Энциклопедия пожаробезопасности

Проповеди митрополита антония сурожского. Проповедь в прощеное воскресенье

Сегодня в храмах читается Евангелие от Матфея. И ради этого Евангелия наше сегодняшнее воскресенье именуется Прощеным воскресеньем. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Все очень коротко и ясно. Но надо понимать, что это всего лишь образ такой приточный. Господь не может прощать-не прощать. Но поскольку люди мало способны ориентироваться в духовной жизни, Господь излагает законы этой жизни на языке, который всем понятен. Потому что «прощать-не прощать» – это все люди хорошо понимают.

Но на самом деле речь идет не о прощении, как таковом. А каких возможностей достиг человек для своего сердца? Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Мф. 6, 21). Если человек хочет достичь общения с Богом, у него должны быть определенные качества. И вот, самое главное качество заключается в способности сердца простить, это главное свойство христианского сердца.

И в таком случае, если человек достиг такого свойства и может простить, тогда Господь может принять этого человека в общение с Собой. Почему? Потому что этот человек стал подобен Богу. В чем же это подобие?

Вот вчера мальчик пришел один, ему тюрьма грозит, сразу вспомнил и о Боге, и о Церкви. Пять лет не причащался, сразу все вспомнил, сразу «Господи, помоги». И что? А Господь сразу бежит ему навстречу помогать, не спрашивая: «А, ты Меня забыл на пять лет, ну вот, посиди пять лет, а потом обращайся». Господь совершенно не видит даже того зла, которое мы совершаем. И то, что мы попадаем в тюрьму или у нас начинаются болезни – Он это попускает только с одной целью: в надежде, что человек обратится к Богу. Потому что всякие трудные обстоятельства, только они, способствуют этому обращению.

Так что речь идет не просто о прощении, а о том, каким человек должен стать, если хочет, чтобы Царство Небесное воцарилось в его сердце. Если твое сердце не умеет прощать ближнего, Господь, даже если очень захочет, не сможет ничего с тобой сделать. Многие мамаши приходят: «А вот у меня сын такой и такой, и что мне делать?» Ответ один: ничего ты не сделаешь. Ничего. Человек сам должен сначала обратиться к Богу, потом покаяться, а потом изменить свою жизнь. Тогда можно на что-то надеяться. Все от начала до конца делает сам человек.

Поэтому Господь хочет через эту короткую притчу из четырех с половиной строк довести до нашего ума, что если мы хотим познать Бога, надо Ему, Богу, уподобиться. Как Он говорит в другом месте: Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). А этим совершенством является любовь. И мы должны достигнуть этого в отношении наших ближних, независимо от того, друг он нам или враг, соплеменник или вообще другой расы – это абсолютно не важно. Важно только одно – твое сердечко.

Вот многие из нас уже десятилетиями ходят в церковь. За это время сколько сожгли парафину, сколько написали записок, извели бумаги! И что? От этого качество души изменилось? Как сплетничала, так и сплетничает. Как осуждала, так и осуждает. Поминаешь-не поминаешь, оздравии-заупокой – что это меняет? Это тебя не спасает ни от чего. Да, ты просишь, чтобы Господь помянул данную душу, и Господь вспомнит о ней по твоей просьбе. А ты сам-то что? А ты как был злодей, так и остался. А Господь говорит, что только собственное изменение важно.

Дальше Господь говорит про пост. С завтрашнего дня мы вступаем на поприще поста. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). О чем это речь? О том, чтоб мы не зависели от людского мнения, от того, как оценят, что скажут. Мы все очень ощущаем эту зависимость. А пост и все остальные христианские подвиги должны происходить в молчании, чтобы правая рука не знала, что делает левая (см. Мф. 6, 2-3). Потому что если ты говоришь о своих добрых делах, люди тебя похвалят, ну и все. А духовный подвиг, он преображает человека только тогда, когда в нем нет ни капли тщеславия. А то, что прославят человека люди, это Царствия Небесного абсолютно не дает. Бессмысленная вещь.

И третье. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Очень много сил у нас уходит на сокровища материальные, но прибавка любых вещей и денег никоим образом не способствует человеку достичь Царства Небесного. Даже наоборот, сказано, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Так что сребролюбие – это одна из форм атеизма: человек не надеется на Бога, а надеется на деньги, что они сохранят, спасут. И мамона заслоняет от человека, от его духовного взора Самого Бога. Он вынужден заниматься не умягчением собственного злого сердца, а вынужден следить за своим имуществом, капиталом. На это уходит масса времени, хлопот, нужно встречаться с разными людьми, ночи не спать часто. Очень это тяжелая работа, но которая ничего не дает для Царствия Небесного. Потому Господь и говорит, что надо собирать себе сокровище на небе – то, что в душе нашей останется и после того, как душа отлетит от тела и от всех сокровищ, которые все останутся, можно сказать, неизвестно кому.

И вот, Господь на примере таких жизненных ситуаций очень хорошо каждому все объясняет. Но заставлять тебя никто не будет. Хочешь – усваивай, не хочешь – гуляй так. Только если вдруг ты в 50 лет опомнишься и начнешь из своего злого сердца делать доброе, оказывается, что это уже невозможно. Поздно. В голову ничего не идет, даже вот читает, а не разумеет. Все, ничего не сделаешь. Остается только взывать к Богу – но и тут нужен навык. Это же не просто так – никогда не молился, и вдруг стал молитвенником афонским. Так что не нужно нам являть собой камень, под который вода не течет. Нам нужно оживать. И вот, время Великого поста – как раз время оживления нашей жизни.

«Если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный»

На Руси с древнейших времен хранится обычай перед началом Великого Поста испрашивать друг у друга прощение. Последнее Воскресенье перед Постом так и называется - «Прощеное Воскресенье». Старшие у младших, дети у родителей, друзья у своих близких - каждый у каждого просит прощение. В иные дни нам кажется, что это другие друг против друга враждуют, ненавидят друг друга, проливают кровь.

В Прощеное Воскресенье мы можем и в себе заметить источник разделения, ненависти и вражды и почувствовать правду слов Ф. М. Достоевского: «Каждый пред всеми за всё виноват». И, ощутив ужас отсутствия в мире любви и мира между людьми, мы можем почувствовать нужду в прощении.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в это время заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание.

В сегодняшнем евангельском чтении на литургии есть слова о том, что если мы хотим, дабы Отец наш Небесный простил нам грехи, то мы сами должны простить всех своих ближних. В ином месте Господь Иисус Христос говорит, что мы должны прощать ближним прегрешения против нас «от сердец наших» (см. Мф. 18, 35), то есть всем сердцем. Не внешне только, не поклоном, а именно сердцем - внутренне.

Потому что сердце - это источник духовной и умственной жизни человека. Если из этого источника исходят чистые струи, тогда и человек как бы омывается этими струями, омывается изнутри. А если исходят скверные греховные помыслы, тогда мы внутренне оскверняемся; как говорит об этом Спаситель - человека оскверняет исходящее из его сердца (см. Мф. 15, 18).

Можно быть чистым внешне - не только от грязи, но даже и от нравственной скверны, - а внутренне оказаться нечистым, быть, так сказать, грязным изнутри. Есть даже такое выражение: «грязные мысли». Конечно, мы его употребляем в узком смысле слова. Но значение его возможно расширить: не только явно развратный, но и всякий греховный помысел можно назвать грязной мыслью, потому что он грязнит душу человека. Подобных помыслов у всех нас очень много. Так много, что едва ли мы делаем что-нибудь чисто, по-евангельски. Все оскверняется примесью какой-либо страсти.

Иногда (как правило) к чему-то доброму примешиваются тщеславие, гордость. Иногда - уныние и лень. Тогда мы нехотя делаем что-либо, заповеданное Спасителем. Порой мы исполняем как будто бы доброе дело, но к этому примешивается гнев, если мы видим перед собой какое-либо препятствие. Можно было бы привести еще много примеров того, как добро в нас смешивается со злом. А сколько есть в нас откровенно злого! Сколько поступков, которые мотивируются лишь исключительно нашими страстями!

Иногда мы по гордости делаем что-то ради славы, иногда делаем что-то не ради Христа, не потому, что это заповедует Евангелие, но потому что нас движет к этому какая-либо страсть, и мы только прикрываем движение страсти видом добра. Однако и это еще не все. Иногда мы творим просто откровенное зло, как говорится, Бога не боясь и людей не стыдясь. Вот как много в нас грехов! Всякий наш шаг бывает нечист, всякое движение мысли осквернено страстями.

Каждый искренний, нелукавый человек, более или менее внимательный к себе, должен это признать. И с таким нечистым сердцем, являющимся источником наших греховных дел и слов, мы приступаем к Богу и хотим испросить у Него прощения. Приступаем всегда - ежедневно и, можно сказать, ежемгновенно, - когда призываем Его в Иисусовой молитве и умоляем, чтобы Он помиловал нас, грешных.

И в особенности в дни Великого поста, ибо мы, как это свойственно немощи человеческой, не способны всегда сохранять одно и то же напряженное усилие в духовном делании и потому прилагаем особенное старание, употребляем сильнейшее понуждение, чтобы хоть в эти дни принести Богу положенную жертву - некую десятину своей жизни, подобно тому как в ветхозаветные времена приносили десятину Богу правоверные иудеи.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все…

Конечно, надо всю жизнь проводить так, как требует от нас Великий пост, - совершая евангельские заповеди в полноте покаяния и внимания к себе, с чрезвычайным самопонуждением, - но у нас не хватает силы духа, ревности, мало в нас простоты. И потому Святая Церковь, снисходя к нашей немощи, предлагает хотя бы во время поста приложить усилия и приобрести что-либо для своей души, для своего сердца. Стяжать духовное сокровище на небесах, чтобы сердце наше было там, с Господом, уже сейчас, в этой жизни, и по возможности сохранить, не потерять этого сокровища в дни радости и как бы некоего ослабления подвига, в дни отдыха… Да, это немощь наша… Какой может быть отдых в деле спасения? Но человек так устроен, что не в состоянии всегда сохранять одно и то же напряжение душевных сил.

Приступая к покаянию, к подвигу поста, принимаемого как воздержание и от излишней пищи, и от ненужных, вредных помыслов (вредных не только потому, что они явно греховные, но и потому, что они лишние), мы должны простить друг другу взаимные прегрешения. Нам нужно забыть обиды, неприязнь, иногда, может быть, и постоянно действующую в отношении какого-то человека.

Часто, к сожалению, бывает так, что и причины никакой нет, а просто не нравится нам человек - и мы не хотим с ним общаться, нам неприятен его вид, даже голос. Один человек кажется слишком строгим, другой - безразличным, иной, старающийся помочь, - навязчивым. Можно найти множество причин для неприязни во всех ее видах.

Неприязнь - это не только явная вражда и злопамятство, но и осуждение, и гнев, и мстительность, и неприятие человека, и даже безразличие. Если мы хотим приобрести сердце, способное воспринять очищающую от грехов благодать, то должны прежде изгнать оттуда неприязнь по отношению к нашему ближнему, тому человеку, с которым мы волей или неволей общаемся, с которым вместе живем.

Ближним нужно считать не только того, кто рядом с нами (хотя прежде всего нужно думать именно так), но и того, о ком мы думаем, кого мы приближаем в своих мыслях, а думаем мы не только о тех, кого любим, но и о тех, кого ненавидим, ведь у нас постоянно возникают помыслы злопамятства. Страсть гнева заставляет нас постоянно содержать в уме этого человека, беспокоит нас, смущает и не дает умиротвориться.

Мы должны понять простую истину: каково наше сердце по отношению к ближнему, таким оно будет и по отношению к Богу, потому что сердце у нас одно. Если мы в молитве к Богу приобрели любовь, значит, эта же любовь будет обращена и на человека, потому что у нас одно сердце, а не два или три. Одно-единственное, цельное, можно было бы, выражаясь богословски, сказать «односущное». Это же сердце должно любить и человека. Если мы отвратимся от ближнего, то потеряем приобретенную в молитве любовь к Богу и, молясь, уже не найдем этой любви, увидим, что душа наша пуста, мы потеряли благодать.

И, наоборот, если понудим себя смириться перед ближним, понудим себя против воли, противясь действию нашего развращенного сердца, с любовью, снисхождением, всепрощением отнестись к нашим братьям и сестрам, тогда увидим, что при молитве сердце наше окажется чистым и «руки» нашей души будут подняты к Богу, взор душевный устремится к Нему и ничто земное не будет нас отвлекать. Одно у нас сердце. Если мы хотим получить прощение грехов, то должны устранить страшное препятствие, стену, непроницаемый мрак, который не дает Божию свету проникнуть в горницу нашей души и осветить ее. Этот мрак - неприязнь к человеку во всех ее многообразных проявлениях.

Образ Господа нашего Иисуса Христа (с царских врат Кресто-Воздвиженского храма Киево-Печ. Лавры)

Прощая друг другу действительные и мнимые прегрешения, мы как бы привлекаем Божественный свет в наше сердце, нашу душу и уже этим самым приобретаем душевный мир. С этим чувством, которое отнюдь не противоречит покаянию, но, наоборот, удивительным образом сочетается с сердечным сокрушением, мы должны входить в поприще Великого поста, чтобы совершить его правильно, полезно и многоплодно.

Поэтому премудро святыми отцами установлен такой особенный день - Прощеное воскресенье, когда определено читать и соответствующие евангельские слова, о которых я сказал вначале. Конечно, так относиться друг к другу нужно каждый день и каждое мгновение, но по немощи мы не можем этого сделать, нам трудно преодолеть свое лукавое, развращенное естество. И потому нам предлагается специальный день, в который мы обязательно должны сделать то, что должны делать всегда. Благодать Божия как бы против нашей воли заставляет нас простить друг другу взаимные прегрешения, действительные или только воображаемые, ведь по большей части все они — мнимые.

И так, мы должны внутренне, от сердца, всё друг другу простить: и тем, у кого можно попросить прощения лично, поклоном или словом покаяния, и тем, кого мы не можем увидеть, - в мыслях, внутренне необходимо примириться со всеми людьми. Это могут быть и какие-то великие люди, которых мы никогда близко не узнаем и никогда не увидим, однако которых мы всегда осуждаем. Это могут быть какие-то давние наши обидчики или враги, наши завистники. Всех мы должны простить и со всеми примириться. Вспомним приведённые в Евангелии слова, которые Господь сказал ученикам Своим на Тайной вечере: «Мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир - это Божественное действие, дар Господа Иисуса Христа.

Господь дарует нам пост как особую благодатную возможность очистить свою душу от всяких грехов. Мы Великим постом читаем молитву, которая всем хорошо известна. В ней есть такие слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего …» (молитва святого Ефрема Сирина). Эти слова нам нужно повторять регулярно. Не дай Бог, если какая-то обида зародится в душе и даст свои губительные ростки…

Когда Спаситель явился ученикам после Своего Воскресения, первыми Его словами были слова: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Восстановив в душе своей мир с ближними, мы можем получить и мир Божий. Если с этим миром, этим духовным спокойствием мы вступим в поприще поста, то пост действительно явится для нас временем духовного, нравственного и евангельского плодоношения . Аминь

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя, Боже, / по велицей Твоей милости.

Премудрости Наставниче, смысла Подателю, / немудрых Наказателю и нищих Защитителю, / утверди, вразуми сердце мое, Владыко: / Ты даждь ми слово, Отчее Слово, / се бо устне мои не возбраню, / во еже звати Тебе: / Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный , - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор. 14, 33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (ср.: Евр. 12, 14).

Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20, 19).

Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.

Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.

Не таковаго поста Аз избрах , - говорит Господь через пророка Исаию, - но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).

Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25).

Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк. 18, 11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: Даруй ми <Господи> зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего , а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу?

О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис. 29, 13) И Сам в Святом Евангелии Своем изрек: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? Если вы будете прощать людям согрешения их , - говорит Господь, - то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (ср.: Мф. 6, 14-15). Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося прощения грехов, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих, устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение? Просят прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего!

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.

Господь говорит: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве, которая принесена преимущественно по любви Единородного Сына Божия к человеческому роду, без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что.

Дорогие братия и сестры, древние христиане имели добрый и благочестивый обычай в настоящее, Прощеное, воскресенье испрашивать друг у друга прощения. Последуем сему доброму обычаю по зову нашей матери Церкви и мы и попросим прощения друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, неизбежны столкновения, огорчения, а потому и постараемся чрез взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.

Некогда в Киево-Печерской обители жили два инока, связанные тесными узами взаимной любви и дружбы. По зависти диавола эта дружба между ними пропала, а воцарилась взамен ее такая вражда и ненависть, что они и смотреть не хотели друг на друга: в церкви один другого не кадили, а проходили мимо.

Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, через посланных стал просить прощения у своего брата - диакона Евагрия, однако тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал: "Прости меня, брат мой, может быть, чем-нибудь я как человек оскорбил тебя". Но Евагрий отвечал: "Не прощу тебя ни в сей, ни в Будущей Жизни". И с этими словами он упал замертво, причем братия не смогли даже ни согнуть рук его, ни выпрямить рта, так скоро тело его одеревенело. Тит же тотчас встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, ответил, что когда Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил несчастного, а его, Тита, поднял с одра болезни.

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Прощеное воскресенье

Щадите друг друга, да пощадит вас Господь.

Преподобный Антоний Великий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Святые дни Великого поста для христианина подобны плаванию к светлому берегу, на котором ждет нас Воскресший Спаситель. Мы призваны омыться покаянными слезами, укрепить мышцы душ своих подвигом воздержания и молитвы, чтобы в чистоте и силе встретить торжество торжеств - Пасху Христову. Но может ли достичь желанной цели пловец с камнем на шее? Каким бы выносливым и закаленным он ни был, тяжелый груз неминуемо увлечет его на темное дно. Такой же тяжестью, не позволяющей нам даже надеяться на приближение к Божественному свету, является для нас гнев и обида на ближнего. Вот почему с древнейших времен христиане на пороге Великого поста со слезами просили прощение друг у друга. Богоугодный обычай этот восприняла Церковь Русская, в Прощеное Воскресенье питающая сердца сынов и дочерей Своих сладостью примирения. «С людьми мирись, а с грехами бранись», - такая пословица недаром сложена благочестивыми предками нашими.

Жгуч гнев, горька обида. Смрадным дымом застилают эти низкие чувства человеческую душу, отравляя каждое ее движение, делая ее недоступной для Божественной благодати. Такая душа делается чужой Господу, в ней могут обитать только гнусные бесы - и тщетны обращения ее к Всевышнему; по слову преподобного Исаака Сирина, «быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Светлые Ангелы плачут, а сатана торжествует, когда между людьми разрывается святой союз любви. Родные и друзья, еще недавно наслаждавшиеся взаимным общением, бывшие один для другого опорой и радостью, - и вот они же выкрикивают бранные слова, копят злобу, смотрят друг на друга с ненавистью. Какая мрачная картина, какая чудовищная потеха для врага рода человеческого!

Любовь все переносит (I Кор. 13, 7), - говорит святой апостол Павел. А мы горды и тщеславны, наше изнеженное самолюбивое «я» не желает переносить малейших уколов. Сгоряча сказанное ближним слово, неосторожный намек, просто подозрение или лживая сплетня - и слабую искру раздуваем мы в пожар негодования, любую песчинку превращаем в гору гнева, если считаем себя оскорбленными. И в то же время мы не помним, что сами ежечасно, ежеминутно оскорбляем Небесного Отца. В нас вложен пречистый образ Божий. Предаваясь нечистым мыслям, мы оплевываем святыню, каждый наш грех - это ком грязи, пятнающий святой образ Господа. Если бы Творец судил нас тем судом, каким мы судим ближних, каждый из нас давным-давно оказался бы на дне преисподней. Мы не стоим и временной жизни, а Вселюбящий Бог призывает нас к блаженной вечности, за одну слезинку покаяния готов Всемогущий простить нам тягчайшие оскорбления Имени Его. Но наше немилосердие заграждает нам путь к Милосердию Небесному.

Если и ближний тяжко согрешает против тебя - что тогда? За него, как и за тебя, распят на кресте Сын Божий, и, проникаясь к ближнему ненавистью, мы попираем любовь Господню. Покрыть чужие грехи - это высший род милостыни. Пусть нам причинили зло - но вспомним, сколько ран мы сами нанесли людям на кривом своем пути, сколько обид и горя причинили, каким соблазном для других были наши слова и поступки. Себе мы привыкли прощать все, унижаем и искушаем людей как бы мимоходом, подчас сами того не замечая, но сколько свидетельств против себя услышим мы на Страшном Суде Господнем, когда все тайное станет явным. И не оправдаться нам в Судный час, если ныне останемся мы глухи к слову Милосердного Спасителя: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Церковь Христова есть сообщество людей, прощенных Богом. Первородный грех, эта оковывающая человеческие души короста древней порчи, расплавлена Пречистой Кровью Спасителя, омыта водами святого Крещения. Принося покаяние, мы освобождаемся и от собственных грехов - всю громаду их принял на Себя Сын Человеческий, все их искупил за нас Крестной смертью Своей. И к нам, выкупленным из рабства смерти и аду столь дорогой ценой, обращается Спаситель с призывом: любите друг друга и да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).

Разжечь чадное пламя вражды легко, потушить его трудно. Стоит поддаться раздражению - и злой бес гнева внедряется в души, лукаво преувеличивая нанесенную нам обиду, доводя мгновенную вспышку неприязни до упорной ненависти, превращая ее в страсть. Как преодолеть это душепагубное состояние? Преподобный Максим Исповедник учит: «Если случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не давай победить себя ненавистью, а сам победи ее любовию. Победить же мо­жешь следующим образом: истинно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение или сам его тем предупреждая, поставляя себя самого виновником случившегося и долготерпя, покуда не пройдет сия туча».

Урок Божественного Милосердия явил нам Иисус Христос, молившийся за своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но разве мы, называющие себя христианами, не ведаем, как духовно слепые богоубийцы-иудеи, что творим?

Мы призваны к любви - и вот, не умея прощать и просить прощение, мы умерщвляем свои души и души ближних своих. Неужели не понятно, что питающий ненависть к брату - духовный самоубийца, а соблазняющий другого на ненависть к себе - убийца его души.

Как милосердие Господа нашего Иисуса Христа не имеет границ, так же и христианин не должен законнически скупо отмеривать прощение ближнему своему. Когда Апостол Петр, воспитанный на ветхозаветных установлениях, спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?- Спаситель ответствовал: не до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22), то есть - всегда.

Тяжело, кажется нам, прощать, но еще труднее - просить прощение. Порою горько обидев человека, мы и не чувствуем своей вины, фарисейски кичась своей «праведностью», видим «сучок в его глазу», не замечая «бревна в собственном оке».

Если кто-то расстраивается, печалится или плачет из-за нас - а мы не чувствуем за собой вины, все равно мы должны покаяться пред этим человеком. Значит, был в нас некий скрытый грех, опечаливший ближнего, и не кичиться мы должны своей невиновностью, а утешить того, кто страдает из-за нас. Глубоко засевшая в нас диавольская гордыня шепчет нам, что, попросив прощение, мы «унизим себя», «уроним свое достоинство». Но нам ли, ничтожным грешникам, бояться унижения, когда Сын Божий ради нас терпел насмешки и поругания, плевки и побои, подвергся позорной казни? А мы ради души ближнего не хотим просить у него прощения. Нет! не такова любовь христианская. Обидев человека, мы должны не просто обратиться к нему с холодным «извините!» - если понадобится, то и со слезами, на коленях должны мы испросить его прощение, да снизойдет мир в его страдающую из-за нас душу.

Могут спросить: как быть, если ближний упорно отвергает все попытки к примирению? Искренне примиримся с ним сами в душе своей, будем молиться за него, будем изыскивать средства к тому, чтобы он принял чистосердечное наше покаяние - и Господь поможет нам обратить вражду в любовь.

В большинстве случаев нанесенные нам обиды есть следствие нашей гордыни. Любовью и смирением мы можем обезоружить тех, кто хочет причинить нам зло. «Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых», - говорит Святитель Иоанн Златоуст.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Ради стяжания Милости Божией готовимся мы ныне вступить на поприще Великого поста. Но чтобы воздержание и молитвы наши стали угодны Господу, соблюдем же заповеданное в Священном Писании: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твои (Мф. 5, 23-24).

Прежде всего мир должен воцариться в вашей семье - в домашней церкви вашей. Где ярче всего расцвести любви христианской, как не между самыми родными и близкими? Именно здесь надлежит особенно бережно хранить святость нежных чувств: почтение к родителям, супружеское согласие, заботу о детях. На Святой Руси в Прощеное воскресенье старшие члены семьи просили прощение даже у малых детей, и ребенок серьезно отпускал грехи против себя седому отцу своему, и так родители собственным примером учили смирению детей.

Чувства обиды и гнева мучительны для самого человека, они лишают его покоя и радости, отравляют ему жизнь, калечат его душу. Этот тяжкий духовный недуг может привести и к телесным болезням. Врачи заметили, что заболевания раком чаше всего поражают людей раздражительных, копящих в себе тяжелые обиды. И это естественно, ибо корень всякой болезни - грех; порча души отражается на здоровье тела. Для такого больного недуг есть «смирительная рубаха» на его грехах.

Но как безмятежен и светел становится тот, кто ни к кому не питает зла, кто находится в мире со всеми людьми. Умеющий каяться и прощать знает эту чудесную сладость примирения с людьми - а значит, и с Вселюбящим Господом, обетовавшим: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Аминь.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с Прощенным воскресеньем. Мы приблизились к Великому Посту и стоим уже, как бы на пороге этого великого времени, данного нам Святой нашей Матерью Церковью для нашего спасения, для нашего исправления, для нашего покаяния. У многих возникает вопрос - как нужно поститься?

Святая Церковь учит нас, что пост должен быть посильным для каждого человека. Святая Церковь учит нас поститься в меру и поститься не только телесным постом, изменяя род пищи, но поститься, прежде всего, постом духовным. То есть, мы должны стараться во время поста исправлять свою греховную жизнь: меньше празднословить, удаляться от гнева, раздражительности, быть воздержанными, со всеми примириться и творить лишь добро. Церковь учит нас во время поста усилить свои молитвы, как домашние, так и церковные, больше читать Священное Писание и святоотеческую литературу, и таким образом, больше уделять внимания своей бессмертной душе. К сожалению, в повседневной своей жизни мы больше заботимся о телесном, чем о духовном.

Так вот, как раз время Поста и есть то время, когда мы должны отложить в сторону все свои житейские попечения и больше уделять внимания своей душе и своему духовному состоянию. Церковь во время Великого Поста будет постоянно нам помогать в этом, помогать нести этот подвиг.

Уже в первые дни Великого Поста на вечерних богослужениях в храме мы будем слышать Великий Покаянный канон Андрея Критского, который по частям читается на первой седмице. В этом каноне преподобный Андрей показывает нам образы и примеры покаяния, которые были как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Церковь призывает нас подражать этим примерам и исправлять наше греховное состояние.

В первую неделю Великого Поста мы будем праздновать Праздник Торжества Православия, вспоминая восстановление иконопочитания. Этот праздник еще раз подтвердит, что Святая Православная вера - единственная вера, которая ведет нас ко спасению и к вечной жизни. Этот праздник - это торжество Церкви, победившей все ереси и искушения, которыми в первые века было заражено христианство. Ежегодно воспоминая в этот день победу над лжеучениями, Церковь еще раз напомнит нам о том, что и в наши дни также есть много соблазнов и суеверий, разных сект и лжеучителей, от которых необходимо отвращаться и с которыми необходимо бороться.

Во вторую неделю Великого Поста Церковь предложит нам сонм великих угодников Киево-Печерских, которые постом и молитвою стяжали благодать Святого Духа и были наследниками вечной жизни. К их молитвенному предстательству должны мы прибегать в дни говения, прося их помощи и заступничества.

В третью неделю Великого Поста на средину храма будет вынесен Святой Животворящий Крест Господень, для того, чтобы укрепить наши душевные и телесные силы, потому что тяжело, конечно же, нести подвиг Поста. Но мы должны помнить, что наша помощь в силе Честного и Животворящего Креста Господня. И как раз Крестом Христовым Церковь и будет поддерживать нас, напоминая нам о том, что ради нашего спасения Христос пролил Свою кровь на Голгофе, чтобы искупить нас от вечной смерти, греха и проклятия.

В четвертую неделю Великого Поста Церковь будет праздновать память преподобного Иоанна Лествичника, который написал духовный путь, который называется «Лествица». В нем преподобный показал, как каждый человек духовно, как бы по лествице, делая добрые дела и отвергая свою греховную волю, может подняться на духовную высоту и быть наследником вечной жизни.

В пятую неделю Великого Поста Святая Церковь предложит нам память преподобной Марии Египетской, житие которой есть назидательным для каждого человека. Она была великой грешницей и, казалось бы, не было уже ей прощения. Но Господь, по великой Своей милости, призвал и эту грешную женщину к покаянию, и она, оставив все, раздав свое имение, которое было нажито неправедной жизнью, ушла в пустыню, где подвизалась 48 лет. Она претерпевала зной и холод, питаясь только травами и кореньями, которые находила в этой пустыне. И, прожив долгие годы в подвигах молитвы и воздержания, перед своей кончиной она сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн.

Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, проходя поприще Великого Поста, будем стараться постоянно умертвлять свою плоть, свои греховные желания, которые чаще всего возникают в нашей повседневной жизни. Будем молить Господа о прощении. Но, чтобы получить нам прощение у Господа, мы должны от всего сердца простить и нашим близким, родным и знакомым, с которыми мы иногда враждуем. Господь поучает нас, что мы должны от всего сердца простить наших обидчиков. Об этом, дорогие, мы поговорим с вами на вечернем богослужении, которое и будет называться «Чином прощения». Во время этого богослужения, дорогие, вы услышите и Пасхальные песнопения.

С давних времен Святая Церковь установила в этот воскресный вечер, последний вечер перед Великим Постом петь Пасхальные песнопения. В святых обителях Святой Земли, Египта, Палестины был благочестивый обычай: во время поста многие иноки уходили в пустыню, где подвизались в посте и молитве, скрывая от людей свои подвиги. Эти подвиги были ведомы только одному Господу. Некоторые из этих подвижников не возвращались в свои обители, а там, в пустынях, предавали свой дух Господу во время поста. Поэтому, Церковь с давних времен установила в этот день петь Пасхальные песнопения, во утешение наше. Ведь только один Господь знает, кто из нас сподобится и в этом году праздновать Великий день Пасхи Христовой.

Всех вас, дорогие братья и сестры, я призываю, чтобы каждый из вас простил от всего сердца своих обидчиков и с чистой совестью вступил в дни Святой Четыредесятницы. Пусть эти дни Великого Поста вы проведете именно так, как учит и призывает к этому святая Церковь: в молитве, воздержании, исправлении, в добрых делах. Пусть это святое время, которое святые отцы называют «духовной весной», будет обновлением и ваших бессмертных душ. Пусть все мы исправимся, станем лучше, светлее, чище. Желаю вам, чтобы каждый с чистым сердцем и чистой совестью причастился в этом посту Святых и Животворящих Тела и Крови Христа Спасителя. Дай Бог всем нам дожить до Страстной Седмицы, в которой мы будем воспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, неосужденно подойти к Святой Плащанице и облобызать раны Христовы. И пусть Господь через эти святые раны исцелит наши души! Дай Бог всем вам пройти дни святого Великого Поста в добром здравии и благополучии и встретить славный и радостный, спасительный для нас праздник Христова Воскресения!

Похожие публикации