Энциклопедия пожаробезопасности

Джаназа-намаз (погребальная молитва). Вопросы джаназа

Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.

Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином /1/ , то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.

Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле /2/ поперек перед имамом. /3/ Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя. /4/ Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

Последовательность совершения погребальной молитвы. /5/

Ханафиты:

— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, на уровне груди, сердца; /6/

— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После каждого такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»; /7/

2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

«Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь» ; / 8/

سُبْحَانَكَ اَللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ

وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ .

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»;/9/

4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар». /10/

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ، وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ، وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ، وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ، وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ، وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ، وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ، وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ .

Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах». /11/

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ، وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ، وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ، اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ، وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ، اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تُضِلَّنَا بَعْدَهُ .

Если покойным является ребенок или психически больной человек /12/ , то произносятся только следующие слова:

«Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а» . /13/

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا .

5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом погребальная молитва завершается

Шафииты:

— имам стоит перпендикулярно телу покойного. Если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине тела покойной; /14/

— последовательно проговариваются четыре такбира. С каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей /15/ , и опускает их на грудь в области сердца. /16

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;/17/

2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит:

«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» . /18/

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ .

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

Затем читается сура «аль-Фатиха»:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘алямиин.

Ар-рахмани ррахим.

Мялики яумид-диин.

Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин.

Ихдина ссырааталь-мустакым.

Сыратал-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин».

Аамиин. /19/

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ

وَ لاَ الضَّآلِـينَ . آمِين .

3 . Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават» /20/ , начав со слов восхваления Всевышнего: «Аль-хамду лил-ляях»./21/

4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих. /22/

5. Сказав четвертый такбир, говорит:

«Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дах» . /23/

اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

6. Затем, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения джаназа-намаза являются правильными и соответствующими Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:

مَا مِنْ رَجُلٍ مُسْلِمٍ يَمُوتُ فَيَقُومُ عَلىَ جَنَازَتِهِ أَرْبـَعُونَ رَجُلاً لاَ يُشْرِكُونَ بِاللَّهِ شَيْئًا إِلاَّ
شَفَّعَهُمُ اللَّهُ فِيهِ

«Если над мусульманином совершат погребальную молитву сорок, не приписывающих что или кого-либо в сотоварищи Господу, [то есть истинно верующих], то будет [через их присутствие и свидетельствование веры его, посредством участия в погребальной молитве над ним] прощено ему [то есть Господь простит ему прегрешения, но, безусловно, в меру желания Его и мудрости]» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Муслима). /24/

Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка:

«Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому будет прощение Всевышнего и райская обитель». /25/

Время, запретное для совершения погребальной молитвы

В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение погребальных молитв запрещено.

‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) /26/ ;

— в то время, когда солнце находится в зените;

— во время заката солнца» (св. х. имама Муслима). /27/

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа)./28/

На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв, в том числе и погребальной, в данные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым джаназа-намаз не относится. /29/

Над кем не совершается погребальная молитва

Погребальная молитва не совершается, по мнению богословов-ханафитов, над следующими категориями людей:

1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа и были убиты в военном восстании./30/ Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают, и совершают над ними погребальную молитву;

2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если — в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

Убийца одного из своих родителей также заслуживает быть униженным в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, если он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается. /31/

Самоубийца

Что касается самоубийцы, то известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не стал совершать погребальную молитву над самоубийцей, преступником пред Творцом, показывая тем самым крайнее недовольство совершенным поступком и резкое осуждение его, но, при этом, не запретил другим совершение джаназа-намаза. /32/

Как богословы-ханафиты, так и богословы-шафииты считают, что самоубийцу канонически допустимо омывать и совершать над ним погребальную молитву, так как он не является преступником по отношению к другим. /33/ Его пагубное преступление ограничено им самим и судьей над ним, отказавшимся от самого значительного господнего блага — жизни, является Сам Творец.

Аль-Хаттаби говорит в книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы». /34/

Аш-Шурунбулялий /35/ оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, что является более верным». /36/

Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный». /37/

Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и уроком для других. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают»./38/

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник»./39/

Из всего вышесказанного можно заключить: Посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) порой отказывался лично совершать погребальную молитву, как это было в случае с вором, самоубийцей, должником и прелюбодейкой. Но отказ его не был запретом для других, так как сподвижники Пророка совершали погребальную молитву и он, видя это, не запрещал им, а иногда даже сам приказывал провести ее (без него). /40/ Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам о совершении погребальной молитвы явились причиной, что большая часть ученых-‘алимов говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников.

Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Его в День великого Суда.

Мертворожденные и дети, умершие в раннем возрасте

Основным хадисом по данной теме является высказывание Пророка Мухаммада:

إِذَا اسْتَهَلَّ الصَّبِيُّ صُلِّيَ عَلَيْهِ وَ وُرِّثَ فَإِذَا لَمْ يَسْتَهِلَّ لَمْ يُصَلَّ عَلَيْهِ وَ لاَ يُوَرَّثُ

«Если были признаки /41/ , что ребенок родился живым /42/ , то над ним совершается погребальная молитва, и он принимает участие в делении наследства /43/ . Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» (св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др.). /44/

Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживается мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является упомянутый достоверный хадис./45/

Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где говорится, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу./46/ На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.

Однако, дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Творцу известна истина и подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.

Резюме. Если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва. Его заворачивают в полотно и придают земле. /47/ Если больше четырех, и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается джаназа-намаз и затем его предают земле. /48/

Моральная сторона вопроса

Часто в состоянии растерянности и горя родитель, особенно мать, может высказать свое негодование Богу за смерть ребенка словами: «Почему Ты столь жесток. Почему Ты забрал невинное дитя?» Слова эти не только ошибочны, но и грешны. Для человека верующего любая ситуация, даже столь тяжелая — это благо. /49/ Постичь проявление бесконечной мудрости Создателя в той или иной ситуации не очень просто. Сколько людей не могут постичь мудрости и смысла их временного присутствия на этой Земле! Кто-то, боясь, что уже завтра может умереть и что-то еще не успеть, ведет развратный образ жизни, может безмерно грешить и совершать преступления, пренебрегая правами и спокойствием других, не задумываясь о Судном Дне. Кто-то же кончает жизнь самоубийством, перечеркивая благо, дарованной Всевышним — жизнь, лишая себя Райской обители в вечности.

Всевышний говорит в одном из знамений Священного Корана, смысл чего: «Возможно, вы будете порицать [не желать] что-то, однако это окажется благом для вас. Возможно, вы будете что-то любить [желать], однако в этом [таится] зло для вас. Господь знает, вы же несведущи» (Св. Коран, 2:216). Известна кораническая история с учителем пророка Моисея, Хызыром /50/ , который убил чужого ребенка прямо на глазах Моисея, ввергнув раба божьего в крайнее негодование.

«Ты убил безгрешное создание, неповинное в убийстве?! Воистину, ты совершил неслыханное зло!» — воскликнул Моисей.

Через некоторое время — и в жизни так часто бывает — Хызыр раскрыл ему секрет божьего повеления: «Юнец, [которого убил я] — его родители благочестивы были в вере, и мы боялись: он им горе причинит своим непокорством и неверием.

И мы хотели, чтобы Творец дал им взамен лучшего [ребенка] /51/ , кто будет и [душою] чище и милосерднее в [сыновьем деле]» /52/ (Св. Коран, 18:80, 81).

Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которые, если правильно поймут испытание Божие, то им воздастся бòльшим и в этой жизни и в вечности. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто похоронит троих детей своих /53/ [то есть переживет их] тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» (хадис от Василя; св. х. ат-Табарани). /54/ В одном из достоверных хадисов говорится также о друх детях. /55/ Есть упоминание и о потере одного. /56/ Также пророком Мухаммадом передаются слова Господа миров, смысл которых: «Если набожный раб Мой, потеряв очень дорогого для себя человека, обратиться ко Мне без упрека, с терпением и ожиданием воздаяния в вечности за столь тяжелое мирские испытание, то ему уготован только Рай!» /57/

Даже полное отсутствие возможности проявления чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары, будет восполнено в Раю — «Будут ходить вокруг них [обитателей Рая, которые были лишены отцовства и материнства в мирской жизни] вечные дети» (Св. Коран, 56:17); «Будут ходить вокруг них [обитателей Рая, которые не имели детей в мирской жизни] вечные дети. Тебе, при взгляде на них, покажутся они рассыпанными [прекрасными] жемчужинами» (Св. Коран, 76:19).

Наряду со всем сказанным нужно также не забывать, что Всевышний Аллах к хорошим людям милостив /58/ , плохих же — наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…

Да обережет нас Всевышний от гнева Своего, и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего. Амин.

Комментарии:

/1/ Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 29.

/2/ Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 500.

/3/ Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева — ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 209.

/4/ Предстоятель-имам проговаривает вслух только каждый из четырех такбиров и приветствие по обе стороны. Говорит он это так, чтобы было слышно людям, стоящим за ним.

/5/ Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность раздельно.

/6/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 226.

/7/ Имя покойного называть необязательно.

/8/ Перевод: «О Аллах, Ты далек от всех недостатков и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твое и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

/9/ По примеру того «Салавата», что читается после «Ташаххуда» в завершении любого намаза.

/10/ Перевод: «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».

/11/ Перевод: «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»

/12/ Дети (до наступления половой зрелости) и психически больные люди не несут ответа пред Всевышним за свои поступки. Их прегрешения не считаются грехом. Именно поэтому они не нуждаются в том, чтобы кто-либо молился за их прощение.

/13/ Перевод: «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95.

/14/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 33.

/15/ Там же. Т. 1, с. 300.

/16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.

/17/ Имя покойного называть необязательно.

/18/ Перевод: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

/19/ Перевод: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху — Господу миров, милость Которого безгранична и вечна, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался или тех, которые сошли с него».

/20/ По примеру того «Салавата», что читается после «Ташаххуда» в завершении любого намаза.

/21/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.

/22/ Формулы молитвы идентичны тем, что были написаны в варианте по ханафитскому мазхабу.

/23/ Молитва-ду‘а после четвертого такбира не является обязательной, в отличие от той, что после третьего. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 24, 27; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.

/24/ Хадис и комментарий см.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин [Сады благонравных]. Каир: ас-Салям, 1999, с.139, хадис № 430. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 496, хадис № 8113, «хасан».

/25/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 320, хадис № 1029; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 618, хадис № 934.

/26/ Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20-40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 1, с. 519.

/27/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 167, хадис № 151.

/28/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893.

/29/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 501, 502.

/30/ Данное утверждение обосновано действием имама ‘Али (да будет доволен им Творец). См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.

/31/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1508-1510.

/32/ См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]: В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993, т. 2, с. 369, раздел «Похороны» (китаб аль-джана’из), хадис № 55; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 269, хадис № 414.

/41/ Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: Аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.], с. 60, хадис № 152.

/42/ В арабско-русском словаре Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «истихляль новорожденного ребенка — это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.

/43/ Ребенок родился живым и сразу умер. Но в промежутке между началом пятого месяца беременности его матери и до его смерти, кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства, в соответствии с положениями шариата, часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае, та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными, в соответствии с канонами деления наследства.

/44/ С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников Пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1, с. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 1, с. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991, т. 2, с. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 2, с. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, часть 1, с. 95 и другие.

/45/ Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 35; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 4, с. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 7, с. 93, 94.

/46/ «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

/47/ Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и придать земле. Погребальная молитва над ним не совершается См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1533.

/48/ Там же. Т. 2, с. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.

/49/ «Истинно верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он восхваляет Всевышнего Господа» См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9150.

/50/ В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея на некоторое время был именно Хызыр (Более правильно — Хыдр (الخضر). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы Пророка Мухаммада. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 3-10.

/51/ Можно сказать, что мол «почему Творец забирает то, что Сам же дал?» или «почему он не может дать сразу именно то дитя, которое будет благочестиво к родителям и покорно?». Истину знает только Создатель, но можно предположить — и это понимает любой верующий — что проходя через тяжелую потерю с пониманием, терпением и благоразумием; с учетом того, что находящееся вне наших сил (неизлечимость болезни, несчастный случай, природные катаклизмы и т. д.) подвластно только Богу, человек подходит к большему, более ценному, более важному. Ни одна потеря с проявленным при этом терпении не пройдет незамеченной: «даже иголка, что уколола тебя» — говорил Пророк Мухаммад. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8097, «хасан» и № 8098, «сахих».

/52/ Через это повествование никак нельзя оправдывать преступное действие одного относительно имущества, чести или жизни другого. Посягательство на чужое, тем более жизнь другого, не могут быть оправданы, кроме как в случае, если они явились результатом судебного разбирательства за те или иные преступные действия. История с Хызыром может проецироваться в наших реалиях на такого рода действия, как несчастные случаи, внезапные смертоносные заболевания, стихийные бедствия и т. п.

/53/ Как в детском возрасте, так и в зрелом. Но в детском возрасте особенно.

Родителю всегда крайне тяжело терять рожденное и выращенное им дитя, сколько последнему ни было бы лет. Человек верующий делает это смиренно, завершив миссию родителя данного ребенка приданием тела земле, уповая на волю Творца и ожидая воздаяния у Господа за столь нелегкое испытание.

/54/ Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан». Такого же смысла есть несколько хадисов в сводах аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 374, хадисы № 1248-1251.

/55/ См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 629, хадис № 954.

/56/ Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 329, хадис № 1062.

/57/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 2018, хадисы № 6424.

/58/ Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношении к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то — как в этой жизни, так и в вечности.

Материалы взяты с сайта: umma.ru

Совершение джаназа-намаза (заупокойный намаз) относится к категории фард-кифайа (коллективная обязанность). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, даже юноша мумайз выполнение такой обязанности снимается с остальных.

Основой обязательности его совершения служит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh:

عن أبي هريرة رضي الله عنه : « أن رسول الله نعى النجاشي في اليوم الذي مات فيه، فخرج الى المصلى، فصفّ بهم، وكبر أربعا » رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение, сделал соболезнование за Нажаши в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира» .

И также хадис от Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ قال: « صل ّ وا على صاحبكم » رواه البخاري

Смысл: «Совершите намаз за вашего товарища» .

Время совершения джаназа-намаза

Джаназа-намаз можно совершить в любое время суток. Не является нежелательным его совершать во время нежелательных для намаза промежутках времени.

Не является сунной откладывание джаназа-намаза для увеличения числа молящихся, кроме случаев, когда ждут вали, с условием, что усопший из-за этого не станет разлагаться.

Место

Разрешается совершить джаназа-намаз там, где дозволяется совершить намаз (обязательный или желательный). Желательно совершить в мечети, так как там собираются больше людей.

Основой этому хадис от Айши, да будет доволен ею Аллаh:

عن عائشة رضي الله عنها: « أن النبي صلى على سهيل بن بيضاء في المسجد» رواه مسلم والترمذي

«Поистине, Пророк совершил (джаназа-намаз) за Сухайл бин Байзаъа в мечети»

Если есть вероятность, что от этого мечеть испачкается, то тогда не разрешается совершать намаз там.

Если усопшего похоронили, не совершив джаназа-намаз, то тогда джаназа-намаз совершают над могилой, стоя рядом с ней.

Условия

Условия для джаназа-намаза те же, что и для обычных намазов (обязательных и желательных), такие как чистота, омовение, поворачивание в сторону Киблы и т.д.

Не является условием, чтобы джаназа-намаз совершался коллективно, достаточно и одним человеком. Если даже это будет юноша мумайз. Но является сунной, чтобы этот намаз совершался коллективно.

Не является достаточным совершение джаназа-намаза женщинами при присутствии мужчин или юноши мумайз, так как это является пренебрежением к усопшему. Если нет мужчин или юноши мумайз, то тогда обязанность переходит на женщин и будет достаточным, если они совершат этот намаз. Джаназа-намаз женщины совершают по отдельности, так как не является сунной для женщин совершать его коллективно. Имам Шафии сказал: «Если они совершат его коллективно, то в этом нет ничего предосудительного».

Является обязательным совершить джаназа-намаз до того, как усопшего похоронят, если же усопшего похоронят до совершения намаза, то все, кто обязан совершить джаназа-намаз, попадают в грех, и в таком случае намаз совершается над могилой (рядом) и могилу не раскапывают, чтобы совершить намаз. Но если они не совершили намаз по забывчивости или была какая-нибудь другая уважительная причина, то в том, что они его похоронили, не совершив намаз не будет греха.

Также условием является то, чтобы между усопшим и между совершающим джаназа-намаз не было больше трехсот локтей (примерно 150 метров), в том случае если усопший находится в одном городе или селе. Также нельзя, чтобы между ними была преграда, как стена и т.д., если даже на ней есть окно, т.е. если люди, например, совершат намаз в мечети, а усопший будет находится за стеной на улице, то такой намаз не засчитывается, только если там будет открытая дверь, то в этом случае намаз засчитывается.

Во время совершения джаназа-намаза является сунной встать в три ряда и больше.

В хадисе говорится:

عن مالك بن هبيرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: « ما من مسلم يموت فيصلي عليه ثلاثة صفوف من المسلمين إلا أوجب » رواه أبو داود والترمذي والحاكم

«Нет усопшего, за упокой которого совершат намаз три ряда мусульман, кроме как попадет в Рай »

Также сунной является то, чтобы заупокойную молитву совершали как можно больше людей. Основой этому является хадис:

قال النبي ﷺ: « ما من مسلم يصلي عليه أمة من المسلمين، يبلغون مئة، كلهم يشفع فيه إلا شفعوا فيه» رواه مسلم

«Нет усопшего, за упокой которого помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, кроме как их молитва не останется непринятой» .

Во время совершения джаназа-намаза имам становится рядом с головой усопшего мужчины, таким образом, чтобы ноги были с правой стороны, и рядом с талией усопшей женщины, чтобы голова была с правой стороны, об этом пишет Бужайрами.

Условием является, чтобы усопший во время намаза находился впереди молящихся, также является условием, чтобы могила над которой совершается джаназа-намаз находилась впереди молящихся.

Также условием является то, чтобы усопший был омыт, намаз, совершенный до его омывания, не засчитывается.

Если собралось много усопших, то за всех можно совершить один джаназа-намаз.

Обязательные составные части

Намерение

Намерение обязательно делать сердцем во время произнесения такбират-уль ихрама (вступительного такбира): «Я намерился совершить обязательный джаназа-намаз за этого усопшего (или этих усопших, если их несколько)» . Является желательным произнести намерение вслух, чтобы было слышно самому себе. Упоминать в намерении что это «фард-уль кифая» не обязательно.

Является обязательным упомянуть в намерении, что он совершает намаз следуя за имамом, если он является таковым. Так же обязательны все остальные условия, которые обязательны в фард (обязательных) намазах.

Не обязательно упоминать усопшего по имени, достаточно сделать намерение, что он совершает обязательный намаз за усопшего, находящегося перед ним. Если маъмум сделает намерение совершить обязательный намаз за тех людей (усопших), за которых имам сделал намерение совершить намаз, то этого будет достаточно.

Обязательно имаму (или тому, кто совершает намаз индивидуально) упомянуть имя усопшего и имя его отца, если усопший находится не рядом, но маъмуму достаточно сделать намерение за тех людей, за которых имам совершает джаназа-намаз.

Если в намерении упомянули имя усопшего, а после оказалось наоборот, к примеру, назвали Ахмада, а оказалось, что он Мухаммад, то намаз не засчитывается.

Не обязательно также в намерении упоминать численность усопших, если их много, но если упомянули в намерении десять человек, а усопших оказалось одиннадцать, то тогда намаз не засчитывается, а если упомянули большее количество, а оказалось меньшее, к примеру, упомянули десять, а оказалось девять, то тогда намаз считается.

Если совершали джаназа-намаз за усопших находящихся не рядом, и во время намаза принесли одного из них, то для этого усопшего обязательно совершить джаназа-намаз повторно.

Стояние

Является обязательным стоять, если есть такая возможность. Если нет, то совершают намаз сидя, если и так невозможно, то тогда лежа на правом боку, если и так не получается – на левом, если и так не получается, тогда на спине, повернув ступни ног и лицо в сторону киблы, подложив под голову что-нибудь.

Четыре такбира

Так же обязательной основой является произношение четырех такбиров, с учетом вступительного такбира. Основой этому является вышеупомянутый хадис:

«Поистине, Пророк сделал соболезнование за Нажашия в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира»

Если совершающий намаз не намеренно произнесет пятый такбир, то его намаз не нарушается. Если имам произнесет пятый такбир, то маъмуму разрешается дать салям и завершить намаз, но предпочтительнее подождать имама, чтобы вместе завершить намаз.

Является сунной при произнесении такбира поднимать руки и ставить руки ниже груди, как в остальных намазах.

Основой этому является то, что рассказал Абдуллах ибну Умар, да будет доволен ими Аллаh:

عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما: « أن عمر رضي الله عنه كان يرفع يديه على الجنازة في كل تكبيرة » هذا الأثر رواه البيهقي

Смысл: «Поистине Умар, да будет доволен им Алла h , поднимал руки во время джаназа-намаза в каждом такбире» . Подобное делали Ибну Умар и Хасан бин Али, да будет доволен ими Аллаh.

Является сунной имаму произносить такбиры громко, остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам – произносят так, чтобы слышали они сами.

Если маъмум во время джаназа-намаза без уважительной причины отстанет от имама на один такбир, например, имам произнес третий такбир, а маъмум еще на первом, то его намаз нарушается. Но если имам произнес салям, а маъмум еще на третьем намаз не нарушается.

Уважительной причиной является, если маъмум не расслышал такбир имама, или же забыл или если маъмум читает медленно.

Масбук (опоздавший к началу джаназа-намаза) произносит такбир и читает «аль-Фатиху» и, если имам произнес такбир до того, как тот закончил чтение «аль-Фатихи», он следует за имамом, и «аль-Фатиха» будет считаться как прочитанная, и масбук после того, как имам произнесет салям, возмещает остальное. Например, человек присоединился к джаназа-намазу, а имам тем временем находится на втором такбире (читает салават), человек вступает в намаз, произнося такбир, и читает «аль-Фатиху». Затем, если имам до того, как тот дочитал «аль-Фатиху» произнес такбир (перешел на третий такбир и начал читать дуа), ты хоть и не дочитал «аль-Фатиху», следуешь за ним (произносишь второй такбир), и начинаешь читать салават, и так по порядку. Затем, после того, как имам произнес салам, ты просто продолжаешь, произносишь (четвертый) такбир, и читаешь дуа. То же самое, если ты пришел на третий такбир.

Чтение «аль-Фатихи»

В джаназа-намазе обязательно прочитать суру «аль-Фатиха». Предпочтительно прочитать суру «аль-Фатиха» после первого такбира, если прочитать после одного из четырех такбиров, то этого достаточно. Является сунной произносить «амин» после завершения чтения «аль-Фатихи». Не является сунной читать суры или аяты из Корана после «аль-Фатихи». Также не является сунной читать «дуа аль-Ифтитах».

Если есть опасность того, что задерживаясь на намазе, тело разлагается, то является обязательным ограничиться только на обязательных составных частях джаназа-намаза.

Чтение Салавата

Чтение салавата также является обязательной основой в джаназа-намазе. Условием является чтобы ее чтение было после второго такбира. Достаточный вариант: «Аллахумма Салли аля Мухаммад» . Не является обязательным произносить слово «Алихи», напротив является сунной.

الحمد لله رب العالمين

Транскрипция: «АлхамдулиЛляhи-р-Раббиль алямин»

Смысл: «Вся хвала Аллаху – Господу миров».

И в конце (по окончании чтения салавата) желательно сделать дуа за мусульман и мусульманок, например:

اللهم اغفر للمؤمنين والمؤمنات

Транскрипция: «Аллаhуммагъфир лиль муъминина валь муъминат»

Смысл: «О, Аллаh, прости грехи всех верующих мужчин и женщин»

اللهم صلى على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما صلّيت على سيدنا إبراهيم وعلى آل سيدنا إبراهيم وبارك على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما باركت على سيدنا إبراهيم وعلى أل سيدنا إبراهيم فى العالمين إنك حميد مجيد

Транскрипция: « Алла h умма салли г I аля Мухаммадин ва г I аля али Мух I аммад, кяма салляйта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, ва барик г I аля сайидина мух I аммадин ва г I аля али сайидина мух I аммад кяма баракта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, филь г I алямина иннакя Х I амидун Маджид»

Смысл: «О, Алла h ! Благослови Пророка Мухаммада и его семейство, так же, как ты благословил Пророка Ибрахима, мир ему и его семейству! О, Алла h ! Даруй благодати Пророку Мухаммаду и его семейству, как ты даровал ее Пророку Ибрахиму, мир ему и его семейству, во всех мирах. Воистину ты достойный похвалы, славный!»

Чтение дуа

Дуа для усопшего также является обязательной основой этого намаза, так как самой большой целью от джаназа-намаза является дуа для усопшего. Условием является чтобы дуа прочитали после третьего такбира. Недостаточно дуа, которое делается за всех мусульман и мусульманок.

Достаточный вариант:

اللهم اغفر له/ها/ وارحمه/ها/

Транскрипция: «Аллаhумма-гъфирляhу(hа) варх I амhу(hа)»

Смысл: «О Аллах, прости его и помилуй» .

Слова «ляhу», «анhу», «афиhи» оканчиваются слитным личным местоимением мужского рода единственного числа третьего лица «hу»/«hи», которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине.

Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ha», например: «Аллаhумма-гъфирляhа ва-рхамhа» (О, Аллаh, прости ее и помилуй). Если же делается за несколько человек, то тогда в конце говорят «hум».

Является сунной побольше делать дуа, если нет опасности скорейшего разложения усопшего, и предпочтительным является говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.

Сообщается, что Авф бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал:

روى عوف بن مالك رضي الله عنه قال: «صلى رسول الله ﷺ على جنازة، فحفظت من دعائه وهو يقول: « اللهم اغفرله وارحمه، وعافه واعفه عنه، وأكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقّه من الخطايا، كما نقّيت الثوب الأبيض من الدّنس، وأبدله داراً خيراً من داره، وأهلا خيرا من أهله، وزوجا خيرا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر، ومن عذاب النار» قال: حتى تمنيت أن أكون أنا ذلك الميت لدعاء رسول الله ﷺ» رواه مسلم

Смысл: «(Однажды) Посланник Аллаhа совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаhу со словами мольбы за покойного, он сказал:

«Аллаhумма-гъфирляhу(ha), ва-рх I амhу(ha), ва гафиhи( ha), ваг I фу г I анhу(ha), ваакрим нузуляhу( ha), вавассиг I мадхаляhу(ha), ва-гъсильhу( ha) би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-барди, ванакъыhи( ha) мин-аль-хатайа кяма накъайта-с-са-вба-ль-абйада мина-д-данаси, ваабдильhу( ha) даран хайран мин дариhи( ha), ва аhлян хайран мин аhлиhи( ha), ва завджан хайран мин завджиhи( ha), ва адхильhу( ha)-ль-джанната ва аг I изhу(ha) мин г I азаби-ль-къабри ва г I азаби-н-нар» - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного».

Смысл дуа: «О Алла h , прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и льдом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня»

Также, передается от Абу Хурайры:

روى أبو هريرة رضي الله عنه قال: « صلى رسول الله على جنازة، فقال : « اللهم اغفر لحينا وميتنا، وشاهدنا وغائبنا، وصغيرنا وكبيرنا، وذكرنا وأنثانا، اللهم من أحييته منّا فأحيه على الإسلام، ومن أمتّه منا فتوفّه على الإيمان» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه واحمد والبيهقي

Смысл хадиса: «Пророк совершил заупокойный намаз и сказал:

«Аллаhумма-гъфир ли хайина, ва майитина, ва ша h иди-на, ва гъаибина, ва сагъырина, ва кабирина, ва закарина ва унсана! Аллаhумма, ман ахйайтаhу минна, фа ахйи-hи г I аляль-ислям, ва ман аматтаhу минна, фа таваффа-hу ‘аля-ль-имани»

Смысл дуа: «О, Алла h , прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и большим, мужчинам и женщинам! О, Алла h , сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!»

А если усопший ребенок, то тогда читают второе дуа и добавляют к нему:

اللهم اجعله فرطا لأبويه وسلفًا وذخرا وعظة واعتبارا وشفيعا وثقّل به موازينهما وافرغ الصبر على القلوبهما ولا تفتنهما بعدهم

Транскрипция : «Аллаhумма, - дж г I альhу фарат I ан лиабавайhи васаляфан вазухран ва г I изатан ваг I тибаран ва шафиг I ан васаккыль би-hи мавазина-hума, ваафригъи — с- сабра г I аля къулюбиhима, валя тафтин h ума баг I да h ум ».

Смысл: «О, Алла h ! Пусть этот ребенок станет для его родителей тем, кто опередит их с целью для приготовления им пристанища в раю, сделай его кладезем для них, увещеванием, поучительным уроком и заступником, сделай чаши их весов тяжелыми благодаря их терпению, одари их сердца выдержкой и огради их после его смерти от заблуждений, ослушаний и бедствий»

Салям

Салям произносится после четвертого такбира.

Является сунной после четвертого такбира и до саляма прочитать такое дуа:

اللهم لا تحرمنا أجره، ولا تفتنّا بعده

«Аллаhумма ля тах I римна ажраhу, ва ля тафтинна баг I да h у (ha)»

Является сунной имаму произнести салям громко. Остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам — произносят про себя так чтоб было слышно самим себе.

Хвала Алла h у – господу миров .

Ребенок не достигший половой зрелости, но способный различать хорошее от плохого, примерно 7 летнего возраста
Правитель Эфиопии
Бухари 420/1, Муслим 21/7
Бухари 800/2
Имеется ввиду суннат-мутлак намазы
Самый близкий наследник усопшего
Муслим 39/7, Тирмизи 121/4
Абу Дауд 180/2, Тирмизи 113/4, Хаким 362/1
Муслим 17/7
Обязательно и достаточно сказать что фард (обязательное)
Следующий за имамом
Вне города и села
Произнесение «Аллаху Акбар»
Байхаки 44/4
Совершающий намаз за имамом
Ваджахту
Слова восхваления
Муслим 30/9
Тирмизи 105/4, Насаи 61/4, ИбнуМажах 480/1, Ахмад 368/2
Абу Дауд 188/2
Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 144-156/3, «Мугн-иль Мухтадж» 344-360/1, «Ианату-т-Талибин» 141-157/2, «Муътамад» 617-623/1, «Танвируль кулюб» с. 223 «Фатхуль муин» с. 221-225

Джаназа

завернутый саваном труп, который еще не похоронен. После смерти мусульманина, его нужно вымыть, завернуть в саван, прочитать над ним намаз-джаназа и похоронить. Все это является религиозной обязанностью (фард) для близких умершего. Если же таковых нет, то за исполнение всех этих дел ответственность несут все мусульмане, которым стало известно о смерти данного человека. Все проблемы и дела, связанные с джаназой, описаны в Сунне пророка Мухаммада. Их соблюдение является обязанностью для всех мусульман. Если какой-то мусульманин прощается с жизнью и находится на смертном одре, другим мусульманам желательно быть рядом с ним и помогать членам его семьи. Это богоугодное деяние. У больного нужно читать шахаду (См. Шахада), для того, чтобы он вспоминал об этом и также произносил эти слова. После смерти человека ему необходимо закрыть рот и глаза, руки положить по швам. Затем умершего необходимо покрыть куском материи. Все долги покойного должны быть выплачены из его имущества и состояния. Если у покойного не было средств, то желательно, чтобы более состоятельные люди взяли на себя выплату его долгов, либо это должны сделать государственные органы. Также необходимо известить людей о его смерти.
Мытье покойного
Следующим действием по отношению к умершему является его мытье, причем медлить с этим делом нельзя. После мытья труп заворачивают по специальным правилам в саван, совершают над ним намаз-джаназа и хоронят. Мытье умершего является обязательным действием (фард аль-кифая). Как минимум необходимо (фард) обмыть все тело один раз. При мытье тела желательно пользоваться мылом и другими чистящими средствами. Повторное двукратное мытье является сунной, а у маликитов мандубом. При последнем обмывании желательно (мандуб) добавить в воду благовония (например, камфару). При обмывании трупа необходимо покрыть срамные части его тела и не смотреть на них. Мойщик должен одеть на руки покрытие из бязи для обмывания этих мест. Умершего мужчину должен мыть только мужчина, а женщину - женщина. Исключение может быть только для мужа и жены. Порядок мытья в различных мазхабах приблизительно одинаков, хотя имеются некоторые незначительные различия. В ханафитском мазхабе мытье осуществляется следующим образом:
Тело кладется на специальное возвышение, которое называется танашир. Вначале моются половые органы. Затем совершают малое омовение (См. Вуду) покойника. После этого моются голова, лицо, руки, ноги. После этого вначале моют голову, затем тело поворачивают вначале на левый бок и льют воду на правую часть тела, потом - на правый бок, и льют воду на левую часть тела. На каждую сторону воду льют по три раза. Весь этот процесс повторяется трижды. Первые два раза тело моется при помощи мыла или других моющих средств, а в третий раз в воду добавляют камфару.
Если мусульманин пал смертью мученика за веру (шахида) в бою, то его труп не нужно мыть, а его следует похоронить в той одежде, в которой он принял мученическую смерть. Трупы немусульман не обмываются.
Облачение в саван
После мытья, тело обтирают и высушивают, а затем его облачают в саван (кафан). Облачение покойного в саван также является обязательным (фард) действием. Порядок и условия облачения в саван во всех мазхабах приблизительно одинаковы, хотя имеются и некоторые незначительные отличия.
В ханафитском мазхабе кафан (саван) состоит из нескольких частей:
1. Изар. Это кусок бязи, который покрывает тело покойного с головы до пят. Его ширина обычно бывает более одного метра.
2. Камис. Это целый кусок бязи, который должен покрывать тело покойного от головы до пят, наподобие халата. В нем прорезается отверстие, чтобы продеть голову.
3. Лифафа. Это самый длинный и широкий кусок бязи им полностью заворачивают покойника. У головы и ног концы материи крепко завязываются.
Для умерших женщин к этим кускам материи прибавляются еще две:
- Химар. Это платок, которым покрывается голова:
- Хирка. Это покрывало для груди.
Если бязи нет, то позволительно использовать любую другую материю. Желательно, чтобы она была белой.
Лифафу расстилают в табуте. Табут представляет собой гроб без верхней крышки. В нем стелют изар. Покойника-мужчину одевают в камис и кладут его в табут. Там на него накрывают вначале левую, а затем правую части изара, а затем лифафы.
Покойную женщину также облачают в камис. Ее волосы разделяют на две части и кладут на грудь, поверх камиса. Затем, волосы на голове закрывают химаром, а концами химара закрывают волосы, уложенные с двух сторон на грудь и заворачивают в изар. До или после изара на грудь заворачивают специальное покрывало - хирку. После всего этого ее заворачивают в лифафу. Затем оба конца лифафы и ее середину (в районе живота) связывают куском бязи.
Намаз-джаназа
Завершив процедуру облачения в кафан (саван) покойного, над ним совершают намаз-джаназа. Намаз-джаназа - это молитва, которая совершается над умершим мусульманином после обмывания его трупа. Этот намаз совершается стоя. Поясных (руку) и земных (саджда) поклонов в нем нет. Имам (ведущий) молитвы становится возле могилы, а за ним выстраиваются остальные мусульмане. Совершение этого намаза является религиозной обязанностью (фард аль-кифая) и за его исполнение несут ответственность все мусульмане. Над трупами немусульман и лицемеров (мунафикун) намаз-джаназа не совершается. Об этом говорится в кораническом аяте: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).
Главными составными частями (рукнами) этого намаза являются:
- Такбиры (произнесение слов «Аллаху акбар»). У мусульман-суннитов, вместе с вступительным такбиром, их четыре. У шиитов-джафаритов такбиров пять;
- Кыям (стояние на ногах)
Намерение (ниййа) также считается составной частью (рукном) намаза-джаназы в маликитском и шафиитском мазхабах. А ханафиты и ханбалиты считают его необходимым условием (шартом) этого намаза.
Похороны
Хоронить умершего необходимо в дневное время на кладбище. Его туда должны отвезти только мужчины. Могила должна быть глубокой и несколько просторной. Необходимо укрепить ее внутренние стенки камнем или кирпичом. Труп желательно укладывать в ней на правый бок, а обращать его лицом к кибле является обязательным (ваджиб) во всех мазхабах, кроме маликитского, где это является желательным (мандуб). Хоронить в гробах во всех исламских мазхабах не одобряется. У ханафитов и шафиитов является нежелательным (макрух) укладывать труп в гроб или ставить под него подстилки или подушки, если для этого нет веских оснований, как например, влажность грунта или его чрезмерная мягкость. Ханбалиты и маликиты считают все это нежелательным (макрух) во всех случаях.
Предписания относительно могил
После похорон нельзя поднимать могилу на сколько-нибудь значительную высоту. Ее высота должна быть не больше, чем одна пядь. По этому поводу 3 мазхаба - ханафитский, маликитский и ханбалитский - единогласны. Шафииты же считают, что поднимать могилы над уровнем земли вообще нельзя, и они должны быть на уровне земли. Штукатурить цементом и белить могилы известкой является нежелательным (макрух). Однако, согласно ханафитам, шафиитам и ханбалитам, разрешено отштукатурить ее глиной, если это будет сделано без намерения украсить могилу. Маликиты же считают, что штукатурить могилы в любом случае является нежелательным действием (макрух). Ставить на могилу вертикальный надгробный камень, либо дерево также является нежелательным-макрухом однако, если он ставится с целью того, чтобы эта могила не затерялась, то это является допустимым, шафииты даже считают это желательным (сунной). Если же это надгробие ставится из побуждений гордыни, стремления как-то выделить могилу умершего среди остальных могил, сделать ее более привлекательной, то согласно всем мазхабам такое деяние является запретным (См. Харам).
По вопросу о надписях на могилах исламские школы придерживаются различных позиций, которые в основном сходны между собой:
- Ханафиты считают надписи на могилах весьма нежелательными, граничащими с запретом (тахриман макрух). Однако если на них имеются некоторое записи для того, чтобы они не затерялись, то это допускается.
- Маликиты считают, что если надписью на могиле являются аяты Корана, то это является запретным (харам). Однако если там написано имя умершего и даты его рождения и смерти, то это является макрухом (нежелательным действием).
- Шафииты считают, что любая надпись на могиле, в том числе аяты Корана, являются макрухом. Позволительно только писать имена ученых и праведных людей.
- ханбалиты считают, что макрухом является надпись на любой могиле, независимо от того, был ли умерший праведником или нет.
Нельзя также строить над могилами памятники, помещать портреты. Также нельзя класть в могилу какие-либо предметы или листы с кораническими аятами.
Согласно большинству фетв исламских мазхабов, сооружение над могилами построек, мечетей, мавзолеев, домов является нежелательным (макрухом). Если эти сооружения были возведены из побуждений гордыни и стремления к украшательству, то это является запретным (харам). Такие предписания действуют в отношении могил, которые не находятся на территории, являющейся сабилем или вакфом. Сабилем называется территория, которая не принадлежала ранее никому, а затем люди стали использовать ее в качестве кладбища. Вакф же это земля, переданная в пользование какому-то юридическому лицу (См. Вакф).
Если же территория кладбища является сабилем или вакфом, то, согласно мнению маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, возведение над могилами любых построек является харамом (категорически запретным). Ханафиты же считают, что и в этом случае возведение построек над могилами является макрухом, который становится еще более тяжелым по степени, если постройка была построена на сабиле.
Близким умершего разрешается оплакивать его только тихо, с соблюдением правил приличия. Нельзя кричать, рвать на себе волосы, бить себя и совершать другие экзальтированные действия. Тазия (траур) по покойному соблюдается на протяжении 3 дней, на протяжении которых родственники умершего принимают соболезнования. Если тазия продолжается больше 3 дней, то это является макрухом (нежелательным действием). Желательно начать тазию после похорон, однако если делать это по каким-то причинам не целесообразно, то отсчет 3 дней можно начать и до похорон.
Посещение могил
Если посещение могил умерших совершается с целью назидания, размышления по поводу бренного земного существования, то оно является допустимым (мандуб). Ханафиты и маликиты считают, что делать это желательно в пятницу, либо за день до и после этого дня. Согласно шафиитам, это лучше сделать после намаза-аср в четверг, и до времени этого же намаза в субботу. Ханбалиты же считают, что для посещения могил каких-то более или менее предпочтительных дней не существует. При посещении могил нельзя наступать, садиться или ложиться на них.
В ханбалитском и шафиитском мазхабах посещение могил женщинами считается нежелательным (макрух). А если есть вероятность того, что ее пришествие к могиле может привести к какому-то чрезвычайному происшествию, то ее выход из дома становится греховным (харамом). В других мазхабах есть мнение, что посещение могил, при определенных обстоятельствах, может быть допустимым для женщин преклонного возраста. Но есть и сторонники полного запрета на это посещение.
Посетивший могилу человек может прочитать над ней специальные молитвы. Относительно чтения аятов Корана на могилах имеются различные мнения. Многие считают это разрешенным, а некоторые недопустимым.

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

Первое Ислам мёртвого , то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второе тахарат (чистота) тела и места умершего , то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третье нахождение покойного перед совершающими намаз за него .

Четвёртое присутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой . Пятое чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины . Шестое чтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается .

Сунн джаназа-намаза – четыре . Первая стояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана .

Вторая сунна чтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунна чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе : «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение) . По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

(Хашияту Ибну Абидин, Марокиль Фалях)

Третья сунна – чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая – чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение).

По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает.

Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Похожие публикации