Энциклопедия пожаробезопасности

Гонения на христиан в мире достигли беспрецедентного уровня. Подвиг мучеников — живой опыт Церкви

Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить – «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства – исповедания христианства.

По древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. (Мф. 10:28 )

Во время своего земного служения Господь Иисус Христос предсказал Своим последователям: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». В то же время Он обещал великую награду гонимым за правду: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах».

Блаженны – значит, счастливы, угодны Богу. В девятой заповеди блаженств таковыми Господь называет тех, кто за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят гонения, поношения и даже смерть. Такой подвиг называется мученическим. Самым высоким образцом этого подвига служит Сам Христос Спаситель. Вдохновляясь примером Господа, множество христиан с радостью шли на мучения, считая величайшим благом – принять страдания за своего Спасителя.

Перед крестной смертью Христос говорил: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». В переводе с греческого слово «мученик» значит свидетель. Путем страданий Святые мученики свидетельствовали об истинной вере.

Первыми благовестниками христианской веры были апостолы. Их проповедь распространилась далеко за пределы Святой земли, где Господь Иисус Христос благословил их на великую миссию. Для языческого мира проповедь о Воскресении Христа и спасении человека от греха была чуждой и непонятной. Христианская вера была опасна как для иудейского священства, так и для язычников Римской империи. Их образ жизни был несовместим с заповедями Христа.

Первые христиане жили и проповедовали в условиях жестоких гонений от властей и народа.Многие из них становились мучениками за веру, а их великое терпение и всепрощение приводило к принятию христианства многих свидетелей их подвига.

Мученики появились в апостольский период. Их исповеднический подвиг был результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. Первым мучеником стал святой апостол архидиакон Стефан. Он был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом.

Когда Стефана побивали каменьями, он воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего». Эти слова произнес Христос, когда молился за своих распинателей: «Отче прости им, ибо не знают, что делают».

Гонения на христиан со стороны римских властей начались во времена императора Нерона в середине первого века от Рождества Христова. Безжалостный правитель воспользовался крупным пожаром в Риме и объявил его виновниками христиан. Народ, который мало знал о христианстве и представлял его себе как опасную секту, с готовностью поддержал кровавые расправы над верующими.

Наиболее жестокие гонения произошли во время царствования императора Диоклетиана в конце третьего века от Рождества Христова и в последующие годы. Христиан принуждали к отречению от своей веры и принесению жертвы языческим богам.

Ощущая неминуемую опасность для своей жизни, первые христиане ежедневно и еженощно собирались для молитвы и Причащения. Богослужения, где проходила Божественная Литургия, они проводили в катакомбах у гробов святых мучеников. Их праведный образ жизни, благочестие и стойкость духа служили примеров для остального мира. После издания в 313 г. Миланского эдикта, принятого императором Константином, в котором христианство признается дозволенной религией, гонения прекратились.

Тех, кто выжил после мучений и скончался своей смертью, называют исповедниками. Среди тех, кто подвергался гонениям, были священники и епископы. Священнослужители, которые претерпели мучения за Христа, почитаются как священномученики.

Наиболее известными из них в первых веках были святой Климент папа Римский и священномученик Игнатий Богоносец. Святитель Игнатий, по преданию, был одним из детей, которых держал на руках Христос, и за это христиане называют его Богоносцем.

В истории Русской Церкви первые мученики появились еще до крещения Руси князем Владимиром. В 983 г. киевские язычники убили двух варягов-христиан, отца и сына Федора и Иоанна.

В одиннадцатом веке были убиты святые князья страстотерпцы Борис и Глеб. Они погибли в результате междоусобия, предпочтя мученическую кончину греху братоубийства. Их смирение в смерти, следование Христу и непротивление мучителям являют нам истинный христианский подвиг. Места погребений христианских мучеников в древности становились центром церковной жизни. На могилах мучеников совершали богослужения. И в настоящее время в основание церковных престолов полагаются частицы мощей мучеников.

Днем памяти мученика Церковь избирает день его кончины, как день нового рождения в жизнь вечную.

Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего православия — от рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи.

Предлагаем вниманию читателей отрывок из очерка

«Гонения на христиан и подвиги мучеников в правление династии Антонинов»:

Церковная традиция насчитывает 10 гонений: Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана, — которые уподобляются 10 казням египетским и 10 рогам апокалиптического зверя, но в этом их исчислении есть доля условности. Если в перечень императоров-гонителей включать лишь тех, кто развязывал кампании преследований христиан, охватывавшие всю империю, то число их придется сократить, а если учитывать также региональные, локальные гонения, то в черный список врагов Церкви придется включить также Коммода, Каракаллу, Септимия Севера и других принцепсов.

Необъяснимый с точки зрения здравого исторического смысла, или, лучше сказать, имманентной политической логики, провал религиозной политики могущественной сверхдержавы Древнего мира, перемоловшей сотни народов и племен, пытавшихся отстоять свою независимость, является фактом величайшей исторической важности и одним из самых поразительных исторических уроков. Опыт за опытом гонения христиан давали обратный эффект, приводили сразу или вскоре к результатам, противоположным тем, на которые рассчитывали гонители, порой отличавшиеся исключительным политическим даром и даже гениальностью, как Траян или Диоклетиан, стоявшие на вершине интеллектуальных возможностей человека, как Марк Аврелий. Их усилия оказались тщетными; остановить распространение Церкви, которая виделась им недугом, смертельно опасным для республики, для общественного блага, они не смогли. Для христианского сознания, для христианского восприятия исторических событий за всем этим открывалось действие Промысла Божия, исполнение обетования Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Само греческое слово «мартис» не содержит в себе указания на мучение, которое послужило основой для его перевода на славянский и русский языки — «мученик». Оно означает собственно «свидетель», в переводе на арабский — «шахид». В западные романские и германские языки это слово вошло без перевода, но в самом восприятии его акцент, как и в русском, стал делаться на претерпевании пыток, мучений. Но как писал В. В. Болотов, «слово „мученик“, которым переводится у славян греческое „мартис“ — свидетель, передает лишь второстепенную черту факта, как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили мартирес… В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римскою судебною практикою, эти истязания были явлением обычным… Пытки на римском суде являлись обыкновенным законным средством дознания. К тому же и нервы римского человека, привыкшего к возбуждению кровавыми зрелищами в амфитеатрах, так были притуплены, что жизнь человека ценилась мало. Так, например, показание раба, по римским законам, только тогда имело значение на суде, если оно было дано под пыткою, и свидетелей-рабов пытали… При том же христиане обвинялись в уголовном преступлении, „в оскорблении величества“, а к подсудимым этого рода суды имели законное право применять пытки в обилии».

Для древних христианский мученик был прежде всего не жертвой, но свидетелем веры, героем веры, победителем. Попросту говоря, люди, наблюдавшие эту его борьбу и одержанную им победу, обнаруживавшуюся в том, что палачи оказались бессильны заставить его отречься от Христа, убеждались, что выдержавший пытки и претерпевший добровольную смерть христианин обладает ценностью, которая выше всего, что есть на земле, потому что самой несомненной земной ценностью человека является его жизнь, и если христианин жертвует ею, то он делает это ради блага, превосходящего временную жизнь. В восприятии одних зрителей истязаний и казней вера жертвующих жизнью христиан была проявлением неразумного суеверия упрямцев, пребывающих в плену иллюзий, но для других наблюдаемый ими подвиг мученика становился исходным импульсом внутреннего переворота, началом переоценки прежних ценностей, призывом к обращению. И, как известно из житий древних мучеников, порой такое преображение души совершалось с ошеломляющей скоростью, так что даже судьи, приговаривавшие христиан к казни, и палачи, уже готовые приступить к своему ремеслу, пораженные верностью и стойкостью осужденного на смерть христианина, сами громогласно исповедовали Христа и кровью свидетельствовали о своей приверженности только что обретенной ими вере в Него. Чрез мученичество христиане соединялись со Христом, и радость общения с Ним они не только обретали за гробом, но и предвкушали уже здесь, в самих страданиях за Него.

Рождество Спасителя

Распятие и Воскресение Спасителя

Церковь в апостольский век

Священные книги Нового Завета

Разрушение Иерусалимского храма

История церкви от разрушения Иерусалимского храма до конца I столетия от Р. Х.

Гонения на христиан и подвиги мучеников в правление династии Антонинов

Писания мужей апостольских и апологетов Ii столетия

Христианская миссия в провинциях Римской империи

Церковный строй и богослужение во II столетии

Споры о времени празднования Пасхи

Ереси II столетия и противостояние им

Положение Церкви в первой половине III столетия

Церковный строй и церковная жизнь в III столетии

Манихейство и монархианские ереси

Христианские богословы III столетия

Гонения на христиан императоров Деция и Валериана

Церковь в последние десятилетия III столетия

Начало монашества

Христианство в Армении

Гонения Диоклетиана

Соперничество правителей империи и возвышение святого Константина

Гонения Галерия и Максимина

Эдикт Галерия и прекращение гонений

Обращение императора Константина и его победа над Максенцием

Миланский эдикт 313 г.

Гонения Лициния и его поражение в противостоянии со святым Константином

Содержимое

Быть христианином в период Ранней Церкви стоило человеку очень дорого. Выбор веры в Христа был похож на выбор одной из воюющих сторон, так как христианину необходимо было быть готовым положить за нее свою жизнь.

Первыми, кто поднялся против христианства, были именно те люди, к которым пришел Христос. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

Предполагается, что Стефан был побит камнями через год после распятия Христа, и с того времени начались первые гонения иудеев на христиан.

«...В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8:1).

По преданию, за время этих гонений было уничтожено 2000 христиан.

Одним из самых ревностных преследователей церкви был житель Тарса по имени Савл. Однако вскоре Савл тоже стал христианином. Савл - еврейское имя Павла.

Павел признался, что когда окровавленного Стефана побивали камнями, он наблюдал за этим с одобрением. Стефан был первым христианином, погибшим за веру в Христа, но его примеру последовали многие тысячи верных христиан.

Человека, отдавшего свою жизнь за какую-то идею, называют «мучеником». В переводе с греческого слово «мученик» означает «свидетель». Стефан и тысячи других христиан, отдавших свои жизни ради Христа, были Его свидетелями.

Слыша сегодня призыв свидетельствовать о Христе, мы подразумеваем, по большей части, устное свидетельство людям о Христе или просто раздачу брошюр. Мы почти не представляем себе свидетельство как отдачу своей жизни ради Христа. Во времена ранней Церкви верующим часто приходилось свидетельствовать о Христе мученической смертью. Во многих странах христиане до сих пор, свидетельствуя о своей вере, отдают свою жизнь ради Христа.

Преследовать и убивать христиан римляне начали еще до разрушения Иерусалима. Причина первых гонений римлян на христиан была неожиданной.

Ложные обвинения. - Пожар! Пожар! - с ужасом кричали сотни перепуганных римлян, выбегая из своих домов. Горел почти весь Рим!

Это произошло летом 64 года от Р.Х. Пожар, начавшийся по неизвестным причинам с римских трущоб, продолжался 6 дней. Поскольку деревянные дома находились в непосредственной близости друг к другу, огонь быстро перебрасывался от одного здания к другому. Когда пожар окончился, оказалось, что сгорело больше половины города.

Конечно, все задавались вопросом: «Из-за чего начался пожар? Не намеренно ли кто-то поджег город?»

Люди подозревали в этом императора Нерона, которого все знали как жесткого правителя. Он стал императором, убив свою мать и несколько близких друзей. Нерон не скрывал своего желания снести большую часть Рима, намереваясь построить там новые, роскошные дома. Теперь у него появилась такая возможность.

Вероятно, мы никогда не узнаем истинной причины пожара в Риме в 64 году от Р.Х., но то, что Нерон попытался оправдать себя, было очевидным. Это следует из того, что он не только открыл ворота своих садов для оставшихся без жилья людей, но и велел накормить их. Именно он обвинил в пожаре христиан.

Нерону не трудно было убедить римлян, что в пожаре виновны христиане, считающие свою веру единственно правильной и отказывающиеся брать в руки оружие для защиты Рима. Кроме того, христиане отказывались также поклоняться статуям Нерона. Некоторые даже подозревали, что христиане ненавидят римское правительство и римлян, замышляя их уничтожение.

Обвинения, выдвинутые против христиан, всколыхнули Рим. Начались массовые аресты и изощренные казни, в результате которых погибли многие сотни христиан.

Нерон разъезжал по городу, наслаждаясь кровопролитием. Гонения были настолько жестокими, что многие неверующие люди с жалостью смотрели на страдающих христиан. Одним из таких людей, был римский писатель Тацит. Ниже приведен отрывок из его описаний жестоких страданий христиан.

«Но ни помощь людям, ни царская щедрость, ни искупительные приношения божествам не смогли смыть с Нерона подозрения в поджоге Рима. Стремясь положить этим слухам конец, он обвинил в случившемся людей, известных как христиане, которые по приказу Нерона подверглись жесточайшим пыткам...

Тех, кто признавал себя христианами, арестовывали. На основании их же свидетельств их приговаривали к смертной казни. Однако обвинения, выдвинутые против них, заключались не столько в поджоге Рима, сколько в ненависти к человечеству. Нерон превратил их гибель в развлечение. На христиан надевали звериные шкуры и отдавали на растерзание собакам. Их распинали на крестах или привязывали к столбам, и с наступлением сумерек сжигали, как факелы. Для этих зрелищ Нерон предоставил свои сады... Даже если бы христиане и были в чем-либо повинны, заслуживая жесточайшего наказания, сам факт принесения их в жертву не ради блага людей, а для удовлетворения дикой прихоти одного человека, пробуждало в людях чувство жалости к ним».

Из «Анналов» Тацита.

Приказ Нерона найти и уничтожить христиан был разослан по всей империи. Массовые убийства христиан продолжались до самой смерти Нерона в 70 г. от Р.Х. Однако, и после смерти императора христиане периодически испытывали жестокие гонения в течение 250 лет.

Мученики ради Христа. У нас нет сведений обо всех христианах, преданных смерти за свою веру во времена Ранней Церкви. Но о некоторых из них мы можем читать в посвященных им книгах. Книга «Зеркало мучеников» рассказывает о людях, предававшихся смерти за свою веру на протяжении многих веков - от времен Христа и до времен анабаптистов (XVI и XVII века). На русский язык из этой книги переведены всего лишь отдельные повествования. Ниже приведен рассказ из книги «Зеркало мучеников» об одной смелой христианке, замученной римлянами.

Примерно в 304 году от Р.Х. верующая вдова Юлитта попыталась избежать гонений жестокого римского императора Диоклетиана.

Юлитта покинула свой дом в городе Иконии, что в центральной части Малой Азии, и через Селевкию отправилась в город Тавр, расположенный на юге Малой Азии.

Но бегство вдовы не спасло ее. В Тавре Юлитту, с трехлетним сыном Квириком, арестовали римские власти. Правитель Тавра, Александр, велел бить Юлитту плетьми из воловьей кожи, чтобы заставить ее отказаться от веры в Христа.

Сам Александр держал на руках Квирика, пытаясь его успокоить. Однажды Квирик вырвался и побежал к своей матери, но правитель быстро поймал мальчика. Мальчик, пытаясь освободиться, поцарапал тирана и ударил его ногой. Разгневанный Александр, взяв мальчика за ногу, сбросил его вниз по каменной лестнице.

Бедная Юлитта, непомерно страдая, обратилась к Александру: «Не думай, что я настолько труслива, что меня напугает твоя жестокость. Растерзание моего тела или растягивание его членов не сможет ослабить мой дух. Ни угроза пыток огнем, ни даже сама смерть не смогут отлучить меня от любви Божьей. Чем сильнее муки, которыми вы мне угрожаете, тем они приятнее мне при мысли, что они ускорят мою встречу с моим дорогим сыном...».

После этих слов Александр приказал подвесить смелую женщину на столбе. Палачи терзали ее тело железными граблями, поливали раны расплавленной смолой. Потом Юлитте отрубили голову.

Говоря об истории Рима, можно привести сотни подобных случаев. Христиане с радостью отдавали свои жизни ради Того, Кто первым умер за них!

ЕПИСКОП СМИРНЫ ОТДАЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ

В течение нескольких столетий после смерти Христа христиане Римской империи испытывали жестокие гонения. На западном побережье Малой Азии есть город Смирна. Христиане этого города претерпели особенно жестокие муки.

Иисус ободрил церковь Смирны следующими словами: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь...» (Откр. 2:10).

В Смирне пострадал Поликарп - один из самых известных епископов II века. В переводе его имя означает «много плода». Сама жизнь Поликарпа подтвердила значение его имени. Он написал много христианских книг и произнес множество сильных проповедей. Перед лицом смерти в нем стали еще более видны плоды преданной христианской жизни.

ПОЛИКАРП

В 168 году от Р.Х. солдаты получили приказ арестовать Поликарпа. Найдя жилище, где Поликарп укрывался от преследований, они увидели его спускающимся к ним навстречу по лестнице. С истинной христианской любовью он пригласил своих гонителей в дом, предложив им обед. Поликарп прекрасно помнил слова Писания: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его...» (Рим. 12:20).

Перед тем как солдаты сели за стол, Поликарп попросил у них разрешения помолиться и пообщаться с Богом в течение часа, пока они будут есть. Пока Поликарп молился, солдаты жадно ели. Пообедав, они увели Поликарпа и сдали властям города.

Гонители пытались заставить его поклониться императору, но Поликарп не отказался от своего Господа. Солдаты доставили Поликарпа на большую арену, угрожая ему смертью в случае отказа произнести клятву именем императора.

Поликарп смело ответил: «Я служу моему Господу Иисусу Христу уже 86 лет. За это время Он не сделал мне ничего плохого. Как я могу отвергнуть моего Царя, верно хранившего меня до сего момента и искупившего меня?»

Поликарпа приговорили к сожжению. Он попросил не прибивать его тело к дереву, объяснив это так: «Господь дал мне силу переносить боль, Он даст мне силу остаться в огне, даже не будучи прибитым к дереву».

Мужественный епископ воздал Богу благодарение. После того, как он сказал «аминь» палачи разожгли костер. Огонь поднимался все выше и выше, но, к удивлению палачей и зрителей, Поликарп оставался почти невредимым.

Растерянные власти приказали палачам заколоть Поликарпа мечами. Пролилась кровь, и Поликарп отошел к Господу.

Пересказано из книги «Зеркало мучеников».

Роджер Л. Берри («История Божьего мира»)

Мученики Древней Церкви (до Миланского эдикта 313 г.)

История новозаветного мученичества начинается с евангельского повествования о Христе. Именно Он, Основатель всех видов христианского подвига, был первым новозаветным Мучеником.

«Господь наш, – пишет св. Димитрий Ростовский, – приняв на Себя человеческое естество…прошел чины всех святых». И нигде не воспринял Он по человечеству ту славу, которую имел у Отца «прежде бытия мира» (Ин.17.5), как только в мученическом чине. Свт. Димитрий объясняет, что Христос был пророком, «ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине»; был и апостолом, ибо «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк.8.1)», но прославился не в апостольском чине; был пустынник и постник «Поведен был духом в пустыню» (Лк.4.1) сорок дней постился, «но ни в пустынническом, и ни в постническом чине Он не прославился». Христос был чудотворцем, изгонял бесов, исцелял слепых, хромых, расслабленных и воскрешал мертвых, «однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине». Когда же после Тайной Вечери Спаситель готовился к мученичеству, вступал на этот путь, только тогда Он сказал ученикам: «Ныне прославился Сын Человеческий». И после крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Господь говорил: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24.26). «Смотри, – восклицает свт. Димитрий, – как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою».

В Евангелии есть указания и на природу гонений: с одной стороны – неприятие христианства политической системой того времени, с другой – неприятие его приверженцами иудаизма. Эти причины в той или иной степени имели все последующие гонения: христиан преследовали или по религиозным, или политическим соображениям.

Первые мученики из христиан появились в апостольский период. Их смерть была результатом преследования со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. Римские власти в этот период христиан не преследуют, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной – licita – религией).

О гонениях со стороны иудеев не раз упоминается в книге Деяний Апостольских. С 37 года римские власти расширили права царя Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. Он получил возможность начать гонения на христиан в целях завоевания популярности среди иудеев. Жертвой этого гонения пал ап. Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова. Та же участь грозила и св. ап. Петру, но он чудом был освобожден из темницы (Деян.12.1-18). Известно, что иудеи несколько раз пытались предать ап. Павла на суд римским властям, однако, эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали выдвигаемые против него обвинения как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться (Деян.18.12–17). Более того, эти власти не дали иудеям убить ап. Павла во время мятежа в Иерусалиме в 58 или 59 г. (Деян.23.12–29) и отправили его, как римского гражданина, в Рим, на суд кесаря (Деян.26.30–31). В 62 году, воспользовавшись смертью римского правителя в Иудее Феста, первосвященник Анан приказал убить св. апостола Иакова Праведного, брата Господня, первого епископа Иерусалимской Церкви. Анан требовал, чтобы Иаков с кровли Иерусалимского храма признал христианство заблуждением. Но Иаков произнес исповедание веры, за что был сброшен с кровли и добит камнями. За этот самовольный поступок царь Агриппа лишил Анана первосвященнического звания. Все это свидетельствует о том, что римские власти первое время даже пытались как-то сдержать гонителей.

Преследования христиан со стороны римского государства начинаются со времен императора Нерона (54–68 гг.). В истории этих гонений различают три периоду_

К первому периоду относятся гонения при Нероне в 64 г. и гонения при Домициане (81–96). Гонение при Нероне было непродолжительным и охватило не все области Римской империи. Но в историю Церкви оно вошло как одно из самых страшных, по-видимому, по причине своей внезапности и неподготовленности христиан. Среди мучеников этого гонения – святые апостолы Петр и Павел. Но в этот период римская власть еще не рассматривает христианство как особую враждебную ей религию. При Нероне христиан преследуют, возложив на них вину за римский пожар. При Домициане они подвергаются гонениям как иудеи, не декларирующие своего иудейства и отказывающиеся платить «иудейский налог». Согласно церковной истории Евсевия, среди многочисленных мучеников этого гонения выделяется Климента, жена консулария Флавия, которая была сожжена за свою веру в 95 году. К этому времени Предание относит и ссылку на о. Патмос св. апостола Иоанна Богослова .

Распространение христианства в разных слоях римского общества (далеко за пределы иудейской общины) заставляет римские власти осознать, что они имеют дело с особой религией, враждебной, по их представлениям, как римскому государственному строю, так и традиционным культурным ценностям римского общества. С этого времени начинается преследование христиан как религиозной общины.

Важнейшим документом для этого второго периода гонений является известная переписка римского наместника в Вифинии Плиния Младшего с императором Траяном (98-117). Траян пишет о правомерности преследования христиан «за самое имя», т. е. за одну принадлежность к христианской общине. Однако император указывает, что нет необходимости «выискивать» христиан, они подвергаются суду и казни лишь в том случае, когда кто-то выдвигает против них обвинение. Траян также пишет, что «тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением». На этих принципах – с теми или иными отклонениями – и основывались гонения на христиан во второй период.

При Траяне в числе многих претерпели мученическую смерть св. Климент, папа Римский, св. Игнатий Богоносец, ей. Антиохийский (107 или 116 г.) и ей. Иерусалимский Симеон, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре св. ап. Иакова Праведного (ок.109 г.).

Около 137 года при императоре Адриане (117–138) пострадали юные девы Вера, Надежда и Любовь. Их мать, мученица София, присутствовала при пытках, укрепляла дочерей в подвиге и терпении до смерти. Император разрешил Софии взять тела дочерей, желая продлить ее душевные мучения. Святая София с честью погребла тела своих детей, три дня сидела у их могилы и потом скончалась там же от перенесенных сердечных страданий.

На второй период гонений приходится мученичество таких святых, как ей. Поликарп Смирнский († ок.156 г.) и Иустин Философ († ок.165 г.). Известный церковный историк Евсевий сообщает, что в царствование Марка Аврелия (161–180) были сильные гонения в Лионе и Вьенне. Подробнее о них можно прочитать в приложении к этому разделу курса.

При императоре Септимии Севере (196–211 г.) пострадал св. Ириней, ей. Лионский (202 г.). Особенно замечательны своим мужеством были мученики Карфагенской области, где гонения были сильнее, чем в других местах. Так, молодая мать благородного происхождения Фивия Перпетуя (память 1 февраля), несмотря на мольбы отца и любовь к ребенку, объявила себя христианской и погибла в цирке от голодных зверей. Та же участь постигла ее рабыню Фелицитату, рожавшую в темнице, и ее мужа Ревоката (1-202).

Периоды гонений сменялись сравнительно спокойными временами. Накануне третьего периода гонений Церковь около тридцати лет жила почти без преследований. За эти годы христианство настолько широко распространилось по Римской империи, что практически в каждом городе существовала крупная община. Новую веру принимали богатые и знатные граждане, народные массы стали к ней менее враждебны, некоторые императоры даже были благосклонны к христианству. Тем не менее, в империи существовали силы, желавшие решительного его истребления.

Очевидно, что вспышки гонений были обусловлены не только политическими причинами. Священномученик Киприан Карфагенский, живший в тот период, разъясняет, что наступление гонений после мира не случайно, преследования имеют духовную причину и духовную цель. Суждения этого святителя для нас особенно ценны, поскольку он и сам увенчал свой жизненный подвиг мученической кончиной.

«Господь хотел испытать Свою семью, – пишет священномученик Киприан, – и так как продолжительный мир повредил учение, преданное нам Свыше, то сам небесный Промысл восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру». По его словам, в тот спокойный период значительно повредилась нравственность христиан: все стали заботиться о приумножении своего имущества, «забыв о том, как поступали верующие при апостолах и как всегда поступать должны». «Не заметно стало в священниках искреннего благочестия, в служителях – чистой веры, в делах – милосердия, в нравах – благочиния. Мужчины обезобразили свою бороду, женщины нарумянили лица… Заключают супружеские союзы с неверными… С гордой надменностью презирают предстоятелей Церкви, ядовитыми устами клевещут друг на друга, упорной ненавистью производят взаимные раздоры…». «Чего же претерпеть не заслуживали мы за такие грехи, когда еще прежде, в предостережение наше, высказано было следующее Божественное определение: аще оставят закон Мой и в судьбах Моих не пойдут; аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс.88.31–33)?» – вопрошает священномученик. И продолжает: «Мы… презрев веления Господни, сделали нашими грехами то, что для исправления преступления и для Божественного испытания потребовались более жестокие средства».

Третий период гонений начинается с правления императора Декия (249–251) и продолжается вплоть до Миланского эдикта 313 г. В изданном Декием эдикте изменяется юридическая формула преследования христиан. Преследование христиан теперь вменялось в обязанность правительственным чиновникам, т. е. становилось не результатом инициативы частного обвинителя, а государственной политикой. Целью гонений была, однако, не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению. Для этого применялись изощренные пытки, однако выдержавшие их не всегда подвергались казни. Поэтому гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников.

Тогда же появились целые группы так называемых отпавших. Их появление было естественным следствием того оскудения веры, о котором писал сщмч. Киприан. По форме отречения отпавшие делились на несколько групп: приносившие жертву курения изображению императора; покупатели подложных свидетельств о том, что они якобы приносили жертву; дававшие ложные показания в протоколах.

Святитель Киприан описывает, как легко некоторые члены Церкви отрекались от веры. «Они не дожидались даже, чтобы идти, по крайней мере, тогда, когда их схватят; отречься, когда будут спрашивать. Многие… даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно (сами. – Е. Н.) бегут… как будто они рады представившемуся случаю… Сколь многим правители делали там отсрочку по причине наступившего вечера и сколь многие просили даже, чтобы не отсрочивали их пагубы!»… Для многих недостаточно еще было собственной пагубы… «<они> взаимно предлагали друг другу испить смерть из смертоносного сосуда. Притом для совершенной полноты преступления даже младенцы, принесенные или привлеченные руками родителей… утратили то, что получили вскоре после своего рождения… И увы! Нет справедливой и верной причины, которая оправдывала бы такое преступление».

Эта картина многочисленных отречений еще более оттеняет величие подвига тех, кто, не страшась смерти, сохранил верность Христу. В третий период преследованию подвергались прежде всего предстоятели Церквей. Тогда пострадали сщмч. Киприан Карфагенский (258 г.), папа Сикст Римский с диаконом Лаврентием (261 г.), Фиатирский епископ Карп, Антиохийский епископ Вавила, Александрийский епископ Александр. К третьему периоду относится подвиг св. мч. Трифона.

Преследования, как и прежде, чередовались с временами почти полной терпимости. Например, эдикт императора Галлена (260–268) предоставил предстоятелям Церквей свободно заниматься религиозной деятельностью.

Наиболее жестокие гонения третьего периода приходятся на конец царствования Диоклетиана (284–305) и последующие годы.

Гонения эти начались с войска. В 298 году вышел указ, предписывающий всем войскам совершить жертвоприношения. В результате начался массовый уход христиан с военной службы. В Тингисе (Африка) воин Марцел, когда до него дошла очередь принести жертвоприношение, сбросил с себя оружие и отказался служить императору. Он был казнен. Соправитель Диоклетиана Максимиан приказал истребить целый легион воинов, отказавшихся принести жертвы. Это так называемый Фиваидский (Фиванский -) легион, возглавляемый св. Марцием . (По другим источникам, среди военачальников этого легиона на первом месте назван св. Маврикий). См. Приложение к теме 3.

В 303–304 гг. издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав, предписывающих заключать в тюрьму всех представителей клира и требовать от них отказа от христианства через принесение жертв. Последний эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками.

Мученичество в эти годы было массовым, но в разных провинциях преследования производились с различной интенсивностью. Наиболее жестокими гонения были на востоке империи. Так, в Никомидии (Малая Азия) в праздник Рожества Христова 303 г. Максимиан велел сжечь до 20 тыс. христиан (память Никомидийских мучеников 28 декабря). Исключение составляли Британия, Галлия и Испания, которыми управлял благоволивший к христианам кесарь Констанций Хлор, отец Константина Великого. К периоду гонений Максимиана относится подвиг святых мучеников Адриана и Наталии. Адриан был замучен в Никомидии Вифинской на глазах у супруги. После казни мужа Наталья скончалась, изнуренная душевными страданиями.

Гонения со стороны римских властей прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией, и в полной мере после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость.

Начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.

Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.

В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко подавили восставших.

После 65 лет евреи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказано пройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле. Евреи которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина».

Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились.

Второе Гонение от язычников Римской империи

Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский

Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова. Богоносцем он назван потому что Сам Иисус Христос держал его в Своих руках когда сказал знаменитые слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (). Кроме того, святой Игнатий был как сосуд, который всегда в себе носил имя Божие. Около 70 года он был рукоположен в епископа Антиохийской Церкви, которою он управлял больше 30 лет.

В 107-ом году, христиане со своим епископом, отказались принимать участие в разгуле и пьянстве которые были устроены по случаю прибытия императора Траяна. За это император послал епископа в Рим на казнь со словами «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа.» Святой Игнатий был отправлен в Рим. Антиохийские христиане сопровождали своего епископа до места мучения. По дороге многие церкви присылали своих представителей чтобы приветствовать и ободрить его и всячески ему показать свое внимание и уважение. С пути святой Игнатий написал местным церквам семь посланий. В этих посланиях епископ убеждал сохранить правую веру и повиноваться богоучрежденной иерархии.

Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.

Память святаго священномученика празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января.

Св. Поликарп, Епископ Смирнский

Святой Поликарп, Епископ Смирнский вместе с святым Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Апостол его рукоположил в епископа смирнского. На этой должности он был больше сорока лет и пережил много гонений. Писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере.

Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161-187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.

Память святаго священномученика Поликарпа, Епископа Смирнскаго празднуется, в день его представления, 23 февраля/8 марта.

Святой Иустин, по происхождению грек, в молодости заинтересовался философией, слушал все известные тогда философские школы и ни в одной не нашел удовлетворение. Познакомившись с христианским учением он убедился в его божественном происхождении.

Сделавшись христианином он защищал христиан от обвинений и нападок язычников. Известные две апологии, написанные в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых доказывается превосходство христианства над иудейством и язычеством.

Один из его противников, который не мог его преодолеть в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину 1 июня 166 г.

Память святаго мученика Иустина, Философа празднуется, в день его представления, 1/14 июня.

Святые мученицы

Вместе с мучениками в Церкви Христовой есть множество женщин святых мучениц пострадавших за веру Христову. Из большого числа христианских мучениц в древней церкви, в особенности замечательны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, великомученица Екатерина, царица Августа и великомученица Варвара.

Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2-ом веке. София была вдова-христианка и воспитала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех главных христианских добродетелей (1 Коринфянам 13:13). Самой старшей было всего лишь 12 лет.

На них донесли императору Адриану, который продолжал гонения на христиан. Их вызвали, и на глазах у матери обезглавили. Это было около 137 г. Мать не была казнена и она даже смогла похоронить своих детей. После трех дней, из за пережитого потрясения, святая София скончалась.

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празднуется 17/30 сентября.

Великомученица Екатерина и Царица Августа

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.

Святая Екатерина хотела выйти замуж только за равного себе. И вот один старец ей рассказал о юноше, который во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о христианском учении, святая Екатерина приняла крещение.

В то время прибыл в Александрию Максимин представитель императора Диоклитиана (284-305 гг.) известного своими жестокими гонениями на христиан. Когда Максимин созвал всех на языческий праздник, святая Екатерина безбоязненно укоряла его за поклонение языческим богам. Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее разубедить. Ученые не смогли это сделать и признали себя побежденными.

Царица Августа, жена Максимина, много слышала о красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и после встречи сама тоже приняла христианство. После этого она начала защищать святую Екатерину. За все, это царь Максимин умертвил свою жену Августу.

Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г.

Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.

Св. Великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями.

Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство.

Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову.

Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря.

Похожие публикации