давать чужим людям?

Давая часть святой воды незнакомому человеку можно, но нужно быть твердо уверенным в том, что влага будет использоваться в полезных и не содержащих злых помыслов делах.

Кипячение и заморозка

Заморозка не требуется. Вода становится освященной после чтения священником особых молитв и погружения креста. После этого жидкость наполняется Божьей благодатью, очищается от всякого негатива и сохраняет свежесть и чудодейственные свойства на долгое время. Поэтому кипячение не требуется.

Хранить воду в холодильнике не нужно, ее оскверняют лежащие рядом продукты. Также не подвергают заморозке. Под влиянием низких температур вода меняет структуру и теряет целительные качества, а после оттаивания быстро приходит в негодность.

Что делать с неиспользованной

Куда выливают святую воду? Иногда случается, что , и человек опасается употреблять ее внутрь. Тогда остатки воды выливают в место, далекое от нечистот. Вылить на тропу, где ходят люди или животные, в канализацию - нельзя! Это крайнее неуважение к святыне. Допустимым местом для слива непригодной влаги бывает река с течением, открытый водоем, дерево при храме, комнатные растения.

Освящение воды - великое таинство. Оно дает возможность вернуться к первозданной чистоте и приблизиться к Господу. Пользуясь святой водой человек, исцеляет душу и тело.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода.

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.

Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.

Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Как было впервые совершено освящение воды

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.

«И увидел Бог все, что Он создал, - говорится в книге Бытия,- хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).

Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6,3).

Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.

Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5,17).

Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека .

Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17).

Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды .

Зачем Церковь освящает воду

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов .

Церковь освящает землю , испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб , служащий нам пищей, и воду , утоляющую нашу жажду.

Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26).

Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа .

Почему вода освящается в особых сосудах

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше - потиру (в переводе с греческого - сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную , а все вместе есть символ Богоматери , как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения . Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

Как происходит чин великого водоосвящения

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу...» .

Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.

Как освящают воду на молебне, заказанном верующими

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.

Молебное пение, или молебен, - это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...» . Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем...», «Не умолчим никогда, Богородице...» . При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже...» , тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.

По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» .

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» .

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся» , в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» .

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды) и «Твоих даров...» .

Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.

После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.

Почему Церковь молится о водных источниках

«Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«...Какой дар столько необходим для нас, как вода? - говорит священномученик Ипполит Римский. - Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья... Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, - не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.

«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...» - молится священник и первый начинает рыть колодец.

Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю...»

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя» .

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской . Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем - в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя» , святой водой .

Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана - и святая вода нам не помогает!

Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство - Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение...

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный , - говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему .

Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сретенский монастырь
"Новая книга" - 1997

У православных верующих начался Крещенский сочельник - день накануне важного праздника Крещение Господне, называемого еще Богоявлением. Дни, предшествующие большим церковным праздникам - дни самого строгого поста.

Так и с Крещенским сочельником, в этот день верующие или стараются вообще ничего не есть и только пьют святую воду, или едят одно лишь сочиво - сваренные зерна пшеницы и риса, в которые можно добавить мед и изюм. Позади Святки - святые дни, праздничные, посвященные радости о Рожденном Христе. Впереди праздник Богоявления, установленный в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан.

И чтобы внутренне, духовно, подготовить нас к празднику Крещения, Церковь накануне и устанавливает строгий пост - даже сочиво в Крещенский сочельник едят после "первой звезды", то есть после выноса свечи во время вечернего богослужения. В память о Крещении Иисуса Христа и в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения Господня в храмах освящают воду.

Что же такое освящение воды? Водосвятие - это специальное чинопоследование молитв и священнодействий, сообщающих воде особые благодатные свойства. По многовековому опыту Церкви, святая вода, приемлемая с молитвой, имеет благодатную силу защищать, врачевать и освящать. Потому без святой воды не обходится ни одно богослужение. В церковной жизни святая вода повсюду: именно в освященной воде совершается Таинство Крещения, и ею же, святой водой, провожают усопшего в последний путь, окропляя на кладбище и тело, и гроб - так святыня служит защитой от темных сил.

Мы пьем святую воду, если заболели натощак, заедая просфорой, и, как сказано молитве: "Да послужит она ко причащению". Святой водой, с молитвой, обдают, благословляя, путешествующих, направляющихся в путь, и учеников перед началом нового учебного года. Ею кропят наши дома при освящении, и все предметы в храме - иконы, кресты, хоругви, колокола, все, принадлежащее алтарю и служителям алтаря - престол, жертвенник, Евангелия, одежды, облачения, словом, все. Автомобили, самолеты, подводные лодки и даже ракеты - и это тоже может подлежать освящению святой водой, если мы хотим защитить свою жизнь, обезопасить ее, получить Божье благословение.

Отсюда вопрос: откуда ей взяться в таких количествах? Два раза в год - в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое "великое освящение воды" - "великая агиасма" (по-гречески святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..."

Отцы Церкви упоминают об особых свойствах Богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Кроме великого освящения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, совершаемое в храмах каждодневно - так называемая "малая агиасма". Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду советуют пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Исключение можно сделать только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоянии.

И, конечно, надо помнить, что использование святой воды в лечебных целях совсем не исключает обращения к врачам и лечения у них. Кстати, нет никакой необходимости запасать Крещенскую воду в промышленных масштабах: свойства этой воды таковы, что когда она начнет заканчиваться, достаточно просто добавить в нее обычную чистую воду, и она освятится уже имеющейся Богоявленской - тут действует принцип неограниченного разбавления.

Похожие публикации