Энциклопедия пожаробезопасности

Монтажные и демонтажные работы при реконструкции. Современные технологии демонтажа конструкций Технология монтажных и демонтажных работ

Современный демонтаж стен, перегородок и целых конструкций в строении представляет собою высокотехнологичный процесс, включающий в себя два этапа:

  • Подготовительный.
  • Основной.

На подготовительном этапе исполнитель должен получить от заказчика полный пакет проектной документации и чертежей, в который должна также входить составленная рабочая смета, план подземных коммуникаций, ППР и подписанный наряд на проведение работ по демонтажу. С документацией необходимо ознакомить весь инженерно-строительный персонал, привлекаемый к выполнению демонтажных работ. Также требуется провести инструктаж по технике безопасности во время таких работ.

Что входит в подготовительный период демонтажа

  • Тщательный осмотр помещений, предназначенных к демонтажу;
  • Внимательное изучение технического задания, формулирующего условия выполнения таких работ;
  • Выбор и разработка технологий для проведения демонтажных работ на конкретном участке;
  • Отключение всех имеющихся инженерных коммуникаций в зоне демонтажа;
  • Оборудование места работы специальными лесами, бункерами, строительными рукавами-мусоропроводами, подмостями и другим необходимым для демонтажа оборудованием. Также необходимо наладить систему вывоза строительного мусора с объекта.
  • Выбор оснастки для временного крепления необходимых рабочих конструкций;
  • Монтаж и безопасное подключение временных инженерных коммуникаций к месту работы.

Этапы основного периода

  • Демонтаж отдельных конструкций и элементов, не соединенных друг с другом. Элементы, не соединенные друг с другом, снимаются, сортируются и складируются специальным образом. Также осуществляется разрушение и последующее разрыхление монолитных конструкций, которые выполнены из железобетона или природного камня;
  • Проведение сортировки оставшихся от демонтажа материалов и элементов строения, оборудования инженерных и иных коммуникаций, последующее складирование и транспортировка в указанное заказчиком место;
  • Подготовка места для проведения последующих монтажно-строительных работ.

В ходе демонтажа осуществляется удаление старых негодных конструкций, инженерных коммуникаций и иных элементов строения, дальнейшее использование которых стало невозможным по техническим причинам.

Персонал должен создать в ходе выполнения демонтажных работ место для установки новых конструкций или инженерных коммуникаций и иного оборудования. Только после полного завершения демонтажных работ можно будет начать установку новых элементов и нового оборудования.

Разборке подлежат дорогостоящие напольные покрытия хорошего качества, инженерное оборудование, находящееся в рабочем состоянии, иное оборудовании типа печей, встроенной мебели и осветительных приборов.

Основные этапы демонтажа полов различных типов

Дощатые полы

Демонтаж дощатых полов начинается с удаления плинтусов. После этого снимать доски. Начинать работу надо с самого удаленного от входной двери участка. Если предполагается использовать половые доски вторично, то нельзя нарушать схему укладки досок. Для ее сохранения производится маркировка каждой доски специальными символами. После снятия лаг убираются и инвентарные деревянные настилы, установленные на половые перекрытия.

Паркет

Также разбираются и паркетные полы. Очень тщательно должны маркироваться гребни и шпунты паркетного пола, чтобы потом проще было собрать напольное покрытие снова.

Демонтаж щитового паркета начинается с места открытого крепления. В том случае если крепление произведено при помощи шурупов, то нужно сначала открутить крепеж. Если паркетный пол состоит из самостоятельных паркетных клепок, то разбор покрытия начинается со среднего ряда. Основание из досок в этом случае разбирается по схеме разборки дощатых полов.

Снятие линолеума начинается с демонтажа порогов из металла или пластика. Затем полотно линолеума отрывается от пола и скатывается в рулон.

Удаление стяжки

Демонтаж старой стяжки производится в случае ее полного или частичного разрушения. Также удаление происходит в том случае, если старая стяжка неровная и не отвечает современным стандартам шумоизоляции. Для удаления бетонного слоя с полового перекрытия используют специальные пневматические бетономолоты, болгарки, перфораторы различного типа и другой отбойный инструмент.

В этом случае очень важно не задеть проложенную в строении электропроводку. Согласно современным строительным технологиям, используемым при строительстве жилых домов, электропроводка для нижнего этажа прокладывается под стяжкой верхнего этажа. Обычно их прячут в гофру или в ПНД-изоляцию. Перед началом демонтажа в таких местах требуется внимательно изучить строительную документацию и найти место прокладки электропроводки.

Демонтаж окон

Удаление старых оконных блоков должно начинаться с оконных переплетов. Они должны сниматься вместе с форточками. Перед снятием конструкции отрывают гвоздодером от оконной рамы или выкручивают шурупы. Все зависит от состояния оконной конструкции и типа крепежа.

С оконных переплетов снимается стекло и установленные на них приборы, типа кондиционеров. Для снятия используются специальные переносные верстаки, на которых удобно работать. Складирование снятого стекла производится в вертикальном положении в специально подготовленные ящики, защищающие стекло от повреждения.

После того как будет завершен демонтаж оконных переплетов, работники приступают к снятию откосов. С них перед этим сбивают старую штукатурку. Только после этого приступают к снятию подоконников.

Оставшийся в оконном проеме прислонный оконный блок отжимают при помощи лома от крепежа и наклоняют вовнутрь помещения, осторожно укладывая на пол.

Если производится демонтаж заложенных кирпичом оконных проемов, то работы начинаются с разборки внутренней кладки. Это сложный монотонный процесс, требуемый больших физических усилий от персонала. Перед разборкой самого оконного блока необходимо установить степень его пригодности к вторичному использованию. Если блок пришел в негодность полностью, его следует разрушить.

Демонтаж дверей

Разборка дверной коробки начинается с демонтажа фурнитуры и стекол с дверного полотна. После полного удаления всех этих элементов снимается с петель само дверное полотно. Перед его демонтажем снимаются дверные наличники с внутренней стороны.

После этого дверную коробку нужно раскрепить при помощи досок или специальных планок. 2 доски вбиваются в коробку под наклоном в 45 градусов в верхние углы коробки. Третья доска устанавливается в горизонтальном положении внизу дверной коробки.

С помощью лома или гвоздодера коробка после раскрепления отделяется от стены и вытаскивается из дверного проема. Если это потребуется, можно удалить наличники с наружной стороны дверного проема.

При проведении демонтажа в старых домах, а также при разборке металлических и полимерных оконных конструкций необходимо выполнять специальные рекомендации. В этом случае используются специальные газорезные и отрезные машины. Их следует до начала демонтажа доставить на место проведения работ.

Последним этапом демонтажных работ является уборка мусора и пыли с оконного или дверного проема. Весь строительный мусор укладывается в мешки и уносится из помещения.

Демонтаж внутренних перегородок

В строительных технологиях принято выделять два типа межкомнатных перегородок: несущие и ненесущие. Ненесущие конструкции выполнены из тонких бетонных плит, газосиликатных или пазогребневых элементов. Такие перегородки разбираются частями и складируются на полу.

Прежде чем начать демонтаж внутренних перегородок в помещении, необходимо провести заклейку окон.

Разборка несущих перегородок должна проводиться осторожно. От этого будет зависеть состояние всей конструкции здания. Часто для создания арок или при расширении дверного проема производят частичный демонтаж несущей перегородки. В этом случае обязательно нужно провести укрепление несущей стены. Полный демонтаж несущих перегородок никогда не производится.

В начале демонтажных работ несущих перегородок необходимо проверить общее состояние здания и получить разрешение на проведение демонтажных работ в архитектурном комитете города.

Частичный демонтаж проводится при помощи болгарки, которой выпиливают проем нужного размера. Все цифры должны быть приведены в проектном документе, которым руководствуются рабочие. Между увеличенным проемом вставляются уголки из металла, которые свариваются в местах стыка. Это же делается и с обратной стороны стены.

После укрепления несущей стены производится измельчение перфоратором или болгаркой кусков на выделенной площади. Работы должны вестись сверху вниз. Для защиты и усиления металлических уголков после выполнения проема под арку делается инъекция сварного шва и покраска уголков. Для инъекции шва проводят штробление стены, расположенной между горизонтальным и вертикальным перекрытием, и в образовавшийся проем заливают рабочий раствор.

Для безопасности и сохранности потолочных перекрытий нижних этажей в места проведения демонтажа укладываются доски. Это не даст нарушить потолочный шов на нижнем этаже тяжестью падающих бетонных конструкций.

Разборка перегородок проводится только после того как проведен демонтаж инженерных коммуникаций. Перед проведением демонтажа несущих перегородок следует еще раз обследовать строение.

Разбор не несущих перегородок, сделанных из блоков

При наличии в такой перегородке дверного проема демонтаж должен начинаться сверху от дверного проема. Сначала следует расшить стык потолочного перекрытия и стены. Только после этого начать выбивать блоки. Пи этом необходимо двигаться по ходу кладки – горизонтально или по типу лесенки. Это обеспечит безопасность работника.

Не несущие панели из железобетона также разбираются с верхней части. При этом для распила арматуры железобетонных перегородок нужно использовать болгарку.

Очистка стен от старых обоев производится специальным меховым валиком, который хорошо намочен водой. С его помощью обои смачивают водой. Наносить воду нужно в несколько приемов, чтобы старые обои лучше пропитались. Удалив слой обоев, можно приступать к удалению слоя старых газет таким же способом. В конечном итоге должны остаться полностью «голые» стены.

Демонтаж декоративной штукатурки также производиться с помощью смачивания стены. После этого старый слой штукатурки удаляют шпателем.

НЕЛЬЗЯ!

Начинать демонтаж без получения разрешения от контролирующих архитектурных органов.

Специфика проведения работ по демонтажу

Все работы такого типа начинаются только после полного согласования всей проектной документации. Демонтаж стяжки пола должен проводиться очень внимательно, чтобы не нарушить проложенный в полу электрокабель, обеспечивающий потолочное освещение на нижних этажах в новостройках. Его повреждение затянет проведение строительных работ и увеличит их общую стоимость.

Проводя демонтаж канализационной системы, следует закрывать отверстия горловин стояков канализации.

Проверка качества выполненного демонтажа

Половые перекрытия должны быть полностью освобождены от старых стяжек.
Дверной или оконный проем должен быть полностью очищен.
Все работы должны быть выполнены строго по составленному и подтвержденному проекту.
В перекрытиях не должно образовываться трещин после демонтажа.

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ НА ДЕМОНТАЖ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА
(ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ)

Раздел I . ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Схемы выполнены на демонтаж производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N.

Демонтируемый участок производственного корпуса представляет собой одноэтажное каркасное здание размером 36 ´ 24 м в плане, и высотой 10,8 м внутри здания.

Каркас здания выполнен из железобетонных конструкций: колонны высотой 10,8 м сечением 800 ´ 400 мм расположены с шагом 12 ´ 18 м; фермы имеют пролет 18 м и высоту 3 м; плиты покрытия ребристые, двух типоразмеров 12 ´ 3 м и 12 ´ 1,5 м.

Ограждающие конструкции - стеновые панели (высотой - 1,0; 1,2; 1,8 м) длиной 6 м и толщиной 300 мм. Фахверковые колонны железобетонные, сечением 300 ´ 400 мм. В осях 7 ¸ J-М участок стены толщ. 250 мм до отм. 6,6 м выполнен из силикатного кирпича.

Между колоннами в продольном направлении на отметке 8,0 м расположены горизонтальные связи представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию. В осях 1, 4, 7 ¸ J-L расположены вертикальные связи, представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию.

Внутри корпуса на отм. 7,2 м по железобетонным колоннам в продольном направлении расположены металлические балки путей мостового крана.

Демонтируемый участок корпуса Т1 со стороны оси 7 ¸ М-N примыкает к корпусу Т2, а со стороны оси 7 ¸ J- N к корпусу подлежащему демонтажу.

Для выполнения работ по демонтажу элементов каркаса предусматривается использовать в качестве грузоподъемного механизма - кран на гусеничном ходу РДК-250 (стрела - 25,3 м; жесткий гусек - 5 м), а в качестве средств подмащивания - автовышки АГП-18.04. Допускается использование других механизмов с аналогичными грузовысотными характеристиками.

К работам по демонтажу производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N разрешается приступать только после выполнения работ по монтажу новых вертикальных связей в корпусе Т1, которые предусмотрены проектом взамен демонтируемых.

Демонтированные конструкции вывозятся с захваток на внутриплощадочную площадку для складирования спецавтотранспортом (панелевозы, шаланды).

Раздел II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Установить на кровле корпуса Т1 по осям 1-7 ¸ J, N после демонтажа конструкций защитное ограждение по ГОСТ 12.4.059-89 .

Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.

При выполнении работ газопламенным способом необходимо выполнять следующие требования безопасности:

Газовые баллоны надлежит хранить и применять в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ;

Баллоны должны быть установлены вертикально и закреплены в специальных стойках;

Во время работы расстояние от горелок (по горизонтали) до групп баллонов с газом должно быть не менее 10 м, до газопроводов и резинотканевых рукавов 3 м, до отдельных баллонов 5 м;

Газовые баллоны должны быть предохранены от ударов и действий прямых солнечных лучей;

При хранении баллонов на открытых площадках навесы, защищающие их от воздействия осадков и прямых солнечных лучей, должны быть выполнены из негорючих материалов;

По окончании работы баллоны с газом должны размещаться в специально отведенном для хранения баллонов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц;

Пустые баллоны следует хранить раздельно от баллонов, наполненных газом;

Газовые баллоны разрешается перевозить, хранить, выдавать и получать только лицам, прошедшим обучение по обращению с ними и имеющим соответствующее удостоверение.

Запрещается держать в непосредственной близости от места производства работ с применением горелок легковоспламеняющиеся и огнеопасные материалы.

Противопожарное оборудование должно содержаться в исправном, работоспособном состоянии. Проходы к противопожарному оборудованию должны быть всегда свободны и обозначены соответствующими знаками.

При производстве демонтажных работ соблюдать требования:

Демонтаж стеновых панелей в/о 1 J-N

Демонтаж конструкций каркаса в/о 1-4 ¸ L-N
(плит покрытия; горизонтальных связей; балок мостового крана; фахверковой колонны)



Демонтаж фермы в/о 1-4 ¸ L и колонны 1 L

Таблица масс элементов конструкций

Наименование

Вес элемента, т

ПС-1,0 ´ 6

Панель стеновая (1000 ´ 6000 ´ 300 мм)

ПС-1,2 ´ 6

Таблица грузозахватных приспособлений, оснастки, инструментов

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Строп 4-х ветвевой, РД 10-33-93 , 4СК2-10; L = 6,0 м (с уравнительными блоками)

шт.

Строп 2-х ветвевой -"- 2СК-12.5; L = 6,0 м

Строп облегченный -"- СКК-2,0; L = 2 м

СКК-3,2; L = 3 м

L = 5 м

СКК-5,0; L = 3 м

СКК-10; L = 2 м

Кувалда (легкая)

Молоток

Монтажный лом

Щетка с ручкой

Зубило (удлиненное)

Газовый пост (для срезки крепежа)

комплект

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.

Демонтаж зданий и сооружений — один из самых трудоемких строительных процессов. Его сложность возрастает в несколько раз, если работы проводятся в условиях плотной городской застройки. В общем случае демонтаж представляет собой разделение объекта на элементы и их дальнейший вывоз со стройплощадки. При этом технология выбирается с учетом материала, формы, веса, ветхости, расположения и других особенностей устаревших конструкций и их окружения.

Поэлементная разборка

Максимально щадящий и в то же время самый трудоемкий способ. Подразумевает применение ручного труда и соответствующих инструментов — кувалды, лома, отбойного молотка и т.д. Он целесообразен на небольших участках, а также в том случае, если демонтируемые элементы планируется использовать в дальнейшем для реконструкции или при .

Направленный взрыв

Самый быстрый и эффективный способ сноса крупных сооружений, расположенных вдали от жилых объектов и оживленных районов. Строго регламентируется законодательством, требует высокого профессионализма от исполнителей и разрешений на работу с взрывчатыми веществами.

Механизированный снос

Наиболее популярный способ в условиях плотной застройки — с использованием спецтехники: гидромолотов, гидроножниц, экскаваторов с удлиненной стрелой. Отличается высокой эффективностью и скоростью проведения работ, доступной стоимостью.

Алмазная резка

В случае, когда необходимо удалить конструкции без пыли и вибрации, применяют оборудование с алмазной режущей частью. При этом можно с максимальной точностью распиливать железобетонные и кирпичные конструкции, отрезая части и выпиливая проемы. Главный недостаток метода — высокая затратность использования оборудования.

Гидравлическое расклинивание

Быстро и чисто демонтировать каменные и железобетонные конструкции толщиной до 1.5 м позволяет применение разжимного гидроклина. Он устанавливается в специальные лунки и под воздействием гидравлической системы нагнетания давления разжимается с усилием в 200-300 тонн, ломая бетон в нужном направлении без шума и пыли.

Специалисты компании «АльфаСтрой» обладают серьезным опытом проведения демонтажных работ различной сложности. Мы предоставляем весь комплекс услуг, начиная от предпроектного обследования объекта до вывоза мусора после завершения работ, выбирая в каждом случае максимально экономичные и эффективные технологии демонтажа.

В процессе разборки зданий осуществляют работы по демонтажу, разборке, частичному и полному разруше­нию конструкций.

Демонтаж строительной конструкции - механизиро­ванный процесс по ее удалению в неразрушенном виде с использованием грузоподъемных, такелажных и транс­портных средств. В процессе демонтажа конструкций производят частичное разрушение отдельных крепежных и связевых элементов.

Разборка строительной конструкции - процесс по частичному ее разрушению с целью членения на отдель­ные элементы и с последующей их вывозкой.

Демонтаж и разборка конструкций могут осущест­вляться поэлементно и укрупненными блоками.

Демонтаж укрупненными блоками имеет ряд преиму­ществ по сравнению с поэлементной разборкой, в част­ности сокращаются сроки производства работ, в 1.5...2 ра­за уменьшается их трудоемкость, повышается безопас­ность работ и культура производства.

В особых случаях может производиться демонтаж це­ликом надземной части зданий и сооружений (админи­стративно-бытовые одноэтажные здания, высокие дымо­вые трубы, опоры ЛЭП и др.). При этом демонтируемую часть здания или сооружения освобождают от связей с фундаментами и в целом виде передвигают на другое место или с помощью специальных транспортных средств перевозят за пределы осваиваемой строительной пло­щадки.

Демонтаж конструкций здания выполняют, как пра­вило, в процессе их замены. При этом работы по де­монтажу заменяемых и монтажу новых конструкций ве­дут в большинстве случаев одними и теми же монтажны­ми машинами, что позволяет рассматривать механиза­цию демонтажных и монтажных работ как единый ком­плексный процесс.

Поэлементную разборку строительных конструкций осуществляют вручную или с применением ручных машин в целях максимального выхода материалов для их по­вторного использования. Вручную производят разборку, как правило, отделочных декоративных, деревянных и мелких металлических конструкций. Разборку кирпич­ных и бутобетонных конструкций вручную выполняют только при небольшом объеме работ и в тех случаях, когда остальные способы по каким-либо причинам не мо­гут быть использованы.

Способ разборки с использованием ручных машин до­вольно трудоемок и дорог. Из-за образования шума, пы­ли и вибраций этот способ следует применять при невоз­можности использования более производительных спосо­бов разборки (демонтажа).

Способы разрушения строительных конструкций и мо­нолитных массивов различают в зависимости от приме­няемых средств: полумеханизированный (с применением пневматических и электрических ручных машин); меха­низированный (с применением машин и механизмов ударного и раскалывающего действия, тракторов, бульдозеров, стреловых кранов и экскаваторов в сочетании с различным навесным сменным оборудованием в виде шар- и клин-молотов, пневмо- и гидромолотов и др., ав-тобетоноломов и скалоломов, гидравлических клиновых и цилиндрических раскалывателей); взрывной (буро-и гидровзрывной - с применением буровых установок, перфораторов, взрывчатых веществ и средств взрыва­ния); электрогидравлический (с применением установок электрогидравлического эффекта); с применением рас­ширяющихся при твердении смесей (табл. 16.1).

Для разделения конструкций при их разборке и для устройства проемов и отверстий в различных конструк­циях применяют следующие способы: механическое свер­ление, бурение и резку с использованием ручных свер­лильных машин и станков с твердосплавными и алмаз­ными кольцевыми сверлами, буровых установок и перфораторов, машин и станков с алмазными отрезны­ми дисками, гидравлического навесного оборудования и установок для срезки голов свай, электрических бороз-доделов; газокислородную и термическую резку (кисло­родное копье, газоструйное порошково-кислородное копье, порошково-кислородный резак, реактивно-струйная го­релка, термобур); электродуговую, плазменную и лазер­ную резку (установки электродугового плавления, плаз­менную и лазерную резку), гидроструйную резку (уста­новки гидроструйного действия).

Полумеханизированный способ используют для раз­рушения монолитных бетонных, железобетонных и кир­пичных сводчатых перекрытий, а также иных монолит­ных бетонных конструкций небольшого объема. Из-за трудности и высокой стоимости работ его применение ограничено.

Механизированный способ применяют: для разруше­ния сводчатых кирпичных, бетонных и железобетонных перекрытий (с применением клин-молотов на экскавато­ре, кране); кирпичных стен и перегородок (с примене­нием шар-молотов); бетонных оснований (автобетоноло-мами, рыхлителями ударного действия, гидро- и пневмо-молотами от гидравлических экскаваторов); бетонных и кирпичных конструкций (гидро- и пневмомолотами, гид­равлическими раскалывателями).

Взрывной способ при реконструкции промышленных зданий применяют для разрушения каменных, железобе­тонных и металлических конструкций, обрушения элементов старых зданий и сооружений на их основание или в заданном направлении. При проведении взрывных paбот.


следует обеспечить мероприятия по защите от воздействия воздушной ударной волны, разлета кусков взорванного материала и воздействия газов, что существенно увеличивает трудоемкость и сроки работ.

Таблица 16.1. Методы разрушения конструкций зданий и сооружений с применением различных машин и механизмов

При выборе способов разборки и разрушения строительных конструкций учитывают выход годных к повторному использованию материалов. Выбор того или иного способа разборки и разрушения следует обосновывать в каждом конкретном случае технико-экономическими расчетами. На рис. 16.1 представлена схема последова­тельности разработки организационных решений по раз­борке зданий с учетом повторного использования конст­рукций и материалов.



Рис. 16.1. Схема организации процессов разрушения конструкций:

I этап - подготовка; II этап - разрушение; III этап - удаление обломков; IV этап - использование

До начала работ по разборке необходимо наметить места разъединения конструкций в соответствии с поэле­ментной схемой их удаления, установить временные креп­ления конструкций, а также устроить временные ограж­дения, настилы и защитные козырьки.

Первоначально демонтируют технологическое и спе­циальное оборудование, КИПиА, электрические и слабо­точные сети.

Разборку ведут, как правило, сверху вниз в следую­щем порядке: 1) технологические конструкции (трубопро­воды, инженерные коммуникации, мачты, опоры, этажер­ки под оборудование, подъемники); 2) горизонтальные ограждающие конструкции (полы, кровля), вертикаль­ные (ворота, двери, окна, витражи и несущие наружные и внутренние стены); 3) специальные конструкции (лест­ницы, смотровые площадки, пандусы, шахты, галереи, рельсовые пути); 4) горизонтальные несущие конструк­ции (фонари, плиты покрытий и перекрытий, фермы, бал­ки, ригели, подкрановые балки); вертикальные (стены, колонны, стоики); 5) тоннели, подвалы, фундаменты.

Одноэтажные здания разбирают последовательным способом, включающим поэлементную разборку конст­рукций по всему зданию; комплексным, при котором зда­ние разбирают посекционно, а также комбинированным. Многоэтажные здания следует разбирать поэтажно по отдельным секциям или по всей длине здания.

Разборку электросети следует начинать со снятия плафонов, патронов, выключателей, розеток, щитов и т. п., затем приступают к демонтажу проводки. Снятые прово­да следует разглаживать и сматывать в бухты.

При разборке инженерные сети и оборудование сле­дует расчленять с помощью электрической или газовой резки. Непригодные чугунные трубопроводы разбирают без расчеканки раструба, места их соединения можно разбивать молотком. Все снятые элементы инженерного оборудования (раковины, умывальники, ванны, унитазы, смывные бачки, нагревательные приборы систем цент­рального отопления, водоразборные краны и т. д.) необ­ходимо сортировать с отборкой годных для дальнейшей эксплуатации.


Кровлю обычно разбирают в два этапа: сначала - кровельное покрытие, а затем - основные несущие эле­менты кровли. Конструкцию рулонной кровли, содержа­щую утеплитель, снимают одновременно с утеплителем, работы следует вести в поперечном направлении, начиная с самой высокой отметки кровли. В качестве инструмен­та можно применять легкие ломы, штыковые или совко­вые лопаты. Разбираемый материал следует опускать с помощью кранов в бадьях или специальных ящиках либо по закрытым желобам. Кровельное покрытие из ру­лонных материалов без утеплителя рекомендуется отры­вать от сплошного основания стальной лопаткой, а учас­ток его вдоль ската - отрезать ножницами.

Кровли из штучных мелких материалов разбирают поэлементно в порядке, обратном их устройству. При аккуратной разборке можно сохранить до 80...85 % ма­териала.

При реконструкции многоэтажных зданий часто при­ходится разбирать междуэтажные перекрытия, которые обычно бывают из монолитного железобетона (плоскими или ребристыми), из кирпича в виде сводов или выпол­ненными по металлическим балкам с деревянным или бетонным заполнением. Реже встречаются стальные пе­рекрытия.

Исходными данными для разработки ППР (проекты производства работ) являются результаты обследования и обмеры (при отсутствии чертежей конструкций зда­ний).

Перекрытие по металлическим балкам с кирпичным заполнением в виде сводов наиболее целесообразно раз­бирать поперек по отношению к блокам, участками ши­риной до 2 м и длиной по размеру перекрытия (рис. 16.2).

Если почему-либо невозможно вести разборку пере­крытия поперек, его разбирают вдоль участка, ограни­ченного двумя соседними балками, однако при этом до начала разборки следует между балками установить специальные распорки. Распорки могут быть из бревен диаметром 16...18 см, их устанавливают через 2...3 м по длине балок.

Работу по разборке сводчатых кирпичных перекрытий
следует вести только с рабочих настилов из досок на сшивных планках, укладываемых по балкам перекрытия. Настилы имеют ширину 60...80 см.

Цилиндрические кирпичные своды разбирают отдельными участками шириной 0.8...1 м от торцевых стен с середины дуги к опорам одновременно с двух сторон. Последний средний участок обрушивают подсечкой основа ния опор.

Рис. 16.2. Схема разборки сводов между стальными балками:

I…VI - очередность разборки сводов; а - расположение деревянных распорок между стальными балками; б -разборка сводов поперечными участками, 1- деревянная распорка; 2 - кирпичный свод; 3 - поперечный участок раз­борки; 4 - стальная балка; 5 - свод на балке

Сомкнутые, крестовые, купольные и парусные своды разбирают по кольцевым зонам шириной 250 мм от цент­ра (замка) к пятам (рис. 16.3).

При наличии сквозных трещин и выпадении отдель­ных кирпичей своды в зависимости от характера трещин и степени развития деформаций обрушают, расширяя трещины, или разбирают их по частям. Для разборки кирпичных сводчатых и монолитных железобетонных пе­рекрытий следует использовать пневматические и элек­трические отбойные молотки.

Кирпичные стены старых зданий, сложенные на из­вестковом растворе, обычно легко разбираются по пло­скостям отдельных кирпичей. Поэтому основная масса кирпичей может быть повторно использована. Однако при разборке такой кирпичной кладки образуется зна­чительное количество пыли.

Разборка кирпичной кладки на цементно-известковых растворах требует значительно больших усилий. При этом кирпич и раствор разламываются на большие глыбы и отделить кирпич от раствора практически невоз­можно. В этих случаях при разборке следует применять ручные машины.



Рис. 16.3. Схема разборки цилиндрического (я), сомкнутого (б) и крестового (е) сводов:

I. ..VII - последовательность разборки по участкам- 1- опорная стена- 2 - пята свода;

3 - начало разборки; 4 - торцевая стена

Кирпичные стены обычно разбирают с лесов. Часто применяют инвентарные трубчатые леса, которые крепят к разбираемой стене в соответствии с типовым проектом на применение этих лесов. Для этого ввертывают на­пример, анкеры в деревянные пробки, забиваемые в предварительно пробитые шлямбуром гнезда или ис­пользуют инвентарные анкеры-пробки. Порядок установ­ки и последовательность их разборки должны быть изложены в ППР.

Кирпичные стены в стесненных условиях действующего цеха разбирают по рядам обычно вручную с использованием ломов, легких кувалд, клиньев и кирок или полумеханизированным способом с помощью отбойных молотков. Все остальные способы в большинстве случаев оказываются неприемлемы. В зависимости от прочности кладки, толщины стены и применяемого инструмента разборку ведут на высоту двух или трех рядов.

Все работы по разрушению старых стен на каждом этаже необходимо начинать после полного окончания демонтажа конструкций перекрытий под этим этажом и выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих в здании.

Один из методов, позволяющих осуществлять разбор­ку внутренних и наружных стен большими площадями, был применен на одном из реконструируемых объектов в Москве. Метод исключает распространенную поштуч­ную разборку здания из-за обрушения участков стен на перекрытие нижележащего этажа. Расчет перекрытий под нагрузку от падения участков стен позволяет опре­делить размер перекрытия, способного выдержать паде­ние на него элементов массой до 4 т.


Рис. 16.4. Схема разборки стен:

а - расчленение стен на блоки; б - разборка про­стенков способом «валки на щит»; 1 - щит; 2 - лебедка; 3 - трос

По этим расчетам, в целях равномерного распределе­ния нагрузки на перекрытие (рис. 16.4) от падающего кирпичного блока, изготовляется щит с каркасом из про­катного профиля с установленным на нем при помощи фиксаторов приемным бункером. Из бункера обломки конструкций перегружаются башенным краном в авто­транспорт. Здание разбивается на захватки. На первой захватке выполняется отсечение перемычечной части сте­ны от простенка. На второй, после демонтажа перемычек, осуществляется расчленение стен на блоки. На третьей захватке производится подсечка блока на уровне пере­крытия и его обрушение.

Перед опрокидыванием блока на место его падения на тщательно убранный участок перекрытия укладывается приемный щит. Затем на блок крепится специально из­готовленная струбцина с тросом от лебедки, установлен­ной на перекрытии с тяговым усилием 45 т. С включени­ем лебедки блок падает в приемный бункер щита и ба­шенным, краном подается в автотранспорт.

Монтаж конструкций

Монтаж и демонтаж строительных конструкций ре­конструируемых промышленных, гражданских и жилых зданий выполняют различными методами. Выбор метода и способа его осуществления определяется в основном объемом работ, степенью стесненности строительной площадки, условиями совмещения монтажных с другими видами строительно-монтажных работ, комплектностью поставки конструкций, номенклатурой имеющихся мон­тажных кранов, конструктивными решениями зданий, техническим состоянием демонтируемых.конструкций и узловых соединений зданий, установленными сроками реконструкции.

Условия строительной площадки реконструируемого объекта должны способствовать наиболее эффективному использованию монтажных комплектов и ограничивать влияние параметров стесненности на эксплуатационную производительность ведущих машин. С этой целью в предмонтажный период в соответствии с проектом ре­конструкции должен быть полностью выполнен снос и пе­ренос всех наружных объектов и сетей.

Уровень организации и темпы производства демонтажных работ во многих случаях определяют технологию и темпы монтажа строительных конструкций.

Основным материалом для изготовления сборных конструкций, предназначенных для реконструкции жилых, общественных и промышленных зданий, является; железобетон.

К сборным железобетонным конструкциям, применяемым при реконструкции зданий и сооружений, предъявляется ряд специфических требований:

необходимость сочленения новых конструктивных элементов со старыми, что обеспечивает их совместную, работу, восстановление нарушенных пространственных связей, прочность, жесткость и устойчивость как отдель­ных конструкций, так и здания в целом на всех этапах реконструкции;

невозможность устройства протяженных опор в суще­ствующих стенах для установки новых конструкций вследствие опасности обрушения;

ограничение массы и геометрических размеров сбор­ных железобетонных конструкций и монтажных блоков после укрупнительной сборки из условий вписываемости монтажных машин соответствующих грузоподъемностей и оптимальной проходимости конструкций при их мон­таже.

Увеличение грузоподъемности машин при ограничен­ных рабочих зонах и, следовательно, габарита машин, повышение уровня мобильности, универсальности и про­ходимости дают возможность применять для реконструк­ции жилых зданий более индустриальные конструкции, производить их монтаж укрупненными блоками.

При реконструкции общественных зданий монтаж строительных конструкций может быть усложнен не толь­ко стесненной строительной площадкой, внутренней пла­нировкой объекта, но и крупногабаритностью строитель­ных конструкций, относительно высокой отметкой их проектного положения, значительной массой конструк­тивных элементов.

В зависимости от степени износа строительных конст­рукций, последовательности их демонтажа, объемов и по­рядка их усиления, количества сменяемых междуэтажных перекрытий и используемых монтажных машин при ре­конструкции многоэтажных зданий монтаж конструкций производится по горизонтали (поэтажный) либо по вер­тикали (на всю высоту определенного пролета).

Поэтажный монтаж целесообразно вести при незна­чительной смене междуэтажных перекрытий, относи­тельно малом объеме работ по усилению колонн и риге­лей применяемыми при монтаже кранами «в окно» и под­весными монорельсовыми или канатными системами.

Монтаж конструкций по горизонтали соответствует комплексному методу организации монтажных работ, а по вертикали - дифференцированному.

При монтаже конструкций по горизонтали обеспечи­вается время технологического перерыва, требуемого для приобретения бетоном в стыках, сборно-монолитных кон­струкциях, элементах усиления достаточной прочности, позволяющей начинать монтажные работы на следую­щем этаже.

При вертикальном монтаже предпочтение должно от­даваться сварным соединениям посредством закладных деталей. Для временного закрепления элементов каркаса или усиления используют специальные кондукторы, фиксаторы и др.

Если проектом реконструкции предусмотрены значи­тельные объемы работ по усилению существующих ко­лонн и ригелей на всех этажах здания с применением монолитного бетонирования, то к монтажу конструкций приступают после завершения этих работ и приобрете­ния бетоном в нижних усиливаемых конструкциях доста­точной прочности.

В процессе усиления существующих конструкций и монтажа новых используют переносные монтажные площадки, инвентарные подмости, а для сварки заклад­ных деталей - навесные металлические лестницы.

При производстве монтажных и демонтажных работ на реконструируемых промышленных объектах применя­ют все известные в новом строительстве методы монта­жа. В то же время индивидуальность объемно-планиро­вочных решений реконструируемых зданий, разнотип­ность внешней и внутренней стесненности, необходимость совмещения работ с основной деятельностью предприя­тия и со смежными строительно-монтажными работами, отличающаяся от нового строительства технологическая структура работ и другие факторы накладывают ряд ог­раничений на возможность применения тех или иных методов.

Для замены колонн внутри действующих производст­венных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 16.5). При этом способе сначала конструкции покрытия опирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны.


Рис. 16.5. Демонтаж железобетонных колонн:

а - методом поворота вокруг шарнира; б -лебедками; 1 - демонтируемая колонна; 2 - временная опора; 3 - полиспаст; 4 - опорный столик- 5- пово­ротный шарнир; 6 - страховочный трос; 7 - подкрановая балка; 8 - оттяжной трос: 9 - шкальные клетки; 10 - ригель для крепления грузового полиспаста; 11- отводные блоки

Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разруше­ния участка колонны вблизи фундамента. Затем на ко­лонне закрепляют два подвижных блока полиспастов-, один на верхнюю часть, другой ниже центра тяжести ко­лонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм) и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и срезки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединен­ного к верхней части. Другой полиспаст вступает в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Железобетонные колонны демонтируют лебедками в том случае, когда работы внутри действующих цехов выполняются без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять допол­нительные нагрузки, возникающие при демонтаже колон­ны и подкрановых балок.

Внутрицеховые перегородки в стесненных условиях целесообразно монтировать краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ при­меняют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана.

В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется де­монтировать и монтировать с помощью электролебедок и полиспастов.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкра­новыми балками большего пролета при увеличении су­ществующего шага колонн. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее ча­сто лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса.

Подкрановые рельсы можно заменять самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри дейст­вующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых само­ходных кранов для замены рельсов используют электро­лебедки (если несущие конструкции способны воспри­нимать дополнительные монтажные нагрузки).

На рис. 16.6 показан пример замены подкрановых ба­лок через окна, устроенные путем разборки Наружных стеновых панелей.

Фонарные конструкции одноэтажных промышленных зданий демонтируют с помощью различных средств ме­ханизации, включая использование кабельных, крышевых стреловых или козловых кранов.

Разбирать фонари с помощью кабельного крана ре­комендуется при длине цеха до 400 м и массе монтируе­мых элементов до 1,5 т.

Демонтировать конструкции фонаря при их замене можно с помощью крышевых стреловых кранов. Этим достигается сокращение сроков работ. Во время спарен ной работы кранов первый выполняет демонтажные а второй - монтажные работы.

Рис. 16.6. Замена подкрановых балок в действующем цее через оконные проемы

В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют раз­личные типы подъемно-транспортных монтажных меха­низмов: кабельные краны (стационарные и передвиж­ные), установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками), крышевые краны (козловые и стреловые), мостостреловые, самоходные стреловые и башенные краны. Последние три типа могут работать над крайними пролетами, а ос­тальные механизмы - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолет.

Разбирать покрытия одноэтажных зданий при оста­новке производства можно с помощью самоходных стре­ловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или спе­циальных кранов, смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытии без остановки про­изводства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с мон­тажом новых конструкций.

Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная пло­щадка, достаточная для установки самоходного стрело­вого или башенного крана, а также для складирования и укрупнительной сборки конструкций.

В СССР накоплен большой опыт по использованию вертолетов при реконструкции зданий и сооружений. Так, при выборе возможных методов монтажа и демонтажа конструкций искрогасителей вагранок на Харьковском тракторном заводе предпочтение было отдано монтажу с помощью вертолета МИ-10К. В процессе реконструк­ции искрогасители демонтировались блоками, масса ко­торых соответствовала грузоподъемности вертолета. Учитывая, что каждый искрогаситель был разбит на два блока, было выполнено в процессе демонтажных и мон­тажных работ 16 подъемов (рис. 16.7).

При реконструкции многоэтажных зданий, когда при­меняют конструкции массой до 3 т, в зависимости от ши­рины монтаж может осуществляться башенным краном, движущимся с одной стороны здания, с двух сторон или по центральной оси.

Рис. 16.7, Замена искрогасителей вагранок с использованием вер­толета МИ-10К

При монтаже тяжелых конструкций и незначительной стесненности площадки возможно использование двух башенных кранов.

При небольшой высоте каркасов монтажные работы производятся автомобильными, пневмоколесными и гу­сеничными кранами.

При реконструкции зданий большой высоты, когда ис­пользуют значительное число мелких элементов, монтаж может осуществляться кран-мачтой, переставляемой вверх по мере усиления и монтажа нижележащих конст­рукций.

В практике реконструкции многоэтажных зданий для монтажа строительных конструкций нередко применяют самоподъемные башенные краны.

При отсутствии мостовых кранов или невозможности их применения элементы покрытия монтируют с помощью механизма, состоящего из крановой части автомобиль­ного крана, установленного на ходовой платформе, пере­двигающейся по ездовым балкам, уложенным на верхние пояса стропильных ферм и перекладываемым по ходу работ.

Такая схема применяется при использовании крано­вых установок грузоподъемностью 7.5...16 т.

Простейшие грузоподъемные устройства используют для единичных подъемов, а также в весьма стесненных условиях, когда применение монтажных кранов эконо­мически нецелесообразно или технически невозможно. К ним относятся монтажные мачты, переносные монтаж­ные стрелы, мачтовые краны, лебедки, домкраты, мон­тажные балки, подвесные кран-балки, монорельсовые установки. С использованием простейших механизмов производят замену отдельных колонн внутри цеха с пред­варительным вывешиванием примыкающих несущих кон­струкций покрытия, т. е. переопиранием ферм на времен­ные стойки; замену стеновых панелей, подкрановых ба­лок и крановых путей в местах, недоступных для подхода и размещения монтажных кранов; усиление конструкций действующего цеха.

В условиях реконструкции промышленных предприя­тии можно использовать с высокой эффективностью при полной или частичной остановке производства мостовые краны. Область применения их расширится, если на них установить грузоподъемное оборудование и оснастку башенно-стреловых кранов - полноповоротную стрелу, башню и обоймы с радиальными кронштейнами, на которых установлены ходовые тележки (рис. 16.8, а). Приме­нение таких мостостреловых кранов позволяет решить все вопросы, связанные как с демонтажом, так и с мон­тажом всех конструктивных элементов здания. Устанав­ливают сменную оснастку на мостовой кран в крайней торцевой ячейке пролета, где предварительно демонти­руют покрытие самоходным стреловым краном, установ­ленным вне габаритов цеха.

Вдоль пролета мостостреловым краном при движении от себя демонтируют конструкции старого покрытия, под­крановые балки и колонны, при движении крана «на се­бя» монтируют все новые конструкции каркаса здания. Применение таких кранов обеспечивает значительное повышение производительности труда.

Механосборочные цехи машиностроительных пред­приятий характерны наличием четко выраженных транс­портных зон. Однако ширина их недостаточна для уста­новки и перемещения в пролете самоходных стреловых кранов. В этих условиях можно применять переоборудо­ванный башенный кран, перемещающийся по одной нит­ке рельсового пути, уложенного в транспортной зоне. Устойчивость его обеспечивается за счет жесткого со­членения с мостовым краном (рис. 16.8, б).

В действующих цехах мостовые краны можно исполь­зовать также для механизации работ при замене и рих­товке подкрановых балок и рельсов. Для этого их нужно оснастить поворотной стрелой, прикрепленной к главной балке или установленной на грузовой тележке крана (рис. 16.8, в).

Совершенствование монтажных кранов для условий реконструкции в сочетании с совершенствованием средств малой механизации сокращает затраты ручного труда, комплексно решает проблему механизации работ и спо­собствует значительному росту производительности труда.

Многообразие объемно-планировочных и конструктив­ных решений, широкая номенклатура работ обусловли­вают разнообразие организационно-технологических решении в условиях реконструкции. Поэтому одной из ос­новных задач в области дальнейшего повышения эффек­тивности работ при реконструкции является разработка типизированных технологических схем производства ра­бот и создание на их основе комплекта унифицированных монтажных средств и приспособлений.


Рис. 16.8. Варианты использования мостовых кранов для монтажно-демонтажных работ:

1 - полноповоротная стрела; 2-башня; 3 - обойма: 4 - кронштейны с ходо­выми тележками; 5 - лебедка; 6 - электромостовой кран; 7 - самоходный мост; 8 - переоборудованный башенный кран; 9 - монтажная стрела

16.5. Бетонные работы при реконструкции

Для организации бетонных работ в условиях реконст­рукции при разработке ППР в дополнение к используе­мым при новом строительстве исходным данным необхо­димо учитывать: сведения об источниках получения бе­тонной смеси, опалубки и арматурных заготовок, данные о режимах выполнения работ в действующих цехах с ука­занием времени остановки производства и количества смен работы в сутки, сведения об использовании ресур­сов предприятия (внешнего и внутрицехового транспор­та, электроэнергии, воды, сжатого воздуха) и указания мест возможного подключения, а также другие сведения, отражающие особенности местных условий.

В ППР должны быть указания по увязке производст­ва бетонных работ (установка опалубки и арматуры, транспортирование и уплотнение бетонной смеси) с функ­ционированием действующего предприятия.

Особенно велики объемы работ при реконструкции фундаментов под новое технологическое оборудование, которое чаще всего требует реконструкции (перестрой­ки, усиления, замены) или возведения новых фундамен­тов в стесненных условиях действующего производства. Эти фундаменты, как правило, сложны как по конструк­ции, так и по очертанию в плане, особенно под оборудо­вание прокатных и мартеновских цехов, блюминги, тур­боагрегаты, кузнечно-прессовое оборудование, шаровые мельницы горно-обогатительных комбинатов. Объемы монолитного бетона и железобетона в фундаментах и их номенклатура существенно отличаются в зависимости от отрасли промышленности.

Выбор способа производства бетонных работ зависит от условий производства, стесненности строительной пло­щадки, глубины заложения и конструкции существующих фундаментов, грунтовых условий, высоты помещения, ширины пролета, шага колонн, доступности мест бето­нирования.

Наиболее трудоемкими и дорогостоящими являются опалубочные работы, на производство которых затрачи­вается 40 % общих затрат труда и более 17 % стоимости работ.

Применение несъемной опалубки при возведении мо­нолитных конструкций в действующих цехах позволяет сократить объемы и фронт работ, сроки реконструкции, снизить трудо- и машиноемкость, а также дает возмож­ность максимально совмещать процессы. При этом вместо обычной опалубки применяют плиты оболочки завод­ского изготовления (железобетонные или армоцементные). Их монтируют вместо защитного слоя бетона, пре­дусмотренного проектом, и оставляют в теле конструкции после бетонирования. При использовании несъемной опа­лубки из армоцементных или железобетонных плит до­стигается определенная экономия материалов, посколь­ку не нужно изготовлять специальные опалубочные фор­мы, снижается трудоемкость работ, так как отпадает необходимость в распалубливании конструкций.

Бетонную смесь в опалубку фундаментов подают преимущественно бетононасосами и пневмонагнетателями, бетоноукладчиками, автосамосвалами с бетоновозных эстакад и передвижных мостов, ленточными кон­вейерами.

Преимущество бетононасосов и пневмонагнетателей - высокая производительность, что позволяет вы­полнить большие объемы работ и обеспечить подачу бе­тонной смеси в любую точку фундамента независимо от его сложности и конфигурации. Эффективность этого фактора особенно заметно проявляется при совмещении работ и выполнении их в стесненных условиях. При этом на 25...30 % сокращаются трудоемкость и себестоимость работ по укладке бетонной смеси по сравнению с пода­чей ее кранами.

Как показывает практика, в условиях реконструкции способ подачи бетонной смеси к месту укладки с по­мощью ленточнык конвейеров и транспортеров эффек­тивнее других. Он позволяет обеспечить большую произ­водительность при меньшей трудоемкости по сравнению, например, с подачей смеси кранами, создать любую трас­сировку транспортной магистрали, что имеет значение при организации работ в стесненных условиях действу­ющего производства. Для бетонирования отдельно стоя­щих фундаментов и колонн при внутрицеховой реконст­рукции удобно также использовать автопогрузчик, обо­рудованный вибробункером.

Широкое применение при реконструкции жилых и об­щественных зданий находят монолитные железобетон­ные конструкции, которые по трудоемкости успешно конкурируют со сборными вариантами решения перекры­тий. Используют следующие типы конструкций: плоские плиты перекрытий с опиранием по контуру или по двум сторонам (в зданиях пролетом до 6 м); ребристые (реб­рами вверх) и пустотные перекрытия (для зданий про­летом свыше 6 м); ребристые по существующим метал­личе

Похожие публикации